Периодическая система химических элементов – научная база преподавания общей и неорганической химии, а также некоторых разделов атомной физики. Современная формулировка периодического закона заключается в следующем: свойства химических элементов, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов элемента. Периоды в химии позволяют установить закономерности в химическом поведении элементов и предсказать их свойства на основе их положения в таблице Менделеева. Сегодня мы подробнее изучили основы химии, а именно свойства химических элементов и закономерности изменения этих свойств в зависимости от изменения положения в таблице Менделеева. Элементы в правой части периода менее склонны отдавать свои электроны для образования металлической связи и вообще в химических реакциях.
Как быстро выучить таблицу Менделеева?
Период в химии — это временной промежуток, который используется для классификации химических элементов в периодической таблице Менделеева. Периодом в химии называется одна из основных группировок элементов в периодической системе. Периодом в химии называется одна из основных группировок элементов в периодической системе. В периоде – свойства химических элементов различаются между собой, т.к. электронные конфигурации валентных электронов их атомов различны.
Как быстро выучить таблицу Менделеева?
Периодическая система Менделеева систематизирует не только элементы, но и самые разнообразные их свойства. Химику часто бывает достаточно иметь перед глазами Периодическую таблицу для того, чтобы правильно ответить на множество вопросов не только экзаменационных, но и научных. Периодический закон Существуют две формулировки периодического закона химических элементов: классическая и современная. Классическая, в изложении его первооткрывателя Д. Менделеева: свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов элементов. Современная: свойства простых веществ, а также свойства и формы соединений элементов находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов элементов порядкового номера.
Графическим изображением периодического закона является периодическая система элементов, которая представляет собой естественную классификацию химических элементов, основанную на закономерных изменениях свойств элементов от зарядов их атомов. Наиболее распространёнными изображениями периодической системы элементов Д. Менделеева являются короткая и длинная формы. Группы и периоды Периодической системы Группами называют вертикальные ряды в периодической системе. В группах элементы объединены по признаку высшей степени окисления в оксидах.
Каждая группа состоит из главной и побочной подгрупп. Главные подгруппы включают в себя элементы малых периодов и одинаковые с ним по свойствам элементы больших периодов.
Блок p-элементов: третий и четвертый периоды относятся к блоку p-элементов.
Здесь находятся элементы с заполненной электронной оболочкой p-орбитали. П-элементы обладают высокой химической активностью и находят широкое применение в различных отраслях промышленности и науки. Блок d-элементов: пятый и шестой периоды принадлежат к блоку d-элементов.
Д-элементы являются переходными металлами, их электронная оболочка частично заполняется электронами. Они обладают высокой ионной радиусом, большой термохимической и электрической проводимостью и способностью образовывать соединения с различными элементами. Блок f-элементов: седьмой период относится к блоку f-элементов.
Ф-элементы представлены лантаноидами и актиноидами. Они имеют сложную электронную структуру, высокую плотность и являются химически активными. Блоки периодов представлены в периодической системе Менделеева и позволяют классифицировать элементы по их электронной конфигурации и химическим свойствам.
Характеристики периодов Периоды в периодической системе химических элементов имеют свои характеристики, которые определяются порядковым номером элемента в периоде и его электронной конфигурацией. Ниже приведены основные характеристики периодов: Первый период: Этот период состоит только из двух элементов — водорода Н и гелия Не. Их атомы имеют самые низкие порядковые номера в периодической системе.
Водород обладает особыми свойствами и не подчиняется общим трендам периодов.
Номер группы определяется количеством электронов на внешней оболочке атома валентных электронов и, как правило, соответствует высшей валентности атома. В короткопериодном варианте периодической системы, группы подразделяются на подгруппы — главные или подгруппы A , начинающиеся с элементов первого и второго периодов, и побочные подгруппы В , содержащие d-элементы. Подгруппы также имеют названия по элементу с наименьшим зарядом ядра как правило, по элементу второго периода для главных подгрупп и элементу четвёртого периода для побочных подгрупп. Элементы одной подгруппы обладают сходными химическими свойствами. С возрастанием заряда ядра у элементов одной группы из-за увеличения числа электронных оболочек увеличиваются атомные радиусы, вследствие чего происходит снижение электроотрицательности, усиление металлических и ослабление неметаллических свойств элементов, усиление восстановительных и ослабление окислительных свойств образуемых ими веществ.
В короткопериодном варианте, малые периоды содержат по одному ряду элементов, большие имеют по два ряда. В длиннопериодном варианте все периоды состоят из одного ряда. Ряды лантаноидов и актиноидов обычно записывают отдельно внизу таблицы. Малые периоды.
Что такое период в химии
Что такое период химия. Что такое период в химии — domino22 | Натрий в таблице менделеева занимает 11 место, в 3 периоде. |
Периодическая система химических элементов: как это работает | Характеристика натрия по положению в Периодической системе химических элементов. |
Периодическая система химических элементов. Большая российская энциклопедия | Что такое период в химии — domino22 Периоды бывают в химии. К четвёртому периоду периодической системы относятся элементы четвёртой строки (или четвёртого периода) периодической системы химических элементов. |
Структура периода
- Свойства таблицы Менделеева
- Период в химии: что это такое, периодический закон и таблица
- Теория электролитической диссоциации
- Что означает Nn в химии (нулевой период)? - Химия
- Что такое период
- Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева
Что такое период в химии определение. Что такое период в химии — domino22
Каждая группа содержит в себе элементы с сходными свойствами, такими как валентность, химические связи и т. Например, первая группа, также называемая щелочными металлами, содержит элементы с валентностью равной одному — литий Li , натрий Na , калий K и т. Поэтому, зная номер периода и группы элемента, можно предположить его основные химические свойства, в том числе его способность к реакции с другими элементами. Таким образом, период — это важное понятие в химии и играет ключевую роль в понимании периодических закономерностей в свойствах элементов и их взаимодействии.
Неметаллические свойства - способность атома принимать электроны до завершения внешнего уровня. Электроотрицательность — способность атома в молекуле притягивать к себе электроны 9. Радиус атома — расстояние от ядра атома до внешнего уровня По теме: методические разработки, презентации и конспекты.
Короткая форма таблицы Д. Менделеева полудлинный вариант таблицы Д. Менделеева Существует ещё и длинный вариант таблицы, он похож на полудлинный, но только лантаноиды и актиноиды не вынесены за пределы таблицы. Оригинал таблицы Д.
Менделеева 1. Период — химические элементы, расположенные в строчку 1 — 7 Малые 1, 2, 3 — состоят из одного ряда элементов Большие 4, 5, 6, 7 — состоят из двух рядов — чётного и нечётного Периоды могут состоять из 2 первый , 8 второй и третий , 18 четвертый и пятый или 32 шестой элементов. Последний, седьмой период незавершен.
Количество орбиталей соответствует номеру периода. Таблица содержит 7 строк, то есть 7 периодов. Например, атомы элементов первого периода имеют одну орбиталь, а атомы элементов седьмого периода - 7 орбиталей.
Как правило, периоды обозначаются цифрами от 1 до 7 слева таблицы. При движении вдоль строки слева направо говорят, что вы «просматриваете период». Научитесь различать металлы, металлоиды и неметаллы. Вы лучше будете понимать свойства того или иного элемента, если сможете определить, к какому типу он относится. Для удобства в большинстве таблиц металлы, металлоиды и неметаллы обозначаются разными цветами. Металлы находятся в левой, а неметаллы - в правой части таблицы.
Металлоиды расположены между ними. Часть 2 Обозначения элементов Каждый элемент обозначается одной или двумя латинскими буквами. Как правило, символ элемента приведен крупными буквами в центре соответствующей ячейки. Символ представляет собой сокращенное название элемента, которое совпадает в большинстве языков. При проведении экспериментов и работе с химическими уравнениями обычно используются символы элементов, поэтому полезно помнить их. Обычно символы элементов являются сокращением их латинского названия, хотя для некоторых, особенно недавно открытых элементов, они получены из общепринятого названия.
К примеру, гелий обозначается символом He, что близко к общепринятому названию в большинстве языков. В то же время железо обозначается как Fe, что является сокращением его латинского названия. Обратите внимание на полное название элемента, если оно приведено в таблице. Это «имя» элемента используется в обычных текстах. Например, «гелий» и «углерод» являются названиями элементов. Обычно, хотя и не всегда, полные названия элементов указываются под их химическим символом.
Иногда в таблице не указываются названия элементов и приводятся лишь их химические символы. Найдите атомный номер. Обычно атомный номер элемента расположен вверху соответствующей ячейки, посередине или в углу. Он может также находиться под символом или названием элемента. Элементы имеют атомные номера от 1 до 118. Атомный номер всегда является целым числом.
что такое период в химии определение
Например, у атома хлора, расположенного в третьем периоде в главной подгруппе VII группы, количество валентных электронов равно семи: Элементы побочных групп имеют в качестве валентных электроны внешнего уровня или нередко электроны d-подуровня предыдущего уровня. Так, например, хром, находящийся в побочной подгруппе VI группы, имеет шесть валентных электронов — 1 электрон на 4s-подуровне и 5 электронов на 3d-подуровне: Общее количество электронов в атоме химического элемента равно его порядковому номеру. Другими словами, общее количество электронов в атоме с номером элемента возрастает. Тем не менее, количество валентных электронов в атоме изменяется не монотонно, а периодически — от 1-го у атомов щелочных металлов до 8-ми для благородных газов. Иными словами, причина периодического изменения каких-либо свойств химических элементов связана с периодическими изменениями в строении электронных оболочек. При движении вниз по подгруппе атомные радиусы химических элементов возрастают ввиду увеличения количества электронных слоев. Тем не менее, при движении по одному ряду слева направо, то есть с ростом количества электронов для элементов, расположенных в одном ряду, происходит уменьшение радиуса атома.
Данный эффект объясняется тем, что при последовательном заполнении одной электронной оболочки атома ее заряд, как и заряд ядра, увеличивается, что приводит к усилению взаимного притяжения электронов, в результате чего электронная оболочка «поджимается» к ядру: Вместе с тем, внутри одного периода с ростом количества электронов происходит уменьшение радиуса атома, а также возрастает энергия связи каждого электрона внешнего уровня с ядром. Это означает, что, например, ядро атома хлора будет удерживать электроны своего внешнего уровня намного сильнее, чем ядро атома натрия единственный электрон внешнего электронного уровня. Более того, при столкновении атома натрия и хлора хлор «отберет» единственный электрон у атома натрия, то есть электронная оболочка хлора станет такой же, как у благородного газа аргона, а у натрия — такой же, как у благородного газа неона. Способность атома какого-либо химического элемента оттягивать на себя «чужие» электроны при столкновении с атомами другого химического элемента называется электроотрицательностью. Более подробно про электроотрицательность будет рассказано в главе, посвященной химическим связям, но нужно отметить, что, электроотрицательность, как и многие другие параметры химических элементов, также подчиняется периодическому закону Д. Внутри одной подгруппы химических элементов электроотрицательность убывает, а при движении по ряду одного периода вправо электроотрицательность возрастает.
Следует усвоить один полезный мнемонический прием, позволяющий восстановить в памяти то, как меняются те или иные свойства химического элемента.
Исходя из опытных данных, Бойль показал, что понятия современной химии должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с экспериментом. Элементы, согласно Бойлю — практически неразложимые тела вещества , состоящие из сходных однородных состоящих из первоматерии корпускул, из которых составлены все сложные тела и на которые они могут быть разложены.
Корпускулы могут различаться формой, размером, массой. Корпускулы, из которых образованы тела, остаются неизменными при превращениях последних. Главную задачу химии Бойль видел в изучении состава веществ и зависимости свойств вещества от его состава.
При этом понятие состава Бойль считал возможным употреблять только тогда, когда из элементов, выделенных из данного сложного тела, можно обратно восстановить исходное тело то есть он фактически принимал синтез за критерий правильности анализа. Бойль в своих трудах не назвал ни одного элемента в новом понимании этого понятия; не указал он и число элементов, отмечая лишь, что: "не будет абсурдом, если предположить, что число это много больше трёх или четырёх". Таким образом, книга "Химик-скептик" представляет собой не ответ на насущные вопросы химической философии, но постановку новой цели химии.
Главное значение работы Бойля заключается в следующем: 1. Формулировка новой цели химии — изучения состава веществ и зависимости свойств вещества от его состава. Предложение программы поиска и изучения реальных химических элементов; 3.
Введение в химию индуктивного метода; Представления Бойля об элементе как о практически неразложимом веществе быстро получили широкое признание среди естествоиспытателей. Однако создание теоретических представлений о составе тел, способных заменить учение Аристотеля и ртутно-серную теорию, оказалось очень сложной задачей. В последней четверти 17 века появились эклектические воззрения, создатели которых пытались увязать алхимические традиции и новые представления о химических элементах.
Большое влияние на современников оказали взгляды французского химика Николя Лемери, автора широко известного учебника "Курс химии". Учебник Лемери начинался с определения предмета химии: "Химия есть искусство, учащее, как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах. Я понимаю под смешанными телами те, которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела".
Далее Лемери перечислял "химические начала", т. После некоего "универсального духа" который сам автор признаёт "несколько метафизичным" , Лемери на основании анализа посредством огня выделял пять основных материальных начал веществ: спирт иначе "ртуть" , масло иначе "сера" , соль, вода "флегма" и земля. Первые три начала — активные, вода и земля — пассивные.
Лемери, однако, отмечал, что эти субстанции являются для нас "началами" лишь постольку, поскольку химики не смогли далее разложить эти тела; очевидно, эти "начала" могут быть в свою очередь разделены на более простые. Таким образом, то, что принимается в качестве начал, — это субстанции, полученные в результате разделения смешанных тел и отделённые лишь настолько, насколько позволяют это сделать средства, которыми располагают химики. На рубеже 17-18 веков научная химия находилась лишь в самом начале своего пути; важнейшими препятствиями, которые лишь предстояло преодолеть, являлись сильные ещё алхимические традиции ни Бойль, ни Лемери не отрицали принципиальную возможность трансмутации , ложные представления об обжиге металлов как о разложении и спекулятивный умозрительный характер атомизма.
Философия 18 века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. Это отразилось и на химии.
Стали появляться первые теории научной химии. Первая теория научной химии — теория флогистона — в значительной степени основывалась на традиционных представлениях о составе веществ и об элементах как носителях определённых свойств. Тем не менее, именно она стала в 18 веке главным условием и основной движущей силой развития учения об элементах и способствовала полному освобождению химии от алхимии.
Именно во время почти столетнего существования флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию. Флогистонная теория горения была создана для описания процессов обжига металлов, изучение которых являлось одной из важнейших задач химии конца 18 века. Металлургия в это время столкнулась с двумя проблемами, разрешение которых было невозможно без проведения серьёзных научных исследований — большие потери при выплавке металлов и топливный кризис, вызванный почти полным уничтожением лесов в Европе.
Основой для теории флогистона послужили традиционные представления о горении как о разложении тела. Феноменологическая картина обжига металлов была хорошо известна: металл превращается в окалину, масса которой больше массы исходного металла; кроме того, при горении имеет место выделение газообразных продуктов неизвестной природы. Целью химической теории стало рациональное объяснение этого феномена, которое можно было бы использовать для решения конкретных технических задач.
Последнему условию не отвечали ни представления Аристотеля, ни алхимические взгляды на горение. Бехер в книге "Подземная физика" изложил свои очень эклектичные взгляды на составные части тел. Таковыми, по его мнению, являются три вида земли: первая — плавкая и каменистая terra lapidea , вторая — жирная и горючая terra pinguis и третья — летучая terra fluida s.
Горючесть тел, по мнению Бехера, обусловлена наличием в их составе второй, жирной, земли. Система Бехера очень похожа на алхимическое учение о трёх принципах, в котором горючесть обусловлена наличием серы; однако Бехер считает, что сера является сложным телом, образованным кислотой и terra pinguis. По сути, теория Бехера представляла собой одну из первых попыток предложить нечто новое взамен алхимического учения о трёх принципах.
Увеличение массы металла при обжиге Бехер традиционно объяснял присоединением "огненной материи". Эти взгляды Бехера послужили предпосылкой к созданию теории флогистона, предложенной Шталем в 1703 г. Тем не менее, сам Шталь всегда утверждал, что авторство теории принадлежит Бехеру.
Суть теории флогистона можно изложить в следующих основных положениях: 1. Горение представляет собой разложение тела с выделением флогистона, который необратимо рассеивается в воздухе. Вихреобразные движения флогистона, выделяющегося из горящего тела, и представляют собой видимый огонь.
Извлекать флогистон из воздуха способны лишь растения. Флогистон всегда находится в сочетании с другими веществами и не может быть выделен в чистом виде; наиболее богаты флогистоном вещества, сгорающие без остатка. Флогистон обладает отрицательной массой.
Теория Шталя, подобно всем предшествующим, также исходила из представлений, будто свойства вещества определяются наличием в них особого носителя этих свойств. Положение флогистонной теории об отрицательной массе флогистона было призвано объяснить тот факт, что масса окалины или всех продуктов горения, включая газообразные больше массы обожжённого металла. Флогистонная теория со временем была распространена на любые процессы горения.
Тождество флогистона во всех горючих телах было обосновано Шталем экспериментально: уголь одинаково восстанавливает и серную кислоту в серу, и земли в металлы. Дыхание и ржавление железа, по мнению последователей Шталя, представляют собой тот же процесс разложения содержащих флогистон тел, но протекающий медленнее, чем горение. Теория флогистона позволила, в частности, дать приемлемое объяснение процессам выплавки металлов из руды, состоящее в следующем: руда, содержание флогистона в которой мало, нагревается с древесным углем, который очень богат флогистоном; флогистон при этом переходит из угля в руду, и образуются богатый флогистоном металл и бедная флогистоном зола.
Следует отметить, что в исторической литературе имеются серьёзные разногласия в оценке роли теории флогистона — от резко негативной до положительной. Однако нельзя не признать, что теория флогистона имела целый ряд несомненных достоинств: — она просто и адекватно описывает экспериментальные факты, касающиеся процессов горения; — теория внутренне непротиворечива, то есть ни одно из следствий не находится в противоречии с основными положениями; — теория флогистона целиком основана на экспериментальных фактах; — теория флогистона обладала предсказательной способностью. Флогистонная теория — первая истинно научная теория химии — послужила мощным стимулом для развития количественного анализа сложных тел, без которого было бы абсолютно невозможным экспериментальное подтверждение идей о химических элементах.
Следует отметить, что положение об отрицательной массе флогистона фактически сделано на основании закона сохранения массы, который был открыт значительно позднее. Это предположение само по себе способствовало дальнейшей активизации количественных исследований. Ещё одним результатом создания флогистонной теории явилось активное изучение химиками газов вообще и газообразных продуктов горения в частности.
К середине 18 века одним из важнейших разделов химии стала пневматическая химия, основоположники которой Джозеф Блэк, Даниил Резерфорд, Генри Кавендиш, Джозеф Пристли и Карл Вильгельм Шееле явились создателями целой системы количественных методов в химии. Во второй половине 18 века теория флогистона завоевала среди химиков практически всеобщее признание. На основе флогистонных представлений сформировалась номенклатура веществ; предпринимались попытки связать такие свойства вещества, как цвет, прозрачность, щёлочность и т.
Французский химик Пьер Жозеф Макёр, автор весьма популярного учебника "Элементы химии" и "Химического словаря", писал в 1778 г. Отличаясь от систем, порождённых воображением без согласия с природой и разрушаемых опытом, теория Шталя — надёжнейший путеводитель в химических исследованиях. Многочисленные опыты… не только далеки от того, чтобы её опровергнуть, но, наоборот, становятся доказательствами в её пользу".
По иронии судьбы, учебник и словарь Макёра появились в то время, когда век флогистонной теории подошёл к концу. Нефлогистонные представления о горении и дыхании зародились даже несколько ранее флогистонной теории. Жан Рей, которому наука обязана постулатом "все тела тяжелы", ещё в 1630 г.
В 1665 г. Роберт Гук в работе "Микрография" также предположил наличие в воздухе особого вещества, подобного веществу, содержащемуся в связанном состоянии в селитре. Дальнейшее развитие эти взгляды получили в книге "О селитре и воздушном спирте селитры", которую написал в 1669 г.
Открытие кислорода было сделано независимо друг от друга почти одновременно несколькими учёными. Карл Вильгельм Шееле получил кислород в 1771 г. По мнению Шееле, "огненный воздух" представлял собой "кислую тонкую материю, соединённую с флогистоном".
Джозеф Пристли выделил кислород в 1774 г.
Менделеева состоит из 7 периодов, которые разделены на блоки. Каждый блок соответствует определенному типу элементов и обладает своими характеристиками.
Блок s-элементов: первый и второй периоды периодической системы относятся к блоку s-элементов. В этом блоке располагаются элементы с заполненной электронной оболочкой s-орбитали. Они характеризуются высокой химической реактивностью и образуют ионные соединения с элементами в блоках p и d.
Блок p-элементов: третий и четвертый периоды относятся к блоку p-элементов. Здесь находятся элементы с заполненной электронной оболочкой p-орбитали. П-элементы обладают высокой химической активностью и находят широкое применение в различных отраслях промышленности и науки.
Блок d-элементов: пятый и шестой периоды принадлежат к блоку d-элементов. Д-элементы являются переходными металлами, их электронная оболочка частично заполняется электронами. Они обладают высокой ионной радиусом, большой термохимической и электрической проводимостью и способностью образовывать соединения с различными элементами.
Блок f-элементов: седьмой период относится к блоку f-элементов. Ф-элементы представлены лантаноидами и актиноидами. Они имеют сложную электронную структуру, высокую плотность и являются химически активными.
В последней четверти 17 века появились эклектические воззрения, создатели которых пытались увязать алхимические традиции и новые представления о химических элементах. Большое влияние на современников оказали взгляды французского химика Николя Лемери, автора широко известного учебника "Курс химии". Учебник Лемери начинался с определения предмета химии: "Химия есть искусство, учащее, как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах.
Я понимаю под смешанными телами те, которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела". Далее Лемери перечислял "химические начала", т. После некоего "универсального духа" который сам автор признаёт "несколько метафизичным" , Лемери на основании анализа посредством огня выделял пять основных материальных начал веществ: спирт иначе "ртуть" , масло иначе "сера" , соль, вода "флегма" и земля.
Первые три начала — активные, вода и земля — пассивные. Лемери, однако, отмечал, что эти субстанции являются для нас "началами" лишь постольку, поскольку химики не смогли далее разложить эти тела; очевидно, эти "начала" могут быть в свою очередь разделены на более простые. Таким образом, то, что принимается в качестве начал, — это субстанции, полученные в результате разделения смешанных тел и отделённые лишь настолько, насколько позволяют это сделать средства, которыми располагают химики.
На рубеже 17-18 веков научная химия находилась лишь в самом начале своего пути; важнейшими препятствиями, которые лишь предстояло преодолеть, являлись сильные ещё алхимические традиции ни Бойль, ни Лемери не отрицали принципиальную возможность трансмутации , ложные представления об обжиге металлов как о разложении и спекулятивный умозрительный характер атомизма. Философия 18 века - это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам.
Это отразилось и на химии. Стали появляться первые теории научной химии. Первая теория научной химии — теория флогистона — в значительной степени основывалась на традиционных представлениях о составе веществ и об элементах как носителях определённых свойств.
Тем не менее, именно она стала в 18 веке главным условием и основной движущей силой развития учения об элементах и способствовала полному освобождению химии от алхимии. Именно во время почти столетнего существования флогистонной теории завершилось начатое Бойлем превращение алхимии в химию. Флогистонная теория горения была создана для описания процессов обжига металлов, изучение которых являлось одной из важнейших задач химии конца 18 века.
Металлургия в это время столкнулась с двумя проблемами, разрешение которых было невозможно без проведения серьёзных научных исследований — большие потери при выплавке металлов и топливный кризис, вызванный почти полным уничтожением лесов в Европе. Основой для теории флогистона послужили традиционные представления о горении как о разложении тела. Феноменологическая картина обжига металлов была хорошо известна: металл превращается в окалину, масса которой больше массы исходного металла; кроме того, при горении имеет место выделение газообразных продуктов неизвестной природы.
Целью химической теории стало рациональное объяснение этого феномена, которое можно было бы использовать для решения конкретных технических задач. Последнему условию не отвечали ни представления Аристотеля, ни алхимические взгляды на горение. Бехер в книге "Подземная физика" изложил свои очень эклектичные взгляды на составные части тел.
Таковыми, по его мнению, являются три вида земли: первая — плавкая и каменистая terra lapidea , вторая — жирная и горючая terra pinguis и третья — летучая terra fluida s. Горючесть тел, по мнению Бехера, обусловлена наличием в их составе второй, жирной, земли. Система Бехера очень похожа на алхимическое учение о трёх принципах, в котором горючесть обусловлена наличием серы; однако Бехер считает, что сера является сложным телом, образованным кислотой и terra pinguis.
По сути, теория Бехера представляла собой одну из первых попыток предложить нечто новое взамен алхимического учения о трёх принципах. Увеличение массы металла при обжиге Бехер традиционно объяснял присоединением "огненной материи". Эти взгляды Бехера послужили предпосылкой к созданию теории флогистона, предложенной Шталем в 1703 г.
Тем не менее, сам Шталь всегда утверждал, что авторство теории принадлежит Бехеру. Суть теории флогистона можно изложить в следующих основных положениях: 1. Горение представляет собой разложение тела с выделением флогистона, который необратимо рассеивается в воздухе.
Вихреобразные движения флогистона, выделяющегося из горящего тела, и представляют собой видимый огонь. Извлекать флогистон из воздуха способны лишь растения. Флогистон всегда находится в сочетании с другими веществами и не может быть выделен в чистом виде; наиболее богаты флогистоном вещества, сгорающие без остатка.
Флогистон обладает отрицательной массой. Теория Шталя, подобно всем предшествующим, также исходила из представлений, будто свойства вещества определяются наличием в них особого носителя этих свойств. Положение флогистонной теории об отрицательной массе флогистона было призвано объяснить тот факт, что масса окалины или всех продуктов горения, включая газообразные больше массы обожжённого металла.
Флогистонная теория со временем была распространена на любые процессы горения. Тождество флогистона во всех горючих телах было обосновано Шталем экспериментально: уголь одинаково восстанавливает и серную кислоту в серу, и земли в металлы. Дыхание и ржавление железа, по мнению последователей Шталя, представляют собой тот же процесс разложения содержащих флогистон тел, но протекающий медленнее, чем горение.
Теория флогистона позволила, в частности, дать приемлемое объяснение процессам выплавки металлов из руды, состоящее в следующем: руда, содержание флогистона в которой мало, нагревается с древесным углем, который очень богат флогистоном; флогистон при этом переходит из угля в руду, и образуются богатый флогистоном металл и бедная флогистоном зола. Следует отметить, что в исторической литературе имеются серьёзные разногласия в оценке роли теории флогистона — от резко негативной до положительной. Однако нельзя не признать, что теория флогистона имела целый ряд несомненных достоинств: — она просто и адекватно описывает экспериментальные факты, касающиеся процессов горения; — теория внутренне непротиворечива, то есть ни одно из следствий не находится в противоречии с основными положениями; — теория флогистона целиком основана на экспериментальных фактах; — теория флогистона обладала предсказательной способностью.
Флогистонная теория — первая истинно научная теория химии — послужила мощным стимулом для развития количественного анализа сложных тел, без которого было бы абсолютно невозможным экспериментальное подтверждение идей о химических элементах. Следует отметить, что положение об отрицательной массе флогистона фактически сделано на основании закона сохранения массы, который был открыт значительно позднее. Это предположение само по себе способствовало дальнейшей активизации количественных исследований.
Ещё одним результатом создания флогистонной теории явилось активное изучение химиками газов вообще и газообразных продуктов горения в частности. К середине 18 века одним из важнейших разделов химии стала пневматическая химия, основоположники которой Джозеф Блэк, Даниил Резерфорд, Генри Кавендиш, Джозеф Пристли и Карл Вильгельм Шееле явились создателями целой системы количественных методов в химии. Во второй половине 18 века теория флогистона завоевала среди химиков практически всеобщее признание.
На основе флогистонных представлений сформировалась номенклатура веществ; предпринимались попытки связать такие свойства вещества, как цвет, прозрачность, щёлочность и т. Французский химик Пьер Жозеф Макёр, автор весьма популярного учебника "Элементы химии" и "Химического словаря", писал в 1778 г. Отличаясь от систем, порождённых воображением без согласия с природой и разрушаемых опытом, теория Шталя — надёжнейший путеводитель в химических исследованиях.
Многочисленные опыты… не только далеки от того, чтобы её опровергнуть, но, наоборот, становятся доказательствами в её пользу". По иронии судьбы, учебник и словарь Макёра появились в то время, когда век флогистонной теории подошёл к концу. Нефлогистонные представления о горении и дыхании зародились даже несколько ранее флогистонной теории.
Жан Рей, которому наука обязана постулатом "все тела тяжелы", ещё в 1630 г. В 1665 г. Роберт Гук в работе "Микрография" также предположил наличие в воздухе особого вещества, подобного веществу, содержащемуся в связанном состоянии в селитре.
Дальнейшее развитие эти взгляды получили в книге "О селитре и воздушном спирте селитры", которую написал в 1669 г. Открытие кислорода было сделано независимо друг от друга почти одновременно несколькими учёными. Карл Вильгельм Шееле получил кислород в 1771 г.
По мнению Шееле, "огненный воздух" представлял собой "кислую тонкую материю, соединённую с флогистоном". Джозеф Пристли выделил кислород в 1774 г. Пристли считал, что полученный им газ представляет собой воздух, абсолютно лишённый флогистона, вследствие чего в этом "дефлогистированном воздухе" горение идёт лучше, чем в обычном.
Большое значение для создания кислородной теории горения имели, кроме того, открытие водорода Кавендишем в 1766 г. Значение сделанного Шееле и Пристли открытия смог правильно оценить французский химик Антуан Лоран Лавуазье. В 1774 г.
Лавуазье опубликовал трактат "Небольшие работы по физике и химии", где высказал предположение о том, что при горении происходит присоединение к телам части атмосферного воздуха. После того, как Пристли в 1774 г. Наконец, в 1777 г.
Лавуазье сформулировал основные положения кислородной теории горения: 1. Тела горят только в "чистом воздухе". Металлы при прокаливании превращаются в "земли".
Сера или фосфор, соединяясь с "чистым воздухом", превращаются в кислоты. Новая кислородная теория горения термин кислород — oxygenium — появился в 1877 г. Она более проста, чем флогистонная, не содержала в себе "противоестественных" предположений о наличии у тел отрицательной массы, и, главное, не основывалась на существовании субстанций, не выделенных экспериментально.
Периодическая система химических элементов Менделеева
Итак, мы разобрались, что такое диссоциация в химии, а сейчас повторим ключевые моменты. Длинные периоды в химии представляют собой один из видов периодов периодической системы химических элементов. Закон и периодическая система химических элементов своим появлением разделили химию на два периода: до появления периодической системы Менделеева и после открытия.
Что такое "период" в периодической таблице элементов химии?
Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Периодическая таблица химических элементов устроена довольно необычно, поэтому понять, что такое период в химии сразу непросто даже для профессионалов. Главная» Новости» Что такое период в химии. Итак, мы разобрались, что такое диссоциация в химии, а сейчас повторим ключевые моменты. Период периодической системы — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Что такое период в химии?
Рассмотрим: почему она носит такое название, почему её называют универсальной шпаргалкой, какие сведения можно получить, используя её на уроках не только химии, но и физики. Неон – инертный газ, который не вступает в химические реакции, следовательно, его электронная оболочка очень устойчива. Что такое период в химии — domino22 Периоды бывают в химии. К четвёртому периоду периодической системы относятся элементы четвёртой строки (или четвёртого периода) периодической системы химических элементов. Рассмотрим подробнее что такое период и что такое группа в периодической таблице Менделеева. Внутри одной подгруппы химических элементов электроотрицательность убывает, а при движении по ряду одного периода вправо электроотрицательность возрастает.
Что такое период в химии
Период — это последовательность горизонтальный ряд в таблице элементов с возрастающими атомными номерами, начинающаяся щелочным металлом или водородом и заканчивающаяся благородным газом. Число электронных слоев в атомах данного периода равно номеру периода. В периодах с возрастанием атомного номера Z металлические свойства ослабевают, а неметаллические усиливаются. Группа — это вертикальная колонка элементов в таблице, включающая элементы с одинаковой максимальной степенью окисления, равной номеру группы, и одинаковой отрицательной степенью окисления, для атомов неметаллов равной номеру группы минус 8. В группах с возрастанием атомного номера Z металлические свойства усиливаются, а неметаллические ослабевают.
Менделеева, группы и периоды Периодической системы, физический смысл порядкового номера химического элемента. Периодическая система химических элементов — это таблица, в которой все химические элементы расположены в порядке возрастания атомных номеров. Таблица включает в себя периоды и группы, то есть горизонтальные строчки и вертикальные столбцы.
Период — это последовательность горизонтальный ряд в таблице элементов с возрастающими атомными номерами, начинающаяся щелочным металлом или водородом и заканчивающаяся благородным газом. Число электронных слоев в атомах данного периода равно номеру периода.
Завершенность внешнего уровня — если на внешнем уровне атома 8 электронов для водорода и гелия 2 электрона 6. Металлические свойства — способность атома отдавать электроны до завершения внешнего уровня. Неметаллические свойства - способность атома принимать электроны до завершения внешнего уровня.
Каждая из трёх форм имеет достоинства и недостатки. Фундаментальным принципом построения П. Каждая группа в свою очередь подразделяется на главную а и побочную б подгруппы. В каждой подгруппе содержатся элементы, обладающие сходными химическими свойствами. Элементы а- и б-подгрупп в каждой группе, как правило, обнаруживают между собой определённое химическое сходство, главным образом в высших степенях окисления, которые, как правило, соответствуют номеру группы. Периодом называется совокупность элементов, начинающаяся щелочным металлом и заканчивающаяся инертным газом особый случай — первый период ; каждый период содержит строго определённое число элементов. Первый период периодической системы элементов Специфика первого периода заключается в том, что он содержит всего 2 элемента: H и He. Место H в системе неоднозначно: водород проявляет свойства, общие со щелочными металлами и с галогенами, его помещают либо в Ia-, либо предпочтительнее в VIIa-подгруппу. Гелий — первый представитель VIIa-подгруппы однако долгое время Не и все инертные газы объединяли в самостоятельную нулевую группу. Второй период периодической системы элементов Второй период Li — Ne содержит 8 элементов. Он начинается щелочным металлом Li, единственная степень окисления которого равна I. Затем идёт Be — металл, степень окисления II. Металлический характер следующего элемента В выражен слабо степень окисления III. Идущий за ним C — типичный неметалл, может быть как положительно, так и отрицательно четырёхвалентным. Последующие N, O, F и Ne — неметаллы, причём только у N высшая степень окисления V соответствует номеру группы; кислород лишь в редких случаях проявляет положительную валентность, а для F известна степень окисления VI. Завершает период инертный газ Ne. Третий период периодической системы элементов Третий период Na — Ar также содержит 8 элементов, характер изменения свойств которых во многом аналогичен наблюдающемуся во втором периоде. Однако Mg, в отличие от Be, более металличен, равно как и Al по сравнению с В, хотя Al присуща амфотерность. Si, Р, S, Cl, Ar — типичные неметаллы, но все они кроме Ar проявляют высшие степени окисления, равные номеру группы. Таким образом, в обоих периодах по мере увеличения Z наблюдается ослабление металлического и усиление неметаллического характера элементов. Менделеев называл элементы второго и третьего периодов малых, по его терминологии типическими. Существенно, что они принадлежат к числу наиболее распространённых в природе, а С, N и O являются наряду с H основными элементами органической материи органогенами. Все элементы первых трёх периодов входят в подгруппы а. Четвёртый период периодической системы элементов Четвёртый период K — Kr содержит 18 элементов первый большой период, по Менделееву. После щелочного металла K и щёлочноземельного Ca s-элементы следует ряд из десяти так называемых переходных элементов Sc — Zn , или d-элементов символы даны синим цветом , которые входят в подгруппы б соответствующих групп П. Большинство переходных элементов все они металлы проявляет высшие степени окисления, равные номеру группы. Исключение — триада Fe — Co — Ni, где два последних элемента максимально положительно трёхвалентны, а железо в определённых условиях известно в степени окисления VI. Элементы, начиная с Ga и кончая Kr р-элементы , принадлежат к подгруппам а, и характер изменения их свойств такой же, как и в соответствующих интервалах Z у элементов второго и третьего периодов. Установлено, что Kr способен образовывать химические соединения главным образом с F , но степень окисления VIII для него неизвестна. Пятый период периодической системы элементов Пятый период Rb — Xe построен аналогично четвёртому; в нём также имеется вставка из 10 переходных элементов Y — Cd , d-элементов. Специфические особенности периода: 1 в триаде Ru — Rh — Pd только рутений проявляет степень окисления VIII; 2 все элементы подгрупп а проявляют высшие степени окисления, равные номеру группы, включая и Xe; 3 у I отмечаются слабые металлические свойства. Таким образом, характер изменения свойств по мере увеличения Z у элементов четвёртого и пятого периодов более сложен, поскольку металлические свойства сохраняются в большом интервале порядковых номеров. Шестой период периодической системы элементов Шестой период Cs — Rn включает 32 элемента. В нём помимо 10 d-элементов La, Hf — Hg содержится совокупность из 14 f-элементов, лантаноидов, от Ce до Lu символы чёрного цвета. Элементы от La до Lu химически весьма сходны. В короткой форме П.
Периодическая система химических элементов Менделеева
это ряд хим элементов, для которых характерно постепенное возрастание заряда ядра и изменения хим. свойств. Химический период является важной концепцией в химии, поскольку элементы в одном периоде обычно имеют схожие свойства, связанные с их электронной конфигурацией. Закон и периодическая система химических элементов своим появлением разделили химию на два периода: до появления периодической системы Менделеева и после открытия. Период в химии — это горизонтальная строка в таблице Менделеева, представляющая собой упорядоченный набор химических элементов.