Рифма — повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения. Рифма в стихах имеет общее заключающее значение, она обрамляет метрические рисунки, создает легкость в записывании и понимании стихов. Стихотворение написано перекрёстной рифмой: рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, в последней строфе —ещё 5, 7 и 6, 8 строки.
Понятие рифмы. Виды рифм
Вознесенского: "Оза. Роза ли, стервоза — В ящик рано или поздно... Вознесенский Встречаются стихотворения, в которых начальная и внутренняя рифмы встречаются регулярно в одной и той же позиции стиха. В таких случаях функции этих рифм следует рассматривать в одном ряду с рифмами обычными, концевыми. Подобный прием использовал В. Бенедиктов в своем переводе баллады А. Мицкевича "Засада": "Из беседки садовой воевода суровый, Задыхаясь, в свой замок вбежал. Вот жены его ложе.
Один из самых простых тропов — это сравнение. В него входят три компонента: субъект сравнения что сравниваем , объект сравнения с чем сравниваем и стоящий между ними союз «как» или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие.
Литературная энциклопедия.
Под редакцией В. Фриче, А. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: рифма Пример: Тот, чей голос звон свирели, нить свивая из кудели, Песнь сложил я, Руставели, умирая от любви. Мой недуг неизлечимый.
Архаизмы Архаизмы. Язык каждого народа незаметно, но постоянно изменяется: одни слова и обороты выходят из употребления, другие вновь появляются. Слова и обороты, вышедшие из употребления, и называются архаизмами примеры архаизмов: пря — спор, свара — ссора, печальник — заступник, приклад — пример и др. Архаизмы вообще употреблять не следует.
Но умелое употребление их позволительно и желательно: в сочинениях исторических, так как употребление слов и оборотов, которые употреблял когда-то народ, способствует более наглядному представлению описываемой эпохи; в сочинениях религиозного характера, так как русский народ привык выражать религиозное чувство на языке славянском язык архаический , на славянском языке он читает Библию, на этом же языке изложены все общеупотребительные молитвы. Неологизмы Неологизмы. Вновь являющиеся слова в языке называются неологизмами. Появление новых слов в языке вызывается постепенным развитием народа. Являются у народа новые понятия, нужны и слова новые для их выражения построили железные дороги, у народа явилось слово «чугунка»; в сербскую войну явилось слово «доброволец». Чаще всего новые слова вносят в язык даровитые писатели. Раз употребленное новое слово повторяется другими, входит в лексикон языка и перестает считаться неологизмом. Неологизмы в языке необходимы, но часто пытаются ввести неудачные неологизмы.
Шишков современник Карамзина вздумал было ввести новые слова: ость центр , добледушие героизм , баснословие мифология , лицедей актер , краснослагатель оратор и др. Такие неологизмы называют неудачными и употреблять их не следует. Варваризмы Варваризмы. Тою же потребностью отчасти, какою вызываются неологизмы, обусловливается появление в языке варваризмов, то есть слов иностранных. При появлении нового понятия, не заботятся о производстве нового слова из корней родного языка, а берут готовое слово из другого языка.
К вопросу о возможности изменения порядка рифмовки в пределах стихотворения
Паблик "Вижу рифму" снабжает пользователей ВКонтакте новым видом шуток. Из соединения странных надписей и мини-стихов получается шедевральный черный юмор. Сгенерировать рифмы онлайн для стиха существительное, прилагательное, глагол или наречие! Упомянутое мной стихотворение Светлова «Гренада» включает именно такой тип рифмы. «Кольцевая» рифма – разновидность рифм по взаимному расположению в стихе.
Рифма к слову новости
Когда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и над президентами, Над морями и континентами, Не якшайтеся там с оппонентами, Поступайте хитро с конкурентами. А как кончите курс эмитентами И на службу пойдете с патентами — Не глядите на службе доцентами И не брезгайте, дети, презентами! Окружайте себя контрагентами,.
Рок - звонок, дым — летим, диво — строптивы, пой — смешной, туча — круча, день — тень… Согласная может быть удвоенной: грамм — там, антенна — сирена, тонна — икона, сын - финн… Согласным звуком может быть звук «j» йот : рой роj , стая стаjа , большие большиjе , лай лаj … Мультирифмы вместе с окончательными рифмами наиболее употребительны в стихосложении. Универсальность мультирифм заключается в том, что в их образовании могут принимать участие различные части речи.
Пример: Шило сущ. В русском языке 60 разновидностей мультирифм, которые являются основными словарными разделами в словаре рифм. Все прочие разновидности рифм примыкают к мультирифмам. Примеры «немультирифм» слов, в которых количество послеударных согласных больше одного : арка, ветер, рубль, чистый, жалоба, полюс, читаем j и м , мозг, облачно, петиция ц и j … Более подробно о мультирифмах, см.
Парные типы в детских стихах Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов.
Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать. В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка.
Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку. Онегинская строфа Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.
Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции. Поэтические приемы Способов рифмовки существует огромное количество.
Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах. Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух звуков.
Системы рифмовки Раньше в школьном курсе литературы обязательно изучали основные способы рифмовки, чтобы дать знание о том разнообразии положения в строфе рифмующихся пар и более слов, что должно быть подспорьем любому, хоть раз в жизни пишущему стихи. Но все забывается, и основная масса авторов как-то не спешит разнообразить свои строфы. Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым аабб одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов. Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками. Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.
Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется - на душе светло. Следующий способ - перекрестная рифмовка - пришелся по душе также большому количеству пишущей публики. Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым абаб Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение.
К вопросу о возможности изменения порядка рифмовки в пределах стихотворения
Скопируйте откуда-либо стихотворение, которое хотите проанализировать, и вставьте его только текст - без названия и автора в форму слева. Для тестовой проверки программы можно просто нажать кнопку "Вставить пример" и проанализировать известное стихотворение А. Анализируйте и будьте вдохновенны! О программе Экспресс-анализ стихов online - первая и единственная в своём роде программа, плод совместной работы стиховеда и программиста, научивших компьютер разбирать поэтические тексты и разбираться в том, в чём до недавнего времени мог разобраться только человек - специалист по стихосложению. Алгоритмы программы были разработаны на основе авторской концепции программного стихоанализа В. Программа постоянно совершенствуется, добавляются новые возможности, исправляются ошибки и неточности. Вопросы и ответы Какие стихи программа обрабатывает наиболее эффективно Программа рассчитана на анализ стихотворений, написанных в традиционных формах, классическими строфами и размерами. Вся классика русской поэзии должна анализироваться должным образом, так как именно на её шаблонах и разрабатывались основные алгоритмы программного стихоанализа.
Если без особых подробностей и деталей, можно сказать так: белыми стихами пишется всё стихотворение, холостая бывает, как правило, одна. Внутренняя рифма возникает в стихах иногда непроизвольно тогда это может повлиять на благозвучие и считается ошибкой — а именуется авторифмой, то есть рифмой, возникшей непроизвольно, автоматически , иногда автор умышленно допускает её тогда это считается стилистическим приёмом. Пример внутренней рифмы: Наблюдатель?
Масса жертв — всё в дыму — перемирие полотенца… Нет! Из Парменида Помимо перекрёстной рифмы, здесь имеется четыре внутренних рифм. Повтор «му» создаёт ощущение стремительности, динамики, что лишний раз подчёркивается графикой — восклицательными знаками и прописными буквами вместо строчных!
Восклицательные знаки здесь выполняют не только функцию риторического восклицания, но служат для эффекта парцелляции, подчёркивая единую интонационную конструкцию строки. Иногда стихотворение всё целиком строится на внутренних рифмах. Пример: Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, — Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч.
Обагряя землю кровью, вы любовью возрастили те цветы, Где сверкало, угрожая, злое жало безнадежной красоты.
В русской народной поэзии система рифмовки — также сравнительно позднее явление, хотя отдельные случаи Р. Русские т. Теория Р. По слоговому объему рифмы делятся на мужские ударение на последнем слоге , женские ударение на предпоследнем от конца слоге , дактилические ударение на третьем от конца слоге , гипердактилические ударение на четвертом от конца слоге. Если Р.
Например, по поводу появления настоящей книжки автором ее написана шутка-проспект в виде садовой вазы. В этом рекламно-шутливом стихотворении, помещенном в "вазу", упоминаются некоторые формы стихов, о которых рассказано в книге буриме, "эхо", логогриф и др. Так, нередко в сборниках стихов можно встретить стихотворение с колкой мыслью - эпиграмму. В современной поэзии словом "эпиграмма" обозначается насмешливо-сатирическое иногда - "ядовитое" стихотворение по адресу определенного лица. Достоинство эпиграмм - краткость стиха и меткость "укола". Приведем примеры эпиграмм. Совет Ты холоден и пуст: зима в стихах твоих. Чтоб жару им придать, согрей в камине их.
Рифма к слову но́вость
В плане применения этого вида рифмы «классикой» считается широко известное стихотворение «Тучи» М.Ю. Лермонтова: «Вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания». Мы нашли рифмы к слову НОВОСТИ: багровости, баснословности (33+ рифм) Быстрый и точный поиск с учетом звучания! При помощи каких видов сложноподчинённых предложений в стихотворении создаётся ощущение непрерывности ожидания?
Ритм. Рифма
на этой странице находятся все рифмы для слова новости (962 шт.). ПАНТОРИФМА – редкая разновидность рифмы по взаимному расположению в стихе: все слова рифмуются между собой. Стихотворение, в котором используются только мужские рифмы, звучит предельно убедительно, чётко и строго. Стихотворение написано перекрёстной рифмой: рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки, в последней строфе —ещё 5, 7 и 6, 8 строки. По положению созвучных слов в стихотворении различаются рифмы.
Что такое рифма
Белый стих — подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек. Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма. Стопа Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу — стопу — по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке. Стихотворный размер Схема, по которой строится стихотворная строка.
Тем более, моей целью является, конечно, не демонстрация плохого, а демонстрация хорошего. Хороших, добротных рифм, которые не просто можно, а нужно использовать в стихотворениях, множество. Причём нельзя останавливаться на каком-то одном варианте, зная, что он хорош, а постоянно перемешивать эти варианты зарифмовки для получения сложного и эффектного стихотворения. Это классическая идеальная рифма, к которой всегда следует стремиться. Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Вообще, Цветаева — гениальная поэтесса, я ставлю её на ранг выше Ахматовой да простят меня поклонники последней. У Цветаевой рифмы — потрясающие, настолько верные и удивительные по силе — читайте и учитесь! Но это четверостишие приведено здесь для наглядной демонстрации прекрасной рифмы «бездну — исчезну» вторая рифма — тоже идеальна, наречие — существительное. Тут глагол в первой форме абсолютно созвучен существительному. Именно к такому звучанию необходимо стремиться. Ещё несколько примеров, потому что на словах не объяснишь, нужно читать: Я не ищу гармонии в природе, Разумной соразмерности начал Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе Я до сих пор, увы, не различал. Заболоцкий За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди — и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни. Бунин И так далее. Можно приводить тысячи примеров. Как и в первом случае, очень хорошее, сложное и красивое сочетание. Но оно гораздо менее распространено по причине своей сложности. Я бы даже сказала, что оно очень редко. С некоторым трудом я нашла такую рифму у Цветаевой: Увозят милых корабли, И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала? Хотя отмечу, что использование этих самых случайных, авторских рифм — высшее искусство. Тут есть и «подводные камни». Рифмуя причастие с прилагательным, можно случайно наткнуться на слабую рифму, подобную рифме «прилагательное — прилагательное в одной и той же форме». С другой стороны, рифма «затаённый — зелёный» — очень даже неплоха, поскольку слова разнотипные. Это «стильная» рифма, довольно редкая, но красивая. При этом я не имею в виду рифмы типа «куя — буду я» — это уже другой тип, когда рифмуется одно слово с двумя и более составная, будет рассмотрено ниже. Канонический пример рифмы «глагол — местоимение»: Бобо мертва, но шапки не долой.
В апреле изменения погоды объединяют всех людей с людьми. Ахмадулина В поисках счастья, работы, гражданства странный обычай в России возник: детям у нас надоело рождаться, — верят, что мы проживем и без них. Рождественский Тем не менее, не стоит отказываться и от глубоких рифм — из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. Вода — провода, полей — тополей, бывать — забывать, пора — топора. Глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большое звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов. Но есть один момент, который нужно учитывать. Шипящая, присутствующая в конце слова, пусть и после ударного слога, требует другой шипящей в ответной рифме. Свистящая требует свистящей. Почему шипящие и свистящие так требовательны? Потому что при декламации мы чаще всего глотаем послеударные слоги, и доударные порой. А вот шипящие и свистящие звучат резко, не глотаются и бросаются в глаза даже вне ударного слога. Потому надо особенно внимательно относиться к ним. К примеру, Или, бунт на борту обнаружив, Из-за пояса рвёт пистолет Так, что сыплется золото с кружев, С розоватых брабантских манжет. Гумилёв Здесь в 1-3 строках рифма просто гениальна: деепричастие против существительного, причём они подобны, как братья-близнецы. И хотя ударный слог «ру», буква «ж» подчёркнута очень заметно. Во 2-4 строках наблюдается обратная картина. Неплохая, в общем, рифма необыкновенно эффектная с точки зрения содержания несколько подпорчена плохой сочетаемостью букв «л» и «ж». Впрочем, у Гумилёва частенько шикарные технические рифмы переплетаются с более слабыми, но более содержательными. Наиболее сложным для рифмования такого рода является дактиль, потому что после последнего ударного слога есть ещё целых два безударных, которые тоже должны быть созвучными. Примеры: Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! Где вдохновенье хранят, как в термосе! С этой безмерностью в мире мер?! Цветаева В 1-3 строках здесь четырёхстопный дактиль с пропущенным одним слогом, и рифма не очень хороша с технической точки зрения, но весьма красива. Рифмующаяся часть — «пер - тер». Вот лучший пример: Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия, Постаревший король в ожиданье последней процессии… А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика: Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами... Во всех строфах присутствует идеальная рифма для такого слога, когда рифмуются не малые части, но почти что цельные слова. Ещё один момент. К гласным предъявляются даже более строгие нормы, чем к согласным. Желательно, чтобы они и вовсе были одинаковыми, а не созвучными то есть «а — я» — это нехороший вариант. И уж тем более нельзя оставлять в одной строке твёрдый звук, а в зарифмованной с ней — мягкий. Мягкий — всегда с мягким, твёрдый — с твёрдым. Бьётся она искромётной мятущейся ночью, Пляшет она, когда Солнце встаёт над кроватью. Хочет покинуть смешной электронный приборчик, Хочет разлиться по белой больничной палате. Здесь мягкое «ть» аннигилирует разрушительное влияние несхожих гласных «ю» и «е». И — заметьте: слова «ночью» и «приборчик» не являются чёткой рифмой, но из-за наличия шипящей они созвучны до такой степени, что подобная рифма не только позволительна, но даже весьма эффектна. Настоятельно рекомендую пользоваться таким свойством шипящих, свистящих и мягкого знака то есть мы обращаем на них внимание, не концентрируясь на нечёткости других рифм. Кроме это, отмечу следующее. Старайтесь использовать, в основном, не точные рифмы паук — звук , а неточные. Наиболее красивой и уютной разновидностью неточной рифмы является надстроечная усечённая, добавленная рассказ — тоска , где после точно рифмующегося слога в одной половинке рифмы нет ничего оканчивается на гласную , а в другой присутствуют ещё согласные одна или две, редко три. Йотированная рифма — наиболее распространённый вариант усечённых рифм; равносложная рифма из слов с открытым и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на «й» j — йот. Поле — волей, этой — лето, бури — фурий, почила — могилой, оковы — новый, думы — угрюмый, волны — полный, нашей — чаше... Мы растём, развёртывая плечи, Но — сквозь новый облик человечий Просквозит внезапно век иной. Асеев Также красиво выглядят неравносложные рифмы как у Маяковского: врезываясь - трезвость и, конечно, ассонансные рифмы. Это те самые, о которых я уже писал, где чётко рифмуется слог, а то, что идёт за ним — максимум созвучно, но не является точной рифмой. Я ехал на верхней полке, сопел-грустил об ушедшем счастье, Практически не держали меня ни ноги, ни тормоза, Когда, будто взрыв гранаты, возник за окном белоснежный ястреб Где-то неподалёку от маленькой станции Амазар. Медведев В этом примере замечательная усечённая рифма в 2-4 строках и шикарное просто созвучие в 1-3. Такое созвучие называется дружественной рифмой. К такому надо стремиться. К замечательным разновидностям рифмы я отношу также следующие виды, настоятельно рекомендуя их применять. Рифма с вклинением — рифмосочетание слов, при котором в клаузулу одного из них вклинивается согласная, чаще сразу после ударной гласной. Скажите ж, коль пространен свет?
В него входят три компонента: субъект сравнения что сравниваем , объект сравнения с чем сравниваем и стоящий между ними союз «как» или его аналоги — «точно», «словно», «будто» и другие. От простого сравнения она отличается тем, что, как правило, состоит из одного компонента — только из объекта сравнения.
Системы рифмовки
Для улучшения своего уровня стоит с каждым разом усложнять задание. Развитая фантазия и образное мышление помогут находить оригинальные варианты. Как научиться писать стихотворения? Для того, чтобы улучшить свой навык рифмы, а также начать писать стихи, стоит выполнять несколько шагов: сначала необходимо выбрать слово, которое нуждается в рифме, и начать его произносить; следующим этапом идет подключение ассоциативного ряда. Вы обнаружите несколько слов, одно из которых будет выступать в качестве нетривиальной рифмы; в любом стихотворении есть ключевые событие, люди, эмоции привить любовь к чтению классики.
Эта привычка помогает расширить словарный запас, гармонично высказываться, а уже впоследствии создавать цепляющие стихотворения. Помимо примеров классической литературы стоит обращать внимание и на неудачные произведения.
Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением. Если, помимо того, сходство распространяется на окончание слова, получается то, что я называю «сочной» рифмой в отличие от «глубокой» ; если — на слоги, предшествующие ударному, то, что можно вообще назвать «глубокой» рифмой обобщая это понятие.
Притом сходные элементы могут быть расположены в словах даже в различном порядке, например, прерываясь несходными звуками; примеры у Б. Пастернака: «чердак — чехарда», «сколько им — кокаин», «восток — свисток» и др. Следовательно, эта новая рифма не только освобождает поэтов от прежних требований соблюдать сходство окончаний , но и налагает на поэтов новые требования соблюдать тождество опорной согласной и искать сходство предыдущих звуков. Новая рифма — иная, нежели классическая, но ни в коем случае не «менее точная» и «не менее строгая»».
Вам нужно только ввести слово! Остальное помощник сделаем за вас. Помощник находит множество рифм к слову и подбирает дополнительную информацию. Чтобы посмотреть детальный разбор нажмите на желаемое слово со знаком вопроса.
Чистота речи Чистота речи. Чистою называется речь, состоящая из коренных русских слов и оборотов, которые употребляют для выражения мыслей самые лучшие писатели. Их слог называется современным и литературным. Погрешности против современного литературного слога, вредящие чистоте речи, состоят в неумеренном и неразумном употреблении: а архаизмов, б неологизмов, в варваризмов, г провинциализмов и д слов народных простонародных. Архаизмы Архаизмы. Язык каждого народа незаметно, но постоянно изменяется: одни слова и обороты выходят из употребления, другие вновь появляются. Слова и обороты, вышедшие из употребления, и называются архаизмами примеры архаизмов: пря — спор, свара — ссора, печальник — заступник, приклад — пример и др.
Архаизмы вообще употреблять не следует. Но умелое употребление их позволительно и желательно: в сочинениях исторических, так как употребление слов и оборотов, которые употреблял когда-то народ, способствует более наглядному представлению описываемой эпохи; в сочинениях религиозного характера, так как русский народ привык выражать религиозное чувство на языке славянском язык архаический , на славянском языке он читает Библию, на этом же языке изложены все общеупотребительные молитвы. Неологизмы Неологизмы. Вновь являющиеся слова в языке называются неологизмами. Появление новых слов в языке вызывается постепенным развитием народа. Являются у народа новые понятия, нужны и слова новые для их выражения построили железные дороги, у народа явилось слово «чугунка»; в сербскую войну явилось слово «доброволец». Чаще всего новые слова вносят в язык даровитые писатели.
Раз употребленное новое слово повторяется другими, входит в лексикон языка и перестает считаться неологизмом. Неологизмы в языке необходимы, но часто пытаются ввести неудачные неологизмы. Шишков современник Карамзина вздумал было ввести новые слова: ость центр , добледушие героизм , баснословие мифология , лицедей актер , краснослагатель оратор и др.