"Кроме того, у Ирана есть несколько способов доставки ядерного оружия, в том числе баллистические ракеты", напоминают эксперты. #история #политика #иранРазбираемся, когда Иран сможет заполучить ядерное оружие, и что для этого ему необходимо сделать.
Американские эксперты сообщили, что Иран может создать ядерную бомбу за неделю
В 2017 году, Иран начал испытания ракет семейства «Хоррамшахр», после того, как купил технологию жидкотопливного двигателя у Северной Кореи. Ракеты «Хоррамшахр» включая «Хейбар» являются аналогом баллистических северокорейских ракет «Хвасон-10». Эта стратегическая ракета способна нести боеголовку в 1,5 тонн с дальностью поражения цели в 2000 км. Ракета «Хейбар» является модификацией «Хоррамшахр-4» и обладает дальностью в 2,5 тысячи км, системой наведения на среднем участке полета и способна корректировать траекторию вне атмосферы, что делает её незаметной к РЭБ противника. Однако он имеет широкую номенклатуру обычных истребителей производства разных стран, на которых возможно размещение авиационных бомб или крылатых ракет с ядерным зарядом. Потенциальным носителем авиационной бомбы или крылатой ракеты «воздух-земля» в ВВС Ирана, может выступать иранский многоцелевой сверхзвуковой одноместный истребитель HESA Saeqeh, который поступил на вооружение в 2007 году. Самолет способен нести на борту крылатую высокоточную ракету «Meshkat». Эта ракета является иранской модификацией советско-российской стратегической крылатой ракеты Х-55 и имеет дальность до 2 тысяч километров. Морские носители ядерной триады Ирана могут быть как фрегатами, так и и подводными лодками. Есть мнение, что Иран проводит испытания, по размещению ядерных боеголовок на советско-российских подводных лодках типа «Варшавянка» «Палтус» , по аналогу с Израилем, который размещает стратегические боеголовки на дизель-электрических подводных лодках проекта «Дольфин».
Дизель-электрическая подводная лодка "Фатех" "Завоеватель". Три единицы дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка», Иран приобрёл у России в 1992-1997 годах. Эти субмарины способны нести противокорабельные крылатые ракеты большой дальности «Калибр». Однако, на вооружении Ирана нет ракет «Калибр».
Но, с другой стороны, если мы негативно оцениваем иранскую позицию, и предположим, что Исламская Республика Иран не стремится возродить Договор о ядерной безопасности, означает ли это, что Тегеран нацелен получение атомной бомбы? И наконец, если Иран действительно дойдет до стадии, когда он будет очень близок к моменту получения атомного оружия, как это может отразиться на текущей геополитической ситуации, в которой между Западом и Россией уже образовался глубокий разрыв из-за украинского кризиса.
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо разобраться в ситуации. Не будет преувеличением сказать, что сегодня, когда речь идет о провале СВПД, найдется мало экспертов на Западе, которые сказали бы, что 8 мая 2018 г. После выхода одного из участников этого международного формата и возврата санкций со стороны Соединенных Штатов он действительно стал очень хрупким и неэффективным. С другой стороны, большинство международных экспертов в оценке потенциала развития иранской ядерной программы учитывают тот факт, что по соглашению СВПД от 2015 г. Так не может продолжаться до бесконечности, но пока происходит именно нарушение Тегераном условий ядерной сделки при молчаливом согласии основных гарантов переговорного процесса. Не секрет, что официальные лица Ирана, даже на самом высоком уровне, такие как лидер и президент, подчеркивают, что добиваются уничтожения Израиля.
Такие откровенные, но словесные угрозы Тегерана[5] становятся серьезными поводами для проведения диверсионных операций, атак беспилотников по ядерным объектам Ирана или для убийства иранских ученых-ядерщиков. Исламская Республика Иран может иметь идеологическую мотивацию для приобретения ядерного оружия, тем не менее в текущей ситуации у нее нет для этого политических целей.
Вот беда-то… «Гегемон» получит еще одну публичную «оплеуху» после Афганистана и перестанет быть бесспорным лидером и авторитетом.
А может быть, это не так уж и плохо? Во-вторых, этот американский аналитик сетует, что обладание Тегераном ядерного оружия приведет к усилению его влияния в регионе и появлению у него чувства «эйфории», поскольку ядерный арсенал — это серьезнейший фактор сдерживания потенциальной внешней агрессии. И вновь зададимся вопросом, а так ли это плохо, если в мире станет на одну по-настоящему суверенную державу больше?
Тем более, державу, которая является геополитическим противником Соединенных Штатов. Враг моего врага - мой друг, разве нет? В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной инфраструктуры в Сирии.
Если от этого внешняя политика Тель-Авива в отношении своих соседей станет менее агрессивной, так ли это плохо? Непонятно, почему данная проблематика всегда рассматривается исключительно с израилецентричных позиций? Что, евреи какие-то особенные, а иранцы уже не люди что ли?
Какое вообще дело до национальных интересов Израиля, например, России? Это ведь, на минуточку, главный союзник США в регионе Ближнего Востока, который постоянно бомбит нашего собственного союзника в лице Сирии.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Удар по Ирану: причастны США и «ещё одна страна»
Почему Иран обязан иметь ядерное оружие » АПН - Агентство Политических Новостей | И Иран, будучи экзистенциальным врагом Израиля, в конечном счёте может применить против него ядерное оружие. |
Уран и Иран: что будут делать Израиль и США, если у Тегерана появится ядерное оружие | У Ирана есть ядерная программа с момента основания государства в 1980-х, из-за этого с 1990-х страна подвержена экономическим санкциям. |
«Ядерный клуб»: 9 стран с атомным (ядерным) оружием в 2022 году | На столе есть все варианты, чтобы не дать Ирану получить ядерное оружие". |
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Тогда как расходы Тель-Авива достигают 24,4 миллиарда долларов в год. Если отношения двух стран накалятся и дело дойдёт до продолжения ударов, а затем и вооружённого конфликта, можно с уверенностью говорить, что в итоге пострадает весь мир. Сравнение населения и кадрового резерва армий Израиля и Ирана. Израиль, несмотря на свою боеспособность, не смог справиться с сетевой террористической организацией ХАМАС. У Ирана есть прокси-силы — та же самая "Хезболла" и йеменские хуситы, которые помогали Тегерану в нанесении ударов по Израилю. Тут большую роль играют собственные военно-промышленные комплексы, способные выдержать интенсивные боевые действия, — полагает военный эксперт Алексей Леонков.
Эксперт напоминает, что Иран располагает развитым ВПК, который выпускает достаточно серьёзные виды вооружения. В субботней атаке на Израиль две трети боеприпасов, которые летели через две страны в Израиль, состояли из устаревших комплексов. Они выполняли отвлекающую роль, чтобы гиперзвуковые комплексы Ирана достигли своих целей. Так, Тегеран выполнил поставленные задачи, не нанеся ущерба гражданскому населению. Сравнение танков, пушек армий Израиля и Ирана.
Информация сразу же взволновала Израиль и Соединённые Штаты. Это немного ниже показателей, необходимых для создания ядерного оружия. В ответ на обвинения официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди заявил, что СМИ, которые публикуют подобную информацию, искажают факты. Существование частиц с высокой степенью обогащения является естественным явлением в каждом процессе обогащения.
В статье Bloomberg отмечается, что даже в том случае, если объяснение Камальванди правдиво, сам факт обнаружения высокообогащённого урана подчёркивает опасность решения Ирана о его производстве. Ядерный потенциал Считается, что для создания ядерного оружия нужно соблюсти ряд факторов.
Жизненную важность приобретут увеличение инвестиций в мониторинг и шпионаж за Ираном. Соединенные Штаты должны повысить свою способность отслеживать движение ядерных вооружений, материалов и отходов, удостоверяясь, поступили ли они из Ирана или какой-либо другой страны. Такая криминалистика крайне важна для определения ответственных за ядерные передачи и для поддержки любого акта возмездия США против Ирана, если он окажется виновным. Сдержать поддержку Тегераном террористических и диверсионных группировок третий категорический запрет, который должны наложить Соединенные Штаты будет трудно.
Подобного рода деятельность происходит втайне, и поэтому нелегко точно установить соучастников. Такие сложности делают приоритетным улучшение способности разведывательной системы США — как самостоятельно, так и совместно с зарубежными коллегами — отслеживать тайную деятельность Ирана. Энергичная дипломатия, смягчающая разногласия между Израилем и его соседями, подорвала бы усилия Ирана, направленные на то, чтобы воспользоваться недовольством в регионе. Дружные и настойчивые меры — дипломатические и экономические — по улучшению жизни палестинцев снизили бы для них притягательность Ирана. Вовлечение Сирии во всесторонний израильско-палестинский процесс мирного урегулирования не только ослабит связи Тегерана с Дамаском, но и затруднит для Ирана поставки оружия «Хезболле». Вашингтон должен стремиться и впредь ограничивать стратегический размах Ирана, укрепляя институциональный и военный потенциалы Афганистана и Ирака.
США следует заверить страны Персидского залива в своей приверженности к сохранению существующего баланса сил. Для этого потребуется расширять торговлю, усиливать аппараты безопасности и разведки этих государств, а также выработать более целостный подход к оборонному планированию в регионе. В то же время Соединенным Штатам нужно убедить правительства указанных стран, что подавление шиитских меньшинств играет на руку Тегерану. И, наконец, Вашингтон должен сделать все возможное для предотвращения вероятности получения ядерного оружия другими странами Ближнего Востока. США не могут больше закрывать на это глаза, как делали в отношении Пакистана в 1980-х гг. Тон и убедительность будут иметь значение.
Следует помнить, что вступление Ирана в «ядерный клуб» будет истолковано Израилем и арабскими государствами как недостаток политической воли и демонстрация ограниченности американской мощи. Вашингтон не может ставить под удар свою репутацию дальнейшими колебаниями либо сомнениями. Нерешительность Соединенных Штатов подорвет усилия и по сдерживанию Ирана, и по убеждению друзей и союзников США в регионе. Вашингтон должен побудить и другие крупные державы к сдерживанию иранской угрозы. Пять постоянных членов Совета Безопасности ООН инициировали многочисленные резолюции с требованиями к Ирану прекратить его ядерную деятельность и сотрудничать с Международным агентством по атомной энергии. В принципе они кровно заинтересованы в наказании Ирана, подписавшего в свое время ДНЯО, если он отступит от своего обещания остаться неядерной державой, данного много десятилетий тому назад.
Бездействие подорвет авторитет Совета Безопасности ООН, а вместе с тем и статус стран, которые являются его постоянными членами. Необходимо добиться от Европы, чтобы для обеспечения свободного перемещения транспорта через Персидский залив были предоставлены войска и военные суда. Россия должна прекратить ядерное сотрудничество с Ираном и продажу ему обычных вооружений. От Китая надо требовать сокращения инвестиций в иранскую энергетику, которые в значительной степени способствуют раздуванию воинственности Ирана. Соединенным Штатам придется взять на себя основную тяжесть решения задачи по сдерживанию ядерного Тегерана, но любая согласованная стратегия требует не только региональной поддержки, но и международного оформления. Не менее важно определить, чтЧ Вашингтону не следует делать для сдерживания Ирана.
Если Иран получит ядерную бомбу, США могут поддаться соблазну отреагировать на это существенным расширением американского военного присутствия на Ближнем Востоке. Однако в регионе уже достаточно сил Соединенных Штатов, и их увеличение не повысит способность Вашингтона удержать Иран от ядерного или обычного нападения, но может сыграть на руку Тегерану, пробудив антиамериканские настроения и вызвав гражданские беспорядки в зоне Персидского залива. Вашингтон может также поддаться соблазну попытаться еще больше подорвать экономику Ирана, применив всеобъемлющие экономические санкции эта идея пользуется значительной поддержкой на Капитолии. Но такие меры в конечном счете нанесут ущерб только бесправным иранским гражданам именно потому лидеры оппозиции энергично возражали против санкций. Более дальновидным представляется ужесточение действующего экспортного контроля, дабы препятствовать доступу ядерной и оборонной отраслей Ирана к технологиям двойного назначения, и усиление целевых санкций против иранского руководства и предприятий, контролируемых Революционной гвардией. Вашингтон должен настаивать — как внутри, так и вне ООН — на за-прете поездок иранских лидеров и на мерах по отказу, например, в доступе к рынкам капитала.
Он должен также найти способы штрафовать иностранные компании, которые инвестируют в обветшалую нефтяную отрасль Ирана. Умные санкции такого рода могли бы наказать иранских лидеров, но пощадить рядовых граждан, которые не имеют права голоса по поводу действий режима. Соединенным Штатам следует воздержаться от значительного расширения номенклатуры вооружений, продаваемых странам Персидского залива, которые смотрят на США как на военного гаранта и своего основного поставщика оружия. До определенной степени объемы продаж оружия придется увеличить: арабские правительства будут рассматривать такие продажи как осязаемый знак прочной приверженности Вашингтона к их защите. Если он проявит сдержанность, эти правительства начнут искать оружие в ином месте. С другой стороны, если распахнуть настежь ворота арсенала, это не укрепит гарантии безопасности покупателей и может существенно дестабилизировать обстановку в регионе.
Умная политика Соединенных Штатов по продаже оружия должна сосредоточиться на предложении таких систем вооружений, которые предназначены для сдерживания или отражения нападения Ирана. Речь идет, например, о системах противоракетной защиты и системах управления и наведения, которые могли бы заранее оповестить о действиях Тегерана. Наконец, Вашингтону следует воздержаться от заключения каких-либо договоров о взаимной безопасности с арабскими странами Ближневосточного региона. Израиль, чьи отношения с Ираном в корне отличаются от отношений с любой другой региональной державой, — особый случай. Такие меры мало способствуют укреплению сдерживания, но могут его подорвать. Многие члены Сената США, который должен ратифицировать любой союзнический договор, поставят вопрос, следует ли Соединенным Штатам еще теснее связывать себя с авторитарными режимами, которые многие американцы считают одиозными.
Усилия по созданию формальных альянсов могут также заставить Иран поверить в то, что любая страна, не включенная в такие соглашения, является законной мишенью для устрашения либо атаки. Вашингтону следует остерегаться повторения ситуации 1950 г. Вместо этого правительству США нужно поощрять формирование сети региональных альянсов, которые выстроят арабские страны в более сплоченную оборонительную группировку. Эту сеть можно организовать по образцу Организации ближневосточного договора позднее — Организация центрального договора. Такой механизм существовал с 1955 г. Альянс такого рода обеспечил бы все преимущества обязательств по региональному сдерживанию, но не подвергал бы Соединенные Штаты и их союзников сложностям, связанным с заключением формальных двусторонних или многосторонних договоров безопасности.
Международное сообщество не должно ослаблять усилия по созданию препятствий движению Тегерана в этом направлении. Но, учитывая, что муллам, по-видимому, безразличны выгоды сотрудничества, США должны уже сейчас обдумать, что делать, если Ирану действительно удастся заполучить атомную бомбу. Сдерживание не является ни идеальной, ни абсолютно надежной политикой. Будет трудно помешать Тегерану поддерживать ХАМАС и «Хезболлу», как и препятствовать его содействию террористическим группировкам и подрывной деятельности в регионе. Необходимость завоевывать благосклонность арабских диктатур, вероятно, вызовет у Вашингтона искушение отложить в долгий ящик призывы к проведению внутренних политических реформ в этих странах. Хотя подобные реформы, облегчив участь местного шиитского меньшинства, которое в противном случае может поддаться влиянию Ирана, ослабили бы его способность вмешиваться в дела этих государств.
Чтобы сохранить поддержку великих держав при нажиме на Тегеран, возможно, придется закрыть глаза на предосудительное поведение китайцев и русских в других вопросах. Сдерживание не заменит собой применение силы. Напротив, его успех будет зависеть именно от готовности Соединенных Штатов использовать силу или угрожать ее использовать, если Иран пересечет «красную черту». Нажим без готовности наказывать за нарушения — это рецепт краха, а также путь к появлению на геополитической сцене более жестокого и опасного Ближнего Востока. Сдерживание могло бы помочь США выгадать время, чтобы убедить иранский правящий класс в том, что ревизионистская игра, в которую играл Тегеран, просто не стоит свеч. Таким образом, одновременно с противодействием Вашингтон должен быть готов воспользоваться тем, что расчеты Ирана могут измениться.
Чтобы подтолкнуть его в правильном направлении, Соединенные Штаты должны сигнализировать о том, что стремятся создать на Ближнем Востоке такой порядок, который будет мирным и устойчивым. США останутся частью структуры безопасности этого региона в обозримом будущем, но им не обязательно сохранять антагонизм по отношению к Тегерану.
Израиль готовится нанести превентивный удар по объектам ядерной программы Исламской Республики. Что это, политический торг? Прежде чем рассуждать на эту тему, давайте зададимся вопросом, а что вообще произойдет, если Иран действительно в конечном итоге обзаведется своим ядерным арсеналом? Если почитать либеральную отечественную или зарубежную прессу, то создается впечатление, что после этого произойдет чуть ли не апокалипсис, и всем будет плохо. Но так ли это на самом деле? Соберем в кучу основные доводы противников военной составляющей иранской ядерной программы. Наиболее ярко эти тезисы приведены в публикациях Рэя Такея, соавтора книги «Прагматичная сверхдержава: победа в холодной войне на Ближнем Востоке».
Итак, каковы же «ужасные последствия» получения Тегераном ядерного оружия, и главное, есть ли нам, россиянам, до этого дело? Во-первых, это будет крупнейшее дипломатическое и имиджевое поражения Вашингтона. Не можем удержаться от цитирования господина Такея: Появление ядерного Ирана, располагающего даже не ядерным арсеналом, а только материалами и инфраструктурой, необходимыми для срочного изготовления атомной бомбы, будет истолковано как крупное дипломатическое поражение США. Друзья и недруги станут открыто оспаривать способность и решимость Соединенных Штатов определять ход событий на Ближнем Востоке. Друзья дистанцируются от Вашингтона, вызов его политике со стороны недругов станет более агрессивным.
Ядерные державы мира на 2024 год, список стран имеющих ядерное оружие
После Исламской революции 1979 года и свержения шаха новое правительство Ирана отказалось от программы мирного атома, в результате страну покинули не только иностранные специалисты, но и большое число иранцев, участвовавших в ядерном проекте. Однако через несколько лет руководство Ирана возобновило реализацию ядерной программы. В Исфахане при помощи Китая был создан учебно-исследовательский центр с исследовательским реактором на тяжелой воде, была продолжена добыча урановой руды. Одновременно Иран вел переговоры о закупке технологий обогащения урана и производства тяжелой воды с компаниями Швейцарии и ФРГ. Иранские физики посещали Национальный институт ядерной физики и физики высоких энергий в Амстердаме и ядерный центр «Петтен» в Нидерландах. В 1995 году Россия подписала соглашение с Ираном о достройке первого блока АЭС в Бушере, работы по которому начались в 1998 году. Тучи над возрожденной ядерной программой Ирана начали сгущаться уже во втором десятилетии XXI века. Четырнадцатого января 2013 года группа американских ученых обнародовала отчет, в котором утверждалось, что к середине 2014 года у Ирана будет достаточно обогащенного урана для производства одной или нескольких ядерных бомб. В документе указывалось на необходимость усиления режима антииранских санкций со стороны Соединенных Штатов, прежде чем «будет достигнута точка невозврата».
В ответ на это западные страны должны были пошагово снимать с Ирана санкции. Однако оттепель оказалась недолгой. В ночь на 1 февраля 2018 года в пригороде Тегерана «Моссад» обнаружил и захватил архив документов по ядерной программе Ирана объёмом более 100 тысяч документов. В них говорилось, что целью иранского ядерного проекта является создание пяти ядерных боеголовок с зарядом мощностью десять килотонн. Для их доставки к цели должен был использоваться ракетный комплекс «Шахаб». Россия, Китай и «евротройка» осудили действия Соединенных Штатов. Израиль заявил, что в Тегеране обнаружен склад с 300 тоннами ядерного оборудования и материалов.
Тегеран они также призвали не создавать помех судоходству на Ближнем Востоке. Проблема ядерной программы Ирана, у которого официально нет ядерного оружия, обострилась после выхода США из ядерной сделки в 2017 году. Тегеран в 2015 году согласился на сделку, пообещав в обмен на поэтапную отмену западных санкций сворачивать ядерную программу.
Вчера все с тревогой ожидали обращения президента США Дональда Трампа к нации в связи с иранским ударом по американским военным базам в Ираке. Трамп не стал объявлять войну Ирану, но пообещал еще более ужесточить санкции в отношении ИРИ и потребовал от международных посредников выйти из иранской ядерной сделки, поклявшись, что "Тегеран не получит ядерного оружия". Как бы события не развивались дальше, одно мы знаем почти наверняка: убийство могущественного военного командира в прошлую пятницу - только начало кровопролития. Командующий силами специального назначения "Кудс" Корпуса стражей исламской революции Касем Сулеймани считался вторым наиболее влиятельным человеком в Иране после верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Трамп хотел его смерти в отместку за гибель американских войск в Ираке.
Он уточнил, что от таких «взрывных инициатив» пострадают вся концепция глобальной безопасности и, разумеется, сами конфликтующие стороны. Ведь в ядерной войне нет победителей. Freepik Ситуация вокруг Израиля и Палестины напоминает противостояние глобальных игроков на ближневосточном направлении, заметил Самонкин. Причем с израильской стороны выступают крупнейшие политические силы Запада со своими интересами. Они хотят продемонстрировать свою военно-политическую мощь, показав, что Америка по-прежнему остается великой и к ее мнению всем необходимо прислушиваться», — отметил собеседник «360». По мнению Самонкина, все высказывания о возможности ядерной войны между США и Ираном и очередное финансирование боевых действий не на территории своего государства — просто красивые лозунги Белого дома, но они ничего не решают. Все-таки существуют некие договоренности по поводу неперехода за красную линию. Вот обвинить Палестину в попытке создания ядерного или химического оружия и применения его в секторе Газа — это любимый шаг американцев при поддержке Израиля. Но остановить кровопролитие смогут только миротворческие силы тех стран, которые выступают за полное соблюдение международного права. Если будет такая надобность, то Россия готова помочь.
Ядерная сделка Израиля и саудитов изменит Ближний Восток
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не зафиксировало признаков наличия у Ирана ядерного оружия, сказал гендиректор организации Рафаэль Гросси. У Ирана есть прокси-силы — та же самая "Хезболла" и йеменские хуситы, которые помогали Тегерану в нанесении ударов по Израилю. "[Западные страны] хотят приписывать Ирану атаку с использованием ядерного оружия, которого у него нет.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
По мнению эксперта по Ирану Симы Шайн из израильского Института по изучению национальной безопасности, уже в течение недели у Тегерана появится достаточно урана для производства атомной бомбы. Как полагает она, новость об этом может спровоцировать гонку вооружений в регионе. Между тем накануне западные СМИ сообщили , что США тайно разместили ракеты, которые способные вывести из строя электронику ядерных объектов Ирана.
Наличие у Тегерана атомной бомбы создаст нестабильную ситуацию, когда у обеих сторон будет стимул ударить первыми: у Ирана — чтобы не утратить свой арсенал, а у Израиля — чтобы не дать Тегерану его использовать. Расчеты израильского правительства относительно Ирана будут зависеть от оценки готовности и способности США его сдерживать. Целый ряд факторов станет влиять на принятие решений Израилем: давняя поддержка Соединенными Штатами, сомнения в их лидерстве после того, как Вашингтон не сможет помешать Тегерану приобрести ядерное оружие, а также реакция Белого дома на превращение Ирана в ядерную державу. Еще одна опасность, с которой придется бороться, — это ядерное распространение на Ближнем Востоке.
Соперники Ирана в регионе могут попытаться его догнать. Однако, как показывает история, государства приобретают ядерное оружие по причинам, выходящим за пределы простой ответной реакции; многие воздерживаются даже после того, как ядерным оружием обзаводятся их враги. Погоня Китая за обладанием атомной бомбой в 1960-х гг. Хотя у Израиля более 200 единиц ядерного оружия, никто из его соседей даже Египет, который начал и проиграл четыре войны против Израиля, либо такие региональные державы, как Саудовская Аравия или Турция не пошел по его стопам. Иранская ядерная бомба может изменить эти расчеты. В докладе американского Национального совета по разведке за 2008 г.
А программы ядерной энергетики способны служить фундаментом для того, чтобы взять курс на приобретение атомного оружия. У многих отсутствует инфраструктура для разработки собственных ядерных боезарядов и ракет, необходимых для их доставки. Египет и Турция могут спасовать перед лицом расходов на создание ядерного арсенала. По знаменитому выражению бывшего лидера Пакистана Зульфикара Али Бхутто, пакистанцы были готовы «есть траву» ради привилегии вступления в «ядерный клуб», но на это готовы не все. И помимо соображений стоимости, претендентам на членство в «ядерном клубе» понадобятся годы для развития собственного ядерного потенциала. Им надо будет построить реакторы, получить ядерное топливо, освоить технологии обогащения и обработки и создать боезаряды и средства их доставки.
Пока они пытаются, у Соединенных Штатов и других государств будет масса возможностей повысить цену распространения ядерного оружия. В самом деле, в отличие от Ирана интересы экономики и безопасности Египта, Саудовской Аравии и Турции связаны с США и мировой экономикой, а разработка ядерных вооружений подвергнет эти интересы риску. Египет может потерять 1,5 млрд долларов экономической и военной помощи, которые ежегодно получает от Вашингтона, Саудовская Аравия утратит безопасность, которую безусловно гарантируют американцы, а Турция рискует членством в НАТО. Учитывая обширные инвестиции и деловые связи в Соединенных Штатах и Европе, все три страны куда уязвимее Ирана для любых экономических санкций, которые вводит или может ввести американское законодательство против распространителей ядерного оружия. Государства, стремящиеся заполучить ядерные вооружения, могут попробовать обойти технологические и политические барьеры, покупая оружие, а не создавая его. Негласная закупка Саудовской Аравией баллистических ракет средней дальности у Китая в 1980-х гг.
Пять признанных ядерных держав и Индия вряд ли будут торговать ядерным оружием, но Пакистан и Северная Корея — это другое дело. В прошлом обе страны подстрекали к ядерному распространению, а у Пакистана налажены тесные связи с мусульманскими государствами. Однако за продажу полного комплекта ядерных вооружений придется заплатить высокую политическую цену. Исламабад может потерять международную помощь Соединенных Штатов, которые повернутся к более тесному сотрудничеству с Индией — смертельным врагом Пакистана. Северная Корея поставит под угрозу получение китайской экономической помощи, необходимой нынешнему режиму, чтобы оставаться у власти. Если бы покупателю удалось-таки найти продавца, то пришлось бы избегать превентивного удара Израиля, каковой вероятен, если о продаже станет известно до того, как оружие будет активировано, а затем столкнуться с неизбежными негативными международными политическими и экономическими последствиями.
В 1988 г. Саудовской Аравии удалось избежать крупного разлада с Вашингтоном по поводу сделки на покупку ракет у Китая только после подписания ДНЯО. Более того, любой стране, купившей ядерное оружие, придется волноваться о том, сработает ли оно на самом деле; в глобальной политике, как и в быту, вполне возможно жульничество. Таким образом, приобретение ядерного оружия может поставить государство в наихудшее из возможных положений — обладать бесполезным оружием, которое только провоцирует атаки извне. Если соседи Ирана решат отказаться от попыток получить ядерное оружие, они могут использовать противоположный подход и пойти на уступки Тегерану. Проще всего ввести в соблазн такие малые государства, как Бахрейн и Кувейт, которые находятся в тревожной близости к Ирану и в которых преобладает шиитское население.
Такой сдвиг в сторону Тегерана повредит интересам Соединенных Штатов в регионе. Но пока правительства этих стран убеждены, что Вашингтон гарантирует их безопасность, они не пойдут на уступки Ирану. Реализация подобной стратегии будет означать отказ от американской помощи и сдачу на милость Тегерана. В отсутствие внешних гарантий безопасности Иран сможет без помех вести в указанных странах подрывную деятельность, которую те намеревались предотвратить своими уступками. Хотя оснащение Ирана ядерным оружием, возможно, не положит конец усилиям по предотвращению появления ядерного оружия в других частях мира, оно, несомненно, нанесет удар по режиму нераспространения, продемонстрировав, что великие державы не способны или не желают идти на согласованные действия для прекращения распространения. С другой стороны, большинство стран соблюдают ДНЯО, потому что у них есть для этого убедительные внутренние причины.
Либо они не чувствуют угрозу со стороны ядерной державы, либо их защищает «ядерный зонтик» другого государства, либо у них отсутствуют финансовые или технологические средства создания атомной бомбы. Успех Тегерана в разработке ядерного оружия не изменит эти расчеты. А также не помешает Вашингтону продолжить усилия по укреплению Инициативы по безопасности в области распространения возглавляемая США многонациональная программа действий по прекращению незаконной торговли оружием массового уничтожения, которая была выдвинута администрацией Джорджа Буша , положить конец дальнейшему производству расщепляющихся материалов и иным образом затруднить распространение ядерных технологий. Появление у Ирана ядерной бомбы могло бы привести Ближний Восток к катастрофическим последствиям. Но у Вашингтона сохранятся значительные возможности повлиять на реакцию соседей Ирана на его новый статус и сдержать эту реакцию. Имеет значение, успокоят ли США Израиль или раздуют его страхи.
Имеет значение, будет ли Вашингтон противостоять региональным усилиям по распространению ядерного оружия или закроет на них глаза, как в случае Пакистана в 1980-х гг. Чтобы предотвратить кошмарный сценарий, Соединенным Штатам придется тщательно продумать, как максимально усилить рычаги своего влияния в регионе. Но это и противник, который признаёт ограниченность собственных возможностей, хочет сохранить власть и действует в окружении настороженных соседей. Получение им ядерной бомбы либо потенциала для ее изготовления вовсе не обязательно изменит Ближний Восток — по крайней мере, не изменит, если США будут уверенно и грамотно использовать слабости Ирана. Любую стратегию сдерживания Ирана следует начать с признания того, что эти меры должны отличаться от сдерживания Советского Союза. Иран представляет собой угрозу другого характера.
В первые годы холодной войны разработчики политики Соединенных Штатов стремились защитить страны-единомышленницы от советского вторжения, которое навязало бы им коммунистическое правление, или от повсеместных экономических неурядиц, которые могли бы привести к захвату власти коммунистами изнутри. Стратегия сдерживания Ирана должна отражать реалии сегодняшнего дня. Иран не стремится нападать на соседей, а его идеологический призыв не основан на посулах экономической справедливости. Он хочет утвердить себя как доминирующую державу в регионе, сохранив при этом политический контроль внутри страны. Краеугольным камнем курса США на сдерживание ядерного Ирана должно стать устрашение. Успех отнюдь не гарантирован.
Политика устрашения может потерпеть крах, как было во время Карибского кризиса 1962 г. Ревизионистские цели Ирана и паранойя по поводу американской мощи, казалось бы, чреваты особыми трудностями для сдерживания этой страны. Такой вывод напрашивается сам собой, но он ошибочен, поскольку представляет историю противостояния Соединенных Штатов и формирующихся ядерных держав в более мягком свете, чем это происходило на самом деле. В начале холодной войны Вашингтон практически не рассматривал Советский Союз как державу статус-кво. В 1960-х гг. Мао хвастался: хотя ядерная война может убить половину населения земного шара, она будет означать, что «империализм будет стёрт с лица земли и весь мир станет социалистическим».
Сегодняшний вызов для разработчиков стратегии Соединенных Штатов по устрашению Ирана состоит в том, чтобы недвусмысленно определить, какое именно поведение они стремятся сдержать и что готовы для этого сделать. Когда Вашингтон публично представляет подход к сдерживанию ядерного Ирана, он должен прямо заявить: «нет» началу военных действий с применением обычных вооружений против других стран, «нет» использованию или передаче ядерных вооружений, «нет» активизации поддержки террористов либо подрывной деятельности.
Вполне ожидаемо, что в ближайшее время оппозиционно настроенные группы иранской диаспоры удвоят усилия для того, чтобы заблокировать откат администрации президента США к умеренной политике на иранском направлении. Остается вопрос, насколько окупит себя курс на продолжение прямых силовых акций. Более половины респондентов в то же время отметили, что еврейское государство должно ответить на требования своих союзников. Более трети респондентов поддерживают вариант с силовыми акциями по нейтрализации ядерной инфраструктуры Ирана.
Однако любая из перечисленных альтернатив может вывести ирано-израильскую конфронтацию на другой, более жесткий уровень, где будет меньше символики, но больше ущерба — как материально-технического, так и политического. Неслучайно в эти дни Иран предпринял большие усилия, чтобы по разным каналам связи направить западным странам свое послание о необходимости поставить точку в обменах ударами. В противном случае еврейское государство ждет нападение, последствия которого компенсировать невозможно, цитирует иранское агентство ИСНА суть сообщения, которые было доведено до швейцарского посла в Тегеране. На днях в израильской газете «Маарив» появились данные, что иранский обстрел 13 апреля достиг комплекса в Димоне, где находится израильский ядерный реактор — слабо защищенное и уязвимое, по словам его создателей, место. А это означает, что ирано-израильский конфликт, который приобрел прямой и открытый характер, вполне может получить и ядерное измерение.
Они очень медленные, поэтому без проблем сбиваются еще на подлете силами авиации. И будет ли отвечать в принципе? В числе аргументов против — стремление успокоить ситуацию, не допустить обвинений в отношении Израиля в том, что мы нагнетаем обстановку. В отражении иранской атаки участвовали американские, французские, британские и иорданские военно-воздушные и частично военно-морские силы — и все эти страны сейчас выражают пожелания, чтобы никаких ответный действий Израиль не предпринимал, чтобы не было нового витка обострения. Для Израиля такая международная поддержка очень важна, и отвергать ее с политической точки зрения было бы неразумно.
Плюс ночные события показали, что у Ирана, по сути, нет возможности нанести нам какой-либо серьезный ущерб. А это может послужить дополнительным и очень серьезным аргументом в отношении той же «Хезболлы» — может быть, появятся шансы, что она уступит в переговорном процессе и отойдет на те позиции, которые были ей определены резолюцией ООН 1707. С этой же точки зрения иранская атака — а вернее, отсутствие каких бы то ни было ее результатов — может повлиять и на ХАМАС, а также способствовать укреплению отношений с другими арабскими странами, как с той же Иорданией, которая активно помогала сбивать иранские ракеты и БПЛА. Каковы аргументы «за»? Но поймите — любые решения в плане того, отвечать нам или нет, принимают, по сути, четыре человека: премьер-министр, министр обороны и еще два министра.
Ядерная сделка Израиля и саудитов изменит Ближний Восток
И Иран, будучи экзистенциальным врагом Израиля, в конечном счёте может применить против него ядерное оружие. Иран приступил к обогащению урана до 60% на иранском ядерном объекте в Фордо с использованием каскада центрифуг IR-6. У Ирана есть прокси-силы — та же самая "Хезболла" и йеменские хуситы, которые помогали Тегерану в нанесении ударов по Израилю. У Ирана есть ядерная программа с момента основания государства в 1980-х, из-за этого с 1990-х страна подвержена экономическим санкциям. Когда президентами Ирана были Али Акбар Хашеми Рафсанджани и Сейед Мохаммад Хатами, там видели в ядерном оружии инструмент сдерживания, в том числе США и режима Саддама Хусейна.
«Ядерный клуб»: 9 стран с атомным (ядерным) оружием в 2022 году
Иран продолжает наращивать атомный потенциал, и возможность создать ядерное оружие появится у него в течение пары лет. То есть все удары будут наноситься с максимально возможной дистанции, без захода в зону поражения средств противоракетной обороны Ирана. Политолог Самонкин объяснил, почему США не станут использовать ядерное оружие. Если это случится, главному атомному «смотрителю», а, фактически — миру, вообще ничего не будет известно о ядерном статусе Ирана и его реальных возможностях в области создания атомного оружия. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не зафиксировало признаков наличия у Ирана ядерного оружия, сказал гендиректор организации Рафаэль Гросси. Иранская ядерная программа, комплекс научно-производственных мероприятий по развитию атомной энергетики в Иране.
Мы спросили двух военных экспертов, что случилось бы будь у Ирана ядерное оружие.
Эрдоган — политик, его заявления всегда позволяли параллельную игру. Все понимают, что приезд официальных лиц из Ирана — пока слишком. Пока что Раиси говорит по телефону с Путиным, обсуждают — как не допустить эскалации и прекратить конфликт. Иранцы в каждом заявлении повторяют — то, что делает израиль, это авантюра. Слово авантюра повторяется так часто, что понятно — Иран не хочет продолжения, сводя все к тому, что иметь дело с Израилем — это несерьезно. Эрдоган не упустил случая перед приездом Хании объявить: мы знаем, кто виноват во всей напряженности в регионе, это Израиль, который ведет очень опасную политику и добивается уничтожения именно мусульманского мира. Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Те, кто месяцами молчал по поводу агрессивной политики Израиля, немедленно бросились осуждать ответ Ирана. Однако в первую очередь следует осудить и проклясть самого Нетаньяху».
Сама встреча Эрдогана с лидером ХАМАС, как и встреча главы турецкой разведки с хамасовцами, означает простое — Турция не просто отдельный игрок в регионе, Эрдоган не просто не упускает случая напомнить, что он защищает всех мусульман, он тоже может ждать, он тоже может помнить о нападении израильского спецназа на судно «Мави Мармара», которое везло гуманитарный груз в сектор Газа. В игру включаются все. Настоящая большая война между Ираном и Израилем — это война двух региональных суперсил, считающих друг друга религиозными фанатиками, готовыми идти до конца за свою правду. То есть они играли против того, кого считали угрозой, а потом начали играть друг против друга. И повторение Нетаньяху, что Израиль ударит по иранским ядерным объектам — то обещание, исполнения которого сейчас боятся все.
Довольно пространную статью Радзиховского можно условно поделить на четыре части, которые насыщенны «перлами». Обо всём по порядку. Сначала автор статьи занимается вопросом, какие мотивы движут иранским руководством, стремясь создать ядерное оружие, и тут же касается как прагматической, так и моральной стороны вопроса. Начнем с политического прагматизма.
Радзиховский отвергает версию о том, что ядерное оружие Ирану нужно для самообороны. Если бы Радзиховский стал утверждать, что раз ЯО Ирану нужно не для самообороны, то для нападения например, на Израиль , тогда я бы не стал писать эту критику — настолько очевидной была бы нелепость вывода автора статьи. Нет, Радзиховский рассуждает правильно, справедливо утверждая, что, напади Иран на Израиль с помощью ядерного оружия, он получил бы опустошительный ответ как со стороны Израиля, так и со стороны США. То есть в Иране должны обезуметь все руководители государства, чтобы принять решение атаковать Израиль первыми с помощью ЯО, а это маловероятно. Тем более, что в мире нет такого прецедента, кроме «демократической» бомбежки Японии в конце Второй мировой войны американцами — когда кроме как у американцев, ЯО ни у кого в мире не было. Интересен и верен также такой вывод: если «Иран получает ЯО, это означало бы отнюдь не просто «нарушение режима нераспространения ЯО», а две совсем другие вещи. Резкое падение политической капитализации Запада — что, собственно, и вызывает бурное слюноотделение у всех «друзей Ирана» во всем мире, в том числе в России. Еще более резкое повышение политической капитализации не только Ирана, но и всего радикального, агрессивного исламизма, признанным ядерным лидером которого автоматически становится Иран. Это тоже вызывает бурный восторг у агрессивных исламистов и...
Чудны дела твои, Господи»... Если игнорировать «милые шуточки» Радзиховского, а также расшифровать «агрессивный исламизм» как естественное стремление сотен миллионов мусульман во всем мире дать отпор американским попыткам монополизировать стратегический контроль над природными богатствами их стран и превратить мусульманский мир в одну гигантскую американскую военную базу, его выводы окажутся верны, а его околосионистское «слюноотделение», смешанное с нервозным потоотделением от того, что произойдет «резкое падение политической капитализации Запада» — объяснимым. Но дело в том, что такая перспектива не упраздняет того факта, что ядерное оружие — В ПЕРВУЮ очередь гарантия собственной безопасности для Ирана впрочем, как и для любой другой державы. Радзиховский это яро отвергает, приводя различные псевдоаргументы. Как спокойно спит масса стран — например, богатая нефтяная Венесуэла, которая ведет пиар-войну против США». Что сказать, разве не венесуэльского президента Чавеса пытались свергнуть обласканные Вашигтоном «прогрессивные» богатенькие венесуэльцы, защищая награбленное, а также продажная часть военных? Разве не у венесуэльской границы обустраивают американцы военную базу в Колумбии? Поди, и спит спокойно, ничего себе...
Итак, каковы же «ужасные последствия» получения Тегераном ядерного оружия, и главное, есть ли нам, россиянам, до этого дело? Во-первых, это будет крупнейшее дипломатическое и имиджевое поражения Вашингтона. Не можем удержаться от цитирования господина Такея: Появление ядерного Ирана, располагающего даже не ядерным арсеналом, а только материалами и инфраструктурой, необходимыми для срочного изготовления атомной бомбы, будет истолковано как крупное дипломатическое поражение США. Друзья и недруги станут открыто оспаривать способность и решимость Соединенных Штатов определять ход событий на Ближнем Востоке. Друзья дистанцируются от Вашингтона, вызов его политике со стороны недругов станет более агрессивным. Вот беда-то… «Гегемон» получит еще одну публичную «оплеуху» после Афганистана и перестанет быть бесспорным лидером и авторитетом. А может быть, это не так уж и плохо? Во-вторых, этот американский аналитик сетует, что обладание Тегераном ядерного оружия приведет к усилению его влияния в регионе и появлению у него чувства «эйфории», поскольку ядерный арсенал — это серьезнейший фактор сдерживания потенциальной внешней агрессии. И вновь зададимся вопросом, а так ли это плохо, если в мире станет на одну по-настоящему суверенную державу больше? Тем более, державу, которая является геополитическим противником Соединенных Штатов. Враг моего врага - мой друг, разве нет? В-третьих, появление у Ирана ядерной бомбы станет сдерживающим фактором для Израиля, печально знаменитого своими убийствами граждан Исламской Республики, задействованных в ее ядерной программе, и регулярными авиационными атаками по объектам иранской военной инфраструктуры в Сирии.
Такую информацию приводит газета Bild со ссылкой на экспертов. С заявлением об этом выступил глава Министерства иностранных дел исламской республики Хосейн Амир Абдоллахиян. Об этом со ссылкой на источники сообщает газета The Washington Post.
Тель-Авив готовит персам ядерный «Пурим»
Иран приступил к обогащению урана до 60% на иранском ядерном объекте в Фордо с использованием каскада центрифуг IR-6. Поэтому разобраться в тонкостях иранской общественной жизни и политики с точки зрения наших линейных и упрощенных представлений совершенно невозможно. Пойдет ли Израиль на новое обострение, применит ли свое ядерное оружие или ударит по иранским ядерным объектам (такой вариант в Тель-Авиве тоже рассматривают), а, возможно, стороны будут действовать в тех рамках, которые в спорте называют договорными матчами?