Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов. разговора представителей разных видов – принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам. Благода. За время, пока исследователи изучали "язык" обезьян, а также разгадывали варианты обозначений для связанных между собой слов, они определили несколько составляющих.
О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?
Обучение языку жестов начиналось у подопытных обезьян с раннего детства. Сотрудники Университета Сент-Эндрюс установили, что альфа-самцы шести диких групп обезьян этого вида в случае опасности издают звуки, которые можно. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных.
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян
И «Яхт-клуб скучающих обезьян» — это настоящая золотая жила противоречивых образов. Эти результаты позволяют ученым предположить, что язык обезьян имеет множество диалектов и прочих нюансов. Биологам удалось установить, что среди обезьян-игрунок нередко происходит заимствование характерных звуков, если две популяции обитают рядом и часто слышат друг друга. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей. Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо. Естественный язык обезьян — первая сигнальная система по Павлову, то есть непроизвольное отражение их внутреннего состояния.
Ученые расшифровали язык жестов обезьян
Команда исследователей во главе с профессором Джулией Фишер в результате наблюдений за обезьянами сделали выводы, что эти животные изучают «новый язык» для предупреждения. В первой лекции лингвист Максим Кронгауз рассказал о том, чем человеческий язык отличается от языков животных и может ли обезьяна считать себя человеком. Обезьян же, оказывается, можно научить читать за пару месяцев.
Говорящие обезьяны: Эксперименты по изучению жестового языка
Для этого потребовалось немало усилий: язык обезьяны лопаточкой отводили назад, после глубокого вдоха нос зажимали, так что ей приходилось выдыхать через рот. Ученый из университета штата Мичиган 7 лет изучал поведение мартышек-гелад, фактически жил с ними. Канзи — самец карликового шимпанзе или бонобо, который участвует в исследованиях по обучению обезьян языку.
Ученые расшифровали язык жестов обезьян
Для того чтобы проникнуть в сознание обезьяны, ученые внедрили в париетальную кору мозга 96 электродов и посадили животное перед монитором компьютера. Команда исследователей во главе с профессором Джулией Фишер в результате наблюдений за обезьянами сделали выводы, что эти животные изучают «новый язык» для предупреждения. Филлип Шленкер, известный учёный из Нью-Йоркского университета, опубликовал исследование, в котором утверждает: у обезьян существует собственный язык общения, причём он даже. К такому выводу ученые пришли обнаружив, что люди способны воспринимать и понимать язык жестов обезьян.
Обезьяна Илона Маска с чипом Neuralink в мозгу научилась печатать текст силой мысли
Эксперимент К участию в эксперименте было привлечено более 5500 добровольцев. Более половины людей легко справлялись с этой задачей даже без вариантов ответа и не понимая, в каком контексте эти жесты были сделаны. Так, например, поглаживание себя по груди означало желание объятий, прикосновение ко рту — просьбу о еде, а потрясание ветки или предмета — предложение заняться сексом. Генетические коды Ученые объяснили эту способность сходством восприятия реальности, строения тела и устройства нервной системы у людей и обезьян. Интересно, что дети до двух лет, независимо от национальности и культуры, используют примерно тот же набор жестов, совпадающий с обезьяньим.
В записях длительностью 900 часов, ученые насчитали 390 последовательностей звуков. Конечно, по сравнению с возможностями человеческого общения, такой словарный запас кажется ничтожно малым. Но ученые подчеркнули, что на данный момент изучили общение обезьян не полностью.
В будущем они хотят записать еще больше звуков, чтобы найти дополнительные последовательности. Но они уже почти полностью уверены, что в издаваемых обезьянами шимпанзе звуках определенно есть структура и ее можно расшифровать. Исследователи считают, что изучение обезьяньего языка может пролить свет на то, как в свое время научились говорить люди. На данный момент считается , что люди обрели навык общения примерно 20 миллионов лет назад. Сначала они общались с помощью жестов, а потом начали подражать звукам из окружающего мира. После этого, скорее всего, у них появились определенные последовательности звуков, наподобие тех, которые были обнаружены у шимпанзе. То есть, между нами в 10 раз больше общего, чем между мышами и крысами!
Между людьми и шимпанзе очень много общего Примечательно, что жесты играют большую роль и в жизни обезьян.
Группа ученых провела много лет, наблюдая за дикими шимпанзе. Они обнаружили, что человекообразные обезьяны используют «лексикон» из более чем 80 жестов, каждый из которых передает сообщение другому члену группы. Такие сообщения, как «приведите меня в порядок», передаются долгим царапающим движением, поглаживание рта означает «дай мне эту еду», а отрывание полосок от листа зубами — сигнал флирта.
Смирновой «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли животные оперировать символами? Авторы её — люди высочайшей научной честности и добросовестности — пишут очень осторожно и аккуратно, не пытаются натягивать факты на какие-то априорные представления, а всякие непроверенные и неподтверждённые вещи либо оставляют за скобками, либо оговаривают специально. Поэтому про подтасовки и мистификации — если они и были — мне ничего неизвестно. Зорина: Скептики пытались выдвинуть такие обвинения, но если бы такие факты были известны, то «говорящие» обезьяны не были бы предметом научного обсуждения. Одна из «головных болей» исследователей состояла в том, чтобы не совершить каких-то ошибок, невольных подсказок, не принять желаемое за действительное.
Поэтому методики постоянно совершенствовались, опыты повторялись, результаты разных проектов проверялись и сопоставлялись, практиковался метод двойного слепого контроля, когда тест предъявлял один экспериментатор, а результаты фиксировал другой, который не знал условий теста см. Зорина, Смирнова, 2006. Эта проблема подробно обсуждается в разделах: «Атака скептиков» и ««Проект Ним» и критика «языковых» экспериментов Г. Опасность неосознанной подачи невербальных сигналов всегда учитывается грамотными экспериментаторами. Сэвидж-Рамбо заметила по этому поводу см. Зорина, Смирнова, 2006 : «Я была бы последней, кто станет отрицать, что в некоторых из проектов по изучению языка обезьян имелись случаи невольных подсказок. Шимпанзе — чрезвычайно умные животные и могут уловить самый слабый след одобрения или неодобрения в выражении лица или позе человека. По словам Р. Футса, и Гарднеры, и он сам а позднее и Сэвидж-Рамбо в своих работах с шимпанзе и бонобо с помощью ряда приемов, включая двойной «слепой» контроль, свели к минимуму любую возможность подавать обезьянам какие-либо сигналы-подсказки.
Примером «невольного заблуждения» может служить история с обучением шимпанзе Нима. При анализе его высказываний выяснилось, что он, как правило, повторяет фразы своих тренеров, причем причиной этого были именно недостатки использованной автором методики обучения, когда Нима фактически и поощряли именно за то, что он повторяет обращенные к нему фразы. На этом основании автор проекта H. Terrace объявил все результаты других исследователей недостоверными. Зорина: Общая его структура соответствует этому уровню, но сходство не следует преувеличивать, язык "говорящих" обезьян явно примитивнее. Приведу цитату из своей статьи Зорина, 2008. Часть из них скорее намечены как тенденции, как «семена», по образному выражению одного из психологов [Севастьянов 1989], сходные с теми зачатками языкового поведения двухлетних детей, из которых развивается настоящий язык взрослого человека, что разница в степени выраженности языкового поведения антропоидов и языка человека весьма велика. Напомним еще раз наиболее важные отличия: словарь человекообразных обезьян как бы ни преувеличивали его объем некоторые авторы ограничен по сравнению со словарем ребенка даже 2—2,5 лет, а продуктивность языка проявляется только как тенденция; свойство перемещаемости проявляется преимущественно в способности говорить о предметах, находящихся вне поля зрения, тогда как способность говорить о прошлом и будущем представлена в самой зачаточной форме; обезьяны понимают значение порядка слов в предложении, но их собственные «высказывания» в подавляющем большинстве случаев ограничиваются двумя-тремя «словами», что, впрочем, характерно и для 2-летних детей; у обезьян отсутствует даже намек на «языковый взрыв» — за прошедшие после теста десятилетия Канзи не добавил ничего к своему владению йеркишем, и ничего похожего на «взрыв» в его языковом поведении не произошло, тогда как его коллега 2-летняя Аля далеко обогнала его в ближайшие год-два, если даже не в месяцы. Бурлак: Ну, вообще, у разных детей уровень в 2—4 года очень разный.
Мой сын, например, в 2 с половиной уже умел пользоваться вводными словами в частности, словом «например» , а к четырём — строить длинные предложения. А сын наших знакомых в три года говорил словами типа «ма» и «па». И это совершенно ничего не значит — к школьному возрасту и тот, и другой стали обычными умными мальчиками. Просто у разных людей разные скорости развития. Так что, когда говорят об уровне «примерно двухлетнего ребёнка», имеют в виду нечто среднее или то, что с точки зрения медиков не требует коррекции. Обезьяны понимают значения слов, могут употреблять их в новых ситуациях. Понимают различия в порядке слов. Могут составлять из слов комбинации — хотя предпочитают по статистике, приводимой американским психологом Майклом Томаселло однословные «высказывания». Грамматики у них нет — ну так их ей и не учили да и не очень-то она нужна для однословных высказываний.
Вот такой вот уровень. Бурлак: Как сказала однажды Кэтлин Гибсон, специалист по орудийной деятельности животных, «стоит мне принять, что какой-то признак уникален для человека, как тут же оказывается, что он вовсе не уникален! Так что поживём — увидим. Например, опыты Э. Мензела и некоторые наблюдения Дж. Гудолл, С. Сэвидж-Рамбо и С. Новосёловой показывают, что шимпанзе и бонобо могут донести до сородичей кое-какую информацию. У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С.
О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?
Вполне вероятно, что шимпанзе добавляют смысл звукам при помощи разных тонов и модуляций, но выявить это невозможно. Изучение контрольной группы приматов продлили еще на три года. Ученые постараются расшифровать больше слов.
Исследователи подтвердили ранее предположение о том, что у некоторых обезьян существует собственный, понятный им язык. К примеру, слово «крак» помогает предупредить собратьев о появлении леопарда, а слово «крак-оо» предупреждает о других видах угроз, например, о падающих ветках.
Сверху падают ветки! Для более тщательного исследования этого момента специалисты провели опыт, в котором были задействованы не только представители разговаривающего вида, но и особи других, родственных видов обезьян. В результате эксперимент показал, что последние не только понимали озвученные сигналы разговаривающего вида, но и реагировали прогнозируемым образом. А именно, услышав, к примеру, слово "крак", обезьяны вели себя так, как если бы увидели приближающегося леопарда.
Ну… во всяком случае, речь идёт об очень ограниченном понимании. Собака различает слова разных команд до тех пор, пока знает, что должна делать, скажем, при слове «сидеть». Если же слова связаны с пищей и кормлением, проблем с интерпретацией тем более не возникает. Среди собак попадаются особенно талантливые, которые способны усвоить сотни слов, выбрать из кучи игрушек нужную и принести хозяину. Но и в этом случае не может быть и речи о полноценном понимании языка. Животные всего лишь запоминают некоторые слова и связывают каждое из них с определённым действием.
Она всего лишь узнаёт некое ключевое слово, что бы там ни думали хозяева о своём питомце, и реагирует на него вполне конкретным действием. Либо реагирует на наше поведение определённым действием, — например, когда мы садимся, приказывая ей сидеть, или наполняем миску кормом. Ничто — увы — не указывает на большее. Лингвистические способности человека позволяют ему рассуждать о том, чего нет здесь и сейчас, и в этом направлении ни у одной из собак до сих пор не наблюдалось никакого продвижения. Вот тебе ещё орех. Герой приведённого выше диалога — попугай, отвечающий на вопросы человека. Эта птица, как мы уже заметили, идеально воспроизводит человеческую речь. Птицу зовут Алекс, и она много лет проходила обучение у Ирене Пепперберг. Алекс не просто знает много слов, он употребляет их так, будто понимает значение. Может ответить на множество вопросов о форме, цвете и количестве предметов.
Если его спросить: «Сколько здесь зелёных мячей? А если Алекса спросить: «Что это там зелёное? Во всяком случае, знает множество понятий, обозначающих разные предметы, цвет, форму и количество. И его языковых способностей хватает на то, чтобы облечь эти понятия в слова. При этом Алекс так и не овладел языком настолько, чтобы уметь поддержать общий разговор на другие темы, нежели те, которым его специально обучали. Тем не менее достижения Алекса впечатляют. Особенно с учётом того, что речь идёт о существе, мозг которого размером с грецкий орех. Результаты многочисленных попыток научить других животных говорить чаще всего куда более скромные. Попугаи, пожалуй, демонстрируют в этом направлении лучшие способности и могут произносить слова почти как люди. Практически все эксперименты такого рода с обезьянами можно считать неудачными.
Обезьяны не могут управлять своими «речевыми» органами настолько, чтобы воспроизводить человеческие звуки и складывать их в слова. Это относится и к шимпанзе, выросшим в человеческих семьях на правах приёмных детей вместе с человеческими «братьями» и «сёстрами». С другой стороны, язык совсем необязательно состоит из звучащих слов, тем не менее остаётся языком. И поскольку именно воспроизводить звучащую речь оказалось для обезьян непреодолимым барьером, попытки исследователей перекинулись на невербальные языки. В серии экспериментов, проводимых начиная с 1960 года, использовался язык жестов или различные искусственные языки, когда, к примеру, нажать на клавишу или указать на символ на доске означало произнести слово. И занятия с обезьянами при помощи этих подручных средств действительно были куда более успешными. Животные без проблем выучивались использовать некоторые «слова» и в правильном контексте. Шимпанзе Уошо 1965—2007 особенно отличилась в экспериментах с языком жестов. Идея была та же, что и с Гуа. Уошо выросла в человеческой среде, насквозь пронизанной языком.
С той только разницей, что это был язык жестов. Уошо выучила несколько сотен жестов амслен — варианта языка для глухих, распространённого на территории США, — и правильно использовала их в нужных ситуациях. Кроме того, она могла соединить некоторое количество жестов в вполне разумное высказывание. Ещё один эксперимент с языком жестов подвёл черту под многими работами по этому вопросу. Его героем стал шимпанзе Ним Чимпски. Ним учился языку жестов тем же способом, что и Уошо, но скорее в лабораторной обстановке, где проводили много научных тестов, которые подтверждали его достижения. Этот эксперимент считается скорее неудачным. Ниму удалось выучить совсем немного жестов, и комбинировать их он практически не умел. Герберт Террас, ответственный за эту работу, сделал вывод, что у шимпанзе нет способностей к языку, не говоря о грамматике. Учёный упрекнул своих предшественников в том, что они были недостаточно объективны и трактовали результаты опытов чересчур оптимистично.
В частности, указывал Террас, недостаточно учитывался эффект Умного Ганса. Хозяин Умного Ганса неплохо заработал на его талантах. Коню можно было задать любую арифметическую задачу, и он копытом выстукивал ответ. К примеру, на вопрос о квадратном корне из 25 раздавалось пять постукиваний. В конце концов нашёлся психолог, который с подозрением отнёсся к лошадиному гению и провёл с животным эксперимент, показавший, что Умный Ганс вообще не умеет считать, зато прекрасно считывает человеческие эмоции.
Англичане зафиксировали, как «разговаривают» приматы, а это значит, что не боги наделили человека возможностью общаться. По крайней мере — не только его. Определённая система [ограниченных] коммуникаций присуща даже примитивным представителям животного мира. На самом деле, не только «великий Хатха протрубил водяное перемирие». Даже муравьи умеют подавать сигнал об опасности миллионам себе подобных. Руководитель «обезьяньего» проекта, доктор Катрин Хобайтер приводит пример не осмысленного информирования окружающих: если вы ненароком схватились за горячую чашку с кофе, то вы обязательно произнесёте «.. Аналогичным образом действуют и существа, которые, вроде как, ниже нас по уровню интеллектуального развития. Вот только не шимпанзе.
О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?
Оказывается, у приматов существует гораздо более развитый язык общения, чем предполагалось ранее, сообщает potokmedia. Однако до этого времени ученые оставались в неведении, сколь большое количество информации приматы могут передавать от особи к особи. В общей сложности было идентифицировано 12 различных типов структурированных коммуникаций приматов: хрюканье, пыхтение, уханье, лай, крики и прочее.
Однако учёные зафиксировали между ними крик, оповещающий о приближении орла, что стало открытием. По словам исследователей, это сходство говорит о том, что биологические основы подобного действия, впервые возникли у предка, общего для обоих видов. Полученные результаты могут заложить основу для корреляции сигналов тревоги со структурами в мозге или сегментах генома обезьяны в будущих исследованиях. Поделиться новостью:.
Исследуемыми выступали не только шимпанзе, но и орангутанги, бонобо и гориллы. К 1972 году в Оклахомском институте изучения приматов уже с десяток шимпанзе были обучены амслену. В 1973 году в Колумбийском университете был проведен эксперимент с шимпанзе, имя которого стало каламбуром имени Ноама Хомский — Ним Чимпски. Этому малышу повезло куда меньше, чем Уошо и Вики, он провел в лабораторной клетке большую часть своей жизни. Руководителем проекта «Ним» стал профессор Герберт Террес, который снимал процесс обучения шимпанзе на камеру на протяжении четырех лет. Учителями Чимпски выступало более 60 специалистов жестового языка, но малыш в итоге с большим трудом смог выучить лишь 125 слов. Помимо умения общаться на языке жестов Ним еще и неплохо рисовал. Его работы были похожи на детские каракули, но в них всегда прослеживался сюжет. Знаменитый шимпанзе иногда бывал агрессивным и однажды напал на одного из своих учителей. По окончании исследования Чимпски был отправлен в приют для животных «Black Beauty Ranch», где о нем практически забыли. В некоторых источниках говорится, что за всю жизнь к нему пришли только пару раз. Одним из посетителей был профессор Герберт Террес, который принес еды и ушел. Другие источник пишут, что один из сотрудников все же время от времени заглядывал к шимпанзе, Чимпски радовался и пытался общаться с ним на языке жестов, требуя внимания. Ним скончался в 2000 году в возрасте всего 26 лет, это очень мало для средней продолжительности жизни шимпанзе. Вскрытие показало, что у него произошел сердечный приступ.
Краткие ответы на эти вопросы будут представлены в нашей статье. Самойлова Мария 04 Марта, 2014 Что такое язык? Кто им обладает? Только ли человек способен общаться с помощью условных символов или и животные тоже? Данный краткий обзор посвящен языкам-посредникам, которым обучали приматов. Целью такого обучения был ответ на вопрос: мог ли человеческий язык начать формироваться еще у приматов? Для обучения приматов использовалось несколько языков-посредников. Они были построены на основе грамматики английского языка, но включали в себя незвуковые символы. Эксперименты, которые проводились с участием приматов в начале XX века показали, что они не способны к тонкой артикуляции, их голосовой аппарат отличается от человеческого опыты Фурнеса, Ладыгиной-Котс, семьи Келлог.
Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык
Оказались способны к жестовому языку и другие человекообразные обезьяны. Первопроходцами для своих видов стали орангутан Чатек, бонобо Канзи, горилла Коко. Языковой запас и речевое развитие у них были разные. Лидировал крошка-бонобо с маленькой по сравнению с остальными обезьянами головой. Если сначала обезьян учили напрямую, то позже стали изощряться.
Например, называли предметы вслух на английском, и через некоторое время учили жесту, привязывая его к слову на английском, а не к предмету. Выяснилось, что так тоже работает. Обезьяны могут учиться жестовому языку, ориентируясь на английские слова, а не на предметы. Обезьяны, которые научились читать и писать Чтобы понять, действительно ли обезьяны говорят или их наставники просто толкуют, подобно пифиям, их беспорядочно используемые знаки, учёные решились проверить способность обезьян читать и писать — если не буквами, то хотя бы специальными абстрактными символами.
Общение при помощи наборов символов было нестественным, неудобным, непохожим на то, с чем обезьяна могла бы столкнуться в природе. Для него надо было или выложить карточки в ряд, или нажимать на кнопки с символами. Но с этим справились и подопытная шимпанзе Сара, и молодые бонобо Кандзи с Панбанишей. Обезьяны могут составлять предложения, записывая их абстрактными значками.
Более того, выяснилось, что читать-писать бонобо могут выучиться так же просто, походя, как человеческие дети. Символам пытались научить мать Кандзи и Панбаниши. Кандзи в то время просто вертелся рядом и в какой-то момент стал выполнять задания, видя, что мать с ними не справляется. Обезьяны, которые учили сами Говорить, выполняя задания людей, которые за это вкусно кормят, совсем не то же самое, что поддерживать языковую среду и культуру самостоятельно.
Интересно ли «говорящим» обезьянам общаться друг с другом и способны ли они передавать свой навык дальше? Коко всегда мечтала о детях и обожала котят. К горилле Коко подселили по очереди двух самцов. Первым был Майкл он же Михаэль.
В ходе анализа они обнаружили, что язык первых эволюционировал, а сами приматы отличаются древним происхождением. Известно, что представители верветок имеют три вида сигнала, оповещающего о тревоге. Первый говорит про приближение леопарда, второй — змеи, третий- орла. В отличие от своих сородичей, западноафриканские представители имеют всего лишь два характерных звука — «змея» и «леопард».
Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась. Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку. В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором. Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего. Однако, поскольку Канзи понимает рекурсивную семантику, заключенную в обороте «который в микроволновке», он осознал, что экспериментатор говорит не о любом из помидоров, лежащих в комнатке, а о конкретном, находящемся именно там, где указано. Особенно важно, что, при отсутствии такой конкретики в синтаксической структуре, например, «Сходи к микроволновке и принеси помидор», Канзи замечал такую разницу и возвращался с любым помидором, а не именно с тем, что лежал в микроволновке. Таким образом, человеческая языковая способность во многом заключается в умении усвоить грамматику родного языка. Ребенок, развивающийся в человеческом обществе не являющийся «маугли» легко осваивает один или несколько языков, на которых с ним говорят до трехлетнего возраста, и особенно в трехлетнем возрасте. При этом он отнюдь не получает такого систематического обучения, как при осваивании иностранного языка, усваивает язык спонтанно, методом проб и ошибок. Именно это произошло с Канзи и его сестрами. Согласно выводам, сделанным в статье « Kanzi, evolution and language » Канзи, эволюция и язык , языковой способностью мог обладать последний общий предок человека, шимпанзе и бонобо, но лишь у человека эта способность оказалась важной с эволюционной точки зрения. Здесь важно упомянуть, что Канзи общался высказываниями и предложениями не только с людьми, но и со своими сестрами, в особенности с Панбанишей. Примеры таких эпизодов, в которых фигурировали как вокализации, издаваемые самими бонобо, так и обращение к клавиатуре с лексиграммами: Канзи - Панбанише. Экспериментатор варил яйца, и Канзи мог наблюдать за этим из своей спальной клетки, которая была расположена первой в ряду таких спален. Панбаниша была в третьей клетке, и не могла видеть, что готовит экспериментатор. Первый экспериментатор попросил Канзи, чтобы тот при помощи клавиатуры сообщил Панбанише: яйца вот-вот будут готовы. Канзи обратился к Панбанише голосом. Панбаниша, в это время уже на протяжении около 5 минут поглаживавшая другого экспериментатора, прекратила это занятие, подошла к клавиатуре с лексиграммами и попросила «яйцо». Панбаниша — Канзи: Панбанише показали мешочек арахиса и попросили передать Канзи, что она видела. Она издала очень тихий звук. Канзи немедленно ей ответил и набрал на клавиатуре лексиграмму «арахис». Язык или просто коммуникация? Все вышеизложенное позволяет сформулировать принципиальный вопрос о том, что же демонстрируют все подобные опыты: настоящий язык или только коммуникацию? Исследования с участием Канзи вызвали резкую критику в научном сообществе, в частности, со стороны Стивена Пинкера , автора книг «Язык как инстинкт» и «Чистый Лист». Он сказал, что Канзи своими навыками «напоминает ему медведей из московского цирка, которых научили кататься на одноколесном велосипеде». По мнению Пинкера, Канзи изучил элементы человеческой коммуникации, освоив клавиатуру с лексиграммами, но языковой эту способность назвать нельзя. Пинкер в частности, указывает, что «Чтобы насчитать сотни слов обезьяньего словаря, исследователи также «переводили» указующее движение шимпанзе как жест «ты», объятия как знак «обнимать»; подбирание чего-либо с пола, щекотание и поцелуи как знаки «подбирать», щекотать и «целоваться». Зачастую одно и то же движение шимпанзе истолковывали как разные «слова», в зависимости от того, каким, по мнению наблюдателей, могло быть соответствующее слово в данном контексте.
Эта «штучка» называется NFT.