Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее.
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
Ученые предполагают, что подобное — не случайность и что существует корреляция: чем лучше память у страдающих гипертимезией людей, тем они более подвержены обсессивно-компульсивным расстройствам. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга. — При деменции позднего возраста наблюдаются различные симптомы нарушений праксиса, оптико-пространственной деятельности, речи, мышления, поведения и памяти.
6 причин, почему память иногда подводит нас
Значительную работу в выявлении причины нарушения памяти у пациентов среднего возраста, от 30 до 45 лет может проводить психотерапевт, который косвенно определит вместе с клиентом, что в прошлой настоящей жизни приводит к таким реакциям психики, как нарушения памяти. Ведь чаще всего, эти нарушения избирательны: например, человек плохо запоминает свои обязанности по работе и плановые дела. Может быть, ему следует сменить работу? Мозговые нарушения также подлежат лечению и природа заботится о человеке: мозг имеет огромную пластичность в своих функциях. Но встречаются такие состояния, например, нарушение памяти при болезни Альцгеймера, которое без лекарственного лечения прогрессирует и делает человека инвалидом. Назначение медикаментов может продлить период нормальной жизни. Если нарушения памяти и внимания вызваны психологическими причинами, то есть — работой «психических защит», то подойдет психотерапия и психоанализ. При успешном прохождении курса психотерапии человек избавляется от проблем связанных с неспособностью концентрации внимания, например при чтении и спокойно приступить к выполнению своих профессиональных и повседневных обязанностей.
То, что запоминается автоматически, без создания логических цепочек. Это построение целого ряда единиц информации, взаимосвязанных логически. Благодаря этой способности мозга были придуманы эффективные мнемотехники. Она позволяет нам запоминать целые объекты, предметы и даже полностью сформированные в уме образы. Все мы обладаем разным объемом памяти и способностью к запоминанию. Однако есть общие факторы, которые влияют на эту функцию: концентрация внимания в момент усвоения новой информации, интерес к изучаемой теме, количество повторений изученного материала. Кроме того, лучше всего запоминается то, что несет яркие эмоции или важный смысл. Как и другие функции мозга, память угасает, если ее не развивать и постоянно не тренировать. Причины амнезии Нарушения памяти могут быть вызваны различными заболеваниями, а также внешними факторами. Атеросклероз сосудов головного мозга, эпилепсия, сахарный диабет. Эти заболевания провоцируют структурные изменения нервной ткани, а именно — закупорку сосудов, снижение кровотока, кислородное голодание. В результате происходит отмирание нервных клеток, и как следствие, нарушения памяти. Черепно-мозговые травмы. Любое механическое повреждение головного мозга а это может быть даже легкий удар по голове может привести к нарушению работы структур, ответственных за память. Стресс и шок. Этот вид амнезии называется диссоциативным. Он сопровождается потерей памяти о травмирующих событиях. То есть человек не помнит всего, что происходило в стрессовой ситуации. При этом остальные события — до и после стресса — сохраняются.
Исследования памяти подчеркнули важность правильного запоминания человеком информации о надежности других людей. В частности, люди должны распознавать людей, с которыми они встречались ранее например, распознавание предмета, «Я видел этого человека раньше» , и должны вспомнить предыдущее совместное или отказавшееся от сотрудничества поведение например, исходная память, «этот человек вел себя достойным доверия». Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Что касается ПРЛ, основываясь на предыдущих выводах о дефиците доверия и сотрудничества, а также общей тенденции выборочно запоминать негативную информацию, мы ожидали, что у людей с ПРЛ будет лучше память на партнеров, отказывающихся от сотрудничества. Мы выдвинули гипотезу, что в соответствии с дисфункциональными когнитивными схемами пациенты с ПРЛ будут демонстрировать лучшую память на партнеров, не сотрудничающих с ними.
Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки. Сами понимаете, почему дефицит питания, связанный с обилием углеводов и малым количеством белка и жиров, — плохо. В то же время важно не допускать тотального дефицита углеводов. Недополучая их, клетки мозга истощаются. Соответственно, ухудшается память. Помимо сбалансированного питания, крайне важно соблюдать питьевой режим. Из-за недостаточного количества воды кровь становится густой. Как следствие, ухудшается кровоснабжение, что может привести к развитию дисциркуляторной энцефалопатии. В числе более серьезных причин, приводящих к ухудшению памяти, можно выделить: снижение зрения это один из важных признаков, который будет предшественником нарушения памяти ; черепно-мозговые травмы; атеросклероз сосудов мозга ведет к нарушению кровообращения ; сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, сердечная, дыхательная, почечная недостаточность, заболевания печени; вирусные заболевания, бактериальная интоксикация; хроническая и острая интоксикация различными веществами; болезнь Альцгеймера связана с дегенеративными процессами в мозгу. Тактика избавления от проблем, связанных с ухудшением памяти, зависит от причин, которые привели человека к этому. Определить их и провести диагностику поможет врач-невролог.
Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти
В различных источниках гипертимезию классифицируют по-разному. Иногда используется термин «гипермнезия». Но последним скорее характеризуют повышенную способность к запоминанию информации, а не психическое расстройство. Само слово «гипертимезия» происходит от древнегреческого hyper «чрезмерный» и thymesis «запоминание». Изображение носит иллюстративный характер Точного ответа, почему у людей начинает проявляться подобный синдром, нет. Предположительно все дело в увеличенной височной доле мозга, отвечающей за память. А также в увеличении так называемого хвостатого ядра парная структура головного мозга , связанного с формированием привычек. Но из-за предельно ограниченного количества пациентов с точно диагностированным синдромом проверить гипотезу сложно. Как специалисты вообще диагностируют гипертимезию? В большинстве случаев — используя стандартные нейропсихологические тесты: на память, исполнительные функции, язык, IQ, зрительно-пространственные и зрительно-моторные функции.
Из специализированных заданий — тесты, предлагающие за определенное время соотнести конкретные даты с событиями из истории. Люди с гипертимезией, как правило, не искажают собственные воспоминания. Другими словами, не приукрашивают или наоборот счастливые и печальные фрагменты из собственных воспоминаний. Впрочем, это скорее идет во вред. Помнит все с младенчества Историю австралийки Ребекки Шэррок Rebecca Sharrock , страдающей гипертиместическим синдромом, несколько лет назад рассказывали в BBC , а недавно — в The Guardian.
При длительном употреблении спиртного в больших количествах изменения могут быть крайне выраженными. В первую очередь утрачивается кратковременная память. У лиц, страдающих алкоголизмом, развивается тяжелая форма когнитивной дисфункции — синдром Корсакова. При этом заболевании возможность запоминать текущие события практически отсутствует, а долговременная память сохраняется лишь частично. Ухудшением функции мозга страдают и курильщики с большим стажем.
Это касается не только активных, но и пассивных курильщиков. Любой удар в область головы может стать причиной когнитивных нарушений. Даже если повреждение кажется незначительным и не сопровождалось потерей сознания человека, последствия могут быть крайне серьезными. После сотрясения мозга часто возникает такой феномен, как ретроградная амнезия. В этом случае человек помнит свое прошлое, но обстоятельства, при которых была получена травма, забываются. Проблемы с памятью после ковида На сегодняшний день известно, что тяжелые формы ковид могут привести к серьезным когнитивным расстройствам. Ухудшение когнитивной функции актуально как для молодых, так и для пожилых людей. Почему после коронавируса память ухудшилась? Всем известно, что вирус поражает легкие и вызывает порой очень тяжелую дыхательную недостаточность. При недостатке кислорода в организме гипоксии в первую очередь страдает самый чувствительный к этому фактору орган — головной мозг.
Но когнитивная функция может пострадать даже у тех, кто перенес заболевание легко или бессимптомно. Это связано со стрессом, который испытывает организм во время борьбы с инфекцией. Кроме того, ученые выяснили, что вирус обладает токсическим действием на нервные клетки, приводит к затруднению их работы, а в Германии установили, что коронавирус у больных людей может из носоглотки напрямую проникать в головной мозг и поражать его клетки. Еще один механизм, который приводит к нарушениям функции мозга при ковид — это так называемый «цитокиновый шторм» при коронавирусе, являющийся иммунной реакцией организма в ответ на проникновение возбудителя. Во время этой реакции может возникать агрессия антител к собственным клеткам организма. Вследствие этого еще недостаточно изученного феномена страдают нервные клетки нейроны. Жалобы на проблемы с памятью у человека, перенесшего ковид, обычно возникают в течение полугода после перенесенного заболевания. При своевременно начатой терапии осложнений коронавируса удается восстановить функцию головного мозга. Что делать, если ухудшается память В первую очередь, когнитивную дисфункцию у человека нужно своевременно заметить и сразу что-то делать с этой проблемой. Все мы иногда замечаем за собой забывчивость, в какие-то дни ощущаем снижение работоспособности, но это не значит, что в каждом случае нужна медицинская помощь.
Что делать, чтобы не пропустить серьезные отклонения? Когда проблема с памятью возникает остро, необходимость в обращении к врачу не вызывает сомнений. Человек, который еще совсем недавно был здоров, ярко демонстрирует признаки полной или частичной потери памяти. Не всегда он замечает это сам, обратить внимание на изменения должны его близкие. При постепенном развитии заболевания его признаки видят тогда, когда она мешает выполнять профессиональную деятельность, вызывает дезориентацию даже в привычной среде. Если проследить процесс во времени, можно отметить прогрессирование нарушений. Рассмотрим основные симптомы, которые могут отмечаться при когнитивной дисфункции: Амнезия — это отсутствие воспоминаний, связанных с определенным временным промежутком. Он может быть коротким, например, момент до или после получения травмы, и довольно продолжительным, вплоть до того, что человек забывает свое имя, домашний адрес, близких и другую важную информацию. Гипомнезия — это частичное снижение памяти. События, которые хранятся в голове, забываются не полностью.
Обратите внимание! Память может частично пропадать в результате физической и психологической усталости организма. Проблема носит временный характер и проходит после отдыха. У молодых Причины возникновения проблемы с памятью у молодых людей могут возникать из-за малоподвижного образа жизни и сидячей работы. Забывчивость возникает из-за перегрузки мозга информацией, явление часто встречается среди студентов. Когда парень или девушка старается выучить много за один раз, мозг отказывается что-либо запоминать и воспроизводить. Частые болезни, черепно-мозговые травмы и стрессы одинаково негативно влияют на память 40-летнего мужчины и 20-летнего парня. У детей Если ухудшилась детская память, причинами тому могут быть ослабление иммунитета, анемия, частые простудные заболевания.
Головной мозг ребенка, который часто и тяжело болеет ОРВИ и ОРЗ, недостаточно подпитывается, все силы организма направлены на выздоровление. Стрессовые ситуации в семье или на учебе, черепно-мозговые травмы влияют на способность запоминать. Проблемы встречаются у гиперактивных детей, которые не умеют концентрировать внимание и усваивать информацию. Особенно это касается детей в возрасте до 13 лет. Проблемы с памятью возникают у малышей с врожденными проблемами головного мозга. Девочка думает за столом Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога Помимо болезней и стрессов, существуют другие факторы, незаметно провоцирующие снижение памяти: Алкоголь. Влияет на участки мозга, отвечающие за хранение информации и обучение. Снижается способность запоминать новое, частично стирается уже усвоенная информация.
Головной мозг человека с алкогольной зависимостью не получает достаточного питания, его работа затормаживается; Курение. Головной мозг насыщается кислородом вперемешку с табачным дымом и ядовитыми веществами, которые в нем содержатся. Даже в минимальном количестве сигареты будут ухудшать работу мозга; Недобор тиамина — вещества, необходимого для работы центральной нервной системы, метаболических процессов. Его недостаток провоцирует проблемы с кратковременной и долговременной памятью; Недостаток сна. Когда человек спит, организм создает мозговые потоки и волны, которые отвечают за сохранность информации. Волны передают воспоминания и мысли в кору головного мозга, где собирается и хранится долгосрочная информация. Если человек спит мало, волны не успевают вырабатываться, информация не откладывается. Недостаток сна ведет к провалам в памяти и кратковременной её потере; Привычка делать несколько дел сразу.
Некоторые ошибочно думают, что таким образом тренируют свою память и повышают производительность.
Сосудистая патология. Многие психические расстройства сочетаются с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сердечно-сосудистые факторы риска ожирение, гипертония, диабет, гиперхолестеринемия и курение могут быть связаны со снижением когнитивных функций. Общая шкала сердечно-сосудистого риска Framingham FGCRS представляет собой шкалу, предназначенную для оценки сердечно-сосудистых факторов риска. Показатели по этой шкале коррелируют со снижением когнитивных функций и шкалой Mini-mental State Examination MMSE , доклинической когнитивной шкалой болезни Альцгеймера, более быстрым ухудшением памяти, исполнительной функции и беглости речи.
Хронический провоспалительный статус также тесно связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями, что также является патогенетической связью со снижением когнитивных функций при психических заболеваниях. Митохондриальная дисфункция. Митохондрии в эукариотических клетках выполняют роль энергетического центра; нарушение их функции может привести к нарушению метаболических процессов в клетке. Нормальная митохондриальная активность в головном мозге также важна, поскольку мозг использует большое количество АТФ, но не может хранить большое количество энергии. Митохондриальная дисфункция наблюдается при различных психических заболеваниях, включая шизофрению, депрессию и нейродегенеративные заболевания. Все описанные процессы способствуют когнитивным нарушениям.
Полиморфизмы генов, ответственных за митохондриальную функцию, связаны с психическими заболеваниями. Мы знаем как помочь! Позвоните нам! Наш телефон Категория сообщения в блог:.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Проблемы с памятью: причины, ухудшение после ковида, лечение | Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью. |
Ухудшение памяти: причины плохой памяти, рассеянности, забывчивости. Лечение проблем с памятью | Виды нарушения памяти следует начать рассматривать с нарушения непосредственной памяти. |
Виды нарушений (расстройств) памяти | Пансион 24 | Ошибочная атрибуция возбуждения — понятие в психологии, которое объясняет, почему люди часто приходят к неправильным выводам о характере своих чувств и причинах их появления. |
Ухудшение памяти у молодых людей и в старости
II и III функциональных блоков мозга. При поражении разных анализаторных систем соответствующие модальные нарушения памяти могут проявиться вместе с гностическими дефектами. Однако нередко нарушения в работе анализаторной системы распространяются только на мнестические процессы, в то время как гностические функции остаются сохранными. Наиболее изученной формой модально-специфических нарушений памяти являются нарушения слухоречевой памяти, которые лежат в основе акустико-мнестической афазии.
В этих случаях у больных нет общих нарушений памяти, как у описанной выше группы больных как и нарушений сознания. Дефект слухоречевой памяти выступает в изолированной форме. В то же время у таких больных отсутствуют и четкие расстройства фонематического слуха, что указывает на возможность поражения только одного мнестического уровня слухоречевой системы.
При оптико-мнестической форме афазии определенным образом нарушается зрительно-речевая память и больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя их функциональное назначение им понятно и они пытаются его описать жестами, междометиями и т. У этих больных нарушены зрительные представления объектов, вследствие чего нарушен и рисунок, однако они не обнаруживают никаких собственно гностических зрительных расстройств, полностью ориентируясь в окружающем зрительном мире и его изображениях. В этих случаях также страдает лишь мнестический уровень работы зрительной или зрительно-речевой системы.
Нарушения слухоречевой и зрительно-речевой памяти характерны лишь для поражений левого полушария мозга у правшей. Для поражения правого полушария мозга присущи другие формы модально-специфических расстройств памяти. В этих случаях нарушения слуховой памяти распространяются преимущественно на неречевой музыкальный слух - возникают явления амузии, в которых объединяются и гностические, и мнестические дефекты.
Нарушения зрительной памяти наблюдаются по отношению к конкретным невербализуемым объектам например, лицам - возникают явления агнозии на лица, в которых также объединены и гностические, и мнестические дефекты. Как специальные формы модально-специфических нарушений памяти, связанные преимущественно с поражением теменно-затылочных отделов правого полушария, возможны нарушения пространственной и цветовой памяти, протекающие на фоне сохранного пространственного и цветового гнозиса. Помимо двух основных типов амнезий, описанных выше, в нейропсихологии выделяется еще один тип мнестических нарушений, когда память страдает главным образом как мнестическая деятельность.
Такого типа нарушения памяти, которые можно назвать псевдоамнезией, характерны для больных с массивными поражениями лобных долей мозга левой лобной доли или обеих лобных долей. Сама задача запомнить материал не может быть поставлена перед «лобными» больными, так как у них грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, т. То, что больной «не принимает» задание, отнюдь не означает, что у него грубо нарушена память.
Опыты показали, что на непроизвольном уровне память у этих больных может быть достаточно сохранной. Так, если больному показать несколько картинок, он легко узнает их среди многих других при непроизвольном пассивном узнавании. Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной.
Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала.
В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный.
Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных особенно при двухстороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др. Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А.
Встречи с друзьями и близкими помогает предотвратить депрессию и уменьшить стресс, которые способствуют снижению памяти. Для здоровья мозга взрослым необходимо семь — девять часов сна в сутки. Регулярное недосыпание снижает когнитивные функции. Лечить хронические болезни. Хронические заболевания способствуют снижению памяти, например гипертония, сахарный диабет и нарушение слуха. Также важно обсуждать с врачом возможное влияние на память тех лекарств, которые нужно принимать постоянно. Освоить тайм-менеджмент. Планирование нагрузки поможет ограничить отвлекающие факторы и не выполнять много задач одновременно.
Если выделить определенное время на какое-то занятие, будет возможность лучше сосредоточиться и запомнить информацию. Чтобы ничего не отвлекало, можно отключить уведомления в электронной почте и мессенджерах и проверять их в определенно время. Нет смысла принимать ноотропы и «сосудистые» препараты для памяти и внимания — они не работают и могут быть опасны. Что в итоге Есть много причин, из-за которых снижается память, и не все они приводят к развитию слабоумия.
Важно подчеркнуть, что фонтурацетам оказывает антиастенический эффект, не вызывая побоч- 10. При гиппокампальных нарушениях памяти наибо- 11. С середи- 12. В кли- 13. Другой общепринятой стратегией базисной терапии дементирующих заболева- 15. Оправданна и целесообразна комбинация ингибитора ацетилхолинэстеразы и мемантина, в особенности на стадиях умеренной 16. Следует отметить, что ноотропы также могут использоваться при гиппокампальных расстройствах памяти в качестве дополнительной терапии. Речь идет прежде всего об Актитропиле, который имеет 17. Данный препарат может 18. В заключение следует подчеркнуть, что раннее выявление и тщательный анализ качественных и количественных особенностей мнестических нарушений 20. Литература 1. American Psychiatric Association. Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies. Хомская Е. Лурия А. Основы нейропсихологии. Turner M. Subcortical dementia. Matthews B. Memory dysfunction. Kopelman M. Disorders of memory. Tulving E. How many memory system are there? Tounsi H. Sensitivity to semantic cuing: an index of episodic memory dysfunction in early Alzheimer disease. Alzheimer Dis. Sarazin M. Alzheimers Dis. Amnestic syndrome of the medial temporal type identifies prodromal AD: a longitudinal study. Erratum in: Neurology. Landin-Romero R. An update on semantic dementia: genetics, imaging, and pathology. Alzheimers Res. Grober E.
Так как процесс старения не поддаётся контролю, врач-токсиколог поделился советами, которые помогут сохранить память до самых преклонных лет. Способы, которые поддержат высокий уровень мозговой активности, опубликовал телеканал «Саратов 24» со ссылкой на врача-токсиколога Михаила Кутушова. Для сохранения деятельности мозга организму нужны регулярные умеренные физические упраженения. Они улучшают кровоснабжение и поднимают настроение. Прогулки, йога, плавание или занятие фитнесом помогут не только поддерживать память, но и фигуру. Упражнения нужны не только телу, но и мозгу, которому также требуются регулярные интеллектуальные тренировки.
Снижение памяти
Чтобы точно определить причину возникновения данного симптома и разработать тактику лечения, рекомендуется пройти базовый CHEK-АP организма и записаться на консультацию к терапевту. Диагностика В рамках первичного приема терапевт беседует с пациентом, выясняет характер проблемы, ее проявления, степень выраженности, наличие сопутствующих заболеваний. Чтобы поставить точный диагноз, дополнительно проводятся: неврологические, психиатрические и психологические тесты; лабораторные анализы крови для выявления гормонального статуса, исключения витаминодефицитных состояний; энцефалография для оценки мозговой активности; магнитно-резонансная томография, ангиография головы и шеи, а также сопутствующие диагностические процедуры по показаниям. Дополнительно пациентам рекомендуются консультации врачей узкого профиля: невролога, травматолога, геронтолога и других направлений. Лечение Когда имеет место резкое снижение памяти, лечение и профилактика подбираются индивидуально.
Депрессия Нарушения памяти часто бывают при неврозах, тревожном расстройстве , депрессиях. Выражаются в неспособности сосредоточиться при выполнении профессиональных обязанностей, чтении книг, в беседе. Трудности сосредоточения порождают ощущение нарушенной памяти.
При вышеуказанных заболеваниях нарушения памяти и внимания — функциональны и проходят при выздоровлении. Они обусловлены тем, что взгляд человека, страдающего депрессией или тревогой, поворачивается «внутрь себя», всё внимание уходит на то, чтоб совладать с болезненными симптомами. Внимания не хватает на внешнее из-за фиксации человека на своем внутреннем состоянии. Память - это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание.
И добавляет, что жалеет о невозможности продлить больничный. Такое впечатление, что у меня развивается деменция. Все чаще переболевшие ковидом жалуются, что эти проявления болезни отрицательно влияют на их работоспособность. Он наблюдал сотни человек, переболевших ковидом, в своей клинике. Подробнее Ученые еще точно не знают, что именно вызывает мозговой туман — широкий спектр симптомов наблюдают даже у людей, которые легко перенесли болезнь и до этого не имели хронических заболеваний.
Главная теория на сегодня такова: мозговой туман возникает, когда иммунная реакция организма на вирус не прекращается, или становится следствием воспаления кровеносных сосудов мозга. Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами.
Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация. Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет. Легкая асимметрия лица.
Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет. Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа. Сухожильные и периостальные рефлексы на верхних конечностях очень живые. Коленные и ахилловы равные, но повышенные. Патологических рефлексов нет.
Рентгенологическое исследование. Перелом свода и основания черепа с развитием спонтанного пневмоцефалона на почве травматической порэнцефалии. Исследование спинномозговой жидкости. Реакции Вассермана, Закс-Витебского, Кана - отрицательные. Психический статус. Больной не ориентирован, вял, пассивно лежит в постели, не меняя позы.
Будучи неопрятен мочой, может длительное время лежать в мокром белье, никогда сам ни о чем не попросит. На вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, часто не отвечает совсем. Данные психологического исследования и клинических наблюдений показали, что поведение больного, его ответы зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится. Будучи введен в кабинет врача, подходит к столу, начинает разбирать на нем бумаги. Увидев раскрытую папку, закрывает ее. Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе.
Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать. На вопрос о том, что там пишут, ответил: "Об авторе пишут". На фоне подобного ситуационного поведения выступают грубые нарушения памяти: Больной не может воспроизвести события, относящиеся к периоду до травмы и после нее, так же как факт самой травмы. Больной не запомнил сюжета рассказанного ему рассказа: "Что-то вы мне рассказывали". Из 10 слов после многократного повторения не запомнил ни одного: "А вы мне ничего не говорили". Не помнит имени врача, имен окружающих его больных.
Выйдя из палаты, он не в состоянии отыскать ее, в палате не находит свою постель. Не может сказать, сколько человек лежит с ним в палате, совершенно неспособен указать времени дня: утром может сказать, что это вечер, и наоборот, и даже завтрак или ужин не являются, для него опознавательными моментами времени. На один. У него то пятеро, то четверо, то, наконец, двое детей, имена их каждый раз различны. Он находится то в школе, то на производстве. Имеют место конфабуляторные высказывания.
Он ходил сегодня в лес, собирал ягоды и грибы. На вопрос, как же могут быть ягоды и грибы в декабре, больной отвечает: "Такой уж лес попался". Год, месяц, число, время года каждый раз называет различные. Иногда отвечает на вопросы неопределенно. Нередко его ответы приобретают уклончивый характер. Например, спрошенный о том, что он знает о начале своего заболевания, больной отвечает: "То же, что и Вы".
На вопрос, что же мы знаем вместе, больной отвечает: "Ничего". Часто он соглашается с тем, что все его высказывания не соответствуют действительности, и тут же начинает утверждать, что все сказанное "совершенно правильно". Явная противоречивость его совершенно не смущает. Из памяти больного выпал весь период с момента травмы и до нее. События более давние сообщает правильно. Называет свою специальность, дает некоторые сведения о своей учебе и более ранние анемнистические сведения.
Прогрессирующая амнезия. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий; выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер: так, одной больной казалось, что она живет в начале нашего века, что только что кончилась первая мировая война, только что началась Великая Октябрьская социалистическая революция. Гиляровский описывал в 30-х гг. В этой амнестической дезориентировке звучат часто прошлые профессиональные навыки. Так, один из наших больных в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет "хозяина".
Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которого лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга. Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом. Такая глубокая дезориентировка с отнесением в отдаленное прошлое представлений не только об окружающей обстановке и близких людях, но и о собственной личности при старческом слабоумии развивается постепенно. Такие расстройства памяти, характеризующиеся "жизнью в прошлом", ложным узнаванием окружающих, с адекватным этой ложной ориентировке поведением возникают в основном при старческом слабоумии.
В основе его лежит диффузный, равномерно протекающий атрофический процесс коры головного мозга. Жислин высказывает предположение, что неясное восприятие мира при старческом слабоумии обусловлено расторможенностью выработанных дифференцировок, общим ослаблением анализаторных функций коры. Ставшие инертными нервные процессы не могут поспевать за сменой разыгрывающихся событий, идущих из реальной жизни, и фиксируют лишь отдельные части, компоненты обстановки и ситуации. Все вписанные явления протекают на фоне интеллектуальной обедненности, обусловленной гибелью огромного числа клеток коры. В нашей лаборатории было проведено психологическое исследование группы больных в возрасте от шестидесяти до восьмидесяти трех лет. Исследование познавательных процессов проводилось с помощью методик: заучивание десяти слов, опосредованное запоминание, по А.
Леонтьеву, воспроизведение рассказов, установление простых аналогий, объяснение метафор и пословиц. Прежде всего выявилась недостаточная активность процесса запоминания. Больные фактически не принимали задачу "запомнить". Об этом свидетельствует то, что ни одна из испытуемых не смогла воспроизвести ни одного слова при опосредованном запоминании по А. Вместо этого больные называли предметы, нарисованные на картинках, хотя связи между запоминаемым словом и картинкой часто устанавливались адекватно. Объем памяти у этих больных был очень мал и в среднем составлял 4 слова.
Форма кривых запоминания имеет форму плато рис.
Лекция 7 Нарушения памяти
Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Этими словами закладывается основа будущих расстройств памяти, которые даже в 30 лет у некоторых людей становятся абсолютно очевидными», — указал психотерапевт. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает.
Ухудшение памяти: когда бить тревогу
энергетического. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга. Синдром потери кратковременной памяти Кратковременная потеря памяти Памятью называют комплекс высших функций психики, благодаря которым происходят.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией.
Все публикации
Трудности с выбором. Человеку становится всё сложнее с чем-то определиться, выбрать какую-то из позиций. По словам Игоря Вознюка, проблема выбора связана с ассоциативным мышлением, которое при болезни страдает одним из первых. Резкое сужение круга интересов, количества звонков, событий, выходов на контакт с другими людьми. По словам специалиста, такое резкое изменение в поведении человека не стоит списывать на то, что он просто загрустил. Возможно, здесь подоплека совсем в другом.
В целом симптомы болезни Альцгеймера специалисты сравнивают со снежным комом или масляным пятном, которое неуклонно растет — к прежним проявлениям присоединяются всё новые и новые. И хотя излечить человека полностью пока невозможно, врачи призывают не медлить и не откладывать поход к специалисту в долгий ящик. У медиков сегодня в арсенале есть средства, которые могут если не вылечить, то заметно затормозить развитие болезни и улучшить качество жизни пациентов.
Эти методы и процедуры помогают врачу более точно поставить диагноз нарушения памяти и определить его причину. Результаты диагностики помогают разработать план лечения и поддержки на основе индивидуальных потребностей пациента. Как лечат нарушение памяти Медикаментозное лечение Оно включает различные группы лекарственных препаратов. Выбор конкретного препарата зависит от основного диагноза и причин нарушения памяти.
Группы лекарственных препаратов, используемых при лечении: Ацетилхолинэстеразные ингибиторы: препараты увеличивают уровень ацетилхолина в мозге и используются при лечении деменции, болезни Альцгеймера. Ноотропные препараты: способствуют улучшению когнитивной функции и запоминания. Используются при лечении различных нарушений памяти, таких как легкая когнитивная недостаточность. Мемантины: препараты, используемые при лечении средней и тяжелой деменции. Они работают, блокируя действие глутамата, невротрансмиттера, который связан с повреждением клеток мозга. Антидепрессанты: в некоторых случаях, особенно при наличии депрессии, назначаются антидепрессанты. Они помогают улучшить настроение и когнитивные функции.
Примеры включают селективные ингибиторы обратного захвата серотонина или норэпинефрина. Психотерапия Когнитивно-поведенческая терапия КПТ и другие психотерапевтические методы полезны при лечении нарушений памяти.
Однако если ему дается инструкция произвольно запомнить какой-либо материал например, 10 слов , то активная мнестическая деятельность оказывается нарушенной.
Больной в лучшем случае воспроизводит 3-4 слова из 10, несмотря на многократное повторение материала. Возникает «плато» в кривой воспроизведения материала, очень характерное для данной категории больных. Оно свидетельствует об отсутствии у них какой-либо стратегии, обдуманного плана запоминания материала.
В то же время при чтении списка слов, в котором имеются и эти 10 слов, больной легко узнает почти все слова, так как в этом случае от него не требуется активного произвольного воспроизведения. Таким образом, в целом у больных с поражением лобных долей мозга непроизвольная память непроизвольное запечатление и непроизвольное узнавание лучше, чем произвольная; последняя, как и всякая другая произвольная психическая деятельность, у данной категории больных нарушена первично. Нарушения памяти как мнестической деятельности имеют генеральный характер, распространяясь на любой материал: вербальный, невербальный, осмысленный, неосмысленный.
Как уже говорилось выше, эти нарушения можно обозначить как псевдоамнезию, поскольку у «лобных» больных нет первичных нарушений следовых процессов, а страдает общая организация любой произвольной психической деятельности в целом. Нужно сказать, что у «лобных» больных особенно при двухстороннем поражении лобных долей наблюдается не только псевдоамнезия, но и другие псевдодефекты зрительная, слуховая, тактильная псевдоагнозия и др. Нейропсихологический анализ нарушений памяти является достижением отечественной нейропсихологии и прежде всего А.
В ряде его монографий - «Высшие корковые функции... Среди этих работ значительное место занимают нейропсихологические исследования, посвященные вкладу левого и правого полушарий в процессы запоминания вербального и невербального материала работы Э. Симерницкой, Н.
Корсаковой, Л. Московичюте, Ю. Микадзе, О.
Кротковой и др. Авторам удалось установить, что левое полушарие играет ведущую роль в произвольной мнестической деятельности или в ее произвольных компонентах, звеньях , в то время как правое полушарие доминирует в ее непроизвольных формах компонентах, звеньях. В контексте проблемы межполушарной асимметрии мозга изучаются и временные параметры осуществления произвольной мнестической деятельности.
Непосредственное и отсроченное запоминание и воспроизведение также соотносятся со структурами правого и левого полушарий. Показано, что при непосредственном запоминании и воспроизведении в осуществлении мнестической деятельности прежде всего участвует правое полушарие, а при отсроченном запоминании и воспроизведении — левое у правшей. При левосторонних поражениях непосредственное воспроизведение материала более сохранно, чем при правосторонних.
Разрабатываются также представления о разной роли левого и правого полушарий мозга в узнавании и воспроизведении вербального и невербального материала. Показаны латеральные различия в кодировании и запоминании информации вербальной и невербальной по ведущим и специфическим для каждого вида информации признакам. Так, для вербального материала ведущими являются смысловые характеристики, которые обеспечиваются преимущественно левым полушарием, а для невербального материала — перцептивные признаки, которые «кодируются» и «запоминаются» преимущественно структурами правого полушария.
Быстро накапливаются новые данные о нарушениях памяти и в рамках детской нейропсихологии. Новое и интенсивно развивающееся направление в нейропсихологии памяти - это изучение особенностей нарушений мнестических процессов в том числе и латеральных различий при поражении глубоких подкорковых областей мозга и при воздействии на эти структуры вследствие стереотаксических операций. Отчетливые латеральные различия в нарушениях мнестических процессов обнаружены и в этих случаях.
Перечисленные направления работ по нейропсихологии памяти свидетельствуют об интенсивном развитии этого раздела нейропсихологии когнитивных процессов, происходящем в русле как клинических, так и экспериментальных исследований. Литература: " Управление памятью " - тут тоже много полезного для Вас. II Международная конференция памяти А.
Память - это особое свойство человеческого организма сохранять информацию о любом объекте, даже после того, как он перестал находиться в прямом контакте с человеком. Если разбить на составляющие, то функция памяти включает три стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Только при успешном взаимодействии и функционировании трех составляющих памяти - человек может вести комфортную и активную жизнь. Но современный ритм жизни и экологическая обстановка, заставляют испытывать людей определенный дискомфорт.
Так, основные психоэмоциональные расстройства, как правило, заключаются в нарушении концентрации внимания, появлении проблем, связанных с обработкой и восприятием внешней информации. У человека появляется навязчивое состояние тревоги, депрессивное настроение, длительное нахождение на данном этапе может повлечь за собой нарушения памяти и внимания. Психотерапевты врачи отмечают, что нарушения памяти весьма многообразны. Несмотря на то, что многие люди ошибочно полагают, что подобные нарушения необратимы и связаны с возрастными изменениями, существует огромное количество причин нарушения памяти и внимания: общая слабость , вызванная переутомлением, перенесенными заболеваниями, поражения печени, недостаток витамина В1, отравление угарным газом, инсульт, черепно-мозговая травма, вертебрально-базилярная недостаточность, полученная в результате нарушения мозгового кровообращения, для которого характерны приступы головокружения , нарушения координации, мелькание «мушек» перед глазами, забывчивость, дисциркуляторная энцефалопатия полученная в результате атеросклероза сосудов головного мозга , болезнь Альцгеймера, стрессовые ситуации, опухоли головного мозга, посттравматическая энцефалопатия.
Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость
Клинический психолог, сомнолог Алексей Мелехин рассказал, что проблемы с памятью могут быть вызваны переутомлением, а могут возникать из-за серьезных психических расстройств и опасных заболеваний. энергетического. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера (по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г). Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия.