Сам Перов отмечал непрофессионализм данной картины. «Стол» вспоминает «пасхальные» картины Василия Перова все новостные обзоры на сегодня на на Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Самым известным творением Василия Перова является картина «Тройка».
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова
Известные картины Перова В.Г. с названиями. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1870-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны. Василий Перов — известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца — «Охотники на привале», написанная.
Художник Василий Григорьевич Перов (1833 — 1882) Взгляд сквозь века
В 1862 году Перов создал картину «Чаепитие в Мытищах», в которой продолжил тему обличения духовенства. В минувшую субботу в центре литературы по искусству состоялся арт-час «О чём говорят картины Василия Перова». О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ).
Перов Василий Григорьевич (1834-1882)
собрал знаменитые картины Перова, многие из которых были раскритикованы его современниками, но затем принесли ему славу одного из наиболее значительных русских живописцев. Перов долго маялся над картиной. Известно, что именно она учила будущего профессора и академика читать. Самые известные картины Василия Григорьевича Перова, народного художника. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — знаменитая картина русского живописца Василия Перова, написанная в 1866 году.
Галерея человеческих трагедий и пороков: 10 самых печальных картин русских художников
Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Но далеко не все картины получались у Перова легко и непринуждённо, он задумал нарисовать Емельяна Пугачёва, вершащего свой суд над дворянами и вот с этим сюжетом ему пришлось основательно помучиться. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов.
Знаменитые картины перова с названиями - 85 фото
Наиболее известные картины. Известные картины Перова В.Г. с названиями. Известные картины Перова В.Г. с названиями. Картина — наиболее известное творение мастера. Сходные по социальному звучанию картины «Утопленница» и «Последний кабак у заставы», написанные спустя один-два года, также полны ощущения несправедливости и безысходности.
Картины Василия Перова
Мы все живы как личности, пока в нас есть сострадание к убогим и сирым, неравнодушие к человеческой беде и помощь другим людям. Но где та хрупкая грань, за которой страдание может просто разрушить нашу жизнь и наше простое человеческое счастье? Поэты, художники, писатели и философы ХIХ века, вдоволь насладившись в своих произведениях темами несчастья и страдания, предвосхитили торжество и победу позитивной философии и психологии в ХХ и ХХI веке. Но это уже другая крайность, достойная порицания. Перов, «Голубятник», 1874 г. Фото: общественное достояние Во всяком случае Перов после перенесенных страданий и утрат обратился к теме повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. Особенно в этом плане выделяется его картина «Голубятник» 1874 года. Это очень светлая и оптимистичная картина, в которой ощущается и летнее тепло, и радость жизни, и озорство юности, и, конечно, любовь. Как не похожа она на предшествующие периоды творчества живописца! Перов, «Ботаник», 1874 г. Фото: общественное достояние А были еще картины «Птицелов», «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Ботаник», где великий художник раскрывает тонкий психологический мир своих героев, подчеркивая неповторимость индивидуального мира каждого персонажа картины.
Можно обвинить мастера в отходе от признанного канона, от своей путеводной звезды, однако не стоит забывать, что Перов в этих картинах открыл новый мир своей живописи, лиризм и гениальную одухотворенность образов. Перов, «Охотники на привале», 1871 г.
По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, потому что каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие. После этих работ юность художника закончилась, а над его головой нависли неприятности.
В Перове разочаровался Священный синод, а единственные радостные события в то время были связаны с получением большой золотой медали академии, стипендии и поездки в Европу. В 1862 году мастер посетил главные художественные центры Германии, а потом провел около полутора лет в Париже, где написал несколько картин, на которых изобразил местный быт. Но после полотен «Шарманщик», «Савояр» и «Парижские тряпичники» художник понял, что не может передать чужой уклад жизни так же успешно, как это удавалось сделать на родине. Основной целью поездки Василий Перов считал совершенствование техники, но осознавал, что не может «исполнить ни одной картины, которая, на его взгляд, была бы удовлетворительна».
Художник просто прогулялся по Лувру, получил новые впечатления и завел знакомства со многими мастерами. Перов честно пытался дотянуть свой профессиональный уровень до признанного европейского, но не смог этого сделать. За границей он чувствовал себя всего лишь иностранцем, который тщетно пытается запечатлеть сценки из жизни коренного населения. Поэтому в 1864 году Перов взял разрешение у Академии и вернулся в Россию.
В Москве художник работал в том же направлении, с которого когда-то начинал.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Удивительные фотографии знаменитых картины русского живописца.
В любом обществе рано или поздно наступает момент, когда нужно что-то менять.
Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф. Васильева, Н.
Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)
Таковы картины «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861 г. Перов, «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 г. Фото: общественное достояние В последнем случае сюжет картины делится на две части. С одной стороны мы видим сытого и толстого попа, а с другой — нищих мальчика и старика. Орден героя Крымской войны на груди старика усиливает общее впечатление социальной несправедливости. Особенно интересна картина с острым социальным содержанием «Приезд гувернантки в купеческий дом», написанная мастером чуть позже, в 1865 году. Скромная молодая девушка, одетая в темно-коричневое платье, в руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на звание домашней учительницы, и приземистые фигуры купеческого семейства, на лицах которых видны подозрительная недоброжелательность с цинично-самодовольной улыбкой, разительно контрастируют в произведении. Наверное, совсем не просто придется в этом семействе интеллигентной и образованной девушке, и она, скорее всего, промаявшись какое-то время с купеческими детьми, сбежит от них как можно дальше.
Перов, «Приезд гувернантки», 1866 г. Фото: общественное достояние Но данная статья — это не труд на искусствоведческую тему, не подробный разбор картин знаменитого художника , а попытка разобраться с интересной коллизией, или даже трагедией, произошедшей в семье Перова. В 1870 году у живописца умерли жена и двое детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты резко подорвала здоровье художника, и писать картины-протесты он больше не мог.
Повышается его живописное мастерство.
В это время созданы произведения, выдвинувшие Перова в число известнейших жанристов не только России, но и Европы. Перов Василий Григорьевич пишет картины "Монастырская трапеза", "Приезд гувернантки в купеческий дом", "Птицелов" и другие. Им созданы проникнутые лирической грустью, созвучные гражданской лирике Н. Некрасова произведения, среди которых картины: "Проводы покойника", "Утопленница", "Последний кабак у заставы". Василий Григорьевич Перов создал блестящую галерею портретов современников А. Островского, Ф.
Достоевского, А. Писемского, А. Рубинштейна и других. Талантливый художник Перов был замечательным педагогом.
За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых. Известными картинами, которые были оценены по достоинству и до сих пор являются визитной карточкой этого мастера, являются: Охотники на привале, Рыболов, Птицелов, Тройка, Проводы покойника и многие другие в том числе и знаменитые портреты известных в ту пору людей — Достоевский, Тургенев и другие. Живопись этого художника — это жизнь и быт обычных крестьян, купцов.
Все его работы являются отражением реальной жизни того времени. Несмотря на то, что прошло много лет, многие до сих пор могут провести аналогию между жизнью нашего прошлого и настоящего.
В 1870 году художник пишет картину «Птицелов», за которую ему присваивают звание профессора, дававшее право вести преподавательскую деятельность. В 1870 году художника постигло большое личное горе: от эпидемии погибла его семья. В 1870-х годах Василий Григорьевич обратился к портретному жанру. Живописец создал образы ряда известных деятелей русской культуры «Драматург Александр Николаевич Островский», 1871 год, «Писатель Владимир Иванович Даль», «Историк Михаил Петрович Погодин», оба — 1872 год, находящиеся в Госудаоственной Третьяковской галерее. Портрет Федора Михайловича Достоевского кисти Перова, написанный в 1872 году, заслуженно считается лучшим живописным изображением писателя. Большую популярность завоевала жанровая картина «Охотники на привале», написанная в 1871 году.
Это полотно вместе с «Птицеловом» с успехом экспонировались на Венской международной выставке в 1873 году. В 1871 — 1882 годах Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н. Касаткин, С. Коровин, М. Нестеров, А. В 1870 году Василий Григорьевич Перов примкнул к Товариществу передвижных художественных выставок,членом которого оставался до 1877 года, когда в результате творческих и идейных разногласий покинул его ряды. В конце творческого пути Перов обратился к русской истории. Он выбрал тему религиозного раскола XVII века, возникшего в результате церковных реформ патриарха Никона, и в 1881 году написал картину»Никита Пустосвят.
Спор о вере «, которая была высоко оценена В. Александрова за 1881 — 1882 гг. Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года в селе Кузьминки в те годы — под Москвой от туберкулеза. Похоронен был на Даниловском кладбище. Василий Перов всем своим творчеством не только формировал реализм в отечественной живописи, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию. Впитывая многое из достижений современников, он силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень, оценить который нам и нашим потомкам ещё предстоит….. В 1984 году в залах Государственной Третьяковской галереи прошла юбилейная выставка Василия Григорьевича Перова на которой его наследие было представлено с почти исчерпывающей полнотой. Продолжение следует….
Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна!
Самые известные картины Перова В Г
Священник на картине и вправду пьян. А вот крестный ход — совсем не крестный ход вокруг храма в пасхальную ночь, который приходит на ум современным верующим. Посмотрите внимательнее. Процессия выходит не из церкви, а из обычной крестьянской избы церковь виднеется на заднем плане ; крестный ход поворачивает по часовой стрелке крестный ход вокруг православного храма движется только против часовой стрелки. Дело происходит на закате а не в полночь. Что же тогда мы видим? Начнем объяснение с того, как формировался заработок приходского священника в старой России. Хотя в это и трудно поверить, но у священника не было заработной платы. Некоторые причты на начало 20 века — приблизительно каждый шестой получали государственную дотацию, но и ее размер в подавляющем большинстве случаев был сильно ниже прожиточного минимума.
Прихожане же не платили священнику жалованья никогда и ни при каких обстоятельствах. Церковный причт священники, диаконы и псаломщики имел два источника дохода — требы и доход от церковной земли. Три требы — крещение, венчание, отпевание — составляли основу дохода духовенства, так как крестьянам было не отвертеться от совершения данных обрядов церковь вела метрические книги, и обряды, связанные с метрической записью, можно было проводить только в приходе, к которому ты был приписан , и им волей-неволей приходилось соглашаться с теми ценами, которые заламывали священники. В среднем приходе было 2—3 тысячи человек 400—500 домохозяйств , и подобные события происходили около 150 раз в году. Самым дорогим обрядом была свадьба — за нее священник мог получить 3—10 рублей, в зависимости от благосостояния брачующихся и собственной наглости и еще наесться и напиться , крещение и отпевание обходились уже куда дешевле. Все остальные второстепенные требы крестьяне, в отличие от главнейших трех, могли заказать не только в собственном, но и в любом другом приходе. Легко догадаться, что при наличии конкуренции цены на них были сбиты в копейки. Священник, диакон и псаломщик делили полученные деньги в соотношении 4:2:1, но диакон был далеко не во всяком причте.
Крестьяне были твердо уверены, что причту следует удовлетворяться доходами от треб, а общее богослужение и исповедь причт должен совершать без всякого жалованья. Священники же и не мечтали о том, чтобы выпросить у прихода твердую сумму, — все надежды на получение жалованья они возлагали на государство надежды не сбылись. У сельской церкви был обычно земельный участок — в среднем 50 десятин 55 га , приходившийся в среднем на три семьи причетников. Таким образом, духовенство было обеспечено землей либо в том же размере, что и крестьяне, либо немного лучше. Бедные псаломщики чаще всего крестьянствовали сами, а священники в особенности имевшие формальное образование по обычаю своего времени считали невозможным марать руки физическим трудом и сдавали землю в аренду хотя крестьянствовать самим было бы выгоднее. Результат получался такой, что священники всегда были недовольны своими доходами. Да, священник был обычно обеспечен на уровне зажиточного крестьянина диакон — на уровне среднего крестьянина, а псаломщик был и вовсе горчайшим бедняком. Но это и было причиной жестокой фрустрации: в том мире всякий человек со средним или неполным средним образованием а священник являлся таковым лицом зарабатывал как минимум в 3—4 раза больше человека физического труда.
Кроме злосчастного сельского батюшки. Теперь мы подходим к содержанию картины. Стремясь увеличить свои доходы, священники выработали обычай славления на Пасху. Церковная процессия обходила все хозяйства прихода ориентировочно их было 200—300—400 в 3—6 селениях , заходила в каждый дом и исполняла несколько кратких церковных песнопений — теоретически считалось, что крестьяне должны воспринимать такой обряд как благопожелание на следующий календарный цикл. В ответ крестьянам как бы полагалось дарить причту подарок, желательно в денежной форме. Крестьяне чаще всего считали славление не религиозным обычаем, а обираловкой. Некоторые наглецы просто прятались у соседей или не открывали ворота. Другие, еще более наглые, всовывали духовенству в виде приношения какую-то малоценную дрянь.
Третьи вообще не хотели давать денег, но зато наливали — и это не шибко радовало причт, рассчитывавший расходовать собранное в течение всего года другого повода для подарков не существовало. Церковная процессия тоже вела себя неблаголепно: все дома прихода надо было обойти за пасхальную неделю, то есть на день приходилось по 40—60 домов. Духовенство двигалось вприпрыжку, пело наскоро: на дом отводилось по 5—10 минут, половина из которых уходила на торг со сквалыжным хозяином или на унизительное попрошайничество, это как кто воспринимал процесс. В довершение всех бед, православная Пасха приходится на тот период, в который благосостояние крестьянского двора достигало наинизшей точки. Все деньги, полученные от продажи урожая осенью, уже истрачены. Все запасы проедены. Скотина стоит голодная, и настала пора снимать ей на корм солому с крыши. Последние крохи и копейки изведены на разговление после Пасхи.
Еще в ученические годы Перов успел себя зарекомендовать как талантливый живописец. Он усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В конце 1840-х он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик». В 1852 году Перов переехал с матерью в Москву.
В 1853 году он решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Василий попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова. Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: сначала ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе».
Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника… Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину с похожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения.
Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако, Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах».
На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В 1861 году Перов получил большую золотую медаль Академии художеств за картину «Проповедь в селе» с предоставлением содержания для совершенствования за границей. В январе 1862 года художник отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа.
В 1862-1864 годах делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа». Но, прожив за границей почти 2 года, Перов сильно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию.
Художник объяснил это желание: «живя за границей, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».
Перов рыболов картина. Портрет Василия Перова художника передвижника. Живопись передвижников 19 века Перов тройка.
Перов «Птицелов» 1870. Перов Птицелов картина. Василий Григорьевич Перов дилетант. Парижская шарманщица Перов картина.
Василий Григорьевич Перов Распятие. Василий Григорьевич Перов проповедь в селе. Василий Григорьевич Перов дети-сироты на кладбище. Картина Перова проповедь в селе.
Перов в. Василий Григорьевич Перов дворник-самоучка. Дворник самоучка картина Перова. Василий Григорьевич Перов Рыбная ловля.
Василий Григорьевич Перов голубятник. Василий Григорьевич Перов тройка. Картина тройка Василия Перова. Перов Василий Григорьевич.
Ученики мастеровые везут воду. Василий Григорьевич Перов «тройка» 1866 г. Василий Перов картины Птицелов. Картина Птицелов Василия Перова.
Перов спящие дети картина. Перов «спящие дети» 1870. Дилетант картина Перова. Василий Петров дилетант.
Василий Григорьевич Перов охотники на привале. Перов охотники на привале Третьяковская галерея. Перов охотники на привале картина. Василий Перов охотники на привале 1871.
Василий Григорьевич Перов ботаник. Картина Василия Перова ботаник. Василий Перов дети сироты на кладбище. Охотники на привале Василия Перова.
Перова «охотники на привале». Художник Перов охотники на привале. Первые картины Перова. Федотов и Перов картины.
Проводы покойника Перов. Виктор Перов картины. Перов, 1871. Василий Перов Странница в поле.
Исследователи установили, что «Старуха с жаровней» — не самостоятельное художественное произведение, а часть большой картины, написанной около 1616 года на дубовой доске, от которой ее отпилили после смерти Рубенса. В течение долгого времени искусствоведы пытались установить, от какой из рубенсовских картин была отделена «Старуха с жаровней», и только в конце XIX века бельгийский исследователь творчества Рубенса Макс Роозес в своих изысканиях пришел к выводу, что это — часть картины «Венера, ищущая убежища в гроте», написанной Рубенсом в 1616 году. На одной части картины Рубенс написал Венеру с Амуром и другими персонажами, а на другой ее позднее отпилили старую женщину с жаровней, мальчика, который, надув щеки, раздувает огонь, чтобы согреть озябшую Венеру, и юношу, подтаскивающего топливо. С этой картины, когда обе части еще были вместе, сделали копию, которая находится в Гаагском музее Маурицхейс. Перов «Странник» Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют. Но странник, оскорбленный одним из содержателей приюта, отказался поселиться в нем, чувство собственного достоинства было важнее крыши над головой. Эта внутренняя свобода поразила мастера.
К людям этой породы всегда относились с уважением, некоторым даже страхом. После реформы 1861 года, подобных странников стало очень много. Одного из тех, кто выбирал полную свободу, даже при абсолютной нищете, и изобразил Перов на своей картине. Васнецов «С квартиры на квартиру» «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
«Скорбный певец Руси» – народная и личная трагедии Василия Перова
Но давайте задумаемся, каким образом слепой нищий попал в церковный сад, где монахи устраивают себе чаепитие? Ведь обычно такой сад огорожен крепкой изгородью и надёжно заперт. Может быть, нищего специально пропустили к столу? Точно так же и картина «Сельский крестный ход на Пасху» изображает вовсе не то, чем так восторгались нигилисты и либералы. Впрочем, как свидетельствовал художник Василий Худяков, сам Перов назвал свою картину «Поп» — это было общепринятое в то время сокращение слов «пастырь овец православных». Но владелец картины Павел Третьяков был противником столь широких обобщений и изменил название картины на «Сельский крестный ход на Пасху».
Чаепитие в Мытищах Видимо, сам Третьяков неважно разбирался в тонкостях церковных обрядов, иначе он бы увидел, что на картине изображён вовсе не крестный ход, то есть не часть пасхального богослужения, когда духовенство, клир и прихожане торжественно шествуют вокруг храма, как бы вспоминая величественные процессии первых веков христианства. В древней Византии именно на Пасху — раз в год — совершалось крещение нововоцерковлённых христиан, и из храмов-баптистериев с крестильными купелями процессия неофитов шла в храм на первую литургию — в память об этом и была установлена традиция пасхального крестного хода. Нет, изображённые на картине Перова «богоносы» так называли в деревне крестьян, соглашавшихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю выходят вовсе не из храма, но из обычной деревенской избы. Или, скорее всего, из кабака — при этом сам храм нарисован слева вдали. Время действия — вечер.
То есть это не пасхальная полночь, когда, собственно, в православных храмах и совершался крестный ход. И это не утро одного из дней Светлой седмицы, когда ход повторяется. Наконец, обратите внимание на облачение священника: его мантия и епитрахиль голубого цвета, тогда как на крестный ход священник надевает облачение белого или красного цвета — в зависимости от времени суток. Голубой цвет облачения означает, что священник совершает «требы» — вернее, обряд «славления», которого уже не существует в современной церковной практике. Конечно, в прежние времена все добропорядочные христиане отчисляли церкви десятину, то есть десятую долю своих доходов.
Например, самый первый православный храм, построенный равноапостольным князем Владимиром Красное Солнышко, назывался Десятинной церковью, потому что церковь была построена за счёт церковной десятины князя. Но уже в Средневековье традиция платить десятину ушла в прошлое. Немалую роль в этом сыграли и церковный раскол XVII века, и форсированная европеизация страны при Петре Великом, и государственная политика секуляризации церковных владений, когда царская власть, отбирая у церкви имущество и ценности, пожертвованные прихожанами, назначала церкви содержание за счет государственного бюджета. В годы правления Николая I правительство окончательно оформило Русскую церковь как «министерство духовности», а священнослужители стали государственными служащими на окладе. Жалованье, правда, было ничтожным, и неслучайно митрополит Киевский и Галицкий Арсений в том же 1862 году писал: «Мы живём в век жестокого гонения на веру и Церковь под видом коварного о них попечения».
Например, в начале ХХ века жалованье протоиерея составляло 200—300 рублей в год, диакона — 100—150 рублей, тогда как учитель начальной школы получал уже 400—500 рублей в год учитель гимназии — существенно больше. Но и эти небольшие суммы были положены только небольшой части духовенства, служившей в городах. Сельские приходские священники должны были кормиться «с земли», то есть довольствовались теми средствами, которые им удавалось собрать у прихожан за совершение трёх основных «треб»: обрядов крещения, отпевания и венчания церковь вела метрические книги, и от процедур, связанных с метрической записью, крестьянам было не отвертеться. Понятно, что самым дорогим обрядом была свадьба: за неё священник мог получить от 3 до 10 рублей в зависимости от благосостояния брачующихся. А вот крещение и отпевание они проводили практически бесплатно — у многих крестьян и самих-то не было денег.
Поэтому, чтобы обеспечить семьи, священники и диаконы вынуждены были вести собственное хозяйство, а по большим праздникам — на Рождество или Пасху — они шли по окрестным деревням на «славления» — проще говоря, выпрашивали деньги за освящение домов. На «славлении» процессия с «богоносами» заходила в каждую избу, читались благопожелательные молитвы и псалмы, за что крестьяне платили гостям: кто-то давал копеечку, но чаще всего подавали продуктами и наливали по рюмке-другой деревенского хлебного самогона, приговаривая: — Батюшка, выпей, так тебе четвертак, а не выпьешь, так пятак! И выпивали. Так что к концу мероприятия нередко все участники мероприятия были пьяны, как говорится, «до положения риз». Причём, как писали дочери священника Сергия Самуилова в своей книге воспоминаний «Отцовский крест», многие священники были очень недовольны и своим вынужденным попрошайничеством, и пьянством.
Но в ожидании того момента, когда государство наконец вспомнит о бедных приходских священниках, у них просто не было иного выхода, кроме как ходить на «славления». И Перов обличал вовсе не распущенность батюшек, но само государство, которое сначала беззастенчиво ограбило церковь, а потом загнало священнослужителей в униженное и бесправное положение. Но беда в том, что — как тогда, так и сейчас! Достаточно вспомнить, как описывает Чехов в своем рассказе «Кошмар» впечатление молодого избалованного жизнью чиновника Кунина из Петербурга от встречи с бедным деревенским священником, одежда которого была грязна и заношена: «Какой странный, дикий человек! Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник, духовный отец!
Это учитель народа! Воображаю, сколько иронии должно быть в голосе дьякона, возглашающего ему перед каждой обедней: «Благослови, владыко! Владыко, не имеющий ни капли достоинства, невоспитанный, прячущий сухари в карманы, как школьник… Фи! Господи, в каком месте были глаза у архиерея, когда он посвящал этого человека? За кого они народ считают, если дают ему таких учителей?
Его творчество оставило глубокий след в истории русского искусства. Большинство работ автора выставлены в Третьяковской галерее. Самым известным творением Василия Перова является картина «Тройка». В ней художник отразил тему детского труда. Трое уставших и замерзших детей тащат по зимней улице сани с бочкой, полной воды. Выливающаяся вода замерзает сосульками на поверхности бочки, что еще раз даёт понять, насколько холодно должно быть детям. Ледяной ветер дует в лицо детям.
Сзади повозку толкает взрослый мужчина. Повозку сопровождает собака, бегущая справа перед детьми. Закрыть 8 Перов Василий Григорьевич Русский живописец. Родоначальник жанровой картины. Один из членов-учредителей российского Товарищества передвижных художественных выставок. Творчество оставило глубокий след в истории русского искусства.
Он стал автором сатирических стихов, за что его сразу же отстранили от службы. Барону пришлось искать себе новое место, и семья сопровождала его в Петербург, Самару, Арзамас. Останавливались они у родственников. Вскоре барону предложили место управляющего имением в Арзамасе. В 1843 году Василий Перов поступил в Арзамасское уездное училище. Отец видел, что сын обладает творческими наклонностями, и решил, что ему лучше продолжить обучение в художественной школе Александра Ступина. На тот момент подростку было всего 13 лет. Однажды знакомая пригласила Василия на день рождения, и он сильно напился вместе со своими новыми приятелями. После этого случая отец запретил ему посещать художественную школу. А вскоре барон снова остался без места, и семейство в который раз отправилось вместе с Криденером в поисках работы. Они переезжали еще несколько раз. После того, как окончательно вернулись в Арзамас, Василий получил разрешение заниматься живописью. В это время и началась его творческая биография, он написал свои первые полотна — «Нищий, просящий милостыню», «Народное гулянье в семик», «Деревенская тройка». Молодой человек познакомился с такими же, как сам, талантливыми художниками — Аполлоном Мокрицким, Иваном Шишкиным , Михаилом Скотти. Однако бытовые трудности не давали ему радоваться жизни и творить в полную силу. У Перова отсутствовало жилье, имелись серьезные финансовые трудности, денег не хватало даже на самое необходимое. Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности. Живопись Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой.
Эта мысль выражена у Рубенса в его «Старухе с жаровней». Мальчик — юное поколение — раздувает огонь жаровни, которую держит старая женщина, и пламя огня отбрасывает блики на лицо старухи. Исследователи установили, что «Старуха с жаровней» — не самостоятельное художественное произведение, а часть большой картины, написанной около 1616 года на дубовой доске, от которой ее отпилили после смерти Рубенса. В течение долгого времени искусствоведы пытались установить, от какой из рубенсовских картин была отделена «Старуха с жаровней», и только в конце XIX века бельгийский исследователь творчества Рубенса Макс Роозес в своих изысканиях пришел к выводу, что это — часть картины «Венера, ищущая убежища в гроте», написанной Рубенсом в 1616 году. На одной части картины Рубенс написал Венеру с Амуром и другими персонажами, а на другой ее позднее отпилили старую женщину с жаровней, мальчика, который, надув щеки, раздувает огонь, чтобы согреть озябшую Венеру, и юношу, подтаскивающего топливо. С этой картины, когда обе части еще были вместе, сделали копию, которая находится в Гаагском музее Маурицхейс. Перов «Странник» Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют. Но странник, оскорбленный одним из содержателей приюта, отказался поселиться в нем, чувство собственного достоинства было важнее крыши над головой. Эта внутренняя свобода поразила мастера. К людям этой породы всегда относились с уважением, некоторым даже страхом. После реформы 1861 года, подобных странников стало очень много.