Новости кто написал оперу хованщина

«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки.

Из истории оперы «Хованщина»

Результат был неутешительный: полный запрет оперы более чем на десятилетие. Запрет был снят в конце 1930-х годов. Оперу поставили без осовременивания, утвердив авторское название «Иван Сусанин», переписав всё либретто и исключив из него сверхзадачу спасение царя вместе с любым упоминанием Михаила Романова. За эту работу взялся поэт Сергей Городецкий, некогда близкий к символистам и акмеистам, а ныне — успешный автор переводных и оригинальных оперных либретто. В его версии польской отряд послан для того, чтобы пресечь организацию народного ополчения во главе с Козьмой Мининым. В этом случае, правда, было неясно, зачем польской отряд добирался в далёкую Кострому непосредственно из Польши, а не из Москвы, также занятой поляками. Кроме того, сюжет оперы хорошо сочетался с советской «борьбой против космополитизма». Хор «Славься» вставляли даже в партитуры Петра Чайковского «Славянский марш», увертюра «1812 год» , заменяя им гимн «Боже, царя храни». До конца 1980-х годов «Жизнь за царя» с оригинальным текстом можно было услышать только на Западе такова, например, знаменитая французская запись 1957 с Борисом Христовым в главной партии — дирижёр Игорь Маркевич. В 1988 году режиссёр Николай Кузнецов и дирижёр Александр Лазарев поставили «Ивана Сусанина» в Большом театре в возобновлённых декорациях первой постановки и с оригинальным либретто видеозапись спектакля выходила и на DVD.

С тех пор в России ставят исключительно авторский вариант оперы — разве что в отдельных случаях купируют несколько фрагментов из четвёртого акта и эпилога. Почему опера «Жизнь за царя» так значима? Глинка создал первую русскую национальную оперу, положив в основу либретто сюжет из отечественной истории. Осмысляя те образцы современной музыки, с которыми он познакомился в Италии Россини, Беллини, Доницетти и Германии Бетховен, Вебер, Шпор, Керубини , композитор заимствовал оттуда нужные приёмы, которые потом использовал в работе над русским сюжетом. Сквозь итальянские и немецкие влияния, сквозь стиль русского романса XIX века всё это есть в «Жизни за царя» , как первый подснежник, пробивается то, что позже станет основой для «русской национальной школы». Позже композиторы «Могучей кучки», да и не только они, возьмут у Глинки и по-своему разовьют только то, что посчитают бесспорно национальным, без жалости отбросив всё ненужное. Итальянская и немецкая выучка позволили Глинке — впервые в русской музыке — создать произведение с непрерывной музыкальной тканью, в котором арии, романсы, каватины, ансамбли, хоры и танцы сочетались с выразительными речитативами. По поводу глинкинского речитатива один из рецензентов оперы, Януарий Неверов, писал, что в нём «слышишь интонацию русского говора». Запись 1952 г.

Максим Михайлов прошел путь от протодьякона до артиста театра. Михаил Ардов пишет, что патриарх Пимен благословил отпеть его в облачении и поминать как протодиакона До Глинки русские оперы писали исключительно с разговорными диалогами: такова, к примеру, была «Аскольдова могила» Верстовского, который был весьма обижен тем, что первенство в деле создания русской оперы единодушно приписали Глинке. Верстовский действительно старался привить русской опере национальный колорит и часто использовал подлинные народные мелодии. Однако «Аскольдова могила», при всём её значении, представляет собой лишь собрание русских мелодий без какого-либо музыкального единства или господствующей идеи — и без гениальности тоже. Глинка был смелее и намного талантливее. Как отмечал Одоевский в своих двух «Письмах к любителю музыки об опере г. Глинки» напечатанных через 10 дней после премьеры , композитор «возвысил народный напев до трагедии», то есть не просто сымитировал народный склад музыки, но и нашёл в этих интонациях средства для передачи больших эмоций и глубокого содержания. Этот тип русской оперы многократно воспроизводили и развивали в дальнейшем последователи Глинки «Князь Игорь», «Псковитянка», «Китеж», «Борис Годунов», «Хованщина», «Война и мир». У Глинки — возможно, впервые в мировой музыке — противопоставлены две национальные стихии русская и польская.

Они очерчены очень рельефно и находятся в постоянной конфликте. Манера сталкивать русские интонации с «чужеродными» по отношению к ним также останется надолго в русской музыке: и сам Глинка обратится к ней в «Руслане и Людмиле», где национальному стилю будут противопоставлены восточные интонации и фантастические звучания. На что стоит обратить внимание музыкальным гурманам и не только? В увертюре, открывающей оперу, искусно соединены многие музыкальные темы оперы — все они взяты из третьего действия песня Вани, сцена с поляками, хор крестьян и эпилога рассказ Вани. В ней же заявлен ритм мазурки, которая прозвучит во втором — польском — акте. Сразу за увертюрой следует хоровая интродукция с солистом-басом Русский воин , придающая опере эпическое звучание и рифмующаяся с хоровым эпилогом.

Но за редким и обидным исключением, на высоком вокально-техническом уровне. Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики... Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни.

Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года. Между тем В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года при участии мариинских хора, оркестра и части солистов за дирижерским пультом - Алексей Богорад. Главной звездой этих гастролей стал Ильдар Абдразаков в образе русского самодержца.

Царский двор модернизируется, и этим изменениям противостоят две могущественные силы: стрельцы и старообрядцы. Они фанатично преданы князю Ивану Хованскому. Старообрядцы - это русские православные христиане, вышедшие из государственной церкви из-за несогласия с реформами патриарха Никона; они также оспаривают линию престолонаследия и отказываются признать патриарха России. Их лидер Досифей.

К счастью для царя Петра, эти две фракции презирают друг друга, так как стрельцы - буйные выродки, а старообрядцы - набожные аскеты. Каждый из трех основных басов в опере считает себя олицетворением «истинной» России против ее внутренних врагов: князь Иван Хованский заявляет о своей легитимности благородным происхождением и воинской доблестью, Досифей - религией, а Шакловит - поддерживает царя Петра. Синопсис Время: 1682 год. Место: Москва В некоторых исполнениях и записях оперы некоторые фрагменты удалены в зависимости от интерпретации оригинальных нот, которые описано в [скобках]. Акт 1 Москва, Красная площадь Утром в на Красной площади, один из стрельцов по имени Кузька подпевает свое пьянство, в то время как двое других стрельцов рассказывают о своих хулиганских действиях накануне вечером. Приходит писец; они все придираются к нему и уходят. Шакловитый, боярин и агент регента и царей, входит и диктует письмо ко двору, предупреждая о восстании, запланированном князем Иваном Хованским капитан стрелецкой гвардии и старообрядцы.

Закончив письмо, он предупреждает писца не повторять услышанное. Писец, напуганный перспективой вовлечения в политическую интригу, подписывает письмо вымышленным именем. Он и толпа уходят. Князь Андрей, сын Хованского, преследует Эмму, немецкую девушку, намереваясь напасть на нее. Вмешивается старообрядка Марфа, бывшая невеста Андрея. Андрей грозится убить Марфу, но Иван-царевич возвращается и решает сам схватить Эмму. Последовавшая ссора между отцом и сыном прерывается приходом Досифея, вождя старообрядцев.

Досифей ругает всех за то, что они такие сварливые и нехристианские, и просит их всех присоединиться к старообрядцам для воссоединения России. Князь Иван Хованский уезжает с князем Андреем Хованским. Марфа уезжает с Эммой. Досифей, оставшись один, молится за будущее России.

Это время, ставшее для Руси переломным, было запечатлено композитором Модестом Петровичем Мусоргским в своей опере. Одним из самых важных действующих лиц в опере является русский народ. Нельзя сказать, что в этом произведении есть хотя бы один герой, которого можно назвать положительным, однако в сюжете хорошо просматривается образ страдалицы-Руси и именно он становится центральным в «Хованщине». Премьера оперы в редакции Дмитрия Шостаковича состоялась в Музыкальном театре в 2015 году и исполняется по сей день.

Последние события

  • Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
  • Хованщина: стрельцы против Софьи - Статьи
  • Актуальные даты будут позже
  • Модест Мусоргский

Хованщина - Khovanshchina

Вбегают жены и ругают их. За сценой слышен крик Подьячего. Он появляется и говорит: «Беда, беда, Рейтеры близко». Испуганные стрельцы зовут Ивана Хованского и рвутся в бой. Но он заявляет: «Страшен царь Петр». И уходит. Характеристика четвертого действия Краткое содержание оперы «Хованщина».

Хоромы князя Ивана Хованского. Богатая трапезная палата. Князь за обеденным столом. Крестьянки развлекают его песнями и плясками. Перед этим Голицын предупреждал Ивана о предстоящей опасности. Но тот не поверил ему.

Хованский велит подать ему разные кушанья и приказывает девушкам плясать. Появляется Шакловитый и сообщает о том, что Софья зовет его на тайный совет. Князь сначала не хочет идти. Он обижен на царевну. Но все-таки велит принести ему одежду. Когда Иван Хованский выходит, наемник Шакловитого убивает его.

Он произносит страшный крик и замертво падает. Крестьянки разбегаются. Шакловитый заливается смехом. Краткое содержание оперы «Хованщина». Место действия — площадь перед собором Василия Блаженного в Москве. Рейтеры везут в ссылку Голицына.

Появляется Марфа. Досифей просит ее принять обратно Андрея. Она соглашается. Андрей Хованский у Марфы спрашивает про Эмму, не верит в происходящее. Когда он видит своими глазами стрельцов, тогда понимает, что ошибался. Он умоляет спасти его.

Преображенский полк Петра направляется к Кремлю. Действие пятое Опера Мусоргского «Хованщина». Краткое содержание V д. Медленно входит Досифей. Он очень задумчивый.

Фаворит Софьи — князь Голицын. Старообрядцы, возглавляемые Досифеем. Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению.

Большая роль в развитии действия отведена народу. Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы: Голицын — самовлюбленный и лукавый. Иван Хованский — властный и надменный. Досифей — величественный. Марфа — страстная, сильная, готовая на подвиг. Андрей Хованский — слабый и мятущийся. Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец. Подьячий — корыстный и трусливый.

Характеристика первого действия Опера «Хованщина». Краткое содержание I д. В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей. Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены.

Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе. Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского. Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор.

Появляется князь Иван Хованским.

Князь Хованский желает достичь царской власти. Стрельцы представлены как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы показаны как мужественные и бесстрашные люди, которые ради веры готовы к самосожжению. Большая роль в развитии действия отведена народу.

Хоры весьма разнообразны. Достаточно ярко олицетворены индивидуальные образы: Голицын — самовлюбленный и лукавый. Иван Хованский — властный и надменный. Досифей — величественный. Марфа — страстная, сильная, готовая на подвиг.

Андрей Хованский — слабый и мятущийся. Федор Шакловитый — настроенный патриотически. Кузька — бесшабашный и веселый молодой стрелец. Подьячий — корыстный и трусливый. Характеристика первого действия Опера «Хованщина».

Краткое содержание I д. В Москве на Красной площади стоит каменный столб, на котором расположены медные доски с надписями. Справа находится будка Подьячего. Начинается опера с оркестрового вступления «Рассвет на Москве-реке». Под звуки этой превосходной симфонической картины просыпаются жители Кремля, показывается жизнь стрельцов, Кузьки и других обитателей.

Появляется Подьячий и садится в свою будку. Боярин Федор Шакловитый входит к нему с предложением настрочить донос, предупреждая при этом о наказании, если тот проболтается. Подьячий жаждет платы и без долгих колебаний соглашается. Они составляют донос Петру на Хованских, после чего Шакловитый удаляется со сцены. Приходит народ и просит прочитать надписи на недавно появившемся столбе.

Подьячий в грубой форме отказывает. Но когда люди подняли и понесли с ним будку к столбу, то он согласился прочесть. В это время слышны звуки труб. Это стрельцы приветствуют князя Ивана Хованского. Из глубины сцены появляется фигура Андрея Хованского.

Он приближается к Эмме и желает ее обнять, но девушка отказывает ему. Она обвиняет его в убийстве своих родителей и изгнании возлюбленного. На защиту Эммы встает раскольница Марфа. Андрей бросается на нее с ножом, но смелая девушка дает ему отпор. Появляется князь Иван Хованским.

Из-за дам отец и сын начинают вести себя как соперники. Андрей в гневе хочет убить Эмму и замахивается на нее с ножом.

Однако предложение было отклонено. Страница из сочинений М. Мусоргского Издательство «В. Шаляпин, начиная с 12 ноября 1897 года, был самым известным исполнителем Досифея. Впервые ария Досифея в его исполнении прозвучала в Московской частной опере С. Затем в 1911 году в Санкт-Петербурге, на Мариинской сцене, а в Париже он спел на первой заграничной постановке у С.

В 2021 году награжден Золотым дипломом XII международного славянского музыкального форума "Золотой витязь". Ближайший показ спектакля 29 апреля 2022 года.

7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского

Глинки, в 2014—2016 гг. В 2015 году дебютировал на сцене Мариинского театра в партии Пимена, с 2016 года — солист оперной труппы. В концертном репертуаре певца — партии баса в Реквиеме Верди, «Маленькой торжественной мессе» Россини и «Патетической оратории» Свиридова. Михаил Петренко Михаил Петренко родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова класс Булата Минжилкиева.

В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме 2000 , имени Н. С 1998 года — солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца — с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга «Валькирия» Вагнера под управлением Даниэля Баренбойма. Видеозапись оперы «Электра» Р.

Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone. Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля 2010. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, в 1999 году дебютировал на сцене театра в роли Гвидо Барди в опере Цемлинского «Флорентийская трагедия». С 2007 года Сергей Скороходов является одним из ведущих солистов Мариинского театра.

Штрауса, «Король Рогер» Шимановского и других. Певец также много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Скороходов выступал на сцене Большого театра партия Самозванца в «Борисе Годунове». В мае 2013 года принимал участие в гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра при участии Пласидо Доминго. Сергей Скороходов часто работает с Анной Нетребко.

Летом 2009 года он выступил с ней в опере «Иоланта» в Валлийской национальной опере, а также в гала-концерте в Мюнхене дирижер — В. В рамках гастролей по Европе пели в 11 концертных постановках оперы «Иоланта». В сезоне 2016-17 в Мариинском театре С. Евгений Акимов Евгений Акимов окончил вокальный факультет Ленинградской государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова класс профессора Льва Морозова.

С 1991 года — солист Детского музыкального театра «Зазеркалье». В 1996 году принят в труппу Мариинского театра. Евгений Акимов удостоен звания заслуженного артиста России, национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»; награжден двумя медалями общества Сергея Рахманинова за участие в исполнении оперы «Франческа да Римини» и поэмы «Колокола». Евгений Никитин Евгений Никитин родился в Мурманске. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.

В конце 90-х стал лауреатом международных конкурсов оперных певцов имени Н. Печковского и имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также конкурса имени П. Чайковского в Москве. Еще студентом IV курса Евгений был приглашен в труппу Мариинского театра.

C тех пор певец принимает участие в самых значительных постановках театра. За исполнение партии Григория Грязного в «Царской невесте» был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль в музыкальном театре», 2005. Музыке Вагнера посвящен и первый сольный альбом певца, записанный в 2015 году с Льежским филармоническим оркестром под управлением Кристиана Арминга. В него вошли сцены из опер «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец» и «Валькирия». Мастерство и талант артиста неоднократно отмечались отечественной и зарубежной критикой.

Никитин транслирует ощущение власти, сочетающееся с широкой палитрой завуалированного сострадания, испытываемого великим исполнителем по отношению к своему персонажу» MatthewParis. В последнее время певец много выступает на сценах крупнейших театров мира: Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Театре Шатле в Париже, Баварской государственной опере, Венской опере. Среди наиболее заметных ангажементов — главная роль в опере «Узник» Л. Даллапикколы в Парижской опере и в Мариинском театре российская премьера, 2015 , участие в новой постановке «Огненного ангела» Прокофьева в Баварской опере реж. Барри Коски , в постановке «Фиделио» Бетховена на Венском фестивале реж.

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 28 февраля 2012, 21:01 В Метрополитен-опера с оглушительным успехом прошла премьера оперы "Хованщины" Фото ИТАР-ТАСС "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения и борьбы за власть НЬЮ-ЙОРК, 29 февраля. С оглушительным успехом прошла на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера премьера знаменитой музыкальной драмы Модеста Мусоргского "Хованщина". Постановка сразу же получила восторженные отклики американской публики и прессы. Партию начальника стрельцов князя Ивана Хованского исполняет знаменитый украинский бас Анатолий Кочерга, его сына Андрея - один из известнейших украинских теноров Миша Дидык, раскольницы Марфы, главы раскольников Досифея и князя Василия Голицына - солисты Мариинки Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков и Владимир Галузин, боярина Шакловитого - знаменитый грузинский баритон Георгий Гагнидзе. Мягкость и твердость меццо-сопрано Ольги Бородиной идеально подходят для роли раскольницы Марфы", - отмечает издание.

Восторженных отзывов удостоились и все остальные исполнители главных ролей, а также хор, оркестр и, в особенности, дирижер. Временами оркестр звучал мощно и громко, однако в тихие, спокойные моменты играл более сдержанно, не заглушая певцов", - пишет американский культурный критик. Петренко, который в 2013 году займет пост музыкального руководителя Баварской государственной оперы, дебютировал в Метрополитен в 2003 году с опереттой "Веселая вдова" Франца Легара.

После Шаляпина партия Досифея переходит к басу В. Петрову, с которым Шаляпин сам репетировал и ввел его на сцену в спектаклях 1912 года, поставленных петербургской труппой в Москве.

Партию князя Хованского исполнял тогда К. Запорожец, Андрея Хованского — А. Однако самое первое выступление Шаляпина в роли Досифея состоялось много раньше, еще в 1897 году, на сцене частной Мамонтовской оперы в Москве. Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954.

Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями «Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка». Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору.

Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь «Плывет, плывет лебедушка». Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей. В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников.

Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца «Видно, ты не чуял, княже». Хованский не верит ее словам и трубит в рог, созывая стрельцов. Но те шествуют на казнь.

На площади в последнюю минуту боярин Стрешнев объявляет царский указ о помиловании. Марфа уводит Андрея в безопасное место. Действие пятое Сосновый бор. Лунная ночь.

Досифей молится о братии «Здесь, на этом месте святом». Мир победил, говорит он, и им остается сгореть в огне во имя святой веры. Раскольники идут в скит. Доносятся звуки войсковых труб.

Андрею страшно, Марфа напоминает ему о его любовных клятвах, она хочет соединиться с ним в смерти. Раскольники складывают костер, Марфа поджигает его. Войдя на поляну, царские солдаты в ужасе отступают при виде пламени. Маркези в переводе Е.

Мусоргского в 5 д. Премьеры первых постановок: Петербург, Зал Кононова, силами Музыкально-драматического кружка любителей, 9 февраля 1886 г. Сетова, 26 октября 1892 г. Мусоргский работал над «Хованщиной» с 1872 по 1880 г.

Труд этот после смерти автора довел до конца Римский-Корсаков, заслуга которого исключительно велика: без него опера не утвердилась бы на сцене. События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавленных князем Хованским, раскольников во главе с Досифеем и князя Голицына, любимца и ставленника Софьи. Однако свести все идейное содержание произведения к конфликту Петра и его врагов нельзя, это упрощение и вульгаризация замысла.

Опера Мусоргского посвящена не Петру, а русскому народу, обладающему мощной духовной силой.

Оркестр Мариинского театра дал в Пскове оперу «Хованщина». ФОТО

Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. За такой долгий срок спектакль не разболтался — ни музыкально, ни сценически. Так может быть, дело в добротной режиссуре Леонида Баратова 1952 , выдающегося мастера сцены, работавшего в крупнейших музыкальных театрах страны? Внимание к реалистическим деталям, размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность, монументальность.

Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, а Валерий Гергиев освежил музыкальное восприятие, раскрыв неоправданные купюры. Реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, продолжившего в советское время традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина.

Позднее сценическая версия подновлена была Юрием Александровым и Юрием Лаптевым 2000.

Руководство долго обсуждало проект, сверяло творческие позиции и проверяло силы, и наконец, решение было принято. Вступление в свой юбилейный 20-й сезон Ростовский музыкальный отметит премьерой одного из самых неординарных, интеллектуальных, провидческих и грандиозных по масштабам сочинений, созданных для театра. А в июле 2019 года коллектив представит оперу на Исторической сцене Большого театра России в рамках юбилейных гастролей. Справка: Создать партитуру об эпохе стрелецких восстаний и церковного раскола в русской истории, охватившую 1682—1698 годы, великому композитору посоветовал друг, музыкальный критик и пропагандист В.

Опера исполняется на русском языке, но для удобства зрителей в спинки кресел встроены специальные электронные табло, на которых появляется "бегущая строка" синхронного перевода на английский язык. Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов.

В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз. Последний ее показ состоится 17 марта.

Станиславского и Немировича-Данченко Большая «русская» опера Александра Тителя Монументальное историческое полотно Мусоргского про допетровские казусы — впервые на сцене Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Как отдать «Жизнь за царя»

Сам Мусоргский писал, что видит народ как единую личность, одушевленную великой идеей. Надо сказать, что у Тителя люд действительно напоминает конкретного общего человека, одетого в рубаху или в простое светлое платье с платком. Человека провоцирующего, вопрошающего, сомневающегося. Широкий, масштабный, эпичный хор главный хормейстер - Станислав Лыков , практически всегда обращен лицом к залу, застывает в картинах - фотографиях, всматривается в лица сидящих напротив людей из ХХI века. В моменты, когда он, состоящий почти из ста человек, и оркестр сливаются в одну громыхающую лавину, кажется, что они способны уничтожить все на своем пути. Нельзя не вспомнить любовь кучкистов к восточных мотивам, ведь одним из самых интересных моментов спектакля становится сцена с персидскими девушками, которая идет в сопровождении живого армянского квартета, включившего в себя дудук, уд, канон, каманчу.

Если персидки гнутся, вытягивают ножки, вьются и кружатся, то Хованский, властным жестом останавливающий струящуюся музыку, вытанцевывает из себя всю грусть - кручину, выделывает кренделя под разухабистый народный ритм, который пышет из оркестровой ямы. Спектакль очень разнопланов в своем портретно - интонационном многообразий разноликой Руси. Хованский Дмитрия Ульянова - уверенный вожак, батя, борец за власть. Он не вызывает отвращения, предстает перед зрителем в первую очередь человеком со своими страстями, а потом уже исторической фигурой. Его уверенные низы, наполненные драматизмом, переплетаются с сохранением выразительности человеческого говора.

Федор Шакловитый Антона Зараева звучит бархатисто, убедительно и акустически притягательно. Его Шакловитый при своих поступках не создает впечатление предателя, готового танцевать на костях, не вызывает отвращения, а его самая известная ария "Спит стрелецкое гнездо" становится подлинной молитвой о судьбе России, исповедью, воззванием. Князь Голицын Нажмиддина Мавлянова смел, широк, раскатист, у Досифея Дмитрий Степанович очень точно порой проскакивают интонации и жесты бывшего князя, а Марфа Ксения Дудникова не очень убедительна в низах, но хороша в активных атаках и драматических сценах, вырисовывая музыкальные интонации Мусоргского, использованные для характеристики ее персонажа. Александр Титель и Александр Лазарев создают духовно - мистическое действо, лишенное оценочности, выстраивая его на переломах, контрасте, споре, перекличке: духовые постоянно что - то доказывают струнным, женские хоры спорят с мужскими, при полной внешней уверенности герои внутри сомневаются в праведности своих действий.

Запорожец, Андрея Хованского — А. Однако самое первое выступление Шаляпина в роли Досифея состоялось много раньше, еще в 1897 году, на сцене частной Мамонтовской оперы в Москве.

Режиссер спектакля Савва Мамонтов проделал огромную работу для осуществления первой постановки «Хованщины», после которой опера получила сценическую известность и начала ставиться в других городах и театрах Киев — 1892; Москва, театр Солодовникова — 1906, опера Зимина — 1910; Петербург, Мариинский театр — 1911, Театр музыкальной драмы — 1915—1916. Первая постановка оперы после Октябрьской революции состоялась в Ленинграде 1926 , затем в Большом театре 1928 и филиале Большого театра 1939 в Москве; после Отечественной войны «Хованщина» была возобновлена в Большом театре 1950 , затем в Ленинграде 1952 и поставлена в Новосибирске 1954. Дирижерами оперы были столь известные музыканты, как Похитонов, Сук, Голованов, Хайкин. Великолепные декорации дореволюционных постановок, осуществленные по эскизам художника В. Васнецова и К.

Правда, иногда на фоне феноменального оркестра, хотелось от певцов большей харизмы и личностного посыла. И надо заметить, что мариинцы Владимир Ванеев Хованский и Станислав Трофимов Досифей в этом спектакле смотрелись органичнее москвичей - Дмитрия Ульянова Хованский , Владислава Попова Досифей , Ксении Дудниковой Марфа , души которых, казалось, стремились скинуть эффектные, но все же анахроничные одеяния и парики...

Кстати, уже давно в планах Большого значится премьерная постановка "Хованщины", которую должен осуществить всемирно известный английский режиссер Саймон Монтегю Макберни. Но то пандемия, то и общественные события поставили этот проект на паузу пока ориентировочно до 2026 года. Между тем В эти же дни на Новой сцене Мариинки была показана другая знаменитая опера Мусоргского, уже в постановке Большого театра - "Борис Годунов" также в режиссуре Леонида Баратова и в сценографии Федора Федоровского, но 1948 года при участии мариинских хора, оркестра и части солистов за дирижерским пультом - Алексей Богорад. Главной звездой этих гастролей стал Ильдар Абдразаков в образе русского самодержца.

Римского-Корсакова класс Булата Минжилкиева. В 1998 году был приглашен в только что открывшуюся Академию молодых оперных певцов Мариинского театра. Лауреат международных конкурсов «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме 2000 , имени Н.

С 1998 года — солист Мариинского театра, дебютировал в опере Прокофьева «Семён Котко». В 2004 года началась международная карьера певца — с выступления в Берлинской государственной опере в партии Хундинга «Валькирия» Вагнера под управлением Даниэля Баренбойма. Видеозапись оперы «Электра» Р. Штрауса завоевала в 2015 году премию Gramophone. Премьера картины прошла в рамках Гамбургского кинофестиваля 2010. Глинки при Государственной академической капелле Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. Будучи солистом Академии молодых певцов Мариинского театра, в 1999 году дебютировал на сцене театра в роли Гвидо Барди в опере Цемлинского «Флорентийская трагедия». С 2007 года Сергей Скороходов является одним из ведущих солистов Мариинского театра.

Штрауса, «Король Рогер» Шимановского и других. Певец также много выступает на зарубежной оперной и концертной сцене. Скороходов выступал на сцене Большого театра партия Самозванца в «Борисе Годунове». В мае 2013 года принимал участие в гала-концерте, посвященном открытию новой сцены Мариинского театра при участии Пласидо Доминго. Сергей Скороходов часто работает с Анной Нетребко. Летом 2009 года он выступил с ней в опере «Иоланта» в Валлийской национальной опере, а также в гала-концерте в Мюнхене дирижер — В. В рамках гастролей по Европе пели в 11 концертных постановках оперы «Иоланта». В сезоне 2016-17 в Мариинском театре С.

Евгений Акимов Евгений Акимов окончил вокальный факультет Ленинградской государственной консерватории имени Н. Римского-Корсакова класс профессора Льва Морозова. С 1991 года — солист Детского музыкального театра «Зазеркалье». В 1996 году принят в труппу Мариинского театра. Евгений Акимов удостоен звания заслуженного артиста России, национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»; награжден двумя медалями общества Сергея Рахманинова за участие в исполнении оперы «Франческа да Римини» и поэмы «Колокола». Евгений Никитин Евгений Никитин родился в Мурманске. В 1997 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. В конце 90-х стал лауреатом международных конкурсов оперных певцов имени Н.

Печковского и имени Н. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, а также конкурса имени П. Чайковского в Москве. Еще студентом IV курса Евгений был приглашен в труппу Мариинского театра. C тех пор певец принимает участие в самых значительных постановках театра. За исполнение партии Григория Грязного в «Царской невесте» был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая роль в музыкальном театре», 2005. Музыке Вагнера посвящен и первый сольный альбом певца, записанный в 2015 году с Льежским филармоническим оркестром под управлением Кристиана Арминга. В него вошли сцены из опер «Лоэнгрин», «Тангейзер», «Летучий голландец» и «Валькирия».

Мастерство и талант артиста неоднократно отмечались отечественной и зарубежной критикой. Никитин транслирует ощущение власти, сочетающееся с широкой палитрой завуалированного сострадания, испытываемого великим исполнителем по отношению к своему персонажу» MatthewParis. В последнее время певец много выступает на сценах крупнейших театров мира: Метрополитен-опере в Нью-Йорке, Театре Шатле в Париже, Баварской государственной опере, Венской опере. Среди наиболее заметных ангажементов — главная роль в опере «Узник» Л. Даллапикколы в Парижской опере и в Мариинском театре российская премьера, 2015 , участие в новой постановке «Огненного ангела» Прокофьева в Баварской опере реж. Барри Коски , в постановке «Фиделио» Бетховена на Венском фестивале реж. В 2013 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. Римского-Корсакова класс Надежды Дроздовой.

С 2013 года — солист Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, где дебютировал в опере «Саламбо» Мусоргского Балеарец. В составе солистов Академии молодых певцов принимал участие в цикле концертных исполнений советских опер и оперетт: «Овод» Спадавеккиа, «Москва, Черёмушки» Шостаковича, «В бурю» Хренникова, «Укрощение строптивой» Шебалина, «Кола Брюньон» Кабалевского заглавная партия и других. В 2015 году выступил в главной роли в опере «Демон» Рубинштейна на сцене Северо-Осетинского театра оперы и балета во Владикавказе.

Опера «Хованщина»

Эту оперу здесь впервые поставили в 2015 году на празднование столетия театра. Хованщина Опера. Но еще страшней новость, которую приносит боярин Шакловитый: царь узнал о заговоре, «обозвал хованщиной и велел сыскать».

Из истории оперы «Хованщина»

↑ Соавтором книги помимо Марины Сабининой значится Григорий Головинский, однако в примечании от авторов значится, что главу об опере «Хованщина» написала Сабинина[3]. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Музыкальный театр свою «Хованщину», премьера которой состоялась в 2015 году, исполняет в редакции Дмитрия Шостаковича. Музыку финальной сцены оперы написал наш современник, композитор Владимир Кобекин. Сцена из оперы «Хованщина» Государственного академического Мариинского театра.

Содержание

  • «Нескучная классика». Модест Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке» (из оперы «Хованщина»)
  • «Хованщина», или загадка умирающего Мусоргского
  • Содержание
  • Читайте также:
  • Содержание:
  • Смутное время навсегда | «Хованщина» Модеста Мусоргского в постановке

Смутное время навсегда

В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Хованщина Опера. Фоторепортаж оперы "Хованщина". Фотографии Вадима Боченкова. Одну из версий финала написал Стравинский совместно с Морисом Равелем. Мировая премьера оперы "Хованщина" состоялась 21 февраля 1886 года в Петербурге.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий