В 1656 году Рембрандт обанкротился, всё его имущество конфисковали, в том числе и картины, в том числе и «Данаю». На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены. В тот субботний день он дежурил по управлению, когда поступило сообщение о том, что в выставочном зале Эрмитажа приезжий из Прибалтики облил кислотой и порезал ножом картину Рембрандта "Даная". Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века атаковали трижды.
Оригинал, копия, подделка...
Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие
В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века атаковали трижды. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году.
Картина Рембрандта «Даная»: 30 лет после нападения вандала
"Даная" перенесла покушение вандала в 1985. Картина Рембрандта "Даная" (1636-1647), написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Искусство, Даная, Живопись, Картина, Рембрандт, Художник, Длиннопост. картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. Когда оригинальное полотно повредил вандал, сибирская копия помогла спасти шедевр.
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Шедевр кисти голландского художника Рембрандта, вдохновлённый древнегреческим мифом о прекрасной Данае — возлюбленной громовержца Зевса. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае.
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
История номер 1 Прояснить ситуацию помог рентген, сделанный в середине 20 века. Так была раскрыта первая история картины. В 1636 году картина была другой. Женщина и служанка находившаяся тогда по центру , смотрели вверх, на падающий золотой дождь. Даная прощалась с Зевсом, кисть её руки была направлена вниз это знак прощания.
И лицо Данаи было другим — лицом Саскии. Та картина была выдержана в стиле мифа. Однако, уже тогда, Амура Рембрандт написал плачущим и со скованным руками. Он-то знал, что Зевс уходит навсегда, что счастье так мимолётно.
Знал это и Рембрандт. В 1642 году Саския умерла. С этого времени всё в его жизни пошло не так, вплоть до самой смерти. В 1647 году Рембрандт решил изменить картину.
Что его побудило к этому? Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она.
Считается, что Рембрандт создал ее в период своего творческого расцвета и подарил Эрмитажу в знак признания их коллекции. Это дарственная картина полна символического значения и стала неотъемлемой частью музейной истории. Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. Она привлекает внимание многих искусствоведов, искусстволюбителей и туристов, сопровождающихся глубоким восхищением и интересом к творчеству великого художника.
Но с богами не поспоришь, и именно один из них — Зевс - проникает к Данае в виде золотого дождя, их встречу картина и изображает. В результате божественного посещения Даная родила сына Персея. Из истории картины: В 1985 сумасшедший вандал, посетивший Эрмитах , выплеснул из склянки серную кислоту на центр картины, а потом дважды ударил полотно ножом.
Вот почему нам в голову приходит иной, более современный сюжет этой картины: мать пришла будить молодую девушку Данаю, сообщая, что к ней пришёл некий Зевс. Девушка же, понимая, что не готова, сетует на то что, мол, зачем ты, мать, меня родила с такой попой? Лабутены лежат возле кровати и сохнут, а штаны так и не налезли.
Собственно, после долгих безуспешных попыток их натянуть девушка и уснула. Ангел в изголовье койки явно сопереживает страданиям Данаи… Надо сказать, что не только мы, но и сам художник очень вольно трактует канонический миф. При взгляде на рисунок складывается ощущение, будто в помещении отсутствует несколько стен.
А ведь Даная-то, по идее, была заточена в медном ящике, в подземелье, если что. Если присмотреться, то на левой руке у Данаи имеется кольцо. Возможно, она уже обречена, или, хуже того, замужем.
Современники даже высказывали предположения, что на полотне Рембрандта представлена вовсе не Даная, а Гнусавия, Пассифлора, Бахиль, Снусмумрия, Шмарра или какие-то другие женские мифологические персонажи. Чтобы развеять все сомнения, учёные подвергли картину рентгеновскому анализу. Благодаря рентгеноскопии удалось выяснить, что героиня больна туберкулёзом в начальной стадии, у служанки сломан нос, шалят клапаны сердца и имеется подозрение на ишемию.
УЗИ же чётко выявило пол будущего Персея. Старая подержанная средневековая картина, прямо скажем, не выдержала испытания. Многие эксперты считали, что шедевр надо выбросить.
Рембрандт «Даная» описание картины кратко. 1636-1643 гг.
Она отражает его уникальный стиль живописи, который сочетает глубокие эмоции и чувства с тщательной проработкой деталей и световых эффектов. Эта картина является одной из самых значимых работ Рембрандта и продолжает привлекать внимание любителей искусства со всего мира. Сегодня картина "Даная" Рембрандта находится в Эрмитаже и является одним из самых ценных экспонатов музея. Она привлекает множество туристов и любителей искусства, которые хотят увидеть этот шедевр своими глазами. Картина "Даная" - это не только произведение искусства, но и символ богатой истории и культуры, которая продолжает жить и вдохновлять нас до сих пор.
Выяснилось, что золотых монет на картине никогда не было, что ставит под сомнение — Даная ли изображена на картине? Но это не единственная загадка «Данаи». Картина хранит в себе… медицинскую тайну. Исследователи обнаружили, что изначально лицо Данаи было другим. Первоначально это было лицо любимой супруги Харменса Рембрандта, Саскии. А после было переписано в лицо няни сына Ребмрандта, Титуса.
Вероятно, это произошло после смерти Саскии, почившей, согласно официальной версии, в родах в 1642 году. В 2001 году испанский доктор Ж. Грау и его коллеги высказались о том, что на самом деле Саския умерла от рака груди. При исследовании картины, врачи обратили внимание на такие признаки, как асимметрия левой молочной железы и изменения подмышечной области. А подтверждением гипотезы послужили данные рентгеноскопии, выявившие - Рембрандт несколько раз перерисовывал эту область. Тому есть несколько объяснений: вероятно, он хотел скрыть на картине несовершенства груди любимой женщины или молочные железы Саскии, поражённые раком, изменялись во время создания «Данаи». Известно, что Рембранд начал писать картину в 1636 году. К сожалению, в XVII столетии рак молочной железы не оставлял женщинам шанс на выздоровление.
Огромная популярность пришла к нему сразу же после его первого показа широкой публике, состоявшегося осенью 1850 года в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Поток людей, желавших тогда взглянуть на «Девятый вал», не иссякал, многие ходили смотреть его по несколько раз. Радуга С 1860-х годов, манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, исповедовавшей жёсткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. Критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может. Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга».. Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его.
Если подойти очень близко к картине, как удалось это сделать нам, то можно увидеть на полотне печальные «шрамы». Воссоединяя формы воедино, реставраторы едва касались своими кистями, чтобы сохранить следы утрат. Это делается специально, чтобы при пристальном изучении каждый мог понять, где отреставрированное, а где нет. Через 12 лет кропотливого восстановленная картина снова появилась в Эрмитаже. На этот раз уже под бронированным стеклом. Но был и третий вариант спасти картину: это NFT. Говоря простым языком, это цифровой аналог документа, который подтверждает ваше право на какой-то объект. Это могут быть музыка, тексты, 3D-модели.
Тайны «Данаи» Рембрандта
Напомню вкратце, в чем тут дело. В основе лежит древнегреческая легенда, по которой царю Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. Царь не стал тихо ждать развития событий, а предпринял весьма энергичные действия — заключил единственную дочь в башню. Фрагмент: лицо женщины.
Ну и мы давайте перенесемся в чертоги царевны, посмотрим, как обстоят дела по версии Рембрандта. Даная окружена роскошью, соответствующей ею статусу. Рембрандт не поскупился на изображение богатых тканей — бархатная скатерть, нежнейшие простыни я так понимаю тонкого голландского полотна , шелковый полог, позолоченный альков.
Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки. Коварный мальчишка оплакивает целомудренность девушки. По легенде Данаю увидел Зевс, и был так очарован ее красотой, что решил проникнуть к ней в виде золотого дождя.
Выдумщик он конечно.
Связав Юпитера клятвой выполнить любую свою просьбу, Семела требует, чтобы тот принял облик бога. Молнии, предшествовавшие появлению бога-громовержца, испепеляют Семелу. Основание: отличная корреляция сюжета с композицией. Руки Амура закованы — аллегория любовной клятвы. Старуха — злобная Юнона в образе старой кормилицы. Главная героиня — Семела- в предвкушении чуда, которое обернётся её гибелью. Взгляды старухи и главной героини устремлены к свету, который в итоге окажется пылающим огнём.
Критика: отсутствие изобразительных аналогов сюжета 10. Вирсавия Сюжет: Царь Давид однажды увидел с балкона своего дворца купающуюся женщину. Узнав, что это Вирсавия, жена его военачальника Урии, он «послал слуг взять её , и она пришла к нему, и он спал с нею» 2 Цар. II, 4. Основание: Скованный и испуганный Амур — символ вынужденной любовной встречи Критика: гамма чувств на лице главной героини эрмитажной картины далека от страха и сомнения, старуха остаётся без интерпретации 11. И снова Даная Сочтя все прочие варианты интерпретаций недостаточными, Эрмитаж в лице хранителя коллекции и крупнейшего советского специалиста по голландской живописи Золотого века Юрия Кузнецова, остановился на традиционной версии сюжета, явлении Зевса Данае. Под этим названием картина и пришла в музей при Екатерине II в составе коллекции барона Кроза. Этой же версии придерживался и один из величайших искусствоведов двадцатого века Эрвин Панофский.
Он посвятил специальную статью образу скованного Амура над Данаей, который интерпретировал как символ её целомудрия по аналогии с «Данаей» Аннибале Карраччи.
Единого мнения, как всегда нет. Возможно, он переосмыслил сюжет, решил показать ещё выпуклее, насколько счастье мимолётно. Возможно, на его решение повлияла его тогдашняя связь с Гертье Диркс, по одной версии, во втором варианте изображена именно она. В некоторых описаниях картины, можно прочитать, что Рембрандт не любил приукрашивать жизнь, изображал людей такими, какие они есть. Что его Даная — женщина весьма не симпатичная...
Это ставит меня в тупик. Смотрю на эту картину и вижу, как раз красоту. Красота, прежде всего, в естественности: а Даная написана настолько искусно, что можно угадать её трепет перед долгожданной встречей. Рембрандт «Даная», фрагмент Как же эта картина отличается от картин, современных художников, изображающих нагое тело! Что не так сейчас с живописью, если, когда смотришь на, так называемое современное ню, и видишь, лишь пошлый соблазн и похоть? Нападение на картину При написании золотого дождя в первом варианте, а во втором — золотого света, Рембрандт добавлял в краску толченый янтарь.
Сейчас мы не можем увидеть подлинный свет картины. В 1985 году, в Эрмитаже, один из посетителей четыре раза плеснул на картину серную кислоту, после чего два раз порезал её ножом. Как выясниться потом, преступник сделал это по политическим мотивам. Только мотивы эти, в конченом счёте, ничего не стоят, если приводят к разрушению произведений искусства, вообще — к разрушениям... В 1997 году картину «Даная» закончили реставрировать. Благоприятным фактором для сохранения и возможности реставрации картины после нападения послужило то, что в ней было много слоёв краски и использован лак.
Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана.
Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами. Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю. Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная. Убедительно доказывается также, что моделью для изображения дочери царя Акрисия в первом варианте, написанном в 1636 году, была жена Рембрандта Саския. После ее смерти Рембрандт переделал это произведение, изобразив лицо другой женщины и внеся еще некоторые изменения. Кузнецов также доказал, что второй вариант картины выполнен не ранее чем через десять лет после первого - около 1646 года. Опершись на локоть левой руки, она протягивает правую руку ладонью вниз - это прощальный жест. Она еще не думает о том, что счастье уходит безвозвратно.
Но об этом напоминает видимый и на рентгеновском снимке плачущий амур со скованными руками. Примечательно, что он изображен просто как позолоченное украшение кровати - закреплен в этом положении навечно. Таким образом, Рембрандт подчеркивает, что счастье этой заживо погребенной женщины мимолетно, ее земные радости ушли в прошлое. Иначе говоря, и в первом варианте главным в картине было не торжество счастья, а скорбь о том, что оно преходяще и быстротечно.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру | Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. |
Картина Рембрандта "Даная" на реставрации | РИА Новости Медиабанк | В 1632 году Рембрандта прославила картина «Урок анатомии доктора Тульпа». |
Даная (картина Рембрандта) — Википедия | 13 октября 1997 г. Картина Рембрандта "Даная", вернувшаяся после реставрации и выставленная в залах Государственного Эрмитажа под охраной милиции. |
Тайны «Данаи» Рембрандта
Даная была дочерью Акрисия, царя Аргосского, который услышал от пророка, что его дочь родит сына, который станет его убийцей. В попытке избежать этой участи, Акрисий заключил Данаю в башне, но затем боги послали ей сон, в котором она увидела Зевса, превратившегося в золотой дождь. После этого Даная забеременела и родила Персея, который и убил своего деда. Рембрандт изобразил Данаю в момент, когда она принимает золотой дождь, который символизирует приход Зевса к ней. Эта сцена наполнена глубокими эмоциями и чувствами, которые художник передал через тщательно проработанные детали и яркие краски.
Говорят, что у нее уже не будет таких бедер, как раньше, потому что серная кислота и нож беспощадны. Несчастье случилось 15 июня 1985 года в «Эрмитаже». Житель Литвы вонзил «в тело» «Данаи» нож и плеснул на картину опасным химикатом, способным разъесть краски и само полотно. Спасать картину пришлось наспех, а реставрация длилась долго — целых 12 лет. Как пострадала «Даная» Вандалом, поднявшим руку на полотно Рембрандта, оказался 48-летний литовец. Он собирался поехать в столицу Россию, но из-за отсутствия билетов поменял маршрут и оказался в Ленинграде.
Музей он выбрал случайно. Главное — чтобы в нем хранились известные картины. Злоумышленнику удалось посреди бела дня изуродовать «Данаю» серной кислотой и ножевыми порезами. Правоохранительные органы также нашли у него аммоналовую шашку, что говорит о намерении совершить теракт.
Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу. Кораллы — застывшая кровь убитой горгоны. Большой интерес представляет фигура служанки.
Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью. Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт. Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение. Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа как и для многих других , произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника. Постепенно эта связь привела к желанию Гертье Диркс не просто занять место ушедшей жены, завладеть её драгоценностями, но и стереть её образ из памяти Рембрандта. Поддавшись её уговорам, он внёс немалые поправки в облик героини античного мифа. Настойчивость Диркс вышла ей боком. Решением суда она была отправлена на каторгу на 12 лет.
В связи с Данаей невозможно не упомянуть о трагическом происшествии, случившемся 15 июня 1985 года. Психически больной посетитель несколько раз плеснул в центр полотна серную кислоту и дважды ударил ножом. Длившаяся в течение 12 лет реставрация позволила вернуть шедевр поклонникам живописи.
Рембрандт изобразил Данаю в момент, когда она принимает золотой дождь, который символизирует приход Зевса к ней. Эта сцена наполнена глубокими эмоциями и чувствами, которые художник передал через тщательно проработанные детали и яркие краски. Мы видим на лице Данаи умиление и благоговение перед божественным явлением, а также некоторую степень тревоги и неопределенности. Одна из важных особенностей картины "Даная" - это ее световое решение.
Рембрандт использовал технику хиароскура, которая позволяет создать эффект глубины и объемности за счет контраста между светом и тенью.