Новости праздник навруз что такое

Изначально «Навруз байрам» («праздник Навруз») был праздником Солнца у древних земледельцев. 21 марта, в день весеннего равноденствия иранские и тюркские народы празднуют Навруз.

Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты

После решения ЮНЕСКО в 2009 году праздник получил название «Международный день Навруз». Так ежегодно празднование Навруза совпадает с днем весеннего равноденствия. Навруз — праздник прихода нового года и весны по астрономическому солнечному календарю — приходится на период весеннего равноденствия. Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. Как показал опрос, большинство узбекистанцев считают Навруз особым днем, характеризуя его как очень важный, значимый праздник, вызывающий особые чувства и эмоции.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Международный день Навруз или «персидский Новый год» – национальный праздник тюркских народов, один из древнейших праздников в истории человечества. К вопросу календарного цикла празднования праздника Навруз в г. Худжанде и его округе. Навруз — национальный праздник стран Азии, отмечается в День весеннего равноденствия, и символизирует новый год, начало новой и благоприятной жизни. «Навруз – это также праздник богатого культурного наследия и разнообразия человечества, – отметил Гутерриш.

Материалы по теме

  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Узбекистанцы рассказали, почему так любят праздник Навруз
  • Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты -
  • Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз
  • Навруз 2023: какого числа, кто и как отмечает праздник

Навруз 2023: какого числа будет, история и традиции праздника

Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Учитывая межрегиональный и международный характер праздника — в подготовке его мероприятий принимают участие ряд полномочных и постоянных представительств субъектов Российской Федерации и посольств зарубежных стран в Российской Федерации. Программа Навруза включает праздничный концерт с выступлением профессиональных и самодеятельных коллективов из Москвы, других регионов России и зарубежных стран, демонстрация национальных костюмов, выставки-ярмарки изделий мастеров народного творчества, угощения блюдами национальной кухни. Также в программе Навруза: конкурс плова, соревнования по традиционным видам борьбы народов России, детская площадка.

В числе почетных гостей Навруза - представители федеральных и региональных органов власти, представители субъектов Российской Федерации и послы зарубежных государств.

Традиционными блюдами на Навруз являются плов, самса, халва и другие блюда из свежих овощей и зелени. На столе также обязательно должны присутствовать семь блюд, которые символизируют семь благ: здоровье, богатство, счастье, долголетие, благополучие, любовь и удачу. В этот день принято поздравлять друг друга с праздником и желать всего наилучшего.

Значение Навруза Навруз — это праздник обновления и возрождения.

Отмечают праздник весны и в нескольких регионах России — в Татарстане, Дагестане и Башкирии. Кроме того, Навруз популярен у народов тюркского и персидского происхождения, живущих за пределами своих стран. Почему на Навруз красят яйца Многих удивляет, что народы, исповедующие ислам, украшают праздничный стол разукрашенными яйцами. Для большинства эта традиция связана с Пасхой.

А вот народы Ближнего Востока и Средней Азии красят яйца именно в честь Навруза — праздника наступления весны. Традиция пошла с доисламских времен, а разукрашенное яйцо символизирует зарождение жизни. Кстати, чаще всего яйца красили в зеленый цвет. Как известно, это очень древний праздник, уходящий корнями в зороастрийское прошлое иранских народов. Здесь можно провести аналогию с русской Масленицей, которая не имеет отношения к православию, однако верующие спокойно относятся к празднику.

Так и в случае с Наврузом — религия не противоречит древним народным традициям.

Посадить дерево, обнять человека У восточных народов посадка дерева в день Навруза считается великим поступком во благо матери-природы.

Также традиционными для этого широкого праздника считаются приготовления национальных блюд, проведение национальных игр, обмен объятиями при встрече, прощение обид и пожелание себе и другим всего лучшего. В древности народы Востока разжигали огонь в ночь на 21 марта и встречали новый год разожжённым огнем. Праздничный дастархан Восточные народы исконно славятся своим гостеприимством.

В дни празднования Навруза традиционно от семи до четырнадцати дней принято ходить к друг другу в гости и накрывать щедрый дастархан дословно — скатерть, еда, стол. Во время праздничной трапезы младшее поколение берёт благословение у старейшин.

Навруз-2024 — праздник Нового года и начала весны

Праздник уходит корнями в народные традиции. По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне.

Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл. Так как год по солнечному календарю содержит 365 366 дней, а лунный - 354 355 дней, начало лунного года и все даты лунного года относительно солнечного перемещаются примерно на 11 дней вперед. Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов. Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу.

К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 см и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз - чтобы стать основой для праздничного блюда. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. Хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице.

В древности в период празднования Яран-Сувара между воюющими сторонами заключалось перемирие. На следующий день с утра 22 марта юноши с ряженным в шкуру козла ЦIегь ходили по дворам с шутками-прибаутками. Хозяйки выносили им сухофрукты, вареные и свежие яйца, лепешки, халву, обожженные зерна ячменя и конопли, свежие яблоки, орехи и прочие угощения. На праздник Яран-Сувар красят яйца, готовят разные блюда, причем в каждом доме их количество должно равняться семи.

Часто варилась каша из семи продуктов сушеное мясо, кукуруза, ячмень, фасоль, горох, нахуд, картофель или что-либо другое. Готовились также традиционные блюда из проросшего ячменя, аналогичные иранскому «саману». Период празднования продолжался в течение 14 дней вплоть до 4 апреля. В эти дни люди активно помогали друг другу в различных хозяйственных делах, шла подготовка к весенним работам, очищались дворы и участки, обрезались и сжигались сухие ветки, приводился в порядок инвентарь и инструмент. В эти дни было принято ходить в гости к родственникам и друзьям с поздравлениями «Яран суваркай! У табасаранцев праздник прихода весны называется «Эбелцан». Традиционно в этот день разводят большой костер, поют песни, раздают угощения. Обычно разжигает костер уважаемый аксакал села и так называемая «девушка-весна» ср. Наурузбикэ у татар и башкир.

Лакский лайфхак: разбудить весну будильником Главная забота в каждой семье — встретить весну достойно. У лакцев для этого еще накануне праздника, 20 марта, готовят сладкие пироги «барта», а к вечеру 21-го — мясной суп «итти нак» с растертыми пшеничными зернами. Как правило, утром того же дня их перемалывает старшая в доме женщина. Для этого во двор выносят ручные каменные жернова, которым запросто может быть лет сто, а то и двести. Фото: Сергей Новиков Каменные жернова для перемалывания зерна. Фото: Сергей Новиков А мужчины собираются в центре села, чтобы разбудить весну. Начинается самая шумная часть праздника. Праздник оказался там наряду с грузинским многоголосым пением, арабской соколиной охотой, японским театром «кабуки» и еще семью десятками «элементов нематериальной культуры» со всего света. С 2010 года в день весеннего равноденствия, 21 марта, отмечается Международный день Навруз. В Кумухе, центре соседнего Лакского района, небольшая, но очень бодрая делегация устроила сход в крепости над аулом. В качестве «будильников» у них самодельные пистолеты-пугачи и кустарные фейерверки: запаянная с одного конца короткая стальная трубка на подставке, деревянная пробка, самодельный бумажный фитиль и охотничий порох. Заряженную трубу ставят пробкой кверху, поджигают фитиль — и через несколько мгновений деревяшка с грохотом отправляется в небо. В соседнем ауле Шара все проще и суровее, там «минометов» не изобретали. Вместо них использовали деревянные колышки и «стартовую площадку» — большой плоский камень с тремя углублениями.

Навруз 2025: история и традиции праздника

Навруз – первый день иранского календаря, начало весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин (перс. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, он появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. 21 марта — Навруз: значение древнего праздника, традиции и запреты.

Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник

Праздник отмечается в день весеннего равноденствия - 21 марта и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар. Он был известен еще с дозороастрийских времен, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. В сентябре 2009 г. В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года.

Так, у казахов он звучит как Наврыз и означает рождение весны. Второе его название — Улыс Куны, что переводится как Первый день нового года. Народ считает, что чем богаче будет стол и чем щедрее подарки, тем больше изобилия и богатства придет в дом в будущем году. Главным блюдом у казахов считается Наурыз-коже, состоящий из главных элементов жизни: вода, мясо, соль, мука, молоко, жир и какой-либо злак. Согласно преданиям, эти ингредиенты дают божественную защиту и рост благосостояния. Цифра семь является основной.

Она также означает 7 дней недели. Каждый человек должен посетить семь домов и принять у себя семь гостей. В Узбекистане Праздник отмечают 13 дней и считается, что поступки, совершенные им в эти 13 дней, будут с ним рядом весь год. Поэтому принято быть щедрым и ходить в гости. На улицах в этот день проводятся массовые гуляния, на уличных сценах и просто на площадях проводятся показательные выступления с песнями и танцами. У кыргызов праздник называется Нооруз. Благостным символом у них считается белая скатерть, постеленная на стол. По поверьям турков, первый человек, который увидит тебя в Навруз, будет с тобой весь год. Поэтому принято встречать его с близкими приятными людьми. В Турции также связано с этим днем много поверий.

Например, если будет пасмурно, то эта погода продержится до июня. А если идет снег и дождь, год будет урожайным. В Туркменистане празднуют 21 и 22 марта, а в первый из дней отмечается также день Женщины и Матери, как начала жизни. В Таджикистане друг друг приветствуют словами «Навруз мобарак бод», а на столе обязательно должны стоять блюда, название которых начинается на «с». В Иране праздник тоже отмечают 13 дней. Женщины прыгают через костер, а по улицам ходят артисты в красных одеждах, символизирующие огонь. Лица как правило, мажут краской или сажей. В Азейбарджане Навруз — официальный выходной день. Четыре вторника до главного дня символизируют четыре стихии: воду, огонь, землю и воздух. А в сам праздник эти стихии объединяют на благо человека, чтобы подарить покой, достаток и счастье.

Для курдов это не только праздник весны, но и день освобождения земли от тирании дракона Захока, о котором говорится в легендах. Даже в Индии отмечают этот праздник. Они украшают одежды цветами, а у дома разжигают большие костры. Чем больше дыма от них исходит, тем лучше — вместе с дымом уходит все дурное. Традиции праздника очень интересны и отличаются в зависимости от географической принадлежности народа. Приготовления обычно начинаются заранее Нужно вспомнить всех родственников и близких, посетить кладбища, почистить могилы. Как и во многих мусульманских и православных праздниках, в этот день нельзя работать. Поэтому всю уборку, стирку и другие домашние дела необходимо завершить накануне. Также по традиции нужно постирать всю одежду и украсить дом веточками яблони и, если найдется, граната. С ветками цветов выходят и на улицу.

В некоторых народах в первый день разжигают огонь. Это могут быть костры, свечи, факелы. Так, по поверьям, люди получают дополнительную силу для защиты своего жилища. Говорят, что если семь раз перепрыгнуть через горящий костер и через проточную воду, то можно очиститься от всех прошлогодних грехов. Арабами и в арабских странах Навруз не отмечается. Обычаи и традиции праздника Навруз Волшебная ночь, окруженная мистикой — самые подходящее время для гаданий. Особенно по нраву гадания молодым девушкам. Они кидают ботинок за забор. Если носок указывает в сторону дома — еще год им жить с родителями, если от дома — ждать свадьбы. Интересный обычай — это с наступлением праздника подслушивать разговоры соседей, проходя мимо их окон и дверей.

Что услышишь — таким и будет твой будущий год. Также наутро после праздника каждый хозяин с нетерпением ждет первого гостя. Каким будет его нрав — таким и будет следующий год. Счастье, если гостем станет тихий добрый мужчина с хорошей репутацией и приятной улыбкой. О таких говорят «счастливая нога», то есть человек, принесший в дом удачу. В праздник принято окуривать помещение веточками арчи, чтобы изгнать злых духов. Во второй день Навруза уже начинаются полевые работы, и здесь, конечно же, также не обходится без обрядов. Первую борозду проводит самые уважаемый человек села. А далее — по старшинству.

В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду». Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта. Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. На Навруз в каждой афганской семье накрывается праздничный стол. Примерно за две недели до праздника на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров в высоту и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. В древности каждая из составляющих праздника имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. На дастархан ставилось зеркало, зажигались по числу членов семьи свечи, обязательно подавались большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, в которой должен был плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца и т. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась. В настоящее время афганцы готовят на Навруз «хафтмева» компот из 7 компонентов — ядра грецких орехов, фисташек, миндаля, темный и светлый изюм, сенджет и «хафтсин» семь видов продуктов, названия которых в персидском начинаются на букву С: яблоки, чеснок, уксус, грибы, сенджет, ростки зерновых, саманак.

Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца. Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М. Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло. Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч». Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков. На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г. В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно. Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А. Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены.

Навруз Байрам – праздник прихода весны: когда отмечают, история, традиции

Ноуруз (Навруз) – иранский Новый Год и праздник весны Навруз является главным национальным праздником прежде всего для многочисленной группы азербайджанцев, проживающих в районе Дербента.
Навруз 2023: какого числа, кто и как отмечает праздник История весеннего праздника Навруз (Новруз) – самого древнего на планете[Электронный ресурс].
Навруз – не исламский праздник | В Российской Федерации тоже отмечается большой праздник Навруз (Нооруз).

Иран: новогодняя «ёлка» и обязательные путешествия

  • Какого числа отмечается Навруз в 2025 году
  • Навруз 2025: какого числа, история и традиции праздника
  • Да будет новый день, или что такое сумаляк
  • Что такое Навруз (Новруз), который отмечают 21 марта
  • История Навруза

Международный день Навруз

Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз. Новости. Первый канал Хотя Навруз считается семейным праздником, гостям в этот день особенно рады.
Навруз 21 марта 2023 года: значение мусульманского праздника, традиции и запреты نوروز‎ «новый день»; также Международный день Навруз[5], Ноурыз; 21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов.

Навруз – как празднуют самый древний Новый год?

Афганистан.Ру | История Навруза Во время празднования Навруза на стол обычно ставят зеркало, свечи и крашеные яйца.
Мусульмане по всему миру отмечают древний праздник Навруз. Новости. Первый канал Праздник в разных языках называется немного по-разному: Новруз в Азербайджане, Навруз в Узбекистане, Наурыз в Казахстане, Нооруз в Кыргызстане.
Навруз 2023: дата, история, где и как отмечают праздник Празднование Навруза является одной из важнейших традиций древнего Ирана, сохранившейся по сей день и вышедшей далеко за пределы его границ.

Международный день Навруз

К вопросу календарного цикла празднования праздника Навруз в г. Худжанде и его округе. 21 марта отмечают Навруз – день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Навруз – день весеннего равноденствия, ежегодно отмечается в Узбекистане как государственный праздник. Новруз, Науруз, Нуруз, Невруз, Наурыз, Ноуруз, а в Таджикистане - Навруз. В Иране, колыбели этого древнего праздника, в наши дни Навруз — событие домашнее.

“Праздник Навруз”

Важные атрибуты на праздничном столе: свечи, зеркало и крашеные яйца. На Навруз на столах можно увидеть проросшие ростки пшеницы, которые перевязывают мусульмане красной ленточкой. Запреты 1. Запрещается ругаться и вспоминать старые обиды на людей. Не стоит думать о плохих событиях в прошлом. Человеку не стоит тратить время на работу. Исключение составляет готовка праздничных блюд.

Предки верили, что отмечать этот праздник жизненно необходимо. Поскольку это означает, что человек живет в гармонии с собой, природой и окружающими людьми. Кроме того, Навруз способствует продвижению солидарности и ценности мира, примирению и добрососедству, что в итоге укрепляет дружбу между народами и помогает сохранить культурное разнообразие. Традиции и обряды От региона к региону традиции и обряды разнятся. Однако есть общие правила, которые соблюдают в Международный день Навруз. Во-первых, перед празднованием люди всегда зажигают символический огонь и стараются расположиться как можно ближе к воде, поскольку традиционные пляски заканчиваются прыжками через костры и ручейки.

К Наврузу родственники из разных городов и даже стран съезжаются в одно место, в этот день им важно обнять всех своих близких. Перед самим праздником проводят народные гуляния, а дети ходят по соседям и поют песни о Наврузе, получая сладости. К вечеру все собираются за столом и зажигают свечи, ведь огонь очень важная часть Нового года. Считается, что он оберегает людей от мрака и несчастий. Обычно застолье длится всю ночь, потом празднующие немного отдыхают и продолжают торжество с новой силой, но уже в тесном семейном кругу. Стол с обязательными семью блюдами, о которых рассказал Дружиловский, называют «хафт-син». Дело в том, что угощения должны включать в себя предметы, «хафт», которые начинаются с арабской буквы «син». Это может быть чеснок, яблоки, семена руты, маслины, уксус, специи и пророщенное зерно — сир, себ, сипанд, санджил, сирке, сумах и сабзи. При этом в разных странах свои наборы еды. На Навруз готовят два блюда, которые едят исключительно в этот праздник, — гуджу и сумалак. Создание угощений занимает очень много времени: обычно на них уходит вся ночь перед праздником, и готовить такие кушанья принято в одиночестве. Гуджа состоит из семи злаков и мяса, которые варят множество часов, пока они не превратятся в однородную массу. Кое-где вместо нее готовят халим — кашу из пшеницы, мяса, нута и овощей. Варить это обязательно должны мужчины.

Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги. По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" "с" : семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы сомарэк. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепёшки, чашу с водой, на которой должен плавать зелёный лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца. В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак - это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халисы — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел. Приготовленные яства делятся между хозяйками, и каждая несет свою часть домой, к своей семье.

В Ташкенте отмечают Навруз – международный праздник весны и обновления природы

Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры. Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти.

Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной. Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно.

Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве. Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании.

К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное». При ритуале ашвамедха, то есть принесения в жертву коня, устанавливался 21 жертвенный столб семь по три. Архаичность этого сюжета подтверждается античной мифопоэтической традицией в текстах о ритуальном убийстве Загрея-Диониса. Здесь также это событие маркируется числом семь: Загрей и Дионис растерзаны на семь частей Лосев А.

Расчленение, разделение жертвы на определенное число частей, вербальное перечисление этих частей Елиза-ренкова Т. Попытки реанимации в раннем средневековье согдийцами-им-мигрантами древних культов, прижившихся в зороастрийских верованиях, связанных с новогодними ритуалами периода нахождения Солнца в дни весеннего равноденствия в созвездии Быка, не привели к действенным результатам и были окончательно утрачены. Новые волны кочевников тюрков в VI-X вв. Они владели Новым Новрузом и знали, в отличие от со-гдийцев, что прошел не только час Быка, но и Овна и уже более 500 лет длится эра Рыбы, такой же подвижной, как и они сами. И не случайно на каменных изваяниях тюрков, на поясах, пряжках и других предметах поясной фурнитуры, пластинах для лука и упряжи лошади царствует Рыба. На обширных территориях тюркской культуры I тыс.

Две идеологии и культуры Старого и Нового Новруза столкнулись в пределах городов Жетысу, при этом без каких-либо попыток к симбиозу. В результате монументальные постройки согдийцев -замки и другие здания, утратившие свое идеологическое главенство, оказались заброшенными. На их развалинах, как на платформах, были возведены тюркские, хотя и не столь идеальные в плане строительной техники, но свои, отвечающие новым веяниям открытости, контактам со всем миром и многоязычию. Вместе со всеми инновациями обрел новый облик и Новруз. Из плана содержания он переходит в план выражения, приобретает научное обоснование. И не случайно Юсуф Баласагунский в своей поэме «Кутадгу билиг», то есть «Счастливое знание», описывает Новруз как появление Солнца в созвездии Рыбы.

В то же время само описание этого праздника в поэме символизирует как начало года, так и начало книги, описывающей Вселенную как огромный, населенный многочисленным народом город. Однако уже у Ю. Баласагунского появляются первые грозные признаки представлений об апокалипсисе и конце времен, которые звучат в конце книги, что уравновешивает весеннее и осеннее равноденствие, примиряет жизнь со смертью. Это был веселый праздник, отмечавшийся в дни весеннего равноденствия. По преданию, Науруз понравился Пророку Мухаммеду, и первые арабские халифы широко распространили этот праздник в халифате, отмечая его очень пышно Лобачева Н. Науруз относится к празднествам, сложившимся на основе культа умирающего и возвращающегося божества.

Причастность Науруза к аграрному культу выражалась в таком ритуальном действии, как шествие с цветами - «праздник красной розы», связанный с древнейшим культом умирающего бога, кровь которого якобы появляется ежегодно в кроваво-красных лепестках розы. Обряд восходит к первобытным мастерам, связанным с почитанием умирающего и воскресающего божества природы. Согласно материалам Р. Каримовой, в этот праздничный день на дастархан ставили семь яств, названия которых должны были начинаться на букву «Ш» арабский шин , а праздничное блюдо называлось «семь шинов»: шарап - виноградный сироп, шир - молоко, ширин - варенье из сока тутовника, шикяр - сахар, шербет - фруктовые напитки, шам - благовонная свечка, шона - расческа. Эти составные части убранства стола символизировали различные природные явления: шарап - пробуждение, шам - красоту Абусеитова М. Науруз с самого начала был народным праздником, днем пробуждения весны и началом земледельческих работ, о чем свидетельствуют сообщения древних авторов.

Как пишет Омар Хайям 1965, с. Один из древнейших обрядов, отражающий архаичные черты праздничных обрядов, заключен в изготовлении посуды накануне Науруза.

В каждом доме на стол выкладывали разные фрукты, будь то яблоки, гранаты, виноград, амруд, грецкие орехи, миндаль, фисташки, курага, малина, изюм и другие. В дни Навруза также готовят особые весенние блюда из вкусных трав и злаков.

Злаки символизируют новогодние благословения и здоровую пищу природы. Во время Навруза борцы соревнуются в борьбе, верховой езде и в беге. О Наврузе написано много песен и стихов, в которых отражены радость и счастье, уважение к природе, нравственные и социальные ценности. В народе говорят, что «Хорошая весна - хороший год».

Пусть благо и обилие весны дарят жизни каждого жителя нашей планеты свежие тона и смысл, дастархан каждой семьи наполнится изобилием. Пусть этот чудесный праздник принесет в каждый дом достаток и счастье!

Навруз считался главным праздником. В сентябре 2009 г.

В Москве Навруз в общегородском формате празднуется ежегодно с 2006 года. Участниками праздника Навруз становятся москвичи, жители других регионов России, а также иностранные граждане, в том числе трудовые мигранты из Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, временно находящиеся в Москве. Организаторы: национальные общественные объединения и национально-культурные автономии в городе Москве при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы.

В дни празднования Навруза традиционно от семи до четырнадцати дней принято ходить к друг другу в гости и накрывать щедрый дастархан дословно — скатерть, еда, стол. Во время праздничной трапезы младшее поколение берёт благословение у старейшин. Благодаря такой традиции укрепляется единство и сплоченность народа, улучшаются родственные, дружеские отношения, которые в восточной культуре считаются основой выживания нации. Мартовские подарки Также как на традиционный Новый год с 31 декабря на 1 января в дни празднования Навруз принято дарить подарки. Чтобы не ошибиться можно выбрать один из списка подходящих презентов. Это могут быть: серебряные украшения, часы с азаном запрограммированная система расчета молитв , Коран и закладки для него, мусульманская одежда, сладости, деревянные шахматы, наборы для чая, шапочка и коврик для намаза, чётки, книги, комнатные растения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий