Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил об уверенности в том, что решение кризиса вокруг Украины будет найдено. В связи с усилением украинского кризиса и обострением ситуации вокруг Донбасса президент России Владимир Путин назвал несколько условий, выполнив которые, по его мнению, Украина сможет восстановить отношения с Москвой. Глава МИД уверен, что решение кризиса вокруг Украины будет найдено, условия России минимальны и она готова к диалогу. Вероятно, мы находимся в начальной точке разворачивающегося кризиса и не близки к его развязке. Первое дипломатическое предложение, которое Россия внесла в начале кризиса, – это нейтралитет Украины, признание Крыма российским и Донбасса независимым. 1 Понятие «украинский кризис» относится к ситуации в международных отношениях, которую также называют «кризисом вокруг Украины».
Лавров заявил, что решение кризиса вокруг Украины будет найдено
Его аргументация состоит в том, что Соединённым Штатам Америки предпочтительнее сосредоточиться на своих внутренних проблемах», — пояснил Оленченко. По его мнению, суждение Трампа о том, что при поддержке нынешнего украинского режима США несут большие финансовые расходы и теряют авторитет в мире, звучит совершенно справедливо.
Еще одной целью названо желание не допустить ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток-2», опасаясь формирования экономического партнерства России и Германии. Они разместили эти войска на границе. Мы видели, как они это делали, когда вторгались в другие части Восточной Европы», — заявила она.
Однако импульс, который на страновом уровне дала процессам деструкции позднеглобального мира СВО, никуда не денется: он не может быть политически или социально аннигилирован. Но для формирования нового мира импульса только СВО для демонтажа системы позднеглобальных политики и экономики будет категорически недостаточно. Для этого нужен некий заряд нового глобального конструирования. Отметим несколько важных обстоятельств. Трансформации происходят в нарастающем институциональном вакууме, который есть вакуум с точки зрения определения рамок допустимого поведения в политике и экономике. С этим связаны попытки опереться на понятийный и методологический аппарат прошлых исторических эпох, мало релевантный сегодняшней структуре мира. Требуется переосмыслить и термин «многополярность», выглядящий принципиально неадекватным нынешней ситуации, ибо он подразумевает наличие глобально доминирующих сил, что в современной ситуации выглядит крайне сомнительно.
Центральной становится проблема нового понимания национального суверенитета, который далее не может ни рассматриваться, ни оцениваться в рамках классической вестфальской методологии, а должен включать и надпространственные элементы. Тематика выработки методологии оценки и обеспечения «поствестфальского суверенитета» относится к приоритетным аспектам теоретического осмысления перспективного постглобального мира. Налицо кризис среднесрочного целеполагания даже у крупнейших акторов. Если некий далекий образ «перспектив глобализации» присутствовал «единое человечество» на основании «мира правил» с точки зрения мира «коллективного Запада» и «человечество общей судьбы» в китайской трактовке , — хотя и был явно недостаточен, — то среднесрочные цели развития, если и существовали когда-то, то к 2010-м гг. Происходит формирование нескольких точек бифуркации. Трансформации системы архитектуры происходят параллельно с разнонаправленными трансформациями экономической географии, системы мирохозяйственных связей, что неизбежно влечет за собой слом традиционного политического устройства мира, включая и государственные границы. Но это же означает, что возникновение какой-либо целостной системы на глобальном уровне становится принципиально невозможным.
Политические трансформации, возможно, будут не следовать за геоэкономическими трансформациями, а опережать их, формируя под новые геоэкономические системы защищенное пространство. Наиболее жесткий кризис глобализации проявляется в сфере социальных отношений, человеческого развития, что подтверждает, что в основе концепта поздней глобализации лежала идея полного переформатирования человека как главного и единственного источника социальности [15] и формирования некоей новой нейросоциальности, вероятно, с утратой неких свойственных человеку как биологическому виду социальных рамочных ограничений мораль, этика гражданского поведения, религиозные ограничения, потребность в круге общения и т. Это означает невозможность вывода системы из кризиса только за счет экономических мер. Таблица 2 Трансформация элементов глобальной политической и экономической архитектуры в контексте Специальной военной операции в бывшей УССР Базовый элемент глобальной системы Постиндустриальный постмодерн Влияние кризиса на Украине Итог Примечание Пространственность Движение в сторону постпространственного мира Перекройка сложившихся после 1991 г. Резкое усиление значимости пространственной связанности как фактора устойчивости государств и их коалиций Возвращение глобальной и региональной конкуренции к конкуренции за пространство и ресурсы В перспективе возможна деакту-ализация структуры экономических и политических регионов, сложившейся после 1991 г. Суверенитет Размывание принципов национального суверенитета, включая даже и национальный суверенитет США Возвращение принципов государство-центричного суверенитета Запрос на национализацию суверенизацию надпро-странственных систем, прежде всего информационного общества. Новое комплексное понимание национального суверенитета пока находится в процессе формирования Институты Доминирование глобальных или псевдоглобальных институтов Распад институциональной структуры глобального мира Мир ситуативных коалиций и союзов Отсутствие в настоящее время как правовой базы для новой институционализации, так и концептуального ее видения Структура экономики Доминирование сервисности в экономике.
Приоритет наднационального разделения труда Резкий рост значимости реального сектора Самодостаточность по основным отраслям как условие участия в глобальных процессах Концепция технологического суверенитета как основы построения макрорегионов Необходимость удержания не только технологических, но и производственных узлов в пределах национального суверенитета. Неизбежность частичной реинду-стриализации. Финансовая сфера Глобализированные финансы на базе доллара и его аватаров Сокращение зоны долларовых расчетов Формирование комплексных систем расчетного обеспечения торговли на основе национальных валют, клиринга и т. В перспективе возможна деглоба-лизация мировой торговли Социальная сфера Стандартизированное кредитное потребление. Начало кризиса модели кредитного потребления Падение качества жизни в развитых странах в социально болезненных сферах Новый социальный стандарт с большим уровнем идеологического мотивирования Маловероятно возникновение в обозримой перспективе универсальной социальной модели. Регионализация моделей потребления. Внедрение в модели потребления значимого релизигиозно-идеоло-гического элемента Идеология Идеология сверхтолерантности при одновременном вырастании агрессивной социальной архаики Виртуализация идеологий: информационное пространство — главная площадка реализации идеологий Формирование запроса на радика-листские идеологические конструкты.
Девиртуализация идеологий, протоидеологии начинают реализо-вываться в конкретном пространстве. Запрос на возобновление системы ритуалов Отмирание «больших», комплексных идеологий. Сращивание идеологий и религий, в том числе и относительно новых культов Неизбежно возникновение «сект», построенных вокруг протоиде-ологий. Транснациональные системы как связующие инструменты Разрыв ситуативный или на длительную перспективу части глобальных торговых и технологических цепочек Регионализация торговых связей и национализация ключевых технологических узлов Концепция базового уровня экономической самодостаточности для выживания системы в условиях закритических перегрузок. Превращение цифровых информационных технологий в инструмент стратегических и текущих манипуляций Начало процесса национализации страновых сегментов информационного пространства. Глубокая дискредитация цифровых сообществ Возник тупик в развитии информационного общества, трудно разрешимый в рамках существующих в настоящее время полити-ко-управленческих парадигм Спор о человека и пространстве человека Вероятно, пространство глобализации сохранить в том виде, как оно существовало до 2018—2019 гг. Но это означает невозможность сохранения «среды обитания» для наиболее социально вовлеченных слоев общества, «авангардных социальных групп», носителей ценностей глобализации.
Конфликт вокруг «Украины» выходящий за чисто географические рамки бывшей УССР стал фактором, разрушающим и содержательную, и внешнюю коммуникационную целостность постиндустриального постмодерна, формируя локализованную пространственную антитезу ему. В эти процессы в той или иной форме от снижения социального стандарта до частичной деиндустриализации оказались вовлечены многие страны постиндустриального и предпостин-дустриального мира. Центральным элементом трансформаций, которые запустила СВО, безусловно, стал возврат к пространственности, причем по большинству элементов, которые для глобализации были системообразующими. Но переход к пространственности происходит в относительно высоком темпе, который не дал времени на адаптацию системы. Мы не имеем даже в зачаточном состоянии институциональной структуры пространственного мира, что признают даже американские специалисты, стремящиеся «легализовать» хаотизацию в качестве временно допустимого состояния мировой экономики [13].
Украина оплатит все долги, восстановит страну и будет жить мирно. Критика и рассуждения Со стороны РФ можно задать вопрос, зачем платить Украине?
Получая деньги ни за что экономический кризис в Украине с любым правительством представить будет сложно, поэтому правительство Украины не будет смотреть к кому бы примкнуть, ради улучшения экономики. Получая деньги ни за что население очень сложно будет уговорить на любые авантюры, так как при отсутствии нейтрального статуса деньги будут потеряны. Потеря газовой трубы для Украины больше не будет проблемой. Доход от восстановления экономики РФ и отсутствия санкций намного выше, чем кол-во уплачиваемых денег. Можно считать эти деньги платой за Крым. Чтобы одна сторона не контролировала финансовый вопрос и соответственно не манипулировала мнением Украины. С целью показать, что НАТО хорошее, вот помогает восстанавливать страну от агрессии сильных мира сего.
Есть ли способы решить вопрос без денег для Украины?
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ
- Трамп назвал одну из причин кризиса вокруг Украины // Новости НТВ
- Telegram: Contact @bbcrussian
- Экс-премьер Украины: Запад развязал конфликт, чтобы спастись от финансового кризиса
- Лавров: решение кризиса вокруг Украины будет найдено, условия России минимальны
2023 - уроки украинского кризиса для мирового сообщества
По его словам, страна поддерживала крымчан и севастопольцев и не запугивала их этническими чистками в нацистском духе: — Не мы пытались подчинить себе Донбасс бомбежками. Мы следим за выступлением главы государства в текстовой онлайн-трансляции.
Позже Владимир Зеленский во время своего обращения к гражданам Украины заявил , что считает признание Россией республик выходом из Минских соглашений.
Население Украины около сорока миллионов человек — крупное по европейским меркам. Армия Украины — третья по своей численности в Европе после российской и турецкой, 220—240 тысяч человек. Доля военных расходов к ВВП Украины составляла почти 6 процентов на уровне Израиля , проводилась модернизация вооружённых сил, осуществлялась закупка современных вооружённых систем на Западе.
Генеральный секретарь НАТО ЙенсСтолтенберг прямо указал, что инструкторы Запада подготовили несколько десятков тысяч украинских военнослужащих. Накачивая Украину оружием, Запад стремился в её лице создать противовес России, который бы полностью поглощал её внимание и ресурсы, — своеобразный Пакистан в противостоянии с Индией. Несколько недель назад российские пранкеры позвонили министру обороны Великобритании и от лица премьер-министра Украины задали вопрос, если бы на Украине сейчас планировали создать ядерное оружие, как бы отнеслись к этому в Британии? Министр обороны ответил, что они всегда поддержат украинских друзей.
Многим кажется, что Запад никогда бы не позволил Украине получить своё ядерное оружие, но вполне допустима ситуация, что Запад отреагировал бы так же, как и в случае с Израилем: формально ОМУ у страны нет, но, как сказал один израильский лидер, «если необходимо, мы его применим». Выражаясь метафорически, можно сказать, что американцы надевают на украинцев бронежилет, дают каску и подталкивают в сторону России: «Успехов, приятель». В конечном счёте всё это привело к отношениям односторонней зависимости. Украина сильно зависит от Запада, но тот не планирует её системно поддерживать.
Программный директор клуба «Валдай» Андрей Сушенцов, модератор дискуссии, отметил, что текущий кризис европейской безопасности и украинский кризис как его важный компонент возвращают нас к «точке номер один» в российско-американских отношениях, заставляя обратиться к «лучшим практикам холодной войны», связанным с ядерным сдерживанием, и предложил участникам обсудить, насколько прочна и эффективна система взаимного сдерживания в настоящий момент. События клуба Как бы повели себя американцы, если бы Россия ответила зеркальной угрозой?
Также в стране заблокировано порядка 200 YouTube-каналов, а также 24 канала в TikTok, где якобы распространялась дезинформация.
Экономист Делягин раскрыл задачу кризиса вокруг Украины
Они разместили эти войска на границе. Мы видели, как они это делали, когда вторгались в другие части Восточной Европы», — заявила она. При этом дипломат отказалась пояснять, какие эпизоды в мировой истории она имела в виду.
Для независимой, суверенной Украины и для меня, как премьер-министра нашей страны, это невозможно», — сказал он. Пресс-секретарь Белого дома Джейн Псаки заявила, что для проведения саммита необходима деэслакация вокруг Украины. Чтобы обсудить повестку переговоров в четверг, 24 февраля, должны были также встретиться министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Энтони Блинкен, однако американская сторона отказалась от проведения встречи. Такое решение Блинкен объяснил тем, что «США не позволят России притворяться участницей дипломатической работы и двигаться по пути конфликта».
Я проконсультировался с нашими союзниками и партнерами, все согласились», — пояснил госсекретарь на встрече с главой МИД Украины Дмитрием Кулебой. Представитель администрации президента пояснила, что такое обозначение для предположительно российских военных появилось еще во время украинского кризиса 2014 года. Сейчас мы знаем, что они находятся по всей восточной Украине, и они хоть и не в военной форме, но ведут себя точно так, как вели бы себя российские военные», — пояснила она. Псаки также подчеркнула, что американские власти не считают российских военных миротворцами, так как «они помогают заложить условия для войны, и в этом заключается цель значительной их части». Однако министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс заявила , что у британских властей пока нет полных доказательств того, что российские военные действительно находятся в Донбассе. При этом глава британского МИДа отметила, что, согласно последним разведданным Великобритании, президент России все-таки выполнит свой план по полномасштабному вторжению.
Трасс подчеркнула, что в этот план входит в том числе и нападение на украинскую столицу.
Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
По сообщениям, БПЛА был использован для нанесения удара по гаубице формирований ДНР, якобы обстреливавшей «с максимально возможной дальности» село Гранитное. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что перед тем как применить ударный беспилотник Bayraktar на Донбассе, украинские военнослужащие выполнили все процедуры коммуникации с ОБСЕ и применили право на самозащиту [66]. Сообщение об использовании БПЛА появилось практически одновременно с новостью о занятии украинскими военными села Старомарьевка на линии соприкосновения сторон [67] [68]. По данным наблюдателей ОБСЕ, режим прекращения огня стал нарушаться в два раза чаще, чем в 2020 году за период с вечера 29 октября по вечер 31 октября режим прекращения огня в Донецкой области был нарушен 988 раз, а в Луганской области — 471 раз [75]. В то же время в западных СМИ появились публикации, что Россия снова стягивает войска к украинской границе.
В качестве доказательства приводились спутниковые фотографии российской бронетехники [65]. По утверждению CNN , цель поездки состояла в том, чтобы предупредить Кремль о том, что «в США внимательно следят за наращиванием российских войск у границы Украины» [77] [78]. Повышение напряжённости 15 ноября пресс-секретарь Пентагона Джон Кёрби подтвердил, что США продолжают наблюдать «необычную военную активность» РФ у границ Украины, а глава Госдепартамента Энтони Блинкен обсудил сообщения о «российской военной деятельности» в этом районе с министром иностранных дел Жан-Ивом Ле Дрианом. Сообщалось, что США обсуждают с европейскими союзниками санкции на случай «агрессии России». На этом фоне Украина резко активизировала дипломатические усилия. Ещё в начале ноября украинская разведка заявляла, что информация о переброске дополнительных российских войск к украинским границам — не более чем «элемент психологического давления». Однако через неделю в офисе президента Украины Владимира Зеленского признали: РФ усиливает «специфические группировки войск» вблизи границы. Москва, в свою очередь, обвиняла в агрессивных действиях Украину. Официальный представитель МИД России Мария Захарова 25 ноября заявила, что украинские власти обостряют напряжённость в Донбассе и ведут там наступательные действия на отдельных участках: «Горячие головы киевского режима, ощущая, видимо, полную безнаказанность, выступают за силовое решение внутриукраинского кризиса. Ситуация в зоне конфликта обостряется.
Продолжает поступать информация о применении запрещённых Минским комплексом мер вооружений, которые поставляются на Украину странами НАТО» [82]. Тем временем 15 ноября Владимир Путин подписал указ об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины на период «до политического урегулирования» на основании минских соглашений [84] [85]. Наиболее вероятным временем достижения готовности к эскалации будет конец января». Он сообщил, что численность войск РФ у российско-украинской границы и в Донбассе насчитывает 94,3 тыс. Дислокация российских войск в районе границы с Украиной на 3 декабря 2021 года, по данным разведки США. Дополнительные силы были переброшены в Крым , усиливая уже развёрнутые здесь российские формирования [90]. Начальник российского Генштаба Валерий Герасимов заявил, что «поставки на Украину вертолётов, беспилотных летательных аппаратов и самолётов подталкивают украинские власти к резким и опасным шагам. Любые провокации украинских властей путём принудительного урегулирования проблем Донбасса будут подавлены» [92]. По его словам, «достоверно установлено», что в населённых пунктах Авдеевка и Приазовское Донецкой области находятся более 120 сотрудников американских частных военных компаний, которые «оборудуют огневые объекты в жилых домах и на социально значимых объектах, осуществляют подготовку украинских сил к проведению специальных операций и активным боевым действиям». Шойгу заявил, что «для совершения провокации в города Авдеевка и Красный Лиман доставлены резервы неустановленного химического компонента» [93].
Представитель Пентагона Джон Кёрби заявил, что эти обвинения «полностью ложны» [94]. Отношение России к военному сотрудничеству Украины и Запада Тем временем Владимир Путин дал понять, что России от Запада нужны юридические гарантии своей безопасности, которые не только касаются Украины, но затрагивают её напрямую: российское руководство настаивает на том, чтобы Украина навсегда осталась внеблоковой, и обсуждать этот вопрос Россия намерена не с Украиной, а с США и НАТО. На фоне тупика с урегулированием конфликта в Донбассе российское руководство всё чаще стало обращать внимание на интенсификацию военного и военно-технического сотрудничества западных стран с Украиной, всерьёз опасаясь того, что Украина превратится в плацдарм для наступления на Россию, даже не будучи формально интегрирована в НАТО. Министр обороны РФ Сергей Шойгу в связи с этим заявлял: «Стремление Североатлантического альянса вовлечь украинские вооружённые силы в свою военную деятельность несёт угрозу безопасности, принимая во внимание попытки Киева силовым путём решить проблему Донбасса. Усугубляют ситуацию поставки США и их союзниками вертолётов, ударных беспилотных летательных аппаратов, противотанковых управляемых ракет» [95]. Говоря о действиях западных стран на территории Украины и в бассейне Чёрного моря, Путин предупредил: «То, что они сейчас делают на территории Украины и планируют делать, это же не за тысячи километров от нашей национальной границы — это у порога нашего дома. Они должны понять, что нам просто некуда дальше отступать». Таким образом, переброска значительных российских сил в район украинской границы стала своего рода ответной реакцией на действия Запада. Одновременно с этим ещё 18 ноября Путин поручил МИДу добиваться от западных стран предоставления России «серьёзных долгосрочных гарантий обеспечения безопасности». Из пресс-релиза на сайте Белого дома следует, что главной темой переговоров была Украина: «Президент Байден выразил глубокую обеспокоенность США и наших европейских союзников по поводу эскалации Россией сил вокруг Украины и ясно дал понять, что США и наши союзники ответят решительными экономическими и другими мерами в случае военной эскалации.
Президент Байден подтвердил поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины и призвал к деэскалации и возвращению к дипломатии». Владимир Путин в ответ заявил, что «НАТО предпринимает опасные попытки освоения украинской территории» и наращивает военный потенциал у границы России, а «поэтому Россия серьёзно заинтересована в получении надёжных, юридически зафиксированных гарантий, исключающих расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с Россией государствах ударных наступательных систем вооружений». Президенты договорились «поручить своим представителям вступить в предметные консультации по этим чувствительным вопросам» [97]. Позже в Белом доме и Кремле выступили с дополнительными пояснениями. Согласно заявлению Белого дома, лидеры США и европейских стран «договорились поддерживать тесную связь по поводу скоординированного и всеобъемлющего подхода в ответ на наращивание военной мощи России на границах Украины». На брифинге для журналистов советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что Байден «был откровенен с президентом Путиным» и прямо ему сказал, «что в случае дальнейшего вторжения России на Украину Соединённые Штаты и наши европейские союзники отреагируют на это решительными экономическими мерами… Мы предоставим украинцам дополнительные защитные ресурсы сверх того, что мы уже предоставляем». Также, по его словам, Байден заявил Путину, что США и их союзники намерены обсуждать и другие серьёзные стратегические вопросы — например, «механизмы, помогающие снизить нестабильность» [98]. Помощник президента РФ Юрий Ушаков подчеркнул, что президент Путин обозначил в разговоре с американским коллегой « красные линии »: «Эти линии исключают дальнейшее любое продвижение НАТО на Восток и размещение на территории Украины, как и других сопредельных с нами государств, угрожающих нам оружейных систем, особенно наступательного вооружения» [98]. Дипломатическая активность Запада В последующие дни тема Украины стала для США и их союзников центральной в их внешнеполитической деятельности. Признав ситуацию вокруг Украины главной угрозой безопасности в Европе, США и Запад несколько изменили свою стратегию в поддержке украинских властей.
Продолжая заявлять об «ужасных последствиях» для России в случае её агрессии, они при этом чётко давали понять, что вооружённым путём защищать Украину в случае российской агрессии они не будут. Одновременно, хотя и непублично, Запад требовал от Киева сдержанности и мирного решения проблемы [99]. Байден подтвердил «непоколебимую приверженность США суверенитету и территориальной целостности Украины», назвал действия России агрессивными и пригрозил ей экономическими мерами в случае военного вмешательства на украинскую территорию. При этом Байден однозначно заявил, что США не рассматривают использование военной силы в ситуации конфликта с Украиной. Кроме того, говорилось в публикации, США могут оказать на Украину давление, чтобы побудить её двигаться в вопросах урегулирования ситуации в Донбассе в сторону предоставления неподконтрольным регионам определённой автономии [101]. Стороны отметили необходимость «единой, подготовленной и решительной позиции НАТО в отношении коллективной защиты союзников», сообщила пресс-служба Белого дома США [102]. Сам Джо Байден, выступивший 11 декабря перед журналистами, пообещал «разрушительные последствия» для российской экономики в случае военного вмешательства на Украине, но пояснил, что для сдерживания России «одностороннее применение силы Соединёнными Штатами сейчас не обсуждается». По его словам, ответом на агрессию может стать переброска американского контингента в страны «Бухарестской девятки», а также «во все страны, перед которыми у нас есть священное обязательство — защищать их от любой атаки России». Отвечая на уточняющий вопрос, почему США отказались разместить свои войска на Украине, Байден отметил: «Такая возможность никогда не рассматривалась» [99]. Ранее МИД РФ в своём заявлении от 10 декабря подробно изложил, какие именно требования Россия понимает под «гарантиями безопасности».
Среди них, в частности: Выработка на основе принципа равной и неделимой безопасности серьёзных долгосрочных правовых гарантий, исключающих любое дальнейшее продвижение НАТО на восток и размещение угрожающих систем оружия на западных рубежах России; Отказ от решений Бухарестского саммита НАТО 2008 года о том, что Украина и Грузия станут членами НАТО, как противоречащих обязательству лидеров всех государств — участников ОБСЕ «не укреплять свою безопасность за счёт безопасности других»; Юридическое закрепление договорённости о неразмещении США и другими странами НАТО ударных систем вооружений, создающих угрозу России, на территории соседних с ней стран, как входящих, так и не входящих в альянс [103]. Из них следует, что США и НАТО отвергли ключевые требования России по гарантиям безопасности, но готовы к диалогу с ней по контролю над вооружениями и предотвращению военных инцидентов [106]. Тем временем Китай поддержал российские предложения. В рамках визита Россия и Китай выпустили совместное заявление, в котором выступили против расширения НАТО: «Стороны выступают против дальнейшего расширения НАТО, призывают Североатлантический альянс отказаться от идеологизированных подходов времён холодной войны, уважать суверенитет, безопасность и интересы других стран, многообразие их цивилизационных и культурно-исторических укладов, объективно и справедливо относиться к мирному развитию других государств», — говорится в заявлении. Пекин поддержал и другие предложения Москвы по безопасности, а та, в свою очередь, пообещала не признавать независимость Тайваня [107]. Месяцем позднее, 15-16 февраля, сайты министерства обороны и государственных банков Украины подверглись новой DDoS-атаке. Правительства Великобритании и США официально заявили, что считают ответственной за неё Россию [112]. Таким предлогом, по словам Кёрби, может стать операция под фальшивым флагом или видео, призванное выглядеть как нападение на Россию, на пророссийские формирования в Донбассе или на русскоязычных жителей Украины. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и постоянный представитель РФ при Европейском союзе Владимир Чижов назвали эту информацию не соответствующей действительности [113] [114]. Предостережения о возможных провокациях со стороны РФ высказывали и европейские дипломаты [115].
МИД России назвал это дезинформацией [116] [117]. Поставки вооружения и военного имущества В коммюнике, опубликованном на сайте НАТО 24 января, было заявлено, что в связи с наращиванием российских сил вблизи Украины НАТО решило расширить своё военное присутствие в Восточной Европе. Ряд стран НАТО объявили о приведении своих вооружённых сил в состояние боевой готовности и направили дополнительные силы в Восточную Европу. Так, Дания направила в Балтийское море фрегат и заявила о намерении перебросить в Литву четыре истребителя F-16 для участия в патрулировании воздушного пространства. Испания выделила фрегат и патрульное судно для участия в миссиях ВМС альянса в Средиземном и Чёрном море и рассматривает возможность отправки истребителей Eurofighter в Болгарию. Франция выразила готовность направить дополнительные войска в Румынию. Нидерланды заявили о намерении направить в Болгарию два истребителя F-35 , а также выделить один корабль и сухопутные подразделения в резерв сил быстрого реагирования НАТО [118] [119]. Изменение уровня готовности, по словам Кёрби, позволит США «быстро развернуть в Европе дополнительные боевые, логистические, медицинские, авиационные группы, средства наблюдения и разведки» [120]. Одновременно из США на Украину поступает «экстренная военная помощь», в частности, включающая одноразовые гранатомёты SMAW-D, предназначенные для борьбы с укреплёнными дотами и бункерами, и ракеты противотанкового комплекса Javelin [121]. Поставки включают боеприпасы, средства контрбатарейной борьбы, противотанковые средства, стрелковое оружие [122].
Об этом «тайном пакете» помощи ранее, в январе, сообщил телеканал CNN. Как заявил агентству неназванный американский дипломат, выделение этой помощи Киеву ранее не было предусмотрено. Ожидается, что число британских военных в Эстонии вырастет в два раза, до 1,8 тыс. Ранее Великобритания поставила Украине около 2 тыс. Согласие на передачу этого оружия получено от Госдепартамента США [121]. Чехия направила на Украину более 4 тыс. На общем фоне выбивалась Германия, первоначально отказавшаяся разрешить Эстонии поставку на Украину буксируемых гаубиц Д-30 советского производства, которые находились на вооружении армии ГДР, затем были переданы Финляндии, а в результате оказались в Эстонии. Власти Украины неоднократно выражали разочарование по поводу такой позиции Берлина [123]. ФРГ, однако, как сообщила министр обороны Кристина Ламбрехт , не исключает возможности развёртывания дополнительного воинского контингента в составе «боевой группы НАТО» в Литве. Главная цель «боевых групп НАТО» в странах Прибалтики заключается в том, чтобы остановить противника в случае нападения и выиграть время для прибытия подкрепления из стран альянса [129].
Нападение возможно не только в военном плане, но также кибератака, прекращение подачи энергоносителей. Это хуже, чем танковая атака». Бербок отметила, что Германия готова к разным сценариям и внимательно следит за перемещениями войск России возле границ Украины [130]. В ответ на «накачивание Украины западным летальным оружием» первый вице-спикер Совета Федерации, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак 26 января заявил, что Россия должна оказать помощь Донецкой и Луганской народным республикам в виде поставок отдельных видов вооружений для повышения их обороноспособности перед лицом возможной агрессии [131]. С инициативой создания союза ещё в октябре 2021 года выступила Украина. Эта инициатива представляет собой часть стратегии Украины по созданию «малых союзов» за время президентства Владимира Зеленского уже были созданы « Люблинский треугольник » с Литвой и Польшей, « Ассоциированное трио » с Грузией и Молдавией, а также «Квадрига» с Турцией [133]. По его словам, речь идёт о «реакции на текущую ситуацию» в регионе для «оказания поддержки» союзникам США. Кёрби подчеркнул, что в случае эскалации американцы «не будут воевать на Украине». В рамках наращивания военного присутствия США в Польшу направляется 1,7 тыс. Как сообщило 11 февраля немецкое агентство DPA, в НАТО приняли решение расширить число многонациональных воинских контингентов в 30 странах Европы, прежде всего — в Болгарии, Словакии и Румынии, в дополнение к боевым группам, базирующимся в Польше, Эстонии, Латвии и Литве.
Решение о расширении контингента могут подтвердить министры обороны стран — участниц альянса 18 февраля, а реализовать эти планы могут уже весной 2022 года [135].
Названы два неутешительных для Украины сценария развития событий на фронте в мае
заявил секретарь СБ РФ. По его словам, сегодня Вашингтон уже поставил всю Европу на колени, заставив ее подчиниться. Кризис вокруг Украины является решительным столкновением различных (больше двух) видений дальнейшего развития мировых геополитических процессов, а не только результатом противоречий России и Запада. Global Times: США используют ситуацию вокруг Украины для сплочения стран НАТОСША, нагнетая риторику о «вторжении» России на Украину, пытаются сплотить. Целью январской поездки госсекретаря США Энтони Блинкена в Германию и Украину является деэскалация кризиса на границе с Украиной, заявили в Госдепе. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине осуществляет мониторинг и предоставляет отчеты о развитии событий на местах на всей территории Украины, а также о выполнении Минских соглашений. «Можно говорить о сговоре властей западных стран и СМИ в целях нагнетания искусственной напряженности вокруг Украины путем массированного и скоординированного вброса ложной информации в геополитических интересах»,— говорится в заявлении МИДа.
Николай Патрушев: Продолжение кризиса вокруг Украины невыгодно никому, кроме США
Да, между Россией и Соединёнными Штатами установлен стратегический паритет. Однако надо учитывать, что в вопросе модернизации своих стратегических ядерных сил Москва явно обошла Вашингтон. В своей публикации Грег Лоусон также указывает на опасность для США увязнуть в конфликте на Юго-Востоке Украины, чем неминуемо воспользуется Китай и захватит Тайвань: «Китай получит прекрасную возможность воспользоваться нашим отвлечением. Многие наши военачальники уже опасаются китайского вторжения на Тайвань». Следует заметить, что Китай всё увереннее ведёт себя с Тайванем, справедливо считая его китайской территорией. Например, 12 апреля 2021 года НОАК отработала один из сценариев нанесения массированного ракетного авиационного удара по острову Тайвань.
В нём впервые было задействовано 25 единиц авиатехники: 12 истребителей и 4 стратегических бомбардировщика, а также два противолодочных самолёта и один самолет ДРЛО. Решимость российского военно-политического руководства защитить население Донбасса в случае вооружённой агрессии Киева против ЛДНР очевидна.
Это санкции против лиц, причастных к принятию решения о признании ДНР и ЛНР, банков, занимающихся финансированием российских военных, ограничений доступа российского государства и правительства к европейским финансовым рынкам. Украина может разорвать дипломатические отношения с Россией. Киев рассмотрит такую возможность, заявил президент Украины Владимир Зеленский. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал разрыв дипломатических отношений «крайне нежелательным сценарием».
По его словам, в этом случае ситуация усложнится «не только для государств, а для народов». Глава ДНР подписал закон о ратификации документов. Верховная рада приняла постановление, в котором объявила, что считает Донбасс частью Украины. Парламентарии также призвали к политическому решению ситуацию на востоке страны. Канцлер Германии Олаф Шольц заявил , что в свете последних действий России процедура сертификации «Северного потока 2» не может быть продолжена. Одновременно Шольц заявил о намерении продолжить работу в нормандском формате.
Неизменной и остается позиция Берлина по отказу от поставок оружия на Украину. Великобритания и США приветствовали решение Берлина остановить сертификацию газопровода. После обвального падения в понедельник российский фондовый рынок продолжил снижаться : все основные индексы Мосбиржи в красной зоне. Центробанк объявил о мерах поддержки для российских банков на фоне обвала рынков. Кредитным организациям временно разрешили не отражать отрицательную переоценку ценных бумаг на балансах, чтобы это не ухудшало их показатели. Аналогичные меры регулятор уже применял в 2014 и 2020 году.
В Россию эвакуированы уже 80 тыс. По его словам, для Донецка вопросы обороны являются ключевыми, а ситуация вокруг республики остается сложной. Пушилин также заявил, что решение о признании республик Москвой стало для Украины неожиданностью и вызвало в Киеве истерику. Представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин сообщил, что в данный момент пока неизвестно, будут ли находиться в республике российские вооруженные силы. По его словам, заявление о размещении российских военных должен сделать глава республики Пушилин. Американским гражданам запрещается вести с республиками торговлю, инвестировать в их экономики, а также экспортировать туда товары американского производства или ввозить в США товары из этих регионов.
Он попросил Федеральное собрание их ратифицировать. Официальный Киев отказался признавать решение России и независимость Донбасса. Владимир Зеленский подчеркнул , что границы Украины останутся такими, какими их признало международное сообщество, «несмотря на заявления Российской Федерации». Россия признает Луганскую и Донецкую народные республики ЛНР и ДНР в границах, которые сейчас фактически установлены, а не в границах областей до 2014 года, заявил зампред комитета верхней палаты парламента по международным делам Андрей Климов. В соответствии с указами о признании Путин поручил обеспечить функции по поддержанию мира в ДНР и ЛНР российскими вооруженными силами до заключения соответствующего договора. В соответствии с договорами о дружбе Россия получает право строительства, использования и совершенствования ее вооруженными силами военной инфраструктуры и военных баз на территории республик, совместно защищать границу, охранять своих граждан, Договоры о дружбе заключены на 10 лет с автоматической пролонгацией на следующие 5 лет.
Индекс Мосбиржи впервые с конца января упал ниже отметки в 3100 пунктов. Это несет угрозу столкновения России со всем Североатлантическим альянсом. Это время на подготовку присоединения Киева к Альянсу. Путин заявил, что до 2 часов ночи общался с президентом Франции Макроном, и тот заявил, что в американской позиции есть изменения. Схожую позицию высказал и глава правительства Михаил Мишустин. Мы знаем, что будет происходить, все предложения по санкциям.
Мы понимаем, что давление будет запредельным, но понимаем, как ему противостоять. Горький опыт показал, что будет трудно, но через некоторое время это напряжение вокруг нашей страны будет спадать. Не быстро, но от этой ситуации устанут, и будут просить нас вернуться к переговорам», — сказал Медведев. Министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил продолжить диалог с США по гарантиям безопасности с учетом того, что ключевыми моментами являются нерасширение НАТО на восток и конфигурация размещения войск Альянса в Европе. При этом он выразил уверенность, что Запад свою позицию не изменит. По его словам, есть угроза того, что на Украине может появиться ядерное оружие.
Надо признавать», — сказал Шойгу. Ленин и его соратники делали это весьма грубым способом, путем отторжения ее собственных территорий. Ленин своими директивами создал Украину и впихнул в нее Донбасс. А благодарные потомки сносили ему памятники. Вы хотите декоммунизации? Нас это устраивает.
Мы готовы показать Украине, что такое настоящая декоммунизация», — сказал президент. Лидеры компартии посчитали, что решили национальный вопрос. Но фальсификации и обман дорого относятся.
При этом структура власти и ее кадровое обеспечение оставались бы неприкосновенными. Этот вариант целеполагания существовал сперва до заключения, а затем — до срыва «Стамбульского компромисса» в конце марта 2022 г.
После этого логика поведения России в конфликте приобрела характер политической, а как следствие — геоэкономической трансформации поставленного под контроль пространства. Россия в относительно короткие сроки смогла переформатировать задачи операции, что не только существенно изменило ее роль и место в треугольнике «Россия—Украина—Запад», но и запустило целый ряд глубоких процессов в сфере глобальной геоэкономики и геополитики. Важнейшие особенности этого переформатирования следующие. Переход от концепции сохранения политического статус-кво в Евразии к его решительному изменению. Инициирование в пространстве, кодифицированном многими международными соглашениями как постбиполярной, так и биполярной эпохи глубоких территориальных преобразований.
Безусловно, имелся прецедент воссоединения Крыма с Россией, но это был пространственно ограниченный шаг применительно к региону со специфической историей, признаваемый уникальной ситуацией не только Россией, но и косвенно, естественно всеми участниками политического процесса вокруг бывшей УССР. С апреля 2022 г. Очевидно, что такой подход может быть применен к схожим по задачам и контексту трансформациям не только Россией и не только в постсоветской Евразии, тем более что «задел» под такие трансформации был сформирован задолго до начала СВО Балканы: прецедент Косово и возникновение полностью сконструированной «Северной Македонии»; попытки разыграть сценарий «Большого Леванта», концепция «Большого Турана» и т. Попробуйте сервис подбора литературы. Сказанное выше отражало переход к ведению операций в соответствии не с политическими, но с геоэкономическими целями.
Принятие политическим руководством России принципов силовой геоэкономики, которые впервые были обозначены нынешним турецким руководством, но в той или иной степени были востребованы и другими странами Египтом и Китаем, Ираном, интенсивно реализовывавшим геоэкономическую в своей основе стратегию «шиитского клина». Это означало, что российское руководство как минимум допускает и апробирует на практике принципиально иную парадигму действий на внешних экономических площадках, нежели признание невозможности изменения сформировавшихся после 1991 г. Первым признаком готовности следовать новой модели было обнуление олигархической собственности ранее считавшейся неприкосновенной в Мариуполе. Демонстрация готовности России к разрыву основных связей взаимозависимости с Западом не в краткосрочном режиме по сути, режиме взаимного шантажа , а на долгосрочной политической основе даже ценой определенного ухудшения внутренней социально-экономической конъюнктуры. Этот элемент пока находится в начальной фазе развития, «точка невозврата» в разрушении системообразующих связей зависимости в энергетике не пройдена.
Это произошло в результате смягчающих маневров западных стран и опасений российских экономических властей относительно неконтролируемых социальных последствий развала си стемы. Изменение политики России в связи с переустройством пространства в контексте СВО, вписываясь и в «вектор», и в инструментарий глобальных трансформаций, ситуативно сформировало эффект «фокусности», демонстрируя возможность изменения геополитического и геоэкономического статус-кво через разрыв целого ряда важнейших узлов глобальной геоэкономической взаимозависимости. Важнейшими такими узлами были: — продовольствие. Значение сектора тактически преувеличено, но стратегически недооценивается. Однако долгосрочной тенденцией становится резкое повышение неэкономических факторов продовольственной безопасности, выводящих этот сектор в зону, где безопасность поставок становится более важной, нежели ценовые параметры.
Последствия деэконо-мизации глобальной торговли продовольствием еще предстоит оценить, в том числе с точки зрения влияния на национальный суверенитет и региональную трансграничную социально-экономическую устойчивость; — мировая торговля и логистика. Теоретически осознаваемая избыточность сформировавшейся в период поздней глобализации системы мировой торговли начала осознаваться в практическом плане, а также с точки зрения способности обеспечивать работу системы в случае возникновения политически неблагоприятного контекста, в особенности в условиях неизбежности и тоже диктуемой политическими соображениями национализации некоторых значимых производственных цепочек и технологических узлов. Но это означает постепенный демонтаж важнейшей опоры глобализации; — энергетика. Сектор переживает резкий рост спекулятивности, связанный с де-экономизацией принимаемых в этой сфере решений, отражающий вывод целого ряда принципиально важных энергетических рынков из сферы рыночных отношений, а также возникновении условий для слабо ограниченных информационно-политических манипуляций. Отметим и важный географический момент.
С одной стороны, СВО стала запалом для трансформаций в Причерноморском регионе, связанном с другими региональными геоэкономическими и политическими системами, в частности, с «придунайским» пространством. С другой — необходимость поиска мер противодействия России заставила Запад форсировать разблокировку трансформаций в целом ряде других регионов, которые конфликт вокруг Украины напрямую не затрагивал. В совокупности эти два процесса продемонстрировали расслоение регионов с точки зрения интересов Запада на регионы, где безусловным приоритетом является сохранение стабильности, и регионы, где США готовы пойти на дестабилизацию вплоть до хаотизации. Как итог, мы наблюдаем, что накопление тактических сдвигов — классический пример перехода количества в качество в геоэкономике, а затем и в геополитике — привело к началу стратегических сдвигов, обостренных перспективами возникновения «системы домино» в сфере региональной стабильности, начиная от Балкан и заканчивая Восточной и Юго-Восточной Азией. Дилемма конфликта вокруг Украины: ситуативное снятие геополитических табу или выход в новую долгосрочную реальность Преждевременно говорить, что глобальные трансформации обеспечивают демонтаж или деструкцию основных конструкций глобализации, причем не только институтов в данном случае, даже по признанию западных сторонников американоцентричной глобализации, точка возврата как раз пройдена , но и моделей развития, идеологических конструктов, социокультурных табу и стереотипов.
Возможные направления развития процессов в рамках глобализации после «импульса СВО» показаны в таблице 2. Однако импульс, который на страновом уровне дала процессам деструкции позднеглобального мира СВО, никуда не денется: он не может быть политически или социально аннигилирован. Но для формирования нового мира импульса только СВО для демонтажа системы позднеглобальных политики и экономики будет категорически недостаточно. Для этого нужен некий заряд нового глобального конструирования. Отметим несколько важных обстоятельств.
Трансформации происходят в нарастающем институциональном вакууме, который есть вакуум с точки зрения определения рамок допустимого поведения в политике и экономике. С этим связаны попытки опереться на понятийный и методологический аппарат прошлых исторических эпох, мало релевантный сегодняшней структуре мира. Требуется переосмыслить и термин «многополярность», выглядящий принципиально неадекватным нынешней ситуации, ибо он подразумевает наличие глобально доминирующих сил, что в современной ситуации выглядит крайне сомнительно.
Обеспечение прав русских на исторических российских землях включало бы прежде всего свободу волеизъявления местного населения относительно статуса своей территории области. В тех случаях, когда на областном референдуме граждане высказывались бы за вхождение в состав Российской Федерации, это решение подлежало бы рассмотрению в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Там, где граждане проголосуют за сохранение территории в составе будущего украинского государства, в таком государственном образовании обеспечивались бы статус русского языка и действительное равноправие русских и русскоязычных граждан с этническими украинцами и всеми прочими гражданами. В территориально-политическом отношении ближайшая задача России — полное освобождение тех частей ДНР, Запорожской и Херсонской областей, которые сейчас находятся под контролем Киева. В дальнейшем в состав РФ могли бы быть приняты — также путем референдумов — ряд областей исторической Новороссии: Николаевская, Одесская, а также Харьковская, Днепропетровская и, возможно, другие. Следует, однако, иметь в виду, что включение всей территории Украины в состав России нецелесообразно. Очевидно, что западные области Украины не могут быть успешно социализированы в общерусской среде.
Ясно также, что центральные области Украины Правобережье Днепра относительно слабо связаны с Россией и в случае принудительного включения в состав РФ будут дестабилизировать страну. Киев за последние десятилетия подвергся серьезной галицизации, следы и особенно корни которой ликвидировать будет трудно. Ряд областей Восточной Украины — Полтавская, Черниговская — исторически были очагом малороссийской культуры; их немедленное присоединение к РФ создаст больше проблем, чем принесет выгод. Учитывая эти обстоятельства, для Москвы целесообразно сохранить на значительной части нынешней Украины центр плюс восток украинскую государственность, политически ориентированную на Москву. В перспективе и при условии серьезной и успешной работы в сфере государственного и культурного развития, а также экономического взаимодействия Новая Украина могла бы — если такова будет воля ее населения — стать кандидатом на вступление в Союзное государство России и Белоруссии, что означало бы восстановление единства трех народов — наследников Древней Руси — и их тесную интеграцию.
Западные области Украины, вероятно, войдут в сферу влияния Запада. Там может быть образовано отдельное государство — «возрожденная Западно-Украинская народная республика» или даже «свободная Украина». Также возможен, хотя и менее вероятен, раздел западноукраинских земель между Польшей, Венгрией и Румынией. Как бы то ни было, географическое положение и военный потенциал этих территорий не будет непосредственно угрожать России. Проблемой для Москвы в этом случае станут постоянные — и неизбежные — попытки украинских националистов и Запада использовать эти территории для дестабилизации Новой Украины.
Российская формула мира Приведенная выше детализация целей российской политики логически вытекает из коренных интересов безопасности России. Смысл СВО — в достижении заявленных целей и их последующем гарантировании силами и возможностями самой России. Военное измерение конфликта, однако, не единственное. Нужно спокойно и доходчиво объяснять прежде всего своим гражданам, а также нашим партнерам в рядах Мирового большинства, чего добивается Москва. Мир по-русски — это не приостановка войны для ее возобновления на более выгодных условиях, а обеспечение безопасности в условиях нового равновесия.
В общих чертах российская формула мира могла бы выглядеть следующим образом. Устранение причин, приведших к конфликту на Украине «замирение» ; ликвидация неонацистского режима в Киеве «денацификация» ; снижение уровня противостояния «демилитаризация» ; свобода волеизъявления граждан признание геополитических реалий, основанных на волеизъявлении жителей Донбасса, Новороссии и других регионов, как ранее — Крыма ; устранение дискриминации людей на Украине по языковому, культурному, конфессиональному признакам. Работать на основе этих принципов, обсуждать пути и возможности их реализации Россия готова совместно со всеми заинтересованными сторонами. Нужно, конечно, понимать, что формулы формулами, а Россия не может и не должна полагаться на чужие гарантии. Единственные реальные гарантии — это те, которые мы можем создать и поддерживать самостоятельно.
Победой же стоит считать не простое расширение территории, а достижение тех целей, которые уже давно сформулировало руководство страны. Этих целей невозможно добиться, только проявляя добрую волю.
Украинский кризис в условиях современных геополитических трансформаций
Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил об уверенности в том, что решение кризиса вокруг Украины будет найдено. Цели России в украинском кризисе. Цели российской военной операции были заявлены в самом начале СВО: денацификация Украины и ее демилитаризация. Вооруженные силы Украины пребывают в глубокой обороне и строят окопы, однако это бессмысленно при практически исчерпанном личном составе армии, заявил бывший советник Пентагона Дуглас Макгрегор.
Украинский кризис в условиях современных геополитических трансформаций
Цели России в украинском кризисе. Цели российской военной операции были заявлены в самом начале СВО: денацификация Украины и ее демилитаризация. Достижение нейтрального статуса Украины и ее становление как моста между Россией и Европой является главной целью в сложившейся вокруг страны ситуации. Нагнетая ситуацию вокруг гипотетического вторжения России на Украину, США «убивают двух зайцев» одновременно. Они сплачивают страны НАТО и при этом «закручивают гайки» в отношении РФ. Вооруженные силы Украины пребывают в глубокой обороне и строят окопы, однако это бессмысленно при практически исчерпанном личном составе армии, заявил бывший советник Пентагона Дуглас Макгрегор.
Клуб «Валдай»
24.11.2022 Кризис вокруг Украины три главных сценария | Риторика о «вторжении» России на Украину связана с попыткой США сплотить членов НАТО. «Поскольку европейские члены НАТО отдаляются от США, Вашингтон стремится воспользоваться сложной ситуаци. |
Экс-президент США Дональд Трамп назвал причину кризиса вокруг Украины | добиться при помощи Запада капитуляции России. |
24.11.2022 Кризис вокруг Украины три главных сценария
Украина: 1. Получает нейтральный статус с ежегодной выплатой крупных сумм от РФ и НАТО за поддержание нейтрального статуса и с целью восстановления экономики (10-30 млрд $ в год от каждой стороны, например). Нынешний кризис вокруг Украины, конечно, это ближайшее приближение к Карибскому кризису. просто хрестоматийный пример того, как настоящие, высококвалифицированные геополитики умеют организовать войну на пустом месте!