Международный женский день в России считается праздником весны и женщин. Традиционно на этот праздник женщинам дарят букет из тюльпанов. Как начали отмечать 8 марта и кто стоял у истоков создания праздника — в материале «Ъ». Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин.
Международный женский день: история праздника
Международный женский день считали преимущественно коммунистическим праздником. История возникновения Международного женского дня берет начало в 20-м веке. Об истории праздника 8 марта в советские времена известно было немного. Существует несколько версий возникновения этого праздника. Международный женский день, который принято сегодня отмечать 8 марта, появился не сразу. Изначально этот день не был закреплен за определенной датой и проводился в конце февраля — начале марта, в каждой стране по-своему.
8 Марта — праздник рабынь, матрон и революционерок
Как Международный женский день стал выходным в России 8 марта или 23 февраля по старому стилю 1917 года произошла одна из крупнейших забастовок работниц текстильной фабрики. Наши соотечественницы требовали не только равных прав, но и прекращения участия в затяжной Первой мировой войне, а также возвращения мужчин с фронта. Петроградская стачка в итоге ознаменовала начало Февральской революции — предшественницы государственного переворота и кардинальной смены власти. Забыть об этом новое руководство страны не могло и не хотело. Поэтому, начиная с 1919 года, в Советской России 8 марта ежегодно отмечали Международный день работниц — в качестве напоминания о той самой февральской демонстрации. И только в конце двадцатых годов праздник переименовали в Международный женский день. Так наметилась тенденция к его деполитизации. Существует предположение, что таким образом советская власть решила воздать должное подвигу советских женщин в годы войны.
А какие примеры решительности женщин доносит до нас прошлое! Например, в 42 году н. Тогда его жена Ария вонзила себе в грудь кинжал, а затем передала его супругу со словами: «Нет, это не больно». Нет достоверных фактов о том, что на самом деле существовало воинственное племя женщин-амазонок. Возможно, это плод фантазии греков. Однако сколько поэтов со времен Гомера воспевали храбрых героинь и сколько прекрасных статуй одногрудых женщин было изготовлено для храма Артемиды в малоазийском городе Эфесе! Амазонки — мифологическое воинственное племя женщин, которые не терпели в своей среде мужчин. По легенде, амазонки только раз в год весной вступали в общение с мужчинами соседних племен, чтобы продолжить свой род. Если через девять месяцев после этой встречи на свет появлялся мальчик, то его отдавали на воспитание отцу. Амазонки воспитывали только женское потомство, и готовили их — как спартанцы мальчиков — только к воинским подвигам. Многие из них отрезали или выжигали себе правую грудь, чтобы не мешала натягивать тетиву лука. Само название «амазонки», с которым у нас ассоциируются красавицы-наездницы, а то и вовсе — красавицы, облаченные в костюм для верховой езды, означает искаженное «безгрудые». По мнению ученых, легенда об амазонках восходит к временам, когда процветал культ богинь-женщин и женщины занимали высокое положение в обществе. Явись, матриархат! Молю лишь: пощади невиннейшую грудь! Корнелия мать Гракхов — одна из благороднейших римлянок, дочь Сципиона Африканского Старшего, жена Тиберия Семпрония Гракха Но не воинственность амазонок и геройские поступки определяют истинную суть женщин. Подтверждение тому мы находим, к примеру, в римской истории. Вдова Корнелия мать Гракхов , славившаяся своей образованностью и умом, была матерью двенадцати детей. Двое из её отпрысков были крупными политическими деятелями республики. Корнелия рано овдовела и ещё могла бы выйти замуж, но решила этого не делать и посвятила свою жизнь семье. Её неувядающая красота и острый ум привлекли египетского царя Птолемея, который предложил ей руку, сердце и трон. Однако Корнелия осталась верной своему материнскому долгу. Елизавету I Английскую называли ещё Доброй королевой Бесс и Королевой-девой А теперь вспомним Елизавету I Английскую, которую неспроста назвали вершиной власти в мировой истории. Ведь она смогла изменить её ход. Елизавете досталась разделенная религиозными распрями, разрозненная страна, но она сумела превратить её в могучую державу.
Научные интересы Александры Фроловой лежат в области этнографического изучения русского народа, процессов развития праздничной культуры, этнокультурного облика русского человека и антропологии инвалидности: изучения инвалидности как социокультурного феномена в традиционном и современном обществах. Многие изменения праздника объясняются огромнейшей значимостью именно традиционного аграрного календаря русского народа. А надо сказать, что в этом календаре очень важны были дни весеннего, осеннего равноденствия, а также периоды летнего и зимнего солнцеворотов. С этим астрономическим явлением связаны ритмы смен времен года, и, как следствие, ритмичная смена повторяемых процессов жизнеобеспечения русского этноса. Календарные рубежи за время осмысления народом были сакрализированы циклом ритуалов, обрядов, праздников, а их значение было направлено на важнейшую для выживания любого этноса составляющую — это рождение нового поколения детей, воспроизводства всего того, что способствовало жизнедеятельности этноса, социума. И каждый из этих периодов, конечно, имел свою семантическую окраску. Праздники зимнего солнцеворота — Святки, Рождество и др. Исследователи определяли, что Святочный период — это период холостой молодежи, Масленица — женатой молодежи. Так вот 8 марта очень органично примкнул к подвижному календарному масленичному циклу молодоженов. В итоге весь имеющийся семантический цикл сделал его гендерным праздником, выдвинув на первое место женщину. Вспомним праздник жен-мироносиц, все летние послепасхальные праздники, Троицу, праздники и обряды кумления, которые как раз и были направлены на женщину, женщины-именинницы и т. Весь цикл праздников наших предков был очень разумен и точно распределен. Кстати, советский период показал, насколько неудачны были эксперименты с праздниками, но, к счастью, разум этноса смог вернуть себе все те периоды и праздники, которые были отменены советской властью. Первые преобразования нашей культуры в советское время были направлены на то, чтобы лишить народ его традиционных обычаев, его любимейших праздников. Праздничное застолье в сельском доме 1971 г. Кельчемгора, Лешуконский р-н. Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр. Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу.
Они требовали 10 — часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд копейки. Мужчинам после решительных выступлений удалось добиться введения 10 часового рабочего дня. На многих предприятиях в США возникли профсоюзные организации. И вот после 8 марта 1857 образовался еще один — впервые его членами стали женщины. В этот день во многих городах Нью-Йорка сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права. В 1910 году на Международной конференции женщин социалистов в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 марта, которое прозвучало, как призыв ко всем женщинам мира включиться в борьбу за равноправие. Откликаясь на этот призыв , женщины многих стран включаются в борьбу против нищеты , за право на труд , уважение своего достоинства, за мир. В 1911 году этот праздник впервые отмечался 19 марта в Австрии, Дании, Германии и Швейцарии. Тогда более миллиона мужчин и женщин приняли участие в манифестациях. Кроме права избирать и занимать руководящие посты, женщины добивались равных производственных прав с мужчинами.
Как отдыхаем на 8 Марта в 2024 году
- Вопросы и ответы
- Подлинная история о 8 марта
- Как 8 марта впервые стал законным выходным? И с чего, собственно, все началось?
- Краткая история Международного женского дня
- Уважаемые посетители нашего сайта!
- История праздника 8 марта
Суфражистское движение
- 8 Марта — история и значение праздника
- Как Международный женский день стал выходным в России
- С чего все началось?
- История возникновения праздника
- Как и благодаря кому появился Международный женский день?
- История праздника 8 марта
Международный женский день
- Когда в России начали отмечать 8 Марта?
- 111 лет празднику 8 марта. История и трансформация праздника
- Почему 8 марта?
- Публикуем историю Международного женского дня
История Международного женского дня
Протестующие требовали сокращения рабочего дня и лучших условий оплаты, а также искоренения детского труда и права участвовать в выборах. С инициативой проведения Международного женского дня выступила в 1910 году на заседании Социалистического Интернационала в Копенгагене немецкая активистка Клара Цеткин. Она предложила установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц. Эта идея получила единодушную поддержку всех участниц конференции. Демонстрантки требовали предоставить женщинам равные права с мужчинами.
Международный женский день в России Международный женский день в России В России Международный женский день является одним из самых популярных и широко отмечаемых праздников Фото: Guschenkova, по лицензии Shutterstock. Впервые этот праздник был отмечен в 1909 году в США по инициативе Социалистической партии Америки, и несколько лет там его отмечали в последнее воскресенье февраля. В 1911 году праздник провели еще в четырёх странах — Австрии, Германии, Дании и Швейцарии, но в разные дни. В 1912 году женский день отмечался всё тем же «узким кругом» стран и снова в разные дни. В 1913 году женский день был впервые отмечен в России точнее, только в Санкт-Петербурге , через год женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии.
Международный женский праздник 8 Марта, 1924 г. Женский день в других странах поначалу отмечали в разные даты — 2, 9 и 12 марта, а также 2 и 12 мая. Но в международное левое движение дата 8 марта пришла из России и стала международной. В 1921 году СССР впервые сделал этот день праздником. На выступлении кружка физкультурников в честь празднования дня 8 Марта Фотографии пользователей russiainphoto. Отчасти это было связано с тем, что советское государство уже предоставило женщинам максимум прав и свобод, совершенно уравняв их с мужчинами, поэтому бороться было просто больше не за что. Демонстрация женщин Советскому государству в плане прогрессивности действительно было чем хвастаться: у нас женщины получили избирательное право на год раньше, чем в Великобритании, и на три года раньше, чем в США. Советские женщины были примером для британских и американских суфражисток. Но еще, как писала в 1927 году одна из газет Тверской губернии, «день 8 Марта является днем смотра сил миллионов работниц и крестьянок».
В те годы выходили десятки открыток, авторы которых симпатизировали этому методу "образумить женщину": Но праздник же, а мы о трагическом... Стоит отметить, что в борьбе за права женщин было место и остроумному троллингу. Так, например, в 1911 году английские суфражистки на ночь покинули свои дома, приурочив "флешмоб" к переписи населения. Хейтеры и защитники Женщина, которая публично заявляла о претензии на равные с мужчинами права, должна была готовиться к самым разным неприятностям. Это сейчас написала что-то в фэйсбук, тебе там ответили — но все остались живы-здоровы максимум, испортили друг другу настроение. Тогда ставки были гораздо выше. Соцсетей не было, но подгадить ближнему, оставаясь инкогнито, людям хотелось всегда. Приходилось ухищряться. На открытке написано: "Вы, группка больных идиоток: если у вас нет домов, нет мужей, нет детей, нет отношений, то почему бы вам не пойти и не утопиться! Интересно, что свой срок женщина отбывала именно за битьё стёкол во время одной из акций. Любопытно, что проблему с избирательным правом или экономической независимостью признавали не все женщины. Даже от потенциальных соратниц суфражистки слышали много дурного и унизительного. А женщина, ратующая за свои права, противопоставлялась образу Идеальной Женщины: На открытке написано: "Никакого избирательного права, спасибо. Воззвание к женственности". Одним словом, жилось столетие назад женщинам очень непросто. К счастью, нашлись те, кто начал бороться против неравенства. Одной из таких женщин была Клара Цеткин, которую культура сделала почему-то комичным персонажем. Что сделала для праздника Клара Цеткин? На самом деле 8 Марта не имеет ничего общего с Днём рождения Клары Цеткин она родилась 5 июля. Но именно эта женщина сделала многое, чтобы обратить внимание на права и свободы женщин — отсюда такая тесная параллель с её именем.
История Международного женского дня
Женский день 8 марта должен был стать днем международного протеста против политического бесправия работниц, Это был повод для женщин обратить внимание общественности на свои проблемы. Откуда же взялась сама дата – 8 марта? История возникновения Международного женского дня берет начало в 20-м веке. Как известно, праздник 8 марта был основан Кларой Цеткин и Розой Люксембург. Изначально праздник назывался Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. История возникновения праздника 8 Марта. Почему Международный женский день празднуется именно 8 марта?
История возникновения праздника 8 Марта
8 марта – Международный женский день. Мы расскажем вам и вашим детям об истории праздника 8 марта, почему именно 8 марта стало женским днем, когда и как впервые отмечали праздник 8 марта. История возникновения праздника 8 марта. Кто же вышел на улицы Нью-Йорка — текстильщицы или проститутки? Казалось, что легенды о создании праздника 8 марта ст. История возникновения 8 Марта: как из протестов против неравенства появился Международный женский день, почему он стал праздником и как его отмечают во всем мире сегодня.
8 марта, Международный женский день: суть, история и традиции праздника
Литовское правительство в первые годы самостоятельного управления отказалось от празднования 8 Марта, как идеологического пережитка прошлого. Но с 2002 года празднику вернули статус, но изменили название на День Солидарности женщин. В Италии дата не является выходным днем. Итальянки собираются после работы в компании и идут отмечать без мужчин как девичник. В России официально 8 марта стал выходным только в 1965 году. Жители США долгое время приписывали себе происхождение даты празднования 8 марта. В течение 20 лет все были уверены, что в 1857 году произошла забастовка: стала родоначальницей движения за женские права и свободы. После того, как Франсуаза Пик решила восстановить исторические события и факты миф рассыпался как карточный домик. Оказалось, что американская версия была высказана для того, чтобы в годы холодной войны граждане Советского Союза с коммунистической идеологией и жители США с буржуазными взглядами не объединялись. Израильтяне считают, что истоки празднования 8 Марта уходят корнями в древнюю историю еврейского народа.
Легенда повествует о царице Есфири, которая обратилась к своему супругу — царю Ксерксу с просьбой спасти евреев. Будучи отважным воином, Ксеркс пообещал и сдержал слово, защитив еврейское население от персидского войска. День освобождения и защиты праздновали в дату, которая совпадает по современному календарю с 8 Марта. Но большинство стран считают это мифом. Сегодня многие уверены, что Международный женский день — это праздник красоты и любви, радости и веселья. Но так было не всегда. Чтобы праздновать женский день, многие забастовщицы рисковали жизнью, суфражистки подвергались презрению со стороны мужей, работодателей — у них отбирали детей, наказывали на работе. Прошло более 70 лет с первой забастовки прежде чем день 8 Марта стал праздником, а не протестной манифестацией.
Предполагалось, что это лишь красивый инкубатор в рюшах, задача которого — угождать мужчине и растить детей. Родись вы женщиной всего на столетие раньше — никаких карьер, чайлфри, личностного роста бы в вашей жизни не было. Спорт, кстати, тоже был под запретом для настоящей леди. Езда на велосипеде долгое время считалась верхом непристойности и могла стоить семье девушки доброго имени: Карикатура тех лет: "Вот культ современной девушки! Обратите внимание, что женщины на картинке в брюках: по замыслу художника это должно было добавить непристойности изображению. Троллинг, самоубийства и теракты: чего на самом деле стоило равноправие В своей борьбе суфражистки были готовы идти на радикальные меры. В отличие от большинства современных радикальных феминисток, которые ограничиваются борьбой в этих ваших интернетах , те женщины были готовы рисковать свободой и жизнью ради лучшей жизни. Встречались среди них и настоящие фанатики... Так 4 июня 1913 года публично покончила с собой 32-летняя Эмилия Дэвидсон. На скачках в Эпсоме девушка бросилась под бегущую лошадь, принадлежащую королю Георгу V. Через четыре дня суфражистка скончалась от полученных травм. В кармане пальто Эмилии нашли флаг движения, а момент гибели и последующей суматохи был снят на киноплёнку. Несмотря на спорный эффект от подобной акции, Эмилия Дэвидсон стала для многих мученицей, погибшей за дело равенства. Зрители не сразу поняли, что именно произошло. Несколько минут потребовалось, чтобы до публики дошёл ужас случившегося. Но самое печальное в этой истории то, что смерть девушки была не просто напрасной, а вредной для PR равноправия. Противники идеи рассудили, что раз зрелая образованная женщина а Эмилия получила учёную степень по иностранным языкам в Лондонском университете смогла сотворить такое, на что будут готовы пойти менее интеллектуальные "барышни". Одним словом, акция предполагаемого успеха не получила. Другими резонансными делами для суфражисток стали взрыв дома британского премьер-министра Дэвида Ллойда Джорджа, Хрустальная ночь в Лондоне когда дамы повыбивали стёкла в палате лордов, магазинах и жилых домах , оскорбление Короля и Королевы Великобритании за что двое женщин были приговорены к 5 годам каторжных работ. Кстати, наказания в те времена были вполне реальны, и простым тюремным заточением многие не обходились.
За годы первых пятилеток выросло совсем иное поколение — воспитанное в новом обществе; новая, образованная женщина, которая приняла новую праздничную культуру и новый строй. В годы войны уходит на второй план жесткая идеологическая составляющая праздника, а на первые роли в эти трагические дни выдвигается героизм обыкновенной женщины. Вспомним знакомые образы: Родина-мать, защитница — то есть это не фанатичная советская женщина, борющаяся за свои права, а женщина, которая охраняет свою семью, своих детей, в первую очередь. В Архангельске за четыре года, с 1941-го по 1944-й год, от голода умерло 38 тысяч женщин, детей и стариков. Это цифра сопоставима только с жертвами блокадного Ленинграда! К сожалению, у нас сейчас это число не озвучивается. В период тяжелейших испытаний, как раз на Русском Севере, женщины не только работали на заводах, на рытье укрепительных сооружений, но и собирали лекарственные травы, а также ягоды, грибы, ловили рыбу, били тюленя, собирали яйца птиц — богатый Северный край кормил и лечил всю страну. Причем участвовали в этом подвиге не только женщины и девушки, но и девочки-подростки. Конечно, во время Великой Отечественной войны праздников практически не было. Праздновали только самые основные даты, а Международный женский день носил чисто корпоративный характер на предприятиях. После войны начался период восстановления народного хозяйства, который, опять же, лег на плечи женщин. Я вспоминаю фотографии, архивные материалы музеев, когда рядом с традиционной шикарной девичьей одеждой, в удивительных белых и золотых красках, с потрясающим кокошником или повязкой, висит обычная роба и инструменты. К сожалению, такое противопоставление говорит не в пользу советской власти. Фото: А. Конец войны и последующие годы ознаменованы новым этапом для праздника 8 марта. С 1966 года Международный женский день становится выходным днем. Надо сказать, что со стороны государства это была очень хорошая политика протекционизма по внедрению праздника, ведь выходной день закреплял праздник в сознании людей, и особенно в быту. Постепенно из контекста праздника уходит весь идеологический революционный пыл и приходит гендерный человеческий фактор. К этому времени относится и формирование традиции празднования 8 марта в школах. В это время появляются такие интересные моменты, как специальная школьная почта: девушки и юноши могли через почту показать свои любовные предпочтения, отправив записку или открытку. Для молодежи это было очень важно. Можно сказать, что формирование советского праздничного календаря завершается к 80-м годам. К этому времени наш календарь насчитывал уже десятки гражданских праздников, и 8 марта в их ряду стал одним из центральных. Следующий важный этап — это перестройка и 90-е годы. Праздник снова меняется, и в этот период из него совершенно уходит весь советский пафос; 8 марта полностью трансформируется в гендерный праздник, в женский день, каким мы его знаем сейчас. Причем праздник не просто входит в быт, а приобретает совершенно другую семантику. В городах, в селах происходит поздравление всех дам без исключения: новорожденных, девочек, девушек, бабушек.
А значит, подарок "по теме" точно окажется не только важным для нее, но и очень приятным. Тут, конечно же, нужно исходить из конкретных интересов", — отмечает эксперт. Сертификат на мастер-класс. Тут может быть все, что угодно. Танцевальный мастер-класс, вебинар по лепке из глины, тренинг по психологии у любимого специалиста, класс по йоге и пр. Фотоаппарат моментальной печати. К нему можно добавить альбом, в котором женщина будет собирать воспоминания", — рассказала Александра Чернышева. Такой браслет имеет ряд функций шагомер, подсчет калорий, контроль пульса и может стать верным помощником для своей хозяйки", — подчеркнула наша собеседница. Творческие наборы. Может, любит печь? Тогда вы не прогадаете, если подарите ей то, что вовлечет ее еще больше в любимые творческие процессы", — размышляет эксперт. Персонализированные подарки "Можно просто подарить своей любимой красивый и дорогой набор нижнего белья, шелковый халатик, украшения и это не оставит ее равнодушной , а можно подойти к таким подаркам более креативно", — рассказала эксперт Чернышева. Халат с инициалами. Потому что на ней написано ее имя", — рассуждает она. Украшение с гравировкой. И он тоже будет принят с большой благодарностью. Ведь вы не просто зашли в ювелирный магазин и на ходу выбрали что-то. Вы внимательно подошли к вопросу. Женщины очень ценят такие мелочи", — отметила Чернышева. Ее портрет.
День в истории: 8 марта
Через год Социалистическая партия Америки объявила последнее воскресенье февраля национальным женским днем. А еще через год американские представительницы приехали на Вторую Международную Конференцию женщин-социалисток в Копенгаген, где познакомились с коммунисткой Кларой Цеткин, которая выступила с предложением сделать женский день международным. В 1911 году одна из лидеров Социал-демократической партии Германии Елена Гринберг предложила отметить Международный женский день в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии 19 марта в честь Мартовской революции 1848 года в Пруссии. В 1913 году в шествиях приняли участие также женщины во Франции и России, Чехии, Венгрии и других странах. Причем мероприятия проходили в различные дни марта. В 1914 году женский день решено было отметить воскресенье, которое выпало на 8-е число. В 1921 году в СССР прошла 2-я Коммунистическая женская конференция, которая постановила отмечать Международный женский день 8 марта — в честь петроградской демонстрации, прошедшей в этот день 23 февраля по старому стилю 1917 года. Что празднуется в Международный женский день С 1975 года Организация Объединенных Наций отмечает 8 Марта как Международный день борьбы за права женщин и международный мир, объявляя каждый год определенную тематику.
Кто же был родоначальником праздниками 8 марта: Клара Цеткин или Эсфирь? У многих может возникнуть вопрос: неужели Клара Цеткин была единственной родоначальницей 8 Марта?
Историки также считают, что празднование этого торжества связано с легендой об Эсфири. Много веков назад она спасла свой народ от страшной гибели. Поэтому именно ей посвящен самый веселый праздник еврейского народа — праздник Пурим. Отмечается он практически в одно время с Международным женским днем: в конце зимы — начале весны, 4 марта. Некогда, в 480 году до Рождества Христова, все плененные вавилонянами евреи обрели свободу и могли беспрепятственно вернуться обратно в Иерусалим. Однако желающих покинуть Вавилон, где иудеи провели практически всю жизнь, практически не оказалось. Сотни тысяч евреев остались в персидской империи, и совсем не в качестве рабочей силы. Многим из них удалось очень хорошо устроиться и неплохо зарабатывать себе на жизнь. Со временем евреи так прижились в Вавилоне, что даже коренные жители перестали понимать, кто кого завоевал: персы Иерусалим или евреи Вавилон.
Тогда один из министров могущественного правителя Ксеркса — Аман — пришел к царю и рассказал ему о том, что евреи заполонили их государство. Ксеркс решил истребить всех евреев. О страшном замысле Ксеркса случайно узнала его жена Эсфирь, которая скрывала от супруга свое этническое происхождение она была еврейкой. Умная Эсфирь не стала молить царя о пощаде, а решила использовать любовь Ксеркса к себе. Когда царь находился под действием ее чар, она взяла с него обещание истребить всех врагов ее народа. Ксеркс был на все согласен, и только некоторое время спустя обнаружил, что пообещал любимой жене уничтожить всех врагов евреев, но отступать уже было нельзя...
Вы организовали немало этнографических экспедиций, объездили отдаленные уголки Архангельского Севера. Какая из экспедиций вам запомнилась больше всего? Еще в студенческие годы, почти 30 лет назад, я попала на Русский Север. Это была детская этнографическая экспедиция, где мы занимались сбором игр.
Поездку организовывал подмосковный Дом творчества, вместе с его представителями мы поехали в Сурский сельсовет — это территория бывшего монастыря Иоанна Кронштадтского, Пинежский район Архангельской области — очень отдаленное место. Я вспоминаю, как долго мы туда добирались и насколько потрясающей была эта экспедиция. К счастью, нам повезло и с погодой, и с героями. Там я впервые познакомилась с удивительными людьми из села Сура. То была моя проба пера, первые мои этнологические сборы информации и первые фантастические закаты на Севере. Это было время белых ночей, небо было невероятного сиреневого цвета… когда я увидела это небо, то по-настоящему и навсегда влюбилась в Русский Север. Вспоминаю, как мы с подругой решили: все, заканчиваем университет и идем преподавать в Сурскую школу. Даже озвучили свою идею одному из наших информаторов, удивительной бабушке, а она, как сейчас помню, посмотрела на нас и сказала: «Девки, зимой-то тут посидите! Собеседница, конечно, немного остудила наш пыл, но я с тех пор твердо решила связать свою жизнь с Севером. Какое это было незабываемое время!
Мы познакомились с прекрасными людьми, собирали ягоды, грибы; и даже умудрились искупаться в холодной реке Пинеге. Зима в Пинежском районе, Архангельская обл. Но мы отметили интересное явление, которое было спровоцировано пандемией: в эти тяжелые годы люди стали возвращаться к своим истокам, они черпают знания и ресурсы в наследии предков. Увеличилось количество собираемых лесных трав, грибов, многие стали возвращаться или чаще приезжать в свои родные места, спрашивать совета у старшего поколения, изучать свою историю. Во время пандемии люди уезжали назад в свои села, к родственникам, в надежде, что родная земля им поможет. Отчасти виной тому — плохие дороги, сложная транспортная доступность. Я считаю, что такие места в Архангельской области, как Мезень, Лешуконье, Пинежский край, по-прежнему востребованы и нуждаются в дальнейшем изучении, восстановлении культурной памяти. Любой исследователь там найдет интересную тему для себя, и каждая тема может раскрыться по-своему. Поэтому могу точно сказать, что Русский Север еще ждет своих новых исследователей, в его истории еще много пробелов. Пинежский район, Архангельская обл.
Сам быт, образ жизни, суровые климатические условия сохраняли эти ценные качества душевного склада северян. На протяжении многих лет эти люди были поистине духовными, но никогда не выпячивали, не показывали свою одухотворенность. Благодаря этому, кстати, на протяжении всего советского периода северяне смогли сохранить свой православный календарь в достаточно хорошем виде.
Возникновение международного женского дня прочно связано с именем Клары Цеткин — деятеля германского и международного рабочего движения. Большинство нынче ничего не знают о Кларе, либо представляют, что Клара Цеткин — этакая серая шинель коммунистического и рабочего движения, которой в жизни ничего кроме политической борьбы было не надо. Клара Цеткин - основатель праздника 8 марта На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина. Родом из семьи учителя немецкой приходской школы, Клара Эйснер получила педагогическое образование и, как и заметная часть молодежи того времени, посещала разные политические кружки, где и познакомилась со своим будущим мужем Осипом Цеткиным. Германские власти выслали за неблагонадежность Осипа из страны, молодые перебрались в Париж, где поженились и Клара родила мужу двух сыновей - Максима и Константина. В Париже они продолжили свою революционную деятельность, Клара обучалась этому делу у Лауры Лафарг — дочери Карла Маркса и у других деятелей французского рабочего движения.
В Париже семья перебивалась случайными заработками, в 1889 году умер ее муж, а в 1990 Клара смогла вернуться в Германию, где вместе с Розой Люксембург представляла левое крыло германских социал-демократов. Далее в жизни Клары происходит увлекательный поворот — она влюбилась и сошлась с молодым художником Георгом Цунделем, картины которого хорошо продавались и «молодые» смогли приобрести себе домик в живописном месте, и даже купили автомобиль! В этом домике, как пишут источники, любил останавливаться В. Клара редактировала женскую газету «Равенство», средства на издание которой предоставил не кто-нибудь, а основатель электротехнического концерна Роберт Бош! Издание было очень популярным и содействовало тому, что Клара Цеткин стала одним из самых видных социалистов той поры в Германии. Совершенно естественно, что она стала одним из делегатов Международной конференции женщин в 1910 году в Копенгагене. На этом форуме Клара Цеткин поставила вопрос о том, чтобы выбрать определенный день в году, когда женщины всего мира будут привлекать внимание общества к своим проблемам в борьбе за социальное и экономическое равноправие и предложила ежегодно отмечать 8 марта как день рождения женского пролетариата. И назывался он сначала Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права.
8 марта, Международный женский день: суть, история и традиции праздника
История празднования 8 Марта как Международного женского дня. Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». 8 марта: история возникновения праздника. Международный женский день (либо под другими названиями: День женщины, День матери и так далее) - является нерабочим праздничным днем во всех странах бывшего СССР, за исключением Латвии, Литвы и Эстонии. Сегодня у нас на очереди история праздника 8 марта, который ещё называют Международным Женским Днём. Историю же празднования Международного женского дня принято связывать с именем революционерки Клары Цеткин.