«Мазепа был телом худощавый, невысокий, на голове имел кучери или польские косы, при этом, имея более 60 лет возраста, сохранял присутствие духа и ясный ум», — так говорил о гетмане принц Максимилиан Эммануил. По случаю 370-я со дня рождения гетмана здесь большой праздник. Председатель сельсовета Иван Новиков сам чистит сквер, где в начале 90-х установили бюст Мазепы. Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры. Абсолютно верно: Мазепа предает Самойловича в ходе интриг вместе с князем Голицыным (фаворитом царевны Софьи), который благодаря своему влиянию ставит Мазепу гетманом. гетман Левобережной Украины (1687 — 1708). Из украинской шляхетской семьи.
В Киево-Печерской лавре впервые пройдет панихида по Ивану Мазепе
До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне.
Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение? Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался». Купюра в 10 украинских гривен с портретом Мазепы. Таировой-Яковлевой подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины.
Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой. Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе.
Исполнял дипломатические поручения, познакомился с гетманом Левобережья Иваном Самойловичем — вассалом России. Позже Мазепа был отправлен с посольством в Турцию, причём, кроме прочих даров, конвоировал 15 казаков, нападавших на оттоманские земли, но в пути был перехвачен атаманом Иваном Сирко. Пленника отослали в Москву, в Малороссийский приказ. Придворные манеры пригодились и там: Мазепа подружился с боярином Артамоном Матвеевым, был принят царём и вернулся уже на Левобережье, где воспитывал детей Самойловича и получил от него чин генерального есаула, второй по важности после гетманского. Из генерального есаула в гетманы Матвеев погиб в Стрелецком бунте, и Мазепа нашёл другого московского покровителя — князя Василия Голицына.
Неудачный поход Голицына в Крым принёс Самойловичу ссылку в Сибирь, а его заместителю — пост гетмана.
Так, в кратчайшие сроки он завоевал доверие и стал любимчиком фаворита регентши Софьи, Василия Голицына. В 1686 году Россия предприняла крымский поход в рамках очередной Русско-турецкой войны. Поход кончился неудачно, и всю вину за это Голицын решил свалить на гетмана Самойловича. Гетманства тот лишился, семью сослали, а Мазепа стал новый гетманом. Ещё бы — тот участвовал во втором крымском, азовском походах и успел заслужить его доверие. Периодически царь получал от приближённых доносы, в которых намекалось на неверность Мазепы, но Пётр им не верил, считая наветами. В это время Мазепа использует своё влияние и сколоченное богатство во благо левобережной Украины — строит церкви, школы и типографии. Киево-Могилянский коллегиум становится академией. А в 1700 году гетман получает из рук Петра орден Андрея Первозванного — высшую награду в Русском государстве.
Всё это время Мазепа остаётся лояльным царю, преданно исполняет все его поручения. Тот же, в свою очередь, не сомневается в его верности. Когда фастовский полковник, Семён Палий, был обвинён в измене Мазепой, Пётр ни минуты не подверг скептицизму слова любимчика, и казака сослали в Тобольск. Мазепа и Пётр I Мазепа и Пётр I Предательство Безусловно, говоря о причинах предательства Мазепы, трудно не связать их с Северной войной, первыми неудачами в её ведении и реформами Петра, призванными помочь ведение кампании. Чтобы претворить в жизнь политические, экономические, военные преобразования царю приходилось облагать население непомерными налогами. А в 1705 году Пётр вводит в стране рекрутскую повинность. Ей подлежали все без исключения сословия и классы. На Украине казаки также роптали из-за роста повинностей. Для выполнения своих планов Пётр не брезговал, к примеру, принуждать их к строительным работам по необходимости, что многими воспринималось как оскорбление.
Советская историческая школа тоже считала Мазепу предателем. Современная же «независимая» украинская власть почитает его национальным героем. В 1996 году в Украине вводится в оборот национальная денежная единица — гривна. И на 10 гривенной купюре, совершенно неожиданно для подавляющего большинства граждан, появляется портрет Мазепы. Всеми возможными способами народу пропагандируются лозунги: «Мазепа — борец за долю народную! И: «Мазепа — борец за независимость Украины от русского ярма! Ситуация же с современной украинской политической элитой и того хуже. К сожалению, дальше лозунга брошенного Кучмой «Украина — не Россия» продвинуться ей не удалось. По той простой причине, что это просто не выгодно. Иначе, пришлось бы как-то объяснять, почему при Ярославе Мудром князе Новгородском, князе Ростовском и князе Киевском в Киеве был составлен свод законов русского права, который вошёл в историю, как «Русская правда», по которому и жила тогда территория теперешней Украины. Просто представьте себе: Ярославу Мудрому, при котором Киев, как и остальная Русь, жил по «Русской правде» какой-то провидец рассказывает, вот де скоро родится недалеко от Киева, под Белой Церковью Мазепа, который станет бороться за освобождение Руси от русского ярма… Или того лучше: за освобождение Украины от русского ярма! Да Ярослав Мудрый даже не понял бы про что речь! Кстати, вы никогда не задумывались, почему за 25 лет так называемой «независимости», на западной Украине, считающей себя форпостом «незалежности» так и не появилось ни одного памятника Мазепе? Кандидатура ведь отменная: дружил с настоящим европейцем - королём Карлом, «мужественно» сражался за независимость Украины от русского тирана Петра; и даже был удостоен от него ордена Иуды. А памятника от поборников «независимости» так и не дождался. Зато, непосильные труды Мазепы на поприще завоевания независимости, были сполна оценены, угадайте кем? Даю подсказку: самым «демократичным» государством на нашей планете. Да-да-да, именно США сполна оценили труды Мазепы, назвав в честь украинского гетмана аж четыре населённых пункта: Мазепа Пенсильвания. Мазепа Миннесота , Мазепа тауншип в округе Уабаша. Миннесота и Мазепа — посёлок, расположенный в округе Грант, штат Южная Дакота. Итак, давайте всё же вернёмся к китайской мудрости: не верь сказанным словам — слова могут обмануть. Что же всё-таки заставило Мазепу перейти на сторону шведского короля Карла? На мой взгляд, первое, на что нужно обратить внимание, это уникальные, огромные богатства Мазепы. Мазепа за время службы царевне Софье, а затем Петру I, стал одним из богатейших людей не только в Малороссии, но и в России. Он был владельцем 19 654 дворов в Малороссии и 4 117 дворов в России это более 100 000 душ.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Украинский Минкульт сообщил, что в Киево-Печерской лавре 11 июня впервые отслужат панихиду по гетману Ивану Мазепе. Историками подсчитано: за 21 год своего правления гетманщиной Иван Мазепа семь раз менял хозяев. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости. Гетманами же становились же просто хотел вернуться в Польшу.
Иван Степанович Мазепа
Тогда под юрисдикцию Украины перешла самая большая часть Советской армии: 14 мотострелковых, 4 танковые, 3 артиллерийских дивизии и 8 артиллерийских бригад, 4 бригады спецназа, 2 воздушно-десантные бригады, 9 бригад ПВО, 7 полков боевых вертолётов, три воздушных армии около 1100 боевых самолётов и отдельная армия ПВО. Общая центробежная эйфорическая сила развала всего и вся захватила и меня, тогдашнего советского полковника. Грешен, в воспалённом мозгу мелькали спорадические мысли, а не перейти и мне, украинцу, служить на Украину? Благодарю Бога, что не поддался спонтанному чувству.
А вот философствование директора Центра украиноведения Киевского национального университета имени Т. В советские времена сей ученый муж скромно и нешумно занимался сельским хозяйством. А в нэзалэжной стал одним из первых исследователей деятельности Организации украинских националистов ОУН и подвигов Украинской повстанческой армии УПА : «Да, Мазепа изменил российскому царю, но сделал это во имя украинского народа, во имя Украины.
Условие, что Карл ХII будет протектором нашей страны, то есть возьмет Украину под свою опеку, на то время для Украины было довольно выгодно. Мазепа был настоящим отцом украинской нации! А тем людям забитым, которые не хотят интересоваться собственной историей, уже ничего не поможет».
Ещё более «прогрессивным» идеологом в данном направлении стал киевский политолог Дмитрий Выдрин: «Из совокупности тысяч предательств родилась наша страна. Мы предавали всё! Мы давали одну присягу и целовали одно знамя.
Потом предали эту присягу и знамя, стали целовать другое знамя. Почти все наши вожди — бывшие коммунисты, которые клялись одним идеалам, а потом проклинали те идеалы, которым они клялись. Из всего этого совокупного действия, где были тысячи мелких, крупных и средних предательств, собственно, и родилась эта страна.
Так сформировались украинская политика, наше мировоззрение и мораль. Предательство — это тот фундамент, на котором мы стоим, на котором мы построили свои биографии, карьеры, судьбы и все остальное». А мы ещё удивляемся: как это братья и сёстры Украины мирятся с разгулом откровенно фашистов-бендеровцев; как в их жилах кровь не стынет от одесской Катыни; почему многие украинские матери, вместо того, чтобы сплочённо и жертвенно выступать против братоубийственной войны, выказывают президенту претензии: у наших сыновей нет бронежилетов, у них мало боеприпасов и их плохо кормят.
Да это же всё прямое следствие нынешней «национальной украинской идеи: мы, украинцы, - предатели, и в этом наша сила! Давно истлевшим костям пана Мазепы впору пускаться в пляс: «щэ нэ вмэрла» Украина в его разумении. Она — не вся, конечно, но значительная её часть - чтит и молится на него, невзирая на все его запредельные злодеяния.
Воистину чума мазепии бушует ныне на Украине. Горе тому народу, у которого в национальных героях числятся такие ущербные личности, как Мазепа, Петлюра, Бандера, Шухевич, etc. На их примерах хорошо выращивать майданутых гопников.
Когда же за образец для подражания бойцу подсовывают «славные деяния» ублюдка Мазепы, то боец и будет поступать соответственно. Неужели этого не понимают? А ведь действительно не понимают.
Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе», встретился я со своим старым другом, ныне покойным артистом Богданом Ступкой, сыгравшем заглавную роль. Наши давнишние отношения знакомы мы были с 1970 года позволяли серьёзную степень обоюдной откровенности. И я, не мудрствуя лукаво, спросил: «Бодя, зачем ты взялся за Мазепу?
Чем подлее герой, тем его интереснее играть». Он — всегда вне идеологических рамок. Но в данном случае, ты же прекрасно понимал, что ярый националист Ильенко использовал и тебя, и твоё имя, чтобы нагадить России своим кинокошмаром.
Ладно, оставим за скобками то, что Юра мы с ним тоже были давние знакомцы — автор сценария, режиссёр, оператор, актёр, а сын его сыграл молодого Мазепу. Но там же реки крови, головы рубят, как капусту, а жена Кочубея — Любовь Фёдоровна - мастурбирует с отсечённой головой мужа. Пётр I насилует своих солдат.
Неужели это тебя не покоробило? А этот эпизод: Пётр I стоит над могилой Мазепы, из-под земли появляется рука гетмана и хватает царя за горло — тоже не задел? Богдан Сильвестрович долго и мучительно молчал.
Потом сказал: «Как там поётся: не сыпь мне соль на рану. Скоро я у Бортко, надеюсь, сыграю Тараса Бульбу. Вот и реабилитируюсь перед людьми».
Великий, мирового уровня актёр, он конечно же понимал, что Юрий Герасимович элементарно его «употребил» на правах старого друга. И роль его - катастрофическая неудача. По иному и быть не могло.
Равно как и сам фильм оказался убийственно провальным. Его отправили на Берлинский кинофестиваль. Однако там ленту показали лишь в категории фильмов… для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией!
Потом мы продолжили разговор о Мазепе. И пришли к общему выводу. Если бы преступника Колединского за уши не притягивали нынешние украинские политики-выскочки в действующую идеологию, то мы о нём бы и вспоминали не чаще, чем о других гетманах.
А так его личность излишне демонизируется.
Образование и жизнь при дворе польского короля[ править править код ] Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел украинским, русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли.
Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира. Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные — сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна.
Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора. Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11].
Но что-то, видимо, не склеилось. Трудно сказать. То ли по объективным причинам. То ли потому, что наш президент, подобно мифическому царю Мидасу, к чему ни прикоснется, сразу превращает в… Но только не в золото. Да, видно, такова участь всех украинских «мидасов».
Впрочем, согласно его указаниям, допущенные к кормушке «мазепинцы»-историки старались обелить Мазепу насколько возможно, смещая акценты в пользу тех аргументов, в которых гетман представал в максимально выгодном для его поклонников свете, и игнорируя исторические условия, при которых измена Мазепы произошла. В общем, они безоглядно руководствовались украиноцентристским принципом. В результате этой работы получилось нечто невообразимое. Такой разброс мнений в стиле «мазепинского барокко», что сам Мазепа бы удивился. И началась другая мифология. Украинская… Каковы же основные аргументы «мазепинцев», в той или иной степени и форме оправдывающие гетмана в его главном «историческом» поступке? Поступке, который, по мнению президента Ющенко и его записных «мазепинцев»-историков, многие на Украине, почему-то все еще руководствуясь «устаревшими» представлениями о чести и порядочности, «незаслуженно» называют предательством. Для выяснения этого поставим соответствующие вопросы: предавал ли Мазепа или не предавал, а если и предавал, то почему, за что и кого? Первый вариант ответа для самых, мягко говоря, доверчивых отрицает любую измену Мазепы как таковую в принципе, т.
Получается: на самом деле, конечно, никакого предательства не было, т. И не их вина, что Россия этого права не знала. На самом деле любому исследователю этого периода ясно, что в основе данной аргументации лежат натяжки и допущения, не имеющие никакого отношения к специфике той эпохи, нарушающие один из главных принципов историка: рассматривать события в контексте исследуемого времени. И ни один документ этого периода, если он, конечно, не сфальсифицирован, ни одной из этих версий не подтверждает. Но «мазепинцев» это не смущает. И они предлагают следующее. Он писал стихи, влюблялся в женщин, играл на кобзе, читал умные книги, знал шесть языков». Иными словами, речь идет о том, что личные качества гетмана не позволяют даже усомниться в том, что их обладатель мог совершить бесчестный поступок. В более мягкой форме, для тех, кто начинает копаться в фактах, уличая «мазепинцев» в подлогах и фальсификациях, этот вариант обоснования делает ставку на снисходительность.
Вроде первый раз не считается. Что на это сказать? Да разве первый раз совершал Мазепа предательство? Как не замечать смену Мазепой «ориентации» с польской католической власти на власть османскую мусульманскую , а потом — на православную?
Османская империя, несмотря на домогательства Петра, не выдали Мазепу. Умер Мазепа в 1709 году в Бендерах. Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия.
Рисунок ордена Иуды. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана. Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих.
Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне. Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение? Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Споры об исторической оценке Мазепы продолжаются, а его биография вызывает бурный интерес исследователей и историков. О некоторых крутых виражах в биографии Мазепы и его бесславном конце мы поговорили с историком, участником одного из военно-исторических клубов Олегом Кошкиным. Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь.
Мазепа, гетман Украины
Историк Кирилл Кочегаров о политической биографии Мазепы, взаимоотношениях с Петром I и войне с Шведской империей. Мазепа не поехал к Дорошенко, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей». В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. В 1669 году Иван Мазепа поступил на службу к гетману правобережной Украины Петру Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Биография будущего гетмана рассказывает нам о том, что его родным отцом был Степан Мазепа – сподвижник самого Богдана Хмельницкого.
На Украине широко отмечают 370 лет со дня рождения гетмана Ивана Мазепы
В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Своими льстивыми речами Мазепа смог убедить Морозова в вечной дружбе гетмана Дорошенко, и был отпущен с миром. Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера.
Мазепа в Киево-Печерской лавре? Какие «герои» — таков и путь
Московский резидент, живший в Варшаве, Волков, подтвердил данные о тайных переговорах и о дипломатической игре Мазепы. Король одарил запорожских посланцев некоторой суммой денег, словесно обнадежил, но никаких бумаг не подписывал. Между тем, львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому было поручено войти в сношение с Мазепою и все выведать. Шумлянский тот час отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом, в котором испрашивал объяснения условий, на которых гетман Малороссии желает вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, тут же арестовал самого шляхтича и отправил его вместе с компрометирующим письмом в Москву. Монах Соломон, узнав об этом, не решился уже являться к гетману, но воротился в Варшаву. И, чтобы не ударить лицом в грязь, сфабриковал фальсификат, подделав почерк Мазепы.
Вся эта затея была разоблачена, и король, не желавший портить отношения с союзником по антитурецкой коалицией, Москвой, отправил горе-монаха в Москву, где его расстригли, а затем вернули Мазепе. В Батурине расстригу казнили, а за Мазепой сложилась репутация преданного слуги Московского царя, на которого клеветники и завистники возводят напраслину. Так «в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника».
И в начале 1690 года запорожцы вновь вошли в сношение е крымским ханом. Казну велено было задержать, а запорожских посланцев отпустить в Сечь. Марта 5 дня гетман отпустил посланцев в Сечь и с ними отправил гадячского сотника Подлесного да батуринского казака Даниила Бута с обширным листом оставить «непотребное дело» и снова возвратиться к русским царям. Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию.
В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости. Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика.
Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой. Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков.
В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну. Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми».
Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила.
Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым». Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины».
Однако, у гетмана был еще один противник. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок.
Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов. Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России.
С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким». Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством.
Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси. В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад. Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия.
Подолия была укрощена. Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу. Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами. По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо.
Впрочем, и дат смерти у Мазепы… три. Такой вот скользкий. Всё у него было не как у людей… Сознательно опускаю детство, отрочество и юность Мазепы. Ибо сам чёрт ногу сломит в том отрезке его ущербной биографии. Хотя следующую выдержку приведу исключительно из уважения к авторитету авторов: «Тот, кто занимал тогда этот пост, был польский шляхтич, по имени Мазепа, родившийся в Подольском палатинате; он был пажом Яна Казимира и при его дворе приобрел некоторый европейский лоск. В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу нагим к дикой лошади и выпустить её на свободу. Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар. Благодаря превосходству своего ума и образования он пользовался большим почётом среди казаков, слава его всё более и более росла, так что царь принужден был объявить его украинским гетманом». Это цитата Байрона, приведённая по-французски, взятая им у Вольтера. Правда, при этом трудно не подивиться, как два выдающихся европейских творца повелись на элементарную придумку. Ибо подобного в действительности не могло быть по определению. И поневоле ещё думаешь: видать не зря столь выдающиеся европейцы и так давно стали поэтизировать «хохлацкого Иуду». Даже утверждали, что «царь принуждён был». То есть на равных ставили шляхтича-выскочку и величайшего монарха в истории человечества. Все современники Мазепы в один голос утверждают, что он был «чародiем». Наверное, потому так полагали, что по-иному им трудно было объяснить невероятное умение этого талантливого проходимца производить впечатление на людей и внушать им доверие к себе. Меж тем именно такие коварные способности элементарно гипнозом владел! Гетманы в ту пору менялись, как перчатки у капризной дамы. И Тетерю сменил Петро Дорошенко. Он — естественно «очарованный» молодым шляхтичем, назначает его генеральным писарем - личным секретарем и главой своей канцелярии. При этом гетман Дорошенко вел сложную, тройную игру. Оставаясь подданным польского короля, он отправил своего секретаря к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу с уверениями, что желает служить русскому царю. Но уже через несколько месяцев послал того же Мазепу к турецкому султану — просить помощи у извечного врага православных. А в подарок туркам преподнёс «ясык» — пятнадцать рабов из казаков, захваченных на левой стороне Днепра. По пути Мазепу с «гостинцами» захватили запорожские казаки во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко. Тем самым, что писал со своими казаками знаменитое письмо турецкому султану Магомету IV: «Свиняча ты морда, кобыляча срака, кусача собака, нехрещеный лоб, мать твою …. Не будешь ты и свиней христианских пасти. Теперь кончаемо, ибо числа не знаемо, календаря не маемо, а день такой как и у Вас, за что поцелуй в сраку нас! Ну почему преданный Самойловичу значит, и русскому царю! Ведь Иван Дмитриевич всегда безжалостно истреблял пособников бусурман. А тут взял и отправил «подлую вражину» к гетману Самойловичу. Не иначе, как Провидение вознамерилось убедиться: насколько же низко и подло ещё способна упасть душа Мазепы. Здесь, на Левобережье, происходит ещё одно, почти невероятное, во всяком случае, трудно объяснимое - именно Мазепу, как уже своё доверенное лицо, Самойлович посылает в Москву для переговоров.
Бобринского в МИД от 26 мая 1913 года о ситуации в Галиции писали: Имя… Мазепы в Галиции, как и в нашей Малороссии , у крестьян служит синонимом негодяя или христопродавца... Скоропадского, П. Скоропадский , мог стать гетманом ещё в 1909 году , к 200-летней годовщине Полтавской битвы, но отказался. В воспоминаниях Скоропадский-«второй» писал, что в его доме «висел между гетманами портрет Мазепы, столь ненавистный всякому русскому ; в доме ему не поклонялись, как это делают теперь украинцы , видя в нём символ самостийности, а молчаливо относились с симпатиями, причём только возмущались, что до сих пор в соборах Великим постом Мазепу предавали анафеме ».
Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию.
Мазепа: тайна происхождения, подлинные причины предательства и бесславное окончание жизни
Он занимал ответственные посты и принимал участие в важных военных компаниях. В 1687 году Мазепа при непосредственной поддержке князя Голицына стал гетманом левобережной Украины. Этот период характеризовался постепенным укреплением влияния Мазепы в регионе, а его внутренняя политика была направлена на усиление казацкой старшины и создание гетманской власти как основы государства. Период гетманства Мазепы был насыщен внутренними и внешними проблемами. Он стал свидетелем начала Северной войны — конфликта, который разразился в 1700 году между Россией и Швецией. В это время Российское царство стремилось укрепить своё влияние на украинских казаков и ослабить автономию Войска Запорожского. Мазепа стал фигурой, стоявшей перед сложным выбором между поддержкой Москвы и стремлением сохранить украинскую независимость. Предательство Мазепы Бурные события Северной войны и сложные взаимоотношения с Московией привели к тому, что Мазепа принимает рискованное решение стать союзником шведского короля и переходит на сторону Карла XII. Его решение вызвало недовольство среди ряда союзников, так как оно подразумевало измену России, перед которой украинский гетман имел обязательства.
Напомним, что Правобережная Украина оставалась под властью Речи Посполитой — там ситуация складывалась по-другому. Предательство стало финальным актом жизни Мазепы. Оно не просто перечеркнуло позитивные моменты его гетманства и, в глазах многих современников, обрекло на погибель его душу согласно словам Христа «в чём застану, в том и сужу» , но и оказалось абсолютно бесплодным, в том числе с точки зрения гипотетического «освобождения Украины». Ещё Николай Костомаров — малоросс и украинофил — в 1882 году отмечал, что «и большинство Козаков, и весь малороссийский народ — всё пошло не за него [Мазепу], а против него... Народ инстинктивно почуял ложь в тех призраках свободы, которые ему выставляли. Он уже и прежде лучше самого Петра и его министров раскусил своего гетмана, считал его ляхом, готовым изменить царю с тем, чтобы отдать Украину в рабство Польше. Никакие уверения изменника, никакие лживые обвинения, рассылаемые им на московские власти, не переменили к нему народной антипатии. Народ инстинктивно видел, что его тянут в гибель, и не пошёл туда. Народ остался верен царю даже не из какой-либо привязанности, не из благоговейного чувства к монарху, а просто от того, что из двух зол надо было выбирать меньшее. Как бы ни тяжело было ему под гнётом московских властей, но он по опыту знал, что гнёт польских панов стал бы для него тяжелее». Итог показателен: военно-стратегический и политический результат мазепинщины оказался равен нулю. Ни поднять общенародное восстание против «москалей», ни даже нанести урон коммуникациям русской армии не удалось. Головкин писал послу в Дании князю В. Долгорукому: «…весь малороссийский народ обретаетца в верности к Его Царскому Величеству и ис тех мест, где шведы были, а имянно из Ромны и Прилук, все прислали присланных своих с объявлением верности своей». Исторические данные о Полтавской баталии свидетельствуют: участие казаков Мазепы в битве было минимальным. Современный исследователь Полтавской битвы и событий вокруг неё Владимир Артамонов отмечает: «Небольшая кучка добровольцев-запорожцев пошла вместе со шведской армией на штурм русских редутов. Остальные силы Мазепы 6—8 тыс. А вот казаки нового пророссийского гетмана Скоропадского принимали в Полтавской битве куда более активное участие. Не говоря уже о стихийной партизанской вой не на территории Украины, которая обескровила шведскую армию». После Полтавы в биографии Мазепы остаются только поспешное бегство между прочим, вместе со значительной частью богатств и бесславная смерть на чужбине. Как известно, турецкие власти отказались выдать Мазепу и его немногочисленных приспешников России.
Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были разгромлены русской армией. Влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны, где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков, которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана. Внешность Ивана Мазепы Сохранились описания внешности Ивана Мазепы, которые оставили в своих воспоминаниях его современники. Разговаривает рассудительно». Шведы считали, что Мазепа был очень похож на шведского генерала графа Эриха Дальберга: «Иван Мазепа — среднего роста, стройный; руки тонкие, длинные, белые; гордая голова с белыми пуклями; лицо бледное, гладкое и высокий лоб; глаза тёмные, глубокие, блестящие, пронзительные, быстрые, яркие; взгляд гордый, строгий, вдумчивый; уста тонкие; усы на польскую моду — длинные, обвислые». По распоряжению племянника Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там с большой пышностью похоронено в церкви Святого Георгия. Церковь и гробница были снесены в 1962 году. По просьбе гетмана Скоропадского, ссылавшегося на случаи насилия по отношению к малороссам со стороны великороссов, 11 марта 1710 года царь манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертною казнью за важные обиды. Венчались в 1668 году. В браке родилась дочь, которая умерла в детстве. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме «Полтава» названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту, поэтому венчаться они не могли. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Пушкина; «Мазепа» — поэма Байрона; «Мазепа» — исторический роман русского писателя Ф. Булгарина 1834 ; «Мазепа» — поэма немецкого автора Г. Штебина 1844 ; «Король степи» — немецкого автора А. Мая 1849 ; «Мазепа» — немецкого автора Т. Лейса 1850 ; «Мазепа или неприятели» — немецкого автора К. Костина 1855 ; «Битва под Полтавой» — немецкого автора К. Штарка 1855 ; «Мазепа» — драма немецкого писателя Р. Готтшала 1859 ; «Мазепа» — немецкого автора А. Мютцельбурга 1860 ; «Мазепа» — немецкого автора А. Зондермана 1860 ; «Мазепа» — польского автора Ю. Словацкого 1834 ; «Пан гетман Мазепа. Исторический роман» — польского автора Ф. Равиты — Гвронского; «Гетман Мазепа или борьба за корону» — польского автора Б. Курхана; «Мазепа и его посол» — шведского автора В. Фрича; «Мазепа в Молдове» — молдавского автора Г. Асаки; «Молодость Мазепы» — украинского автора М. Старицкого; «Мазепа» — поэма украинского автора В. Сосюры; «Батурин» — повесть украинского автора Б. Лепкого; «Мазепа, гетман украинский» — поэма украинского автора Степана Руданского; «Смутная пора» — историческая хроника, Николай Задонский. Матиаса 1876 ; «Мазепа» — этюд — галоп А. Кидана 1878 ; «Мазепа» — кантата О. Титова; «Мазепа» — незавершенный вокальный квартет С. Рахманинова 1890 ; «Мазепа» — опера Клеманс де Гранваль 1892.
Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. После свержения Самойловича на коломацкой раде в 1687 году Мазепа был избран гетманом. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана — город Батурин — становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета.