Дунайские походы святослава. «Дипломатические игры» вокруг дунайской болгарии. В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Дунайские походы Святослава. ИнтернетВ 1182 г. (по Лаврентьевской летописи — в 1184 г.) Всеволод Юрьевич выступил в поход на Волжскую Булгарию. Дунайские завоевания Святослава. В 967 году н. э. политика князя Святослава, которая была направлена на завоевание Хазарского каганата, изменилась. Дунайские походы святослава кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году.
К предыстории балканского похода русского князя Святослава
Второй поход Святослава в Болгарию, состоявшийся в 970 г. Болгары восстали против его власти и захватили город Преслав. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах. Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. древнерусские войска вновь захватывали города за Дунаем.
К предыстории балканского похода русского князя Святослава
В 1772 г. В этих условиях идея переброски войск через Чёрное море была забыта, а Ноульс отозван в Петербург. Основной задачей военно-речных сил стал контроль над устьем Дуная. Летом 1773 г. Однако этот поход стал весьма скоротечным из-за сильной течи, открывшейся на «Победославе Дунайском». Беспокоило командование флотилии и недостаточно сильное вооружение шхун на случай столкновения с морскими силами османов. После отмены Босфорской экспедиции внимание к развитию Дунайской военной флотилии быстро сошло на нет. Румянцев требовал, чтобы крупные суда флотилии как можно больше времени проводили в море, осуществляя поиски у побережья. В то же время ресурсов на ремонт и дооснащение шхун и галиотов явно не хватало. Большинство из них в дальнейшем вошли в состав Черноморского флота.
Деятельность Дунайской флотилии в 1771 — 1774 годах принято рассматривать как робкую, но важную пробу сил России на великой европейской реке. Но прошло каких-то 20 лет, и на Дунай вернулась воссозданная речная флотилия под командованием будущего основателя Одессы Иосифа Дерибаса. Она внесла весомый вклад в блистательную Нижне-Дунайскую операцию, венцом которой стал легендарный штурм Измаила. Ещё же через 100 лет дунайские порты стали важнейшим каналом торговли Российской империи, связали её с обширным Дунайским регионом. После этого русские уже никогда надолго не уходили с Дуная. Дунайские военные флотилии ярко себя проявили в ходе мировых войн. Советское Дунайское пароходство было ведущей судоходной кампанией своего времени, а порт Рени — крупнейшим речным портом в СССР. Российское государство продолжает сохранять своё присутствие на Дунае и сегодня. Эта международная межправительственная организация занимается управлением судоходством на крупнейшей реке Европы.
Так же как и Лев, Скилица, сообщает, что русскому походу в Болгарию, предшествовало посольство патрикия Калокира. Но отправку его он связывает не с византийско-болгарской войной, а с инспекционной поездкой Никифора Фоки к Болгарской границе, датированной июнем 967 г. Но Петр не подчинился и под разными предлогами уклонялся [от исполнения этого]. Тогда Никифор почтил достоинством патрикия Калокира, сына херсонского протевона, и отправил его к правителю Росии Свендославу, чтобы обещаниями даров и немалых почестей склонить его к нападению на болгар». Интересно, что в письме Никифора не слышно и намека на предшествующее военное противостояние Болгарии и Византии. Никифор фактически требует от Петра исполнения союзнических обязательств. Ответ болгарского царя донесла до нас Хроника Иоанна Зонары: когда болгары просили у Византии помощи против мадьяр, она осталась глуха, когда же Болгария заключила союз с венграми, чтобы обезопасить свои границы, Византия стремится их поссорить [44]. Суть соглашения между венграми и Болгарией состояла, по-видимому, в обязательстве Болгарии не препятствовать проходу венгерской конницы в границам империи. Говоря об «уклонении» Петра от исполнения византийских требований, Скилица, несомненно, имеет в виду новые венгерские набеги, и может быть вспоминает события весны 968 г.
О византийско-болгарской войне 966 г. Скилица нигде не упоминает. Зато приводит точную дату нападения руси на Болгарию: август 11-го индикта пятого года правления Никифора, то есть август 968 г. После рассказа о миссии Калокира, он сообщает о первом походе: «Росы повиновались; на пятом году царствования Никифора в августе месяце 11 индикта они напали на Болгарию, разорили многие города и села болгар, захватили обильную добычу и возвратились к себе». Второй поход Скилица датирует 969 г. Далее Скилица сообщает о разрыве русью договора с Никифором и измене Калокира [47]. А затем возвращается к русско-болгарским делам уже после смерти императора, случившейся, по данным хрониста, ночью 11 декабря 13-го индикта 969 6478 г. Поход Иоанна Цимисхия в Болгарию и основные военные действия этой войны относятся им ко второму году правления Цимисхия, то есть к весне - лету 971 года. Мнения ученых по поводу хронологии дунайских событий разделились.
Одна группа ученых, основывала свои выводы на летописи и косвенных указаниях Льва Диакона. Согласно этой точке зрения болгаро-византийский конфликт произошел зимой 965 — весной 966 года. Летом-осенью 966 — весной 967 г. Калокир достиг Киева, а осенью 967 года русское войско появилось на Дунае. Упоминаемый летописью уход Святослава на выручку Киеву, осажденному печенегами, имел место в 968 году. Второй поход продолжался с 969 по 971 г. На такой хронологии настаивают М. Дринов, М. Левченко, А.
Стоукс, А. Сахаров [48]. Наиболее подробно эту точку зрения аргументировал М. Ученый обращает внимание, что признание в качестве даты первого похода Руси августа 968 г. Непонятен, по М. Левченко, тогда и резкий поворот в политике Византии по отношению Болгарии, произошедший летом 968 г. Ведь, по сообщению Лиутпранда Кремонского, 29 июня 968 г. Такое изменение, считает М. Левченко, могло произойти только после нападения Руси на Болгарию, когда выяснилось, что русские имеют собственные цели и не желает считаться в византийскими директивами.
Наконец, заметил, исследователь, если поход начался в августе 968 г. Первое появление руси на Дунае относится к августу 968 года, а нападение печенегов и возвращение Святослава в Киев к весне-лету 969 г. К осени 969 года русские второй раз появляются в Болгарии. Златарского, Н. Благоева, Ф. Тихомирова, П. Карышковского, С. Иванова [50]. Карышковский вслед за М.
Сюзюмовым, отметил, что Лев Диакон, хотя и был, в отличие от Скилицы, современником описываемых событий, не был вполне самостоятельным писателем. Он использовал общее со Скилицей анонимное произведение X века предположительно «Историю рода Фок» , причем менее точно чем Скилица передавал содержание своего источника [51]. В распоряжении Скилицы был и второй, неизвестный Льву источник второй половины X века, автор которого был хорошо информирован, близок к высшим церковным кругам [52]. В нем события были датированы события точно, с указанием индикта и года правления императора.
Со времен внука Святослава - князя Ярослава Владимировича Мудрого жизнь представителя старшей дружины охраняла вира в 80 гривен серебра. Со своими мужами и боярами правитель держал «думу», то есть советовался по важнейшим внутренним и внешнеполитическим делам. В IX-XI вв.
Одновременно советы с дружиной и вече являлись способом налаживания социального компромисса в древнерусском обществе, который, в свою очередь, служил прочной опорой новорожденной государственной власти. В ранние века существования Руси связь князя с дружиной была очень прочной. Младшая дружина вообще жила подле князя, в его доме, кормилась из его рук, получала плату долей в военной добыче, дани, торговых прибылях, подарках князя. Мужи княжеские обладали собственными дружинниками. Помимо доходов, означенных выше, они могли получать право сбора дани в свою пользу с целых территорий. Это право соблюдалось во времена правления Ольги и Святослава и даже в первые годы после гибели Святослава, пока его сын Олег Древлянский не убил сына Свенельда Люта, посчитав, что охота Люта Свенельдича в древлянских лесах нарушает его права властителя всей Древлянской земли. Как мы уже сообщали, русские летописи говорят, что Святослав вырос среди дружины.
По древнему обычаю знатный мальчик княжич, сын «нарочитой чади» или княжеских мужей «превращался в мужчину» в 3 года. Именно в этом возрасте происходили «постриги», символический праздник, когда мальчику впервые подстригали волосы отрезали локон , переводили его с женской половины дома на мужскую, отец дарил сыну коня и детское оружие. Это оружие отличалась от настоящего только размером и весом. Княжескому сыну полагался еще и «кормилец», то есть воспитатель, которым чаще всего был кто-то из бояр отца. Но это мог быть и опытный преданный «отрок», член младшей дружины, который вполне мог оказаться и княжеским рабом. Но это, конечно, был не простой раб. Социальный статус его и должность могли быть очень высоки, а по смерти хозяина или совершеннолетии воспитанника он обретал полную свободу, оставаясь в ближайшем и знатнейшем окружении князя.
Непосредственным воспитанием Святослава занимался Асмуд, а жизнь мальчика окружал дружинный быт. При реконструкции облика княжеской дружины IX-XI вв. При первых русских князьях их личная дружина без призванных «из-за моря варягов», которых при Олеге, Игоре, Святославе, Владимире и Ярославе Мудром регулярно звали для того или иного похода; и без воинов-ополченцев, так называемых «воев» из свободных горожан и сельских жителей составляла от 200 до 500 человек. Большинство дружинников имело восточнославянское происхождение. Отечественные историки Л. Клейн, Г. Лебедев, В.
Назаренко на основании изучения курганного археологического материала заключили, что неславянские воины составляли в княжеской дружине Х в. Неславянский контингент составляли выходцы из скандинавских, финно-угорских, лето-литовских, тюркских, иранских этносов. Клейн Л. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения. Дружина была не только ядром войска князя. Дружинники выполняли также различные поручения, в том числе и хозяйственные при дворе князя и в его государстве. Они могли быть судьями, гонцами, сборщиками дани и т.
Верность князю, храбрость, воинское искусство и физическая сила, а также умение дать дельный совет князю - вот те добродетели, которые культивировались в дружинной среде. Однако если дружинник был свободным человеком, он мог оставить службу, уйти к другому князю. Дружинников-рабов это, конечно, не касалось. Пока имел большое международное значение торговый путь «Из варяг в греки», связавшей западноевропейские страны с Византией и другими странами развитого Востока, основное богатство древнерусской элиты проистекало из доходов от этой торговой артерии. Древнерусский купец - это, прежде всего, воин, который являясь торговым агентом киевского князя, приезжает в соответствии с русско-византийскими договорами 911 и 944 гг. Киевский князь контролировал всю торговлю по пути «Из варяг в греки». Он также выступал предводителем в походах на соседние страны.
В случае победы он награждал дружинников их долей в военной добыче. Киевский князь вел консолидацию восточнославянских земель и часть дани, налога собираемого князем в ходе полюдья, также оказывалась в собственности дружины. Иных доходов кроме военной добычи, даней, княжеских подарков и части торговых прибылей в Х в. Это случиться из-за открытия западными крестоносцами короткой морской дороги из Европы в Левант восточное побережье Средиземноморья , а также из-за «засоренности» враждебными Руси половцами нижнего течения Днепра. Судя по курганным захоронениям Х в. Несколько позже простую кольчугу стали укреплять чешуйчатой броней, расположенной сверху кольчуги. Лишь в конце XII в.
Руки и ноги дружинников прикрывали наручи и поножи. Они были сделаны из прочной кожи с металлическими чешуйками. В отличие от горшковидного скандинавского шлема на Руси был распространен конический шлем, широко известный и в восточных странах. Он заканчивался острым навершием. Постепенно к таким шлемам стали добавлять наносники и бармицу, кольчужную защиту, которая прикрывала шею, спускаясь на плечи. У варягов широко были распространены так называемые «личины» и «полуличины», закрывавшие лицо или его часть. Щиты древнерусских дружинников были двух форм - круглые и каплевидные.
Щиты изготавливались из дерева, но имели железную или кожаную окантовку. В центре щита находился «умбон», металлическая чаша. Она могла быть круглой или конической формы. Оружие воина зависело от того был ли он легковооруженным или тяжеловооруженным пехотинцем или всадником. Пеший легковооруженный дружинник имел лук, колчан со стрелами, 2-3 дротика «сулицы» , меч или топор и щит. Его тяжеловооруженный собрат владел щитом, копьем, мечом или топором. Всадники тоже были легковооруженные или тяжеловооруженные.
Легкая конница была вооружена луками и стрелами, щитами, боевыми топориками, мечами, а иногда саблями. Тяжелая - имела копья, щиты, мечи. Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев - боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков - саблю. Общий вес вооружения дружинника в Х в. Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях - «драконах».
Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола. Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках. Разгрузив корабль его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой. Обычно ладью перекатывали на бревнах или ставили на деревянные колеса.
Без текущего ремонта за один сезон «моноксил» мог пройти от 1500 до 2000 км. Он ходил под парусом и на веслах и бесусловно являлся лучшим европейским кораблем в IX-XI вв. Дружинники сражались пешими, но были и конные формирования дружины и варягов. Славянские «вои» из ополчения, собиравшегося помимо дружин для участия в больших походах, предпочитали биться пешими. Вои, в соответствии с выработанными еще в догосударственную эпоху военными традициями, соединялись в полки по племенам и наступали «скопом». Вои любили устраивать также засады. Военный строй у воев появился позже Х в.
Да и тактика дружинников в Х в. Ближний бой часто переходил в рукопашную схватку, где в ход шли уже и ножи и кулаки. Войско противника на Руси вплоть до XIV в. Словосочетание «ратный воин» означало вражеского воина. Очень часто сражение открывалось поединком лучших бойцов. В домонгольской Руси из называли «храбрами», слово «богатырь» монгольского происхождения и появилось в русском лексиконе в XIII в. У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба.
Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами. Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики. Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление.
Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20-22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины.
Неслучайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «... В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ем. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря.
Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговли - основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки».
Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 на Волге, в тюрских пределах, стране волжских булгар, хазар и буртасов, погибла рать князя Игоря. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем, были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства.
Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток.
Флот блокировал Дунай , сухопутное войско около 10 апреля [12] беспрепятственно перевалило через горные проходы и вышло к болгарской столице Преславу. Лев Диакон называет силы Цимисхия в 15 тыс. Скилица сообщает, что Цимисхий захватил перевалы с отрядом в 5 тыс. Крепостная стена Преслава. Несмотря на фактор неожиданности, русы «тавроскифы» успели выстроиться в боевой порядок, прикрывшись большими щитами до пят, и сами бросились на греков.
Бой был упорным без явного преимущества сторон, пока император не приказал гвардии «бессмертных» атаковать левый фланг русов. Не выдержав напора бронированной конницы, русы отошли в крепость. Скилица оценивает общую численность русов в 8500 воинов, а Лев Диакон в такое же число оценивает их потери в этом бою. На следующий день к грекам подтянули осадные орудия, и они пошли на приступ Преслава. По археологическим раскопкам высота стен крепости составляла около 3. Был захвачен болгарский царь Борис , которого император Цимисхий принял с подобающим почётом. Потеряв при штурме царского дворца до 150 воинов, греки подожгли его, выкуривая засевших там русов числом до 7—8 тыс. Те вынуждены были выйти на открытое место, где греки окружили их и почти всех перекололи.
Однако воевода Сфенкел с немногим числом воинов сумел уйти к Святославу. По сообщению Диакона «в этой битве погибло также множество мисян [болгар], сражавшихся на стороне врагов против ромеев». После празднования Пасхи византийское войско двинулось на Доростол , опорный город Святослава в Болгарии. Основная статья: Оборона Доростола Часть болгарских городов добровольно подчинилась грекам, другие отдавались на разграбление. Святослав, согласно византийским авторам, пытался подавить провизантийские настроения среди болгар террором: «Поняв по зрелом размышлении, что, если мисяне склонятся к ромеям, дела его закончатся плохо, он созвал около трехсот наиболее родовитых и влиятельных из их числа и с бесчеловечной дикостью расправился с ними — всех их он обезглавил, а многих других заключил в оковы и бросил в тюрьму. Силу Святослава Лев Диакон оценил в 60 тыс. Армии противников сошлись на поле в 12 км от Доростола. Сражение состоялось 23 апреля 971 года.
Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. На следующий день греки разбили укреплённый лагерь возле стен Доростола. Так началась осадная война, растянувшаяся на почти 3 месяца. Доростол представлял собой сильную крепость на правом берегу Дуная, которую греки не рисковали штурмовать, но только подвергали обстрелу из камнемётных орудий. Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году. Картина Г. В ходе осады русы часто делали вылазки против греков, в стычках гибли как знатные византийские военачальники Иоанн Куркуас [ источник не указан 1399 дней ], отличившийся ещё при разгроме флота князя Игоря в 941 , так и вожди русов Икмор и Сфенкел. В 20-х числах июня 2 тыс.
Скилица заметил, что «снимая доспехи с убитых варваров, ромеи находили между ними мёртвых женщин в мужской одежде, которые сражались вместе с мужчинами против ромеев. Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет. Июль 971 года [ править править код ] Иоанн Цимисхий с военачальниками.
«РУСЬ-ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА».
Поход Святослава на Дунай | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов | Походы князя Святослава на Волжскую Булгарию, хазар, племена Северного Кавказа и вятичей. |
Походы Святослава Игоревича в Болгарию — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ | Первый поход Святослава в Болгарию. Святослава не пришлось долго уговаривать. Его клич, пишет Лев Диакон, взбудоражил «все молодое поколение тавров. |
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - все походы - битвы, даты, войны - Кратко | Первый большой поход Святослав и пожалуй самая известная его победа пришлись на 964-65 год. |
«РУСЬ-ВОЗВРАЩЕНИЕ СВЯТОСЛАВА». | Первый большой поход Святослав и пожалуй самая известная его победа пришлись на 964-65 год. |
ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ | Дунайские походы Святослава Игоревича в Болгарию – две военных экспедиции русского князя в 967-968 и 969-970-х годах. |
Походы Святослава
Святослав: Русская земля и «империя» на Дунае | Последующие походы князя Святослава связаны с дунайской Болгарией. |
Политэкономия князя Святослава... / Алексей Волынец | Дунайские походы князя Святослава – история, которая овеяла его имя легендой. |
Поход Святослава на Дунай - Хронтайм | Дополнительно летописец сообщает, что между двумя дунайскими походами в 6476 (968) г. Святослав возвращался на Русь в помощь Киеву, осажденному печенегами[74]. |
Краткая история походов князя Святослава | история, которая овеяла его имя легендой. История Дунайских походов началась в 967 году. |
БАЛКАНСКИЕ ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА И ДИПЛОМАТИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ | Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 968—971 годах. В 967 или 968 году Святослав, по просьбе Византии, совершил набег на Болгарию, но скоро вернулся в Киев, осаждённый печенегами. |
Походы Святослава
Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами. Лев Диакон. По утверждению «Повести временных лет», Святослав занял 80 городов «по Дунаеви и седе княжа ту в Малом Переславце, емля дань на гръцех». В действительности киевский князь не помышлял о занятии всей Болгарии.
Он основал княжество на первом отвоеванном у болгар клочке земли. Переяславец ныне село стал его новой столицей лишь потому, что этот городок был крупнее всех остальных занятых им поселений в устье Дуная. Владения Святослава тянулись узкой полосой от Переяславца до Доростолла в низовьях Дуная. Летом 969 г. Святослав получил известие о том, что печенеги разбили свои кочевья у стен Киева, где находилась его семья. Ему пришлось спешно прервать балканскую кампанию и вернуться на Русь. Киевляне не скрывали негодования по поводу того, что их князь «ищет и блюдет» чужую землю, а свою губит.
Но Святослав отверг их упреки и объявил о своем решении покинуть Русь. Согласно летописи, он сказал матери и боярам: «не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунае». Имея в своем распоряжении киевское войско, Святослав добился в первой балканской кампании весьма скромных успехов. По возвращении на Балканы в 969 г. Кампания началась с поражения: «бысть сеча велика, и одоляху болъгаре». Святославу едва хватило сил, чтобы одолеть болгар. Тем не менее русы стразу вслед за тем развязали войну с более могущественной Византийской империей, и Святослав заговорил с греками языком ультиматумов.
Очевидно, в ходе войны произошел перелом. Объяснить его можно только тем, что на помощь Святославу прибыли крупные подкрепления. Киевский летописец с полной определенностью утверждал, что Святослав привел на Балканы 10 000 воинов. Тем не менее, при заключении мира у него, согласно византийским данным, осталось 22 000 воинов. Русское войско было заперто в Доростоле, где у императора было много соглядатаев. Русы неоднократно выходили из крепости и сражались с греками лицом к лицу.
Святослав прогоняет печенегов «в поле» и вновь собирается на Дунай. Печенежский эпизод 969 г. Во время осады Киева «людье оноя страны Днепра в лодьях» собираются на левобережье, и их воевода Претич решается на прорыв осады и спасение Ольги с княжичами «аще ли сего не створим, погубити ны имать Святослав» ПВЛ. Пришедшему на переговоры печенежскому хану Претич признается, что он не сам князь, но «мужь его, и пришел есмь в сторожех, и по мне идеть полк со князем». Хан заключает мир с Претичем, обмениваясь с ним дарами, но печенеги не снимают осады Киева, оставаясь на Лыбеди. Очевидно, что повествование о Претиче — вставка в летописный текст о печенежской осаде ПВЛ. В летописных сказаниях первые русские князья — только киевские князья, княжеский род русский «архонты росов» Константина Багрянородного упоминается лишь в договорах с греками. Соответственно, угроза Претича печенегам — о княжеском полке, идущим за «сторожами» воеводы, воспринималась исследователями как стремление напугать хана подходом самого Святослава. Между тем во вставке Претич говорит как раз о князе оной страны — черниговского Левобережья. Рыбаков 1949 и ниже, главу 5. Очевидно, этот князь был «под рукой» Святослава — иначе Претич не боялся бы киевского сюзерена; более того, левобережный воевода явно лукавил, ибо за ним не было княжого полка — этот полк должен был принимать участие в кампании на Балканах как в предшествующем поколении русского рода пресловутый «царь руси» — Хельгу Кембриджского документа должен был участвовать в походе Игоря на Царьград: ср. Голб, Прицак 1997. По летописи Святослав, стремящийся утвердиться в центре Европы, встречает оппозицию не стороны княжеского рода и воевод, а в лице горожан — киевлян, а затем новгородцев: это первое очевидное не «перекрывающееся» ритуализованными «деяниями», как это было в случае с Ольгой в летописи упоминание той позиции городов в отношениях с князьями, которая была характерна для всего начального периода русской истории. Святослав не мог просто оставить свой тыл, тем более что его мать Ольга умерла: он сажает в Киеве старшего сына Ярополка, а в непокорной — правобережной — древлянской земле Олега. Тогда и новгородцы требуют себе князя — туда отправляется малолетний как некогда сам Святослав Владимир. Святослав, князь, который более всех предшествующих правителей мог претендовать на «самовластие» в «своей» земле, должен был уряжаться уже не просто с племенами, а с городами. Вместе с тем без «ряда» с городами, как уже говорилось, княжеские общегосударственные предприятия были невозможны — в городах не только концентрировались средства и кормилась дружина, города сами поставляли свежие контингента для княжеского войска. За пределы этой системы, видимо, стремился выйти Святослав, утвердив Центр своей новой «империи» на Дунае. Лев Диакон VI.
Сити 1240 — взятие монголами Киева, Галицко-Волынской Руси, вторжение в Западную Европу 1240, 15 июля — Невская битва 1242, 5 апреля — Ледовое побоище 1252 — Неврюева рать 1257—1259 — создание на Руси системы баскачества. Восстания в Новгороде 1262 — восстания против золотоордынцев в городах Руси 1293 — Дюденева рать 1299 — перенесение кафедры митрополита из Киева во Владимир 1301 — присоединение Коломны к Московскому княжеству 1305, 1308, 1317 — войны Московского государства с Тверью 1326 — перенесение митрополии из Киева в Москву 1327 — восстание в Твери 1362—1363 — борьба Москвы и Нижнего Новгорода за ярлык на великое княжение 1377 — битва на р. Пьяне 1378 — битва на р.
Он заканчивался острым навершием. Постепенно к таким шлемам стали добавлять наносники и бармицу, кольчужную защиту, которая прикрывала шею, спускаясь на плечи. У варягов широко были распространены так называемые «личины» и «полуличины», закрывавшие лицо или его часть. Щиты древнерусских дружинников были двух форм — круглые и каплевидные. Щиты изготавливались из дерева, но имели железную или кожаную окантовку. В центре щита находился «умбон», металлическая чаша. Она могла быть круглой или конической формы. Оружие воина зависело от того, был ли он легковооруженным или тяжеловооруженным пехотинцем или всадником. Пеший легковооруженный дружинник имел лук, колчан со стрелами, 2—3 дротика «сулицы» , меч или топор и щит. Его тяжеловооруженный собрат владел щитом, копьем, мечом или топором. Всадники тоже были легковооруженные или тяжеловооруженные. Легкая конница была вооружена луками и стрелами, щитами, боевыми топориками, мечами, а иногда саблями. Тяжелая — имела копья, щиты, мечи. Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев — боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков — саблю. Общий вес вооружения дружинника в X в. Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях — «драконах». Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола. Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках. Разгрузив корабль, его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой. Обычно ладью перекатывали на бревнах или ставили на деревянные колеса. Без текущего ремонта за один сезон «моноксил» мог пройти от 1500 до 2000 км. Он ходил под парусом и на веслах и, безусловно, являлся лучшим европейским кораблем в IX—XI вв. Дружинники сражались пешими, но были и конные формирования дружины и варягов. Славянские «вои» из ополчения, собиравшегося, помимо дружин, для участия в больших походах, предпочитали биться пешими. Вои в соответствии с выработанными еще в догосударственную эпоху военными традициями соединялись в полки по племенам и наступали «скопом». Вои любили устраивать также засады. Военный строй у воев появился позже X в. Да и тактика дружинников в X в. Ближний бой часто переходил в рукопашную схватку, где в ход шли уже и ножи, и кулаки. Войско противника на Руси вплоть до XIV в. Словосочетание «ратный воин» означало «вражеский воин». Очень часто сражение открывалось поединком лучших бойцов. В домонгольской Руси их называли «храбрами», слово «богатырь» монгольского происхождения и появилось в русском лексиконе в XIII в. У поединка храбров был сакральный подтекст: гадали, на чьей стороне боги и судьба. Иногда поражение своего «храбра» вело к отказу от сражения, отступлению, а то и бегству целого войска. Но чаще такого не происходило, и в сражение вступали лучники. Они засыпали врага стрелами. Серьезного урона противнику от этого не было, но лучники раздражали врага и подбадривали своих. Когда стороны сближались, легковооруженные пешие воины метали дротики. Далее все устремлялись вперед, желая опрокинуть врага и обратить его в бегство. Именно в ходе бегства противника наблюдалось наибольшее его истребление. Более или менее строем наступали тяжеловооруженные пешие дружинники. Они строились в три и более ряда, смыкали щиты, выставляли вперед копья, образуя своеобразную «стену». Конники поддерживали пешую дружину. Могли наносить эффективные удары с флангов, еще более разрушительным оказывался удар конницы в конце битвы, когда противник ослабевал и был готов к отступлению. В ходе битвы отдельные дружинники стремились пробиться к предводителю «ратных», убить или ранить его, на худой конец опрокинуть стяг или другие символы врага. Памятник князю Святославу Все эти премудрости военной тактики и стратегии своего века к 20—22 годам в совершенстве познал князь Святослав. Судя по его действиям и речам, зафиксированным в исторических источниках, единственным мерилом его решений выступало мнение дружины. Не случайно на предложение матери княгини Ольги, принявшей христианство во время своего посещения Константинополя в 955 или 957 г. Одним из главных идеалов князя была слава беззаветно храброго воина, никогда не изменявшего дружинным традициям: «…и легко ходил, как пардус, — пишет о Святославе летописец, — собрал многих воинов. В походы не брал ни возов, ни котлов, не варил мяса, а тонко изрезав конину, зверину или говядину, запекал ее на углях и ел. Не имел шатра, спал на земле, подстелив потник и с седлом в головах. Такими же были все его воины. Отправляясь в поход, посылал сказать: «иду на вы! Тогда его мать Ольга двинула киевское войско против древлян, виновников гибели ее мужа князя Игоря. Полки встали в поле напротив друг друга. Четырехлетний Святослав Игоревич бросил в сторону противника дротик. Копье пролетело между ушей лошади и упало у ее ног. Главным геополитическим противником Руси в тот момент являлась Хазария. Вятичи, как мы узнаем из ПВЛ, и к 964 г. Однако хазары не готовы были так просто отказаться от прежнего обычая. Кроме того, они, являясь крупнейшим соперником Византии в торговых делах, мешали русско-византийской торговле — основе всех торговых предприятий Руси на пути «Из варяг в греки». Все это должно было толкать правителей Киевской Руси на войны с хазарами. Такие войны и шли с переменным успехом при Олеге и Игоре. Кстати, последнее до походов Святослава столкновение русов с хазарами оказалось неудачным. В 941 г. Как истинный сын своего времени, Святослав должен был помнить о священном долге мстителя за обиды отца. Историкам остается лишь гадать, какой резон — жажда мести или помысел о контроле над Великим Волжским торговым путем были важнее для Святослава при проработке им замысла удара по Хазарии. С военной стратегической точки зрения его план оказался примером совершенства. Святославу всегда будут присуще наступательные действия. Однако в 964 г. Он двинулся на северо-восток. Поднявшись по реке Десне, Святослав перетащил свои ладьи в верховья Оки и оказался в земле вятичей. Вятичи были воинственным союзом племен, при этом они являлись наиболее «первобытными» среди восточных славян. Придя некогда под предводительством легендарного Вятки с запада с земель, ставших в будущем Польшей , вятичи в непроходимых лесных дебрях с суровыми природно-климатическими условиями Волго-Окского междуречья потеряли навыки развитого земледелия. Вятичи стали жить, как и окрестные финно-угры, в основном промыслами: охотой, рыбной ловлей, собирательством. Они были не прочь напасть и ограбить оказавшихся в их владениях купцов и прочих заезжих путников. В свое время киевский князь Олег 880—912 принудил вятичей признать свое верховенство и обязал их платить Киеву дань. Однако сообразно родоплеменному менталитету вятичи на считали, что они часть Киевского государства. Они считали себя в личной зависимости от Олега, победителя их князей. Со смертью Олега они посчитали свои отношения с Киевом законченными, и киевскому князю Игорю 912—945 пришлось мечом убеждать их в обратном. Со смертью Игоря история повторилась. До 964 г. Это было частью той великой внутренней политики по консолидации вокруг Киева всех восточнославянских племен, которую начал еще Олег, основатель Древнерусского государства, а завершит один из самых ярких князей периода расцвета единой Руси — Владимир Красное Солнышко 980—1015. С точки зрения внешнеполитических намерений Святослава, воевать с Хазарским каганатом, оставив у себя в тылу непокорных и воинственных вятичей, данников, а, следовательно, и формальных союзников Хазарии, было рискованно. Многочисленные полки Святослава объявились в землях вятичей в 964 г. Обе стороны проявили дипломатические способности. Вятичи не отважились воевать. А склонный все решать мечом Святослав на этот раз пошел на переговоры. Он не стал требовать с вятичей дани, как делали его предшественники. Киевский князь просто дал понять вятичем, что его война с хазарами освобождает их на время или навсегда от необходимости платить дань хазарам, и вятичи пропустили дружины Святослава через свои владения. По Волге Святослав в 965 г. В ходе его тюркские народы, к которым относятся и хазары, создали обширный Тюркский каганат. Однако он оказался непрочным объединением, и в VII столетии в ходе распада его западной части сформировалось Хазарское государство. В это время хазары контролировали степные просторы Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. От хазар зависели со второй половины VII в. К началу X в. Волжская Булгария была достаточно автономна от Итиля. Булгары приняли ислам и стремились к союзу с извечными противниками Хазарии арабами. В 922 г. Состоявший при нем секретарем арабский ученый Ибн Фадлан оставил свои записки о Волжской Булгарии. В них находится знаменитый рассказ о похоронах на Волге знатного руса. Одни ученые видят в «русах» Ибн Фадлана описание восточнославянских воинов-купцов. Большинство же исследователей склонны считать «русов» Ибн Фадлана скандинавскими воинами-купцами, прибывшими для торга в Булгарию. К середине X в. Волжская Булгария была уже фактически независимым от хазар государством. Хазария и окрестные страны в X в. Еще одна часть тюркского кочевого народа булгар, союз племен во главе с ханом Аспарухом, еще в конце VII в. Здесь Аспарух, соединившись с южнославянскими племенами, вступил в борьбу за балканские территории с Византийской империей. Население было преимущественно кочевым и тюркским, но также имелись и индоевропейские племена, в частности ираноязычные аланы, которые в Доно-Донецком междуречье вели оседлый образ жизни. В ходе налаживания транзитной торговли возникли в Хазарии города, где, помимо торговли, стало развиваться ремесло, а в городских окрестностях процветало садоводство. Религией большинства хазар было и оставалось язычество. Хазары поклонялись многим богам, а главным их божеством являлся бог неба Тенгри. Главу государства — кагана — хазары ассоциировали с проявлением покровительства Тенгри на земле. Хазары считали, что истинный каган обладает особой жизненной силой, которая обеспечивает процветание всех хазар. При неудачах хазары могли решить, что их каган «неистинный», убить и сменить его. Такая трактовка кагана постепенно превратила его из реального правителя в бессильное в реальной политике сакральное полубожество, чья личная судьба зависела от состояния внутриполитических и внешнеполитических дел государства. Однако элита во главе с царем и сакральным главой государства — каганом — дважды меняла свои конфессиальные предпочтения. Как контролеры степных международных торговых путей хазары оказались конкурентами арабов. В 735 г. Каган и его приближенные ради мира приняли ненадолго ислам, который не получил распространения в массе населения Хазарии. Внутри Хазарии при организации транзитной торговли все большую роль играли купцы-иудеи, связанные с еврейской диаспорой по всему миру, что в немалой степени содействовало налаживанию каганатом своих международных торговых связей.
Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава
В первом походе в 967 году Святослав одержал победу над болгарским войском, занял восемьдесят городов на Дунае, а город Переяславец сделал своей резиденцией, собирая дань и желая создать огромное русско-болгарское государство. Второй дунайский поход Святослава 969-971 год стал открытым противодействием Руси и Византии. Отбыв для защиты осажденного печенегами Киева в 968 году, Святослав поставил на княжение в Киеве, Овруче и Новгороде своих сыновей, а сам вернулся на Дунай.
В 966 году конфликт Болгарии и Византии достиг своего пика, и император Никифор Фока повел свои войска против болгар. Он обещал ему Святославу за то доставить великие бесчисленные сокровища из казны государственной».
Версия Диакона предельно проста. Читателей пытались убедить, что Калокир подкупил варварского вождя, сделал его своим инструментом в своих руках, орудием борьбе с Болгарией, которая должна была стать плацдармом для более высокой цели — трона Византийской империи. Калокир мечтал, опираясь на русские мечи, захватить Константинополь и хотел отдать в уплату Святославу Болгарию. Эта версия, созданная официальным историографом византийского басилевса Василия II Болгаробойца, надолго вошла в историографию.
Однако уже позднее исследователи выразили явное недоверие версии Льва Диакона, обратив внимание на иные византийские и восточные источники. Выяснили, что многое Диакон не знал, или сознательно не упомянул, умолчал. Судя по всему, первоначально Калакир действовал в интересах Никифора Фоки. Однако после подлого убийства Никифора II Фоки — заговор возглавили супруга императора Феофано бывшая проститутка, сначала соблазнившая молодого наследника престола Романа, а затем его полководца Никифора Фоку и её любовник, боевой сподвижник Никифора, Иоанн Цимисхий, решил вступить в борьбу за престол.
К тому же есть данные, что русы помогая Никифору в борьбе с Болгарией, выполняли союзнический долг, союз был заключен ещё до правления Святослава. Русские войска уже помогали Никифору Фоке отбить у арабов остров Крит. Были ли Святослав простым орудием в большой игре? Скорее всего, нет.
Он явно разгадал замысел византийцев. Но, с другой стороны, предложение Константинополя как нельзя лучше соответствовало его собственным замыслам. Теперь русы могли, без военного противодействия Византийской империи, утвердиться на берегах Дуная, захватив один из важнейших торговых путей, который шел по этой великой европейской реке и приблизившись к важнейшим культурным и экономическим центрам Западной Европы. Одновременно взяв под усвою защиту уличей, которые жили в Подунавье.
К тому же Святослав видел, что Византия уже много лет пытается подчинить славянскую Болгарию. Это не отвечало стратегическим интересам Киева. Во-первых, общеславянское единство ещё не было забыто. Русы и болгары ещё совсем недавно молились одним богам, отмечали одни праздники, язык, обычаи и традиции были едины, с небольшими территориальными различиями.
Подобные же территориальные различия были и в землях восточных славян, скажем между кривичами и вятичами. Надо сказать, что даже через тысячу лет между русскими и болгарами чувствовалось родство, не зря Болгарию называли «16 советской республикой». Нельзя было отдавать братскую народность под власть чужаков. Святослав сам имел планы закрепиться на Дунае.
Болгария могла если не стать часть Русского государства, то, по крайней мере, снова быть дружественным государством. Во-вторых, утверждение Византии на берегах Дуная и усиление за счёт захваченной Болгарии, делало ромеев соседями Руси, что не обещало последней ничего хорошего. Отношения Византии и Болгарии складывались сложно. Византийские дипломаты держали в своих руках нити управления многими народами, но с болгарами такая политика раз за разом давала сбои.
Царь Симеон I Великий 864—927 , чудом вырвавшийся из «почетного» плена в Константинополе, сам повел наступление на империю. Симеон не раз громил имперские армии и планировал захватить Константинополь, создав свою империю. Однако захват Константинополя не состоялся, Симеон неожиданно скончался. Случилось «чудо», о котором так молились в Константинополе.
На трон взошел сын Симеона - Пётр I. Петр всячески поддерживал Церковь, одаривая церкви и монастыри землями и золотом. Этим вызвал распространение ереси, сторонники которой призывали к отказу от мирских благ богомильство. Кроткий и смиренный царь растерял большую часть болгарских территорий, не смог противостоять сербам и мадьярам.
Византия отправилась от поражений и возобновила экспансию. Руины города Преслав В то время, как Святослав воевал с хазарами, распространял русское влияние на земли Поволжья, Приазовье и Придонья, на Балканах назревали важные события. В Константинополе внимательно следили за тем, как Болгария ослабевала, и решили, что пришло время, когда её пора прибрать к своим рукам. В 965-966 гг.
Болгарские посольство, явившееся в Константинополь за данью, которую византийцы платили со времен побед Симеона, было с позором изгнано. Император приказал отхлестать болгарских послов по щекам и обозвал болгар бедным и гнусным народом. Эта дань была облечена в форму содержания византийской принцессы Марии, ставшей женой болгарского царя Петра. Мария скончалась в 963 году, и Византия смогла разорвать эту формальность.
В реальности это был повод для перехода в наступление. Константинополь в своих отношениях с Болгарией со времени смерти царя Симеона добился больших успехов. На престоле сидел кроткий и нерешительный царь, более занятый церковными делами, чем вопросами развития государства. Его окружало провизантийски настроенное боярство, старые соратники Симеона были отодвинуты от трона.
Византия позволяла себе в отношениях с Болгарией все больше диктата, активно вмешивалась во внутреннюю политику, поддерживала своих сторонников в болгарской столице. Страна вступила в период феодальной раздробленности. Развитие крупного боярского землевладения способствовало возникновению политического сепаратизма, приводило к обеднению народных масс. Выход из кризиса значительная часть боярства видела в укреплении связей с Византией, поддержке её внешней политике, усилении греческого экономического, культурного и церковного влияния.
Серьёзный поворот произошел и в отношениях с Русью. Прежние друзья, страны-братья, связанные давними родственными, культурными и экономическими узами, они не раз вместе выступали против Византийской империи. Теперь всё изменилось. Провизантийская партия в Болгарии с подозрением и ненавистью следила за успехами и усилением Руси.
В 940-е годы болгары с херсонесцами дважды предупреждали Константинополь о выступление русских войск. В Киеве это быстро заметили. Одновременно шел процесс усиления военной мощи Византии. Уже в последние годы правления императора Романа имперские армии, под началом талантливых полководцев, братьев Никифора и Льва Фоки, добились заметных успехов в борьбе с арабами.
В 961 году после семимесячной осады была захвачена столица критских арабов Хандан. В этом походе участвовал и союзный русский отряд. Византийский флот установил господство в Эгейском море. Лев Фока одерживал победы на Востоке.
Заняв престол Никифор Фока, суровый воин и аскетичный человек, продолжал целеустремленно формировать новую византийскую армию, ядром которой стали «рыцари»- катафрактарии от др. Для вооружения катафрактариев характерен прежде всего тяжёлый доспех, который защищал воина с ног до головы. Защитный доспех имели не только всадники, но и их лошади. Никифор Фока посвяти себя войне и отвоевал у арабов Кипр, теснил их в Малой Азии, готовясь к походу на Антиохию.
Успехи империи облегчались тем, что Арабский халифат вступил в полосу феодальной раздробленности, Болгария была под контролем Константинополя, Русь в правление Ольги также была замирена. В Константинополе решили, что пора завершить успех в Болгарии, нанести старому врагу окончательный решающий удар. Нельзя было дать ей возможность вырваться. Болгария ещё не была полностью сломлена.
И вот тут наступил момент расхождения целей императора Никифора Фоки и Святослава. Киевский князь решает обосноваться в Доростоле — наиболее крупном из захваченных городов. Кроме того этот город был церковной столицей — в нем находилась кафедра патриарха Болгарской автокефальной церкви. Как я уже говорил, такое решение Святослава вряд ли было спонтанным. По мнению ряда исследователей, мать Святослава, княгиня Ольга, была родом из Преславы, светской столицы Дунайской Болгарии и, возможно, имела отношение к царскому семейству Болгарии 4. Как бы там ни было, какая-то часть болгарского населения во время военных событий похода поддерживала Святослава, считая его меньшим злом, чем византийцев, возможно кто-то видел в нем законного претендента на царский трон Болгарии. Такой поворот событий, естественно, не устраивал Константинополь. К печенежским ханам отправляются эмиссары императора с дарами и посулами взамен за поход печенегов на Киев. Получив известие о приближении печенегов к Киеву, Святослав немедленно выдвигается с войсками обратно оставив гарнизоны в Доростоле и других городах по Дунаю.
Не сумев взять город, основная часть печенежских войск откочевала от города. Войска Святослава нанесли поражение оставшимся и преследовали отступивших печенегов до границ княжества.
Греческое население приморских городков и обилие здесь римско-византийских крепостей и крепостиц давало некоторое основание и империи заявлять свои претензии на эту стратегически важную область. Стотысячное русское население «острова» могло, подобно позднейшим донским казакам, стремиться к независимости, но в силу разных внешних событий оно неизбежно должно было колебаться между двумя родственными странами - Киевской Русью и Болгарией. Рыбаков Б. Государь не уклонился и, покрытый вызолоченными доспехами, подъехал верхом к берегу Истра, ведя за собою многочисленный отряд сверкавших золотом вооруженных всадников. Показался и Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос - признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами.
Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами. Лев Диакон. По утверждению «Повести временных лет», Святослав занял 80 городов «по Дунаеви и седе княжа ту в Малом Переславце, емля дань на гръцех». В действительности киевский князь не помышлял о занятии всей Болгарии. Он основал княжество на первом отвоеванном у болгар клочке земли. Переяславец ныне село стал его новой столицей лишь потому, что этот городок был крупнее всех остальных занятых им поселений в устье Дуная. Владения Святослава тянулись узкой полосой от Переяславца до Доростолла в низовьях Дуная. Летом 969 г.
Святослав получил известие о том, что печенеги разбили свои кочевья у стен Киева, где находилась его семья. Ему пришлось спешно прервать балканскую кампанию и вернуться на Русь. Киевляне не скрывали негодования по поводу того, что их князь «ищет и блюдет» чужую землю, а свою губит. Но Святослав отверг их упреки и объявил о своем решении покинуть Русь. Согласно летописи, он сказал матери и боярам: «не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунае». Имея в своем распоряжении киевское войско, Святослав добился в первой балканской кампании весьма скромных успехов. По возвращении на Балканы в 969 г. Кампания началась с поражения: «бысть сеча велика, и одоляху болъгаре». Святославу едва хватило сил, чтобы одолеть болгар. Тем не менее русы стразу вслед за тем развязали войну с более могущественной Византийской империей, и Святослав заговорил с греками языком ультиматумов.
3 июля 964 года- День Великой Русской Победы!
Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Главная» Новости» Поход святослава на волжскую булгарию. Новости. Знакомства. Князь Святослав организовал поход в земли вятичей, с целью принудить их к уплате дани. III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира.
Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год)
Походы князя Святослава на Волжскую Булгарию, хазар, племена Северного Кавказа и вятичей. Восточный поход Святослава, а впоследствии его балканские походы представляли собой результат острых противоречий, проявлявшихся в течение всего X в. в отношениях Руси с Хазарией, Византией, другими сопредельными странами. Дунайские походы Святослава Игоревича в Болгарию – две военных экспедиции русского князя в 967-968 и 969-970-х годах. 7. Восточные походы князя Святослава. 8. Дунайские походы князя Святослава. Итоги его княжения. Аннотация Лекция посвящена истории укрепления древнерусского государства в Х в., росту его внешнеполитической активности. Походы на хазар В 964г Святослав подчинил вятичей, победил Волжскую Булгарию, разгромил Хазарский каганат, подчинил ясов и касогов, захватил Белую Вежу (Саркел) и вернулся в Киев. Разумеется, Святослава нельзя рассматривать в роли византийского наёмника.
Дунайский поход
Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Второй дунайский поход князя Святослава датируется 969-971 годами. Дунайский поход Святослава: неудача, что ценней иных побед. Византийскому императору Никофору Фоке знатно досаждали венгры, регулярно грабившие его владения. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах.
Краткая история походов князя Святослава
Весной 970 г полководец Варда Склир сумел нанести поражение тридцатитысячному войску русов под Аркадиополем вблизи Царьграда. Русы отступили в Восточную Болгарию. Кочевники отхлынули от границ империи. Лишившись помощи печенегов и венгров, норманны заключили перемирие с греками. Император Иоанн потратил не менее года на то, чтобы покончить с мятежами и собрать силы для войны с норманнами.
Весной 971 г. Русы привыкли воевать в летние месяцы. Весеннее наступление греков застало их врасплох. Трехдневный штурм завершился падением Преслава 14 апреля 971 г.
Союзник русов царь Борис сдался в плен Цимисхию. Вскоре греки осадили Доростол с суши, а их флот блокировал крепость со стороны Дуная, отрезав русам пути к отступлению. В боях у стен Доростола русы пытались биться в конном строю, но, по свидетельству византийских очевидцев, это им плохо удавалось. Исход последнего боя решила атака императорской конницы, закованной в броню.
Русы понесли огромные потери. Вторжение киевского войска на Балканы причинило наибольший ущерб славянскому государству Болгарии. Болгары нашли случай отомстить недругам. Жители Переяславца предупредили печенегов о возвращении киевского войска на Русь, и те перенесли многочисленные кочевья к днепровским порогам.
Святослав не смог пройти пороги, и вынужден был укрыться в днепровских лиманах. Запасы продовольствия, полученные от греков, кончились, в войске начался голод. После трудной зимовки Святослав вновь попытался прорваться через пороги, но попал в засаду и погиб. Его войско было истреблено.
Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу для вина. Схема расположения сил под Доростолом в 971 году Лебедев К. Встреча Святослава с византийским императором Цимисхием на берегу Дуная Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс.
После двухдневной осады греки взяли Переяславец Преславу. Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблестный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей.
Радзивилловская летопись. Художник — Борис Чориков 1802—1866 Византийцы штурмуют Преслав. XII в. Мадридский Скилица.
Отправившись в земли древлян для отправления тризны по мужу, она приказала уничтожить свыше 5 тысячи человек. В 946 году дружина Ольги осадила столицу древлян город Икоростень. Не желая терпеть долгую осаду, княгиня приказала поймать кружившихся над городом птиц и привязать к их лапам дымящиеся головешки. Испуганные птицы бросились к своим гнездам, попутно поджигая все на своем пути. Пылающий город сдался, а древляне вновь покорились Древнерусскому государству. Местью древлянам Ольга не ограничилась. В период правления княгини Ольги были вновь обложены данью полюдьем Новгородские и Псковские земли. В правление княгини Ольги произошло введение системы погостов. На погосты были поделены все Новгородские земли, а для самих погостов установлены уроки — фиксированный размер подати. Погостом являлось место сбора дани. Здесь останавливались князь и его дружина во время поездок. На погост приходили торговать и везли подать плату князю за оборону рубежей или выкуп за освобождение от рабства. Погост стал важной территориальной единицей Киевской Руси. Со временем на погосте стали селиться люди, вокруг него построили селения, а на самом погосте воздвигли церковь. Новгородский погост. Северная Русь, Рерих Николай Чтобы избежать недовольства при сборе дани в пользу Киева, Ольга ввела «уроки» и «уставы» размер и время сбора дани , на каждом погосте был оставлен княжеский представитель — тиун. Правление княгини Ольги было довольно успешным. Суть правления княгини Ольги кратко можно свести к следующему: укрепление внутренних рубежей; установление новых и поддержание старых законов точный размер дани и время ее выплаты ; установление полюдья, образование погостов и уроков; поддержание связей с соседями. Годы правления княгини Ольги на Руси ознаменовались началом каменного строительства. Умная, смелая и для того времени хорошо образованная, именно Ольга первой из русских князей приняла христианство. Произошло это в 955 году. Христианство — единственное, что не ввела в свое правление Ольга, ее сын Святослав крещению противился. Ольга принимает крещение Внутренняя политика Святослава Официально править Святослав начал в 961 или 962 году. Внутренняя и внешняя политика Святослава немногим отличалась от проводимой его матерью. Внутренняя политика Святослава интересовала мало, большую часть жизни он провел в военных походах, предпочитая все внутренние дела поручать советникам и матери. Именно Ольга заключает торговые союзы и принимает послов. Время правления княгини Ольги мирное, историки склонны давать положительную оценку правлению княгини Ольги. В 957 году она пребывает в Царьград, а в 961 году уже в Киеве встречают послов германского императора. Целью посольства являлось укрепление отношений на почве скорого принятия Русью христианства. Но Святослав предпочел остаться язычником, и посольство потерпело неудачу. В правлении княгини Ольги внутренняя и внешняя политика только официально контролируется ее сыном. Князь Святослав Внешняя политика Святослава Основное направление внешней политики Святослава — захватнически-оборонительное. Правление Святослава началось с похода на хазар и вятичей, в дальнейшем он воевал с Византией и ходил за Дунай. В летописи рассказывается о том, что князь был сильным, умным и легким на подъем. За собой обозов груженные товарами и пищей повозки не возил, дружину держал в строгости, излишеств не терпел.
Затем, продолжая поход, Святослав вторгся в пределы Хазарского каганата. Его военные действия против этого государства продолжались с 965 по 967 год. За это время русские дружины захватили три самых крупных политических центра хазар: Итиль при устье Волги , Саркел на Дону и Семендер на Тереке. После этого удара хазарский каганат перестал существовать как отдельное государство. В ходе этого похода Святослав также разгромил племена ясов и касогов на северном Кавказе, и, как считают многие ученые, присоединил к Руси Таманский полуостров впоследствии Тмутараканское княжество. Дунайские походы Последующие походы князя Святослава связаны с дунайской Болгарией. Эта страна во второй половине X столетия имела значительные территориальные размеры на Балканском полуострове. Здесь она находилась в противостоянии с соседней Византийской империей, правители которой хотели присоединить эти болгарские земли, которые ранее принадлежали Византии. Поэтому они обратились в предложением к Святославу, чтобы он вторгся в дунайскую Болгарию. Он согласился и выступил в поход на запад в новые земли.
Поход князя Святослава в Болгарию (начало Болгарской войны, 968 год)
Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа. Походы на хазар В 964г Святослав подчинил вятичей, победил Волжскую Булгарию, разгромил Хазарский каганат, подчинил ясов и касогов, захватил Белую Вежу (Саркел) и вернулся в Киев. Поход на Дунай. Одна часть войска Святослава отплыла из Керченского пролива и, огибая Крымский полуостров, направилась к устью Дуная, другая спустилась в ладьях по Днепру и проследовала к месту встречи вдоль побережья Черного моря.