Краткий чин елеосвящения, или соборования, совершается над больным ради его исцеления. Елеосвящение (Соборование) – одно из 7-ми церковных священнодействий, сущность которого превосходно выразил протоиерей Александр Гаврилов: «Для чего собороваться? Прошу глубокоуважаемое собрание внимательно рассмотреть предагаемую редакцию чина соборования, певаемого поскору, и указать редактору его ошибки и несуразности. При исполнении чина о болящих, Армянская Церковь акцентирует преимущественно веру и исповедь грехов, а не помазание.
Понятие краткого чина соборования и полный текст службы поскору
Чин соборования последование - фотоподборка | По окончании же сего больный, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держимь от своих си стоит, или седит. |
Соборование: какие грехи прощаются? - | Елеосвящение по православному чину должно совершать над верующими при их старости и дряхлости в тех лишь случаях, когда их постигает определенная тяжелая болезнь или тяжкое болезненное состояние. |
Чин елеосвящения полный текст
Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвящения, – другими словами-приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме. Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Как видно из слов апостола Иакова (5, 14 — 15), в Таинстве Елеосвящения посылается людям свыше два Божественных дара. Существует, например, чин краткого Соборования, утвержденный Священным Синодом на заседании 26 декабря 2012 г.
Понятие краткого чина соборования и полный текст службы поскору
Неделя сыропустная. Вечерня с чином прощения | И что означает слово "соборование"? Почему соборование осуществляется именно во время Великого поста? |
Please wait while your request is being verified... | По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. |
СОБОРОВАНИЕ. Кому нельзя. Как готовиться | иерей Владимир Панарин | Дзен | Чин Соборования Увеличить. Показать все фотографии. Канон Великий святого Андрея Критского. |
Последование елеосвящения над больными | По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. |
Беседы с батюшкой. Соборование | Краткий чин елеосвящения, или соборования, читается священнослужителем ради исцеления больного человека. |
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Аминь глаголю вам: отраднее будет Содомом и Гоморром в день судный, неже граду тому. И изшедше проповедаху, да покаются: и бесы многи изгоняху. И мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху. И ектения: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши помилуй. Господи, помилуй, трижды. Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении оставлении грехов раба Божия или: рабы Божией , имярек. О еже проститися ему или: ей всякому согрешению, вольному невольному, Господу помолимся. Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть, и всякую немощь таящуюся. Буди врач раба Твоего или: рабы Твоея имярек, воздвигни его или: ю от одра болезненнаго и от ложа озлобления цела и всесовершенна или: целу и всесовершенну , даруй или: ю его Церкви Твоей благоугождающа и творяща или: благоугождающу и творящу волю Твою. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.
И по молитве вземлет иерей стручец и, омочив и во святый елей, помазует болящаго крестообразно: на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стране, глаголя молитву сию: Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего или: рабу Твою имярек, от обдержащия его или: ю телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его или: ю благодатию Христа Твоего. Молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии: предстательствы честных Небесных Сил безплотных: силою Честнаго и Животворящаго Креста: честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: святых славных и всехвальных апостолов: святых славных, и добропобедных мучеников: преподобных и богоносных отец наших: святых и исцелителей безсребренников, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты: святых и праведных богоотец Иоакима и Анны: и всех святых. По скончании же помазания иерей, взем святое Евангелие, и разгнув е, возлагает писмены на главе больнаго, и глаголет молитву сию: Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, не хотяй смерти грешнаго, но яко обратитися, и живу быти ему. Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго или: пришедшия к Тебе во гресех, и просящаго или: просящия у Тебе нами 4 оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держу на главе раба Твоего или: рабы Твоея имярек: и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый, и Манассиину еже о покаянии молитву приемый: Сам и раба Твоего или: рабу Твою имярек, кающагося или: кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его или: ея прегрешения. Ты бо еси Бог наш, Иже и седмьдесят крат седмерицею оставляти повелевый падающим в грехи: зане яко величество Твое, тако и милость Твоя, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Снемше же Евангелие с главы больнаго, дает целовати е.
Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве Елеосвящения. Кроме того, если говорить о тяжелобольных людях, — бывает так, что в силу своего общего болезненного состояния они просто не могут заметить в себе те грехи, в которых они в ином случае обязательно покаялись бы на исповеди. Так вот, если мы приносим искреннее покаяние — то в таинстве Соборования получаем прощение таких неупомянутых помимо нашей воли на исповеди грехов. Что же касается телесного выздоровления — оно может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудесные исцеления действительно нередко происходят после Соборования. Однако нельзя рассчитывать на это, нельзя воспринимать таинство как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Из глубины веков Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова 5-я глава, стихи 14-15. Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин то есть порядок совершения таинства видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным. Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ — впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами. Иногда спрашивают — а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг... Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе. Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. И только в XIX веке святитель Московский Филарет Дроздов настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления — что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства.
Такое Общее соборование считалось символом завершения покаянного подвига Великого поста, и к нему допускались все желающие. Оно совершалось 1 раз в год, в знак прощения грехов. И на нём помазывали только один раз, а не семь. Так до сих пор делают в Греции. В 90-е годы в Русской Церкви появилась традиция соборовать в храмах всех не с одним, а с 7 помазаниями, как тяжело болящих. Не 1 раз за Великий Пост, а чаще. Потом в другие посты. Потом ещё и вне поста. Можете почитать на Патриархии.
Поэтому согласно дореволюционным книгам, указаниям Синода, пастырской практике и традициям Церкви, не принято соборовать здоровых людей. Некоторые участвуют в общем соборовании, так как считают, что оно покрывает забытые грехи. Если же что-то осталось, и мы не примирились со Христом, то не можем подойти ко Святой Чаше. Неужели мы причастились Святых Христовых Таин и после этого думаем, что попадем в ад за те грехи, которые забыли по немощи? Основанием для совершения таинства Елеосвящения соборования служит Послание св. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Имеет веру, желание и понимание сути таинства. А не так, что человек ничего не знает, молитвенно не участвует в происходящем и, порой, даже находится без сознания. Далее у апостола Иакова говорится: «Исповедуйте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» Иак. Это указывает на то, что мы должны в грехах каяться. Не следует надеяться на то, что они нам могут прощаться помимо нашего сознания. Если человек хочет собороваться только потому, что не уверен, что он хорошо покаялся вдруг что-то забыл? Это — не вера, не живая связь с Богом. Некоторые духовники считают, что это даже нужно делать раз в год, потому что у нас есть немощи и страсти. Но люди обычно рассуждают проще: «Пособоруюсь — хуже не будет. Благодати много не бывает». Таинство соборования направлено против болезни. Если же человек здоров, то ему следует исповедаться и причащаться Святых Христовых Таин «во оставление грехов и в жизнь вечную». Это же касается и детей. Его можно применять, например, в реанимации, где нет возможности полностью вычитывать в течение полутора часов все чинопоследование, и в других подобных случаях. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику. Священник Александр Брюховец: «Смысл Таинства Соборования в том, чтобы поднять болящего от одра болезни, а вовсе не в том, чтобы подготовить его к смерти». О забытых грехах Как быть с мнением о том, что во время соборования прощаются забытые грехи, которые, накапливаясь неприметным образом, приводят к болезни человека? Среди поучений прп. Амвросия Оптинского читаем слова о Таинстве Елеосвящения: — Неизвестно почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни.
Последование таинства Елеосвящения (Соборования)
По окончании вечерни начинается чин прощения. На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Наконец, совсем недавно богослужебной комиссией мжсоборного присутствия был предложен, а синодом одобрен краткий чин соборования. Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Краткий чин соборования начинает входить в церковную практику.
Какие молитвы почитать перед соборованием
В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над православ-ным верующим старше семи лет, страдающим телесным и душевным неду-гом. поют священнослужители, затем певчие и народ. Есть таинство, в котором мы можем получить очищение от таких грехов,, — это таинство елеосвящения, или таинство соборования. «В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи.
краткий чин соборования
Притча заканчивается призывом: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф.
Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь.
Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Евангелие седьмое Мф.
Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесъ, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу: «Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат или: еже аз держу на главе раба Твоего рабы Твоея имярек и молюся с ними и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый.
Сам и раба Твоего рабу Твою имярек , кающагося кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его ея прегрешения…» Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божией Матери и бывает отпуст.
После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами: «Благословите, отцы святии или: отче святый , и простите мя, грешнаго грешную » трижды и получить иерейское благословение. Неправославный взгляд на Таинство Елеосвящения Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики Таинство Елеосвящения у нас стали понимать как предсмертное, «последнее помазание», или, во всяком случае, как Таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а древний обычай преподавать его раз в год в Великий Четверток или в Великую Субботу всем христианам стали или совсем отрицать как никогда не существовавший или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, причем непременно в совершении самих архиереев. И до сих пор очень часто многие православные христиане приступают к Таинству Елеосвящения тогда, когда не остается уже никакой надежды на выздоровление, и человек до того измучен недугом, что не может ни разумно мыслить, ни осознать своего положения.
Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но важно не забывать, что каждое Таинство требует от участвующего в нем разумной, сознательной веры, желания и молитвы, чего, конечно, трудно требовать от умирающих. Поэтому нередко это Таинство не производит в болящих никакой перемены к лучшему Кстати, многие христиане считают Таинство Елеосвящения обречением на смерть, и они не обращаются к его помощи и, откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают.
Такой подход, несомненно, следует признать ошибочным и неправославным. Ведь, как уже было не раз сказано, это Таинство Церковь дарует верным для здоровья и исцеления недугов душевных и телесных, т. Это убеждение следует и из самого содержания чина сего Таинства, который состоит из молитв об исцелении больного и прощении его грехов как причины болезней, и из Апостольских и Евангельских чтений, возбуждающих и укрепляющих в больном веру и надежду получить просимое — исцелиться от болезни и продолжить земную жизнь во славу Божию.
А потому Таинство Елеосвящения должно даваться таким больным, которые хотя и очень тяжелы и изнурены недугом, но еще не умирают, не лишились чувств и сознания и настолько имеют в себе силы и присутствия духа, что сами могут чувствовать и видеть нужду в благодатной помощи, сами могут заботиться о том, чтобы призвать священников. Распространенной ошибкой является неправильное отношение к самому Таинству, когда человек акцентирует свое внимание не на внутренней невидимой , а на внешней стороне Таинства. В этом случае главным в Таинстве Елеосвящения становится принятие семикратного помазания елеем.
Человек сосредотачивается именно во время помазания, а затем часто расслабляется и фактически лишь формально принимает участие в Таинстве. Но главное не во внешнем помазании, а во внутреннем состоянии нашей души. Таинство совершается через все чинопоследование в целом; священное помазание же является кульминационным моментом его, и, таким образом, выполнение внешней стороны Таинства еще не гарантирует того, что Таинство нами принято во благо, во спасение.
По учению Православной Церкви всякое Таинство, совершаемое в ней, действенно. Но вот действенность Таинства на человека зависит от состояния его души. Это действие может быть нам на пользу, может не принести пользы, а может быть и в осуждение нам.
Полезным для нас Таинство может быть только в том случае, если мы стараемся держать себя перед Богом в благоговении. Другой ошибкой является акцентирование внимания на том, что в данном Таинстве прощаются забытые грехи. Грехи в Таинстве Соборования прощаются в том числе и забытые , но они прощаются и в Таинствах Исповеди и Причащения.
Если человек искренно, чистосердечно, с намерением исправиться, кается — ему прощаются все грехи, в том числе и забытые по неведению. Если забытый грех со временем вспоминается — то в нем покаяние приносится на ближайшей исповеди.
В моей практике много-много лет назад был такой случай. Тогда болящий дождался священника и как-то мы все поняли, что он вот-вот умрёт. Аккурат после помазания елем р. Роман сам сложил руки на груди! С тех пор прошло без малого 20 лет, до сих пор вспоминается и этот человек и этот случай. Наконец, совсем недавно богослужебной комиссией мжсоборного присутствия был предложен, а синодом одобрен краткий чин соборования. И в таком кратком чине есть резон, случается приходить в больницу, где кроме болящего в палате несколько человек, долгое богослужение не всегда уместно в таких условиях, люди по вполне понятным причинам стесняются незнакомого человека, возникают всевозможные неловкости и т.
Именно для таких случаев она и предназначена. Вот что написано в сопроводительной записке: Одобрить «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору», к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении. Автор: Администратор.
Все это совершается ради исцеления души и тела христианина. Тем самым в Елеосвящении, при соборной церковной молитве и при помазании человека освященным елеем с вином, на болящего христианина нисходит благодать Божия, способная исцелять как его физические, так и духовные болезни. Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния равно как и с Таинством Евхаристии , имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви где это Таинство называли «последним помазанием. Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души. Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении. Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается. При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз. Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования. Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » Иак. Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха. Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом. В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением — в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь, к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых. История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно — в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб. Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой — в зависимости от обстоятельств. Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками — во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник. Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века. Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу , но шире — и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике. Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания.
А в четвертом евангельском чтении Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и четвертое помазание больного. Пятое чтение 2 Кор. Поэтому будем надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. В пятом евангельском чтении Мф. Притча заканчивается призывом: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Далее следует молитва «Отче святый…» и пятое помазание больного. Шестое чтение Гал. В шестом Евангелии Мф. Далее следует молитва «Отче святый…» и шестое помазание больного. Седьмое, заключительное, чтение 1 Фес. Оно заканчивается словами: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Евангелие седьмое Мф. Оно же приводит слова Иисуса Христа к роптавшим на Него фарисеям: Пойдите, научитесъ, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. По совершении последнего, седьмого, помазания священнослужители становятся в центре и принимавшие Таинство верующие окружают их, а предстоятель, открыв Святое Евангелие, кладет его письменами на их головы и произносит молитву к Господу Иисусу: «Не полагаю руку мою на главу пришедшаго к Тебе во гресех и просящаго у Тебе нами оставление грехов, но Твою руку, крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои, держат или: еже аз держу на главе раба Твоего рабы Твоея имярек и молюся с ними и прошу милостивое и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш, пророком Твоим Нафаном покаявшемуся Давиду о своих согрешениих оставление даровавый и Манассиину еже о покаянии молитву приемый. Сам и раба Твоего рабу Твою имярек , кающагося кающуюся о своих си согрешениих, приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его ея прегрешения…» Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем принявшим Таинство Соборования. Затем следует краткая ектенья о милости, жизни, здравии и спасении и оставлении грехов предстоящих. Поются стихиры святым бессребреникам-целителям и Божией Матери и бывает отпуст. После этого принявшие Таинство должны трижды поклониться его совершителям со словами: «Благословите, отцы святии или: отче святый , и простите мя, грешнаго грешную » трижды и получить иерейское благословение. Неправославный взгляд на Таинство Елеосвящения Под влиянием протестантского рационализма и западной схоластики Таинство Елеосвящения у нас стали понимать как предсмертное, «последнее помазание», или, во всяком случае, как Таинство, преподаваемое при тяжких заболеваниях, а древний обычай преподавать его раз в год в Великий Четверток или в Великую Субботу всем христианам стали или совсем отрицать как никогда не существовавший или разрешать его раз в год и только при кафедральных соборах, причем непременно в совершении самих архиереев. И до сих пор очень часто многие православные христиане приступают к Таинству Елеосвящения тогда, когда не остается уже никакой надежды на выздоровление, и человек до того измучен недугом, что не может ни разумно мыслить, ни осознать своего положения. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но важно не забывать, что каждое Таинство требует от участвующего в нем разумной, сознательной веры, желания и молитвы, чего, конечно, трудно требовать от умирающих. Поэтому нередко это Таинство не производит в болящих никакой перемены к лучшему Кстати, многие христиане считают Таинство Елеосвящения обречением на смерть, и они не обращаются к его помощи и, откладывая его со дня на день до последнего часа жизни, нередко так и умирают. Такой подход, несомненно, следует признать ошибочным и неправославным. Ведь, как уже было не раз сказано, это Таинство Церковь дарует верным для здоровья и исцеления недугов душевных и телесных, т. Это убеждение следует и из самого содержания чина сего Таинства, который состоит из молитв об исцелении больного и прощении его грехов как причины болезней, и из Апостольских и Евангельских чтений, возбуждающих и укрепляющих в больном веру и надежду получить просимое — исцелиться от болезни и продолжить земную жизнь во славу Божию. А потому Таинство Елеосвящения должно даваться таким больным, которые хотя и очень тяжелы и изнурены недугом, но еще не умирают, не лишились чувств и сознания и настолько имеют в себе силы и присутствия духа, что сами могут чувствовать и видеть нужду в благодатной помощи, сами могут заботиться о том, чтобы призвать священников. Распространенной ошибкой является неправильное отношение к самому Таинству, когда человек акцентирует свое внимание не на внутренней невидимой , а на внешней стороне Таинства. В этом случае главным в Таинстве Елеосвящения становится принятие семикратного помазания елеем. Человек сосредотачивается именно во время помазания, а затем часто расслабляется и фактически лишь формально принимает участие в Таинстве. Но главное не во внешнем помазании, а во внутреннем состоянии нашей души. Таинство совершается через все чинопоследование в целом; священное помазание же является кульминационным моментом его, и, таким образом, выполнение внешней стороны Таинства еще не гарантирует того, что Таинство нами принято во благо, во спасение. По учению Православной Церкви всякое Таинство, совершаемое в ней, действенно. Но вот действенность Таинства на человека зависит от состояния его души. Это действие может быть нам на пользу, может не принести пользы, а может быть и в осуждение нам.
О соборовании
Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех. Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования. Если в таинстве соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. После того как человек соборовался в храме можно и незадолго до соборования , очень хорошо исповедаться. После же соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.
Как подготовиться к таинству соборования? На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия. По традиции за соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников отсюда название таинства — соборование. В случае необходимости таинство может совершать и один священник. Во время соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук.
Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Женщинам лучше одеться так, чтобы легко можно было освободить воротник, платок лучше завязать сзади. Как проходит соборование?
После службы верующие могут забрать домой оставшийся после таинства елей и употреблять его для помазания. Этот же елей используют и при погребении христианина — его выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Так что это таинство напоминает нам о вечной жизни и готовит нас к ней. Как не надо Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования.
Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными — не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти.
Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность — исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно.
Из-за несовершенства памяти человек может исповедовать не все свои согрешения, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность Соборования. Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезней — грехе. Перед Соборованием желательно исповедаться, а сразу после Соборования причаститься. Олег Кудряков Я уже 3-й год принимаю участие в таинстве соборования Великим постом. В предыдущие годы прихожане всегда уносили с собой свечу, чтобы потом при необходимости молиться с этой свечой о здравии. В этом 2010 году священник сказал прихожанам, чтобы все оставили свои свечи в соборе. Некоторые объясняют это тем, что на службе присутствует много нездоровых людей, а свеча впитывает весь негатив, и при повторном использовании от нее будет уже не польза, а вред.
Если можно ответьте пожалуйста так ли это? С уважением, Евгения. Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко: Здравствуйте, Евгения! Нет, это суеверие: свеча не впитывает никакого негатива, да и не приносит сама по себе ни вреда, ни пользы. Пользу мы получаем от молитвы, а не от свечи. Можно забрать свечу домой, можно оставить в храме — это неважно: традиции могут быть разными, и то, и другое допустимо. Дай Бог Вам здоровья! С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко. Меня мама заставляет идти на Соборование, а я не хочу. Ведь после этого нужно исповедоваться.
Но ведь для того, чтобы исповедоваться, нужно ощущать потребность душевную, как я думаю. А я на данный момент её не ощущаю. И считаю, что без этого исповедоваться нет смысла. Подскажите, пожалуйста, что мне делать? Любовь, 17 лет. Отвечает священник Антоний Скрынников: Здравствуйте, Любовь! Исповедь, как правило, происходит до соборования, а не после. Заставлять вас идти на соборование против вашей воли, конечно же, неправильно. Но с другой стороны, вы должны понимать, что ни одна мать не пожелает своему ребенку ничего плохого. Никакой первоклашка не хочет ходить в школу.
Гораздо веселее играть целыми днями в солдатики и машинки. Когда мы вырастаем, мы начинаем понимать, какое же доброе дело сделали наши родители, дав нам образование. Если вы не испытываете духовную потребность в покаянии, то это серьезный повод задуматься, что с вашей душей что-то происходит. Если мы не видим своих грехов и потребности в избавлении от них, то наша душа мертва. Если мы считаем нашу совесть чистой, то это признак короткой памяти. Чтобы пробудить свою совесть, нужно читать Евангелие, духовную литературу, в том числе и об исповеди. На нашем сайте вы сможете найти большое количество литературы на эти темы О соборовании , об исповеди. С уважением, священник Антоний Скрынников. Можно ли молиться при общем соборовании о человеке, который там не присутствует? Дело в том, что мой сыночек ему 2 года никак не может выстоять всё соборование, нам уже приходилось уходить раньше.
Спасибо заранее за ответ. Таинство соборования, как и все таинства Церкви, предполагает только личное участие человека. Таинство соборования не совершается над детьми, младше 7 лет, поэтому участие в таинстве Вашего ребенка лучше отложить до достижения им этого возраста. Самым лучшим целительным средством для младенца является возможно более частое причащение. С уважением, священник Михаил Самохин. Совершение Таинства Соборовани Елеосвящение совершается над православными людьми старше семи лет. Обычно оно совершается в храме, но тяжело больным может быть преподано на дому. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. Елеосвящение не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Священник не может совершить Таинство над самим собой.
В состав последования Таинства входят три части: молебное пение; приготовление вещества для помазания и самое помазание. Первая часть есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. После обыкновенных начальных утренних молитв, псалма 142, который представляет сокращение шестопсалмия, и ектеньи, бываемой на утрени, поется «Аллилуиа» вместо «Бог Господь», как в покаянное время. Далее поются тропари покаянные, читается псалом 50-й, который на утрени полагается перед каноном и поется Канон «Моря чермную пучину» После канона в стихирах испрашивается от Господа исцеление больному. Затем освящается вещество для Таинства. Освящение елея совершается посредством ектеньи, в которой прилагаются прошения о благословении елея силою, действом и наитием Святого Духа, и молитвы, читаемой всеми священниками. Во время чтения этой молитвы поются тропари: три Господу Иисусу Христу, два — апостолу Иакову, по одному — святителю Николаю, мироточцу Димитрию, целебнику Пантелеймону, бессребреникам, апостолу Иоанну Богослову и заключительный тропарь Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого Таинства. Порядок ее такой: читается Апостол и Евангелие с обычными принадлежностями; произносится сугубая ектения о больном и молитва о нем же и совершается крестообразное помазание больного освященным елеем на челе, ноздрях, ланитах, устах, персях и на руках по обе стороны при чтении молитвы об исцелении к Богу Отцу с призыванием в молитвах Пресвятой Богородицы, избранных и всех святых. Этот порядок, по числу совершителей Таинства, повторяется семь раз, причем каждый раз меняются апостольское и евангельское чтения и приспособляющаяся к ним молитва после сугубой ектеньи.
В апостольских и евангельских чтениях воспомянуты многоразличные обстоятельства, имеющие отношение к Таинству. После седьмого помазания на главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Евангелие поддерживают священники, а первенствующий в то время читает разрешительную молитву. Далее произносится сокращенная сугубая ектения, поются тропари бессребреникам и Богородице и бывает отпуст, на котором вспоминается святой апостол Иаков. В конце священнодействия принявший Таинство испрашивает благословение и прощение у священников. Для совершения Таинства поставляется стол, а на нем полагаются блюдо с пшеницей, крест и Евангелие. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении или же после всеобщего воскресения см. На пшеницу ставится пустой сосуд кандило праздное , который наполняется потом освященным елеем в соединении с вином, в подражание врачевству, употребленному упоминаемым в евангельской притче самарянином см. Лк 10, 34. Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручцев, обвитых бумагой хлопчаткой , для помазания и столько же зажженных свечей.
Священнодействие открывается каждением окрест стола, всего храма или дома и предстоящих. Когда соборование соединяется с исповедью и причащением больного, то сначала совершается «Последование о исповедании», затем Елеосвящение и наконец Причащение Святых Таин. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершённым, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.
Предел положил еси, eгоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю. Посылаяй источники в дебрех, посреде гор пройдут воды. Напаяют вся звери сельныя, ждут онагри в жажду свою. На тых птицы небесныя привитают, от среды камения дадят глас. Напаяяй горы от превыспренних Своих, от плода дел Твоих насытится земля. Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит. Насытятся древа польская, кедри Ливанстии, ихже еси насадил. Тамо птицы вогнездятся, еродиево жилище предводительствует ими. Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем. Сотворил есть луну во времена, солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии; скимни рыкающии, восхитити и взыскати от Бога пищу себе. Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут. Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси: исполнися земля твари Твоея. Сие море великое и пространное, тамо гади, ихже несть числа, животная малая с великими. Тамо корабли преплавают, змий сей, eгоже создал еси ругатися eму. Вся к Тебе чают, дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращшу же Тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли. Буди слава Господня во веки, возвеселится Господь о делех Своих. Призираяй на землю, и творяй ю трястися; прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь. Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им; благослови, душе моя, Господа. Солнце позна запад свой; положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Вход с кадилом Диакон: Господу помолимся. Молитва входа тайная Иерей: Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех: исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и не уклони сердец наших в словеса или в помышления лукавствия, но избави нас от всех ловящих души наша, яко к Тебе, Господи, Господи, очи наши, и на Тя уповахом, да не посрамиши нас, Боже наш. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Благослови, владыко, святый вход. Иерей, благословляя: Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков. Диакон: Премудрость, прости. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит. Диакон: Вонмем.