Цаган Сар в Калмыкии отметят 10 февраля Дата: 4 февраля, 2024 20:46 Автор: Редакция Юга Калмыцкий буддийский праздник, который получил статус народного, отметят в республике 10 февраля. Как отметить цаган сар в Калмыкии в 2024 году Цаган сар — это один из самых важных и древних праздников в калмыцкой культуре.
Цаган Сар 2022 - когда будет Калмыцкий праздник весны в 2022 году, как отдыхаем
Главная» Новости» Цаган сар 2024 в калмыкии дата. Пусть светлый месяц Цаган Сар привнесёт в каждую семью духовную благость, гармонию и душевную теплоту! Главная» Новости» Калмыцкий цаган сар 2024.
«Цаган Сар»: праздник объединяет
Праздник сочетает лучшие калмыцкие обычаи и традиции. Как подчеркнул губернатор Игорь Бабушкин в Астраханской области проживает более 5 тысяч калмыков. На протяжении 30 лет действует общественная организация «Астраханское областное общество калмыцкой культуры «Хальмг», а также клуб калмыцкой культуры «Герел». Руководитель соседней республики вручил государственную награду «Почетный гражданин Республики Калмыкия» председателю общества «Хальмг» Николаю Эльдяеву. Награды и благодарственные письма от имени губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина получили члены организации.
Фото: пресс-служба губернатора Астраханской области В АДК «Аркадия» стояли тематические кибитки и хурульные палатки — импровизированный калмыцкий хотон. Рукодельницы представили свои гончарные и войлочные изделия, корзины и короба из чакана и лозы, тканые дорожки, резные деревянные шкатулки и сувениры. Для гостей праздника также стоял стол с калмыцким чаем и традиционными яствами.
Раньше обычные дни рождения жители республики и их предки не отмечали. Начинается праздник с необычной традиции. Люди собирают стебельки ковыля или любого злакового растения.
Глава республики поблагодарил руководство Астраханской области во главе с Игорем Бабушкиным за всестороннюю поддержку калмыцкого землячества. После официальной части на сцене филармонии прошёл концерт. Астраханцам были представлены экспозиции калмыцкой этнокультуры, выставка калмыцких предметов культуры и быта калмыков. На творческом вечере выступили Калмыцкий государственный ансамбль «Тюльпан» и Астраханский государственный ансамбль песни и танца.
Заявка на вступление
- Глава Калмыкии объявил 12 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар - ТАСС
- Читайте также
- Глава Калмыкии объявил 12 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар - ТАСС
- В Астрахани широко отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
- Популярное
- В посёлке Лиман отметили праздник Цаган Сар концертом национального оркестра Калмыкии
В Астрахани прошел калмыцкий народный праздник «Цаган-Сар»
- В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар
- В Астрахани прошел калмыцкий народный праздник «Цаган-Сар»
- Фотоотчёт о праздновании национального праздника
- «Цаган Сар»: праздник объединяет — Калмыцкий государственный университет
- В Астрахани прошёл концерт, посвящённый празднику Цаган Сар
Владимир Паньков
- В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар
- Глава Калмыкии объявил 10 февраля выходным по случаю праздника весны Цаган Сар
- Что еще почитать
- В Бурунах отметили калмыцкий праздник Цаган Сар
«Цаган Сар»: праздник объединяет
В этот день прощаются и забываются старые и новые обиды. Иногда избавляются от старых вещей и мусора, убирают дом. Обычно в этот день начинаются служения в честь Окон Тенгри и другим защитникам веры - докшитам. Службы начинаются в течении ночи. Называются они Хуучн хурл и посвящены проводам старого года. На рассвете проходит торжественный обряд, во время которого к юго-востоку от храма проходила процессия с живописным изображением Окон Тенгри, которое устанавливали на жертвеннике во время молитвы. Завершение службы символизировало начало Белого месяца.
Майя Каруева бережно хранит и делится знаниями по калмыцкому фольклору, традициям и ремеслам. Она преподает калмыцкий язык, ведет "Семейную гостиную" для многодетных матерей. Участники встречи попробовали приготовленные Майей Бадмаевной борцыки - калмыцкое блюдо, которое имеет символическое значение в праздник "Цаган Сар".
Значит, главным содержанием праздника, несмотря на его буддийскую окраску, все же было завершение зимнего периода, начало нового сезона, более благоприятного для скотоводов. В настоящее время на Цаган Сар калмыки совершают подношения предкам и божествам, посещают хурулы, ходят в гости или встречают гостей традиционными борцгами и джомбой. День Рождения Будды Шакьямуни. День рождения Будды Шакьямуни — один из главных праздников буддистов. Они верят, что в этот день, но в разные года и в разных местах произошло три важных события. Будда появился на свет, достиг просветления и ушел в паринирвану. Буддисты встречают день рождения своего учителя добродетельными поступками: избегают отрицательных мыслей, уделяют большое внимание физическому и духовному очищению и самосовершенствованию. По их мнению, в это время накапливается благая карма, которая поможет им в следующих жизнях. Джангариада Культурно-спортивный праздник Джангариада — это большой национальный праздник калмыков, пришедший из глубины времен. Издавна у калмыков любимым видом развлечений являются различные виды соревнований. В состязаниях участвуют самые сильные и ловкие мужчины и женщины.
Также читаем: Цаган Сар отмечают на следующий день после февральского новолуния. Поскольку дата новолуния - 01. Цаган Сар 2022 - как отдыхаем в Калмыкии: Цаган Сар на территории Республики Калмыкия входит в число нерабочих праздничных дней, дополнительных выходных.
В Астраханской области калмыцкий народ отмечает праздник весны Цаган Сар
В Астрахани отметили калмыцкий праздник встречи весны Цаган Сар. Торжественное мероприятие прошло в астраханском дворце культуры «Аркадия». В Астраханской государственной филармонии прошел областной калмыцкий праздник встречи весны «Цаган сар», организованный региональным министерством культуры, Областным. В праздничный день в Астраханской филармонии выступили Калмыцкий государственный ансамбль песни и танца "Тюльпан" и Астраханский государственный ансамбль песни и танца, прошли выставка калмыцкой этнокультуры и мастер-классы. Цаган сар — это один из самых важных праздников калмыцкого народа, который отмечается в начале весны. Указ Главы Республики Калмыкия от 10.02.2023 № 25 "Об объявлении 21 февраля 2023 года Днем национального праздника "Цаган Сар".
Астраханский губернатор поздравил калмыцкий народ с традиционным праздником «Цаган Сар»
После официальной части на сцене филармонии прошёл концерт. Астраханцам были представлены экспозиции калмыцкой этнокультуры, выставка калмыцких предметов культуры и быта калмыков. На творческом вечере выступили Калмыцкий государственный ансамбль «Тюльпан» и Астраханский государственный ансамбль песни и танца. Пусть Цаган Сар принесет вам и вашим близким счастье, удачу и благополучие!
То есть жители региона в среду 2 февраля 2022 года отдыхают. А день накануне - вторник 1 февраля 2022 года, является сокращенным.
Хозяева тематических кибиток преподнесли почётным гостям ритуальные белые шарфы хадак — один из буддистских символов гостеприимства, чистоты и бескорыстия. На территории парка «Аркадия» развернули импровизированный калмыцкий хотон из шести кибиток и хурульных палаток, а также выставку декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. Здесь представили гончарные и войлочные изделия, корзины и короба из чакана и лозы, тканые дорожки, народные куклы, резные деревянные шкатулки и сувениры, текстильные игрушки.
Символично было и то, что этот калмыцкий праздник совпал с русской Масленицей. В фойе были представлены WELCOME зона, выставка декоративно-прикладного творчества и, конечно, угощения: на одном столе была выставлена выпечка национальной кухни и знаменитый калмыцкий чай, на другом — блины на любой вкус с разными начинками. Звучала музыка, жители поселка и гости из районного центра, из близлежащих сел, города Астрахани толпились у дверей актового зала в ожидании большого праздничного концерта. У нас отличное настроение, потому что мы пришли сюда повеселиться и получить море положительных эмоций», - сказала Елена Будникова, библиотекарь п. Зал Дома культуры был переполнен. Калмыцкий народ известен трепетным отношением к этому светлому и долгожданному празднику, так как он знаменует собой наступление тепла и изобилия во всем.
В посёлке Лиман отметили праздник Цаган Сар концертом национального оркестра Калмыкии
Происхождение[ править править код ] Праздник Цаган Сар восходит к религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий. Название праздника происходит от монгольских слов монг. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Цаган Сар представляет собой один из буддийских ритуальных праздников с элементами древнего шаманизма [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]. Праздник в XIII в. Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней.
В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб.
Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо.
Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года. Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг. Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год. Укреплению новогоднего характера весеннего торжества способствовало то, что у китайцев традиционный Новый год справляется примерно в то же само время. Возрождение традиций празднования произошло только в послевоенное время, статус народного праздника был получен только в 1990 году [12]. Сегодня первый день Сагаалгана в республике Бурятия и Забайкальском крае [13] , а также территориях Агинского Бурятского округа и Усть-Ордынского Бурятского округа является выходным днём [14] [15] [16].
Согласно Закону Республики Калмыкия от 13 октября 2004 г. Государственное собрание Республики Алтай 1 февраля 2013 года внесло поправки в закон «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай». В соответствии с поправками праздник наступления Нового года и смены символа года по лунному календарю Чага Байрам объявляется нерабочим [18]. Традиции и обряды празднования[ править править код ] Мясо и сладости — современные угощения в праздник Цаган Сар К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину , говядину или конину , готовили буузы. Обрядовое взаимное приветствие[ править править код ] Традиционное приветствие было важным ритуалом, с которым обращались друг к другу два встретивших в этот день человека. Значение этого приветствия так велико и продолжительность его действия так длительна, что, к примеру, тувинцы могли не здороваться целый год, аргументируя это тем, что в Белый месяц они уже поздоровались.
Таким образом, монгольский Цаган Сар был приурочен к началу года по двенадцатилетнему циклу. Следующим образом описывал придворный «белый праздник» его свидетель и современник Хубилая, Марко Поло : Год у них начинается в феврале ; великий хан и все его подданные празднуют вот как: по обычаю все одеваются в белое, и мужчины и женщины, всякий как может. Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара. И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл.
В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию. Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо. Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов.
Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
По дате наступления Цаган Сар совпадает с приходом Нового года по восточному календарю, поэтому оба празднования достаточно тесно переплетаются. Иногда даже Цаган Сар называют Калмыцким Новым годом, хотя, конечно, помимо официальной в РФ встречи прихода следующего года в ночь с 31 декабря на 1 января, в Калмыкии "основной" Новый год - это Зул. Также читаем: Цаган Сар отмечают на следующий день после февральского новолуния.
Калмыцкое землячество отметило праздник весны Цаган Сар большим концертом
Материалы с плашками "Новости компаний", "Промо", "Партнерский материал", "Политические новости", "Пресс - релиз" публикуются на правах рекламы. Учредитель - главный редактор Варначкин А. Телефон редакции.
Праздник весны Цаган Сар, который в 2024 году будут отмечать 10 февраля, объявлен в Калмыкии выходным днем. Этот день будет в республике выходным", - сказали в пресс-службе. Цаган Cap переводится с калмыцкого как "белый месяц", этот праздник приурочен к окончанию зимовки скота и началу весны.
Для астраханцев и гостей города организовали экспозицию калмыцкой этнокультуры — выставку народных ремесел и декоративно-прикладного искусства. Приглашенные мастера проводили занятия по войлоковалянию и шерстяной акварели, участники клуба калмыцкой культуры «Герел» проявили народное гостеприимство, а на сцене выступили калмыцкий государственный ансамбль «Тюльпан» и астраханский ансамбль песни и танца. Главным гостем мероприятия стал глава Республики Калмыкия Бату Хасиков: он вручил госнаграду «Почетный гражданин Республики Калмыкия» председателю астраханского областного общества «Хальмг» Николаю Эльдяеву за сохранение истории, традиций, обычаев калмыцкой культуры и активную общественную деятельность.
Бату Хасиков, глава республики Калмыкия, стал главным гостем торжественного мероприятия. Руководитель соседней республики вручил государственную награду «Почётный гражданин Республики Калмыкия» председателю общества «Хальмг» Николаю Эльдяеву, а члены организации получили награды и благодарственные письма от имени губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина. Глава республики поблагодарил руководство Астраханской области во главе с Игорем Бабушкиным за всестороннюю поддержку калмыцкого землячества. После официальной части на сцене филармонии прошёл концерт.
В Астрахани отметили 30-летие областного калмыцкого землячества и национальный праздник Цаган Сар
С большим интересом знакомились зрители с историей возникновения праздника Цаган Сар, которую рассказали и показали на сцене Дворца культуры Аркадия артисты ансамбля «Тюльпан». "Глава Калмыкии Бату Хасиков сегодня подписал указ, согласно которому в целях развития национально-культурных традиций калмыцкого народа 12 февраля 2021 года объявлен Днем национального праздника Цаган Сар. В Калмыкии праздник носит название Цаган Сар, в Туве — Шагаа, в Республике Алтай — Чага Байрам. 31 декабря, весной — Цаган Сар, а вот главный праздник Зул не имеет определенной даты. 10 февраля в Калмыкии отмечают праздник весны — Цаган Сар и в этот день в «Старой Сарепте» ждут гостей, чтобы познакомить с историей и традициями почитания «Белого месяца» — так переводится на русский язык название праздника.