Новости гроза пьеса островского

"Гроза" стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы. В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». Так или иначе, пьеса А.Н. Островского «Гроза» всегда была любима.

Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского

Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма.

Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского

"Гроза" стала знаковым произведением не только для самого Островского, но и для истории русской драматургии в целом, открыв новые стороны и способы постановки проблемы. Изображения: Эскиз декорации Бориса Кустодиева «Под сводом старинной церкви» к постановке драмы Александра Островского «Гроза». Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году.

Гроза краткое содержание

Читать книгу онлайн в электронной библиотеке Данинград пьеса Гроза драма Александра Островского литература 10 класс. аудио пьеса Островского А.Н. Пьеса о столкновении между новыми и старыми традициями, устаревшими семейными порядками. Кадр из х/ф по пьесе А. Островского «Гроза» (1933 год).

«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского

Тегигроза островский это, незадолго до появления на сцене грозы мы разбирали очень подробно все произведения островского, чья точка зрения в оценке пьесы островского ближе именно вам аргументируйте свой ответ гроза. Пьесы Островский Александр Николаевич В этом сборнике собраны лучшие образцы творчества именитого драматурга и создателя театральной школы Александра Николаевича Островского: история вынуж. Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить.

Гроза. Пьесы

Громкое чтение отрывков из пьесы «Гроза» «Читаем А.Н. Островского». Островский востребован, а «Гроза», о которой несколько поколений без содрогания и вспомнить не могли, измученные хрестоматийным мемом «про луч света в темном царстве», оказалась актуальнейшим произведением. Дом-музей Александра Островского, Москва. Читать онлайн книгу «Гроза» автора Александр Островский. Драматургия Александра Островского шагает через десятилетия и остается столь же значимой и актуальной.

Книга юбиляр 2024 года

Борис скучает по Катерине. Они давно не виделись. Кулигин как всегда восхищается природой, но между делом успевает заметить, что хорошо живется только богатым за счет бедных, которых они обворовывают. Варвара с Кудряшом, не скрывая чувств, целуются у всех на глазах. После ухода Кудряша с Кулигиным, она назначает встречу Борису в овраге, куда обещала привести Катерину. На месте встречи оказались и Кудряш и Борис. Между ними начинается спор. Никто не хочет уступать место свидания.

Борис признается, что влюблен. Кудряш догадывается о ком идет речь. Варвара уходит вместе с Кудряшом. Борис ждет Катерину. Девушка приходит на свидание, но с упреками, что он загубил ее честь. Ей страшно жить дальше. Борис предлагает не забивать голову дурными мыслями, а просто наслаждаться каждым днем, проведенным вместе.

Они признаются друг другу в любви. Влюбленные назначают встречу на следующий день. Действие 4 Дождь льет как из ведра. Людям приходится скрываться от ливня в галерее, на стенах которой висят картины с изображением Страшного Суда. Кулигин просит одолжить денег у Дикого. Он загорелся устройством громоотводов. Дикой отказывает ему, обзывая безбожником.

Кулигин уходит, но обещает вернуться и поставить точку в разговоре, когда у него в кармане будут шелестеть денежки не меньше миллиона. Гроза затихла. Неожиданно домой возвращается Тихон. Поведение жены ему не нравится. Катерина сама не своя. Кабаниха подливает масла в огонь. Гроза вновь напомнила о себе.

Кулигин с Кабанихой, Катериной и Тихоном выходят из дома. Гроза напугала девушку. Она считает, что бог ее наказывает за грехи. Увидев Бориса, ей стало еще страшней. Люди в толпе шушукаются, что гроза никогда не бывает просто так. Катерина почти уверена, что разряд молнии убьет ее. Девушка начинает шепотом молиться.

Кулигин в отличие от других радуется грозе. Он представляет, как оживет травушка, деревце, цветочек. Барыня в сопровождении лакеев подошла к Катерине. Она кричит ей, чтобы она не пряталась. Это не поможет. Пусть лучше просит у Бога забрать красоту. Единственный способ искупить грехи.

Катерина в порыве исступления рассказывает мужу и свекровке о связи с Борисом.

Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города.

Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.

Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.

Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться Гроза: анализ произведения При поверхностном чтении пьесы может показаться, что основной фабулой произведения является примитивный любовный треугольник. Но на самом деле, в пьесе Гроза смысл сюжета намного глубже.

Основу драмы составляет конфликт между старым миром Кабаниха, Дикой и новым Катерина, Варвара. Общество разделилось на два лагеря. Лицемерным, фальшивым людям, стремящимся лишь к наживе, противостоят те, кто уверен, что счастье не зависит от материальных благ.

Обстановка все больше накаляется, рано или поздно она должна вылиться в «грозу». Таким образом, основная идея произведения — необходимость перемен. Именно такой смысл вложил Островский в название драмы, подразумевая под грозой не только природное явление, но и чувства, бушующие в душах тех, кто протестует против сложившихся устоев.

Писатель старается передать смысл пьесы «Гроза» и через символику. В качестве символов автор использует: грозу, олицетворяющую божью кару; птиц, символизирующих собой свободу, независимость; реку, погубившую Катерину и в то же время, давшую ее душе долгожданную свободу. В свое произведение Островский вложил и глубокий нравственный смысл, описав нравы и быт людей, живущих по домостроевским законам.

Против «отцов» города восстают молодые силы жизни. Катерина, главная героиня пьесы, - натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, где ей приходиться жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто не доступно их понимание. Ее трагедия состоит в том, что девушку заставляют жить в неволе, заставляют изменить своим нравственным убеждениям. Катерина попадает в семью Кабановых, ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла.

Но старается быть верной и любящей женой. Она готова на все для любимого человека, преступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были ей священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве».

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы». Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова.

Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим. Это предположение сильно укоренилось в сознании людей.

Краткое содержание «Гроза»

Другой персонаж, самодур Дикой, говорит Кулигину: «Гроза-то нам в наказание посылается». И этот страх перед грозой — реальной и метафорической — присущ всем героям пьесы. Гроза нависает не только над городом и его жителями, но и над душой Катерины. Она совершает грех и горячо раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх признаться в измене и пасть жертвой гнева Кабанихи и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». В конце концов религиозный ужас перед божественным возмездием одерживает верх и Катерина публично признаётся в содеянном. Однако жители Калинова не понимают ее поступка: они не испытывают настоящих угрызений совести и живут по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Не понимают они и причину ее гибели: в мире, где ей все «опостылело», Катерина преступает религиозный закон ради свободы. На фоне других персонажей выделяется Кулигин — мечтатель и механик-самоучка, который видит «темноту» Калинова, откровенно признаёт: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!

Хотел, да не отдал, так это все одно, что ничего. Не отдаст он меня: он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею. Ой ли? Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит?

Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Уж будто он тебя и не ругает? Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет.

Нет, уж я перед ним рабствовать не стану. С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть. Ну вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи. Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет. А то что бы?

Я б его уважил. Больно лих я на девок-то! Проходят Дикой и Борис, Кулигин снимает шапку. Шапкин Кудряшу. Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй. Те же.

Дикой и Борис. Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал? Пропади ты пропадом! Праздник; что дома-то делать. Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется!

Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб, стоишь-то? Тебе говорят аль нет? Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дикой посмотрев на Бориса. Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. Вот навязался! Плюет и уходит. Явление третье Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.

Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин! Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам.

Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве.

Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались.

Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость.

Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало. Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!

Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно.

Уж само собой.

Красота дивная! Да что уж говорить!

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!

Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь!

Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали?

Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то.

А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь!

Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один.

Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив.

А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало!

Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого?

В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся! К все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она!

Идет с мужем, ну, и свекровь с ними! Ну, не дурак ли я? Погляди из-за угла да и ступай домой.

С противоположной стороны входят Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Явление пятое Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Не очень-то нынче старших уважают. Варвара про себя.

Не уважишь тебя, как же! Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то!

Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Я, маменька… Кабанова. Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести!

А, как ты думаешь? Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов вздыхая, в сторону. Ах ты, Господи. Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает.

А сохрани Господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу.

Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!

Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Да отсохни язык… Кабанова. Полно, полно, не божись! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери.

С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите? Да во всем, мой друг!

Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька!

Что вы, помилуйте! Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают.

Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай!

Русские писатели своими произведениями всегда доказывали, что за сюжетом и персонажами не надо ходить в другие вселенные: нужно в том месте, где ты живешь, пристально оглядеться и затем точно описать увиденное. Тогда это с удовольствием прочитают и будут ставить в театрах в любой стране и в любом столетии. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет.

Искусство понимания драмы Александра Островского «Гроза»

И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить. В христианстве есть такое понятие, «страсти» между прочим, в светской культуре само это слово воспринимается скорее в положительном ключе — как нечто яркое, бурное, романтичное, свидетельствующее об огромном масштабе человеческой души. Но христианство под страстью понимает порабощение человеческой воли желаниями, которые не являются для человека естественными и которые человек не в состоянии контролировать а иногда и вообще их в себе не замечает. Обычно под страстями понимают пылкое половое влечение, но это лишь один из вариантов. Например, гневливость купца Дикого — это тоже проявление овладевшей им страсти. Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность. Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм.

Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого. У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим. Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства. Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм.

У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему. Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них. Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы. Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез.

Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису.

То, что ее губит, он именует сладострастием. Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности. С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира.

Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения. Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась?

Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу. Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита».

Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней.

Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься? Нечего прятаться! Видно, боишься: умирать-то не хочется!

Катерина со страхом предполагает: это будет она. Явление шестое Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть.

Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон — в растерянности. Действие пятое: Катерина бросается в реку Явление первое. Кабанов беседует с Кулигиным, рассказывая, что происходит у них в семье, хотя всем и так известны эти новости.

Он находится в смятении чувств: с одной стороны досадует на Катерину, что согрешила против него, с другой — ему жалко бедную жену, которую грызет её свекровь. Понимая, что тоже не без греха, безвольный муж готов простить Катю, да вот только мама… Тихон признает, что живет чужим умом, и иначе просто не умеет. Варвара не выдерживает укоров матери и сбегает из дома. Все семейство разделилось, став врагами друг другу. Вдруг заходит Глаша и с грустью говорит, что Катерина исчезла. Кабанов хочет искать её, опасаясь, как бы жена не наложила на себя руки.

Явление второе Катерина плачет, ища Бориса. Она чувствует непрекращающуюся вину — теперь уже перед ним. Не желая жить с камнем на душе, девушка хочет умереть. Но перед этим еще раз встретиться с любимым. Катерина и Борис встречаются. Девушка узнает, что он не сердится на неё.

Любимый сообщает, что уезжает в Сибирь. Катерина просится с ним, но нельзя: Борис едет с поручением от дяди. Катерина сильно тоскует, жалуясь Борису, что ей невероятно тяжело терпеть укоры свекрови, насмешки окружающих и даже ласку Тихона. Очень не хочется прощаться с любимой, но Борису, хоть и мучается он от нехорошего предчувствия, что Катерине недолго осталось жить, все же надо ехать. Явление четвертое Оставшись одна, Катерина понимает, что возвращаться к родным ей теперь не хочется совсем: опротивело все — и люди, и домашние стены. Лучше умереть.

В отчаянии, сложив руки, девушка бросается в реку. Явление пятое Родные ищут Катерину, но её нигде нет. Вдруг кто-то закричал: «Женщина в воду бросилась! Кабанов пытается вытащить Катерину из реки, но мать строго-настрого запрещает делать это. Когда девушку вытаскивает Кулигин, уже поздно: Катерина мертва. Но выглядит как живая: одна маленькая ранка только на виске.

Явление седьмое Кабанова запрещает сыну оплакивать Катерину, но тот осмеливается обвинить мать в смерти жены. Первый раз в жизни Тихон настроен решительно и кричит: «Вы её погубили! Тихон в отчаянии бросается на мертвое тело жены, говоря: «Я-то зачем остался жить да мучиться». Но уже поздно. Жанр произведения Жанр пьесы трактуют, как социально бытовую драму, и как трагедию. В этом произведении присутствуют как черты трагедии, так и черты драмы.

Эта пьеса соответствует направлению — реализма. Доказательством тому — детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших городов, автор уделяет большее внимание описанию событиям которые произошли. Трагедия происходит в душе героя, изображают обостренная борьба внутри него. В итоге герой погибает. Тихон имел в виду гнетущую атмосферу собственного дома, где правит бал деспотичная мать. Катерина рассказала о личном детстве и отрочестве.

Девочка не получила нормального образования. Катерина жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в дочке «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству. Девушка жила свободной счастливой жизнью. Катерина любила людей и окружающее вокруг себя: собственный дом, нищих людей, церковь, природу.

Без нее она, как и тысячи других, вошла бы в разные сделки и договоры с своею совестью и посредством разных пожертвований, эпитимий, лишних постов и поклонов, прекрасно ужилась бы и с адом и с раем, как бы ни был ужасен один, неподкупен другой». Внутреннюю жизнь Катерины, жизнь ее души Михаил Достоевский рассматривает, естественно, с христианских позиций. И потому видит и ее изъяны, и то, как эти изъяны используются темными силами. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага». В когтях у страстей Тут надо кое-что пояснить. В христианстве есть такое понятие, «страсти» между прочим, в светской культуре само это слово воспринимается скорее в положительном ключе — как нечто яркое, бурное, романтичное, свидетельствующее об огромном масштабе человеческой души. Но христианство под страстью понимает порабощение человеческой воли желаниями, которые не являются для человека естественными и которые человек не в состоянии контролировать а иногда и вообще их в себе не замечает. Обычно под страстями понимают пылкое половое влечение, но это лишь один из вариантов. Например, гневливость купца Дикого — это тоже проявление овладевшей им страсти.

Кабанихой владеет страсть властолюбия, ей жизненно необходимо, чтобы домашние подчинялись ей и всячески демонстрировали свою покорность. Сыном Кабанихи, Тихоном, владеет другая страсть — алкоголизм. Хотя, наверное, первично в нем все-таки желание скинуть с себя ответственность за собственную жизнь, а пьянство — это уже следствие. Примерно та же страсть помимо блудной владеет и Борисом. Ему ведь так не хочется становиться самостоятельным! Именно потому он и терпит выходки своего взбалмошного дяди Дикого. У сестры Тихона, Варвары, тоже имеется клубок страстей, одна из которых — удовольствие от манипулирования людьми это же она устроила так, что чувства Катерины и Бориса оказались реализованы в отношениях — то есть упоминаемых в драме ночных прогулках. Всякая страсть вырастает из эгоизма, из желания, чтобы мне было хорошо, невзирая на то, причиняет ли это вред другим. Да если даже и не причиняет, одержимый страстью человек стремится к объекту своего желания «здесь и сейчас», хотя бы это и приносило ему вред в будущем таковы, например, страсти чревоугодия и пьянства.

Точнее сказать, страсти — это те конкретные формы, в которых реализуется человеческий эгоизм. У Кабанихи вот так, у Тихона по-другому, у Катерины — по-третьему. Согласно христианскому вероучению, исходная причина страсти — это грех человека. То есть его воля направлена не туда, куда следовало бы. Изначально оно могло обозначать промах при выстреле из лука, но уже во времена античности вобрало в себя и множество переносных значений. Иначе говоря, если сравнить страсти с сорняками, то вырастают они на почве человеческого греха, человек сам виноват в них. Есть и те существа, которые очень радуются подобным растениям и всячески о них заботятся: удобряют, поливают. Инфернальные существа, а проще сказать, падшие ангелы, то есть бесы. Михаил Михайлович в своей статье упоминает лукавого не как фигуру речи, а совершенно всерьез.

Как православный христианин, он убежден в реальности существования бесов и понимает, что они в некоторой степени способны влиять на людей, разжигая в них страсти. Только влияние это чаще всего хитрое — не напрямую, а через других людей. Например, желание Тихона ни за что не отвечать, желание быть инфантилом подогревает в его матери, Кабанихе, властолюбие. То же и с Диким: страх и угодливость его домашних подогревают в нем гневливость. Собственно, вся «Гроза» — именно о том, как страсти исподволь овладевают людьми, а люди подогревают своими страстями чужие, и возникает то, что сейчас бы мы назвали «кумулятивным эффектом», и кончается это трагически. Не обязательно именно самоубийством, возможны и другие варианты. Преслабая женщина Вернемся к статье Михаила Михайловича. По его мысли, беда Катерины, которая кончается трагедией — это вовсе не само по себе любовное чувство к Борису. То, что ее губит, он именует сладострастием.

Это парадоксальное упоение страданием, болезненное удовольствие, которое человек находит в осознании своего падения, в предстоящем позоре. Говоря современным языком, это некая разновидность мазохизма, только не в половой сфере, а в эмоциональной. Этот странный вид удовольствия — упоение позором, наслаждение самобичеванием — может не иметь ничего общего с физиологией, это духовное состояние, а не телесное. Тут вновь необходимо пояснение: все страсти вырастают на почве человеческого эго, но сама эта почва бывает разной, она зависит от внутреннего мира человека, от его личных устремлений и уязвимостей его души. Если у грубияна Дикого страсти вырастают из присущих ему агрессивности и жадности, у Кабанихи — из ее властолюбия и узости мышления, то у Катерины, напротив, из свойственных ей высоких романтических порывов. Да, упомянутый Достоевским лукавый может завлечь человека в свою игру через то, что в нашем культурном мире принято считать чем-то прекрасно-безобидным: свобода чувств, тяга к тому, что кажется чище, ярче неприглядной и несвободной обыденности. С детства Катерина наслушалась всяческих благочестивых странниц, прониклась множеством суеверий, усвоила стереотипы своего окружения, а еще добавим поэтичность ее натуры, способность ощущать красоту в самых заурядных вещах — и в результате у нее сформировалась совершенно фантазийная картина мира. Романтического мира, где все то и дело превращаются в зрителей и соучастников драмы, сценарий которой пишется ею самой: вот они наблюдают за охватившей ее любовью, а вот уже казнят за падение. Катерина словно бы главная героиня на сцене, к которой приковано внимание сотен и тысяч глаз, и одновременно со стороны, как автор пьесы, наблюдает за происходящим и реакцией окружающих, упиваясь то картиной высочайшего полета, то картиной нижайшего падения.

Собственно, драма в том и заключается, что такая картина мира не выдерживает давления обстоятельств, трескается, и жестокая внешняя реальность вторгается внутрь души Катерины. Причем оказывается, что никакой защиты у нее нет. Оказывается, что она фатально одинока: вокруг нее нет ни одного человека, кто мог бы хотя бы понять ее и пожалеть, не то что помочь. В самом деле, кто? Вялый, ни на что не способный Борис, более всего переживающий за свой душевный комфорт? Интриганка Варвара, которой Катерина изначально доверилась и благодаря которой вся ее трагическая история и завертелась? Муж Тихон, которому главное — угодить суровой и въедливой маменьке? И более того, при всей своей пылкой религиозности Катерина и на Бога надеяться не может, потому что представляет Его как сурового судию, всегда готового покарать, но не способного прощать; это не Бог-любовь Евангелия, а по сути еще один персонаж ее авторской пьесы, которому, как и многим другим в ней, отведена роль палача. С ее точки зрения, совершенный грех полностью закрывает ей возможность обратиться к Богу.

Она нисколько не уповает на Его милосердие, потому что, с ее точки зрения, милосердие следует заслужить, а она — не заслужила. Достоевский замечает, что в таком мировосприятии не внешние обстоятельства виноваты, а сам склад личности Катерины. Только он не вне их: они носят его в собственном сердце». И далее: «Будь она окружена самыми добрыми людьми, она, совершив свой грех, точно так же казнилась бы и тосковала. Не было бы, может быть, самоубийства, но жизнь ее все-таки была бы разбита». Проблемы Катерины усугубляются: после преждевременного возвращения Тихона из Москвы она трепещет, ожидая разоблачения. Она убеждена, что совершила чудовищное преступление. И чем сильнее она осознаёт, что совершила, тем сильнее ей хочется с головой погрузиться в заслуженный как ей кажется позор. Сознание греха не давало ей покоя.

Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась». Что же это за капля? На мой взгляд, это встреча с персонажем второго плана, сумасшедшей барыней. Посмотрим, что произошло: «Барыня: Что прячешься?

По словам Михаила Фейгина, спектакль «Гроза. Среда обитания» стал отчётной работой студентов театральной школы «Инклюзион. Постановка пьесы позволила талантливым актёрам с ограниченными возможностями проявить себя, появившись на сцене драматического театра Москвы. Каждый из актёров в рамках спектакля говорил как на русском, так и на русском жестовом языке.

По задумке режиссёра, постановка «Грозы» носила качественно новый характер.

История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского

То, что первый критик величественно именует «тёмным царством», второй называет попросту «семейным курятником», вспоминая известную поговорку «яйца курицу не учат». И тем более Писарев не считает Катерину «лучом света». Со свойственным ему скепсисом критик ёмко описывает поведение героини и суть пьесы: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да ещё таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для неё самой». Цензор Гончаров Лестный отзыв можно найти в короткой статье Ивана Гончарова, который ко времени премьеры служил цензором. Писатель замечает: «Не опасаясь обвинения в преувеличении, могу сказать по совести, что подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было. Она бесспорно занимает и, вероятно, долго будет занимать первое место по высоким классическим красотам». Гончаров обращает отдельное внимание на язык действующих лиц — «художественно верный, взятый из действительности, как и самые лица, им говорящие». Григорьев рассматривает пьесу как произведение народного поэта. Об Островском он пишет так: «Островский прежде всего драматург: ведь он создает свои типы не для г.

Не был Островский ни славянофилом, ни западником, не был политиком, не был публицистом, не написал ни одного манифеста.

Но жизнь он слышал всем существом поэта. В городе Калинове царит благолепие и порядок — не то что вокруг, в других местах, о которых жителям Калинова, задолго до появления телевизионной пропаганды, рассказывает странница Феклуша, не жалеющая красок о неправедности и дьявольских обольщениях в больших городах. И понятно, пишет Добролюбов, что «простой инстинкт самосохранения должен заставить ее не сказать хорошего слова о том, что в других землях делается». Потому что слушателям ее хочется считать, что в других местах куда хуже и страшней, чем в их отечестве. В анархии так уж и нет никакого начала: никто никому не указ, всякий на приказание другого может отвечать, что я, мол, тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии если только она возможна , действительно ужасно.

Явление пятое Кабаниха наставляет Тихона: скоро ему в отъезд в Москву. Она считает, что из мира исчезло уважение к старшим, и читает нравоучения Тихону, Катерине и Варваре, обвиняя их в неучтивости и грехах других людей, хотя близкие ни в чем перед ней не виноваты: «… от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает» Кабаниха о современных порядках Упрекает Кабаниха сына и в том, что ему жена милее матери и что прежней любви от него не видит с тех пор, как тот женился. За мужа заступается Катерина, но та грубо прерывает ее. Варвару раздражает брань матери. Катерина пытается защищаться: «Катерина. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно! По ее мнению, он ведет себя не по-мужски, жена его не боится, а ведь это — залог жизни семьи. Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь» Кабаниха о жизни в семье Явление шестое Кабаниха уходит, Катерина, Тихон и Варвара остаются. Он жалуется жене на мать. Достается и Катерине: он не хотел жениться, его заставила мать, а теперь поедом ест, проходу не дает , и будто бы все из-за Катерины. Варвара вступается за нее и заявляет, что у Тихона на уме лишь одно: выпить вместе с Диким. Она отправляет его к Дикому, Катерина просит возвращаться быстрее: а то маменька опять браниться станет. Явление седьмое Варвара говорит Катерине, что любит ее и жалеет. Катерина рассуждает: «отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Ее любила мать, работала она только по желанию, дома у них было много цветов. Странницы и богомолки, которых они привечали в доме, рассказывали им о своих путешествиях. В доме Кабановых, кажется, то же, но все как будто из-под неволи. В церкви верующей Катерине во время молитв виделись ангелы, она ходила на службу с легкой душой. Снились ей прекрасные сады. Катерина объявляет Варваре, что скоро умрет, она ощущает грядущие перемены и смертельно боится греха. Катерина рассказывает, что хотела бы сбежать, только не с мужем , а с тем, кого она любит по-настоящему, и это ее тяготит. Варвара обещает помочь Катерине, когда Тихон уедет. Появляется безумная Барыня с палкой и два ее лакея. Явление восьмое Барыня пророчит Катерине и Варваре адское пламя: «Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. Показывает на Волгу. Вот, вот, в самый омут. Что смеетесь! Не радуйтесь! Стучит палкой. Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. Вон, вон куда красота-то ведет! Приближается гроза. Катерина и ее воспринимает как страшное предзнаменование, Варвара уводит ее домой. Странница говорит, что любит смотреть, как жена воет , когда уезжает муж старинная традиция. Явление второе Катерина рассказывает Варваре о своем горячем характере: никто с ней сладу найти не мог. Варвара замечает, что она не любит ее брата, но та возражает, что жалеет его. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать , — говорит ей Варвара. Ей известна тайна Катерины: она любит Бориса. Она призывает женщину научиться скрывать: «ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало» Варвара о доме Кабановых Варвара сообщает Катерине, что Борис также интересуется ей. Катерину пугают греховные мысли, но противостоять им она не может. Она заявляет, что сладить с ней никто не сможет, если только ей захочется свободы, и если придется, она выбросится в окно или кинется в Волгу. Варвара подсказывает, что когда Тихон уедет, возможность видеться с Борисом представится. Она подговаривает Катерину вместе с Глашей спать с ней в саду в беседке: Варваре и самой хочется гулять ночью, но одну ее Кабаниха не пустит. Тем временем Кабаниха наставляет Тихона на дорогу. И на воле-то он словно связанный , — сетует Катерина. Входят Кабаниха и Тихон.

Варвара умеет приспособиться к жизни, она, в отличие от матери, нежестока, сочувствует Катерине. Но это натура заурядная, без затей. Характеристика Бориса Григорьевича Борис и Катерина Борис Григорьевич — единственный персонаж пьесы, которому автор дал характеристику уже в самом начале, в перечне действующих лиц. Островский написал: «Молодой человек, порядочно образованный». Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде. Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот. Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим. Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью. Савел Прокофьевич Дикий Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость». Это нарочито отрицательный персонаж. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе. Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает ущербное мировоззрение калиновцев: уважают не достойную личность, а «толстый кошелек». Характеристика Ивана Кудряша Иван Кудряш Конторщик в доме Дикого — единственный персонаж, не испытывающий страха перед своим хозяином. Он понимает, что нужен Дикому, и может позволить себе огрызаться. Кудряш недурён собой, поёт, играет на гитаре, самодоволен. Он пользуется успехом у противоположного пола, и сам «лих на девок». Кудряш грубоват, но незлой, способен посочувствовать. С Варварой он схож характером по бойкости и весёлости, но надеяться на продолжительность их отношений при его ветрености не стоит. Кудряшу не откажешь в решительности: сбегает с Варварой, бросив всё. Другие персонажи Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению. Доморощенный механик Кулигин — мещанин по происхождению, примерно 50 годов. Добавлен в произведение как носитель новых взглядов и идей прогресса, не получающих поддержки в закоснелой консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, человек поэтической наружности, стремящийся изобрести «вечный двигатель», на их фоне показан добрым, интеллигентным и начитанным. Драматург отводит ему второстепенную роль, демонстрируя, что такие люди очень часто остаются незамеченными. Пусть идеи Кулигина и кажутся завиральными, этот герой вызывает симпатию. Его фамилия не случайно схожа с фамилией Кулибина — известного изобретателя, вышедшего из народа. Странница Феклуша — на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий повороты сюжета. Она добавлена в пьесу для расширения контекста. Сам по себе образ странника восходит к фольклорной традиции. На примере Феклуши иллюстрируется народное мировоззрение, её функция состоит в поддержании «колорита темного царства» и мифа о всемогуществе купечества. Эта героиня — антипод Кулибина. Её суждения примитивны и ограничены. По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша. Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня. Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса. Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину. Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий