Минюст внес в реестр иноагентов писательницу Людмилу Улицкую и режиссера Илью Хржановского.
Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау"
Berlinale режиссёр Илья Хржановский представил свой скандальный проект "Дау". Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов. В 19.00 мероприятие в Zoom началось с вступительного слова создателя проекта, режиссера Ильи Хржановского. Режиссер Илья Хржановский сообщил, что покинул в начале этого лета пост художественного руководителя мемориального центра «Бабий Яр» в Киеве, который он занимал с 2020 года. В расширенный перечень вошли бывший депутат Пермской городской Думы Сергей Медведев, писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский. В него вошли писательница и сценарист Людмила Улицкая* и режиссер Илья Хржановский*.
Писательница Людмила Улицкая и режиссер Илья Хржановский внесены в реестр иноагентов.
Но я еще ни разу не смог никого из своих русских друзей уговорить туда пойти. Мне говорили: это все делается, чтобы обидеть русских. Но русские, возражаю, больше всего и пострадали от Сталина, от красного террора, да и сейчас — от Путина. Но мне никого не удалось переубедить, потому что прошлое — это гибкое понятие. Чехов писал: "Русский человек любит вспоминать, но не любит жить". Действительно, сейчас Россия живет прошлым, а не будущим. Память о прошлом, причем прошлом вымышленном, играет гигантскую роль в том, что происходит сегодня. Считается, что война в Украине — продолжение Второй мировой войны, ее второй акт. Это безумие влияет на все, что происходит сегодня в Украине.
Как такое может быть? Что же это за прошлое такое? Илья Хржановский: Во-первых, Россия живет в придуманном прошлом, надо сказать, что Россия живет в сказке. Мы знаем, что русские сказки вообще обычно довольно страшные. Александр Генис: Ну, все сказки страшные. Братья Гримм — тоже страшные сказки. Сказка — это инициация кошмара, которая помогает ребенку стать взрослым. Илья Хржановский: У них есть разный жанр, потому что все основано на неких ментальных особенностях.
Здесь вопрос не про сказку кошмара, в котором мы живем, а про сказку придуманной реальности прошлого, на которую ты опираешься, чтобы не видеть того кошмара, из которого мы происходим и плодами которого мы являемся. Прошлое для России, мне кажется, играет роль только потому, что ввиду невозможности с ним разобраться невозможно придумывать будущее. Вы живете уже много десятилетий в Америке, я нахожусь тоже в Нью-Йорке, я смотрю на то, как развивается эта страна, мне не все в ней нравится, я плохо ее знаю, но когда ты смотришь, что страна все время смотрит в будущее, все время что-то производит, это же делает Германия. То есть народы совершают свои акты и возмездия, и покаяния внутри своей истории, и это дает им капитал для того, чтобы придумать будущее. Россия сейчас выглядит как страна, у которой нет будущего, и мне это страшно говорить. Потому что где бы я ни жил, какие бы паспорта у меня ни были, конечно, я люблю Россию и сопереживаю тому, что происходит в этой глубоко несчастной стране. Я бы относился к России как стране травмированной, изнасилованной, которая сама себя уничтожала. Десятки миллионов убитых самими собой, нищета, постоянно жизнь в страдании.
При этом любовь и уважение к страданию — ты же не можешь быть радостным человеком, у тебя нет на это права, ты и должен страдать, умирать за других. Ты должен все время совершать какой-то подвиг вместо того, чтобы строить свою жизнь. Эта непройденность прошлого исключает возможность видеть какую-либо картину будущего, да и настоящего. Александр Генис: То есть у нас вместо настоящего и будущего осталось только одно время — прошедшее… Илья Хржановский: … придуманное прошедшее время. Потому что прошлое, которое является частью российской памяти, не имеет никакого отношения к тем подлинным событиям, которые происходили тогда: это все искажено. Результатом этого искажения стало закрытие музея в колонии в Перми, посадки таких людей, как Дмитриев, и террор относительно тех, кто пытается вызвать к памяти правду и может дать почувствовать людям что-то о них самих, дать возможность им выбирать, как жить. Фиктивная картина уничтожает возможность выбора. Только между чем и чем ты можешь выбирать?
Александр Генис: Как мастер памяти, как вы относитесь к войне памятников? Памятник — это в сущности воплощенная память, не так ли? Отсюда споры. Когда в Украине произошел "Ленинопад", то Войнович сказал: "Вандализмом было не сносить их, а ставить". Только что в моей Риге снесли памятник российским солдатам, который был в Латвии местом сбора путинской "пятой колонны". Его снесли, но в Риге были большие протесты по этому поводу. Дело в том еще, что мой товарищ, очень хороший скульптор Джеф Блумис как-то сказал мне: "Художник рисует картины, а скульптор создает богов". Если памятник — это идол, тогда с ним можно бороться.
И проблема идолоборчества чрезвычайно остра, в том числе и в Америке. Как вы, специалист по памяти, относитесь к этому процессу? Илья Хржановский: Лично я считаю, что это абсолютно правильная идея: все памятники Ленину, Дзержинскому и прочим преступникам против человечества должны быть снесены, но я не считаю, что они должны быть уничтожены. Из них нужно сделать отдельный музей, может быть, даже в каждом регионе. Кстати говоря, в Москве был такой "Музеон", место возле Центрального дома художника, куда свозили эти обрушенные памятники. Просто, к сожалению, их мало порушили. Я бы хотел оказаться в том месте, где вы увидите бесконечное количество Лениных, Сталиных и так далее. Так ты понимаешь масштаб того кошмара, того искажения, того превращения людоедов в богов.
Ведь кто бог русского народа был много лет? Каннибалы, потому что они поедали людей, а им стоят памятники. Как можно ставить вопрос: сносить ли памятник соседу, когда Рига, прибалтийские страны были оккупированы Советами — это известный факт, поэтому я считаю, что у них есть полное право сносить памятники, ставить памятники — это дело их собственного взгляда. Александр Генис: Вы знаете, есть такое место, маленький город Цесис в Латвии, город, крестоносцами построенный еще, там стоял грандиозный памятник Ленину. Я не знаю, почему именно там он стоял. Но что с ним сделали: его не сломали, не выбросили, а его положили. Он стоял, а теперь лежит, и можно вдоль Ленина пройтись, прогуляться взад-вперед.
И после этого долгие годы оформлял отснятые сотни часов в самый, возможно, масштабный и амбициозный кинопроект XXI века. За что Хржановскому досталось все и сразу? Третье возникло по вине самих создателей. Интерактивный аттракцион, развернутый в Париже до того, в Берлине, планировали еще более масштабный, с постройкой Берлинской стены, но власти не позволили , с шаманскими ритуалами и шушуканьем с незнакомцами в специальных кабинках, концертами и инсталляциями, специально изобретенными дау-девайсами и приглашенными звездами, будто заслонил само кино. А путаница с открытием инсталляции оно задержалось и чуть не сорвалось подлила масла в огонь. Возможно, это было маскировкой, уловкой: «У нас не фильм, у нас современное искусство»? Спонтанная мысль, возникающая в начале просмотра «Дау», именно такая: это не кино. Но просмотр длится долго я посмотрел, кажется, 22 часа, и это только частичка целого , и завершаешь ты его с другим чувством. Нет, все-таки кино. С невероятно яркими персонажами, которых невозможно забыть. С виртуозной операторской работой гениальный немец Юрген Юргес снимал для Фассбиндера и Ханеке. Да, оно состоит из огромного количества материала; пока смонтировано только 13 фильмов разной длины, будут и еще. Просто это такое кино, какого мы еще не видели. В «Дау» только одна актриса — Радмила Щеголева участница телешоу Верки Сердючки , которую долго и сложно «отучали» от актерства прежде, чем впустить в пространство Института. Гигантское здание, целая империя, построенная специально для фильма, конечно, не случайно носило такое название. Опыты здесь ставились и на участниках хочется надеяться, добровольцах , и на животных. За исключением Щеголевой, все здесь играют более-менее себя. Ученые в кадре — настоящие ученые. Сотрудники спецслужб — настоящие гэбэшники. Дворники, уборщицы, буфетчики; интеллектуалы, художники, писатели, режиссеры, музыканты; студенты, пенсионеры, священнослужители всех религий. Все настоящие. И ненастоящие. Попав в иное пространство, обрядившись, вплоть до белья, в одежду 1940-х или 1960-х, получив свои ролиИногда для этого не приходилось менять имени, но грим все-таки требовался — многие персонажи прожили в Институте по сюжету целые 30 лет, от 1938 до 1968 года, они становились другими, продолжая быть самими собой. Таким образом, «Дау» — самый невероятный в истории кино альянс вымышленного с подлинным. Раскрепощаясь, персонажи позволяют себе многое. Отсюда трансгрессивные практики, заведомо угнетающие правозащитников, не смотревших фильм, от рукоприкладства до секса на камеру.
А так же эксперимент Милгрэма, в котором один участник должен был бить током другого, если тот не давал верного ответа на вопрос, и другие. Однако практика подобных опытов была признана преступной и неэтичной не одно десятилетие назад и запрещена для воспроизведения. Мы убеждены, что мемориалы холокоста призваны предотвращать появление в будущем моральных выборов, перед которыми становились его жертвы… Симулировать ситуации подобного выбора недопустимо 27 апреля, после публикации новой концепции центра, было обнародовано письмо руководителя группы развития основной экспозиции Core Development Exhibition Group Дитера Богнера, написанное еще осенью 2019-го, когда работа Хржановского над «Бабьим Яром» только началась. В письме Богнер жестко критикует концепцию, так как она «провоцирует шоковый опыт, а не памятование и размышление», а также называет концепцию «Холокост-Диснеем» и заявляет об окончании своего сотрудничества с центром. Ответ Хржановского Руководство самого центра смещать Хржановского не торопится, там считают, что обвинения « сделаны на основании эмоций и субъективных мнений, построенных на догадках и предположениях ». Сам же скандальный режиссер говорит о том, что «Дау» и «Бабий Яр» — принципиально разные проекты и вторым руководит в первую очередь Наблюдательный совет, который и пригласил его стать художественным руководителем. Моя задача — превратить сухой язык фактов в живую историю, вызывающую эмоцию. В рамках музея я занимаюсь концептом и поиском языка, которые должны быть публично обсуждены украинским обществом Илья Хржановский В различных интервью Хржановский рассказывает о том, какая работа в центре идет сейчас под его руководством: систематизация документов, писем, фотографий, благоустройство территории и так далее. Однако нигде не звучит то, что написано в официальной концепции: «психометрические алгоритмы» и очередные участия посетителей в экспериментах художника с подпорченной репутацией.
А шестичасовое «ДАУ. Дегенерация» показывали в программе Berlinale Special. При этом оба фильма вызвали споры в прессе — как российской, так и зарубежной: в «Наташе» больше всего вопросов вызвала несимулированная сцена секса, а также эпизод, где героиню насилуют с помощью бутылки; в «Дегенерации» многие были возмущены моментом, где осуждённый неонацист Максим «Тесак» Марцинкевич на камеру отрезает голову свинье, напевая «С чего начинается родина». Несколько отечественных критиков даже написали открытое письмо президенту фестиваля Карлу Шатриану с вопросом, этично ли показывать на одном из важнейших европейских киносмотров фильмы, на съёмках которых к непрофессиональным актёрам применяли вполне реальное психическое и, возможно, физическое насилие. Позже это письмо попало на главную страницу Variety, одного из главных киносайтов мира — теперь, по слухам, его журналисты собирают материал обо всех преступлениях Хржановского, совершённых на съёмочной площадке. Скандалы вокруг «ДАУ», который ещё недавно был предметом обсуждения только в узких киноведческих кругах, всё чаще проникают в широкое общественное поле. В связи с этим мы решили рассказать вам вкратце, что же это вообще за проект — и как из байопика про лауреата нобелевской премии выросло «Сталинское Шоу Трумана», где люди три года добровольно жили в условиях жёсткой диктатуры. Режиссёр Илья Хржановский, только-только выпустивший свой дебютный фильм «4» — артхаусную драму по сценарию Владимира Сорокина «День опричника», «Норма» — всего-то собирался экранизировать мемуары Коры Ландау, жены советского ядерного физика и лауреата Нобелевской премии Льва Ландау. Хржановский мало смыслил в физике, но его заворожило откровение Коры насчёт их с супругом сексуальной жизни: чета Ландау договорилась о «брачном пакте о ненападении», по сути, о свободных отношениях. Что, понятно, для конца тридцатых годов было не слишком свойственно. Режиссёра заинтересовала эта двойственность — как человек, живущий в тоталитарном несвободном обществе, мог позволить себе такую личную свободу. Чтобы адаптировать мемуары для экрана, он позвал всё того же писателя Владимира Сорокина. В 2008 году, после долгого препродакшена, начались съёмки. Хржановский быстро понял , что не хочет снимать фильм с настоящими актёрами — от них, мол, никогда не добиться «документальной точности». В итоге из основного каста профессиональное образование имеет только Радмила Щеголёва — она играет жену Ландау. На роль сына профессора взяли Николая Воронова, музыканта и автора песни «Белая стрекоза любви». А самого физика сыграл Теодор Курентзис, известный греческий дирижёр, давно работающий в России. Этот выбор Хржановский обосновал тем, что «гений — всегда иностранец». Греки, как и евреи, — народ, тысячи лет назад имевший отношения с богами, что отражено в античной литературе и в Ветхом Завете. Античные герои обманывают, врут, убивают, и одновременно это существа высочайшей морали, просто они живут по другим законам. Илья Хржановский, режиссёр «ДАУ» Сначала были отсняты сцены в Москве и Санкт-Петербурге, затем производство переместилось в Харьков — там снималась большая часть фильма. Потому что, во-первых, это намного дешевле, а, во-вторых, в украинском городе осталось много нетронутых зданий в стиле конструктивизма, очень важного для передачи атмосферы тех лет. Он задумал нечто по-настоящему глобальное: построить свой маленький микромир, где обычные люди, не актёры, будут жить по правилам сталинского времени, и наблюдать за тем, как под гнётом диктатуры в них начнут проявляться самые низменные человеческие качества. Во-первых, режиссёр намеревается как и в прошлом году, впрочем запустить знаменитый фильм «Дау» в апреле. Во-вторых, актёров на главные роли он теперь отбирает следующим образом: десять Ландау и десять Кор поселятся в одном доме, и та пара, которая продемонстрирует наибольшую совместимость и пр. Построй свою любовь! Вот это я понимаю. Станислав Зельвенский, кинокритик Институт Там же, в Харькове, на месте заброшенного бассейна съёмочная группа «ДАУ» построила Институт — самую большую декорацию в Европе. Величиной то ли 6, то ли 13 тысяч квадратных метров данные в разных источниках разнятся — это был полноценный маленький город со своими улочками, квартирами и, конечно, лабораториями. Изначально Институт должен был выступать «в роли» Украинского физико-технического институте УФТИ , в котором реальный Ландау жил и работал на протяжении пяти лет в довоенное время. Но в итоге декорация, как и всё в этом фильме, переросла свой замысел — превратилась в гипертрофированный образец сталинской архитектуры с торчащими из стен руками с серпами. Институт Хржановский заселил людьми — обычными харковчанами и приезжими, которые работали в нём уборщиками, буфетчиками, обслуживающим персоналом или, например, сотрудниками милиции. На места учёных режиссёр позвал настоящих деятелей науки, которые действительно работали и проводили эксперименты внутри его огромной декорации впрочем, сам Хржановский слово «декорация» очень не любит. Также у Института был собственный отдел НКВД, преимущественно составленный из реальных бывших «кэгэбэшников». В таком виде здание просуществовало с 2009-го по 2011-й, и каждый месяц жизни в нём приравнивался к кинематографическому году. Так «ДАУ» охватил три десятилетия — от середины 30-х до середины 60-х. Внутри Института действовали свои строгие правила. Расплачиваться в местном аутентичном буфете можно было только старыми советскими рублями, зарплата выдавалась ими же. Все работники на входе проходили анкетирование, после чего их реальную биографию адаптировали под время действия фильма, им выдавали одежду советского образца вплоть до нижнего белья, ходить в современном было строго запрещено и отбирали все гаджеты. Ни одно устройство из современного мира — кроме тех, которыми пользовались кинематографисты — не могло попасть в Институт. К тому же, людей штрафовали, если они в беседах использовали выражения, которых не могло быть в речи тех годов. В некоторых комнатах стояли двусторонние зеркала, через которые операторы могли снимать находящихся там людей. Весь фильм он снял на 35-миллиметровую плёнку, недешёвую и сложную в обращении. Также специально для фильма Юргес разработал систему освещения, которая позволяла оператору снимать в любой момент, не тратя время на установку светового оборудования. При этом, если вдруг к человеку заходили люди с шумной плёночной камерой и начинали его снимать, он обязан был не обращать на них внимания и заниматься своими делами. Первоначальная история Ландау в таких реалиях, конечно же, ушла далеко на второй план — хотя и сам герой тоже жил в Институте. Хржановский захотел зафиксировать жизнь каждого маленького человека в тиранической системе и то, как людей меняет существование в условиях постоянного гнёта. Чтобы подчеркнуть эту альтернативность, режиссёр даже сменил героям имена: Ландау превратился просто в Дау, его жена из Коры стала Норой, а коллега профессор Капица — Крупицей. Кроме обычных работников Институт посещали и различные знаменитости — как от мира науки, так и искусства. Например, на несколько дней в Институт приезжал Дейвид Гросс, лауреат Нобелевской премии по физике. А профессор тоже физики Андрей Лосев жил там с семьёй несколько лет подряд. Побывала на съёмках легендарная сербская перформанс-художница Марина Абрамович и её бизнесмен-однофамилец, кстати, тоже , оперный режиссёр Питер Селлерс и театральный режиссёр Анатолий Васильев, исполнивший одну из центральных ролей, академика Крупицы. Этим людям платили гораздо больше, чем простым работникам, и содержали в гораздо лучших условиях — «пролетариат», по рассказам очевидцев, так вообще откровенно унижали. Впрочем, за «звёздами» также пристально следили, и любое их действие — включая те, что обычно не демонстрируют широкой публике — могло попасть на камеру. К слову о «платили». Изначально бюджет «ДАУ» составлял всего 5 миллионов долларов — частично это были деньги от российского и украинского министерств, частично от разных европейских фондов, поддерживающих авторское кино. Но деньги эти кончились ещё до начала непосредственной работы, и российский Минкульт тогда отозвал все выделенные средства. Долгое время циркулировало огромное количество слухов — кто же всё-таки спонсирует этот безумный проект. В итоге бюджет «ДАУ», по некоторым данным, составил что-то около 57 миллионов долларов. Невероятные для российского кино деньги — для примера, даже блокбастеры типа «Вторжения» у нас снимают максимум миллионов за 10. Михаил Идов, режиссёр «Юмориста» и сценарист фильма «Лето», а на тот момент главный редактор российского GQ, в 2011-м побывал на съёмках в качестве репортёра и написал большой материал про внутреннюю кухню «ДАУ». Кто-то говорил, что весь проект — культ, и люди там работают бесплатно. Хржановский оккупировал весь город, говорили они, и закрыл аэропорт. Нет-нет, настаивали другие, всё это — тюремный эксперимент, снятый скрытыми камерами. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Он описал, как тщательно его обыскивали при входе в Институт и меняли внешность для большего соответствия эпохе. Идов был восхищён размерами съёмочной площадки, на которой он не увидел ни одной камеры — но люди все равно продолжали жить своей альтернативной, советской жизнью. Когда же он, общаясь с режиссёром, спросил будут ли для «достройки» декорации использовать CGI, тот одёрнул журналиста и попросил не говорить слов, не имеющих смысла в сеттинге «ДАУ». Ведь тогда его, как человека, пригласившего Идова, оштрафуют охранники — и не посмотрят на то, что он здесь босс. Вся декорация размером примерно с два футбольных поля, окружённая пятиэтажной фантазией на тему конструктивистской архитектуры. Есть одно здание, похожее на мавзолей Ленина, такой странный зиккурат. Подобный Колизею стадион нависает над двумя серыми жилыми зданиями. По всему городу шумит атональная виолончельная музыка, исходящая из громкоговорителей, установленных на шесте. Единственная цель этого, кажется, в том, чтобы напрягать людей, держать их на грани. Михаил Идов, журналист, режиссёр, сценарист Хржановский был явно горд за своё творение — показывал журналисту холодильники, набитые совершенно свежей едой, но со сроком годности, истекающим в 1952 году. И хвалился звуком смыва в туалете — чтобы получить необходимый тон и тембр, режиссёр попросил установить по всему зданию водопровод конкретной ширины. Идов также рассказал, что кинематографисты составили базу данных из 210 тыс. На интервью кандидатов расспрашивали на самые разные темы, включая самые откровенные, и часто задавали абстрактные вопросы вроде «Что для вас значит счастье? По отдельности, эти детали могут выглядеть безумством.
Минюст обновил списки иноагентов. В реестре — знаменитая писательница, режиссер и экс-депутат
Эксклюзивное интервью Ильи Хржановского в Берлине | Британский журналист рассказал о своих впечатлениях от проекта отечественного режиссёра Ильи Хржановского «Дау», который никогда не выйдет в России, и мнение автора с другими кинокритиками поясняет почему. |
Дау-таун. Как Харьков стал центром самого безумного проекта в истории кино | — Одним из самых обсуждаемых российских режиссеров стал ваш сын Илья Хржановский. |
Илья Хржановский, режиссер: биография, фильмография. Фильм "Дау" | В Париже никак не может толком запуститься мультимедийный проект «Дау», выросший из кинодолгостроя Ильи Хржановского. |
После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым
Российскому режиссеру Илье Хржановскому запретили восстанавливать Берлинскую стену городские власти. Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. Канал специализируется на передачах о русской и всемирной истории, науке, литературе, музыке, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и т.д. В программах канала новости культуры, встречи с интересными людьми, документальные сериалы, лекции. В Париже состоялся трехнедельный марафон проекта Ильи Хржановского «Дау», который был задуман как байопик физика Льва Ландау, а превратился в огромное и дорогое авторское высказывание.
Власти запретили восстанавливать Берлинскую стену ради арт-проекта
Сын известного мультипликатора Андрея Хржановского. Илья Хржановский дал интервью Катерине Гордеевой*. Во время беседы 48-летний режиссёр, прославившийся благодаря скандальному проекту "Дау", высказался о спецоперации, политике, своём творчестве, сложных временах и не только. Минюст России включил писательницу Людмилу Улицкую* и режиссёра Илью Хржановского* в список иностранных агентов. Режиссер Илья Хржановский сообщил на своей странице в “Фейсбуке” (управляющая социальной сетью компания “Meta” признана в РФ экстремистской организацией) о том. Биография режиссера Ильи Хржановского: личная жизнь, развод с женой, отец Андрей Хржановский.
После «Дау»: лучшая часть проекта Ильи Хржановского сделана Анатолием Васильевым
Их волнуют деньги, которые выделят Минкульт и Фонд кино», - констатировал Давид Шнейдеров. Главную роль играет музыкант и дирижер Теодор Курентзис. Мировая премьера состоялась в Париже. Добавим, одна из частей фильма «Дау»- «Дау. Наташа» будет участвовать в основном конкурсе 70-го Берлинале, которая стартует 20 февраля.
Осуществляла пропаганду ЛГБТ-отношений», -говорится в заявлении ведомства. Уточняется, что они проживают за пределами Российской Федерации.
Большое интервью Осенью 2019 года режиссер Илья Хржановский был назначен художественным руководителем мемориального центра «Бабий Яр», созданного для увековечивания памяти жертв нацистских преступлений в Киеве в годы Великой Отечественной войны. Из чернового варианта концепции музея выяснилось, что посетителям будут предлагать ролевые маршруты в виртуальной реальности — они смогут оказаться «в роли жертв, коллаборационистов, нацистов и узников войны». Часть команды мемориального комплекса после прихода режиссера уволилась.
Правоохранители не исключают, что в процессе кинопроизводства детям могли быть причинены физическая боль или моральное страдание путем насильственных действий. Фильм «Дау. Дегенерация» снимал как часть проекта кинокартин о физике Льве Ландау российский режиссер Илья Хржановский. Он работал над ним с 2007 по 2011 год, съемки проходили в Харькове.