Путин высказался о возможности пути самоизоляции и автаркии для России. В современной экономической лексике автаркией обозначают экономику, ориентированную вовнутрь, на саму себя, на развитие без связей с другими странами.
Зампред ЦБ предостерегла от создания автаркии в России
Страны, которые придерживаются политики автаркии, характеризуются самодостаточностью и ограниченной торговлей с глобальными партнерами. Автаркия крупных держав – это, по сути, защитная политика, которая может привести к военному консерватизму и индустриальной конкуренции, что пойдёт. Используя сайт , Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике обработки Персональных данных. Политика автаркии – это политика экономического обособления государства, целью которого является достижение его независимости от ввоза капитала, сырья и ресурсов извне.
Алексей Йесод. Никакой могучей восточной автаркии не существует
Россия расширяет и будет расширять взаимодействия со всеми, кто в этом заинтересован. РФ не пойдет по пути самоизоляции и автаркии, заявил Путин. Путин высказался о возможности пути самоизоляции и автаркии для России. О последствиях автаркии, самоизоляции финансовой системы, ранее предупреждала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Я делаю вывод, что автаркия хороша, когда нужно быстро достичь результата, но и конечный эффект будет не долгим (условно 10-40 лет). Тогда «автаркия» станет единственным вариантом экономического развития. О последствиях автаркии, самоизоляции финансовой системы, ранее предупреждала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Алексей Йесод. Никакой могучей восточной автаркии не существует
«Речь не идёт об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать всё у себя внутри», – сказал он. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников. В истории эволюции внешнеторговой политики государства насчитывается три основных формы: свободная торговля, протекционизм и автаркия. бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы. В истории эволюции внешнеторговой политики государства насчитывается три основных формы: свободная торговля, протекционизм и автаркия. Клуб был создан в сентябре 2004 года по инициативе агентства РИА Новости, Совета по внешней и оборонной политике, газеты The Moscow Times.
Экономическая автаркия, советский прецедент. Валентин Катасонов
Автаркия политическая (от греч. autarkia – самоудовлетворение) – совокупность мер и средств, используемых государственными и политико-негосударственными субъектами, направленных на обособление политических институтов в целях создания замкнутой политической. Замглавы кабмина подчеркнул, что на пути достижения технологического суверенитета "речь не идет об автаркии, нет задачи замкнуться и сделать все у себя внутри". Модель автаркии, то есть независимости от внешних поставщиков, была очень востребована. Политика автаркии резко ухудшает положение трудящихся.
Значение слова «автаркия»
Открытая система с активным действием. Опять же, торгуете со всеми, воспринимаете все, но на окружающие страны оказываете максимальное влияние. Так вот, почему бы России не пойти по третьему пути? Западная система рушится. Россия предлагает свои способы решения. Вместо мира на правилах — международное право, вместо зеленой энергетики — замкнутый ядерный цикл, вместо зеленой повестки и торговли «квотами» - реальные научно-обоснованные принципы, вместо либерализма — мир основанный на ценностях. Конечно, открытая система с активным действием требует большой работы над собой. Необходимо окрашивать отрицательным оттенком все негативные процессы извне, а положительные процессы — наоборот, поддерживать. Все это должно контролироваться единой информационной политикой в стране.
И нет лучшего для этого времени, чем сейчас.
То есть речь пока не о полной автаркии в России, а об все усиливающихся автаркических тенденциях. Кстати, они присущи и многим типа либеральным государствам: США и Евросоюзу, которые защищают свои экономики санкциями и высокими заградительными пошлинами. Да и, как видим, самостоятельно сейчас разрывают связи с такими крупным экономиками, как российская или китайская. Даже путем террористических атак на экономическую инфраструктуру. То есть процесс идет с обеих сторон. Что общего между автаркиями прошлого?
При этом роль корпорации была весьма скромной, поскольку эта помощь осуществлялась или традиционными путями, или специально созданными органами. В тексте закона о принудительном картелировании предприятий одной отрасли, принятого в 1932 г. Решение о принудительном картелировании принималось большинством голосов промышленников данной отрасли, иначе говоря — волею Конфиндустрии. В новом издании закона о картелировании, который вышел в 1937 г. Так, они должны были контролировать слияние промышленных предприятий, и новые консорциумы обязывались отчитываться в своей деятельности перед корпорациями. Однако председателями корпораций, к которым направлялись эти отчеты, были представители тех самых консорциумов, которые они должны были контролировать. Нет ничего удивительного в том, что эти отчеты никогда не приводили их к каким-либо решениям. Как пишет итальянский экономист Дж. Гуалерни, подробно исследовавший деятельность корпоративных органов, «эта документация никогда не служила для глубоких и серьезных исследований деятельности отдельных консорциумов, а те обзоры, которые делались, ограничивались простой регистрацией, без какой-либо оценки их влияния на экономику страны»[172].
Важной прерогативой, которую получили корпорации по закону 1937 г. Однако на практике и в этом случае решение попадало в руки руководителей Конфиндустрии. Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени. Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер. В 1937 г.
В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики... Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж. Паломба, писал в 1950 г. В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам. Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах.
Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности. Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта. Главной целью этих усилий была подготовка к войне. Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации». Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом. Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил.
Если они не были заинтересованы в открытии нового предприятия, то проходили месяцы и даже годы, прежде чем корпоративные органы давали подобное разрешение, и, наоборот, дело шло необычайно легко и быстро, если этому способствовали могущественные промышленные группы. Система выдачи корпорациями лицензий на постройку новых предприятий оказалась еще одним средством в руках монополий для удушения какой-либо конкуренции. Это приняло столь широкие масштабы, что даже находило отражение в официальных документах того времени.
Так, во время обследования хода строительства новых предприятий, проведенного в 1939 г. В то время как корпорации объявлялись «основой государства», в действительности они часто были лишены возможности воздействовать на экономическую и социальную жизнь страны, ограничиваясь выработкой различного рода рекомендаций и проектов. Заседания корпоративных органов проводились редко, проходили сумбурно и носили чисто теоретический, а иногда схоластический характер.
В 1937 г. В последние годы существования фашистского режима и после его краха многие фашисты-корпоративисты признавали неэффективность отдельных элементов системы, а иногда и всего корпоративного сооружения в целом. Пала в журнале «Экономна фашиста» писал, что «все согласны с тем, что корпорациям не удалось получить того развития, которое давало бы им право занять достойное место среди основных институтов режима, приобретя реальные и практические функции, превратившие бы их в руководящий орган национальной экономики...
Корпорации живут отрешенной от действительности жизнью, обсуждая какой-либо вопрос только в том случае, если инициативу в этом направлении проявляли иные органы, и не имеют никакой возможности для практической, серьезной и полезной деятельности»[175]. После войны бывшие корпоративисты делали еще более знаменательные заявления. Так, один из теоретиков корпоративной системы, Дж.
Паломба, писал в 1950 г. В действительности существовала лишь корпоративная политика и изменения касались лишь законодательных норм, ибо «гомо корпоративус» оставался обычным «гомо экономикус», который под влиянием обстановки лишь надел черную рубашку и принял прочие внешние атрибуты фашизма»[176]. Иными словами, это означало, что крупный капитал использовал корпоративную систему только в той степени, которая способствовала его экономическим и социальным интересам.
Капиталист, надевший черную рубашку, продолжал заботиться в первую очередь о собственных доходах. Основные процессы итальянской экономической жизни в 30-х годах были связаны с «битвой за автаркию». Сам термин «политика автаркии» получил распространение в середине 30-х годов, однако усилия фашистского правительства для сокращения зависимости Италии от ввоза стратегического сырья стали предприниматься значительно ранее и главным образом в промышленности.
Толчком для этого послужило применение экономических санкций против Италии во время итало-абиссинской войны. По замыслу фашистских руководителей, политика автаркии должна была осуществляться путем выработки у итальянцев «автаркического духа», перестройки промышленности, направленной на достижение экономической независимости, путем сокращения импорта и увеличения экспорта. Главной целью этих усилий была подготовка к войне.
Для выработки у итальянцев «автаркического духа» был мобилизован весь пропагандистский аппарат. В бесчисленных статьях, брошюрах и исследованиях доказывалась необходимость автаркии для существования государства и достижения «высших целей итальянской нации». Однако создание «автаркического духа» оказалось чрезвычайно трудным делом.
Особенно сложным было «перевоспитание» в духе «национальных задач» хозяев итальянской экономики — крупных промышленников и финансовых заправил. Время от времени на страницах итальянских газет и экономических журналов появлялись гневные обвинения в адрес крупных промышленников. Так, некто П.
Капоферри в сентябре 1938 г. Однако дальше выступлений в печати дело не шло, и «автаркический дух» так и остался одним из многочисленных мифов фашистского режима. Практические мероприятия в области автаркии включали реорганизацию промышленности, максимальное использование национального сырья, а также контроль и ограничение потребления.
Весной 1937 г. Муссолини объявил, что «корпорации мобилизованы для борьбы за автаркию, а Национальный совет корпораций должен рассматриваться как генеральный штаб, возглавляющий борьбу»[179]. С этой целью в системе корпораций в октябре того же года была создана Верховная комиссия по автаркии, решения и рекомендации которой передавались непосредственно в государственные органы[180].
В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям». Предполагалось, что автаркическая комиссия совместно с корпорациями объединит отраслевые программы в «генеральный план национальной автаркии». В действительности такого плана не было создано до самого начала войны.
Глобализация против автаркии: на чьей стороне преимущество?
Раз нас отовсюду повышибали, нужно обратить это себе на пользу. Раз на внешнюю аудиторию работать невозможно, займемся собой и будем развивать внутреннюю. Вообще-то это и есть естественный путь развития: свой рынок, свои кадры, своя культура — завоюй свою страну, прежде чем идти в мир. Мировой гегемон, единственная сверхдержава. Это страна, куда с любым культурным артефактом со стороны пробиться очень тяжело, зато она сама — самодостаточна и даже, быть может, чересчур самодовольна. Зато там не ждут, когда же им сделает красиво кто-то извне, когда кто-нибудь расскажет, зачем они живут. Стало быть, нам стоит учиться у лучших. Изоляция — сто тысяч вакансий.
Стивен Кинг отказывается печататься в России? Товарищи издатели, найдите своего. Вырастите, разрекламируйте. У нас книжный рынок хилый, слабенький — ну так попробуем его починить. Наших спортсменов не пускают на международные соревнования? Обидно правда, обидно , но какой-нибудь бейсбол кроме США нигде никому толком не нужен, а не сказать, что бейсбол как вид спорта в упадке. Наука — тут ситуация, конечно, самая сложная.
Однако советская наука существовала автономно и погибла только вместе с самим СССР.
Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Основные виды протекционизма Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства; Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли; Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран; Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов; Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний; Зеленый протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права; Коррупционый протекционизм" - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп. Первый желает побольше поиметь, вторыми практически распоряжается капитал, а не народ... Третья сторона постоянно хочет "прибывки" к зарплате, боится потерять работу, вынуждена раболепствовать перед "благодетелем".
Особенно, если есть опасность сокращения кризис...
Как отмечает кандидат экономических наук и автор YouTube-канала о популярной экономике Furydrops Григорий Баженов, «Если в XIX веке обеспечивать себя всем необходимым в условиях закрытия было сравнительно просто, то в XX, а уж тем более в XXI веке — это явный шаг в сторону технологического отставания». Поэтому даже сторонники автаркии чаще говорят скорее о движении к самодостаточности, нежели о состоянии полной замкнутости экономики. В качестве плюсов подобного стремления они часто заверяют , что протекционистские меры, введенные в западных странах, привели к росту экономики и помогли им создать собственные отрасли промышленности и оградить их от конкуренции. Если говорить о недавней истории, то в пример приводят Южную Корею и Японию , где с государственной поддержкой появились крупные промышленные концерны с мировым именем, например Samsung, LG Group, Hyundai и Mitsubishi. Григорий Баженов также отмечает, что «у нас есть опыт таких регуляторных политик, когда временные ограничения на импорт конечной продукции приводили к промышленному развитию — США и Германия в конце XIX века, Южная Корея в эпоху южнокорейского чуда. Но есть и примеры обратного». Полная или близкая к полной автаркия поэтому всегда означает статические то есть, мгновенные потери выгод от торговли, — говорит старший преподаватель экономического факультета МГУ Даниил Шестаков.
По меньшей мере, это аргумент в пользу временной и частичной автаркии — лишь в отдельных отраслях и до тех пор, пока эти молодые отрасли не разовьются. Выгоды от автаркии для потребителей внутри страны, таким образом, материализуются нескоро». По этой причине большинство экономистов скептически относятся к подобным аргументам. Эксперты вроде Грэгори Мэнкью и лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана считают, что протекционизм негативно влияет как на экономический рост, так и уровень жизни, а свободная торговля не только улучшает рост, но и позитивно влияет на экономическую стабильность. С этим согласен и Баженов: «В современном мире попытки построить полную автаркию приводили к катастрофе роста — можно вспомнить Северную Корею. Быстрая индустриализация ряда других экономик, которые мы привыкли считать автаркиями — например, СССР, были связаны с импортом технологий. Например, завод Ford был открыт в Советском союзе в 1932 году тот самый ГАЗ построила американская компания. Более того, когда США активно применяли санкции к СССР во времена Рейгана, Европа, напротив, сотрудничала с Советским Союзом по ряду проектов — в частности, в рамках строительства экспортных газопроводов.
Да, санкции США ударили по масштабам проекта, но не привели к его закрытию». Ни одна страна мира сегодня не может надеяться только на собственные силы, это утопия, отмечает Баженов: «Попытки построить полноценную автаркию приводят к тому, что неэффективность накапливается во всех секторах экономики, ведь отсутствуют выгоды от специализации на том, что ваша национальная экономика может производить лучше других. Фокус размыт.
ЦМАКП представил сценарий развития российской экономики от «автаркии» до «инерции» 11. В докладе содержатся главные перспективы развития экономики российского государства. Согласно представленному сценарию, экономика будет переживать спад до 2023 года.
Россия в глобальной политике
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. В этом случае руководство государства постарается поддерживать макроэкономическую и финансовую стабильность. В данном сценарии Россия постарается модернизировать собственную экономику в новых для себя условиях. Центральная Служба Новостей.
В частности, самодостаточный человек довольно легко отказывается от желаний и целей, достижение которых кажется ему нерациональным. Кроме того, он не склонен идти на компромиссы и уступки.
Это может создавать ему сложности как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. История термина Авторство термина «автаркия» приписывают Демокриту. Он считал, что самодостаточность свойственна природе, поэтому и человек должен стремится стать самодостаточным, заменив вожделение созерцанием. С его точки зрения, человек должен был наслаждаться тем, что дано ему изначально, и не должен стремиться взять от природы больше. Платон несколько иначе понимал, что такое автаркия.
Он считал, что человек может и должен стремиться к совершенству и достатку. При этом и Демокрит, и Платон сходились во мнении, что автаркия является предпосылкой для «блаженства мудрости». Ученик Платона Аристотель расширил смысл термина «автаркия». В его трудах это слово встречается гораздо чаще, чем у упомянутых выше предшественников. Он рассматривал биологический, философский, физический, логический и прочие смыслы этого понятия.
К примеру, он использовал слово «автаркия» по отношению к небесным телам, чтобы обозначить, что они свободны от земных трудностей. Как развить автаркию? Для начала уточним, что автаркия это не просто самодостаточность, а такая её форма, при которой человек испытывает внутреннюю психологическую, эмоциональную и интеллектуальную целостность. Для достижения этого состояния важно обладать высокой самооценкой, быть уверенным в своих знаниях и не ощущать дефицита информации. Чтобы добиться этого, следует соблюдать несколько несложных правил: Ставьте реальные цели.
Как это существовало в современной России до 2007 года, когда усилился процесс отхода от доминирования западной глобализации над национальными интересами России. Представляется, что суверенитет союзников США по коалиции во многом ограничен именно их зависимостью от американского лидерства в глобализации, прежде всего, финансового, технологического и военного. Понятно, что такое условное деление не может точно характеризовать политического курса и степени зависимости от внешних сил хотя с точки зрения внешней зависимости от торговли и технологий это вполне можно оценить количественно. Россия, например, двигалась по этому пути очень осторожно с 2000 года, освобождаясь, как совершенно справедливо говорит бывший разведчик А. Безруков, от «колониальной зависимости», и ускоряясь в независимом развитии после 2007 года, еще больше, — после 2014 года и особенно после 2022 года. Феномен — 2023-2024 годы — которые стали своего рода «рывком» в автаркии. Начало СВО, таким образом, дало мощный толчок, когда Россия совершила вынужденный рывок, расставаясь с глобальной зависимостью. В 2024 году уже можно говорить, что эта зависимость примерно 50 на 50, причем тенденция к концу 2024 года может изменить пропорцию в отношении в пользу автаркии 70 к 30 — из-за позиции США и их союзников, занятой в этом году по усилению эскалации давления на Россию. Иными словами, «доля глобализации» во многом зависит не столько от политики России, сколько от политики Запада, к которой Россия была вынуждена приспосабливаться в последние два десятилетия. Примечательно, что после начала СВО и естественного роста расходов страны, в конце 2022 года перспективы бюджета на 3 года оценивались как нарастающий дефицит: то есть предполагалось, что плановых поступлений не хватит на утвержденный перечень расходов.
Так, в 2023 году дефицит планировался на уровне 2,9 трлн. Считалось, что чтобы закрыть все потребности, правительству придется искать дополнительные источники финансирования. В реальности, однако, дефицит за 2023 год составил 1,3 трлн. Вполне вероятно, что рост ВВП и промышленной продукции России в итоге приведет к тому, что бюджет в 2024 году вообще будет бездефицитный. Это невероятно — страна воюет, под жуткими санкциями, а дефицита нет. Другой важнейший вопрос соотношения пропорций глобализации и автаркии — степень независимости государственных и не государственных институтов развития национального человеческого потенциала НЧК. В условиях нарастающего хаоса в МО, исключительно важное значение приобретают институты государства, не только государственные, но и не государственные, а также такой институт, как национальная стратегия. Их слабость или уничтожение означают уничтожение государства. В 2024 году именно такая цель стала приоритетной целью политики США и западной коалиции в отношении России. Уничтожение «авторитарного режима В.
Путина» было публично заявлено целью агрессии против России. Соответственно, ответ России мог быть, прежде всего, в усилении институтов государства и общества, противодействии западным институтам, в том числе НКО и «иностранным агентам», в конечном счете — развитии авторитарных тенденций в политике, общественной жизни и экономике. Примечательно, что авторитаризм в «демократических» странах — лидерах глобализации — настолько усилился что было видно в 2023-2024 годах на примере США, Франции и других стран , что фактически превратил эти государства в авторитарные режимы. Но даже при такой тенденции в развитии России говорить о её полном отказе от глобализации нельзя. В том числе и потому, что она пока нередко неизбежна и просто выгодна нашей стране, в частности, из-за поставок компонентов для промышленности, в том числе ВВСТ и боеприпасов. Весной 2024 года ведущий американский исследовательский центр — Center for Strategic and International Studies CSIS , — анализирующих военный экспорт и развитие торговли между странами, опубликовал отчёт, сделанный по результатам анализа спутниковых снимков. Есть и третий, очень важный, аспект соотношения глобализации и автаркии, имеющий жизненно важное значение для России. Россия — как один из мировых центров силы, испытывает острый недостаток в объеме рынка — экономического и технологического, — который сегодня ориентирован на 150 миллионов жителей. Тем самым перспектива развития резко ограничена. Ей обязательно нужно, как и другим ЛЧЦ, насчитывающим численность 1500 миллионов человек западной, китайской, индийской, исламской, индонезийской, африканской и некоторым др.
Широкая пророссийская антиамериканская или «антиглобалистская» коалиция жизненно необходима России, которая расположена на огромной территории и контролирует слишком ограниченный экономический и технологический рынок. Это неизбежно отражается не только на развитии России, но и степени её влияния в мире, возможностях оказывать воздействие на правящие элиты других стран.
Зависимость от внешней торговли растет как у стран «богатого Севера», так и стран «бедного Юга». В конечном счете, считает Тихомиров, некогда гармоничная экономика и тех и других стран уродуется. Таким образом, условием независимости государства является его экономическая автаркия. Правда, Л. Тихомиров использует другое, близкое по смыслу выражение: «внутреннее самоудовлетворение». Полное 100-процентное «самоудовлетворение» он называет «идеей ума».
Для подавляющей части стран в начале ХХ века эта «идея ума» никогда не сможет превратиться в реальность. По той причине, что полное «самоудовлетворение» требует большого населения, широкого набора природных ресурсов, обширных плодородных земель, трудолюбивых граждан, удобного рельефа для перемещения товаров в рамках внутреннего рынка и др. На начало ХХ века САСШ несмотря на значительные абсолютные масштабы внешней торговли , по мнению Тихомирова, ближе всего приближались к тому, что он называл «самоудовлетворением», доля импорта в покрытии внутренних потребностей Нового Света составляла всего несколько процентов. А что Россия? Она, по мнению Тихомирова, также имеет все предпосылки для полного самоудовлетворения, но ими пока пользуется плохо: «Такова Россия, которая, напротив, доселе не может выбраться на эту торную дорогу экономического развития». Здравая экономическая политика государства должна быть направлена на максимальное замещение внешнего рынка внутренним: «Внутренний рынок… есть рынок экономически наивыгоднейший и в то же время наиболее обеспеченный от случайностей. Сверх того, он может быть наилучше изучаем промышленностью и торговлей, а потому наиболее безопасен от кризисов перепроизводства». Тихомиров обращает внимание, что внутренний рынок как опора национальной экономики также должен удовлетворять ряду требований.
В частности, на внутреннем товарном рынке не должно быть иностранного капитала. В России в начале ХХ века тогдашний министр финансов Сергей Витте вроде бы стал поощрять развитие внутреннего рынка, введя высокие импортные пошлины. Но одной рукой он поощрял внутренний рынок, а другой — приток иностранного капитала в российскую экономику. И иностранцы, находясь за высоким таможенным забором, очень активно осваивали внутренний рынок, получали большие прибыли и выводили их страны.
РФ не стремится к технологической автаркии - Чернышенко
Сейчас страна живет под грузом тяжелых экономических санкций, которые существенно ограничивают ввоз различных товаров. Именно его прекращение стало одной из причин массового голода 1990-х годов, после чего КДНР закупала продовольствие и получала его в качестве гуманитарной помощи. Но даже сейчас страна продолжает активно торговать с Китаем, РФ, Сирией, Ираном и рядом других стран. Индустрия 4. Как отмечает кандидат экономических наук и автор YouTube-канала о популярной экономике Furydrops Григорий Баженов, «Если в XIX веке обеспечивать себя всем необходимым в условиях закрытия было сравнительно просто, то в XX, а уж тем более в XXI веке — это явный шаг в сторону технологического отставания». Поэтому даже сторонники автаркии чаще говорят скорее о движении к самодостаточности, нежели о состоянии полной замкнутости экономики. В качестве плюсов подобного стремления они часто заверяют , что протекционистские меры, введенные в западных странах, привели к росту экономики и помогли им создать собственные отрасли промышленности и оградить их от конкуренции. Если говорить о недавней истории, то в пример приводят Южную Корею и Японию , где с государственной поддержкой появились крупные промышленные концерны с мировым именем, например Samsung, LG Group, Hyundai и Mitsubishi. Григорий Баженов также отмечает, что «у нас есть опыт таких регуляторных политик, когда временные ограничения на импорт конечной продукции приводили к промышленному развитию — США и Германия в конце XIX века, Южная Корея в эпоху южнокорейского чуда. Но есть и примеры обратного». Полная или близкая к полной автаркия поэтому всегда означает статические то есть, мгновенные потери выгод от торговли, — говорит старший преподаватель экономического факультета МГУ Даниил Шестаков.
По меньшей мере, это аргумент в пользу временной и частичной автаркии — лишь в отдельных отраслях и до тех пор, пока эти молодые отрасли не разовьются. Выгоды от автаркии для потребителей внутри страны, таким образом, материализуются нескоро». По этой причине большинство экономистов скептически относятся к подобным аргументам. Эксперты вроде Грэгори Мэнкью и лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана считают, что протекционизм негативно влияет как на экономический рост, так и уровень жизни, а свободная торговля не только улучшает рост, но и позитивно влияет на экономическую стабильность. С этим согласен и Баженов: «В современном мире попытки построить полную автаркию приводили к катастрофе роста — можно вспомнить Северную Корею. Быстрая индустриализация ряда других экономик, которые мы привыкли считать автаркиями — например, СССР, были связаны с импортом технологий. Например, завод Ford был открыт в Советском союзе в 1932 году тот самый ГАЗ построила американская компания.
И тем сильнее бьет, чем меньше у государства собственная экономическая база. Можно догадаться, что политика автаркии часто необходима государству во время ведения войны, впрочем, в наше время она может быть и навязанной извне, и является таким же средством ведения борьбы, как и военные действия.
Мол, они нас всем обеспечат. И теперь почти весь пассажирооборот выполняется западными лайнерами. Самолёты, запчасти, тренажёры мы покупаем за валюту, а билеты продаём за рубли, — посетовал в беседе с «Октагоном» бывший замминистра гражданской авиации, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. Гражданское авиастроение находится на стыке с военными делами. Не зря в новый пакет американских санкций, подготавливаемый администрацией Дональда Трампа, попадёт как корпорация «Иркут», производящая МС-21, а также другие предприятия ядерной и космической отраслей, так и подразделения Минобороны РФ. Впрочем, Россия начала готовиться к импортозамещению в оборонной сфере загодя. В 2019 году Владимир Путин устроил военным разнос за ошибки, среди которых наличие фирм-однодневок в схеме выполнения работ. Яркий пример вынужденного ускорения импортозамещения из-за вводимых против России санкций: при производстве МС-21 изначально планировалось использовать 38 процентов российских запчастей, но теперь придётся поднять планку до 92 процентов к 2022 году. Об этом в сентябре доложил вице-премьер Юрий Борисов. Это же касается и украинской электроники. Буровые, станки и турбины Самое слабое место промышленности — станкостроение. Зависимость от поставок станков из-за рубежа достигает 90 процентов. По данным Росстата, в октябре в России было выпущено 494 металлорежущих станка. В реальности же нет никакой гарантии, что речь шла об их полноценном производстве, а не о сборке из иностранных комплектующих. Наличие серьёзных проблем в станкостроении прямо признаётся в стратегии развития направления до 2035 года, утверждённой в ноябре премьер-министром Михаилом Мишустиным. Без собственного станкостроения попытки политического оппонирования Западу — это бунт на коленях, говорят в отрасли. Современные станки с ЧПУ подключены к сети, имеют блок GPS и в случае несогласованной эксплуатации санкции, война блокируются дистанционно производителем. То же касается любого другого западного оборудования для критически значимой инфраструктуры. Скептики смогли убедиться в этом, когда австрийская компания LMF через спутник принудительно отключила своё оборудование, купленное «Газпромом». Энергетическое и нефтегазовое машиностроение чувствует себя получше, рассказал «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов. Связано это с тем, что ряд энергомашиностроительных предприятий входит в крупные холдинги, заинтересованные в их развитии: «Силовые машины», «Атомэнергомаш», «Ротек», «РЭП Холдинг». Благодаря их финансовым ресурсам компании смогли удержаться на плаву, сохранить позиции на российском рынке и развивать продажи на экспорт, даже несмотря на возникающие из-за санкций проблемы. В результате «Силовые машины» в одиночку создают газовую турбину большой мощности. Напротив, у американской General Electric и «Интер РАО» есть завод по их сборке, и они намерены довести локализацию производства до 100 процентов. Поэтому в долгосрочной перспективе между ними развернётся жёсткая борьба за заказы на газовые турбины большой мощности, — прогнозирует эксперт. Русская «цифра» в каждый дом В IT-сфере импортозамещение тоже идёт со скрипом. Госдума приняла закон о переносе обязательной предустановки на гаджеты российского программного обеспечения ПО на апрель 2021 года — игроки рынка, как и многие потребители, не могут смириться с подобным выкручиванием рук со стороны государства. Зато стал известен примерный перечень такого ПО: приложения «Яндекса» и Mail. Протекционизм коснётся и «железа».
В эту комиссию вошли представители крупнейших монополистических групп финансового и промышленного капитала, именовавшиеся «специалистами по отраслям». Предполагалось, что автаркическая комиссия совместно с корпорациями объединит отраслевые программы в «генеральный план национальной автаркии». В действительности такого плана не было создано до самого начала войны. Верховная комиссия по автаркии оказывала влияние на регулирование капиталовложений, ведала распределением импортного сырья и дефицитной электроэнергии. Регулирование капиталовложений осуществлялось главным образом выдачей корпоративными органами лицензий на постройку новых предприятий и расширение уже существовавших. Лицензии выдавались таким образом, чтобы сократить приток капиталов в отрасли, не имевшие военного значения. Большую роль в перестройке промышленности стали играть государственные и полугосударственные концерны. Полугосударственные организации создавались выпуском гарантированных государством акций, половина которых принадлежала государству, а другая — частным пайщикам, в роли которых выступали крупнейшие тресты. Эти организации, получая постоянные субсидии из казны, быстро крепли, расширяли сферу своей деятельности и превращались в монополистов в своей отрасли. Важнейшим военно-автаркическим комплексом был Институт промышленной реконструкции — ИРИ, государственный финансовый орган, созданный в годы экономического кризиса. После начала автаркической кампании на него была возложена реорганизация металлургической и машиностроительной промышленности путем финансирования предприятий этой отрасли. Контроль ИРИ простирался на весьма широкие сферы промышленного и финансового капитала. Он оказывал влияние на деятельность таких банков, как Коммерческий, Кредитный и Римский, финансировал металлургическую и судостроительную промышленность, участвовал в производстве синтетического каучука и целлюлозы, руководил транспортными компаниями и постройкой сети гостиниц. Наряду с ИРИ и его филиалами начали возникать другие государственные и полугосударственные объединения — к началу войны их насчитывалось около 30. Практические результаты усилий фашистского правительства по увеличению добычи и производства стратегического сырья оказались весьма незначительными. Разработка залежей медных руд, создание ряда новых отраслей промышленности и производство заменителей требовали колоссальных материальных затрат. Горючее, вырабатывавшееся на итальянских нефтеперегонных заводах, обходилось в 4—5 раз дороже импортного бензина, искусственный хлопок стоил минимум втрое больше натурального, а синтетический каучук — более чем в 4 раза. Примерно такое же положение наблюдалось и в металлургической промышленности. Конечно, было бы неверным считать влияние автаркической кампании на итальянскую экономику полностью отрицательным. Как отмечали итальянские экономисты — авторы капитального труда, подводящего итоги столетней истории итальянской экономики, «наряду с решающими негативными аспектами она имела и позитивные. Гарантии сбыта в результате военных заказов, усилившийся протекционизм и прямая поддержка государства позволили некоторым отраслям не только сделать шаг вперед, но и обеспечить дальнейшее развитие, особенно после войны»[182]. Это относится в первую очередь к различным отраслям химической промышленности, в частности к производству искусственного волокна и удобрений, получившему значительное развитие. За годы автаркии изменилась структура промышленного производства: в результате милитаризации экономики значительно вырос удельный вес машиностроительной и металлургической промышленности, сократилась доля текстильной. Благодаря развитию этих отраслей доля промышленного производства в Италии перед войной впервые превысила удельный вес сельского хозяйства в валовом производстве[183]. Однако в целом экономическая политика фашистского правительства не стимулировала развития производства. Темпы промышленного роста Италии в годы автаркии снизились по сравнению с более ранними годами. Валовое производство с 1924 г. Как отмечает видный итальянский экономист Р. Ромео, перед войной темпы промышленного развития Италии были ниже, чем средние темпы развития аграрно-индустриальных стран Западной Европы[185]. С точки зрения фашистского правительства, автаркическая кампания не выполнила главной задачи, которая выдвигалась перед ней: обеспечения промышленности в случае войны. В условиях Италии, бедной природными ресурсами, полное самообеспечение сырьем вообще было нереальным. Однако фашисты не смогли использовать в должной мере даже те возможности, которые имелись. Одним из следствий автаркии было создание промышленных комплексов с вертикальным строением во всех основных отраслях, что способствовало дальнейшей концентрации производства. Перепись промышленности 1937 г. Председатель правления Коммерческого банка Э. Конти записал осенью 1939 г.
Путин: Россия не пойдёт по пути самоизоляции и автаркии
Ряд исследователей также указывают, что автаркия была причиной падения благосостояния и была отменена под давлением общественности, в первую очередь терпящих убытки от остановки торговли экспортеров сырьевых товаров [22] Irwin Douglas, 2005. В настоящее время в качестве классического примера автаркии экономисты во всем мире указывают на Северную Корею. Однако более внимательный анализ показывает, что КНДР, хотя и является образцом автаркии в политическом смысле, отнюдь не полагается исключительно на собственные силы. Это свидетельствует о том, что с экономической точки зрения Северная Корея автаркией не является, в противном случае, кстати, введение санкций против нее не имело бы вообще никакого влияния и было бы бессмысленным. Конечно, роль внешней торговли во многих современных странах значительно больше. Британия рассматривается как один из наиболее ранних и преданных сторонников свободы торговли, хотя по уровню таможенного обложения импорта Британия вплоть до 70-х годов XIX века опережала «протекционистскую» Францию [32] Nye, 1991.
Британия впервые в мире в середине XIX века отказалась от ввозных таможенных пошлин и предоставила возможность свободного импорта для ключевых сырьевых и продовольственных товаров для определенных стран. О причинах этого пишет и Мизес: «экономисты всегда утверждали, что …. Выгода, получаемая от внешней торговли, целиком обеспечена импортом. Экспорт — это всего лишь плата за импорт. Если бы можно было импортировать, вообще не экспортируя, импортирующая страна не пострадала бы, а напротив, процветала бы» [9].
Отказ Британии от ввозных пошлин был связан с двумя насущными потребностями — обеспечить британскую промышленность дешевым импортным сырьем, а рабочий класс — дешевым продовольствием. Обе эти задачи решались отменой ввозных пошлин. При этом интересы британских промышленников в обеспечении экспортных рынков требовали встречной отмены импортных пошлин в странах, куда поставлялись британские промышленные товары, что и достигалось требованием взаимности при подписании двусторонних договоров Британии с другими странами. Так что отказ от ввозных пошлин для Британии обеспечивал двойную выгоду. Рынки стран, с которыми соглашения Британской империи о свободной торговле были подписаны без изъятий, были гарантированы для более высокотехнологичной британской промышленности, что обеспечивало как торможение развития национальной промышленности и обеспечение технологической зависимости от Британии, так и недопущение конкурентов.
С другой стороны, в тех случаях, где позиции британской промышленности были уязвимы, как, например, в случае текстильной промышленности Индии, заключаемые договоры и соглашения ставили таких конкурентных производителей в заведомо невыгодное положение путем введения пошлин. По мере развития национальной промышленности в других странах и в английских колониях и доминионах британское правительство, несмотря на поддержание на словах лозунга свободы торговли, постепенно вводило протекционистские меры, опасаясь кризиса национальной промышленности и социального напряжения вследствие конкуренции дешевых промышленных товаров. Свобода торговли использовалась, таким образом, в той степени как это было выгодным для национальной экономики и обеспечения социального мира в Великобритании. Ряд исследователей [33] Cain, 1982 отмечают, что свобода торговли для Британии была причиной снижения национального дохода и ухудшения условий торговли с 40-х до 80-х годов XIX века. Автаркические, протекционистские тенденции особенно проявились в годы после Великой депрессии.
Это представляется логичным, так как Великая депрессия показала как уязвимость каждой страны в отдельности перед кризисом, так и риски взаимозависимости в условиях распространения кризиса. Модель выигрыша от глобализации и происходящего в рамках него международного разделения труда построена на тезисе о том, что при одинаковых затратах на производство в одной стране выгодно производить вино, а в другой — пшеницу. Однако эта модель, как и все классические модели, абсолютно упускает из виду риски, связанные с производством того или иного товара, и волатильность цен на него, что особенно характерно для сырьевых товаров. При резком перепроизводстве и снижении цен на вино у нации, производящей вино, недостаточно средств для покупки пшеницы в прежних объемах, что ведет и к сокращению производства пшеницы. Поэтому тезис о том, что благосостояние всех увеличивается при свободе торговли, необходимо дополнить и тем, что оно так же и снижается одновременно у всех.
Именно это и произошло во время Великой депрессии, вызвав социальную напряженность по всему миру и пролиферацию фашистских режимов, ориентированных на протекционизм и социальную стабильность. Распространение экономического кризиса подпитывалось за счет взаимозависимости национальных экономик и международной торговли, с одной стороны, а с другой — автаркические тенденции были обусловлены потребностью опереться на собственные силы. Естественно, что страной, наименее пострадавшей от глобального кризиса, оказался Советский Союз, который был исключен из международного товарообмена в силу политических причин. Пример Советского Союза в Великой депрессии длительное время вдохновлял радикальных сторонников протекционизма. Процессы глобализации, идущие в настоящее время в мировой экономике, политике, общественной сфере, ведут к возникновению и усилению зависимости глобальных партнеров друг от друга.
При этом необходимость и возможность выбора снижается, и тем самым создается видимость стабильности. Кризисов становится меньше, но их размах и глубина возрастают. Свидетельством этого является беспрецедентность и нынешнего кризиса, и кризиса 2008 года. И тому были объективные причины еще до пандемии коронавируса. Несмотря на поддержку программ экономических реформ и ускоренного развития в развивающихся государствах, потеря развитыми странами рабочих мест, в первую очередь в промышленности и передовых секторах экономики, усиление конкуренции на международном рынке ведут к обострению социальных противоречий внутри самих развитых государств.
Поэтому развитые страны заинтересованы в сохранении распределения ролей, при котором они являются разработчиками и создателями сложных продуктов, а развивающимся государствам отведено положение поставщиков дешевых ресурсов. В рамках указанной парадигмы свобода торговли отвечает интересам большинства отраслей экономики развитых стран. С другой стороны, развивающиеся страны стремятся ввести ограничения для защиты своего передового сектора или обеспечить условия для создания передовых производств в стране для того, чтобы увеличить национальный доход и доходы от экспорта. Для участия в глобальных цепочках создания стоимости создаются особые зоны, бизнес в которых обладает рядом характеристик экстерриториальности по отношению к национальному государству. Таким образом, развивающиеся страны стремятся к изменению положения в свою пользу.
На этом фоне развитые государства выступают с различными инициативами, смысл которых в сохранении их привилегированного положения. И здесь свобода торговли из всеобъемлющего принципа постепенно превращается в необязательное дополнение. Парадоксальным образом современные экологические требования направлены на обеспечение энергетической независимости, то есть самообеспечение энергетическими ресурсами, в первую очередь возобновляемыми. При этом такое самообеспечение энергетическими ресурсами происходит невзирая на издержки, что означает отказ от теории сравнительных преимуществ. Реализуются программы энергетической безопасности под флагом озабоченности глобальным экологическим кризисом, однако фактически самообеспечение энергетическими ресурсами предполагает, с одной стороны, отказ от принципа экономической эффективности и оптимизации, а с другой — сокращение торговли энергоресурсами, которые составляют значительную часть мировой торговли.
Рост производства энергоресурсов в странах, бывших импортерами, и увеличение, в том числе вынужденное, потребления энергоресурсов, производимых в странах — традиционных импортерах, ведет к сокращению цен на торгуемые ресурсы и сокращению потребностей и объемов торговли. Циркулярная экономика подразумевает повторное использование ресурсов, а не их приобретение у специализированного производителя [35] Torkanovskiy, 2020. Повторное, зачастую неоднократное, циркулярное использование ведет к сокращению торговли, с одновременным снижением торговли новыми товарами и увеличением объемов торговли товарами, бывшими в употреблении, в том числе и различными фракциями мусора. С точки зрения глобальной экономики это позитивное явление. С точки зрения стран — традиционных импортеров ресурсов циркулярное использование снижает потребность в ресурсах и издержки.
С точки зрения развивающихся стран — производителей ресурсов циркулярная экономика означает сокращение спроса на производимые товары, увеличение волатильности цен и конкуренции, снижение экспортных доходов и возможностей развития, что стабилизирует их состояние вечного отставания и сокращает международную торговлю. При отсутствии доходов от продажи ресурсов страны-производители не будут иметь средств для приобретения товаров, производимых странами — традиционными потребителями ресурсов. Несмотря на финансовую подпитку, выдачу заведомо невозвратных кредитов, в том числе и межгосударственных, уровень мировой торговли не может не сокращаться. Хотя изменения климата воспринимаются как стимул для объединения усилий государств и корпораций, климатическая повестка показала необходимость работать над сокращением международной торговли, в том числе и для сокращения излишних выбросов и отходов, загрязняющих нашу планету. В международной торговле и международных экономических отношениях это означает сохранение статус-кво.
Именно на обеспечение внутренней и внешней стабильности направлены предложения многих западных экономистов, в том числе руководителя такого известного think-tank, как Всемирный экономический форум, Клауса Шваба [36] Schwab, 2020. Для усиления сотрудничества предлагаются несколько мер. К ним в первую очередь относятся меры по борьбе с изменениями климата, создание единой международной налоговой системы и защита прав работников. Однако предложения о введении налога на потребление вместо налогов на доход должны в первую очередь усилить государства с высоким уровнем потребления, в то время как страны с низким уровнем потребления будут недополучать налоги. Таким образом, международные корпорации смогут производить во Вьетнаме или Бангладеш, а налоги платить в США или Германии.
Страны, предоставляющие льготы для развития национальной промышленности, потеряют интерес к выдаче таких льгот, так как налоги будут оседать в другом месте. Введение всемирного налога на потребление направлено в первую очередь на поддержку существующих крупнейших корпораций и консервацию мирового порядка, несмотря на разговоры о равноправии и развитии.
Такое развитие событий будет возможно в случае эскалации военного конфликта, предположили они. По словам Юдаевой, закрытие части экономической информации из-за санкций в прошлом году могло снизить связанные с ограничениями риски, но у российских экономических агентов стало меньше возможностей принимать решения, основываясь на реальных данных.
В связи с этим регулятор начал открывать информацию и призывает к такой политике во всех областях, за исключением тех, «где санкционные риски действительно и напрямую повышенные», заявила первый зампред. Из-за санкций, связанных с сужением возможности для проведения расчетов в долларах и евро, России приходится выстраивать альтернативные расчеты.
Путин предлагает вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от 4 до 6 лет, при этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы, разные по сроку подготовки, в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запроса рынка труда. После этих слов хочется поймать Фурсенко и долго, вдумчиво возить его мордой об стол! Именно Фурсенко был толкачем разрушительного катка «болонской системы».
Где, мля, обещанная «гармонизация систем образования и создание Европейского пространства высшего образования с участием России»? При тиране Сталине Фурсенко бы уже сидел в подвале Лубянки и отвечал на вопросы следователя...
Оно означает такое состояние экономики страны, когда она не зависит от внешнего рынка товаров и услуг. В новое и новейшее время, когда многие страны стали переходить на рельсы капитализма, начался процесс интернационализации хозяйственной жизни, который уничтожал любые проявления экономической автаркии. Последняя стала восприниматься как некая абстрактная модель, которой в реальной жизни быть не может. Примечательно определение автаркии, которое содержится в Большой советской энциклопедии БСЭ первого издания 1926-1947 гг. И вот что мы читаем: «Автаркия в экономике — теоретически мыслимый хозяйственный уклад страны, которая может самостоятельно существовать, независимо от иностранного ввоза и вывоза, в силу расположения ее на территории, богатой естественными силами достаточно плодородная земля, минеральные богатства и др.
Как пример, приближающийся к А. В приведённом тексте особо обращаю внимание на слова «теоретически мыслимый хозяйственный уклад страны». В 1926 году автор статьи и редакторы тома БСЭ еще полагали, что для Советского Союза экономическая автаркия то ли не нужна, то ли невозможна и, вероятно, ему ничего не остается, как быть частью мирового хозяйства. А уже через два-три года советское руководство подготовило тщательно продуманный план индустриализации и определило главные ее задачи. Задач было три. Во-вторых, укрепление обороноспособности на мощной промышленной базе. В-третьих, достижение полной независимости от мирового рынка.
А в партийных и государственных документах второй половины 1920-х годов активно проводилась мысль И. Сталина о том, что только экономическая автаркия может обеспечить советскому государству суверенитет. Это была примерно такая же неортодоксальная идея, как идея Сталина о возможности построения социализма в отдельно взятой стране. А Троцкий и его многочисленные сторонники исходили из того, что строить социалистическую экономику можно лишь после победы пролетарской революции в мировом масштабе. Противники автаркии в лице Николая Бухарина, Григория Сокольникова, Евгения Преображенского, ряда других представителей «левой», «правой», «новой», «объединенной» оппозиций полагали, что торговля с капиталистическим миром будет неизбежным атрибутом новой социалистической экономики. Сталин в своем докладе съезду впервые озвучил основные идеи будущей индустриализации.