Сюжеты передачи: о деловом сотрудничестве череповецких металлургов и химиков с предприятиями стран СЭВ; о работе Международной геологической экспедиции в Монголии.
«Россия — страна возможностей» —
К концу 1950-х гг. страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) из-за роста промышленного производства остро нуждались в нефти. В рамках СЭВ страны взаимодействовали не только в сферах науки и экономики. Важной целью СЭВ было поднять отстающие страны до уровня передовых индустриально развитых стран. На долю стран-членов СЭВ в 1975 приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз. Заметим: СЭВ, призванный обеспечивать экономическую интеграцию социалистических стран, был создан раньше, чем первые ростки интеграции появились в Западной Европе.
Валентин Катасонов: СЭВ - уникальный опыт, который не раз еще пригодится
По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Совет Экономической Взаимопомощи – был образован в 1949 году. Осенью 1951 года страны-члены СЭВ и Китай заявили о необходимости проведения совещания, призванного дать импульс тесному сотрудничеству всех стран. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии.
Вести Чувашия
Политолог объяснил, как отучить страны Балтии от саботажа против РФ - | Новости | Экономическое совещание стран-членов СЭВ на высшем уровне в 1984, отметив актуальность Комплексной программы и ДЦПС, определило новый комплекс задач. |
Новости часа – «ВЗГЛЯД.РУ» | В регулярные занятия физической культурой и спортом вовлечено 49,4% граждан нашей страны. |
Международный фестиваль исторических автомобилей стран СЭВ «Восток-Запад» | Страны СЭВ с 1964 года начали активно взаимодействовать в масштабной системе банковских взаиморасчетов. |
«Россия — страна возможностей» — | Интеграция стран в рамках СЭВ принципиально отличалась от капиталистических интеграционных альянсов. |
Развитие вычислительной техники в России, странах бывшего СССР и СЭВ (SORUCOM 2023)
Заметим: СЭВ, призванный обеспечивать экономическую интеграцию социалистических стран, был создан раньше, чем первые ростки интеграции появились в Западной Европе. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ[2]) — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. Сюжеты передачи: о деловом сотрудничестве череповецких металлургов и химиков с предприятиями стран СЭВ; о работе Международной геологической экспедиции в Монголии.
Незаконченный СЭВооборот
Одновременно происходило и выравнивание уровней развития отдельных государств-членов: если на начальном этапе разрыв между наиболее высоким и самым низким уровнем национального дохода составлял порядка 3,2:1, то через двадцать лет — 1,3:1. Уровень же внутрирегиональных связей колебался от 43 процентов во внешней торговле Румынии до 77 — у Болгарии. У Монголии он составлял 95 процентов, но то был все же особый случай, да и вся торговля, по сути, приходилась на поставки из СССР. В итоге «международное социалистическое разделение труда», которому было посвящено бесчисленное количество резолюций, а также диссертаций и студенческих курсовых, оказалось объективно затруднено схожестью в странах — членах хозяйственных систем, ориентированных по существу на самообеспечение.
А внешняя торговля в значительной степени свелась к натуральному встречному обмену товарами на двусторонней основе, причем объемы и пропорции такого обмена регулировались опять-таки не рынком, а административно-распределительными методами, зачастую исходившими из политических и идеологических предпочтений. Замедление темпов развития, сменившееся в начале 80-х стагнацией, а потом и вовсе кризисом, очевидное растущее отставание, прежде всего технологическое, от Запада с одновременно растущим долгом и зависимостью от финансовых заимствований там же вкупе с безденежной торговлей по искусственным ценами внутри СЭВ привели к ситуации, когда каждый из европейских участников Совета — и СССР в первую очередь — считал, что дает больше, нежели получает. На фоне смены режимов в странах Восточной Европы в 1988-1989 годах никто уже не хотел воспринимать советские предложения о трансформации СЭВ в зону свободной торговли по типу ЕАСТ, о переходе во взаиморасчетах на мировые цены и конвертируемую валюту.
Вчерашние «братские» страны и СССР вновь среди первых , расталкивая друг друга, спешили за долларами и марками на западные товарные и финансовые рынки. Здание, десятилетиями выстраивавшееся из идеологически правильных, но малосвязанных с экономическими законами кирпичиков, рассыпалось на глазах за какие-то полтора-два года.
Хотя позиции Советского Союза в рамках альянса были доминирующими, однако Москва своим положением не злоупотребляла. Для нее единство в рамках Совета а также в рамках военной организации Варшавского договора, созданной в 1955 году было важнее, чем коммерческие и финансовые выгоды.
Они добивались решений и соглашений, которые были, как выше отмечено, не «взаимопомощью», а «односторонней помощью» со стороны Советского Союза. Некоторые страны считали, что членство в СЭВ ограничивало их суверенитет. В том числе лишало их возможности активно сотрудничать с Западом. По этой причине Югославия так и не решилась получить статус полноценного члена Совета, оставаясь лишь его ассоциированным членом.
С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия. В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва особенно его так называемое «разоблачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС как противоречащие марксистско-ленинскому учению. В декабре 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ.
В это же время Китай также по политическим и идеологическим причинам отказался от статуса ассоциированного члена хотя до кризиса советско-китайских отношений в конце 1950-х годов Пекин заявлял о своей готовности стать первым неевропейским полноценным членом Совета. Интеграция в рамках СЭВ затормозилась с середины 70-х годов. В немалой степени этому способствовал мировой энергетический кризис, который привел к четырехкратному росту цен на «черное золото». В руководстве СССР были силы, которые ратовали за то, чтобы максимально использовать благоприятную конъюнктуру на мировых рынках углеводородов.
Советский экспорт нефти и природного газа стал быстро расти причем не только в соцстраны, но также в капиталистические страны. Это безусловно замедлило развитие обрабатывающей промышленности в Советском Союзе, возникли первые еще очень неявные признаки превращения СССР в «экономику трубы». Начались попытки со стороны стран-членов Совета искать более выгодных и интересных партнеров на стороне, в первую очередь в группе экономически развитых стран Запада. Во-первых, начатые им реформы стали постепенно ослаблять советскую экономику, и она стала утрачивать былую привлекательность для партнеров по Совету.
Они все больше начинали засматриваться на Запад, который обещал странам Восточной Европы «сладкие пряники». Во-вторых, немалое число так называемых «ортодоксальных» руководителей стран Восточной Европы были шокированы заявлениями Горбачева, которые они считали «оппортунистическими». Ситуация стала несколько напоминать ту, которая сложилась в 1961 году, когда Албания и Китай окончательно порвали с Советом. Впрочем, во второй половине 1989 года произошли смены власти в странах-членах Совета, коммунистов сменили реформаторы-либералы, которые имели ярко выраженную прозападную ориентацию.
Судьба СЭВ была уже окончательно предрешена.
Совет экономической взаимопомощи — это межправительственная организация, функционировавшая с 1949-го по 1991-й годы и объединявшая в единый экономический блок «страны народной демократии». Решение о его образовании было принято в январе 1949 года в Москве представителями правительств Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии позже в него вступили Албания, ГДР, Монголия и Куба и в первую очередь было продиктовано тяжелым экономическим положением этих стран в послевоенные годы.
Американской альтернативой СЭВ стал так называемый «план Маршалла», целью которого заявлялось восстановление разрушенной войной европейской экономики. Считается, что в ходе реализации плана были созданы предпосылки для развития глобализации и последующего объединения стран в Европейское экономическое сообщество в 1957 году, послужившего одной из опор для создания Европейского союза. Существует точка зрения, что СЭВ — это неудавшийся ЕЭС, и если рассматривать его под таким углом, то придется согласиться.
Но если посмотреть на цели, которые ставили перед собой Совет экономической взаимопомощи и Европейское экономическое сообщество, то можно увидеть различия. В Совете экономической взаимопомощи изначально такой цели не было. Сейчас новая волна молодых исследователей подходит к документам более эмпирически и приходит к пониманию, что на самом деле надо менять фокус: СЭВ можно сравнивать с Европейской экономической комиссией ООН, с Организацией европейского экономического сотрудничества, которая выросла из плана Маршалла.
И если сравнить с этими организациями, то тут СЭВ ушел далеко вперед.
А вот Skoda выпускала автомобили для "плебса". К 70-80 годам в модельной линейке была модель Skoda 120, как дальнейшее развитие модели 105. Седан по размеру приближался к ВАЗ 2101, но мотор опять же был сзади.
Салон выгодно отличался в лучшую сторону от того же Вартбурга. В общем, нормальный автомобиль. На его базе выпускалась и довольно редкая модель с кузовом купе: Skoda 110 R Coupe. Ох, и попортила эта машина нашим Ладам кровушки на раллийных трассах!
Гоночная версия 110 RS просто громила Жигули и Москвичи. Да и на европейских этапах давала многим прикурить. Позже, на ее основе выпушена модифицированная Skoda Garde Rapid. Единственный спорткар соц.
Под "занавес" эпохи социализма, на заводе стали делать переднеприводную модель Favorit, дизайн кузова которой, разработало ателье Bertone. Ее можно считать аналогом ВАЗ 2108, но Лада немного крупнее и обладала более мощным и передовым мотором. На пороге развала страны на Чехию и Словакию, Фаворит получил модернизацию, основанную на компонентах различных моделей Volkswagen. Это было переходной моделью, перед окончательным поглощением концерном VAG.
Румынский автопром представлен компанией, производившей автомобили Dacia. Это был лицензионный Renault 12. Тут он, получив небольшую модернизацию, стал Dacia 1300. Переднеприводный седан или универсал мог составить достойную конкуренцию ВАЗам и Шкодам.
Но, как говорят, качество машин было просто отвратительным. Тем не менее, автомобиль был весьма распространен в странах СЭВ. Были внедорожники джипы. Их производили под маркой ARO.
Машины продавались активно зарубеж, в капиталистические страны. Использовались и в войсках. Практически по все параметрам, Нива просто разгромила конкурента.
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ)
Производство пластмасс и синтетических смол в 1980 г. Успехи в сельском хозяйстве, строительстве жилья и образовании Комплексная программа также затрагивала развитие сельского хозяйства и имела ряд рекомендаций для каждой страны с учетом имеющихся экономических и природных условий. В частности, был взят курс на совместное развитие биологической науки и использование ее результатов в таких сферах, как селекция, семеноводство, животноводство, а также решение задач в борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, животных. Совместными усилиями страны-члены СЭВ решали проблему повышения плодородия почв за счет использования органических минеральных удобрений. Все эти меры позволили укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства и повысить эффективность и продуктивность данной отрасли. Так, валовая продукция сельского хозяйства в целом повысилась в 1980 г. Несомненно, такие изменения в экономиках братских стран положительно сказались на уровне благосостояния населения, культурном развитии. Наблюдался рост бюджетных отчислений на социальные нужды, образование, здравоохранение и культуру, решался жилищный вопрос граждан. Кроме того, был зафиксирован рост заработной платы рабочих.
Решение жилищного вопроса стало возможным за счет активно развернувшегося строительства. За 1971—1980 гг. Благодаря принятым мерам, направленным на развитие системы образования в странах СЭВ возросла доля лиц, имеющих среднее и высшее образование, о чем свидетельствуют данные таблицы 1. Можно сказать, что благодаря Комплексной программе сотрудничество стран-членов СЭВ поднялось на новую ступень развития интеграционных процессов. Барковский А.
Эта конкуренция формировала стихийно новые конфигурации международного разделения труда, сильных делала еще более доминирующими на рынках, слабых делала еще слабее и даже уничтожала. В рамках СЭВ экономические отношения строились на плановой основе и принципе взаимовыгодного сотрудничества.
Даже само название СЭВ отличалось от привычных брендов международных капиталистических союзов, в нем было непривычное для Запада слово «взаимопомощь». Одним из принципов социалистической интеграции было выравнивание уровней экономического развития стран-членов. Поэтому в отношениях некоторых стран была даже некоторая асимметрия, имела место не взаимопомощь, а, скорее, помощь более сильных более слабым. К разряду более сильных безусловно относился и Советский Союз. Имеется обширная статистика, которая показывает, что для СССР созданная в 1949 году организация была в большей степени Советом экономической помощи другим странам нежели взаимопомощи. Достаточно сказать, что только в период с 1947 по 1957 годы общая сумма кредитов в рамках «семерки» СЭВ составила 30 млрд. Советский Союз экспортировал в другие страны СЭВ больше, чем импортировал из них.
За период 1975-1985 гг. Были, конечно, и проблемы в СЭВ, которые решались не всегда вовремя и не всегда в полной мере. Кое-какие из проблем освещены в книге доктора исторических наук, директора Института всеобщей истории РАН Михаила Липкина «Совет Экономической Взаимопомощи: и сто р ический опыт ал ьтернативного глобального мироустройства 1949-1979 ». Исследование базируется на обширных архивных материалах. Хотя позиции Советского Союза в рамках альянса были доминирующими, однако Москва своим положением не злоупотребляла. Для нее единство в рамках Совета а также в рамках военной организации Варшавского договора, созданной в 1955 году было важнее, чем коммерческие и финансовые выгоды. Они добивались решений и соглашений, которые были, как выше отмечено, не «взаимопомощью», а «односторонней помощью» со стороны Советского Союза.
Некоторые страны считали, что членство в СЭВ ограничивало их суверенитет. В том числе лишало их возможности активно сотрудничать с Западом. По этой причине Югославия так и не решилась получить статус полноценного члена Совета, оставаясь лишь его ассоциированным членом. С некоторыми социалистическими странами обострились политические и идеологические противоречия. В частности, албанские коммунисты во главе с Энвером Ходжой восприняли действия Хрущёва особенно его так н азываемое «раз облачение культа личности Сталина» на ХХ съезде КПСС как противоречащие марксистско-ленинскому учению. В де кабр е 1961 года произошел полный разрыв отношений между странами. В это же время Албания также покинула СЭВ.
Уровень же внутрирегиональных связей колебался от 43 процентов во внешней торговле Румынии до 77 — у Болгарии. У Монголии он составлял 95 процентов, но то был все же особый случай, да и вся торговля, по сути, приходилась на поставки из СССР. В итоге «международное социалистическое разделение труда», которому было посвящено бесчисленное количество резолюций, а также диссертаций и студенческих курсовых, оказалось объективно затруднено схожестью в странах — членах хозяйственных систем, ориентированных по существу на самообеспечение. А внешняя торговля в значительной степени свелась к натуральному встречному обмену товарами на двусторонней основе, причем объемы и пропорции такого обмена регулировались опять-таки не рынком, а административно-распределительными методами, зачастую исходившими из политических и идеологических предпочтений. Замедление темпов развития, сменившееся в начале 80-х стагнацией, а потом и вовсе кризисом, очевидное растущее отставание, прежде всего технологическое, от Запада с одновременно растущим долгом и зависимостью от финансовых заимствований там же вкупе с безденежной торговлей по искусственным ценами внутри СЭВ привели к ситуации, когда каждый из европейских участников Совета — и СССР в первую очередь — считал, что дает больше, нежели получает. На фоне смены режимов в странах Восточной Европы в 1988-1989 годах никто уже не хотел воспринимать советские предложения о трансформации СЭВ в зону свободной торговли по типу ЕАСТ, о переходе во взаиморасчетах на мировые цены и конвертируемую валюту. Вчерашние «братские» страны и СССР вновь среди первых , расталкивая друг друга, спешили за долларами и марками на западные товарные и финансовые рынки. Здание, десятилетиями выстраивавшееся из идеологически правильных, но малосвязанных с экономическими законами кирпичиков, рассыпалось на глазах за какие-то полтора-два года.
Декабрь 1958 года - 10-я сессия СЭВ в Праге приняла решение о строительстве нефтепровода «дружба» введен в эксплуатацию в октябре 1964 года.
Относительно развитыми и благополучными были Польша и Венгрия, а за ними следовали Румыния и Болгария. Самой отсталой была Албания, где к концу 1950-х появился первый университет, и с 1962 года из-за разрыва дипломатических отношений с СССР она де-факто вышла из СЭВ, Более активная деятельность организации началась с 1960 года, когда руководство СССР попыталось сделать из неё альтернативу Европейскому экономическому сообществу. Задачей организации также было укрепление сотрудничества между социалистическими странами Европы и Азии. С Китаем укреплению связей помешало ухудшение отношений, начавшееся с 1961 года. Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена.
Легендарный СЭВ
экономической взаимопомощи, координацию официальных и неформальных санкций против СССР и его союзников, а затем и просто подрыв целостности СЭВ через попытки заключить. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития.