Новости бог с пучком молний у шумеров 4

(по-шумерски — ведущий разговоры) — бог судебных органов и дипломатов.

Шумеры "изобрели" почти все, что мы имеем сегодня.

Gugalanna 0 0 0 Шумерский бог, упоминаемый в некоторых списках божеств как супруг Эрешкигаль. В этой же роли упомянут в поэме «Нисхождение Инанны в нижний мир», где Инанна выказывает намерение воздать почести умершему Гугаланне, своему шурину — супругу Эрешкигаль, сестры Инанны.. Ко времени старовавилонского периода был отождествлён с Нергалом.

На божественном совете он неоднократно выступал в роли защитника человечества и считается, что благодаря ему Ной спасся во время глобального потопа. По сей день, нет четкой картины представлений, почему Энки питал к человечеству благосклонность. В ранних шумерских записях есть упоминание о том, что шумеры видели в Энки основного вдохновителя создания разумного существа. Они были уверены, что боги сотворили людей в качестве заменяемой рабочей силы. В аллегориях того времени упоминается бунт рядовых аннунаков, когда они взбунтовались против непосильного труда. Тогда Энки пришла в голову мысль создать недалекое существо для выполнения тяжелой работы, наделив его определенными знаниями, чтобы оно умело себя обеспечивать.

Из строк мифологии известно, что Энки, взялась помогать его сводная сестра Нинхурсаг в переводе «Владычица горы» по прозвищу «Хозяйка жизни». В современной интерпретации содержание легенды трактуется как метод клонирования, поскольку «Хозяйка жизни» являлась главной медсестрой у богов. Наряду с Энки, она экспериментировала с генетическим материалом, венцом творения которого стало появление человека разумного. Однако, несмотря на все научные знания богов, случались и ошибки. Так, в иносказаниях упоминаются неудачные попытки, например, была создана женщина с проблемами мочеполовой системы и клонирование больного, слепого человека с дрожащими руками. И вот, наконец, Нинхурсаг в паре с Энки удалось клонировать нормального, здорового человека.

Город Чортков находится в Тернопольской области на западе Украины.

Содержательно, на первый взгляд, заклинания в сборниках лишь частично связаны друг с другом. VAT 12597 содержит заклинания в порядке записи на лицевой стороне: 1 на плодородие, 2 против болезни или змеи, 3 против змеи и скорпиона, 4 и 5 против болезней, вызванных ветром; на обратной стороне: 6 родильное заклинание, 7 против болезни, 8 против боли в ушах, 9 против глазной болезни. Как кажется, содержательно связаны 2 и 3, 4 и 5, 8 и 9 заклинания. Но в древних текстах важен не только содержательный уровень. Важно не только то, что записано, но и как. На уровне знаков и их значений все заклинания сборников связаны друг с другом по разным ассоциативным принципам. В первом и втором заклинаниях используются три одинаковых знака но в разных значениях. Второй и третий тексты связаны упоминаниями храма и богини Нингирим. Третий и четвертый используют два разных глагола со значением «связывать». Шестое и седьмое заклинания используют выражение a tu6: в первом случае в значении « бросать заклинание в воду», во втором — в значении «вода заклинания». В описании ритуалов седьмого и восьмого текстов упоминаются ветки одного и того же растения. Это лишь небольшая часть связей между текстами этого сборника. Например, восьмое против болезни и девятое заклинания против скорпиона объединены словом «земля» и двумя разными глаголами со значением «связывать». Кроме того, в четырех из девяти заклинаний встречается глагол sar «прогонять». В VAT 12597 таким объединяющим разные тексты глаголом служит глагол ta3 «касаться». Он тоже встречается в четырех текстах. Можно выделить четыре принципа, использующихся для организации заклинаний на табличке: похожее содержание двух соседних заклинаний; использование одинаковых знаков в двух соседних заклинаниях; использование одинаковых выражений; использование знаков с похожим звучанием. Ассоциативные принципы, применяющиеся здесь для выбора текстов, напоминают принципы, по которым организованы вхождения в лексических списках графические, по звучанию и пр. Но для лексических списков принципы их организации неплохо изучены. А литературные тексты до сих пор почти никогда не рассматривались с точки зрения, отличной от того, «что написано». А вопросов тем временем множество. Связаны ли между собой только соседние тексты или же можно найти перекрестные связи между всеми текстами?

Бог грозы, ветра и дождя – слово из 4 букв в ответах на сканворды, кроссворды

4 букв, для сканворда или кроссворда. Бог грозы, ветра и дождя у древних шумеров 4 буквы сканворд. Ответы на сканворды, кроссворды в одноклассниках. Сканворды дня в контакте, моем мире, майл ру, АИФ. Четырнадцать скрижалей Владыки Энки (одного из древних богов аннунаков) украшены подробностями истории анунаков. Эа — шумерский бог; создатель реки Тигр.

Пантеон богов шумеров кратко

Наряду с этим верили, что Гула может насылать и неизлечимые болезни. Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Почему Бог с пучком молний у шумеров именно Посмотреть ответ Происхождение слова Посмотреть ответ. Всё это будет доступно в ближайшее время. Посмотреть ответ — Бог с пучком молний у шумеров.

Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, ремёсла, письмо, акушерство и даже проституцию. Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.

Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.

Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто. Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду.

По другой, — соперников у Думузи не было. Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире.

Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров. Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец. Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии.

Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны.

Изображение на аккадской цилиндрической печати 2350—2150 до Р. Берлинский музей, VA 04269 Шамаш поднимается из-за гор из подземного мира. Изображение на аккадской цилиндрической печати 2400-2200 до Р.

Британский музей, 102500 7. Очистительные ритуалы и ритуал сожжения колдовства Шамаш осуществляет очистительные ритуалы Бит-римки — «Дом омовения» и ритуал сожжения колдовства Маклу. Если Шамаш судит правду и неправду, значит, есть способ очиститься от неправды, чтобы неправда не шла с тобой, чтобы она тебя не губила. Поэтому Шамаш совершает очистительный ритуал Бит-римки — это очищение, омовение, которое помогает человеку освободиться от греха.

Это, если угодно, покаяние — в самом обыденном смысле слова, потому что покаяние — это именно снятие греха. На самом же деле покаяние — это наше изменение ума в отношении греха, когда мы возненавидим грех. Но простой человек понимает покаяние именно как то, что с него «снят» грех. Примерно так же понимался ритуал бит-римки в Месопотамии.

А ритуал сожжения колдовства — это очень важная вещь. Дело в том, что когда человек совершает какие-то неправильные поступки, злые демоны входят в него и овладевают им. Жители Месопотамии считали, что есть злые колдуны, которые пользуются грехами людей и посылают на них злых демонов. Если человек безгрешен, если человек чист и праведен, никакие демоны ничего с ним сделать не могут, любое колдовство против него бессильно.

Колдовство имеет силу только против того, кто имеет грехи, кто сам своими деяниями создал дырки, в которые эти злые демоны или, как мы их называем, бесы могут войти. И был специальный ритуал — сожжение колдовства. То есть уничтожение этих заклинаний колдунов, залечивание этих дырок. Сцена повержения и сожжения демона Шамашем справа — Айа, супруга Шамаша Аккадская цилиндрическая печать 2350-2200 до Р.

Париж, Лувр, АО 2485 Сцена поражения врага-демона рогатый головной убор указывает на божественность Шамашем. Аккадская цилиндрическая печать. Париж, Лувр, AO 2128 Кстати говоря, в поздний период, уже в эпоху Селевкидов, Уту очень часто считается врачом и именуется «бог-врач», «бог-целитель», наподобие греческого Асклепия, потому что сначала бог-целитель был целителем духовных вещей. Понятно, что многие физические болезни являются следствием духовных болезней, грехов.

И в позднее время Шамаш стал многими людьми восприниматься как тот, к кому можно обратиться, чтобы вылечиться. Но причина именно в этом — в том, что грех создает дырки, через которые входят злые духи и разрушают человека. Соответственно, надо совершить ритуал маклу, чтобы очиститься от этого. IV-III вв.

Археологический музей Этот ритуал — ритуал разрушения колдовских чар, совершался ночью. А утром происходило очищение бит-римки и восстановление добрых отношений между человеком и его личным богом. Этот аспект Шамаша подробно исследовал Абуш в своей работе 2002 года T. Mesopotamian Witchcraft.

Leiden, 2002. Личный бог по-аккадски, илу — это, своего рода, ангел-хранитель. И он, естественно, отходит от человека, если человек совершает грехи. Если человек совершает грехи, он его отгоняет от себя.

Уходит личный бог и входит демон, то есть колдовские чары возникли из-за деяний самого человека.

Шумерский бог, 4 буквы

Таким образом, год становится символическим отражением всего времени существования мира. Начало нового годового цикла отождествляется со временем творения, в которое мы можем вернуться ритуальным образом. Новогодние празднования становятся способом «реанимирования» — оживления, воссоздания мира путём его ритуального творения заново. Важнейшим обрядом празднования Нового года было воспроизведение иерогамии — космологического акта соединения двух божеств: мужского Думузи и женского Инанна. Божества представлялись в ритуале статуями, либо властителем города и жрицей или иеродулами — храмовыми служительницами. Ритуальная иерогамия становилась для народа и города источником жизни и духовной силы, укрепляющей человека. Другим ритуалом, имеющим, несомненно, космологическое содержание, стала церемония строительства храма.

Поскольку храм являлся отражением мира вспомним известную со времён неолита концепцию дома как модели Вселенной , то создание храма как дома божества одновременно означало воссоздание мира 246. Показательно, что в обоих ритуалах все священнодействия являются имитацией действий божеств или «культурных героев», воспроизведением неких актов, лежащих в начале бытия мира. Ежегодно же производился ритуал оплакивания Думузи, сошедшего во ад. Эта традиция получила широкое распространение на всём Ближнем Востоке. Так, уже в VI в. Религиозные идеи, сформулированные и зафиксированные письменно шумерами, оказались архетипичными.

Шумеры задали образцы парадигмы осмысления важнейших религиозных концепций, которые впоследствии прочно вошли во многие религиозные традиции. Так, шумерские памятники содержат парадигматические мифы о происхождении, к которым следует отнести повествования космологического, антропологического, амартологического характера. Вместе с тем шумерская мифология даёт первый и уже потому замечательный образец мифа о преодолении ограниченности человеческой природы и всей будничной реальности человеческого мира, его «неправильности» и несовершенства. По сути, это «сотериологическая» концепция. Одной из отличительных архетипичных и парадигматических особенностей шумерского мировосприятия является представление о творящей силе слова, при помощи которого бог создаёт мир и человека. И стал свет Быт.

Его слово — истина» Коран пер. Османова 6:73. Шумерские мифы впервые явили миру письменную фиксацию идеи иерогамии как способа формирования мира в его нынешнем виде. Шумерская мифология содержит антропогоническую идею, ставшую доминирующей на Ближнем Востоке, а затем и на всём пространстве господства авраамических религий: идею создания человека из земли глины с последующим «вдохновением» в него жизни души. Османова 38:71—72. Шумерские тексты указывают на произошедшую в начале времён «ошибку» грех мифологического героя как на причину несовершенства современного человека и всего мира 247.

И наконец, мифология шумеров содержит концепцию заместительной, искупительной жертвы миф об Инанне и Думузи , благодаря которой человек Думузи получает возможность преодоления смерти, хотя бы и не в полной мере 248. Также данный миф включает в себя идею спуска в ад Кур как способа победы над смертью 249. Литература: 1. Емельянов В. Древний Шумер. Очерки культуры.

Крамер С. История начинается в Шумере. Первая цивилизация на земле. Фридрих Й. История письма. Элиаде М.

История веры и религиозных идей: в 3 т. Но существуют и более смелые гипотезы. Так, современный исследователь-востоковед и шумеролог А. Кифишин, изучив памятники Чатал-Хююка в Турции, относящегося к неолитической эпохе, и заповедника «Каменная могила» на Украине близ Мелитополя , высказал предположение о том, что найденные рисунки и символы могли бы относиться к протошумерскому письму. Следовательно, маршрут миграции шумеров на юг мог проходить через территорию Прикарпатья и современной Турции. Подробнее см.

Кифишин А. Древнее святилище Каменная Могила. Сложилась на территории Южной Месопотамии в V тыс. К середине IV тыс. Название получила по месту раскопок у поселения Телль-эль-Убейд в Ираке. Некоторые слова носителей данной культуры были заимствованы шумерами: например, названия богов Забаба, Инанна и Хумбаба.

Данную систему письменности, помимо шумерского, имели египетский и аккадский язык. В настоящее время подобная система письма используется в китайском языке.

Глава X. Не известно науке и точное происхождение шумеров. По всей вероятности, народ, создавший эту цивилизацию, пришёл в Южное Междуречье с севера 232 во второй половине IV тыс. Самые ранние дошедшие до нас памятники шумерской письменности датируются III тыс. Шумерский язык является изолированным, то есть не принадлежит ни к одной из известных языковых групп и родства ни с одним из языков не имеет. В качестве письма шумеры использовали технику клинописи, развившуюся из пиктографии. Создание письменности стало действительно революционным достижением цивилизации шумеров.

При клинописи знаки выдавливались на мягкой глине специальной деревянной палочкой — стилосом от греч. Стилос держали под наклоном, и в зависимости от силы нажатия возникали «клиновидные» утолщения, от которых и получила своё название техника письма. Затем для придания прочности глиняные таблички высушивали или обжигали. Современное слово «стиль», обозначающее характер и авторскую манеру чего-либо, этимологически восходит к древнему стилосу. Созданная шумерами система словесно-слогового письма 234 была заимствована другими народами и использовалась на всём Ближнем Востоке в течение более чем двух тысяч лет — вплоть до I в. Большая часть сведений о ранней истории этого региона была почерпнута наукой именно из глиняных клинописных табличек. Вместе с письменностью возникает и формальная система образования. Именно в Шумере появляется первая в истории школа. Из глиняных табличек мы можем узнать об её организации и методах работы.

Изначально шумерская школа была создана для обучения профессиональных писцов для храмов и дворцов. Школа должна была удовлетворять исключительно практические государственные нужды, однако она стала центром творческой писательской деятельности и научных исследований в самых различных областях. Обучение длилось многие годы: поступив в школу ребёнком, человек выходил из неё уже юношей, готовым к взрослой жизни. Шумерам человечество обязано и многими техническими изобретениями. Так, они впервые в истории пришли к идее орошения засеянных полей. Придуманная ими система ирригации позволяла направлять по каналам полные ила воды Тигра и Евфрата и собирать благодаря этому богатые урожаи. Поскольку на заселённой ими территории практически отсутствовали полезные ископаемые, шумеры начали активно использовать речную глину для строительства домов и изобрели формовки для обжига кирпича. Вероятно, они же изобрели такие орудия труда, как гончарный круг, колесо и плуг. К достижениям шумерской цивилизации можно добавить создание парусного судна, конструирование первых в истории архитектуры арки, свода и купола.

Шумерское царство Несмотря на практическую направленность ума и изобретательность, шумерам не удалось создать централизованное государство. В первой половине III тыс. Шумер представлял собой настоящее лоскутное одело из двух десятков постоянно враждующих между собой самостоятельных городов-государств, среди которых важнейшими и влиятельнейшими являлись Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма и Ниппур. К середине III тысячелетия часть городов и поселений Шумера были захвачены пришедшими в Междуречье из пустынь Сирии аккадцами во главе с легендарным царём Саргоном Великим годы правления ок. Энергичность и сильная политическая воля Саргона Великого позволили ему объединить под своим началом шумерские города и семито-язычные племена аккадцев, создав первую в истории человечества империю, просуществовавшую в общей сложности около 100 лет. В результате слияния двух национальных культур — шумерской и аккадской — возник своеобразный историко-культурный и религиозный синтез, при котором каждая нация старалась сохранить отличительные самобытные черты. Справедливости ради отметим, что большинство памятников шумерской цивилизации относится к шумеро-аккадской эпохе и, несомненно, испытало влияние аккадской культуры как в области языка, так и в области религиозных представлений. Но даже через эти культурные наслоения проглядываются более древние, исключительно шумерские особенности мировоззрения и религиозных взглядов. Важным источником сведений о них являются дошедшие до нас мифы и многочисленные глиняные таблички с упоминанием божеств.

Уранический характер Ана подтверждается также тем фактом, что на момент фиксации этого персонажа в письменных памятниках он занимает положение праздного бога deus otiosus. В некоторых ранних текстах фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли». Правители считали Энлиля своим покровителем, ведь согласно представлениям шумеров именно Энлиль наделяет царей властью, вручает скипетр, дарует подвластной им земле процветание и благополучие. Кроме того, Энлиль считался и самым щедрым и по-отечески заботливым из богов, он был ходатаем за людей перед остальными богами, сочувствовал людям в их несчастьях. К его заступничеству прибегали при неурожаях, ибо Энлиль обеспечивал всход семян и вегетацию растений. Энлиль подарил людям топор и плуг. Главный храм Энлиля находился в городе Ниппуре. Он считался богом бездны и богом мудрости. Энки привел всё сущее в порядок, дал всему имя и предназначение, определил ме для каждого божества и элемента во Вселенной.

Me — это комплекс правил и предписаний, данных каждому космическому, природному и культурному явлению для осуществления и поддержания их функций в соответствии с божественными планами ср. Шумерские божества имеют ярко выраженный антропоморфный характер. Им свойственны человеческие качества, модели поведения и образ жизни. Но вместе с тем боги, несмотря на всю свою похожесть на людей, отличаются от них бессмертием и огромной творческой силой, проявляющейся в слове. Созидающая сила божественного слова, с которой мы встречаемся в шумерских мифах, вероятно, также стала результатом аналогий, основанных на наблюдении за жизнью человеческого общества: если правитель одним своим словом мог добиться практически всего, чего хотел, то тем более всемогущие боги обладали такой возможностью, помноженной на их силу и бессмертие. В некоторых из них сохранены оригинальные шумерские названия богов, в некоторых — боги носят аккадские имена. Ключевые для культуры шумеров мифологические тексты рассказывают о жизни богов, о происхождении людей и их взаимоотношениях с богами, объясняют причину природных явлений и смысл человеческой жизни. Основными шумерскими мифами являются: — миф «Энки и мировой порядок»; — миф о Всемирном потопе и единственном спасшемся человеке Зиусудре; — мифы об Инанне и Думузи.

И именно благодаря им человечество обязано своим появлением на Земле. Большая заслуга принадлежит Захарию Ситчину — специалисту в области изучения древних текстов Шумерской цивилизации, Вавилона и древнего Египта, который на протяжении 30 лет изучал и обобщил все эти сенсационные сведения. В шумерских и аккадских текстах рассказывается о том, как боги прилетели с небес на своих огненных колесницах, и могли летать в любую точку земли за короткое время, и могли летать к звездам. Они иногда брали с собой избранных среди людей и показывали им нашу Землю с верху из космоса, а иногда даже увозили их на свою родную планету.

Происхождение слова Посмотреть ответ. Посмотреть ответ - является ответом на вопрос: - "Бог с пучком молний у шумеров" и состоит из 4 букв. А - 1-ая буква.

Боги Шумера и Аккада

Пучков (Гоблин) о новом пакете помощи США Киеву. "допотопных" жителей Месопотамии. Бог грозы, ветра и дождя у древних шумеров 4 буквы сканворд. Ответы на сканворды, кроссворды в одноклассниках. Сканворды дня в контакте, моем мире, майл ру, АИФ. Бог с пучком молний у шумеров. А. Д. А. Д. Ответ на кроссворд 4 буквы, начинается на А. Бог гроз, ветра и дождя шумеров.

бог грозы у шумеров

Нинхурсаг Бог шумеров. Боги шумеров:нин-Хурсанг. Четырнадцать скрижалей Владыки Энки (одного из древних богов аннунаков) украшены подробностями истории анунаков. Особым почитанием среди шумерских богов пользовался бог Солнца – Шамаш.

Шумерский лексикон (эме-гирский)

Астрономическим воплощением являлась планета Венера. С возвышением Вавилона часть функций Иштар совпадала с функциями Царпанит — божественной супруги Мардука. С возвышением Вавилона в начале II тыс. В процессе эволюции его образ впитал черты других важнейших культов, прежде всего Эллиля , Эа , Шамаша и др; вследствие этого образ Мардука сложен. В источниках он описывается как «владыка богов» глава пантеона , космоустроитель, божественный воитель, герой, ответственный за плодородие, «отец людского рода», бог мудрости, врачевания, магического искусства, покровитель ирригации , податель мира и благополучия. В отличие от многих ранних божеств, образ Мардука не имеет выраженных черт амбивалентности : Мардук благосклонен к людям, а войны и бедствия обычно трактуются как следствие существования иных сил, действующих в его отсутствие. В нововавилонское время культ этого бога достиг апогея: в пантеоне равных ему персонажей не было, он воспринимался как владыка Вселенной. В то же время, постепенная ассимиляция других культов привела к попыткам монотеистической трактовки образа Мардука, в соответствии с которой все прочие боги являлись его ипостасями. Астрономический аспект — планета Юпитер. Эволюция образа Ашшура сходна с эволюцией Мардука ; здесь имело место восприятие свойств важнейших месопотамских божеств — Энлиля, Эа, Шамаша и др.

Фактически, он был местной версией вавилонского бога: в ассирийском варианте эпоса « Энума элиш » имя Мардука заменено на имя Ашшура. Культ этого бога имел особое идеологическое значение: ассирийский царь считался верховным жрецом Ашшура. После уничтожения Ассирийского государства культ Ашшура некоторое время продолжал сохраняться; в источниках отсылки к «ашшуризму» местных жителей встречаются вплоть до III в. Его культ имел важное идеологическое значение в Шумеро-Аккадском царстве , верховной жрицей Нанны была дочь царя. В божественной генеалогии он обычно рассматривается как «первенец Энлиля»; его мать — Нинлиль , жена — Нингаль , сын — Уту Шамаш. В источниках Нанна назван «лучезарным», «Тельцом Энлиля» имеется в виду «рогатость» месяца , «ладьёй» другая отсылка к форме светила. Как и другие божества-покровители общин, Нанна был ответственен за плодородие и благополучие природы и людей.

Исторически Гильгамеш прославился, как и полагается царю, своими политическими и военными победами. Став лугалем - военным диктатором Урука, он вывел город из под власти кишцев и объединил под своим правлением Адаб, Ниппур, Лагаш, Умму и другие города.

При нем Урук пережил период развития. Полностью и окончательно же отделить реальные факты о жизни Гильгамеша от выдуманных и мифических не представляется возможным. К его имени в своих трудах обращались многие, от греческих писателей до манихейцев, то упоминая, как чьего-нибудь современника, то заменяя реальный образ другим: другого царя или героя. Гильгамеш, величайший из героев Gilgamesh, art by Yigit Koroglu Человек во всей полноте и радости человеческого существования, в начале эпоса Гильгамеш предстает нам великим царем Урука, полубогом, чья воинственность и распутство не знают границ. Он ведет бесконечные войны, и предается плотским наслаждениям на праздниках и пирах. Но его народ страдает от его неистового нрава: люди недовольны и просят богов вмешаться. Боги, услышав мольбы просят Аруру - мать-гончарницу сотворить для Гильгамеша равного ему, чтобы двое, состязаясь, обращали свой буйный нрав друг на друга, а не на страдающий народ. Их просьба в тексте сформулирована довольно любопытно. Аруру - создательница людей.

Говоря, что она создала Гильгамеша, боги имеют в виду, что её авторству принадлежит человеческая природа, неуемное проявление которой воплощает герой. Богиня принимается за дело и создает Энкиду, зверочеловека невероятной силы и свирепости. Он не знает людей, живет вместе со зверями в лесу в первобытной беззаботности. Enkidu, art by Yigit Koroglu История развивается так, что Гильгамеш узнает о странном существе в своих владениях и наказывает подослать к нему блудницу, дабы та соблазнила Энкиду и ослабила его. Встреча Энкиду, или Эабани с блудницей заслуживает отдельного внимания Силу своей любви на нее направил. Шесть дней, семь ночей приходил Эабани, забавлялся с блудницей, И когда он жажду свою насытил, Он обратился к зверям, как прежде. Увидали его, Эабани, и умчались газели, От него отпрянули звери его пустыни. Устыдился себя Эабани, его тело стало тяжелым, Останавливались колени, когда он гнался за стадом, И не мог он бежать, как бегал доныне. Но теперь ощущает он новый разум В этом описании проглядывает хорошо известный мотив: в обмен на потерю изначальной силы и совершенства, Энкиду учится человеческой мудрости, прежде всего, через познание сексуальности.

Он взрослеет. Женщина отводит Энкиду во дворец Гильгамеша. Однако, вместо того, чтобы сражаться, царь и зверочеловек становятся хорошими друзьями. Далее следует описание их совместного подвига: победы над чудовищем Хумбабой и завладение его священным кедром. Это, без сомнения, захватывающее приключение, которое имеет свой отдельный символизм, однако определяющими для дальнейшего развития сюжета поэмы являются следующие события: В Гильгамеша влюбляется богиня Иштар. Герой отвергает её любовь, указывая на то, что участь всех прочих её возлюбленных, включая Таммуза, была незавидной: Ведь любовь твоя буре подобна, Двери, пропускающей дождь и бурю, Дворцу, в котором гибнут герои, Смоле, опаляющей своего владельца.

Греческое название этой планеты было по-разному Phosphoros что также означает «несущий свет» или Heosphoros что означает «несущий зарю». Аналогичное имя, которое римский поэт Катулл использовал для планеты в ее вечернем аспекте, — «Ноктифер» Носитель Ночи. Латинский поэт Овидий в своем эпосе I века « Метаморфозы » описывает Люцифера как упорядочивающего небеса: Аврора, бдительная в багряной заре, распахнула настежь свои малиновые двери и полные розы чертоги; «Стеллы» взлетели в порядке, установленном Люцифером, который покинул свою станцию последним. В классический римский период Люцифер, как правило, не считался божеством, и у него было мало мифов, если они вообще были, зато с приходом христианства он постепенно трансформировался в демона.

Вообще, мотив небесного существа , стремящегося к самому высокому месту на небе только для того, чтобы быть низвергнутым в подземный мир, не нов в мифологии различных народов. Так, у шумеров богиня Инанна вавилонская Иштар связана с планетой Венера, и действия Инанны в нескольких ее мифах, в том числе об Инанне и Шукалетуде и Нисхождении Инанны в подземный мир, кажутся параллельными движению Венеры по мере ее прохождения через синодический цикл. Похожая тема присутствует в вавилонском мифе об Этане, царе Киша. Еврейская энциклопедия комментирует: Яркость утренней звезды, которая затмевает все другие звезды, но не видна ночью, могла легко породить миф, подобный тому, который был рассказан об Этане и Зу : его гордость побудила его стремиться к самому высокому месту. Мотив падения с небес также имеет параллель в ханаанской мифологии. В древней ханаанской религии утренняя звезда олицетворяется богом Аттаром, который пытался занять трон Баала и, обнаружив, что не может этого сделать, спустился и правил подземным миром. Первоначальный миф, возможно, был о меньшем боге Хелеле, пытающемся свергнуть ханаанского верховного бога Эль, который жил на горе на севере. Герман Гункель реконструировал миф о могучем воине по имени Хелал, чьим амбициям было подняться выше всех других звездных божеств, но который должен был спуститься в глубины; таким образом, он изображал как битву процесс, в результате которого яркая утренняя звезда не может достичь самой высокой точки в небе, прежде чем ее погаснет восходящее солнце. В Греции подобным персонажем был Фаэтон от греч. Детали варьируются в зависимости от версии, но в большинстве случаев Фаэтон отправляется далеко на восток, чтобы встретиться со своим отцом, иногда для того, чтобы заставить его подтвердить свое отцовство.

Там он просит у Гелиоса разрешения на один день покататься на солнечной колеснице своего отца. Несмотря на протесты и советы Гелиоса, Фаэтон не отступает от своего первоначального желания, и поэтому Гелиос неохотно позволяет ему управлять своей колесницей. Поставленный во главе колесницы, Фаэтон не мог управлять лошадьми. В некоторых версиях Земля сначала замерзла, когда лошади забрались слишком высоко, но когда колесница затем сожгла Землю, качнувшись слишком близко, Зевс решил предотвратить катастрофу, поразив ее молнией. Фаэтон упал на землю и был убит при этом.

Но в древних текстах важен не только содержательный уровень. Важно не только то, что записано, но и как. На уровне знаков и их значений все заклинания сборников связаны друг с другом по разным ассоциативным принципам.

В первом и втором заклинаниях используются три одинаковых знака но в разных значениях. Второй и третий тексты связаны упоминаниями храма и богини Нингирим. Третий и четвертый используют два разных глагола со значением «связывать». Шестое и седьмое заклинания используют выражение a tu6: в первом случае в значении « бросать заклинание в воду», во втором — в значении «вода заклинания». В описании ритуалов седьмого и восьмого текстов упоминаются ветки одного и того же растения. Это лишь небольшая часть связей между текстами этого сборника. Например, восьмое против болезни и девятое заклинания против скорпиона объединены словом «земля» и двумя разными глаголами со значением «связывать». Кроме того, в четырех из девяти заклинаний встречается глагол sar «прогонять».

В VAT 12597 таким объединяющим разные тексты глаголом служит глагол ta3 «касаться». Он тоже встречается в четырех текстах. Можно выделить четыре принципа, использующихся для организации заклинаний на табличке: похожее содержание двух соседних заклинаний; использование одинаковых знаков в двух соседних заклинаниях; использование одинаковых выражений; использование знаков с похожим звучанием. Ассоциативные принципы, применяющиеся здесь для выбора текстов, напоминают принципы, по которым организованы вхождения в лексических списках графические, по звучанию и пр. Но для лексических списков принципы их организации неплохо изучены. А литературные тексты до сих пор почти никогда не рассматривались с точки зрения, отличной от того, «что написано». А вопросов тем временем множество. Связаны ли между собой только соседние тексты или же можно найти перекрестные связи между всеми текстами?

Имеет ли значение количество заклинаний на табличках? Кажется, что нет, но, с другой стороны, никто это не изучал. И так далее.

Бог с пучком молний у шумеров

В качестве письма шумеры использовали технику клинописи, развившуюся из пиктографии. Создание письменности стало действительно революционным достижением цивилизации шумеров. При клинописи знаки выдавливались на мягкой глине специальной деревянной палочкой — стилосом от греч. Стилос держали под наклоном, и в зависимости от силы нажатия возникали «клиновидные» утолщения, от которых и получила своё название техника письма.

Затем для придания прочности глиняные таблички высушивали или обжигали. Современное слово «стиль», обозначающее характер и авторскую манеру чего-либо, этимологически восходит к древнему стилосу. Созданная шумерами система словесно-слогового письма 234 была заимствована другими народами и использовалась на всём Ближнем Востоке в течение более чем двух тысяч лет — вплоть до I в.

Большая часть сведений о ранней истории этого региона была почерпнута наукой именно из глиняных клинописных табличек. Вместе с письменностью возникает и формальная система образования. Именно в Шумере появляется первая в истории школа.

Из глиняных табличек мы можем узнать об её организации и методах работы. Изначально шумерская школа была создана для обучения профессиональных писцов для храмов и дворцов. Школа должна была удовлетворять исключительно практические государственные нужды, однако она стала центром творческой писательской деятельности и научных исследований в самых различных областях.

Обучение длилось многие годы: поступив в школу ребёнком, человек выходил из неё уже юношей, готовым к взрослой жизни. Шумерам человечество обязано и многими техническими изобретениями. Так, они впервые в истории пришли к идее орошения засеянных полей.

Придуманная ими система ирригации позволяла направлять по каналам полные ила воды Тигра и Евфрата и собирать благодаря этому богатые урожаи. Поскольку на заселённой ими территории практически отсутствовали полезные ископаемые, шумеры начали активно использовать речную глину для строительства домов и изобрели формовки для обжига кирпича. Вероятно, они же изобрели такие орудия труда, как гончарный круг, колесо и плуг.

К достижениям шумерской цивилизации можно добавить создание парусного судна, конструирование первых в истории архитектуры арки, свода и купола. Шумерское царство Несмотря на практическую направленность ума и изобретательность, шумерам не удалось создать централизованное государство. В первой половине III тыс.

Шумер представлял собой настоящее лоскутное одело из двух десятков постоянно враждующих между собой самостоятельных городов-государств, среди которых важнейшими и влиятельнейшими являлись Эреду, Урук, Ур, Киш, Лагаш, Умма и Ниппур. К середине III тысячелетия часть городов и поселений Шумера были захвачены пришедшими в Междуречье из пустынь Сирии аккадцами во главе с легендарным царём Саргоном Великим годы правления ок. Энергичность и сильная политическая воля Саргона Великого позволили ему объединить под своим началом шумерские города и семито-язычные племена аккадцев, создав первую в истории человечества империю, просуществовавшую в общей сложности около 100 лет.

В результате слияния двух национальных культур — шумерской и аккадской — возник своеобразный историко-культурный и религиозный синтез, при котором каждая нация старалась сохранить отличительные самобытные черты. Справедливости ради отметим, что большинство памятников шумерской цивилизации относится к шумеро-аккадской эпохе и, несомненно, испытало влияние аккадской культуры как в области языка, так и в области религиозных представлений. Но даже через эти культурные наслоения проглядываются более древние, исключительно шумерские особенности мировоззрения и религиозных взглядов.

Важным источником сведений о них являются дошедшие до нас мифы и многочисленные глиняные таблички с упоминанием божеств. Уранический характер Ана подтверждается также тем фактом, что на момент фиксации этого персонажа в письменных памятниках он занимает положение праздного бога deus otiosus. В некоторых ранних текстах фигурирует как «отец богов», «владыка небес и земли».

Правители считали Энлиля своим покровителем, ведь согласно представлениям шумеров именно Энлиль наделяет царей властью, вручает скипетр, дарует подвластной им земле процветание и благополучие. Кроме того, Энлиль считался и самым щедрым и по-отечески заботливым из богов, он был ходатаем за людей перед остальными богами, сочувствовал людям в их несчастьях. К его заступничеству прибегали при неурожаях, ибо Энлиль обеспечивал всход семян и вегетацию растений.

Энлиль подарил людям топор и плуг. Главный храм Энлиля находился в городе Ниппуре. Он считался богом бездны и богом мудрости.

Энки привел всё сущее в порядок, дал всему имя и предназначение, определил ме для каждого божества и элемента во Вселенной. Me — это комплекс правил и предписаний, данных каждому космическому, природному и культурному явлению для осуществления и поддержания их функций в соответствии с божественными планами ср. Шумерские божества имеют ярко выраженный антропоморфный характер.

Им свойственны человеческие качества, модели поведения и образ жизни. Но вместе с тем боги, несмотря на всю свою похожесть на людей, отличаются от них бессмертием и огромной творческой силой, проявляющейся в слове. Созидающая сила божественного слова, с которой мы встречаемся в шумерских мифах, вероятно, также стала результатом аналогий, основанных на наблюдении за жизнью человеческого общества: если правитель одним своим словом мог добиться практически всего, чего хотел, то тем более всемогущие боги обладали такой возможностью, помноженной на их силу и бессмертие.

В некоторых из них сохранены оригинальные шумерские названия богов, в некоторых — боги носят аккадские имена. Ключевые для культуры шумеров мифологические тексты рассказывают о жизни богов, о происхождении людей и их взаимоотношениях с богами, объясняют причину природных явлений и смысл человеческой жизни. Основными шумерскими мифами являются: — миф «Энки и мировой порядок»; — миф о Всемирном потопе и единственном спасшемся человеке Зиусудре; — мифы об Инанне и Думузи.

Рассмотрим, каким образом раскрываются в них концептуальные вопросы космологии, антропологии и «сотериологии». Шумерская космология До настоящего времени не найдено ни одного шумерского мифа, который бы повествовал о сотворении мира. То немногое, что известно о шумерской космологии, по крупицам складывается из разрозненных текстов.

Согласно представлениям шумеров, прежде бытия мира существовала «Первоматерь» Намму, которая породила небо и землю и стала «прародительницей всех богов». От неё родились Ан, воплотивший мужское начало, и Ки шумер.

Его главный храм находился в городе Ниппур. Энки аккад. Эа , защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод. Культ воды вообще играл огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья. Отношение к воде не было однозначным.

Вода считалась источником доброй воли, приносящей урожай и жизнь, символом плодородия. С другой стороны, являясь причиной разрушений и страшных бед, вода выступала как мощная и недобрая стихия. Другими важными божествами были бог Луны Нанна аккад. Син , покровитель города Ур, а также его сын, бог Солнца Уту аккад. Шамаш , покровитель городов Сиппар и Ларсы. Всевидящий Уту олицетворял безжалостную силу иссушающего солнечного зноя и одновременно солнечное тепло, без которого невозможна жизнь. Богиня города Урук Инанна аккад.

Иштар почиталась как богиня плодородия и плотской любви, она даровала и военные победы. Эта богиня природы, жизни и рождения часто изображалась в виде женщины-дерева. Супругом ее был Думузч аккад. Таммуз , сын бога Энки, «истинный сын» водной глубины. Он выступал как бог воды и растительности, ежегодно умиравшей и воскрешающей. Владыкой царства мертвых и богом чумы был Нергал, покровителем доблестных воинов — Нчнурт, сын Энлиля — молодой бог, даже не имевший своего города. Влиятельным богом считался Ишкур аккад.

Адад — бог гроз и бури. Его изображали с молотом и пучком молний. Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир. На протяжении III тыс. Так, Ан стал более четко олицетворять идею власти. Энки — воплощенная хитрость— стал почитаться как бог мудрости и знаний: сам он в совершенстве знал все ремесла и искусства и некоторые из них передал людям; кроме того, он был объявлен покровителем предсказателей и заклинателей. Уту стал верховным судьей, защитником притесняемых и убогих.

Оцени полезность материала: Примеры употребления слова адад в литературе. Это вполне возможно, ибо Лавану достаточно было знать о существовании бога Авраама и Нахора, чтобы уже признавать этого бога таким же действительным, как Иштар или Адад, даже не причисляя себя к его почитателям. Жрецы Вавилона тотчас сообщили ему, что храмов великих богов у них пятьдесят три, да пятьдесят святилищ царя богов Мардука, да триста святилищ земных божеств, да шестьсот святилищ небесных божеств, да сто восемьдесят алтарей Нергал и Адада и двенадцать других алтарей.

Жители Месопотамии считали, что есть злые колдуны, которые пользуются грехами людей и посылают на них злых демонов. Если человек безгрешен, если человек чист и праведен, никакие демоны ничего с ним сделать не могут, любое колдовство против него бессильно. Колдовство имеет силу только против того, кто имеет грехи, кто сам своими деяниями создал дырки, в которые эти злые демоны или, как мы их называем, бесы могут войти. И был специальный ритуал — сожжение колдовства. То есть уничтожение этих заклинаний колдунов, залечивание этих дырок. Сцена повержения и сожжения демона Шамашем справа — Айа, супруга Шамаша Аккадская цилиндрическая печать 2350-2200 до Р. Париж, Лувр, АО 2485 Сцена поражения врага-демона рогатый головной убор указывает на божественность Шамашем. Аккадская цилиндрическая печать. Париж, Лувр, AO 2128 Кстати говоря, в поздний период, уже в эпоху Селевкидов, Уту очень часто считается врачом и именуется «бог-врач», «бог-целитель», наподобие греческого Асклепия, потому что сначала бог-целитель был целителем духовных вещей. Понятно, что многие физические болезни являются следствием духовных болезней, грехов. И в позднее время Шамаш стал многими людьми восприниматься как тот, к кому можно обратиться, чтобы вылечиться. Но причина именно в этом — в том, что грех создает дырки, через которые входят злые духи и разрушают человека. Соответственно, надо совершить ритуал маклу, чтобы очиститься от этого. IV-III вв. Археологический музей Этот ритуал — ритуал разрушения колдовских чар, совершался ночью. А утром происходило очищение бит-римки и восстановление добрых отношений между человеком и его личным богом. Этот аспект Шамаша подробно исследовал Абуш в своей работе 2002 года T. Mesopotamian Witchcraft. Leiden, 2002. Личный бог по-аккадски, илу — это, своего рода, ангел-хранитель. И он, естественно, отходит от человека, если человек совершает грехи. Если человек совершает грехи, он его отгоняет от себя. Уходит личный бог и входит демон, то есть колдовские чары возникли из-за деяний самого человека. И в ритуале происходит их сожжение, очищение от последствий греха, после чего восстанавливаются добрые отношения очищенного с его личным богом. И этот ритуал связан с Шамашем, который освещает весь мир, знает все уголки мира — ведь от солнца негде скрыться, солнце все освещает, до последнего зернышка. Уту Шамаш — помощник заблудившимся Шамаш вместе со своим братом Ишкуром-Ададом это бог бури, о нем мы будем говорить позже является владыкой прорицаний. Он открывает людям тайны, даже тайну письма. О том, как Уту открывает людям тайну письма, рассказывается в предании «Энмеркар и владыка Аратты». Уту указывает путь заблудившимся в дикой местности. Это понятно — он знает все пути, все тропы, и если он исцеляет человека, заблудившегося духовно, заблудившегося в грехе, человека, который не может найти правильного пути, то понятно, что еще проще ему указать правильный путь человеку, который просто заблудился в горах и лесах. Мы видим, что многократно, в разных ситуациях именно к Уту обращаются герои, когда они заблудились см. От начала начал. В повествовании о Лугальбанде, царе Урука, «Лугальбанда во мраке гор» см. На небо к Уту воздел он очи, Словно пред отцом родным, пред ним заплакал, Свои руки благие во мраке гор к нему поднял: «Уту, приветствую тебя. Да не буду я больше болен! Герой, сын Нингаль, приветствую тебя, да не буду я больше болен!

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий