Будет ли иранское оружие снабжено такими механизмами? Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси заявил об отсутствии свидетельств наличия у Ирана ядерного оружия. Израиль, который в Иране считают своим главным врагом и которому Иран отказывает в возможности вообще существования, конечно, делает все возможное, чтобы у Ирана не появилось ядерное оружие. Ядерное оружие Ирана, факты о наличии стратегического вооружения, дальность ракет Исламской республики Иран, самолеты, подводные лодки. Для того чтобы делать прогнозы о том, будет ли ядерное оружие у ИРИ или нет необходимо кратко проанализировать ядерную программу Ирана и нынешнее состояние его ядерной сферы.
Блинкен: США считают, что напряжённость после ударов Ирана и Израиля спадёт
Ядерное оружие Ирана, факты о наличии стратегического вооружения, дальность ракет Исламской республики Иран, самолеты, подводные лодки. израиль, силовой сценарий, сроки, иран, обстрел, западные санкции, ядерная гонка На фото обломки иранской баллистической ракеты, упавшие на Израиль. Иран близок к созданию ядерного оружия. Об этом сообщает The Washington Post, ссылаясь на чиновников и конфиденциальные документы. Давно слышал, что то ли у Ирака, то ли у Ирана, есть ядерное оружие, но они скрывают этот факт.
СМИ сообщили о скором создании Ираном ядерного оружия
пишет на страницах Wall Street Journal Реуэль Марк Герехт, в прошлом сотрудник ЦРУ, который занимался Ираном. Теракты в Иране и России происходят потому, что западные страны, а особенно США, поддерживают радикалов, заявил министр обороны Исламской Республики Мохаммад Реза Аштияни. Принц Саудовской Аравии заявил, что королевству придется обзавестись ядерным оружием, если таковое появится у Ирана. Официально у Ирана нет ядерного оружия, но США, к примеру, считают, что Тегеран стремится его создать.
Стало известно, какая страна получит ядерное оружие в ближайшее время
Как сообщает «Блокнот» со ссылкой на местных аналитиков, целью КСИР может стать ядерная программа Израиля, который располагает от 90 до 400 боеголовок. Тегеран не обладает ядерным оружием и намерен «уравновесить военный потенциал противника. Эксперты считают, что при нынешнем раскладе сил, когда на стороне Ирана большая часть стран Ближнего Востока, а ЦАХАЛ явно не выдержит долгой войны, выходом для Тель-Авива остается один мощный удар оружием, которым противник не располагает и не сможет ответить равноценно. Но для этого нужно согласие сторонника Израиля, а, именно, США, поэтому сейчас, указывает СМИ, ведутся американо-израильские консультации на эту тему.
Февраль[ править править код ] Администрации США, которая вот уже несколько лет последовательно добивается ужесточения политики мирового сообщества по отношению к Ирану, к концу января удаётся убедить всех постоянных членов Совета Безопасности ООН, в том числе Россию и Китай, что пришло время передать иранский вопрос в ведение СБ.
Несмотря на некоторые вынужденные отсрочки, процесс движется в нужном для Вашингтона направлении. Мы же намерены с помощью наших учёных построить по всему Ирану атомные электростанции общей мощностью 20 тысяч мегаватт… Язык европейцев и Запада — отголосок Средних веков. Они живут в своих колониальных мечтах. Но наш народ не отступит перед этими деспотическими государствами, которые думают, что они могут принимать решения за весь мир».
Это заявление, однако, уже неспособно повлиять на ситуацию. На это глава иранской делегации в МАГАТЭ Джавад Ваиди заявляет, что Иран ограничит международные инспекции на своих ядерных объектах и продолжит развивать программу по обогащению урана. В тот же день президент Ирана Махмуд Ахмадинежад выдвигает предложение «о приостановке выполнения дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия и других видов сотрудничества, выходящих за его рамки, и начать всю исследовательскую и промышленную деятельность в целях использования мирных ядерных технологий для производства энергии». Не менее влиятельный сенатор-республиканец Джон Маккейн соглашается с ним, заявляя, что война с Ираном лучше, чем Иран, обладающий ядерным оружием.
Незадолго до этого министр обороны США Дональд Рамсфельд называет иранский режим «главным спонсором международного терроризма в мире», а госсекретарь Кондолиза Райс заявляет, что «мир не будет стоять и смотреть, как настойчиво Иран идёт по пути обретения ядерного оружия». В антииранскую пропагандистскую кампанию включаются власти Ирака — они сообщают, что иракский террорист Абу Мусаб аз-Заркави скрывается именно в Иране, вблизи ирано-иракской границы. Европейские поставщики разорвали все контракты с Тегераном. Тегеран направляет в штаб-квартиру МАГАТЭ в Вене дипноту о снятии со своих ядерных объектов пломб агентства которыми опечатаны эти объекты и видеокамеры наблюдения.
По информации британской газеты Sunday Telegraph, которая ссылается на высокопоставленный источник в Пентагоне, ВС США пока не рассматривают вариант сухопутного вторжения в Исламскую Республику — речь идёт лишь о ракетно-бомбовом ударе по ядерным и военным объектам Ирана, для которого предполагается задействовать стратегические бомбардировщики B-52 и использовать высокоточное оружие — в первую очередь, сверхмощные бомбы для уничтожения ядерных объектов, укрытых глубоко в скальных породах. По мнению наблюдателей, беспрецедентно жёсткое заявление отражает растущее раздражение стран Евросоюза по поводу неуступчивости Ирана. Кириенко, со своей стороны, сообщает, что Россия поставит в срок ядерное топливо для обеспечения пуска атомной электростанции в Бушере, на строительстве которой работают свыше трёх с половиной тысяч специалистов из России. Иран утверждал, что обвинения «основаны на фальшивых и сфабрикованных документах, поэтому они необоснованны» и что ни такого проекта, ни таких исследований не существует и не существовало [12].
Март[ править править код ] В марте Россия предпринимает меры для урегулирования ситуации вокруг Ирана. Иранская делегация заявляет 1 марта в Москве, что возвращение в режим моратория на обогащение урана для мирной ядерной энергии невозможно, а затем направляется в Вену, где проводит переговоры с «евротройкой» Великобритания, Германия и Франция. Иранское заявление последовало за тем, как в СМИ было опубликовано мнение неназванного члена российской делегации на переговорах с Ираном: «Россия считает невозможным создание совместного с Ираном предприятия по обогащению урана, если иранская сторона не будет соблюдать требования МАГАТЭ». В заявлении также было отвергнуто предложение Ирана о создании СП по обогащению урана для иранских объектов на территории соседней Турции.
Эта идея была выдвинута иранцами сразу же после того, как российский министр иностранных дел Сергей Лавров посетил Вашингтон с трёхдневным визитом 6-8 марта — в ходе визита стороны дали понять, что нашли взаимопонимание по иранскому вопросу и намерены добиваться от Ирана соблюдения требований МАГАТЭ. Главной угрозой для США назван Иран. В своем докладе авторы заявляют, что, помимо стремления к обладанию ядерным оружием, Иран также финансирует терроризм, «угрожает Израилю, пытается подорвать мир на Ближнем Востоке и демократию в Ираке». При этом приоритетным средством урегулирования иранского кризиса называется дипломатия, но также заявляется о угрозе применения военной силы.
Действие санкций предполагается сделать избирательным, но в то же время в документе указывается на необходимость обратить особое внимание на сотрудничество между Ираном и Россией. Два члена «шестёрки» — Россия и Китай — выступают против введения каких-либо санкций против Ирана. США, Германия, Франция и Великобритания, со своей стороны, заявляют, что не исключают применения против Ирана жёстких санкций, если тот не будет выполнять выдвинутый Западом мораторий на обогащение урана. Накануне берлинской встречи Совет Безопасности ООН подписывает совместное заявление, текст которого за три недели до этого был предложен Великобританией и Францией.
За время обсуждения текст претерпел значительные изменения благодаря позиции России и Китая, добивавшихся максимального смягчения формулировок с целью не допустить выхода Ирана из МАГАТЭ. При этом в тексте сохранилось указание на то, что ответственность за поддержание мира всё же лежит на СБ ООН. В принятом заявлении СБ требует от Ирана полной и длительной приостановки всей деятельности, связанной с обогащением урана, включая научно-исследовательские работы. Эта деятельность должна быть прекращена в месячный срок.
Также выдвигается требование, что Тегеран должен более активно сотрудничать с МАГАТЭ, предоставляя агентству полный доступ к специалистам, местам и документам, связанным с ядерными разработками. США, которые долгое время настаивали на идее включения в документ упоминания о международных санкциях в случае невыполнения Ираном предъявляемых к нему требований, пошли в конце концов на компромисс, приняв решение сменить метод давления на убеждение — попытаться создать альянс из стран, которые сами должны прийти к выводу о необходимости введения санкций против Тегерана. Одновременно США оказывают давление на Россию, которая продолжает попытки выступать в качестве одного из главных союзников Тегерана. В частности, США намерены придать максимальную огласку сведениям министерства обороны США о том, что Россия во время вторжения американских сил в Ирак в 2003 году якобы передавала иракскому лидеру Саддаму Хусейну некие разведывательные данные.
После подписания заявления Совбеза представитель Ирана в ООН Али Асгар Солтане заявляет, что позиция Ирана о возобновлении обогащения урана, а также о продолжении научно-исследовательских работ в сфере развития мирного атома, не будет отменена.
Однако основная проблема для сторон конфликта заключается в том, что прямое столкновение практически невозможно, так как по иронии судьбы между Израилем и Ираном находится слишком много арабов. Причём в прямом и переносном смысле. В случае резкой эскалации другие крупные региональные игроки вроде Саудовской Аравии, Турции и Египта не смогут остаться в стороне. Они будут вынуждены вмешаться, или в противном случае страны, уже находящиеся в нестабильном положении Ливан, Сирия и Ирак , достаточно быстро превратятся не просто в поле битвы, а в источник хаоса для всего региона.
Победителей при таком раскладе на Ближнем Востоке не будет. В этой связи приходится полагаться на то, что Иран и Израиль сохранят пускай и жестокий, но всё-таки холодный расчёт и попробуют удержать ситуацию в формате опосредованного конфликта. Прокси по региону хватает как у Тегерана, так и у Тель-Авива. Однако до недавнего времени эти действия носили преимущественно провокационный характер, а сейчас ставки повышаются в разы. Остаётся надеяться, что игроки верно рассчитывают свои силы, не поддаются излишним эмоциям и понимают, чем грозит попытка пойти ва-банк.
Поэтому активные действия США на Ближнем Востоке ограничиваются помощью Израилю в отражении воздушных атак и редкими ударами по разрозненным шиитским группировкам. К слову, о последних. Именно они и являются главной силой Тегерана в регионе. Не обладая собственной внушительной армией, Иран десятилетиями создавал прокси-войска, спонсируя преимущественно шиитские группировки вроде ХАМАС, «Хезболлы», хуситов в Йемене и др. При этом, как считают некоторые эксперты, Тегеран мог пожертвовать данным движением ради срыва сделки между Саудовской Аравией и Израилем, что могло привести к созданию антииракской коалиции в регионе. В сложившейся ситуации для победы над Исламской Республикой и сохранения своего влияния в регионе Штатам, вероятно, придется отправлять на Ближний Восток сухопутные войска.
Точки над «И». Востоковед Сажин оценил риски войны между Ираном и Израилем
Проигрыш состоит в том, что можно будет забыть, как о коридоре Север-Юг, проходящим через Иран и обеспечивающим нам доступ к жирным рынкам Персидского Залива и Индии, так и о военной поддержке Ирана, однако это компенсируется сверхдоходами от продажи нефти и газа. А в долгосрочной перспективе РФ, как и весь мир, окажется там, где не светит солнце. Все вышеизложенное это ИМХО: я не обладаю какой-то секретной инфой, не считываю сигналы из космоса, не имею связей в тайном правительстве рептилоидов, все это лишь мое мнение. Войны между Ираном и Западом может не случиться: впишется Китай или у Запада не хватит духа бросить вызов Ирану. А если конфликт разразиться, то станет разворачиваться по-другому: в конце концов все думали, что Ирак в 2003 году встанет Америке поперек горла, но он рухнул за пару месяцев. Ну а в случае, если ирано-западная война и будет идти именно так, как я написал, то итог для мира и России может быть иным, например, Америка возьмет, да и развалится. Здесь надо отметить: все эксперты по Ближнему Востоку за редким исключением склоняются к тому, что прямой войны между Западом и Ираном не будет, и дело ограничится конфликтами в районе шиитского полумесяца, но кто знает в какой момент черный лебедь прискачет на белом коне и порушит все расчеты.
Это важно для иранского руководства с учетом их стратегической культуры — необходимость поиска союзников. Именно из этих соображений они сейчас не готовы играть ва-банк, ведь тогда эти наработки, образно говоря, «вылетят в трубу». В любом случае искусством обмана они владеют мастерски. На самом деле им нужны совершенно очевидные вещи — усиление влияния на Ближнем Востоке, расширение своего присутствия в странах с шиитским населением и сохранение своей власти внутри страны», - считает Семиволос. Как говорит американский аналитик, экс-спецсоветник госсекретаря США Пол Гобл, если он правильно прочитал отчеты, США говорят, что Иран близок к тому, чтобы через несколько недель получить достаточно переработанного урана для изготовления бомбы. Но я могу ошибаться. Я признаю, что шаги в направлении обеспечения достаточного количества расщепляющихся материалов являются важным шагом, но они не являются окончательными», - отметил политик. Как отметил в свою очередь израильский исследователь-иранист, журналист Михаэль Бородкин, власти ИРИ стремятся к тому, чтобы иметь возможность сделать ядерное оружие, когда будет отдан приказ.
Другими словами, Иран хочет иметь бомбу в разобранном виде, и, если руководство страны отдаст приказ создать готовое к применению оружие, то это можно будет сделать в кратчайшие сроки — может, в течение упомянутых двух недель», - говорит исследователь.
На вопрос, может ли присутствие в стране зенитно-ракетных комплексов С-400 осложнить ситуацию для Израиля, иранский военный эксперт Патарамес в интервью EurAsian Times заявил: "Иран находится на пороге создания ядерного оружия. Если Израиль сочтет нужным вступить в конфликт, чтобы остановить ее, он конечно может попытаться это сделать. Апогеем такого конфликта станет нападение Ирана на жизненно важные израильские цели, на что Тель-Авив может ответить примерно 3-4 ядерными ударами по ядерным объектам Ирана. Так что, нет. С-400 не станет для них причиной для нападения на Иран".
Су-35 будут преследовать израильские истребители или препятствовать их дозаправке". Читайте также: Немецкий оборонный концерн Rheinmetall скупает по Европе подержанные танки Leopard Далее в статье отмечается, что для нанесения удара по Ирану Израиль пытается заручиться поддержкой Соединенных Штатов. Однако Вашингтон, по уши погрязший в конфликте на Украине, предпочел бы не поддерживать эту авантюру. Военные эксперты также предупреждают, что любая подобная атака против Ирана может перерасти в крупный региональный конфликт. Тем не менее, США и Израиль продолжают развивать военное сотрудничество. По итогам этих учений некоторые западные аналитики и бывшие американские чиновники отметили, что многие из представленных возможностей были удивительным образом похожи на те, которые необходимы Израилю для нанесения дальних ударов по ядерным объектам Ирана и которые продемонстрировали необычайное мастерство пилотов.
В Вашингтоне считают, что призывы нанести удары по территории Израиля будут звучать все громче, особенно в свете растущего сотрудничества между Россией и Ираном, которое вызывает все большую тревогу на Западе.
У Британии нет плана национальной обороны на случай войны, выяснили журналисты Sky News. Производственная база и население не готовы к конфликту, так что длительные боевые действия страна вести не сможет. Техническая оснащенность вооруженных сил также оставляет желать лучшего. Что ж, это отрадная весть. Однако Израиль рассматривает операции против Ирана или любого другого государства, бросившего вызов его стремлению к стратегическому господству, не только обычными военными средствами. Иными словами, для руководства страны вопрос использования ядерного оружия всегда стоит на повестке дня. Асимметричный ядерный потенциал по-прежнему служит для Израиля принципиальным сдерживающим фактором. Безоговорочная доселе поддержка любых действий Нетаньяху уже сделала Вашингтон соучастником преднамеренной резни и истязания голодом арабского населения Газы, а также израильских ударов по иранскому консульству в Сирии в нарушение международного права.
Эта поддержка подрывает мощь и авторитет американского народа. Пришло время задаться вопросом: неужели наша внешняя политика снова диктуется национальными интересами и здравым смыслом? Ни США, ни Европа, ни Азия не получит экономической, политической или финансовой выгоды от региональной войны на Ближнем Востоке, которая закроет Ормузский пролив и потенциально приведет к прямому военному вмешательству России в поддержку Ирана. И неужели Байден решил воспротивиться полному уничтожению населения Газы?
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Трансляция ведется на сайте мероприятия. При этом она подчеркнула, что не обладает полномочиями для того, чтобы говорить о «красных линиях» Вашингтона в связи с иранской ядерной программой. Ранее спецпредставитель США по Ирану Роберт Мэлли заявил, что американский президент Джо Байден готов в крайнем случае пойти на военный вариант решения вопроса о недопущении получения Ираном ядерного оружия. Мэлли при этом добавил, что в настоящее время в этом нет необходимости, США по-прежнему считают дипломатию лучшим решением по ядерной сделке с Ираном.
В 1960-х гг. Мао хвастался: хотя ядерная война может убить половину населения земного шара, она будет означать, что «империализм будет стёрт с лица земли и весь мир станет социалистическим». Сегодняшний вызов для разработчиков стратегии Соединенных Штатов по устрашению Ирана состоит в том, чтобы недвусмысленно определить, какое именно поведение они стремятся сдержать и что готовы для этого сделать. Когда Вашингтон публично представляет подход к сдерживанию ядерного Ирана, он должен прямо заявить: «нет» началу военных действий с применением обычных вооружений против других стран, «нет» использованию или передаче ядерных вооружений, «нет» активизации поддержки террористов либо подрывной деятельности. США должны также ясно дать понять, что нарушение Ираном этих трех запретов повлечет за собой военное возмездие всеми необходимыми средствами, вплоть до применения ядерного оружия.
Из трех запретов проще всего будет выполнить обещание сдержать нападение с применением обычного оружия. Способность Ирана к переброске войск за пределы страны ограниченна. И вряд ли она значительно возрастет в ближайшее время; если Иран переступит ядерный порог, на него, скорее всего, наложат еще более строгое эмбарго в области вооружений. Американских военных в регионе более чем достаточно, чтобы удержать Иран от набегов на Ирак или десантных операций через Персидский залив либо чтобы прекратить их, если они произойдут. Удержание Ирана от применения или угроз применения ядерного оружия — это совершенно иной комплекс проблем. Пока Тегеран не в состоянии нанести удар по США, используя ракеты с ядерными боеголовками, Соединенные Штаты могут угрожать военным возмездием, если Иран использует или прибегнет к угрозе использования ядерной бомбы против других стран. Но все изменится, если Иран разработает ракеты дальнего действия. Тегеран тоже сможет попробовать сдержать США, угрожая напасть на Европу.
Это вызовет известную озабоченность по поводу жизнеспособности так называемого расширенного сдерживания путем устрашения — способности одной страны сдержать нападение на другую. Это подчеркивает важность развития прочной, многослойной противоракетной защиты. Решение администрации Обамы переориентировать американскую противоракетную оборону в Европе на противодействие ракетам меньшей дальности, продолжая при этом работать над созданием защиты от ракет большей дальности, — это совершенно правильный подход. Более сложная проблема — обеспечение стабильного сдерживания в отношениях между Ираном и Израилем. Поворотным пунктом здесь также может стать предельная степень развития иранской ядерной программы: Иран, имеющий на вооружении ядерные боеприпасы, представит куда бЧльшую угрозу, чем Иран, обладающий лишь потенциалом для их производства. Вашингтон должен продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление, чтобы воспрепятствовать Тегерану, если тому удастся завершить ядерный топливный цикл, сделать этот последний шаг. Соединенные Штаты должны также публично пообещать прибегнуть к любым мерам возмездия по своему усмотрению, если Иран применит ядерное оружие против Израиля. Это, по сути, дополнит потенциал ответного удара, которым обладает Израиль.
Если Израилю для дополнительного спокойствия понадобится формальное обязательство, его следует включить в исполнительное соглашение либо договор. США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия. Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности. И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно.
Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу. Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет. Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля. Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников.
Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе. Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану.
И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг. Тон и убедительность будут иметь значение. Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи. Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями. Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии.
В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад. Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами. Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления. Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана. Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке.
Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии. Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией. Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала.
Денис Денисов Новая война на Ближнем Востоке не безразлична для Шанхайской организации сотрудничества хотя бы потому, что в конфликт опосредованно втянут член ШОС — Иран. В частности, газета Politico называет суммы, которые исчисляются сотнями миллиардов долларов и евро. Но якобы ООН дает деньги на добро, а Тегеран — на зло, хотя лежат они на одном и том же счету. Хотя до сих пор был известен лишь один канал поставки — через Украину. По крайней мере, израильские солдаты обнаружили в Газе оружие только с маркировкой 128-й бригады ВСУ. Один из них организовал международный медиацентр агентства РИА «Новости». Иран на этой площадке представлял доктор Сайд Шокухи из тегеранского Университета им. Алламе Табатабаи.
С другой стороны, большинство стран соблюдают ДНЯО, потому что у них есть для этого убедительные внутренние причины. Либо они не чувствуют угрозу со стороны ядерной державы, либо их защищает «ядерный зонтик» другого государства, либо у них отсутствуют финансовые или технологические средства создания атомной бомбы. Успех Тегерана в разработке ядерного оружия не изменит эти расчеты. А также не помешает Вашингтону продолжить усилия по укреплению Инициативы по безопасности в области распространения возглавляемая США многонациональная программа действий по прекращению незаконной торговли оружием массового уничтожения, которая была выдвинута администрацией Джорджа Буша , положить конец дальнейшему производству расщепляющихся материалов и иным образом затруднить распространение ядерных технологий. Появление у Ирана ядерной бомбы могло бы привести Ближний Восток к катастрофическим последствиям. Но у Вашингтона сохранятся значительные возможности повлиять на реакцию соседей Ирана на его новый статус и сдержать эту реакцию. Имеет значение, успокоят ли США Израиль или раздуют его страхи. Имеет значение, будет ли Вашингтон противостоять региональным усилиям по распространению ядерного оружия или закроет на них глаза, как в случае Пакистана в 1980-х гг. Чтобы предотвратить кошмарный сценарий, Соединенным Штатам придется тщательно продумать, как максимально усилить рычаги своего влияния в регионе. Но это и противник, который признаёт ограниченность собственных возможностей, хочет сохранить власть и действует в окружении настороженных соседей. Получение им ядерной бомбы либо потенциала для ее изготовления вовсе не обязательно изменит Ближний Восток — по крайней мере, не изменит, если США будут уверенно и грамотно использовать слабости Ирана. Любую стратегию сдерживания Ирана следует начать с признания того, что эти меры должны отличаться от сдерживания Советского Союза. Иран представляет собой угрозу другого характера. В первые годы холодной войны разработчики политики Соединенных Штатов стремились защитить страны-единомышленницы от советского вторжения, которое навязало бы им коммунистическое правление, или от повсеместных экономических неурядиц, которые могли бы привести к захвату власти коммунистами изнутри. Стратегия сдерживания Ирана должна отражать реалии сегодняшнего дня. Иран не стремится нападать на соседей, а его идеологический призыв не основан на посулах экономической справедливости. Он хочет утвердить себя как доминирующую державу в регионе, сохранив при этом политический контроль внутри страны. Краеугольным камнем курса США на сдерживание ядерного Ирана должно стать устрашение. Успех отнюдь не гарантирован. Политика устрашения может потерпеть крах, как было во время Карибского кризиса 1962 г. Ревизионистские цели Ирана и паранойя по поводу американской мощи, казалось бы, чреваты особыми трудностями для сдерживания этой страны. Такой вывод напрашивается сам собой, но он ошибочен, поскольку представляет историю противостояния Соединенных Штатов и формирующихся ядерных держав в более мягком свете, чем это происходило на самом деле. В начале холодной войны Вашингтон практически не рассматривал Советский Союз как державу статус-кво. В 1960-х гг. Мао хвастался: хотя ядерная война может убить половину населения земного шара, она будет означать, что «империализм будет стёрт с лица земли и весь мир станет социалистическим». Сегодняшний вызов для разработчиков стратегии Соединенных Штатов по устрашению Ирана состоит в том, чтобы недвусмысленно определить, какое именно поведение они стремятся сдержать и что готовы для этого сделать. Когда Вашингтон публично представляет подход к сдерживанию ядерного Ирана, он должен прямо заявить: «нет» началу военных действий с применением обычных вооружений против других стран, «нет» использованию или передаче ядерных вооружений, «нет» активизации поддержки террористов либо подрывной деятельности. США должны также ясно дать понять, что нарушение Ираном этих трех запретов повлечет за собой военное возмездие всеми необходимыми средствами, вплоть до применения ядерного оружия. Из трех запретов проще всего будет выполнить обещание сдержать нападение с применением обычного оружия. Способность Ирана к переброске войск за пределы страны ограниченна. И вряд ли она значительно возрастет в ближайшее время; если Иран переступит ядерный порог, на него, скорее всего, наложат еще более строгое эмбарго в области вооружений. Американских военных в регионе более чем достаточно, чтобы удержать Иран от набегов на Ирак или десантных операций через Персидский залив либо чтобы прекратить их, если они произойдут. Удержание Ирана от применения или угроз применения ядерного оружия — это совершенно иной комплекс проблем. Пока Тегеран не в состоянии нанести удар по США, используя ракеты с ядерными боеголовками, Соединенные Штаты могут угрожать военным возмездием, если Иран использует или прибегнет к угрозе использования ядерной бомбы против других стран. Но все изменится, если Иран разработает ракеты дальнего действия. Тегеран тоже сможет попробовать сдержать США, угрожая напасть на Европу. Это вызовет известную озабоченность по поводу жизнеспособности так называемого расширенного сдерживания путем устрашения — способности одной страны сдержать нападение на другую. Это подчеркивает важность развития прочной, многослойной противоракетной защиты. Решение администрации Обамы переориентировать американскую противоракетную оборону в Европе на противодействие ракетам меньшей дальности, продолжая при этом работать над созданием защиты от ракет большей дальности, — это совершенно правильный подход. Более сложная проблема — обеспечение стабильного сдерживания в отношениях между Ираном и Израилем. Поворотным пунктом здесь также может стать предельная степень развития иранской ядерной программы: Иран, имеющий на вооружении ядерные боеприпасы, представит куда бЧльшую угрозу, чем Иран, обладающий лишь потенциалом для их производства. Вашингтон должен продолжать оказывать дипломатическое и экономическое давление, чтобы воспрепятствовать Тегерану, если тому удастся завершить ядерный топливный цикл, сделать этот последний шаг. Соединенные Штаты должны также публично пообещать прибегнуть к любым мерам возмездия по своему усмотрению, если Иран применит ядерное оружие против Израиля. Это, по сути, дополнит потенциал ответного удара, которым обладает Израиль. Если Израилю для дополнительного спокойствия понадобится формальное обязательство, его следует включить в исполнительное соглашение либо договор. США также должны быть готовы развернуть свои войска на территории Израиля в качестве сил прикрытия. Это показало бы, что в случае иранской агрессии Соединенные Штаты будут неразрывно связаны с Израилем. Еще Вашингтон должен проинформировать Тегеран, что нанесет превентивный удар всеми средствами, которые сочтет нужными, если Иран приведет свои ядерные силы в состояние боеготовности. И Израиль, и его арабские соседи должны быть защищены американским «зонтиком» противоракетной обороны. Чем агрессивнее будет становиться Иран, тем больше его соседи будут склонны сотрудничать с Вашингтоном в области создания систем ПРО на своей территории. Удержание Ирана от передачи ядерных вооружений, материалов и технологий другим государствам или негосударственным субъектам потребует иного комплекса мер. По большому счету у Ирана нет причин совершать такие рискованные действия, но он может поддаться соблазну, воспользовавшись тем, что тайную торговлю ядерными материалами отследить трудно. Чтобы помешать Тегерану получить выгоду на международном ядерном базаре, США и их союзники должны будут действовать решительно — например, в рамках Инициативы по безопасности в области распространения и резолюций ООН, налагающих дополнительные санкции на Иран и его потенциальных партнеров по бизнесу. Чтобы внушить иранским муллам, что для них исключительно важно контролировать каждый созданный либо приобретенный ядерный арсенал, Вашингтон должен считать Тегеран ответственным за любую ядерную передачу, разрешенную или нет. Нельзя позволить ему избежать наказания либо возмездия, ссылаясь на утрату контроля. Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно. Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе. Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака. США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил.
Почему Иран обязан иметь ядерное оружие
Иран на этой площадке представлял доктор Сайд Шокухи из тегеранского Университета им. Алламе Табатабаи. Ему «Свободная Пресса» и задала вопрос об отношении к угрозе Тель-Авива и о том, есть ли у Ирана ядерный ответ на нее. Иран постоянно чувствует угрозу от Израиля и США, а теперь она уже звучит публично. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху стал заявлять о планах использовать ядерное оружие против Ирана, и это было уже неоднократно. Вот почему я думаю, что Ирану нужно иметь механизмы, чтобы сдерживать агрессоров от угроз и атак, защитить свою территорию и наших граждан. Как профессор, я скажу, что Иран имеет право на такое оружие. А на размышление вам я оставлю вопрос: почему Иран за это подвергается санкциям, а Израиль — нет?
Практически оно развивается по своей сложной траектории, в которой сторонам пока получается избежать масштабного военного столкновения. Насколько долго так будет продолжаться — сказать трудно, но очевидно, что стороны не видят всеобщую военную катастрофу в качестве приемлемого для себя сценария. Возможно, поэтому периодические обострения на израильском «фронте» видятся в самом Иране иначе, чем в России, Европе, Азии или даже США. Наше восприятие драматических событий в отношениях между государствами остается основанным на стереотипах европейской политики ХХ века и подпитывается заклинаниями, которые раздаются из США по поводу их намерений в отношении самой России. И то, и другое является, мягко говоря, не совсем адекватным для понимания природы процессов, происходящих в этом важном регионе. А они, на самом деле, представляют собой международную политику в ее исторически нормальных проявлениях. С постоянной борьбой и конкуренцией, но без стремления обрушиться в решительную схватку, из которой выйдет только один победитель. Зачем это делать, если можно, не жертвуя собой, вести тонкую военно-дипломатическую игру? Поэтому суждения о том, что Иран, отвечая на выпад Израиля, не устроил в регионе новую «мировую войну» и поэтому якобы выступил слабо, выглядят для самих иранцев и их соседей совершенно неадекватно. Иранцы действительно совершили нечто новое — нанесли массированный удар по Израилю со своей территории. Этого Тель-Авив в отношениях с другими государствами не испытывал с начала 1970-х годов — и эффект стал весьма освежающим. То, что практически все беспилотники и ракеты были сбиты, не имеет с точки зрения политической значимости события никакого значения. Тем более, что сделали это американцы и их союзники. Немедленно заявившие, что без их поддержки Израиль вообще не справился бы. А для репутации еврейского государства как могучей военной силы это имеет катастрофическое значение.
А так остались в чистом политическом выигрыше. Особенно с учетом того, что уже сами израильтяне в ответ не сделали вообще ничего, кроме атаки на совсем не значительный иранский объект. Ведь никого не интересует, что в обмен на такую сдержанность США позволили израильскому правительству делать в отношении палестинцев. Поэтому все, с кем мне приходилось общаться в Тегеране, выражают спокойную уверенность в том, что политический счет очередного раунда в отношениях с Израилем получился в пользу Исламской республики. И для этого, как мы видим, у них есть некоторые основания. Внешняя политика Ирана, да и вообще на Ближнем Востоке — это дипломатия, в которой применение силы имеет строго ограниченный характер и всегда служит политическим целям. Даже чудовищный террор, устроенный Израилем на палестинских землях, не представляет собой войну на уничтожение с арабским миром. Другим словами, бомбежки сектора Газа изменили положение Израиля. Но не потому, что против него выступили все арабские соседи — этого не произошло. И этими результатами Иран, судя по всему, вполне доволен, они вписываются в его стратегическую дипломатию. Точно так же, как отвечает интересам Ирана недавнее вступление страны в БРИКС, о котором также пришлось много говорить с иранскими коллегами. Расширение этого объединения имело ярко выраженный политический характер — необходимость зафиксировать момент популярности группы на фоне падения авторитета Запада. Там готовы искать вместе с другими членами группы новые и творческие решения для тех задач, которые сейчас актуальны — создание новой инфраструктуры свободной торговли и инвестиций. Тем более, что у самого Тегерана есть весьма солидный опыт выстраивания политики и экономических связей, неуязвимых для давления со стороны Запада. Иран на протяжении нескольких десятилетий кровью платит за свою самостоятельность в отношениях с Западом, да и вообще со всем миром.
Командование считает, что в целях полного прекращения конфликта допустимо нанести прямой удар по иранской ядерной инфраструктуре. Кроме того, рассмотрен промежуточный в военном плане сценарий с разрушением точек запуска ракет и беспилотников в Иране. Другая, более ограниченная альтернатива предполагает устранение конкретных иранских офицеров, в том числе несущих службу за границей, а также сочетание одной из перечисленных мер с кибератакой. Одним из первых, кто, как кажется, был проинформирован о спектре возможных вариантов, стал министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон, находившийся с визитом в Иерусалиме. Мы надеемся, что они сделают это таким способом, чтобы свести к минимуму возможную эскалацию», — заявил глава Форин-офиса в эфире канала Sky News. В то же время нельзя не заметить, как западные союзники пытались отговорить Израиль от раскручивания спирали насилия и предложить ему некую форму компенсации. Например, в виде ограничительных мер. Так, помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан объявил о намерении Вашингтона ввести дополнительные санкции против Тегерана. Среди них — рестрикции, «нацеленные на его программы ракет и дронов, а также новые санкции в отношении компаний, поддерживающих Корпус стражей исламской революции и Минобороны».
Please wait while your request is being verified...
— Изменится ли ситуация, если Иран создаст свое ядерное оружие? Иран может создать ядерное оружие всего за несколько месяцев, если решит его разработать, заявил председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли 23 марта, сообщает The Wall Street Journal. Иран так и не дал по-настоящему серьезного ответа ни на убийство генерала Касема Сулеймани, ни на убийство прямо в Тегеране «отца иранской ядерной программы» физика Мохсена Фахризаде.