Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности. Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции. Нарушения памяти часто возникают при неврозах, тревожном расстройстве, депрессиях. Проблемы с памятью, которые не связаны с серьёзными нарушениями головного мозга, испытывают сейчас около 10% населения. С ней мы поговорим об ошибках памяти; как устроена человеческая память?
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью
Нарушения кратковременной памяти наиболее характерны для заболеваний с подкорковым типом когнитивных расстройств, таких как хроническая ишемия головного мозга (ХИМ), подкорковые нейродеге-нерации, лейкоэнцефалопатии, выраженное тревожно-депрессивное. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. Отличить симптомы обратимых нарушений, например при депрессии, от начальной стадии болезни Альцгеймера сложно, поэтому при проблемах с памятью нужно обратиться к неврологу. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий.
Как избежать нарушений в памяти и сохранить её на долгие годы?
Курс лечения прошла сразу после обследования кавинтоном, актовигин, мильгамма, никотиновая кислота, сирдалуд, грандаксин. Проведенное лечение не помогало. Незначительные улучшения были. В настоящее время очень жалуюсь на снижение памяти, работаю бухгалтером, а пару цифр запомнить не могу. Общее состояние — вялость, усталость, плохое засыпание, наличие навязчивых мыслей. Прошла амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психиатра, психотерапевта врач-психотерапевт в течение двух месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находилась год. Результат — полное восстановление работоспособности, социальная сфера не страдает. Жалоб на состояние здоровья не предъявляет. Проблемы с памятью у мужчины Пациент, 23 лет, мужчина, житель большого города.
Алкоголь потребляет умеренно. Наркотики не принимал. Обратился за консультацией к врачу-психотерапевту по направлению невролога. При этом состояние очень сильно варьируется в течение дня и день ото дня. Много лет терпел, стал заниматься спортом, стал придерживаться режима сна, но лучше не становилось. Кое-как окончил школу, кое-как учусь в институте, теперь живу жизнью амёбы: целыми днями за компьютером или телевизором. Более полутора лет назад обратился в поликлинику к терапевту. Попытки решить проблемы с памятью Сначала сдал простые анализы — норма. Состояние сердца — норма.
Глазное дно тоже в норме. Эффекта не было. Побывал еще раз у невролога. Направили на РЭГ, он показал какие-то ужасы. Назначили «Гинос» и «Церепро». И электрофорез с «Эуфиллином» на воротниковую зону, наверное, из-за шейного остеохондроза. УЗДГ показала что всё нормально. МРТ — норма. ЭЭГ — норма.
Потом был у невролога, но уже у другого. Прописал на 2 месяца курс из таблеток «Фенотропил» и «Негрустин». По этой проблеме никак не помогло, но «Негрустин» временно снизил тревогу, которая была с детства. Но через месяц стала возвращаться, приходится пить больше таблеток. Терапевт направил на Гастроскопию, УЗИ брюшной полости, биохимию крови. Всё в порядке. Ещё раз был у невролога, снова попал к другому.
Например, когда мы пишем музыку и считаем ее уникальной, а затем обнаруживаем, что она уже использовалась известным исполнителем. Из-за интерференции Согласно теории интерференции, забывание является результатом того, что разные воспоминания мешают друг другу. Чем больше похожи два или более события друг на друга, тем больше вероятность возникновения интерференции. Например, нам трудно вспомнить о рабочем дне, который был неделю назад, потому что наша память хранит воспоминания о множестве других дней, похожих друг на друга. Однако, уникальные и отличительные события мы вспомним детально и правильно. Например, свою свадьбу, рождение ребенка или любые дни, не похожие на другие. Интерференция также играет роль в так называемом эффекте последовательного положения или тенденции вспоминать первый и последний элементы списка. Первое и последнее, что мы записали, кажется нам более уникальным, чем то, что находится посередине. Поэтому нам легче это запомнить. Из-за быстротечности Из-за быстротечности памяти многие жизненные моменты стираются с течением времени. Особенно если мы не вспоминаем информацию периодически. Со временем мы помним только суть того, что произошло. А менее яркие и памятные события и вовсе быстро забываются. Иногда быстротечность доставляет нам неприятности. Это может подтвердить каждый, кто забывал имя человека сразу после того, как слышал его.
Человек постоянно отвлекается во время важной работы, не может довести дело до конца. Мужчина за компьютером Причины проблемы внимания и памяти Нельзя дать точный ответ на вопрос «почему портится память? Человек может терять память в результате травмы головы, неврозов, частых стрессовых ситуаций. Если одни проблемы с памятью решаются, когда уходят стрессы и нервное напряжение, другие могут стать симптомом начала болезни. У взрослых В осознанном возрасте провалы в памяти возникают в результате проблем со здоровьем или из-за возрастных изменений. Основные причины резкого ухудшения памяти: Стрессовые ситуации, частые переживания и перегрузы на работе; Последствия черепно-мозговых травм, сотрясений; Дисбаланс вегетативной нервной системы. Нарушения работы дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем; Гормональные сбои; Опухоли мозга, в том числе доброкачественные; Перенесенные инсульты и инфаркты; Нарушение кровообращения головного мозга. Зачастую возникает в результате атеросклеротического заболевания сосудов, когда мозг не получает необходимое количество кислорода; Психические расстройства депрессия, шизофрения ; Развитие болезни Альцгеймера; Сахарный диабет. Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение.
К ним относятся описанные в литературе случаи нарушений памяти, которые обозначаются как корсаковский синдром. У больных с корсаковским синдромом практически отсутствует память на текущие события. Они по несколько раз здороваются с врачом, хотя он только что был в палате, не могут вспомнить, что они делали несколько минут тому назад и т. Это грубый распад памяти на текущие события. В то же время у этих больных сравнительно хорошо сохраняются следы долговременной памяти, т. Такие больные сохраняют и профессиональные знания. Они помнят, например, что с ними было во время войны, когда и где они учились и т. В развернутой форме этот синдром возникает при поражении гиппокампальных структур обоих полушарий. Однако даже одностороннего поражения области гиппокампа достаточно, чтобы возникла картина выраженных нарушений кратковременной памяти. Особую форму корсаковского синдрома составляют нарушения памяти в сочетании с нарушениями сознания, что нередко встречается при психических заболеваниях. Специальное изучение больных с корсаковским синдромом в клинике локальных поражений мозга показало, что в целом логика нарушений памяти у данной категории больных та же, что и у больных с поражением диэнцефальной области мозга, т. Больные иногда могли правильно воспроизвести 4-5 элементов ряда например, 4-5 слов из 10 после первого их предъявления. Однако достаточно было пустой паузы не говоря уже о гомо- и гетерогенной интерференции , чтобы следы «стирались». Здесь фактически наблюдалась та же картина, что и у больных с диэнцефальными поражениями мозга, но в более обостренном виде. В этих случаях следы еще в большей степени оказывались подверженными влиянию различных «помех». Это первая особенность нарушений памяти у данной категории больных. Вторая особенность связана с процессами компенсации дефекта. Клинические наблюдения показали, что при диэнцефальных поражениях запоминание материала улучшается, если больной особенно заинтересован в результатах исследования или если материал организуется в семантически осмысленные структуры. Таким образом, у этих больных существует определенный резерв компенсации дефекта. У больных с корсаковским синдромом этот резерв практически отсутствует. Повышенная мотивация или обращение к семантическому структурированию материала не приводят у них к заметному улучшению запоминания. Следует отметить, что у таких больных нередко наблюдаются и конфабуляции тонкие симптомы нарушения сознания , так что нарушения памяти протекают у них в ином синдроме. В целом, однако, это те же модально-неспецифические нарушения памяти, подверженной влиянию интерференции, как и у больных с диэнцефальными поражениями мозга. Следующая форма модально-неспецифических нарушений мнестической деятельности связана с поражением медиальных и базальных отделов лобных долей мозга, которые нередко поражаются при аневризмах передней соединительной артерии. В этих случаях возникают относительно узко локальные зоны поражения, что и позволяет изучать их симптоматику. Именно такая группа больных изучалась А. Лурия, А. Коноваловым и А. Подгорной для оценки роли медиальных отделов мозга в мнестических процессах. Базальные отделы лобных долей мозга сравнительно часто поражаются опухолями разной этиологии, что также дает возможность исследовать нейропсихологические проявления этих поражений. Нередко наблюдаются смешанные медиобазальные очаги поражения.
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью | Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает. |
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает | Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. |
Причины проблем с памятью у взрослых и молодых людей: из-за чего она ухудшается | В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. |
Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать | Купрум | Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. |
Провалы в памяти
Врач-токсиколог рассказал, как сохранить память до самой старости | это расстройство, которое характеризуется снижением способности запоминать и вспоминать информацию. |
Что-то с памятью моей стало | Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. |
Почему все жалуются на память и что с этим делать
Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально. Терапия зависит от причины возникновения симптомов и может включать назначение: лекарственных препаратов для компенсации имеющихся заболеваний гормонов, ангиопротекторов и прочих ; анальгетиков, помогающих справиться с болями при черепно-мозговых травмах; седативных средств и антидепрессантов для коррекции психических расстройств; ноотропных и холинергических препаратов при наличии признаков возрастной деменции; витаминов и минералов для компенсации дефицитных состояний. Если проблема вызвана коронавирусом, рекомендуется пройти реабилитацию после ковида. Дополнительную помощь оказывают сеансы психотерапии, коррекция образа жизни. В определенных случаях ухудшения процессов запоминания удается полностью избавиться от проблемы, вернуть человека к привычной жизни.
Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом.
В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации. Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга например, при болезни Альцгеймера или подкорковых структур мозга болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия. Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события.
К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти. Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками.
При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления. Диагностика и обследование Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания. Значительную информацию можно получить, используя различные лабораторные тесты и инструментальные обследования, а также оценив неврологический статус пациента. Безопасное и информативное сканирование структур головного мозга для диагностики его патологий. При подозрении на аутоиммунную природу потери памяти необходимы анализы на гормоны щитовидной железы и гликированный гемоглобин.
В отличие от корсаковского синдрома при деменции нарушаются все виды долговременной памяти: эпизодическая, семантическая, процедурная и непроизвольная; уменьшается объем и время удержания следа в оперативной памяти. Но память на прошлые события долгое время сохраняется. При деменциях отмечается слабость следа, снижение объема сохраняемой информации после первых предъявлений и появляются трудности смысловой обработки: кодирования и декодирования информации.
При нормальном старении больше всего страдает слухоречевая память, чем зрительная или двигательная. А уменьшение сохранения и извлечения информации не является патологией для людей старческого возраста, они лишь на немного хуже усваивают информацию чем молодые. Изменение памяти происходит в 40-65 лет и в дальнейшем не прогрессирует.
У здоровых пожилых людей нет амнезии на текущие или прошлые события. Возрастные изменения памяти происходят в связи с ослаблением концентрации внимания и уменьшением скорости внимания на внешние события, что в свою очередь и приводит к недостаточности процессов кодирования и декодирования информации на этапах сохранения и воспроизведения. Поэтому эффективны методики заучивания для стимуляции внимания.
В отличие от деменции нарушения памяти при доброкачественной старческой забывчивости не прогрессируют и не приводят к невозможности общения. Если постоянно заниматься научной деятельностью и тренировкой мозга, можно сохранить к пожилому возрасту хорошую память. Часто общие заболевания могут вызывать снижение памяти, причем некоторые лекарственные средства при длительном применении в больших дозах могут приводить к нарушениям памяти.
Пожилые люди особенно чувствительны к психотропным препаратам, а наркотические анальгетики могут неблагоприятно воздействовать на внимание, память и интеллект. При тяжелой депрессии происходят нарушения внимания и снижение памяти - это характерные когнитивные симптомы, очень похожие на симптомы с подкорковой деменцией. Бывают случаи, когда расстройство памяти имеет временный характер, когда человек полностью теряет память на какое-то время, при этом не выявляется каких-либо значимых расстройств функции памяти.
Это может произойти при злоупотреблении алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, например, транквилизаторов и опия. Провалы в памяти могут случаться при эпилепсии, после припадка люди не помнят, что с ними произошло и при этом их сознание замутненное. В случае черепно-мозговых травм возможно возникновение амнезии кратковременной и более длительной посттравматической, которая характеризуется амнезией на текущие события продолжающейся нескольких дней после травмы у больного находящегося в полном сознании, в этом случае происходит нарушение консолидации следа в долговременной памяти.
Воспоминания после амнезии возвращаются, но не всегда. Сначала пострадавший вспоминает самые старые события, детство или ранние события жизни, но не всегда может вспомнишь воспоминания произошедшие перед несчастные случаем.
Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить.
Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания. Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет.
Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация. Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся.
Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу.
Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность. На самом деле мозг не может нормально работать в нескольких направлениях, в результате снижается внимательность. Некоторые лекарства провоцируют временные провалы в памяти, к ним относятся обезболивающие и снотворные препараты.
Нарушения памяти и деменции
Нарушение обмена веществ. Хроническая интоксикация например солями тяжелых металлов Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество. Признаки развития нарушений памяти Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики. Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты. По количеству выделяют такие симптомы: Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
Однако, углубившись в исследования СДВГ, он убедился, что мозжечок, долгое время считавшийся исключительно двигательным центром нашего тела, также играет значительную роль в деятельности рабочей памяти. Хотя обычно этой части мозга ученые не уделяли должного внимания. Таким образом, отчасти благодаря исследованию пациентов с СДВГ, ученые открыли еще одну зону, вовлеченную в рабочую память, — мозжечок. В то же время, изучая рабочую память, они смогли обнаружить возможные механизмы развития СДВГ — проблемы фонологической петли. Постепенно ему стало легче концентрироваться, общаться и учиться. Врачи узнали , что Фил, опираясь на научные данные, использовал для обучения другие педагогические форматы — преимущественно аудиальные и двигательные, которые позволяли не только тренировать фонологическую петлю, но и тратить энергию тела. Вместе с тем он применял различные упражнения для развития рабочей памяти и внимания. Кроме того, Фил некоторое время работал с психологом Вайолет Оклендер. На занятиях она использовала успокаивающие виды деятельности, которые снимали психологическое напряжение: работа с глиной, песком, водой, пальчиковое рисование красками. В своей практике Оклендер применяла и работу с деревом строительство, моделирование — это помогало детям активировать кинестетику. Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом.
RU Визитной карточкой самой распространенной формы деменции, болезни Альцгеймера, считаются нарушения памяти. Однако болезнь часто начинает проявляться иначе. Об этом «Доктору Питеру» рассказали специалисты. Как рассказал врач-невролог, профессор ВМА Андрей Емелин, несмотря на существующие противоречия и дискуссии про механизм развития болезни Альцгеймера, считается, что в основе этого заболевания лежит накопление патологических белков в тканях головного мозга. Этот процесс далее запускает в организме целый каскад сложных и связанных между собой реакций, которые в итоге приводят к деменции. Между тем болезнь Альцгеймера у кого-то из близких родственников не означает, что человек тоже обязательно заболеет. Андрей Емелин, невролог, профессор кафедры нервных болезней Военно-медицинской академии имени С. И в этом случае не стоит сразу рисовать себе какие-то мрачные картины, — успокаивает Андрей Емелин. Первые признаки По словам невролога ВМА, при болезни Альцгеймера, как правило, больше всего страдает память на текущие, недавние события.
Первые признаки По словам невролога ВМА, при болезни Альцгеймера, как правило, больше всего страдает память на текущие, недавние события. При этом память об отдаленных событиях может оставаться относительно сохранной. Но обычно начинается болезнь с изменений в поведении. Первый симптом — это пропадание интереса пожилого человека к окружающей действительности, утрата интереса к хобби, к каким-то увлечениям. На это очень часто родственники не обращают внимание, — говорит профессор Емелин. По словам главного внештатного невролога комитета по здравоохранению Петербурга Игоря Вознюка, есть и другие ранние, но не совсем очевидные признаки болезни, которые не стоит игнорировать. Игорь Вознюк, главный невролог комитета по здравоохранению Петербурга. Специалист перечислил три таких признака: Замедленность в решении задач, которые раньше не вызывали у человека проблем. Если ранее на их решение требовалось мало времени, то теперь стало уходить всё больше и больше.
Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас
Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. «Деменция» означает, что нарушения затрагивают не только память, но и внимание, речь и другие психические функции. Эти нарушения памяти характерны для травматических поражений мозга и описаны в клинической литературе как ретроградная и антероградная амнезия, сопровождающая травму. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает.
Появление провалов в памяти
Вступительные заметки о живой памяти: Памяти Зинченко Татьяны Петровны. Начальные проявления нарушения памяти всегда связываются с поведенческими расстройствами. энергетического. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых.
Вспомнить все: что такое потеря памяти и почему она возникает
Это нарушение памяти проявляется в искажении существующих воспоминаний. У людей пожилого возраста нарушение памяти связано с дисфункцией в головном мозге и плохо поддается лечению. Проблемы с памятью (когнитивные нарушения) могут привести к инвалидности, поскольку при выраженных нарушениях человек не способен не только работать и учиться, но и обслуживать себя. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
Отличия снижения памяти при нормальном старении от болезни Альцгеймера Отличить одно от другого самостоятельно сложно. Нужно обратиться к неврологу, который проведет обследование и специальные тесты для оценки нарушений, чтобы определиться с диагнозом и планом лечения. Как улучшить память К сожалению, лекарства, которое может вылечить деменцию, пока не существует. Но некоторые действия могут помочь предотвратить преждевременное снижение памяти. Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня.
Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые.
Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Ведь люди с ОКР способны разложить собственные воспоминания по полочкам особенно тщательно.
Но заявлять о чем-то точно еще рано: есть и нейропсихическое различие между носителями сверхточной памяти и обычными людьми. Не подарок судьбы, а тяжелое бремя Гипертимезию впервые признали реальным заболеванием лишь в 2006-м, после того как американка Джилл Прайс Jill Price с подобными проявлениями обратилась в Калифорнийский университет в Ирвайне. Как и Ребекка, Джилл помнит свое детство примерно с 18 месяцев. А дни в подробностях — с 80-х годов XX века. Джилл Прайс При этом Прайс родилась в 1965 году — до признания синдрома болезнью было очень далеко. По ее словам, из-за этого она чувствовала себя неуравновешенной, и до обращения в университет никто не мог объяснить ей природу заболевания.
Большинство назовет подобное подарком судьбы, но я считаю это бременем. Ведь каждый день я прокручиваю в голове всю собственную жизнь, и это сводит с ума! Ребекка, несмотря на все сложности жизни с гипертимезией, напротив, не хотела бы ничего менять. Я бы хотела, чтобы все оставалось так, как есть. Ведь так у меня было всегда. Просто мне хочется найти разные способы жить с этим», — отметила девушка в интервью.
Только после постановки окончательного диагноза невролог сможет приступить к рассмотрению возможных вариантов лечения. Как лечат провалы памяти Многое зависит от характера и степени выраженности симптомов. Но специалист с богатым практическим опытом, а именно такие врачи принимают больных с неврологическими расстройствами в нашей клинике «Эдкар-Мед», выберет правильную тактику терапии. Лечение больных с амнезией проводится по индивидуальной программе, врач-невролог контролирует весь процесс. В комплекс лечения помимо приема ноотропных средств и препаратов для улучшения состояния сосудов включаются: сеансы мануальной терапии; специальные упражнения для тренировки памяти; курс рефлексотерапии; физиопроцедуры.
В запущенный случаях для стабилизации состояния назначаются сеансы психотерапии. Конечно, для восстановления памяти потребуется много времени. Причем успешный результат зависит и от самого пациента. Он должен строго выполнять рекомендации невролога. Эти правила простые и могут впоследствии стать частью образа жизни пациента. Вот, основные пункты: Полный отказ от курения, поскольку никотин губительно действует на мозг.
Алкоголю тоже не должно быть места в жизни человека, у которого отмечаются провалы в памяти.
И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное. Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства. Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации.
Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии. Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства».
Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение. Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности. Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения.
После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни.
Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна. Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня. Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк».
Однако самое удивительное в данном феномене то, что, в отличие от кино и литературы, эти воспоминания вовсе не такие уж и точные, как это вам порой кажется. Многочисленные исследования, в которых людей просили припомнить детали какого-то эмоционального или даже травмирующего события, произошедшего лет 10 или более назад, доказывают, что эти воспоминания точны только на 60 процентов. Однако люди, принимающие участие в подобных исследованиях, обычно уверены на все сто процентов в непогрешимости своей памяти. Но как это происходит и почему мы обманываем сами себя, считая, что наша память лучше, чем она есть на самом деле? Одно из объяснений связано все с той же реконсолидацией памяти, о которой говорилось ранее.
Когда мы «извлекаем» воспоминания из глубин своей памяти, мы не только меняем их детали; иной раз мы преувеличиваем свою роль в том событии, которое мы вспоминаем. Это заставляет нас «вспоминать» важные и яркие детали, которых не было на самом деле. Память в жизни человека Навязчивые воспоминания Наверное, у каждого человека в его жизни происходило событие, воспоминания о котором хотелось бы стереть и никогда не вспоминать. Однако наша память устроена по-другому, поэтому мы в разные периоды своей жизни нередко возвращаемся к этому событию, испытывая ужас, гнев или другие эмоции в зависимости от того, что с нами произошло. Однако некоторых людей воспоминания о таком поступке могут преследовать чаще, чем обычно.
В особо тяжелых случаях они становятся навязчивыми — человек постоянно прокручивает в голове одни и те же события, переживая тяжелые депрессивные циклы. Наиболее травмирующие воспоминания могут приводить к повторяющимся паническим атакам.
«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью
Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Нейрофизиологи говорят: нет плохой памяти — есть недостаточное количество повторений. Психолог, профессиональный коуч ICU Ольга Зродникова рассказала «», как улучшить свои навыки запоминания. Нарушения памяти в резидуальном периоде после операции аневризмы передней соединительной артерии. Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии.