«Вступление российских войск в Париж. Очередная, 210-я годовщина вступления русской армии в Париж 31 марта 1814 года происходит в условиях беспрецедентной напряженность в российско-французских отношениях. Русская армия начинает знаменитый Заграничный поход 1813-1814 гг., в результате которого весь Европейский континент был полностью освобождён от господства самопровозглашенного императора Наполеона.
Русская весна 1814 года в Париже
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже | «Вступление российских войск в Париж. |
Русская армия вступает в Париж | 30 марта 1814 года, совершив обманный манёвр, войска коалиции во главе с русской армией проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу. |
Русская армия вошла в Париж - | В полдень 31 марта 1814 года кавалерия во главе с царем Александром I триумфально вступила в Париж. |
«Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже - МК Саратов | 31 марта 1814 года русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. |
Как русские Париж брали в марте 1814-го
30 марта 1814 года войска антинаполеоновской коалиции во главе с русской армией, совершив обманный манёвр, проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу. И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж. И уже в полдень русские войска под предводительством императора Александра I триумфально вступили в Париж.
Александр I совершил роковую ошибку, войдя в Париж
На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские и шведские войска. На стороне Наполеона выступили французы, поляки, бельгийцы, голландцы, саксонцы, баварцы, вюртембергцы, итальянцы. Всего в битве с обеих сторон участвовали более полумиллиона человек. Смертоубийство продолжалось три дня. Начавшись для французов успехом, оно закончилось тяжелейшим поражением наполеоновской армии. В ходе боёв Наполеону изменила саксонская армия — она перешла на сторону коалиции, но главную роль в Лейпцигском сражении сыграли всё же русские и прусские войска. Они первыми вошли в Лейпциг, заставив противника бежать. Эта битва стала кульминацией компании 1813 года — Наполеон потерял более трети своей армии — не менее 65 000 человек, союзники — порядка 55 000. Резервы Франции были истощены: мобилизованы все призывные возраста, французская армия с боями отступала к Рейну.
Наполеону удалось прорваться через выставленные у этой белорусской реки заслоны и уйти в Литву во главе 9 тыс. Но одних лишь боеспособных солдат было потеряно 21 тыс. Лейпцигское поражение не вынудило его прекратить борьбу и запросить мира. Потребовалась новая военная компания, уже на территории Франции, на которую союзники вступили в январе 1814 года. Освобождение Германии и последующее отступление наполеоновских войск усилили в лагере союзников противоречия. Австрийское правительство, желая сохранить Францию в качестве противовеса России, настаивало на переговорах с Наполеоном, угрожая в противном случае выйти из коалиции. Самые спорные вопросы польский и саксонский в трактате не излагались, чтобы не усугублять и без того глубокие разногласия в лагере союзников. Государства договорились предоставить Франции территорию в пределах 1792 года и тем самым восстановить европейское равновесие.
Условия этого договора во многом подготовили решение Венского конгресса. Непрерывные войны, которые вёл Наполеон, вызвали недовольство не только в завоеванных государствах, но и в его собственной стране.
Французские войска заняли Саксонию и часть Силезии с такими крупными городами, как Дрезден и Бреславль. Эти успехи Наполеона заставили союзников предложить императору Франции перемирие. Оно было необходимо обеим сторонам, поэтому подписание, при посредничестве Австрии, состоялось — стороны завизировали документ в Плесвице 4 июня 1813 года.
Как «ляхи» подвели НаполеонаРиторический вопрос, произнесённый главным героем «Тараса Бульбы» «... Вероятно, многие русские воины малороссийского происхождения также могли задавать его на исходе 1812 года, преследуя отступавшую в Европу «Великую армию» Наполеона Бонапарта Временное затишье позволило России и Пруссии возобновить переговоры с Англией о субсидиях, а с Австрией — о совместных действиях против Наполеона, так же это время использовали для укрепления прусской армии резервами. Наполеон за то же время подтянул свежие силы и подготовился к новому наступлению. Решительность французского императора продолжить войну, усиливало продвижение союзных армий на Эльбу, которое создавало угрозу вторжения на территорию Австрии в случае её выступления на стороне Франции. Положил же конец всем колебаниям Габсбурговдень 9 сентября 1813 года, когда Австрия вошла в состав антинаполеоновской коалиции, подписав с Россией Теплицкий договор о дружбе и оборонном союзе.
Оба государства обязывались согласованно действовать в Европе. В случае угрозы одному из них — оказать помощь корпусом в 60 000 штыков. Кроме того ни одна из сторон не имела права заключать мир или перемирие без взаимного соглашения союзников. С конца лета 1813 года положение изменилось в пользу союзников. На сторону коалиции перешли страны Рейнского союза и Швеция.
Её армия теперь насчитывала порядка 500 000 человек при том, что у Бонапарта под началом было порядка 400 000 штыков. Международное и внутреннее положение Франции становилось всё более напряжённым. В стране росло недовольство политикой Наполеона, падал его престиж в армии. Императора оставили некоторые из его приближенных: перешёл на русскую службу генерал Жомини, чуть позже покинул Наполеона и его шурин маршал Мюрат. В такой обстановке 16-18 октября 1813 года под Лейпцигом произошло сражение, вошедшее в историю как "Битва народов".
На стороне союзников сражались русские, прусские, австрийские и шведские войска.
В русской армии такие штуки не проходили, и «вежливые» солдаты вполголоса жаловались на чересчур строгую дисциплину, мешавшую им пользоваться всеми благами «тура по Европе»: дескать, в Москве «лягушатники» не шибко-то блюли нравы… Информационные войны XIX века Как известно, пребывание русских войск в Париже обогатило и русскую, и французскую культуру, в том числе и бытовую. Навскидку сразу вспоминается «бистро». К слову — о кухне: есть бытовые привычки, которые считаются чисто русскими, но на самом деле имеют парижское происхождение. Речь, например, о примете не ставить пустые бутылки на стол — «денег не будет». Дело в следующем: официанты во французских питейных заведениях не учитывали количество отпущенных клиентам да-да, солдаты ещё и платили! Смекалистые казаки отметили такой способ подсчётов и часть бутылок переправляли под стол. Определённая экономия была, действительно, налицо. Коль скоро речь зашла о казаках, о них нельзя не упомянуть подробнее хотя в рядах русской армии были и более экзотические ингредиенты, например, калмыки на верблюдах, при одном взгляде на которых — и калмыков, и верблюдов — чувствительные парижанки падали в обморок-с. Казаки произвели форменный фурор: они купались в Сене совершенно без обмундирования, купали и поили там же своих коней.
Парижские мальчишки целыми толпами бегали за «завоевателями», выпрашивали на память сувениры. Казаки являлись главной достопримечательностью Парижа в течение двух месяцев. Накануне взятия Парижа по всему городу были расклеены лубочные карикатуры-страшилки: казаков изображали в виде чудовищных тварей в мохнатых шапках, они были увешаны кошмарными ожерельями из человеческих ушей. Пьяные мерзавцы жгли дома, а сотворив своё чёрное дело, валились в скотском беспамятстве в лужу, et cetera. Реальные казаки разительным образом не соотносились с карикатурными. Хотя первоначально их боялись: бородачи разводили костры на берегу Сены и жарили мясо, и кто знает, чьё мясо подрумянивалось на огне?.. Генерал Платов долгое время не мог понять, что кричит ему обезумевшая женщина, и только немного погодя разобрал, что та просит его «не есть её дочь»! С одной стороны, это комично, с другой — печально особенно если учесть, что наши в Париже никогда не позволяли себе таких штучек, как союзники по 6-й антинаполеоновской коалиции.
Рассказываем, чем запомнились русские в Париже в 1814 году. Взятие Парижа Император Александр I во главе русского войска триумфально вступил в Париж 31 марта 1814 года.
В сражении за этот город союзники потеряли более 8 тысяч солдат, три четверти этих потерь понесла российская армия, пишет histrf. Капитуляцию Парижа подписали в два часа ночи. А в полдень победители торжественно вступили в город. СС0 Русские в Париже в 1814 году 31 марта 1814 столица Франции была охвачена страхом. Парижане боялись прусаков и русских, а особенно — казаков, уточняет gazeta. Страшные слухи о нраве победителей распространяли солдаты, выжившие в походе на Москву. В Париж вошла не вся армия коалиции.
210 лет назад русские войска вошли в Париж
Штурм города продолжался до 5 часов вечера, когда возможности обороняющихся были исчерпаны, маршал Мармон отправил парламентёра к русскому императору. Александр I предъявил жёсткий ультиматум о сдаче города под угрозой его уничтожения: «Он прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица». На закате раненый Мармон прибыл в ставку наблюдавшего за штурмом императора Александра I и вручил ему ключи от города со словами: «Сир, умоляю вас пощадить Париж! План сражения за Париж в 1814.
Дата 18 марта указана по ст. По условию соглашения, французская регулярная армия должна была покинуть Париж. В полдень русская и прусская гвардия во главе с императором Александром I торжественно вступила в столицу Франции.
Следует отметить, что когда русские войска ещё только вступили на территорию Франции, государь Александр I издал приказ, обязывающий солдат щадить безоружных врагов, не допускать мародерства и жестокого отношения к населению. По воспоминанию одного из русских офицеров, «тысяча вопросов: Где Российский Император? Смиренномудрие и привлекательная кротость были отличительными оттенками величества нашего Монарха.
Все с жадностью устремляли глаза на Государя и пожирали взорами умиленность его взглядов, бросали вверх шляпы, шапки, преграждали улицы, хватались за Его коня, который, видимо, гордился столь священным бременем, и высокомерными шагами подавляя камни, озирался на все стороны, не причиняя окружающей тесноте ни малейшего вреда! Дома были наполнены, а кровли усеяны зрителями! Из окон, украшенных наибогатейшими коврами, усыпали цветами улицы, плескали руками, развевали платки и с восторгом восклицали: «Да здравствует император Александр, воскреситель Бурбонов!
Они поздравляли Его Величество со вступлением в Париж и с приобретением победоносных лавров, с уверением, что все жители столицы давно уже с нетерпением ожидали Его прибытия. Французы были в изумлении, видя необыкновенную свежесть и совершенное устройство в нашем войске, которое, по уверению Наполеона, было разбито, рассеяно, и одни остатки русской армии скитались по Франции!
Пропаганда тех времён традиционно рисовала из русских чудовищ. Но наши гусары и казаки, как всегда, оказались «вежливыми солдатами»: русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям и сдержали его.
Во многих городах французское население просило свои власти о том, чтобы к ним вместо пруссаков или австрийцев прислали русских. Так было. В книге «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы» - в числе 11 главных героев. В XIX веке из числа первостатейных литераторов, служивших в сухопутных войсках, до генеральского звания дослужились только он и Денис Давыдов.
Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г. В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства противника. В конце марта 1814 г. Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э. Мортье, Б.
Если сами русские для французской пропаганды были «варварами севера», то казаки «пожирали детей», говорится в исследовании оккупации Франции 1814 года историка Андрея Гладышева. В последней части этого основательного по меркам тех лет исследования казак показан «скорее зверем, а не человеком, воинственным дикарем, жаждущем добычи и разрушения». На карикатурах тех лет казаков изображали великанами.
В Париже в канун его сдачи союзникам развесили плакаты, на которых гиганты-казаки в мохнатых шапках с кроваво-красными глазами и багровыми пиками пугали горожан своими ожерельями из ушей и часов, отрезанных у жертв. Другую молодую девушку после изнасилования проткнули пикой, и на следующий день она скончалась. Третью после группового изнасилования бросили в шлюз. Четвертая тщетно искала себе убежища и защиты в церкви». А как в России представляли французов? Например, особо отличился в укреплении антифранцузских настроений московский генерал-губернатор граф Федор Ростопчин, лично писавший обращенные к простонародью афишки: «Полно тебе фиглярить: ведь солдаты-то твои карлики да щегольки; ни тулупа, ни рукавиц, ни малахая, ни онуч не наденут. Ну, где им русское житье-бытье вынести? Русское командование знало об этих ожиданиях. Поэтому одной из важнейших задач было как раз сохранение и поддержание порядка и обеспечение комфортного сосуществования местного населения с оккупационной армией. Александр I к тому же хотел, чтобы в сознании европейцев закрепился образ России как просвещенной цивилизованной державы, рассказывала на научной конференции в 2014 году французская исследовательница Мари-Пьер Рей.
Чтобы избежать разграбления города пьяными солдатами, командование решило временно не выплачивать им жалованье. Кроме того, в пределах Парижа размещали только гвардейские полки — самые дисциплинированные из всех. Офицеров размещали в частных домах, зачастую это сопровождалось курьезами. Например, одна парижанка умоляла казачьего атамана Матвея Платова не есть на обед ее малолетнюю дочку, «ведь она совсем еще мала и невкусна». Парижане, увидев вскоре, что город не будут грабить, стали с любопытством наблюдать за чужеземцами.
Русские в Париже, или Конец Наполеона
31 марта 1814 года (по новому стилю) русские войска под командованием генерала Николая Раевского торжественно вступили в Париж. Сам он Париж не брал, хотя его повесть «Русский в Париже 1814 года» и написана, что называется, «по реальным событиям». 19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек.
31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
И одной из самых значимых побед русского оружия стало взятие Парижа в 1814 году. Сражение при Париже в 1814 г. худ. 9 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда. Но в 1814 — русская армия в Париже. Примечателен тот факт, что побеждённой вражеской столице коалиционными силами не было причинено ни малейшего вреда.
Что высмеивали обычные парижане в русских офицерах в 1814 году
Об изменениях в характере самой проституции докладчица сказала, что их можно назвать количественными, но не качественными. Венерических болезней стало больше, и многие солдаты возвращались домой с «суве-нирами» особого рода, однако рутинная работа полиции нравов по регистрации проституток и контролю за порядком в этой сфере продолжалась и при оккупации, то есть, по мнению докладчицы, администрация показала себя дееспособной даже в столь сложных обстоятельствах. В ходе обсуждения доклада Плюмозиль уточнила терминологию: с русскими солдатами и офицерами имели дело не только «официальные» проститутки, но модистки, белошвейки и прочие парижские простолюдинки. В начале доклада Губина продолжила тему, заданную Мари-Пьер Рей: одной из целей Александра при вступлении в Париж было «доказать, что мы [русские] не медведи! Франция отнюдь не была для русских офицеров — даже для тех, кто никогда не пересекал ее границы, — неведомой страной; как правило, они хорошо знали ее по книгам.
Но именно эти знания стали причиной множества разочарований; сравнивая прочитанное с увиденным, русские военные убеждались в ложности многих стереотипов и, сначала в письмах к родным, а затем в мемуарах, упрекали французов за это несовпадение реальности с книжными представлениями впрочем, точно такие же разочарования пережили и многие французы, когда оказались в России. Поскольку о том, как русские военные воспринимали завоеванную Францию, мы можем судить прежде всего по их дневникам и воспоминаниям, докладчица в финале своего выступления остановилась на некоторых особенностях этих мемуарных текстов. Хотя военные были «путешественниками помимо воли», все же, оказавшись за границей, они ощущали потребность следовать определенному литературному канону и, во-первых, непременно вести путевые записки ибо это представлялось им одним из наилучших способов доказать свою «европейскость» , а во-вторых, вести их по модели главного русского сочинения в этом жанре — карамзинских «Писем русского путешественника». Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года».
Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции.
Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году. По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции.
Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников».
Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно. Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе.
Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801.
Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию. Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар.
Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике.
Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться. Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона.
Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии.
Русские, по сути, умирали за интересы вечных конкурентов Парижа - англичан, попутно защищая от уничтожения чахлые европейские монархии. Наполеон, став сначала консулом, а затем императором, никакой угрозы для России не представлял. Более того, он хотел стратегического союза с Москвой. Павел I, поначалу руками великого Александра Суворова громивший французские войска в Италии, в конце концов осознал, что стране эта война не выгодна.
Начались консультации для обсуждения нового союза. Смертный приговор русский правитель подписал себе, когда, по некоторым данным, пообещал пропустить французов через территорию России в Центральную Азию, дабы те нанесли удар по жемчужине британской короны - Индии. А, может, был связан определенными обязательствами? С 1805 по 1807 год он посылает русских солдат проливать кровь на войне с Францией - то в Австрию, то в Пруссию. Историк Сергей Черняховский пишет: «Что собственно русская армия делала на территории Пруссии в 1806 - 1807 гг.? И зачем она туда пришла? А пришла она туда затем, чтобы помочь прусскому королю в его борьбе с Францией, на которую он, кстати, первым напал».
Похожая история и с Австрией. Кончилось все это позорным разгромом под Аустерлицем. Формально объединенными силами русских и австрийцев командовал Михаил Кутузов. Но фактически руководил Александр I, полагаясь на советы австрийских генералов. Александр драпанул с поля боя, не дожидаясь финала. А затем, по свидетельству преданного генерала Алексея Аракчеева, долго плакал, сидя под деревом. Но катастрофой это вовсе не выглядело.
Наполеон, презиравший европейскую аристократию, русскому царю симпатизировал. Он лишь хотел привлечь бескрайнюю Россию на свою сторону, чтобы поставить Лондон на колени. Главное условия мира: «отстать» от Франции и прервать торговые сношения с Великобританией. Взамен для России были открыты все рынки Европы под французским протекторатом. Казалось бы, переговоры прошли успешно.
В русской армии такие штуки не проходили, и «вежливые» солдаты вполголоса жаловались на чересчур строгую дисциплину, мешавшую им пользоваться всеми благами «тура по Европе»: дескать, в Москве «лягушатники» не шибко-то блюли нравы… Информационные войны XIX века Как известно, пребывание русских войск в Париже обогатило и русскую, и французскую культуру, в том числе и бытовую. Навскидку сразу вспоминается «бистро».
К слову — о кухне: есть бытовые привычки, которые считаются чисто русскими, но на самом деле имеют парижское происхождение. Речь, например, о примете не ставить пустые бутылки на стол — «денег не будет». Дело в следующем: официанты во французских питейных заведениях не учитывали количество отпущенных клиентам да-да, солдаты ещё и платили! Смекалистые казаки отметили такой способ подсчётов и часть бутылок переправляли под стол. Определённая экономия была, действительно, налицо. Коль скоро речь зашла о казаках, о них нельзя не упомянуть подробнее хотя в рядах русской армии были и более экзотические ингредиенты, например, калмыки на верблюдах, при одном взгляде на которых — и калмыков, и верблюдов — чувствительные парижанки падали в обморок-с. Казаки произвели форменный фурор: они купались в Сене совершенно без обмундирования, купали и поили там же своих коней.
Парижские мальчишки целыми толпами бегали за «завоевателями», выпрашивали на память сувениры. Казаки являлись главной достопримечательностью Парижа в течение двух месяцев. Накануне взятия Парижа по всему городу были расклеены лубочные карикатуры-страшилки: казаков изображали в виде чудовищных тварей в мохнатых шапках, они были увешаны кошмарными ожерельями из человеческих ушей. Пьяные мерзавцы жгли дома, а сотворив своё чёрное дело, валились в скотском беспамятстве в лужу, et cetera. Реальные казаки разительным образом не соотносились с карикатурными. Хотя первоначально их боялись: бородачи разводили костры на берегу Сены и жарили мясо, и кто знает, чьё мясо подрумянивалось на огне?.. Генерал Платов долгое время не мог понять, что кричит ему обезумевшая женщина, и только немного погодя разобрал, что та просит его «не есть её дочь»!
С одной стороны, это комично, с другой — печально особенно если учесть, что наши в Париже никогда не позволяли себе таких штучек, как союзники по 6-й антинаполеоновской коалиции.
Тему разочарования русских военных, оказавшихся во Франции в 1814 году, продолжила Любовь Мельникова Институт российской истории РАН в докладе «Франция и французы глазами русских участников кампании 1814 года». Если судить по фрагментам воспоминаний, которые цитировала Мельникова, русские как будто мстили французам и за те восторги, какие эти образованные европейцы вызывали у них в довоенное время, и за те разрушения, какие французы произвели в 1812 году в России. Мемуаристы дружно спорят с представлениями о том, что Франция — это рай на земле, они охотно описывают бедные деревни, крестьянские хижины со скверными печками впрочем, хороших каминов русские мемуаристы не находят и в домах многих аристократов. Французам ставят в вину и то, что хороший обед можно получить только в Париже впрочем, наиболее объективные наблюдатели отмечают, что вино — и, прежде всего, шампанское — хорошо везде , и то, что многие французские предметы обихода на самом деле хуже русских, но имеют гораздо лучшую репутацию исключительно потому, что изготовлены во Франции например, по мнению Ф. Глинки, лапти гораздо удобнее, чем сабо, но в России все бы стали восхищаться этими деревянными башмаками — ведь они привезены из прекрасной Франции. Русские мемуаристы упрекают французов и в безбожии на месте одной церкви выстроен цирк, на месте другой — рынок , и в неумеренной любви к зрелищам впрочем, тот же Глинка отмечает и положительную черту — страсть французов к чтению. На основе приведенных примеров докладчица высказала предположение о необходимости пере-смотреть традиционные представления историков о том, что декабристское движение зародилось под влиянием впечатлений, вынесенных русскими офицерами из пребывания во Франции в 1814 году.
По мнению Мельниковой, мемуары свидетельствуют: далеко не все из увиденного вызывало их одобрение. Впрочем, во время дискуссии было высказано предположение, что этот тезис следовало бы уточнить, приняв во внимание, во-первых, дату написания мемуаров — по свежим следам или через десятилетия, а во-вторых, не только визуальные впечатления русских офицеров, но и их круг чтения до, во время и после пребывания во Франции. Что касается визуальных впечатлений, им был посвящен следующий доклад — «История в картинках, русский Париж, 1814»; его прочла Брижит де Монкло главный хранитель культурного наследия Франции. Доклад этот можно назвать визуальным комментарием к известной по историческим документам и мемуарным свидетельствам последовательности событий: вступление союзных войск в Париж, посещение союзными монархами парижской Оперы, совместное богослужение представителей разных христианских конфессий 10 апреля 1814 года, в день католической и православной Пасхи, общение русских военных с парижанками тут Брижит де Монкло продолжила тему, начатую в докладе Клайд Плюмозиль — все это и многое другое было представлено на экране. Докладчица показала, как в гравюрах отражаются мелкие бытовые детали «Кухня казаков», «Казаки на бивуаке» и как авторы гравюр обыгрывают свои зрительные впечатления от русских «пришельцев»: на одной из гравюр огромный казак объясняется в любви француженке, которая едва ли не в два раза меньше его ростом Майя Губина продолжила эту тему, переведя ее из фривольного регистра в политичес-кий: она напомнила о существовании французской гравюры, на которой крохотный русский офицер бьет палкой огромного солдата, взобравшись на табуретку. Закончился доклад демонстрацией гравюры «Отъезд в Россию», с подписью «Прошли те радостные дни…»: на ней казак так сильно стремится на родину, что уезжает туда верхом на раке, то есть задом наперед… Гийом Нику Практическая школа высших исследований определил тему своего доклада как «Русские покоряют французских художников». Главными «героями» доклада стали три знаменитых французских живописца: Жирард, Жироде и Гро по-французски фамилии всех троих начинаются с буквы G, поэтому их так и называют «три G». Франсуа Жирару — портретисту французской и, шире, европейской элиты — император Александр позировал в Париже весной 1814 года; это широко известно, однако Нику напомнил и о факте менее известном: начало «знакомства» Жерара с Александром восходит к 1805 году, когда Жерар изобразил не только Наполеона в костюме императора, но также и Александра в аналогичном наряде сейчас местонахождение этого полотна неизвестно.
Антуан-Жан Гро был бонапартистом, и его мастерскую, так же как и мастерскую «цареубийцы» Давида, учителя всех «трех G» он в 1793 году голосовал в Конвенте за казнь Людовика XVI , Александр в Париже не посетил, однако русские знакомства имелись и у Гро: когда он в 1808 году выставил в Салоне портрет Жеро-ма Бонапарта, работа эта так понравилась известному богачу и коллекционеру князю Н. Юсупову, что он заказал французу портрет своего сына Бориса в аналогичной позе. Наконец, третий Ж — Жироде, приверженец либеральных идей и любитель экзотизма в живописи, оставил только наброски портрета им-перато-ра Александра; намеревался он также изобразить русскую армию в Париже в виде войска древних скифов, но этого намерения не исполнил. Зато еще раньше, в 1806 году, его знаменитое полотно «Сцена во время потопа» было обыграно в одной из тогдашних карикатур, которая высмеивала терпящую поражение анти-наполеоновскую коалицию. Русскую тему эксплуатировали в 1814 году и други-е художники, причем нередко беря за основу совсем другие изображения, с Россией не связанные. Так, Луи-Леопольд Буайи в другой, менее точной транксрипции — Буальи пишет в 1814 году полотно «Триумф Александра», композиция которо-го в точности воспроизводит гравюру Прудона «Триумф Бонапарта» 1801. Он задался целью проанализировать, какой образ России создается на страницах мемуаров, написанных ветеранами наполеоновской армии, насколько он совпадает со стереотипами, а насколько от них отличается. Оказалось, что образ этот начиная с конца XVIII века, когда французские солдаты впервые встретились на поле боя с русскими это произошло в Швей-царии , претерпел немалую эволюцию.
Вначале французские военные видели в русских исключительно варваров, дикарей докладчик назвал это частью общего процесса «криминализации противника»; французы весьма нелицеприятно отзываются в мемуарах и об англичанах, и об испанцах, и об итальянцах, и о неграх из колонии Сан-Доминго, хотя, конечно, претензии каждой нации предъявляются различные. Однако после 1807 года французы, во-первых, начинают признавать за русскими некоторые достоинства прежде всего храбрость , а во-вторых, начинают отличать собственно русских солдат от калмыков или татар. Более того, некоторые французские военные доходят до того, что ставят русских воинов в пример французам. Так, верный сподвижник Наполеона граф Шарль де Лабедуайер в 1815 году, после окончательного падения императора он поплатился жизнью за эту верность в 1807 году писал брату, что цивилизованным французам стоило бы поучиться у так называемых варваров — скромных и набожных донских казаков. Впрочем, это «потепление» в отношениях двух армий продлилось недолго, и начиная с 1812 года русские вновь превращаются в жестоких северных варваров так они именуются в наполеоновских прокламациях , которые вдобавок ко всему воюют оружием, не принятым у цивилизованных народов башкирские луки и стрелы ; никаких различий между русскими гвардейцами и казаками или калмыками французы в это время вновь не замечают. Так видели ситуацию французские солдаты и офицеры во время самой кампании, и эта точка зрения в основном сохраняется в их мемуарах, которые создавались, как правило, в 1820—1840-е годы, а опубликованы были в большинстве своем уже при Третьей республике. Докладчик подчеркнул, что эпоха написания мемуаров существенно влияла на изображение мемуаристами русской армии. Дело в том, что как раз в это время ветераны начинают заботиться о пенсиях, они подают прошения в военное министерство и стараются в рассказах о прошлом не только приукрасить собственные подвиги, но и описать в самых ярких красках силу русской армии чем сильнее враг, тем почетнее роль того, кто не побоялся с ним сразиться.
Министерство, со своей стороны, оценивало участие в русской кампании очень высоко; дело доходило до случаев почти анекдотических: некий французский военный в 1812 году в России допустил серьезную оплошность — сообщил своему командованию, что мост, по которому французы намеревались отступить, сожжен, а на самом деле он в это время был еще цел. Но в 1844 году эти детали уже не имели никакого значения, важно было, что человек сражался в России; ошибка тридцатилетней давности не помешала ему стать кавалером ордена Почетного легиона. Николай Промыслов Институт всеобщей истории РАН сделал доклад на тему «Изображение русской армии во французской прессе с 1805 по 1814 год». Газеты в начале XIX века были главным источником информации; Наполеон это прекрасно понимал и потому уделял большое внимание контролю над прессой. Россия на страницах французских газет в исследуемый период упоминалась достаточно часто: реже Англии, но чаще Австрии и Пруссии. Французов особенно интересовала военная сторона дела, они постоянно пытались хотя бы приблизительно определить русскую военную мощь. Впрочем, парадоксальным образом, в 1812—1814 годах количество информации о передвижениях русской армии во французских газетах сильно уменьшилось, — то ли оттого, что французская цензура стала действовать еще строже, то ли оттого, что русские начали тщательнее охранять свои секреты. Разумеется, изображение России и русских на страницах французских газет изменялось в зависимости от геополитической ситуации: во время русско-французского альянса французы докладывали читателям только о победах русских в войне против турок, а о поражениях умалчивали; когда же Франция и Россия вновь сделались врагами, французские газеты стали подробно писать обо всех поражениях русской армии, а всех русских представлять варварами-казаками.
Наполеоновская пропаганда насаждала эти представления вплоть до весны 1814 года, а когда император пал, отрицательные стереотипы вновь уступили место стереотипам положительным. Никола Дюжин Университет Париж-I Пантеон-Сорбонна в докладе «Русские полки и 1814 год: память, самосознание и национальная гордость» дополнил визуальные впечатления публики впечатлениями звуковыми. Аудитория выслушала сначала Преображенский марш, для которого Сергей Марин в 1805 году написал слова, предвещавшие поход русских на Париж «За французом мы дорогу и к Парижу будем знать» и приобретшие новую актуальность в 1812 году. Говорил докладчик и о тех памятных знаках, которые получали русские полки и которые остались в полковой культуре до 1917 года, — серебряных трубах или георгиевском штандарте с Андреевской юбилейной лентой и надписями: «За отличие при поражении и изгнании неприятеля из пределов России 1812 года». Таким образом, память о кампании 1812—1814 годов сохранялась и в музыке, и в особых полковых атрибутах.
Мгновение великой славы: 205 лет назад русские войска вошли в Париж
Русская гвардия во главе с императором Александром I вошла во Францию со стороны Швейцарии, в районе Базеля. Союзники наступали двумя отдельными армиями: русско-прусскую Силезскую армию возглавлял прусский фельдмаршал Г. В сражениях на территории Франции Наполеон чаще союзников одерживал победы, но ни одна из них не стала решительной из-за численного превосходства противника. В конце марта 1814 г. Однако союзные монархи, вопреки ожиданиям Наполеона, 12 24 марта 1814 г. Город на тот момент насчитывал до 500 тыс. Обороной французской столицы руководили маршалы Э.
На рассвете 18 30 марта части 14 пехотной дивизии генерала Гельфрейха заняли Ромельвилль и Пантьен.
К 9 часам дивизия Кюреаля и Шарпантье примкнули к левому флангу Мормона. У Пантена Барклай де Толли усилил Гельфрейха 3-й и 4-й дивизиями и кирасирами. Однако дальнейший успех русских был остановлен французской артиллерией. Однако войска Евгения Вюртембергского были усилены гренадерами Чоглокова 4,5 тыс. Прибывшие на поле боя союзные монархи приказали усилить захваченные позиции у Роменвилля и Пантена одной бригадой из дивизии Мезенцева. В 11 часов французские части Мармона 12 тыс. Им удалось захватить Роменвильский лес.
Однако вскоре русские, получив подкрепление, вновь отбили лес. После 11 часов на поле боя стали прибывать главные силы Силезской армии. Между 12 и 13 часами войска Мезенцева выбыли части Ариги из Монтрёйля. Таким образом русским удалось отбросить правый фланг Мармона к самому Парижу. Ожесточенный бой развернулся за Пре-Сен-Жервье, в результате которого французам удалось остановить и отбросить русские части. В полдень бригада прусско-баденской гвардии прибыла к Пантену и поддержав русские части Гельфрейха смогли захватить Пантен. Между 12 и 13 часами Жозеф счел сражение за Париж проигранным и уехал в Блуа долина Луары.
Накануне своего отъезда он отправил письменное распоряжение Мармону и Мортье с разрешением начать переговоры с Александром I или австрийским главнокомандующим князем К. В тоже время пруссаки продолжили наступление в районе Пантена и отбросили французов к парижским заставам. Им удалось захватить Ле Мезонет и французскую батарею у Рувруа, где они и закрепились. Около 15 часов с юго-востока к Парижу подошел 4-й Вюртембергский корпус и захватил Шарантон и замок Берси. Затем, подойдя к парижским заставам он остановился и временно приостановил дальнейшее наступление. В 17 часов вюртембержсцы собрались атаковать заставы, но пришел приказ о прекращении боевых действий. Около 16 часов 3й австрийский корпус Гиулая блокировал французов в Веннсенском замке и остановился недалеко от столичных застав, где и оставался до конца дня, не предпринимая никаких боевых действий.
В 15 часов Барклай де Толли возобновил наступление против войск Мармона. Раевский и Горчаков вместе с дивизией Мезенцева отбросили Ариги от Шарона и захватили его. Парк Брюйер атаковали три колонны войск Евгения Вюртембергского и Раевского, захватив его. Мармон пытался остановить наступление русских частями из дивизии Рикара, но безуспешно. Он был вынужден отвести полностью расстроенные войска к Бельвиллю, где стал готовиться к обороне, оборудуя для этой цели жилые дома и возводя на улицах баррикады. После 15. Около 16.
С огромным трудом, потеряв 17 орудий сумел прорваться в Белльвилль к Мармону. Еще между 14 и 15 часами 28 орудий французской Резервной артиллерии двинулись на помощь Мармону и обстреляли кавалерию Палкена в районе Венсеннского замка. Однако русская кавалерия атаковала батарею и захватила 9 орудий. Оставшапяся французская артиллерия отступила на север. Мармон попытался закрепиться в селении Бельвиль, но союзники продолжали теснить его войска с фронта и окружали их с обоих флангов. Опасаясь что бои перекинуться в Париж, Мармон воспользовался письменным разрешением Жозефа и в 15. Но так как они не сразу могли добраться до командования союзников, бои за Бельвиль продолжались.
Превосходящие силы русских окружили населенный пункт, но собрав в единый кулак все части Рикара, Пеллепора и Будена, Мармон сумел вырваться из селения, уже за ним сумел сосредоточить оставшиеся в его распоряжении войска и стал ждать возвращения парламентеров. Через некоторое время к Мармону приехали адъютант Лагранжа, которого сопровождали адъютант Шварценберга полковник граф И. Паар и флигель-адъютант Александра I полковник граф М. Орлов с приказом о прекращении огня. Пока происходили боевые действия в районе Бельвилля, правый фланг союзников продолжал наступать на войска Мортье в районе Лавийетт. Здесь по переменно наступали то французы, то пруссаки, то русские. В конце концов около 16 часов Лавийетт был оставлен французскими частями и в него вошли русские и пруссаки.
Французы около 16. Одновременно с боями за Лавийетт, на левом фланге Мортье, в селении Лашапелль с пруссаками Хорна и принца Августа Прусского дралась дивизия Шарпантье, только по приказу Мортье около 16. Примерно к 14 часам- начале общего наступления союзных войск — французские войска на Монмартре включали 29 орудий, незначительный отряд ветеранов и конскриптов, отряд инженерных войск Императорской гвардии более 200 чел. Русские войска Ланжерона 8-й и 10-й корпуса , продвигающихся крайне медленно 5 км за 4 часа , подошли к Монмартру около 16 часов. Ланжерон атаковал Монмартр колонной Рудзевича около 8 тыс. После захвата Монмартра войска под командованием Ланжерона начали готовиться к атаке заставы Клиши. К этому времени уже ясно обозначилось общее поражение французских войск под Парижем, все французские позиции были захвачены союзниками.
На заставу Клиши прибыл лично маршал Монсей. Здесь собрались одни из немногих не дезорганизованных защитников столицы — 2 орудия с расчетами из ветеранов, солдаты и офицеры когорт 1-го и 2-го легионов Национальной гвардии, воспитанники из депо Полка воспитанников Императорской гвардии, жители ближайших домов Клиши, беглецы с высот Монмартра в т. Артиллерийским и оружейным огнем Монсей встретил авангардные части Ланжерона и остановил их. Вскоре Ланжерон получил приказ о прекращении огня. Бои продолжались на заставе Нёйи, которая оборонялась когортами 1-го легиона Национальной гвардии. Здесь французы сдерживали войска Эммануэля, которому Ланжерон приказал захватить мосты к северо-западу и западу от Парижа — в Нёйи, Сен-Клу и Севре. Сражение за Париж в основном прекратилось между 16.
К 18 часам союзные войска расположились на захваченных позициях с севера и северо-востока от Парижа, а французы начали уходить из города, не дожидаясь подписания капитуляции. В сражении за Париж французы потеряли 4-5000 человек, в том числе около 1000 пленными, большие потери понес офицерский состав Императорской гвардии, они также потеряли 2 знамени и неустановленное число орудий. Потери союзников составили свыше 8000 человек, в том числе 6100 русских, 1840 пруссаков и баденцев, 153 вюртембержца и 82 австрийца. В битве за Париж действия обеих сторон не отличались особой организованностью. Характерной чертой главного командования французских войск являлась его полная децентрализация и отсутствие налаженного снабжения питанием и боеприпасами, несмотря на то, что на складах имелось достаточное количество того и другого. Тем не менее французы проявили высокий боевой дух и стойкость в сражении. Союзники также допустили просчеты в планировании боевых действий: войска армий были распределена по фронту весьма неравномерно, действовали неорганизованно и разобщено — так, части русских 6-го корпуса и 2-й кирасирской дивизии в первой половине дня оказались практически один на один с основными силами французских войск.
По легенде и по непроверенным данным, на холме Монмартр жил мельник Добрей с 4 сыновьями, которые пытались защитить свою мельницу. Три его сына погибли в бою, при этом четвертый сын убил русского офицера. За это казаки якобы четвертовали его и распяли его останки на крыльях мельницы. В память об этом мать поставила на могиле статуэтку в виде красной мельницы, которую можно видеть на маленьком церковном кладбище Распятия. Позже, в 1889 г. Лейб-гвардии Казачий полк , являвшийся конвоем Императора Александра I, вступил в город одним из первы. В 11 часов показался сам Император во главе огромной свиты, за которой следовали длинные колонны прусских, русских и австрийских полков.
Император России Александр I лично принимал парад союзных войск. В одном строю вместе с казаками и гренадерами прошли прусские и австрийские части. Богдан Виллевальде - Колонны наши с барабанным боем, музыкою и распущенными знаменами вошли в ворота Сен-Мартен. Любопытное зрелище представилось глазам нашим, когда мы очутились у Итальянского бульвара: за многочисленным народом не было видно ни улиц, ни домов, ни крыш, все это было усеяно головами, какой-то вместе с тем торжественный гул раздавался в воздухе. Это был народный ропот, который заглушал и звук музыки и бой барабанов, - писал в своих воспоминаниях будущий декабрист, майор Николай Лорер. Француженки забрасывали чубатых казаков цветами, дарили многообещающие улыбки бравым гусарам и драгунам, а ведь еще несколько часов назад за Париж шла жестокая битва. В ней погибли свыше 12 тысяч французских, прусских и русских солдат. После битвы при Арси-сюр-Об Наполеон попытался зайти в тыл союзников, но Александр I уже окончательно решил идти прямо на Париж.
И что теперь? Мэр Парижа накануне 210-летия капитуляции этого самого Парижа заявила, что российским и белорусским спортсменам «будут не рады» во французской столице, если они приедут, чтобы принять участие в Олимпийских играх этим летом. Пропаганда тех времён традиционно рисовала из русских чудовищ. Но наши гусары и казаки, как всегда, оказались «вежливыми солдатами»: русские давали честное слово не чинить обиды местным жителям и сдержали его. Во многих городах французское население просило свои власти о том, чтобы к ним вместо пруссаков или австрийцев прислали русских. Так было.