Масштабная электоральная кампания по выборам депутатов различных уровней в Беларуси будет проходить впервые.
Раскрыты сроки проведения выборов президента Белоруссии
он выявил ряд качественных особенностей. В Белоруссии 25 февраля пройдет единый день голосования, граждане выберут новый состав парламента и местных советов. Выборы в Беларуси 2024 года: новости, кандидаты, прогнозы. Александр Лукашенко, отвечая на вопрос об участии в президентских выборах в 2025 году, заявил, что будет в них участвовать, если так решит народ. Президент Беларуси Александр Лукашенко после голосования на выборах депутатов Палаты представителей и местных cоветов депутатов 25 февраля 2024 года в единый день голосования объяснил, почему пойдет на президентские выборы в Беларуси в 2025 году. он выявил ряд качественных особенностей.
В Белоруссии подводят итоги единого дня голосования
В соответствии с требованиями обновленной Конституции и Избирательного кодекса: кандидатами в депутаты Палаты представителей, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; кандидатами в депутаты местных Советов не могут быть выдвинуты граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость; вправе будут избирать и быть избранными лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; кандидатами в депутаты, в члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, имеющие гражданство подданство иностранного государства, иной документ иностранного государства, предоставляющий права на льготы и преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью. В единый день голосования избиратели получат: в Минске — по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов; в областных и районных центрах — по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета; в сельской местности — по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета. В печатных СМИ в сообщении об образовании избирательной комиссии будут указываться количественный состав комиссии, способ выдвижения и контактные данные комиссии адрес и номер телефона без персональных данных членов комиссии. Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но имеют документ, подтверждающий проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов не позднее 24 февраля 2024 года.
Выборы — 2024: что нам предстоит? Избираться будут депутаты Палаты представителей Национального собрания восьмого созыва и местных Советов депутатов двадцать девятого созыва.
Избирательная кампания набирает обороты, в стране образовано 12 514 избирательных округов.
Об этом сказано в телеграмме, размещенной на сайте Кремля. По словам российского лидера, высокая явка на выборах и итоги народного голосования продемонстрировали поддержку политического курса на гармоничное социально-экономическое развитие Белоруссии, а также указали на обеспечение стабильности внутри страны и продвижение взаимовыгодных интеграционных процессов под руководством Лукашенко. Ранее депутат Госдумы Артем Туров заявил , что выборы в Белоруссии прошли без нарушений, в рамках национального законодательства.
Читайте также Напомним, после удачного эксперимента с голосованием по конституционным поправкам, которое проходило в Российской Федерации на протяжении недели, с 25 июня по 1 июля, Госдума поддержала законопроект , который разрешает голосование в течение нескольких, а именно трех дней. На прошедшем в июне плебисците, впрочем, даже по мнению большинства оппозиционеров явка и результаты, если и были накручены, то на конечный результат не повлияли: народ поправки действительно поддержал. Что в конечном итоге привело к отсутствию явного негативного настроения в отношении такой формы организации голосования. Однако, как будет развиваться ситуация и насколько люди будут верить результатам в 2024 году, сейчас сказать сложно.
Как минимум потому, что на данный момент достоверно не известны даже кандидаты. О сходстве ситуации в двух странах мы поговорили с политологом Георгием Сатаровым. Я думаю, между режимами, их некоторыми свойствами, и, если угодно, социальными рефлексами есть много общего. И путинский , и режим Лукашенко — это стандартные диктатуры.
Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году
ВЫБОРЫ-2024. ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ | Беларусь готовится к историческому голосованию В феврале 2024 года в Беларуси состоятся президентские выборы, которые могут стать поворотным моментом в истории страны. |
Экзамен для власти и оппозиции: как Беларусь готовится к выборам 2024 года | Действующий лидер Беларуси Александр Лукашенко заявил, что будет участвовать в выборах президента страны в 2025 году, передает со ссылкой на «Sputnik Беларусь». |
Единый день голосования-2024: полный обзор прошедших выборов в Беларуси
Лукашенко о выборах-2024: Около 80% поддерживают тот курс, который мы определили. Нам чего бояться? | 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые пройдет единый день голосования, сообщили в программе. |
Следующие президентские выборы в Белоруссии — Википедия | Выборы, которые должны пройти в Беларуси в 2024 году, будут непростыми, об этом заявил президент страны Александр Лукашенко во время памятного мероприятия в "Хатыни". |
Белоруссия показала, какой накал может быть в России в 2024 году | Александр Лукашенко будет участвовать в президентских выборах в 2025 году, если так решит народ. |
Глава МВД Кубраков сказал о подготовке к выборам в Беларуси в 2024 году - Новости | Выборы, которые должны пройти в Беларуси в 2024 году, будут непростыми, об этом заявил президент страны Александр Лукашенко во время памятного мероприятия в "Хатыни". МЕМОРИАЛ "ХАТЫНЬ" (Минская область), 22 мар – РИА Новости. |
В Белорусии назвали сроки президентских выборов - | Новости | Выборы 2024 года покажут, готовы ли власти формировать партийный парламент и местные советы, готовы ли они усилить «Белую Русь» и создать альтернативную вертикаль власти, параллельную административному аппарату. |
«Грызня и драка». Лукашенко про то, как проходят выборы у беглых
Выборы – 2024: что нам предстоит? | Хатняя старонка» Палітыка» Что изменится на выборах 2024 года? |
Экзамен для власти и оппозиции: как Беларусь готовится к выборам 2024 года | Александр Лукашенко будет участвовать в президентских выборах в 2025 году, если так решит народ. |
Что изменится на выборах 2024 года? Рассказал председатель Центризбиркома
На это МИД РБ быстро отреагировал, что называется, «с перчинкой», порекомендовав американской администрации протестировать своих сотрудников на знание международного права, в том числе Устава ООН, и заявил, что единый день голосования прошел в соответствии с белорусским законодательством. А далее заявления представителей «коллективного Запада» посыпались как из под копирки. Подключился и верховный представитель ЕС по внешним делам и политике безопасности Жозеп Боррель, рассказавший, что новые депутаты Палаты представителей и местных Советов не имеют демократической легитимности. Можно и дальше приводить цитаты лидеров Западного мира, вот только зачем?
Нас критикуют, а мы крепчаем. И проводим выборы действительно для себя. Но вернемся к избирательной кампании.
Немного сухих цифр потерпите — дальше будет интереснее Для проведения выборов депутатов в единый день голосования в стране было сформировано 1394 территориальные и окружные избирательные комиссии, в числе которых 6 областных и Минская городская, 110 окружных, 118 районных, 10 городских — в городах областного подчинения, 14 городских — в городах районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских. В комиссии было выдвинуто 9614 представителя. Больше всего выдвинули своих представителей политические партии и другие общественные объединения — 4909 человек.
От граждан путем подачи заявлений — 4041, от трудовых коллективов — 664. В итоге в состав комиссий вошло немного меньше граждан, чем выдвигалось — 9459 человек. В стране было образовано 5411 участков для голосования и, соответственно, столько же участковых избирательных комиссий УИК , в состав которых вошло 57233 человека.
А если у этой цифре прибавить членов избиркомов более высокого уровня, то получится уже 6805 избирательных комиссий с общим списочным числом их членов в 66 692 человека. За избирательным процессом наблюдали 45 505 национальных наблюдателя. И эти только количество людей, отвечавших за подготовку и проведение выборов — без учета личного состава органов внутренних дел и МЧС, обеспечивавших порядок в и личную безопасность членов избиркомов например, по опыту 2020-го года случаи словесных оскорблений в отношении членов УИК носили не единичный характер.
К чему все эти цифры? А к тому, что выборы — это довольно таки недешевое удовольствие, и власть поступила весьма дальновидно, установив ЕДГ вместо проведения двух отдельных выборов, которые в прошлые годы могли следовать друг за другом с интервалом в год. Все же экономия бюджетных средств причем значительная , а также, если так можно выразиться, экономия человеческих ресурсов.
Что делала власть и ЦИК в частности Есть такое выражение: легко отчитываться только тогда, когда ты сделал мало. В данном случае работа была проделана огромная. Для оперативного реагирования на запросы избирателей еще в конце ноября 2023-го года в ЦИК начал работать информационно-справочный центр, специалисты которого ежедневно консультировали избирателей по возникающим вопросам текущей избирательной кампании.
К ЕДГ на его линию поступило более одной тысячи звонков. В те же дни ЦИК были подготовлены и утверждены методические рекомендации для территориальных, окружных и участковых избирательных комиссий, памятки для национальных и международных наблюдателей, для лиц, выдвигаемых кандидатами в депутаты, и для кандидатов в депутаты. К слову, выступления кандидатов в депутаты Палаты представителей на телевидении сопровождались сурдопереводом в обязательном порядке.
Сообщалось, что в дни голосования помощь маломобильным гражданам готовы оказать и волонтеры. Порядка 2 тысяч человек прошли обучение на курсах повышения квалификации по вопросам избирательного права и процесса в Академии управления при Президенте. Специально к единому дню голосования был разработан тренинг для обучения участковых комиссий и сценарий его проведения, а в помощь организаторам этих тренингов был даже снят учебный видеофильм о работе участковой комиссии.
Академией управления при Президенте совместно с работниками аппарата ЦИК Беларуси подготовлено 160 специалистов, которые обеспечили организацию обучения членов участковых избирательных комиссий. Было проведено около 150 встреч с трудовыми коллективами и молодежью в некоторые дни могло проводиться сразу несколько таких встреч , более 20 семинаров-совещаний с общественным активом и организаторами выборов в регионах, политическими партиями, СМИ. Работу с трудовыми коллективами крупных предприятий следует выделить особо: где-то может даже чуть-чуть «пересолили» общими фразами в духе «нужно обязательно прийти голосовать, так как от этого зависит судьба страны», повторявшихся неоднократно в Тг-каналах для работников.
На встречах с коллективами замы по идеологии этих предприятий, к сожалению, рисковали вообще отбить охоту у людей идти голосовать. В целом еще хорошо, что про «повышение электоральной культуры населения» и прочие малопонятные основной массе населения материи, в отличие от некоторых лидеров мнений, на этих встречах не говорили. Еще из нового — проведение квизов викторин на знание избирательного Кодекса среди сотрудников предприятия.
Особенность этих выборов — широкое привлечение современных цифровых технологий и в целом высокий уровень визуализации данных, как в электронном виде, так и в классическом «печатном». На сайте ЦИК в разделе «материалы» можно было найти много полезной информации: баннеры, плакаты, памятку избирателю и информационные ролики. ЦИК также подготовил краткое руководство для кандидатов в депутаты.
А на Публичной кадастровой карте в подразделе «Избирательные округа» раздела «Дополнительные слои» были созданы пространственные слои с границами избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей, а также информацией о местонахождении и контактных телефонах окружных избирательных комиссий. Именно благодаря этому сервису я узнал, что, теперь живу в другом избирательном округе и не смогу проголосовать на кандидата в парламент, за которого собирался голосовать до этого он шел на переизбрание. Для оперативного информирования о ходе кампании ЦИК Беларуси довольно активно вел свои аккаунты в социальных сетях и мессенджерах.
Количество подписчиков, возможно, оставляло желать лучшего ВК — 265 человек, Инстаграм — 1550, Фейсбук — 117, Телеграм — 4500, ОК — 2700, Вайбер — 530. Ну, как есть. Кому было интересна эта информация, полагаю, был подписан.
К сожалению, не обошлось без «ляпов». Проблема была оперативно решена, но на это успели обратить внимание альтернативные СМИ. Что ж — пусть и им будет счастье, даже если только и на несколько минут.
В целом граждан очень хорошо информировали о ходе кампании: ТВ как республиканское, так и местное , радио, голосовые объявления в общественном транспорте, наглядная агитация в целом баннеры и прочие формы наружной рекламы и в частности — стенды с информацией о кандидатах в депутаты всех уровней в местах скопления людей в крупных и не очень населенных пунктах. На республиканском ТВ был запущен проект «Понятно про выборы», рассказывавший как формируются списки избирателей, по какому документу можно на избирательном участке получить бюллетень и что делать, если нет возможности проголосовать по месту регистрации. С 9 февраля на ТВ пошла массирования информационная кампания, объясняющая, что граждане вправе обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации и уточнить, включены ли они в список избирателей, а также проверить правильность указанных сведений о себе.
Не уверен, что это для основной массы населения эта тема является значимой. Например, в ходе голосования на местных выборах в феврале 2018-го года граждан, сменивших место регистрации со времени проведения предыдущей электоральной кампании, проводившейся осенью 2016-го года, было выявлено около 8,5 тысяч. Не исключено, сейчас власти были озабочены вопросом явки избирателей на выборы, поэтому решили подогреть интерес к проведению ЕДГ таким нетривиальным ходом, как «проверьте, внесены ли вы в список избирателей».
Органы внутренних дел и члены избирательных комиссий отработали вопросы слаженности действий при пресечении нарушений общественного порядка на участках для голосования и на прилегающих к ним территориях, появлении дебошира, неопознанного летательного аппарата, обнаружении бесхозной сумки, приближении к зданию человека с оружием или бесчинствующей толпы, получении информации о готовящемся теракте. При этом милиция перешла на усиленный режим службы за несколько дней до начала досрочного голосования, что является обычной практикой во время выборов. Безусловно, все было правильно: и сделать все это, и показать общественности, что все это сделано.
То есть органы, если что, готовы к купированию любой противоправной деятельности в местах проведения голосования и не только там. Итог: ни одного зафиксированного нарушения порядка на участках в день выборов. Правда, в ходе агитационной кампании один гражданин на западе Минска все же ударил стоявший на улице стенд с информацией о кандидатах, за что тут же стал фигурантом уголовного дела по статье за хулиганство.
Работа с молодежью и, особенно — с впервые голосующими избирателями Еще в ноябре 2023-го года был запущен информационно-просветительский проект ВТЕМЕ. Голосуем, в рамках которого молодежи планировалось разъяснить простым языком все детали предстоящей электоральной кампании: кого избирают, в какие сроки, компетенция депутатов и многое другое. Члены Молодежных советов ставили своей целью встретиться с молодыми людьми в учреждениях образования и трудовых коллективах и подробно рассказать о ключевых аспектах предстоящей избирательной кампании.
В конкурсе могли принять участие все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. Было получено 2070 работ, а его итоги были подведены уже после проведения ЕДГ. В середине декабря в Академии управления при Президенте стартовал информационно-просветительский марафон «Выбирай.
Планировалось, что во время марафона подготовленные эксперты из числа студентов доступным языком расскажут молодежи разных вузов страны об особенностях предстоящей избирательной кампании, новациях в электоральной сфере и о международном опыте проведения выборов. Причем это планировалось сделать в виде дискуссий, лекций, дебатов. Примерно в те же дни в БГУ открылась «Школа молодого избирателя», в работе которой для студентов предусматривались тематические лекции и дискуссии, а опытные спикеры рассказывали об особенностях единого дня голосования.
Иногда даже казалось, что двери ЦИК вообще не закрываются — за одной группой студентов тут же следовала другая. Для впервые голосующих наших граждан, которых по всей стране насчитали почти 180 тысяч человек, был напечатан специальный тираж Конституции. Экземпляры Основного законы выдавались им прямо на избирательных участках.
БЕЛ», который призван напомнить гражданам Беларуси об их конституционном праве избирать, гражданской ответственности каждого гражданина и едином дне голосования. БРСМ к единому дню голосования запустил челлендж и создал маску в инстаграм, которую тут же опробовали молодые избиратели. Также самая массовая молодежная организация страны подготовила стикерпак для Telegram.
Как говорится, «осваиваем современные технологии»… Работа с молодыми избирателями, в отличие от прошлых кампаний, на этот раз носила системный и массовый характер.
Запланированные тактика и действия дадут свой результат, и мы обеспечим безопасность, — заключил он. На днях ЦИК Беларуси завершил образование участков для голосования на выборах депутатов. Популярное за сутки.
Ранее депутат Госдумы Артем Туров заявил , что выборы в Белоруссии прошли без нарушений, в рамках национального законодательства. В результате были избраны все 110 депутатов нижней палаты парламента. Глава ЦИК республики Игорь Карпенко озвучил имена кандидатов в депутаты парламента, победивших по итогам голосования: среди них, в том числе, оказался внесенный в санкционный список Евросоюза генеральный секретарь Белорусского Красного Креста Дмитрий Шевцов.
Чем сложнее будет обстановка, чем активней они будут будоражить наше общество", — сказал он. По информации агентства, очередные президентские выборы в Беларуси должны состояться не позднее 20 июля 2025 года. Добавим, что по информации на сайте президента Беларуси , глава государства избирается на пять лет прямым голосованием всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Напомним, что последние выборы президента Беларуси состоялись в августе 2020 года.
Лукашенко рассказал, в каком случае он примет участие в выборах президента
Александр Лукашенко рассказал, в каком случае он примет участие в будущих президентских выборах. ↑ Лукашенко анонсировал президентские выборы в Беларуси после принятия новой Конституции в 2022 году. Президент Белоруссии Александр Лукашенко не исключил своего участия в следующих выборах президента республики, которые состоятся в 2025 году. 25 февраля 2024 года в Беларуси впервые пройдет единый день голосования, сообщили в программе. На днях ЦИК Беларуси завершил образование участков для голосования на выборах депутатов. Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества.
Выступление на заседании VII Всебелорусского народного собрания
Сегодня, 22 марта, Лукашенко посетил мемориальный комплекс «Хатынь». В ходе общения с журналистами у него поинтересовались о политической жизни в стране. Уже следующий 2024 год будет в Беларуси электоральным — в единый день голосования будут выбирать парламент и местных депутатов. Далее в 2025 пройдут новые выборы президента. Политическая кампания 2024 года в Беларуси Лукашенко считает, что начало следующего 2024 года будет непростым, так как нужно будет проводить избирательные кампании. Плюсом он считает то, что они будут проходить на фоне других ежегодных событий, например, посевной. Но расслабляться, конечно, не надо.
Самое большое по численности - Содружество Независимых Государств.
Один из главных принципов СНГ - зона свободной торговли. Евразийский экономический союз - уже более продвинутая структура. Более глубокая интеграция сложилась между Беларусью и Россией. При этом Президент подчеркнул, что Беларусь и Россия должны оставаться двумя суверенными и независимыми государствами. Они могут создать уникальное и мощное объединение. Лукашенко: Беларусь и Россия в силах создать такое объединение, чтобы быть еще сильнее Александр Лукашенко подчеркнул: ни в России, ни в Беларуси не поддержат объединение двух государств. Такой шаг не принесет пользы и сделает лишь хуже.
Президент напомнил, что с санкциями многие вопросы в белорусско-российских отношениях отпали сами по себе. Беларусь стала активнее работать на соседнем рынке, а ее продукция оказалась как нельзя кстати восточному соседу. То есть проблема есть - решаем. Не надо забегать вперед", - отметил Александр Лукашенко. Два суверенных, независимых государства. Мы умные, образованные люди, чтобы создать такое объединение суверенных, независимых государств, чтобы мы могли быть сильнее, - уверен Александр Лукашенко. О "заморозке" Арменией членства в ОДКБ Еще один вопрос от СМИ на международную тематику касался недавнего заявления премьер-министра Армении о заморозке членства его страны в Организации Договора о коллективной безопасности.
Александр Лукашенко рассказал, что обсуждал этот вопрос с коллегами. Мы обсуждали с президентами в Казани эту проблему косвенно. Абсолютно спокойно. Никто с ума не сходил. Надо Армении быть в ОДКБ - мы никого не выгоняем, всегда поддерживаем, поддерживали и будем поддерживать как своего союзника. Не захотят они быть в ОДКБ - оно не рухнет, не разрушится", - сказал глава государства. Вместе с тем официальных уведомлений от Еревана пока на этот счет не поступало, уточнил белорусский лидер.
Там парламент принимает решение. Думаю, здравомыслящих людей в парламенте Армении большинство. Обид никаких на нас быть не может, на ОДКБ". Глава государства отметил, что на эту тему уже не единожды говорили, и надо понимать, что для всех членов ОДКБ Азербайджан не чужая страна. Вы тоже это понимаете. Отсюда отчасти соответствующая позиция. А в-третьих, а Армения что, хотела, чтобы мы втянулись в войну Армении с Азербайджаном?
Так до сих пор бы шла эта война и погибли бы тысячи людей, - заявил белорусский лидер. Армения и они это признали оккупировала пять или шесть районов азербайджанских". Президент напомнил, что в свое время фактически играл роль посредника между Баку и Ереваном в попытке мирно урегулировать территориальный спор, а Президент Азербайджана Ильхам Алиев на протяжении ряда лет не только призывал к мирному урегулированию, но и предлагал финансовую поддержку армянской стороне: "Я невольным посредником оказался - из Баку ехал в Ереван и передавал эти сигналы. Вплоть до вложений в экономику Армении миллиардных инвестиций. Азербайджан - богатая страна. Было очень много предложений по-хорошему решить этот вопрос". Тем не менее в прежние годы руководство Армении не шло на мирное урегулирование и проблемные вопросы накапливались.
БЕЛТА , на его правительство. Он-то вообще мало виноват в том, что произошло. Но эту проблему надо было решать. Тем более оккупированные Арменией районы азербайджанские - это пустыня была. В самом красивом месте, в теплом, уютном, где могли жить люди. Более миллиона беженцев азербайджанских - огромный груз на Азербайджане и многие другие проблемы", - отметил глава государства. Какая наша позиция должна была быть?
Армяне - наши близкие, наши родные люди. А Азербайджан что, чужой? Поэтому мы попали в такую ситуацию. И ведь там не было причин вступления ОДКБ в этот конфликт. Абсолютно не было для нас повода даже", - подчеркнул Александр Лукашенко. Он обратил внимание также на контакты Армении с Францией. Последовали заявления - Франция поможет и системами ПВО, и в военной области, и в экономике.
В общем, возьмет Ереван на плечи и понесет. Никто никого не понесет. Вы видите, что происходит во Франции. Поэтому политикам в Ереване надо очнуться и, по-народному говоря, не надо терять то, что есть", - посоветовал Президент Беларуси. Он привел в качестве примера Грузию: "Слава богу, устанавливаются нормальные отношения прежде всего с Россией, с нами, экономика поднимается. Попробовали легкого хлеба на Западе. Американцы уже про Грузию забыли.
Как только грузины шевельнулись в том плане, что это их страна независимая и суверенная, Запад начал на них давить. В том числе и прежде всего США. Ну так надо сделать соответствующий вывод. Никому они на Западе не нужны. Там тысячи проблем". Завтра власть сменится и Трамп скажет: "Слушайте, я вас не знаю. Друзья мои, я вас в первый раз вижу!
Он еще раз призвал не терять то, что держишь в руках: "Выйти просто, а вот зайти будет сложно. Пример опять же - Грузия. Ну вышла она из СНГ и всех структур. Что это, лучше для нее? Желательно вернуться. А вернуться всегда сложнее.
С одной стороны, мобилизация людей и наша мобилизация. С другой стороны, конечно, надо сделать так, чтобы не раскачалась страна и общество, как это было прежде», — сказал Качановой Глава государства. В сентябре того же года, принимая председателя Палаты представителей Владимира Андрейченко, Александр Лукашенко выразил мнение , что «следующий парламент, естественно, будет отличаться от нынешнего.
Потому что и задачи более глобальные, и ситуация непростая». Спустя две недели, на совещании по кадровым вопросам Президент рассказал, каких кандидатов будет поддерживать государство. По его словам, местная власть должна способствовать продвижению достойных депутатов и сенаторов, а также кандидатов во Всебелорусское народное собрание. Это естественно», — заявил Александр Лукашенко, призвав в этом вопросе не строить из себя «целомудренных» и заверив, что на Западе тоже все так делают. После чего призвал способствовать продвижению в парламент и другие выборные органы «патриотов и профессионалов». Интересно следующее. Как правило, ранее, после очередных выборов в Палату представителей ее состав обновлялся примерно на треть, при этом существовало негласное правило: депутатом парламента можно было не более двух сроков подряд. Депутаты, у которых заканчивался второй срок полномочий, на третий срок обычно не выдвигались. Это обеспечивало ротацию депутатского корпуса: за три электоральных цикла парламент обновлялся практически полностью.
Разумеется, в этом правиле бывали и исключения, но они касались, в основном, руководства нижней палаты парламента. Если продолжать следовать этой логике, то сейчас примерно 70-75 народных избранников должны были сохранить свои мандаты, а на 35-40 мест могли быть избраны новые лица. Однако после Единого дня голосования только 20 из 110 депутатов предыдущего созыва были переизбраны в новый состав Палаты. Если быть точным — 20 из 107 действующих депутатов, так как трое, к сожалению, прекратили своей полномочия досрочно по причине смерти. Судя по всему, процесс по омоложению или, как в последнее время часто говорит Президент, по смене поколений, запущен. Было установлено обязательное наличие организационных структур партии во всех областях и Минске, а также не менее чем в одной трети районов каждой из областей и не менее чем в одной трети районов Минска. Также в соответствии с Законом Министерство юстиции в течение шести месяцев после вступления его в силу должно было перерегистрировать политические партии. Деятельность партий, не прошедших перерегистрацию и не принявших решение о ликвидации, могла быть прекращена по решению Верховного Суда. В итоге перерегистрацию прошли только 3 из 15 зарегистрированных на тот момент политических партий: Либерально-демократическая партия Беларуси ЛДПБ , Коммунистическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости РПТС.
Четвертая партия, «Белая Русь», была зарегистрирована в марте того же года. Важно отметить, что как общественное объединение оно было создано еще в ноябре 2007-го и с того момента время от времени в информационном поле то и дело возникали шумы на тему превращения ее в политическую партию. Причем нередко открыто предлагалось сделать ее «партией власти», чему, по ряду причин, противились на самом верху. Вернее, не столько противились, сколько, судя по всему, держали в качестве «замороженного проекта». И вот пришло время этот проект «разморозить» — в аккурат перед выборами депутатов Палаты представителей и местных Советов. Что касается партий, не прошедших перерегистрацию в соответствии с новыми требованиями законодательства, то тут все просто. Большинство этих партий создавались в начале 1990-х годов, некоторые из них не скрывали своего оппозиционного отношения к действующей власти, активизировались только во время выборов и вообще чуть ли ни финансировались из-за рубежа на последнее государственными пропагандистами обычно делается особый акцент. В общем, только и занимались тем, что раскачивали нашу синеокую стабильность и даже иногда покушались на безопасность нашего хрустального сосуда. Но самое главное: подавляющее большинство этих партий имело проблемы с численным составом и просто физически не могли соответствовать изменившимся требованиям законодательства.
И это я еще не говорю о кризисе их ценностей и идей, что также не способствовало привлечению в ряды этих партий новых членов. Получается, что из «старых» партий остались наиболее жизнеспособные, или, проще говоря, те, кому это действительно было нужно. Поэтому ни о какой «зачистке партийного поля и его очищения от нелояльных партий» о чем любят говорить и писать некоторые политические обозреватели речь не идет. Власть просто юридически оформила «смерть» этих структур — а «умерли» они намного раньше и без участия нашей власти. Но вернемся к выборам-2024. Отчасти это могло выглядеть, что система борется сама с собой. Хотя, наверное, просто немного «перестарались». Спишем это издержки роста новой партийной системы. При этом 40 из 110 депутатов на данный момент являются беспартийными.
При этом нельзя исключать, что кто-то из числа последних в будущем не изъявит желания вступить в одну из четырех существующих политических партий. Главное, чтобы это не мешало их личной работоспособности и работоспособности парламента в целом. Возможно ли в будущем появление новых партий, способных провести своих кандидатов в парламент? Будем надеяться, что через 2-3 созыва парламента мы сможем получить сбалансированную партийную систему. Причем все эти партии могут быть представлены в парламенте. Ведь как сказал Александр Лукашенко в ноябре 2023-го года на встрече с руководителями четырех политических партий: «Предназначение партий — не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». Ликвидация практически всех «мерзопакостных НКО», многие из которых в былые годы являлись участниками электорального процесса, начавшаяся еще летом 2021-го года и на сегодняшний день практически завершенная. Не буду сильно углубляться в суть вопроса, поясню на простом примере. В Минске в основной день голосования на нескольких избирательных участках видел такую картину: наблюдатели откровенно скучали.
То ли было раньше — приходишь на участок, а тут тебе представители и БХК и «Вясны» в настоящее время обе организации ликвидированы , знай, себе на листочках в блокнотиках точки ставят: сколько-то избирателей пришло, сколько-то взяли бюллетени для голосования, столько-то проголосовало. А после вскрытия урн, проведения подсчета голосов и вывешивания итогового протокола на всеобщее обозрение, то тут — то там слышно: «ой, у меня данные на 2 человека с протоколом расходятся», а второй такой: «а у меня аж на 3 человека не срастается». И давай жалобы писать в окружную избирательную комиссию, а то и сразу в ЦИК или даже прокуратуру. Надо же отрабатывать свой «правозащитный» хлеб. Наелись результатами всего этого в 2020-м. На единый день голосования было аккредитовано более 45 000 национальных наблюдателей от патриотически настроенных общественных организаций и политических партий. Ибо лимит на «треш и угар» мы вычерпали с лихвой в том же 2020-м году — хватит лет на десять в духе «никогда больше». Выборы для себя «Беларусь проводит выборы для себя, а не для каких-то наблюдателей от ОБСЕ и не в угоду политическим заявлениям или рекомендациям, которые будут сыпаться из-за рубежа. Цель одна — провести избирательную кампанию безупречно и в соответствии с законом» — сказал в ноябре 2023-го года во время выступления на круглом столе по разъяснению новаций избирательного законодательства, особенностей проведения выборов депутатов в Единый день голосования и выборов делегатов ВНС первый замглавы Администрации Президента Максим Рыженков.
Об этом заявил журналистам постоянный представитель нашей страны при международных организациях в Вене Андрей Дапкюнас. Спустя несколько дней после этого председатель ЦИК Игорь Карпенко, комментируя новость о том, что Беларусь воздержится от приглашения на выборы наблюдателей от ОБСЕ, подчеркнул, что это решение было предсказуемым: «ОБСЕ запятнала себя ангажированными политическими решениями в отношении нашей страны. Еще в мае 2023-го года на сайте ОБСЕ появился доклад «о серьезной угрозе человеческому измерению в Беларуси», где в негативных и политизированных тонах были оценены все политические изменения в стране после 2020-го года, включая решение Конституционного референдума. Карпенко также напомнил, что выборы мы проводим для себя, а не для зарубежья, и что функция международных наблюдателей — ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному законодательству, все ли было организовано в соответствии с этим законодательством. В основной день голосования фразу «о выборах для себя» повторил Глава государства, во время традиционного общения с журналистами на избирательном участке: «Мы будем делать так, как выгодно нашим людям. Мы делаем это для себя». При этом не упустил возможность попенять Западу, что наблюдатели ОБСЕ не просились приехать на выборы в Беларусь, а «если бы ОБСЕ захотело к нам приехать и сделало бы такой запрос, мы бы его рассмотрели и, скорее всего, положительно». Международные наблюдатели все же имели возможность приехать в Беларусь и посетить избирательные участки уже в дни досрочного голосования и в основной день выборов. ЦИК Беларуси аккредитовал 294 таких лиц, причем в основном от авторитетных международных организаций и союзов, участницей которых является Беларусь или планирует полноценное членство в самом ближайшем будущем.
Также 11 наблюдателей были аккредитованы от центральных избирательных органов Азербайджана, Армении, России, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, а 22 — от Шанхайской организации сотрудничества ШОС. На этом фоне несколько выделялась группа 23 представителей зарубежных стран, которые тоже получили аккредитацию в качестве международных наблюдателей. При этом они не представляли какие-либо наблюдательные миссии или международные организации, а выступали исключительно как независимые эксперты. Большинство из этих общественных иностранных наблюдателей можно было и не приглашать, т. На их общем фоне еще более-менее выделялись Драгомир Карич из Сербии, являющийся почетным консулом Беларуси в Белграде, а также депутатом Народной скупщины, и Кшиштоф Толвинский из Польши — фермер, в разные годы занимавший должности заместителя маршалка Подляского воеводства, заместителя министра государственного казначейства, и даже являлся депутатом Сейма Польши. В отличие от статусных наблюдателей от СНГ, СГ и прочих серьезных структур и организаций, данная группа лиц являлась, скорее, классическими политическими туристами. При этом сейчас у нас, мягко говоря, контакты высокого уровня с Западом поставлены на паузу которая непонятно когда закончится и неясно закончится ли когда-нибудь вообще. Тамошний «статусный» народ к нам, за редким исключением вроде визита министра иностранных дел Венгрии Петера Сийярто в октябре 2023-го года, не ездит.
А решительностью народа и материальными ресурсами, резервами, - сказал глава государства. У России. Оно в земле лежит. А в Америке и Европе есть евро и доллар, которые они печатают, но это все рухнет, это бумажки. А в России развернулся ВПК, они производят огромное количество вооружений". В этой связи натовцам стоит задуматься, как потом Россия будет использовать то громадное количество самых современных боеприпасов, другого вооружения, которое сейчас производит, заметил белорусский лидер. Остановитесь сейчас. Есть возможность договориться. Денацификация, демилитаризация и прочее - это термины. Это все решается за столом переговоров. Это пока политика. Но если Запад будет так "помогать" Украине, как сейчас, то дни Украины сочтены. Это Володя Зеленский должен понимать, как "Отче наш", - подчеркнул глава государства. По его словам, украинские военные это понимают. Тем более что они видят, какое количество людей гибнет: "Бросают неподготовленных людей, люди идут, как на убой, понимают, что это билет в одну сторону. И очень-очень много такой информации", - добавил Президент. Что останется, один Киев? Это отступление, - сказал глава государства. И Запад с этим тоже согласен". Именно в настоящее время, по словам Президента, есть очень много поводов для переговоров, и в этом направлении надо двигаться. Об общей безопасности Беларуси и России Многие вопросы журналистов касались белорусско-российских отношений. Отвечая на них, Александр Лукашенко отметил, что странам надо делать то, что они сейчас и делают: "Надо с уважением относиться друг к другу, как мы сейчас делаем". Лукашенко: общая безопасность для Беларуси и России - это святое Глава государства напомнил, что в отношениях Беларуси и России были разные этапы - иногда между странами возникали серьезные разногласия. Но Президент Беларуси еще до начала конфликта в Украине говорил, что в экономике и политике все может быть, но общая безопасность для Беларуси и России - это святое. Правда, в России эти заявления белорусского лидера тогда не воспринимали серьезно: мол, в стране достаточно ракет высокой дальности, чтобы защитить себя и без поддержки Беларуси. Я спокойно это перенес. Как историк вам говорю: самые острые вопросы решались здесь, в эпицентре была Беларусь. Что изменилось? И тогда я политиков России об этом предупреждал. Это, может быть, пять, может, семь лет тому назад было", - добавил Президент. О будущем Союзного государства Глава государства отметил, что на постсоветском пространстве существует несколько международных объединений с различным уровнем интеграции. Самое большое по численности - Содружество Независимых Государств. Один из главных принципов СНГ - зона свободной торговли. Евразийский экономический союз - уже более продвинутая структура. Более глубокая интеграция сложилась между Беларусью и Россией. При этом Президент подчеркнул, что Беларусь и Россия должны оставаться двумя суверенными и независимыми государствами. Они могут создать уникальное и мощное объединение. Лукашенко: Беларусь и Россия в силах создать такое объединение, чтобы быть еще сильнее Александр Лукашенко подчеркнул: ни в России, ни в Беларуси не поддержат объединение двух государств. Такой шаг не принесет пользы и сделает лишь хуже. Президент напомнил, что с санкциями многие вопросы в белорусско-российских отношениях отпали сами по себе. Беларусь стала активнее работать на соседнем рынке, а ее продукция оказалась как нельзя кстати восточному соседу. То есть проблема есть - решаем. Не надо забегать вперед", - отметил Александр Лукашенко. Два суверенных, независимых государства. Мы умные, образованные люди, чтобы создать такое объединение суверенных, независимых государств, чтобы мы могли быть сильнее, - уверен Александр Лукашенко. О "заморозке" Арменией членства в ОДКБ Еще один вопрос от СМИ на международную тематику касался недавнего заявления премьер-министра Армении о заморозке членства его страны в Организации Договора о коллективной безопасности. Александр Лукашенко рассказал, что обсуждал этот вопрос с коллегами. Мы обсуждали с президентами в Казани эту проблему косвенно. Абсолютно спокойно. Никто с ума не сходил. Надо Армении быть в ОДКБ - мы никого не выгоняем, всегда поддерживаем, поддерживали и будем поддерживать как своего союзника. Не захотят они быть в ОДКБ - оно не рухнет, не разрушится", - сказал глава государства. Вместе с тем официальных уведомлений от Еревана пока на этот счет не поступало, уточнил белорусский лидер. Там парламент принимает решение. Думаю, здравомыслящих людей в парламенте Армении большинство. Обид никаких на нас быть не может, на ОДКБ". Глава государства отметил, что на эту тему уже не единожды говорили, и надо понимать, что для всех членов ОДКБ Азербайджан не чужая страна. Вы тоже это понимаете. Отсюда отчасти соответствующая позиция. А в-третьих, а Армения что, хотела, чтобы мы втянулись в войну Армении с Азербайджаном? Так до сих пор бы шла эта война и погибли бы тысячи людей, - заявил белорусский лидер. Армения и они это признали оккупировала пять или шесть районов азербайджанских". Президент напомнил, что в свое время фактически играл роль посредника между Баку и Ереваном в попытке мирно урегулировать территориальный спор, а Президент Азербайджана Ильхам Алиев на протяжении ряда лет не только призывал к мирному урегулированию, но и предлагал финансовую поддержку армянской стороне: "Я невольным посредником оказался - из Баку ехал в Ереван и передавал эти сигналы. Вплоть до вложений в экономику Армении миллиардных инвестиций. Азербайджан - богатая страна. Было очень много предложений по-хорошему решить этот вопрос". Тем не менее в прежние годы руководство Армении не шло на мирное урегулирование и проблемные вопросы накапливались. БЕЛТА , на его правительство. Он-то вообще мало виноват в том, что произошло. Но эту проблему надо было решать.
Лукашенко об участии в президентских выборах в 2025 году: «Пойду, если люди решат, что должен идти»
Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет. Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек в местные Советы депутатов и 50 — в Парламент. Республиканская партия труда и справедливости — 420 человек в местные Советы депутатов и 21 — в Парламент. Либерально-демократическая партия Беларуси — 209 человек в местные Советы депутатов и 63 — в Парламент. Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.
Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными. Справочно: В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей. В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя. В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.
Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов. В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре—декабре 2023 г. Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются — работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.
Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания. На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты. В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов. Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает.
Мы пересматриваем статус приличного количества партий, которые, в общем-то, существовали только на бумаге. Определен порог прохождения этих партий на регистрацию — это не менее 5 тыс. Также ведется ревизия общественных объединений, насчитывающих 100 тыс. Мы понимаем, какие из них за 15—25 лет наработали авторитет и показали себя. Они пройдут в эти списки. Словом, систематизировано гражданское поле, к тому же мы подошли к Всебелорусскому народному собранию. Это как раз такой орган, который будет как бы лакмусовой бумагой, опознавательным знаком для гражданского общества, общественных объединений, политических партий. Это поле, на котором будут подводиться итоги, ставиться задачи непосредственно для партийных, общественных структур, которые будут развивать гражданское общество Республики Беларусь. Какую роль играет данная структура, по какому принципу формируется? То есть, граждане республики могут принять участие в работе Всебелорусского собрания через эти партийные и общественные структуры. Естественно, в число делегатов войдут представители и власти, и депутатского корпуса.
Особенность этих выборов — широкое привлечение современных цифровых технологий и в целом высокий уровень визуализации данных, как в электронном виде, так и в классическом «печатном». На сайте ЦИК в разделе «материалы» можно было найти много полезной информации: баннеры, плакаты, памятку избирателю и информационные ролики. ЦИК также подготовил краткое руководство для кандидатов в депутаты. А на Публичной кадастровой карте в подразделе «Избирательные округа» раздела «Дополнительные слои» были созданы пространственные слои с границами избирательных округов по выборам депутатов Палаты представителей, а также информацией о местонахождении и контактных телефонах окружных избирательных комиссий. Именно благодаря этому сервису я узнал, что, теперь живу в другом избирательном округе и не смогу проголосовать на кандидата в парламент, за которого собирался голосовать до этого он шел на переизбрание. Для оперативного информирования о ходе кампании ЦИК Беларуси довольно активно вел свои аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. Количество подписчиков, возможно, оставляло желать лучшего ВК — 265 человек, Инстаграм — 1550, Фейсбук — 117, Телеграм — 4500, ОК — 2700, Вайбер — 530. Ну, как есть. Кому было интересна эта информация, полагаю, был подписан. К сожалению, не обошлось без «ляпов». Проблема была оперативно решена, но на это успели обратить внимание альтернативные СМИ. Что ж — пусть и им будет счастье, даже если только и на несколько минут. В целом граждан очень хорошо информировали о ходе кампании: ТВ как республиканское, так и местное , радио, голосовые объявления в общественном транспорте, наглядная агитация в целом баннеры и прочие формы наружной рекламы и в частности — стенды с информацией о кандидатах в депутаты всех уровней в местах скопления людей в крупных и не очень населенных пунктах. На республиканском ТВ был запущен проект «Понятно про выборы», рассказывавший как формируются списки избирателей, по какому документу можно на избирательном участке получить бюллетень и что делать, если нет возможности проголосовать по месту регистрации. С 9 февраля на ТВ пошла массирования информационная кампания, объясняющая, что граждане вправе обратиться в участковую избирательную комиссию по месту своей регистрации и уточнить, включены ли они в список избирателей, а также проверить правильность указанных сведений о себе. Не уверен, что это для основной массы населения эта тема является значимой. Например, в ходе голосования на местных выборах в феврале 2018-го года граждан, сменивших место регистрации со времени проведения предыдущей электоральной кампании, проводившейся осенью 2016-го года, было выявлено около 8,5 тысяч. Не исключено, сейчас власти были озабочены вопросом явки избирателей на выборы, поэтому решили подогреть интерес к проведению ЕДГ таким нетривиальным ходом, как «проверьте, внесены ли вы в список избирателей». Органы внутренних дел и члены избирательных комиссий отработали вопросы слаженности действий при пресечении нарушений общественного порядка на участках для голосования и на прилегающих к ним территориях, появлении дебошира, неопознанного летательного аппарата, обнаружении бесхозной сумки, приближении к зданию человека с оружием или бесчинствующей толпы, получении информации о готовящемся теракте. При этом милиция перешла на усиленный режим службы за несколько дней до начала досрочного голосования, что является обычной практикой во время выборов. Безусловно, все было правильно: и сделать все это, и показать общественности, что все это сделано. То есть органы, если что, готовы к купированию любой противоправной деятельности в местах проведения голосования и не только там. Итог: ни одного зафиксированного нарушения порядка на участках в день выборов. Правда, в ходе агитационной кампании один гражданин на западе Минска все же ударил стоявший на улице стенд с информацией о кандидатах, за что тут же стал фигурантом уголовного дела по статье за хулиганство. Работа с молодежью и, особенно — с впервые голосующими избирателями Еще в ноябре 2023-го года был запущен информационно-просветительский проект ВТЕМЕ. Голосуем, в рамках которого молодежи планировалось разъяснить простым языком все детали предстоящей электоральной кампании: кого избирают, в какие сроки, компетенция депутатов и многое другое. Члены Молодежных советов ставили своей целью встретиться с молодыми людьми в учреждениях образования и трудовых коллективах и подробно рассказать о ключевых аспектах предстоящей избирательной кампании. В конкурсе могли принять участие все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. Было получено 2070 работ, а его итоги были подведены уже после проведения ЕДГ. В середине декабря в Академии управления при Президенте стартовал информационно-просветительский марафон «Выбирай. Планировалось, что во время марафона подготовленные эксперты из числа студентов доступным языком расскажут молодежи разных вузов страны об особенностях предстоящей избирательной кампании, новациях в электоральной сфере и о международном опыте проведения выборов. Причем это планировалось сделать в виде дискуссий, лекций, дебатов. Примерно в те же дни в БГУ открылась «Школа молодого избирателя», в работе которой для студентов предусматривались тематические лекции и дискуссии, а опытные спикеры рассказывали об особенностях единого дня голосования. Иногда даже казалось, что двери ЦИК вообще не закрываются — за одной группой студентов тут же следовала другая. Для впервые голосующих наших граждан, которых по всей стране насчитали почти 180 тысяч человек, был напечатан специальный тираж Конституции. Экземпляры Основного законы выдавались им прямо на избирательных участках. БЕЛ», который призван напомнить гражданам Беларуси об их конституционном праве избирать, гражданской ответственности каждого гражданина и едином дне голосования. БРСМ к единому дню голосования запустил челлендж и создал маску в инстаграм, которую тут же опробовали молодые избиратели. Также самая массовая молодежная организация страны подготовила стикерпак для Telegram. Как говорится, «осваиваем современные технологии»… Работа с молодыми избирателями, в отличие от прошлых кампаний, на этот раз носила системный и массовый характер. Хочется надеяться, что хоть это поколение, как это произошло с поколением, выходившем на улицы в 2020-м, мы не потеряем. Если говорить в целом, что у власти действительно получилось все сделать «вкусно» — завернуть рутинное, я бы даже сказал, довольно скучное дело, как выборы, в обертку, если не праздника, то некого занимательного действа. Примерно также пытались сделать противники режима в 2020-м году: со всеми своими очередями «подписаться за кандидатов», турне по стране «трех храбрых девочек» и т. Хотя то был, не праздник, а, скорее, просто балаган. Сейчас не сказать, что на избирательных участках ощущалось атмосфера праздника хотя об этом на камеру белорусского ТВ так сказал один из зарубежных общественных наблюдателей. Но того напряжения, которое чувствовалось на участках в день проведения референдума-2022 по крайней мере у меня тогда сложилось именно такое впечатление не было и в помине. Общество, очень надеюсь на это, стало спокойнее. Поэтому единый день голосования прошел в штатном режиме. Мне что-то подсказывает, что не будь отмены порога явки на парламентских выборах — так в нескольких округах столицы депутаты Палаты представителей сейчас могли бы и не быть избраны вовсе. Радует, что наша власть, когда модернизирует законодательство, все-таки понимает, что и зачем она делает. По результату ЕДГ все 1284 местных Совета сформированы в правомочном составе, а именно: 6 областных и Минский городской, 118 районных, 10 городские городов областного подчинения, 14 городские городов районного подчинения, 8 поселковых и 1127 сельских. Любопытный факт. В списки избирателей было внесено чуть более 6,9 миллиона человек, из которых 96,2 тысячи являлись гражданами России, проживающими в Беларуси и имеющими право участвовать в выборах местного уровня. В местные Советы было избрано 15 граждан РФ, из них 11 человек были избраны в районные советы, а еще 4 человека — в сельские. Кандидатами же в депутаты местных советов были зарегистрированы 22 россиянина, постоянно проживающих в Беларуси. Новый состав Палаты 26 февраля ЦИК опубликовал предварительные итоги выборов в парламент. В Палату представителей было избрано немало известных, и я бы даже сказал, знаковых персоналий. Игорь Сергеенко, нынешний глава Администрации президента. Скорее всего, будущий председатель нижней палаты парламента, так как Владимир Андрейченко, являвшийся бессменным спикером парламента на протяжении нескольких созывов, отправляется на заслуженный отдых. Кто же тогда станет новым главой АП? Скорее всего, Максим Рыженков — нынешний первый замглавы Администрации. Например, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь Вячеслав Данилович и председатель Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Сергей Рачков. Некоторые из избранных депутатов Палаты представителей Первая сессия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь восьмого созыва начнет работу 22 марта. Интересный момент. На совещании по вопросам организации работы нижней палаты в переходный период, состоявшемся в первый день весны, Глава государства сказал об уходящем составе парламента дословно следующее: «Парламент как никогда был солидный, порядочный, проблем никому не создавал», после чего предложил наградить наиболее заслуживших. Что и было сделано. Так, Владимир Андрейченко получил орден Отечества I степени. Заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Александр Маркевич был награжден орденом Почета. Игорь Марзалюк получил звание заслуженного работника образования, Людмила Макарина-Кибак — заслуженного врача, Михаил Русый — заслуженного работника сельского хозяйства. Весьма достойно. Что дальше? А дальше осталось сформировать ВНС и провести его первое заседание, в ходе которого будут избраны рабочие органы, счетную комиссию, председателя ВНС, заместителя председателя, президиум ВНС который является это постоянно действующим рабочим органом , принять временный регламент работы Всебелорусского народного собрания. Во второй день ВНС планируется, что его делегаты рассмотрят новую Концепцию национальной безопасности и положения Военной доктрины Беларуси. ВНС в новом статусе состоится уже 24 — 25 апреля.
Оно нашло свое отражение в таких международных документах как Всеобщая декларация прав человека ст. В Республике Беларусь данное право закреплено в статьях 37 и 38 Конституции страны, где устанавливается, что граждане республики имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Таким образом, выборы являются реальной демократической формой участия белорусских граждан в осуществлении государственной власти. Для того чтобы власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Граждане должны иметь возможность самостоятельно формировать властные структуры на основе всеобщих и свободных выборов. Белорусское государство создает все необходимые условия для проведения справедливых, равных и честных выборов с целью обеспечения прихода к власти достойных людей, избранных большинством населения страны и пользующихся всенародным доверием и поддержкой. В Республике Беларусь — в одной из немногих стран мира — действует Избирательный кодекс, который содержит правовую базу для проведения свободных и демократических выборов. Соблюдение норм Избирательного кодекса позволяет белорусским гражданам создавать действенные органы государственной власти и, в первую очередь, Национальное собрание Республики Беларусь. Для уяснения вопроса выделим следующие системообразующие нормы и понятия Избирательного кодекса. Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы делегатов Всебелорусского народного собрания проводятся на основе равного избирательного права. Выборы депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Выборы членов Совета Республики проводятся на основе равного и косвенного избирательного права при тайном голосовании. Референдум проводится путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Комментарии указанных понятий даются в следующих статьях. Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов и референдум являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Кодексом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеют право принимать участие граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме, совершать другие избирательные действия, действия по подготовке и проведению референдума граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Статья 5. Свободные выборы и участие в референдуме Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов, участие в референдуме являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.
Особенности выборов в Республике Беларусь в 2024 году
Это уже сегодня видно. Мы должны честно провести эти выборы", - сказал Лукашенко в понедельник, принимая с докладом главу ЦИК Игоря Карпенко. Лукашенко цитирует пресс-служба президента. Ну, за 20 процентов, которые колеблются и которые против, мы еще поборемся", - заявил Лукашенко.
То есть задача тех же политических партий не тянуть одеяло на себя, не выбирать узкие цели и ориентиры, а наоборот — достигать единого результата на благо всего общества. Сейчас изменилось соотношение сил на политической арене Беларуси.
Установлен минимальный порог численности при регистрации политических партий, в связи с чем их стало меньше. Как вы оцениваете этот процесс? Сегодня это Белорусская партия «Белая Русь», Коммунистическая партия Беларуси, Либерально-демократическая партия Беларуси и Республиканская партия труда и справедливости. Важно сознавать: путь партийного строительства очень длительный. Для того, чтобы такая структура начала эффективно функционировать, получила поддержку электората, требуется значительный промежуток времени.
Но неизменным должно оставаться предназначение политических партий: не бороться с государством, не мешать ему, а конкурировать между собой на уровне определенных законодательных инициатив. То есть на первом месте должен быть созидательный аспект. Это неоднократно подчеркивалось и руководством нашего государства. Еще один важный момент — обеспечение электорального суверенитета, защита интересов именно своего народа, независимости своей страны.
И даже дошли до этих калиновцев, там уже вообще произошел излом. Они уже там сойтись не могут, особенно в вопросах политики, не знают, кого выдвигать. Одного выдвигают сегодня вечером, завтра утром снимают с должности, выдворяют с так называемого «полка», выбирают нового. Понятно, что многих вы все практически знаете. Грызня и драка. И они нам хотят здесь организовать «национально-освободительное движение».
Сейчас мы немного сузили эти рамки для избирательного процесса и даем больше возможностей для реализации намеченных планов, программ, в том числе программ кандидатов», — подчеркнул председатель Центризбиркома. Игорь Карпенко в частности объяснил, что же меняется именно для людей. В каждом регионе разное. Потому что, допустим, в Минске будет избираться Минский городской совет депутатов и депутаты Палаты представителей. Значит, соответственно, будет два бюллетеня. Если это сельская местность, допустим, Витебская область, — будет четыре бюллетеня максимально. То есть, выборы депутатов сельского совета, выборы депутатов районного совета, выборы депутатов Витебского областного совета и выборы депутатов Палаты представителей», — отметил он.
Календарь выборов и референдумов
Парламентские выборы в Белоруссии — 2024. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Центризбирком Белоруссии на заседании в пятницу принял постановление об установлении итогов выборов в депутаты нижней палаты парламента. В президентских выборах в Беларуси 2024 года примут участие несколько политических сил, которые выдвинут своих кандидатов на пост главы государства. Выборы президента Беларуси, запланированные на февраль 2024 года, могут стать поворотным моментом в истории этой страны. В Белоруссии 25 февраля пройдет единый день голосования, граждане выберут новый состав парламента и местных советов.