Испорченный бюллетень (порванный, с рисунками) — это бюллетень, в котором действия избирателя неясны и который не может быть учтен при подсчете голосов (будет погашен).
Откуда Вы узнаёте о проводимых выборах?
- Когда можно проголосовать
- Комментарии в эфире
- Публикации
- Глава ЦИК объяснила, почему электронная урна не сразу приняла бюллетень у Путина
- Как правильно заполнить избирательный бюллетень
- Как правильно заполнить избирательный бюллетень
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
сказал Охотников. По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума. Как выглядит бюллетень, и как правильно его заполнять, рассказали в Центральной избирательной комиссии. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Избиратель, уже получивший избирательный бюллетень, может обратиться с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
Памятка — Как правильно заполнить избирательный бюллетень
Считаем также, что текст избирательного бюллетеня не должен влиять на волеизъявление избирателя, так как избирательный бюллетень не является агитационным материалом. В связи с рассмотрением указанного вопроса следует привести постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отметила, что при решении вопроса об утверждении формы и текста бюллетеня как основного избирательного документа следует исходить из общего принципа равноправия граждан Российской Федерации в реализации своих избирательных прав и связанного с ним положения п. С учетом указанных требований избирательные комиссии должны решать вопрос о размере и насыщенности начертания шрифта при печатании сведений о кандидатах, а также о размещении в бюллетене сведений о кандидатах из различных частей списка кандидатов. Учитывая, что избирательный бюллетень является тем документом, который непосредственно воспринимается и заполняется избирателем, пришедшим в помещение для голосования в день голосования, различные неточности в содержании данного избирательного документа могут оказать существенное влияние на волеизъявление избирателя.
Представляется более целесообразным с точки зрения принципов равноправия и справедливости решение, вынесенное Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. При общей высокой степени регулирования вопросов, связанных с изготовлением, выдачей, заполнением, погашением избирательных бюллетеней, требования к размещению информации в бюллетене можно считать недостаточными. Вслед- 27 28 ствие этого целесообразно включить в п. Следует также отметить, что Г.
Митин предлагает установить в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав требование о регистре букв и нормальном светлом начертании шрифта, которым печатаются наименования избирательных объединений в бюллетене [17]. Особого внимания заслуживает рассмотрение вопросов недействительности избирательных бюллетеней. Основания признания избирательных бюллетеней недействительными можно классифицировать на общие и дополнительные. Общие основания используются по отношению ко всем избирательным бюллетеням.
В частности, в соответствии с п. Дополнительные основания для признания избирательных бюллетеней недействительными существуют, например, при голосовании вне помещения для голосования в день голосования. Так, в соответствии с нормой п. Признание в таких случаях бюллетеней недействительными связано, главным образом, с тем, что сомнению подвергается до- стоверность бюллетеня.
Следует отметить, что перечень дополнительных оснований для признания бюллетеней недействительными является исчерпывающим. Однако в судебной практике заявители требовали признания избирательных бюллетеней недействительными по следующим основаниям: данные о голосовании вне помещения для голосования не отражены в протоколе, в связи с чем возникло требование признания всех избирательных бюллетеней, использованных вне помещения для голосования, недействительными [18]; кандидат был незаконно исключен из бюллетеней. В последнем случае Суд указал, что одно лишь установление факта нарушения законодательства о выборах на любой их стадии не является достаточным основанием для признания этих выборов недействительными. Необходимым условием для признания выборов недействительными в судебном порядке является установление невозможности с достоверностью определить волеизъявление избирателей на состоявшихся выборах в результате допущенных нарушений.
Доводы заявителя о том, что исключение его фамилии из бюллетеней для голосования привело к нарушению прав избирателей, которые не смогли правильно определиться в том, как им следует поступить в этой ситуации, правильно оценены судом как не являющиеся достаточным основанием для признания выборов недействительными [19]. Бюллетени как единственные официальные документы, посредством которых реализуется право голосовать, несомненно, все имеют равную юридическую силу. Однако избирательные бюллетени, использованные при досрочном голосовании, являясь действительными с точки зрения закона, заполненные в установленном порядке и сохраненные с соблюдением тайны голосования до момента подсчета голосов, могут быть признаны недействительными при изменении некоторых обстоятельств, о которых не могло быть известно в момент их заполнения досрочно голосующим избирателем. Преимущество в такой ситуации будут, несомненно, иметь избирательные бюллетени, заполненные в день голосования.
Так, в судебной практики встречалось дело, в котором за- явитель проголосовал досрочно за кандидата, впоследствии вычеркнутого из списков кандидатов в депутаты Законодательной Думы Хабаровского края. Бюллетень заявителя был признан недействительным. Суд правильно указал в решении на то, что в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав не содержатся нормы, предусматривающие предоставление для избирателей, проголосовавших досрочно, избирательных бюллетеней с изменениями, внесенными в них после проведения досрочного голосования. В соответствии с п.
Поскольку заявитель проголосовал за кандидата в депутаты, который впоследствии был снят с регистрации, то его избирательный бюллетень обоснованно признан недействительным. Представляет интерес толкование оценочного понятия «сомнения в определении волеизъявления избирателя», которое используется в п. Избирательные бюллетени должны признаваться действительными, даже если весь бюллетень исписан словами, надписями, кроме оставшихся пустых квадратов разумеется, в одном квадрате отметка все же должна быть. Следует также указать, что при таком волеизъявлении избирателя бюллетень не может быть признан и бюллетенем неустановленной формы вследствие того, что к таким бюллетеням закон относит избирательные бюллетени, которые не изготовлены официально или не заверены избирательной комиссией.
В частности, ч. Вид отметки, которая может быть поставлена в бюллетене, следуя букве закона, не влияет на действительность бюллетеня [21]. Таким обра- зом, представляется не вполне ясным, в каких случаях могут возникнуть указанные в законе «сомнения в определении волеизъявления избирателя». В связи с этим недействительный избирательный бюллетень имеет дефекты, возникающие вследствие его неправильного заполнения избирателем, в связи с чем по такому бюллетеню нельзя однозначно определить волеизъявление избирателя.
Бюллетени неустановленной формы имеют дефекты, возникшие в связи с нарушением требований к их изготовлению или к приданию им юридической силы в участковых избирательных комиссиях проставление необходимых в соответствии с законом печатей и подписей. В соответствии с законом избирательные бюллетени неустановленной формы не признаются недействительными, а правовые последствия их обнаружения заключаются в том, что они не учитываются. Однако, как представляется, законодатель не принимает во внимание ситуацию, при которой избиратель голосует с использованием бюллетеня неустановленной формы, не подозревая о дефектах формы данного бюллетеня. Таким образом, нарушение порядка заверения бюллетеня членами участковой избирательной комиссии влечет следующие последствия: одновременно не учитываются избиратель в числе проголосовавших и голос избирателя, получившего для голосования такой избирательный бюллетень.
Существует определенная связь между недействительностью избирательного бюллетеня и недействительностью результатов выборов. Определенное количество избирательных бюллетеней может быть признано недействительным, что должно быть отражено в протоколе, но при этом выборы не обязательно будут признаны недействительными. Принципиально важной представляется правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 15 января 2002 г. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться, прежде всего, на обеспечение реальных условий для подлин- 29 30 ного свободного волеизъявления избирателей о ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов.
Оценка адекватности отражения в результатах выборов действительной воли избирателей шире указанной формальной проверки. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов. Нарушения избирательного законодательства в определенных случаях не исключают возможности свободного волеизъявления избирателей. В частности, это имеет место в отношении избирательных бюллетеней, определенное количество которых может быть признано недействительным, но на действительности выборов это не отразится.
Недействительность избирательных бюллетеней, а также нарушения порядка работы с данными юридическими документами не являются необходимыми основаниями для отмены результатов выборов, признания выборов недействительными.
При осуществлении работы со списком избирателей в строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования» вносится общее число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в течение всех дней голосования. В строку протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования «число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования» вносится суммарное число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на дому в течение всех дней голосования, а также при голосовании с использованием дополнительных форм голосования. Затем производится подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из переносных ящиков для голосования и помещенных в сейф-пакеты в соответствии с пунктом 3. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Вскрытию каждого сейф-пакета предшествует проверка его неповрежденности отсутствия следов несанкционированного доступа к его содержимому , указанная в пункте 3. В случае наличия повреждений следов несанкционированного доступа к содержимому или иных нарушений целостности идентичности сейф-пакета или индикаторной ленты, а также расхождения номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте, указанные факты подлежат незамедлительному рассмотрению участковой избирательной комиссией с составлением соответствующего акта и информированием вышестоящей избирательной комиссии. Основанием для принятия решения о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными может являться: отсутствие или нарушение целостности индикаторной ленты; факт вскрытия сейф-пакета до начала проверки, указанной в абзаце первом настоящего пункта; расхождение номера сейф-пакета и номера, указанного в соответствующем акте; наличие на сейф-пакете различных следов, позволяющих сделать вывод о несанкционированном доступе к его содержимому, или иных нарушений его целостности идентичности.
Решение о признании всех избирательных бюллетеней, находящихся в соответствующем сейф-пакете, недействительными принимается участковой избирательной комиссией при наличии указанных оснований при условии, что они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Число извлеченных из сейф-пакета избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в акт, составленный в отношении этого сейф-пакета в соответствии с пунктом 3. Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов соответствующему избирательному округу , обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, проводится проверка: для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших на дому, — согласно письменным заявлениям о голосовании на дому; для сейф-пакетов с избирательными бюллетенями из переносных ящиков для голосования избирателей, проголосовавших с использованием соответствующей дополнительной формы голосования, — по книге списка избирателей, содержащей сведения об избирателях, проголосовавших с использованием соответствующей дополнительной формы голосования. С этой целью список избирателей на время проверки извлекается из места хранения, а по ее окончании убирается обратно в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. При этом не допускается хранение списка избирателей в сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике , предназначенном для хранения сейф-пакетов. Сохранность списка избирателей обеспечивается в соответствии с разделом 5 Положения. Если после проведенной проверки подтвердится, что число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов соответствующему избирательному округу , обнаруженных в сейф-пакете, больше количества избирательных бюллетеней, выданных избирателям при проведении голосования с использованием соответствующего переносного ящика для голосования в конкретный день голосования, все избирательные бюллетени по соответствующим выборам соответствующему избирательному округу , находившиеся в данном сейф-пакете, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. Данное обстоятельство подлежит рассмотрению участковой избирательной комиссией с информированием непосредственно вышестоящей избирательной комиссии.
Число избирательных бюллетеней, признанных недействительными в случае, указанном в пункте 4. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, списков кандидатов, а на выборах в органы местного самоуправления — также от позиции «Против всех кандидатов» «Против всех списков кандидатов» при ее наличии , на квадратах, относящихся к позициям «За» и «Против», вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным. Такая запись подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Указанные избирательные бюллетени упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. Общее число избирательных бюллетеней, указанных в пунктах 4. Вскрытие сейф-пакета сейф-пакетов , содержащего содержащих избирательные бюллетени, перемещенные из стационарного ящика стационарных ящиков для голосования в соответствии с пунктом 3. Если число избирательных бюллетеней установленной формы по соответствующему виду выборов соответствующему избирательному округу , обнаруженных в сейф-пакете, больше указанного в соответствующем акте количества избирателей, получивших избирательные бюллетени, проводится проверка количества избирательных бюллетеней по всему списку избирателей с учетом абзаца четвертого пункта 4. При этом в случае невозможности достоверно определить результаты волеизъявления избирателей участковая избирательная комиссия принимает решение о признании всех избирательных бюллетеней по соответствующему избирательному округу, обнаруженных в сейф-пакете сейф-пакетах , недействительными.
Затем осуществляется вскрытие стационарного ящика стационарных ящиков для голосования. После вскрытия стационарного ящика стационарных ящиков для голосования и извлечения всех избирательных бюллетеней в установленном законом порядке производится сортировка избирательных бюллетеней и подсчет голосов избирателей по всем избирательным бюллетеням, кроме ранее признанных недействительными. Особенности обеспечения сохранности избирательной документации 5. Организация голосования в каждой форме голосования должна обеспечивать сохранность избирательных бюллетеней, списков избирателей и иной избирательной документации. По истечении времени голосования в каждый день голосования, за исключением последнего, неиспользованные избирательные бюллетени, список избирателей и иная избирательная документация убираются в отдельный сейф. При этом не допускается хранение указанной избирательной документации в сейфе металлическом шкафу, металлическом ящике , предназначенном для хранения сейф-пакетов. Ответственность за сохранность избирательных бюллетеней, списка избирателей и иной избирательной документации возлагается на председателя заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии до передачи избирательной документации в вышестоящую избирательную комиссию. Особенности установления итогов голосования и обеспечения сохранности избирательной документации в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19 6.
Настоящий раздел применяется по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с руководителем соответствующего территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, при условии наличия на территории проведения выборов рисков, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. При этом обязательным является последующее представление первого экземпляра протокола первых экземпляров протоколов об итогах голосования и приложенных к нему ним документов, а также иной избирательной документации, включая избирательные бюллетени, в соответствующую избирательную комиссию при первой возможности с учетом требований, установленных пунктом 6. В случае, предусмотренном пунктом 6. Указанная избирательная документация в установленном порядке передается в соответствующую избирательную комиссию после исключения опасности заражения коронавирусной нфекцией COVID-19.
Однако Зацепа продемонстрировал кадры только за 14 и 17 марта, объяснив это тем, что запись была прервана, возможно, из-за «хакерской атаки». Представитель горизбиркома также указал на перебои в датировании файлов и отметил, что причина несохранения видеозаписей за 15 и 16 марта не имеет процессуального значения. Так, на видеоролике с ползущей женщиной на стене избирательного участка висели листы с числом 129031.
Суд отказал Шмелевой в ее ходатайстве и не счел опубликованное видео доказательством вбросов бюллетеней, объяснив это решение отсутствием оснований «не доверять горизбиркому».
О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избирательных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избирательная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении если таковые производятся. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хранение избирательных бюллетеней. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения изменений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в отпечатанном избирательном бюллетене, либо в случае, предусмотренном пунктом 5. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств.
В исключительных случаях на избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, и на полярных станциях, на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации, при наличии технических средств допускается изготовление избирательной документации, в том числе избирательных бюллетеней, непосредственно участковой избирательной комиссией, при этом положения пункта 3 настоящей статьи могут не применяться. Решение об изготовлении избирательной документации с указанием необходимого тиража и срока изготовления избирательных бюллетеней принимается участковой избирательной комиссией по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией либо с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. В день голосования последний день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в территориальной избирательной комиссии, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 5 статьи 23 настоящего Федерального закона. Эти избирательные бюллетени хранятся секретарем соответствующей избирательной комиссии в опечатанном виде вместе с другой документацией избирательной комиссии. В случае проведения повторного голосования сроки, указанные в настоящей статье, могут быть сокращены по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, но не более чем в три раза. При проведении выборов с применением комплекса для электронного голосования используется электронный бюллетень.
Выборы президента в 2024 году: где голосовать и как правильно заполнить бюллетень
Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Во-первых, действительным считается только тот бюллетень, который вам выдали (после того, как вы распишетесь) члены комиссии на избирательном участке.
Памятка — Как правильно заполнить избирательный бюллетень
По каждому избирательному участку, участку референдума количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, участников референдума. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два избирательных бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке. По каждому избирательному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую избирательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном.
4. Проблемные ситуации
Избирательный бюллетень – это средство выражения избирателем своего выбора (предпочтения) в отношении того или иного кандидата на выборах. Комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) принял заполненный бюллетень у президента России Владимира Путина при голосовании на выборах мэра Москвы с третьего раза из-за того, что глава государства вкладывал его заполненной стороной вверх. В Москве избирателям не дают голосовать бумажными бюллетенями, хотя такое право прямо прописано в положении Мосгоризбиркома.
4. Проблемные ситуации
При подсчете голосов испорченные бюллетени выделяют в отдельную категорию и не учитывают при распределении депутатских мандатов или определении победителя выборов. Во-вторых, испорченный бюллетень увеличивает явку избирателей на выборах. Поскольку при подсчете явки учитываются все извлеченные из урн бюллетени, включая недействительные. В-третьих, массовая порча бюллетеней может свидетельствовать о серьезных нарушениях в работе избирательных комиссий и фальсификациях. Поэтому высокая доля испорченных бюллетеней требует тщательной проверки и анализа. Как отличить ошибку от сознательной порчи бюллетеня При анализе испорченных бюллетеней важно понимать, какие из них были испорчены преднамеренно, а какие - по ошибке избирателя.
К типичным непреднамеренным ошибкам можно отнести: Небрежную отметку, выходящую за границы квадрата напротив кандидата. Двойную отметку в результате рассеянности избирателя. Забывчивость поставить отметку вообще. А вот явные признаки сознательной порчи бюллетеня: Множественные отметки по всему бюллетеню. Оскорбительные надписи в адрес кандидатов.
Полностью зачеркнутый бюллетень. Испорченные бюллетени на выборах президента РФ Рассмотрим конкретный пример - испорченные бюллетени на выборах президента РФ. К сожалению, многие избиратели и по сей день используют этот способ, чтобы выразить свой протест. Это 791260 бюллетеней, признанных недействительными. Всего в выборах приняло участие 73 629 581 избирателей.
Хотя это относительно небольшой процент, но для страны с населением в 140 млн человек почти 800 тысяч - весьма значительное число недовольных граждан. Конечно, не все испорченные бюллетени являются прямым выражением протеста. Некоторая их часть может объясняться невнимательностью избирателей или неопытностью. Тем не менее, многие эксперты полагают, что рост числа испорченных бюллетеней от выборов к выборам - тревожный сигнал для российской политической системы.
Федерального закона от 04. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса непосредственно перед наступлением времени голосования получают от председателя участковой избирательной комиссии список избирателей или книги, на которые разделен список избирателей, а также избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и приглашает избирателей приступить к голосованию. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Каждый избиратель имеет право получить два избирательных бюллетеня за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи : один для голосования по федеральному избирательному округу и один для голосования по соответствующему одномандатному избирательному округу. Если избиратель голосует за пределами территории одномандатного избирательного округа, в котором он обладает активным избирательным правом в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, он вправе получить только один избирательный бюллетень - для голосования по федеральному избирательному округу. Перед выдачей избирательных бюллетеней член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно, письменное заявление устное обращение избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования не зарегистрировано в реестре, указанном в части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона, и к нему не направлены члены участковой избирательной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательные бюллетени, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении каждого избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательные бюллетени, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей.
Голосование на дому проводится только в день голосования — 10 сентября 2017 года и только на основании поступившего в участковую комиссию заявления или устного обращения избирателя. Если обращение в УИК передано устно например, по телефону , по прибытии членов УИК на дом к избирателю он пишет заявление о голосовании на дому. Какие сведения должны содержаться в письменном заявлении о предоставлении мне возможности проголосовать на дому? На письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства. При получении избирательного бюллетеня избиратель расписывается на заявлении в его получении. Что делать если я не могу заполнить письменное заявление? С согласия избирателя либо по его просьбе данные, которые необходимо указать в заявлении, могут быть внесены в заявление другим лицом, например родственником избирателя.
В случае, если гражданин оставит пустыми все квадраты напротив кандидатов либо поставит больше одной отметки, бюллетень признают недействительным. При этом наличие каких-либо рисунков или надписей, сделанных избирателем на бланке за пределами клеточек для голосования, не имеет значения. Бюллетень все равно будет засчитан. График работы избирательных участков Участки для голосования открыты с 15 по 17 марта 2024 года. Все три дня они будут работать с 08:00 до 20:00 по местному времени. Россияне могут проголосовать рядом с домом или же выбрать любой другой участок, заранее подав заявление на портале "Госуслуги" или в МФЦ. График их работы следует уточнять в дипведомстве. На всех участках будут присутствовать наблюдатели. Они следят за происходящим и фиксируют возможные нарушения.
Что будет, если испортить бюллетень на выборах?
В случае если избиратель не может расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень самостоятельно, он может воспользоваться помощью другого лица. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, например родственника. Бюллетень может быть. Она требовала признать факт вброса бюллетеней на этом участке на основании видео с ползущей на коленях к избирательной урне женщиной. Заполнив избирательный бюллетень, Вы опускаете его в переносной ящик для голосования. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.