Традиционных для поминок кутьи, блинов и киселя в этом списке может не оказаться. Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Одним из блюд поминальной трапезы становится кутья — каша, которую готовят из цельных зерен пшеницы, ячменя, риса или другой крупы. Православная поминальная трапеза.
Поминки 9 дней
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды. Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Господи, помилуй трижды , благослови. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему имя и сотвори ему вечную память.
Антония Сурожского : «Мы можем отказываться принять смерть как последнее слово, последнее событие жизни. Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом.
С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него или для нее началась новая жизнь — жизнь без ограничений, просторная… Если мы — собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь». Канун панихидный столик Наконец, есть особые дни, когда стоит прийти во храм для поминовения— это общецерковные поминовения, именуемые Родительскими Субботами. Почти все они — так называемые «переходящие», то есть даты меняются. Дни эти можно увидеть в церковном календаре текущего года. По этим дням традиционно принято приносить на панихиды милостыню: продукты. Можно помянуть близких также дома.
Как правильно считать 9 и 40 дней? Первым днем считается тот, когда произошла кончина, даже если она случилась, например, за несколько минут до полуночи. Таким образом, если человек преставился 1 числа месяца, третьим днем будет 3 число, 9 — девятое. Подобным же образом высчитывается 40 день. Как правильно поминать усопшего Прежде всего, для крещенного христианина необходимо поминовение во храме.
Выбирайте лишь те сорта, которые при варке не образуют кашу, а будут рассыпчатыми. Отлично подходит рис в пакетах, отварите его прямо в пакете — и он готов. Поставьте закипать воду для риса и изюма. В воду для риса бросьте одну щепотку соли, рис.
Варите до готовности.
К кутье по традиции подавались холодные закуски, такие как вяленая рыба, кулебяка, селёдка и другое. На поминках можно было отведать мясные блюда. А вот весь алкоголь был под запретом, дабы не осквернить честь умершего.
Православная поминальная трапеза
Что взять на поминки на кладбище? | Сейчас мы привыкли к тому, что на городских похоронах кутьей называют сладкую рисовую кашу с изюмом. |
Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи | Зачастую и в день похорон на кладбище устраивают скромную трапезу, раздавая гостям кутью. |
Кутья из риса с изюмом "Поминальная" - пошаговый рецепт с фото на Повар.ру | В день похорон нужно решить, какие готовят блюда на поминки, как готовить кутью, какие рецепты на поминки подойдут. |
Что готовят на поминки в день похорон | кутья, блины без яиц на воде, хлеб (его преломление в утешение об умершем было описано ещё у пророка Иеремии). |
Поминальная кутья
Никаких праздничных приборов на стол не ставят. Простой и строгий стол требует простых и питательных блюд, которые помогут подкрепить силы скорбящих. Традиционные поминальные блюда Продукты для поминального стола тщательно отбираются. Они должны быть свежими и качественными. В этом выражается любовь близких к покойному, так как все поминальные блюда — это милостыня, подаваемая о упокоении его души.
Приготовление блюд должно быть необременительным, особенно при самостоятельном приготовлении трапезы. Поэтому выбирайте простые привычные рецепты. В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.
Кутья Кутья — это блюдо, сваренное из цельных зёрен пшеницы или риса, приправленное сахаром либо мёдом, иногда смешанное с изюмом, черносливом или яблоками. Зёрна служат символом воскресения, а мёд или изюм — сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды и только после этого ставится на поминальный стол. Блины Блины — традиционное русское поминальное блюдо.
Их могут подавать просто со сливочным маслом или закусками — например, с мёдом, со сметаной, икрой или семгой, в зависимости от достатка и вкусов семьи. При этом, поминки — скромная трапеза, блины готовятся из расчета: 1-2 блина на каждого пришедшего. Кисель Кисель завершает поминальную трапезу. Он бывает двух видов — кислый зерновой и сладкий фруктово-ягодный.
Кислый зерновой кисель является традиционным поминальным блюдом. Овсяный, ржаной или пшеничный кисель с молоком делают густым. Разрезанный порционно по количеству присутствующих за поминальным столом, он является скорее десертом, хотя в более жидком варианте может быть и напитком. Сладкий фруктово-ягодный кисель — это напиток, который тоже можно подать на поминки.
Напитки Алкоголь на поминках неуместен. Иногда даже сильно напиваются. Что об этом говорит Православная Церковь? Поминки — это милостыня, которую мы раздаём людям за усопшего.
То есть ту милостыню, которую он не успел сделать при жизни. В своей жизни мы должны принимать людей в своём доме, кормить, делать добрые дела. Но жизнь заканчивается, и чтобы увеличить количество добрых дел, которые не успели сделать наши ближние, мы делаем это вместо них. Есть ли какая-то милостыня в том, чтобы кому-то налить водку?
Если ты дал нуждающемуся человеку кусок хлеба или деньги, или покормил его — это милостыня. Водка — это не милостыня.
Утром открывали и «умывали» - протирали платочком, тряпочкой. Все время, пока покойный в доме, калитку оставляли открытой. В некоторых станицах на калитку вешают полотенце, которое снимают при выносе тела на кладбище. В том случае, если умерший самоубийца, калитку открытой не держат. Зеркала в доме занавешивали, иногда уточняют, что обязательно белым, например, простынею, или чем-нибудь другим. В настоящее время в станицах завязывают зеркала заднего вида на машине, на которой везут гроб с телом. Наиболее часто встречающиеся объяснения этого обычая: «чтобы приходящие во время чтения молитв в зеркало не засматривались или потому что покойник в зеркале показывается». Пока покойный в доме, полы не метут и не моют.
В это же время, особенно во время чтения Псалтыри, запрещают бить и выгонять из хаты летающих насекомых - мух, мотыльков, бабочек и других, объясняя, что это может быть душа покойного. Вода и мед стоят сорок дней, «пока душа в доме» - душа приходит воду пить. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. В некоторых станицах воду каждое утро выливают в святой угол, ставят новую. Мед ставится — «показуе радость Рая», в других станицах до сорока дней стоит и пшеница. Она иной раз дак выростает, а то больше птицы склюют ». Хоронили на третий день. На похороны приходят без приглашения родственники, соседи - все, кто хочет помянуть ушедшего. В настоящее время считается - не хорошо женщинам быть в брюках около покойного, присутствовать на панихиде без платка, особенно родственницам покойного. На похоронах запрещают курить.
Вне зависимости от того, сколько кафизм Псалтыри прочитано, к двенадцати часам вычитывают 17-ю кафизму и канон. Во время чтения канона присутствующим раздают свечи с платочками, платочки люди забирают с собой. Могилу копали в день похорон, не родственники, а соседи или хорошие знакомые. Если случалось готовить могилу за день до дня погребения, то её оставляли чуть-чуть недовыкопанной, и последние «три лопаты» выкидывали из могилы в день похорон. В станицах бывшей Черномории Черноморского казачьего войска распространенным явлением было приготовление ямы для могилы «с подкопом». Внизу ямы, вдоль длинной стенки делалась ниша, в которую задвигался гроб, чтобы земля на гроб не сыпалась. С этой же мотивацией делалась могила «под склеп», - внизу ямы по углам ставились камушки, кирпичики на высоту гроба. После опускания гроба сверху на кирпичики клали доски, соответственно земля во время засыпания могилы падала не на гроб, а на доски. Тем, кто копал могилу, родственники покойного на кладбище приносили завтрак. Приход копачей с кладбища означал, что могила готова, можно нести.
В некоторых станицах те, кто копают могилу, понесут и тело. На Кубани гроб имел и другие названия: «труна» и «домовина». Тело умершего измерялось веревочкой, и по этой мерке изготовлялся гроб. Если он оказывался больших размеров, чем необходимо, то это воспринималось признаком скорой смерти кого-то из родственников. Старожилы отмечают, что раньше гроб не оббивали, его красили белым. Для этого разводили известь или белую глину. Но могли покрасить и в другой цвет. На крышке гроба обязательно рисовали крест, иногда и не один. Стружками от гроба выстилали внутри. В подушку тоже могли положить стружки, «троецкую» траву, волосы умершего.
Набивать перьями такую подушку запрещалось. Шили её после того, как человек умер, «на живую нитку». В некоторых станицах в гроб клали сухие васильки. Живые цветы если и оказывались рядом с покойным, то перед тем, как забить гроб, их обязательно вынимали. Если умершего перед смертью соборовали, то в гроб около ног ставили стаканчик с елеем, оставшимся после помазанья. Прежде чем положить покойного, гроб кропили свяченой водой. Часто бывало сложно занести гроб в хату из-за её малых размеров и планировки. В этом случае тело усопшего выносили на простыне, и уже во дворе клали в гроб. В день погребения посылали кого-нибудь в храм за «святостью» - запрестольным крестом и хоругвями. В церковной сторожке могли находиться и носилки, на которых несли гроб с покойным.
Там же находилась и веревка для опускания гроба. Тело выносили из дома после обеда, не ранее 12-ти часов по полудню, вперед ногами. Встречаются упоминания о том, что прежде мужчины выносили мужчину, женщины - женщину, девушки - девушку. Вслед за покойным выходят люди, находившиеся в доме. Во время выноса покойного из хаты посыпали пшеницей, в которой стояли свечи во время чтения Псалтыри. Сыпать пшеницу могли как перед усопшим, так и вслед. После эту пшеницу сметали и отдавали курам. Эту же молитву пели на протяжении всего пути до кладбища. Если ждали кого-то из родственников, то вынос со двора могли задерживать, но так, что бы похоронить до захода солнца. В некоторых станицах сразу после выноса покойного мыли пол, в других запрет мести и мыть полы сохранялся до трех, девяти, иногда до сорока дней.
После прощания на дворе, покойного выносили в ворота. Сразу за ним ворота закрывались и завязывались рушником, «что бы больше со двора не выносить». Основная часть провожающих выходила через калитку. В доме оставались люди, готовящие поминальный обед и накрывающие стол. На Кубани распространен запрет нести гроб и крышку прямым родственникам усопшего, однако покойного могли нести и родственники. В таком случае это понимается как оказание последних почестей. Повсеместно на Кубани оговаривается, что беременная женщина не должна присутствовать на похоронах. Это формулируется в виде строгого запрета или пожелания. Во время выноса покойного беременная должна выйти со двора раньше. Впереди несли крест, икону, в досоветский период «святость».
К кресту и хоругвям привязывали полотенце или платок. Вяжут кто материю, кто полотенце, хоть рубашку - что есть. А там раздают первому попавшему». В некоторых станицах к кресту могло быть привязано несколько вещей. Икону несут обёрнутую в полотенце или в платок. Если хоронили мужчину, то икону несли «мужску ю » - Спасителя, Николая Чудотворца, если женщину, то «женску ю » - Богородичную или кого-нибудь из святых жен. Следом несут гроб, крышку, после идут родственники и провожающие. В воспоминаниях станичников есть упоминания о том, что следом за гробом казака вели в поводу его подседланного коня. В некоторых станицах на крышку гроба клали рушник или дежник и хлеб. Гроб с покойным несли на рушниках или на носилках четыре-шесть человек.
Во время следования они могли меняться, но у всех, кто несет покойного или крышку гроба перевязывали правую или левую руку. Однако обычай перевязывать руки иногда воспринимается как поздний, «вроде как свадьба». Венки стали носить уже в последнее время, в процессии они занимают место перед покойным. Отпевание покойного в церкви было обязательным. А если он не запечатанный может покойник сница,... В советское время получило распространение заочное отпевание, которое до этого было скорее исключением. Совершение или не совершение чина погребения влияло на дальнейшее поведение родственников на кладбище. В представлениях станичников родственникам можно кидать землю в могилу в том случае, если по покойному отслужили погребение. При выносе тела из церкви звучал колокол. Священник с певчими в составе похоронной процессии направлялся на кладбище.
На перекрестках процессия останавливалась, к покойному подходили прощаться. Вспоминают, что раньше во время остановок батюшкой служилась лития, или панихида. Во время движения похоронной процессии соблюдался и сохраняется до сих пор ряд запретов: переходить дорогу перед покойным, идти навстречу покойному, смотреть на процессию из окна.
Откинуть на сито, промыть холодной водой. Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, тщательно перемешать. Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком или залить кипятком на несколько минут, а затем откинуть на сито.
Смешать изюм с рисом.
Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом.
Последование литии для мирян. Можно читать на кладбище. Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
И ныне и присно и во веки веков. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Поклон Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Трижды Тропарь, глас 4-й: Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ты еси Бог, сошедый во ад, и узы окованных разрешимый, Сам и душу раба Твоего упокой. Едина Чистая и непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его. Седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего, и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко Благ, прегрешения его вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека, земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя и рекий ми: яко земля еси, и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Господи, помилуй Трижды , благослови. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему имя , и сотвори ему вечную память. Вечная память.
Трижды Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Поминают ли умершего в день смерти Если говорить о поминовении как о собрании близких людей и знакомых усопшего для поминальной трапезы, то для православной традиции это, в целом, не свойственно. Такие поминки нужны родственникам, друзьям и знакомым, и несет в себе желание вспомнить умершего «добрым словом». Эта традиция не нова. Она предписывает, что собираться нужно на третий день, либо сразу после похорон.
В первые дни после смерти родственникам, чаще всего, просто некогда организовывать трапезу. Церковь не требует непременного застолья по случаю смерти человека, но если речь идет о молитве за усопшего, то тут Она только приветствует желание людей как можно раньше начать молиться. Фото Zara Walker on Unsplash В православных молитвословах имеется важный чин — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином», в некоторых изданиях имеющий название: «Канон о усопшем едином». Исторически, этот канон читался священником сразу, как только душа человека отходила к Всевышнему. Сейчас Церковь разрешает читать его и мирянам, а также не требует четкого следования времени — молиться можно в течение того дня, когда человек умер, даже, если тело находится не дома, а, например, в больнице или уже в морге.
После канона, по возможности, рекомендуется читать Псалтырь. Это старинная благочестивая традиция, которая и является молитвой за усопшего, и служит утешением для его близких людей. Существует особое издание Псалтири — Псалтирь и молитва за умершего. В православной традиции считается, что чтение Псалтири должно начинаться после «Последования по исходе души от тела» и непрерывно продолжаться до чина отпевания. На практике, современному человеку трудно выдержать такой график, поэтому чаще всего читается только 17-я кафизма в день смерти, а затем каждый день прочитывается по кафизме в течение сорока дней.
Важно всегда помнить, что умершему важна не еда, прекрасно убранный стол, пышные похороны и тому подобное, а наша молитва о его душе. Как помянуть умершего в день его рождения В православной Церкви нет каких-то ритуалов или «магических» действий. Нет также и строгого регламента поведения в тех или иных случаях. Есть церковное предание, традиции. Поэтому можно сказать, что начать столь памятный для родственников день стоит с молитвы за усопшего.
Особого чина тоже нет, поэтому можно почитать Псалтырь. Это прекрасное подспорье душе, находящейся у Бога в вечности. Хорошим способом помянуть умершего в день его рождения является лития или панихида в церкви или, если есть потребность, на кладбище. По возможности, стоит прийти в храм еще накануне, помолиться на Всенощном богослужении, исповедоваться, а на следующее утро подать записки об упокоении и причаститься самому на Литургии. В этот день можно еще раздавать милостыню людям с просьбой помолиться.
В целом, дела милосердия служат нам большим утешением, ведь не случайно в Деяниях Святых Апостолов сказано: «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. А в такие памятные дни можно совместить и дела милосердия и просьбы о молитве, ведь чем больше искренних молитв будут возносится за душу, тем большую радость она испытает. Ну и конечно, не стоит забывать о личной молитве за усопшего. Например, в разделе о третьем, девятом и сороковом днях указано, что читается 17-я кафизма. Ее также можно читать и в день рождения умершего, а также в дни особого поминовения усопших родительские субботы.
Главное, что должен воспитать в себе человек, это не слепое следование «ритуалам», а стяжать в себе искреннюю любовь к ближним, не только живым, но и ушедшим от нас в мир иной. Тогда молитва будет легкая, светлая и ежедневная. Ведь душе нужна пища, а лучшая пища для нее — это молитва. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы молитва за усопших была лишь не только в памятные или установленные Церковью особые даты, но стала ежедневной потребностью человека. Можно ли поминать умершего вечером Необходимость поминовения вечером, зачастую, обусловлена графиком работы родственников.
Было бы идеально в памятные дни собраться и прийти помолиться в храм, заказать панихиду, подать записки об упокоении. Но, иногда, профессиональная деятельность человека связана с непрерывным графиком, а возможность подмениться отсутствует. Поэтому единственным выходом остается или поминать усопшего после работы или перенести поминовение на другой, более удобный, день. Говоря о поминовении, нужно отличать поминание в мирском смысле и в церковном. Первое подразумевает под собой организацию стола, за которым близкие люди, друзья и знакомые усопшего могут собраться с целью вспомнить о нем.
Второе же имеет под собой совсем иную цель — молитвенную. И говоря о иерархии важности, нужно учитывать, что для умершего совсем неважно, что о нем говорят люди, для него намного важнее будет то, как и будут ли за него возноситься молитвы. Ведь умирает тело, а душа живет вечно. А для души единственным утешением служит лишь молитва. Так вот, если речь идет о поминальном застолье, то тут, в общем-то, не так принципиально, когда оно произойдет — в день ли похорон или спустя неделю.
Есть, конечно, определенная традиция, следуя которой, поминальную трапезу необходимо организовывать на третий день или в день похорон. Но это традиция мирская, она не несет в себе пользы для души усопшего, а направлена на уменьшение скорби близких людей. Если трапеза все-таки планируется, то при выборе времени следует исходить из интересов самих родственников. Наверное, если среди них много мнительных или просто суеверных людей, то лучше отложить стол до того дня, когда у всех появится возможность собраться утром или днем. Это нужно, чтобы избежать различных ночных «явлений», которые есть плод фантазии.
Если родственники — глубоко верующие люди, то сам вопрос поминальной трапезы для них не принципиален. Если все-таки есть потребность, то с ними можно собраться и после работы. А молитвенное поминовение можно совершать в любое время. Если человек с утра на работе, то можно заранее заказать панихиду, сорокоуст, подать записки, а в сами памятные дни помолиться в мыслях. После работы же, по мере сил, можно помолится глубже, например, почитать Псалтирь.
Для души усопшего важна сама молитва, а не время суток. Чем поминают умерших в день похорон Обычай собираться за поминальной трапезой известен издревле. Люди собираются за столом, чтобы вспомнить о делах усопшего, о том, каким он был. Обычай этот не предписывается какими-либо церковными уставами. Он вызван потребностью родственников, друзей и знакомых умершего утолить горечь расставания с человеком, с которым они жили, которого знали.
Конечно, православному христианину следует помнить, что лишь молитва дает истинное утешение как усопшему, так и его ближним, но, отказ проводить «поминки», скорее всего, введет некоторых людей во искушение. Поэтому, даже в православной среде этот обычай очень распространен. В этом случае поминальная трапеза выступает как милостыня. Можно пригласить бедных, дать еды малоимущим с просьбой о молитве за новопреставленного. Нужно иметь в виду, то поминальная трапеза — не свадебный пир или встреча давних друзей и родственников.
Необходимо не забывать о цели — память об усопшем человеке. Поэтому стол должен быть скромным, а в дни поста — без скоромной пищи. Традиционным считается подать кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или рис с изюмом. Вопрос алкоголя на поминальном столе — вопрос всегда актуальный. Но православные люди на «поминках» должны строго воздерживаться от любых спиртных напитков, ведь алкоголь разгорячает сердца и головы, мешает молитве и окрашивает всю идею поминальной трапезы в неподходящие для нее цвета.
Через пару часов поминальное собрание превращается в самое банальное застолье, где большая часть уже не помнит цель, с которой они собрались. Начинаются обсуждения новостей, различных сплетен, кое-где могут случаться даже драки! Вместо молитвы об усопшем начинаются выяснения отношений. Такое поведение недопустимо. Здравый человек может даже расценить происходящее как оскорбление памяти умершего!
Так что лучше всего накрыть стол скромно, без особых изысков и спиртных напитков, перед трапезой следует помолиться, помянуть усопшего словами «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [имя]: и прости ему вся согрешения вольная и невольная, и даруй ему Царствие Небесное». А после трапезы во имя умершего сотворить милостыню нуждающимся, заказать панихиду и подать записки об упокоении на Литургию. Можно ли поминать умершего в воскресенье Если мы говорим о келейном домашнем поминовении усопшего, то в церковном календаре можно выделить лишь одно воскресенье, в которое Церковь не благословляет поминать умерших — это день Пасхи. Потому что в этот день Церковь радуется Светлому Воскресенью Христову и призывает нас всех разделить с Ней эту великую радость и торжество. Заупокойные молитвы в силу их особого трагического настроения, несколько, неуместны в период Пасхи и Светлой седмицы.
В остальные же воскресные дни года лучше всего прийти на Литургию и вместе с Церковью помолиться об упокоении души умершего и о прощении его грехов. После воскресной Литургии почитать Псалтирь об упокоении. Существует особая редакция Псалтири — Псалтирь и молитвы по усопшему. Фото Julia Kadel on Unsplash Говоря о литургическом поминовении усопшего в воскресный день, то здесь тоже нет каких-либо четких ограничений. Можно подать записку обедню об упокоении в субботу вечером или в начале воскресной Литургии.
Поминовение на Литургии — это самое главное и важное поминовение. Помимо этого, можно отслужить панихиду или литию либо в храме, либо на могилке, позвав священника. Важно помнить, что панихида не служится в период с Рождества до Богоявления, в первую неделю Великого поста, а также с Лазаревой субботы до Радоницы т. Можно ли поминать умершего на Пасху Праздник Пасхи — это главное торжество христианина. В этот день все мы радуемся Воскресению Христа и Его победе над смертью.
В храмах в этот день совершается ночная праздничная Литургия с особыми пасхальными песнопениями. И поэтому было бы лучше прийти в этот день в храм, помолиться и причастится. В день Пасхи не полагается ездить на кладбище, служить панихиды. Вопреки распространённой традиции посещения кладбищ в день Пасхи, Церковь не рекомендует затмевать радость Христова Воскресения своим горем по усопшим людям. Эти слова звучат на Литургии.
О чем они? О том, что смерти больше нет! Для православного христианина смерть — это действительно лишь переход в мир иной, но не конец, как это считают люди неверующие. Стоит помнить об этом, а также о том, что ничего не может быть выше великой вести о том, что Христос Воскрес, что диавол посрамлен, что смерть упразднена. Все радуются этому!
А у Бога нет мертвых, есть только живые. Поэтому стоит искренне помолиться, сделаться сопричастником пасхального торжества полностью, отпустив скорбь из сердца. Все поминовения, все панихиды и литии откладываются до Радоницы — ближайшего дня, который Церковь специально выделила для поминовения ушедших от нас в мир иной людей. Радоница всегда бывает в первый вторник после Светлой Седмицы. В этот день уже можно служить панихиды как в церквях, так и на кладбищах.
Однако, из этого не следует, что на время Пасхальных дней Церковь совершенно прекращает молитвы о усопших. Это не так, потому что продолжается поминовение на проскомидии, священнических тайных молитвах. Так что мы также можем в своей личной молитве помянуть усопшего в любое время. Просто необходимо помнить, что Светлое Христово Воскресение принесло людям спасение от смерти, даровало вечную жизнь, поэтому для верующего человека было бы несколько нелогично предаваться в этот день горю по умершим людям. Где поминать умершего Вопрос того, где поминают умерших, зависит от того, каким образом вы хотите помянуть человека.
К сожалению, очень часто поминовение у нас ассоциируется только с яствами и гастрономическими изысками, ну и конечно с алкоголем. Церковь относится к такого рода поминовение как к языческому пережитку. Безусловно оно не имеет отношение к традициям церкви. Особенно грустно, когда родственники заменяют молитвенное поминовение, отвергают его, в пользу «водки с хлебом» и другого. Молитвенное поминовение — это самое важное, что мы можем дать отдедшей к Богу душе.
И это единственная нить, которая может нас связать с его душой. Никакая еда и народные традиции не могут никаким образом спасти человека и стать для него в ином мире «спасательным кругом». Поэтому с первого дня смерти следует посвятить свое время молитве о душе человека. Постараться отвлечься от суеты и забот, выделив хоть час в день на ежедневную молитву, чтение Псалтири за умершего. Это не так много для нас — живущих на земле —, но для души умершего это единственное утешение и радость.
Поминки 9 дней
Именно молитва становится тем самым утешением, той нитью, благодаря которой мы можем почувствовать связь с отлучившимся от нас человеком. Спаситель, воскреснув на третий день из мертвых и сокрушив врата ада, сделал возможным наше Воскресение и вечную жизнь. Поэтому смерть не может считаться концом, это лишь переход, мостик в мир иной, где душа продолжает жить, ведь «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лк. Третий день — день погребения, отсылает нас к тридневному Воскресению Христа и напоминает нам о Всеобщем воскресении. О важности поминовения на 3, 9, 40 дни «в псалмах, чтениях и молитве» говорится в «Апостольских постановлениях» кн. Важность нашей молитвы в этот день связано с началом самого главного пути души — пути к Богу. Феофан Затворник пишет так: «у отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства.
Там нужна ей помощь! О мытарствах, в частности, упоминает свт. Иоанн Максимович : «В это время на третий день душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах». И хотя четко сформулированного учения насчет этого у Церкви нет, мы все же мы призваны молиться за наших усопших. Хорошо, если в этот день родственники позовут священника на отпевание умершего. Отпевают, как правило, дома или на кладбище.
О порядке поминовения умерших в третий день можно почитать ниже. Симеон Солунский пишет, что 9 день напоминает нам 9 ангельских чинов, к которым мог бы быть причислен усопший. В Церкви существует предание, что с 3 дня — после поклонения Богу и по 9 день, душе показываются различные обители Рая. Так, прп. Макарий пишет, что душа, поклоняясь своему Создателю и созерцая обители Рая, забывает скорбь. Подробно о порядке поминовения усопшего в 9 день можно почитать ниже.
Несмотря на то, что мы мало что знаем о загробной жизни, поскольку эта тайна остается от нас сокрыта, как сказал свт. Феофан Затворник: «то для нас — закрытая страна», — мы все равно должны продолжать поминать умерших. Это та единственная нить, которая связывает нас с душой человеком, давая нам утешение, а умершему — надежду на спасение. Конечно, в 40 день важно возносить сердечную молитву Господу о спасении души умершего. О порядке поминовение усопшего в сороковой день вы можете почитать ниже. Важно молиться и вспоминать об умерших родственников не только в годовщины, но также и в ежедневной молитве на протяжении всей нашей жизни, ведь Господь слышит нас не только в «особые» памятные дни.
Можно ли поминать умершего раньше? Да, поминать умершего можно раньше установленных поминальных дней. В Церкви нет четких рамок и установок, когда молитва может считаться «сильнее», «действеннее» и т. Никакая дата не делает нашу молитву особенно сильной. Церковь призывает сугубо молиться за умершего с момента его смерти и в течении 40 последующих дней. Это связано не с тем, что в эти 40 дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение и др.
В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней. Фото Владимира Ештокина Поминать можно начинать и до отпевания, панихиды и других поминальных служб. В день смерти хорошо бы почитать канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего начать читать Псалтирь по умершему у гроба или отдельно 17-ю кафизму.
Можно ли поминать умершего раньше похорон Да, умершего можно поминать раньше похорон. Церковь не закрепляет молитву к определённым дням, но призывает нас сугубо молиться о наших умерших родственниках и друзьях со дня их преставления и в последующие 40 дней. Однако и после этих 40 дней продолжать возносить молитвы о спасении души и совершать милостыню в память о человеке. Как можно помолиться келейно подробнее описано в предыдущем вопросе, главное, что нужно помнить — что молитва должна быть не по принуждению, а идти от сердца. В день смерти можно также заказать сорокоуст в храме или подать обедню записку. Оба вида поминовения совершаются за Литургией, что является наиболее важной молитвой, которую только можно вознести к Богу за умершего.
Хорошо, если в день похорон вы сможете позвать священника отпеть умершего или отслужить по нему панихиду. Можно ли поминать умершего раньше 9 дней Да, умершего можно поминать раньше 9 дней. Однако, на девятый день будет очень желательно отслужить панихиду или литию на могилке у умершего, подать обедню записку и келейно дома помолиться о спасении его души. Первые 40 дней очень важны для души, отошедшей к Богу, и наше молитвенное поминовение облегчает ее загробный путь: мытарства, искушения, частный суд и др. Можно ли поминать умершего раньше 40 дней Поминать умершего раньше 40 дней не считается грехом или ошибкой. Более того, до сорокового дня наша молитва особенно необходима душе, это самое действенная и самое важная помощь для ее спасения.
Поэтому поминать можно и раньше 40 дней, но и не забывать помолиться о ней в сороковой день со дня кончины. Можно ли поминать умершего раньше полугода Да, поминать усопшего раньше полугода можно. И всегда благостно для души, если о ней не забывают после 40-го дня, но продолжают молиться и творить милостыню в память о ней. Можно ли поминать умершего раньше годовщины Да, умершего можно поминать раньше годовщины. Можно заказать обедню, отслужить панихиду или литию на могилке умершего. А также никогда не будет лишним почитать Псалтирь или отдельную 17-ю Кафизму.
Как помянуть умершего на кладбище Когда мы говорим о поминовении на кладбище, то почему-то сразу представляем объедение или водку на столе у могилки. Конечно, общая трапеза является важным элементом поминовения. Никогда не будет лишним собраться с близкими и вспомнить умершего родственника добрым словом, рассказать самые теплые и важные моменты связанные с ним. Это хороший инструмент для утешения и поддерживания памяти об отошедшем от нас родственники. И на кладбище тоже можно совершить трапезу и тепло погрузиться в воспоминания о дорогом человеке. Не нужно при этом пить алкоголь или объедаться.
Однако, если мы говорим о душе человека, то самыми важными и полезными в деле ее спасения являются молитва и милостыня. Приходя на кладбище, мы, в первую очередь, хотим, чтобы душа умершего не чувствовала себя за пределами земной жизни одинокой, мы, словно, утешаем ее своим вниманием. И самыми важными и ценными утешениями для нее являются именно наше молитвенное единение и милостыня. Традиция оставлять еду на кладбище после трапезы сейчас обросла различными языческими верованиями — будто бы «там» человек может нуждаться в еде или в воде, а мы, будто, улучшаем условия его пребывания «там», или еда может каким-то образом «задобрить» Бога. Конечно, ничего общего с христианством это не имеет. Изначально еда оставлялась или раздавалась родственниками как милостыня нуждающимся.
И в этой мотивации уже нет ничего языческого. К сожалению, иногда поминание едой на кладбище становится важнее молитвы. Конечно, такой подход Церковь не приветствует. Ни еда, ни водка, ни какие-то другие «особенные» гастрономические изыски никогда не заменят главного — молитвы и совершения добрых дел ради умершего. На кладбище можно отслужить поминальные службы: литию и панихиду. Отслужить литию можно, пригласив священника.
Если же священника сложно найти по разным причинам, то литию можно отслужить и самому. Литию по мирскому чину можно найти в расширенной версии молитвослова. Если вы хотите отслужить панихиду по умершему, то в этом случае все-таки нужно будет постараться найти священника. Как правильно поминать умершего В день смерти читается канон «За единоумершего» или другое его название «Проследование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Этот текст легко можно найти в интернете. Читается он единожды — в день смерти.
После канона можно начинать читать Псалтирь. Существует специальное издание Псалтири и молитв по усопшим. На Руси издревле распространена традиция чтения Неусыпаемой Непрерывной Псалтири с первого дня смерти. Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной».
Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня. Фото Владимира Ештокина Помимо этого, в день смерти можно подать заупокойный сорокоуст. Это литургическое поминовение усопшего в течении 40 дней после его смерти. Данное поминовение охватывает если оно подано в день смерти весь путь души с момента ее преставления и до частного суда. Важно помнить, что сорокоуст не должен становиться заменой нашей домашней молитвы за усопшего. Наша сугубая и искренняя молитва в первые сорок дней очень ценна для души умершего.
Это не только проявление нашей любви к человеку, но и ходатайство перед Творцом, чтобы были прощены прегрешения усопшего и его душа обрела покой в Раю. На 3 день в день похорон обычно совершается чин отпевания. Это особое богослужение, в котором священник и присутствующие люди просят прощения грехов и упокоении души умершего в Царствие Небесном. Существует также и другие формы поминовения умерших. Как пишет свт. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самое главное и важное поминовение умершего — это поминовение на Божественной Литургии.
Чтобы нашего близкого человека помянули на Литургии, надо подать обедню — записку с его именем. Лучше всего это сделать накануне Литургии. Например, если служба в воскресенье, то лучше всего прийти на вечернее богослужение в субботу и подать обедню записку , а в воскресенье прийти на Литургию и вместе со всеми помолиться о спасении души усопшего и прощении его грехов. Отличие от сорокуста заключается лишь в том, что обедня — это разовое поминовение усопшего, т. Важно, однако, помнить, что в записке и в обедне, и в сорокоусте должны быть указаны имена людей, которые были крещены. Также в записку не следуют включать самоубийц, раскольников, иноверцев.
За них вы можете всегда помолиться келейно дома. Помимо поминовения дома и на Литургии, существует и специальные заупокойные богослужения: панихида и лития. Их обычно служат в поминальные дни: в 3, 9, 40, в годовщины. Но это не строгое закрепление за датами. Вы можете отслужить и панихиду, и литию в любое время. Панихида служится священником как в храме, так и на могиле умершего.
Лития — краткий чин панихиды — может совершаться на кладбище, в храме и дома. Совершать это богослужение могут и священники, и миряне. Найти проследования литии можно в расширенном молитвослове или в интернете под названием: «Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище». Важно также не забывать поминать умершего в ежедневных молитвенных правилах, их можно найти в молитвослове. У всех форм поминовения есть важная часть — наше искренность и сокрушение сердце. Молитва, исходящая от смиренного и сокрушенного сердца никогда не будет забыта Богом.
Какую бы грешную и тяжелую жизнь не прожил умерший, мы всегда должны продолжать молиться за него, уповать на Божью милость и прощение его грехов. Наша молитва в деле его спасения никогда не будет «лишней» или «неправильной». Поэтому молитва, милостыня и совершение добрых дел ради умершего — это не профанация, а наиболее действенный способ изменить его посмертную участь. Поминают ли умерших в пост Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное домашнее поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем.
Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать. Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан.
После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды. Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду. Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану.
Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо.
Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой. Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста.
Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая. Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского.
Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего».
На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры.
Освящение усиливает его. Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты.
Поминальное блюдо — не исключение. Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. Кутья не только на поминках Кутья — это не ежедневное блюдо. Имея столь символичное значение, оно готовится и подается на поминках и является обязательным атрибутом как первых поминок в день смерти, так и других поминальных дней. Кутья подается и в другие православные праздники, например, на Крещение, в Сочельник и т.
Сочельник — канун Рождества. Этот церковный праздник называется так потому что основное блюдо — сочиво одно из названий кутьи. Сочиво тоже готовится из цельных зерен, отличается от кутьи меньшей сладостью. Крещение — это праздник-воспоминание о крещении Иисуса Христа в день его тридцатилетия в реке Иордан. В этот день готовят кутью, проводят обряды крещения в природных водоемах. Как молитва мирянина на освящение всякой вещи помогает в жизни Любой предмет аккумулирует информацию об окружающем его мире, обо всех, кто раньше с ним соприкасался. Не случайно считается, что не стоит прикасаться к чужим вещам без спроса или излишней надобности, свою одежду и предметы обихода не стоит давать в чужие руки. Молитва на освящение всякой вещи дает мощную энергетическую защиту дому, машине или предметам обихода. Она изгоняет бесов, очищает душу и помогает в любом добром начинании.
Чины освящения бывают разные. Так, например, освятить квартиру или офис, может только лицо, облаченное духовным саном, а вот самостоятельно совершить освящение того, чем мы пользуемся каждый день, может каждый православный мирянин. Что нужно знать, прежде чем освящать ту или иную вещь Привести в порядок свои мысли, а разум очистить от гнева, или иных нечистых помыслов. Нельзя, чтобы слова произносились «скороговоркой» или впопыхах. К таинству моления важно относиться трепетно и молиться искренне. Священное Писание учит, что слова должны идти от сердца, только тогда они дойдут до Всевышнего.
Если вас пригласили и вы увидели, что за столом будет тринадцать человек, то лучше сразу же соберитесь и покиньте этот дом. Чтобы отвести от себя эту беду, нужно, выйдя из-за стола, прошептать: Отведи, Господи, от меня беду. Пусть горе здесь останется, а я уйду! Ключ, замок, язык. Так вот, если поминки приходятся на первую, четвертую или седьмую недели Великого поста, то на стол подаются только постные блюда. К тому же на поминках в это время могут присутствовать только родственники. Делать этого не стоит, ведь, согласно приметам, поющие за поминальным столом люди после этого начинают болеть. Те же, у кого слабый Ангел-хранитель, вообще могут распроститься с этим миром. Разгоряченные вином люди, вместо того чтобы скорбеть об усопшем, начинают веселиться и смеяться, некоторые даже поют песни. Порой помины превращаются в обыкновенную вечеринку. Поэтому вместо водки на стол следует подавать кисель или компот. Если на поминах вам случайно положили лишнюю ложку, то следующие похороны будут у вас.
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день! Если такое, не дай Бог, случится, я советую на всякий случай отчитать человека от беды специальным заговором, который я даю в этой книге. Душа, тело, дух и все пять чувств.
Почему на поминках едят кутью и что она символизирует?
Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!». Традиционно кутью варят сладкой из риса с добавлением изюма, вишен или других ягод и фруктов. Поэтому употребление водки на похоронах стало не только обычным делом, но и, в целом, поддерживалось обществом, ведь у родственников тяжелый период. – Кутью после поминальной трапезы можно поставить в прохладное место или в холодильник и помянуть ею усопшего на следующий день перед едой, пока Кутья не закончится. На похоронах и поминках первый горячий блин, как и хлеб, не режут, а рвут на части и раскладывают на окнах, чтобы паром от него питались души умерших. По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после.
Что взять на поминки на кладбище?
Эти блюда схожи в плане кулинарии, разница больше символическая: коливо готовят на Рождественский или Крещенский сочельник. Поминальная трапеза как особый ритуал Церковный устав, или Типикон, трактует поминки как продолжение богослужения через вкушение пищи. Во время поминальной трапезы мы не просто отдаем дань памяти усопшему, но и вспоминаем о том, как устроен миропорядок: все божественное вечно, а все земное — зыбко. И божественное всегда одерживает верх над мимолетным, греховным. Поминки — способ напомнить об истинно важных для любого верующего человека вещах через призму недавней потери.
Кутья в этом напоминании считается ключевым символом: недаром именно с трех ложек сладкой каши начинается поминальный обед. Традиционно перед подачей на стол кутию освящают в церкви во время службы. Если такой возможности нет, можно самостоятельно окропить кашу святой водой дома. Символика кутьи Как любая ритуальная пища, кутия имеет определенное место и значение в трапезе.
Символика кутьи выстроена вокруг главной темы всего православия — темы воскресения. Основой блюда является крупа — зерно, которое издревле у многих народов считалось символом возрождения. После того как зерно попадает в землю, оно дает росток, а затем истлевает по аналогии с телом покойного. Закончив свой земной путь, душа усопшего обретает истинное бессмертие, начинает новую, настоящую жизнь.
Мед, сладкие сухофрукты в этом случае означают сладость пребывания в Царствии Небесном. Вкушая данную пищу, православные верят в то, что их близкого человека ждет вечное блаженство на небесах. С кутьей связана еще одна традиция: ее приносят в церковь вместе с другими поминальными блюдами и оставляют на специальном столе-кануне.
Отношение церкви к тризнам и поминкам Православная церковь в целом не возражает против поминок, если они проходят дома и в чинной атмосфере, без неуместного пьянства и веселья. Общий пир как символ единения вовсе не чужд церкви, ведь само таинство причастия, которое является ключевым, главным для каждого православного человека, имеет в основе совместную трапезу. Но проводить поминальную трапезу на кладбище, превращая ее в языческую тризну, церковь считает совершенно неправильным. В могиле находится бренное тело усопшего, а душа его бессмертна.
Поэтому совершенно бессмысленно искать общения, единения с умершим членом семьи на его могиле. Гораздо уместнее помянуть ушедшего из жизни человека, придя в храм и помолившись за него. А поминки, если уж так хочется, можно устроить дома, но только не допуская пьянства и разнузданности. Сама княгиня Ольга, став христианкой, незадолго до своей кончины заповедала «не творити тризны над собой», поскольку понимала языческий смысл этого обычая.
Как приготовить кутью поминальную с изюмом: Сварить рис в большом количестве подсоленной воды. Для этого залить рис водой не менее 0,8 л , довести до кипения, посолить, накрыть крышкой и варить при слабом кипении 15-20 минут.
Откинуть на сито, промыть холодной водой. Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, тщательно перемешать.
Как правильно варить кутью? Строгого рецепта не существует.
Чтобы приготовить кутью, можно взять рис, пшеницу, пшено, перловку, ячку. В наше время кутью обычно варят из риса, соблюдая пропорцию: 1 стакан риса; 200 г изюма; 2—4 ст. Для подачи на стол блюдо выкладывают в одну или несколько общих мисок. Этим подчеркивается совместное участие в поминовении.
Рецепт кутьи на поминки
Поминальная кутья — традиционное блюдо на поминках. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. К этим обрядам относятся захоронение и отпевание, трапеза и еда на поминках в день похорон, на девятый и сороковой день после смерти. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. Традиционно, поминки, которые проводятся после похорон на 3-й день, ассоциируются с чудесным воскрешением Иисуса Христа и образом Пресвятой Троицы. Рецепт Кутья поминальная, cостав: рис, изюм без косточек, мёд, сахар (по желанию), соль;, Рецепты вторых блюд, Каши, Кутья, Рисовая каша, Каша рисовая на воде, Пошаговый, С фото, Пост, Блюда из риса, время приготовления 35 мин., затраты времени 15 мин., на 4 порций.
Поминки: суть и правила обряда
Согласно религии, ходить на кладбище после похорон до 40 дней можно. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Поскольку кутья из риса готовится на поминки чаще всего, то рецептов её приготовления можно найти огромное количество. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Зерна поминальной кутьи символизируют воскрешение, поскольку попадая в грунт, через некоторое время они прорастают в растения, подобно умершему, похороненному по всем церковным правилам, который воскреснет для вечной жизни.
Когда заказывать похороны
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Господи, помилуй. Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое.
Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды. Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господи, помилуй трижды , благослови. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему имя и сотвори ему вечную память.
Псалом 90 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже трижды.
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. Сам и душу раба Твоего упокой. И ныне и присно и во веки веков. Кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос: Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Господи, помилуй трижды , благослови. Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему имя и сотвори ему вечную память.
Вечная память трижды. Душа его во благих водворится, и память его в род и род. Панихида на 40 дней Существуют молитвы, которые могут произносить за душу покойного миряне и молитвы, которые совершаются на 40 день после смерти в храме. Панихида читается и на 3, и на 9 день после смерти.
Такая служба начинается вечером и продолжается всю ночь. Эта служба переходит в заутреню. За некоторых усопших, к сожалению, можно молиться только келейно. Церковь не может молиться за тех, кто сам при жизни не желал этой молитвы, так как вера — это акт доброй воли.
По установлению Святой Церкви положено творить поминовение по усопшим в продолжение сорока дней сорокоуст , и особенно — в сороковой день сорочины. Как Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь приносит молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать победить врага, воздушного князя тьмы, и получить Царство Небесное. На сороковины гостей собирают у покойного дома. В сервировке стола и оформлении интерьера соблюдают сдержанность и лаконичность. Помнят, что поминки нельзя превращать в обыкновенные посиделки с чревоугодием и алкогольными возлияниями. Поминальная трапеза является милостыней, которую родственники подают всем, кто пришёл помянуть усопшего. Благодарность за трапезу выражается не словами, а молитвами о душе усопшего. Годовщина со дня смерти, день рождения, именины День смерти христианина есть день рождения его для новой лучшей жизни. Вот почему мы празднуем память наших братий по истечении года со дня их кончины. Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин день памяти святого, имя которого они носили.
Трапеза в эти дни устраивается для самых родных и близких усопшего, кто хорошо знал и любил его. Оставшиеся блюда поминальной трапезы принято раздавать соседям и знакомым, которые не были на поминках. Благочестивым обычаем является пожертвование продуктов на панихидный стол в храме. В этом случае к приношению следует прикрепить записку с именем усопшего и надписью «о упокоении». Сервировка поминального стола Место, где соберутся близкие покойного, значения не имеет. Это может быть трапезная храма, кафе, дом покойного. Если для поминальной трапезы выбран дом покойного, а саму трапезу будут готовить члены семьи и близкие усопшего, то все приготовления необходимо закончить до отпевания, чтобы все могли помолиться на службе и принять участие в погребении. В сервировке поминального стола должна соблюдаться сдержанность. Поминки — это скорбное и траурное событие, поэтому скатерть должна быть однотонной, неяркой, без орнаментов и цветных акцентов. Ничто не должно отвлекать от молитвы и воспоминаний об усопшем.
Посуда и столовые приборы используются те же, что и в повседневной трапезе. Никаких праздничных приборов на стол не ставят. Простой и строгий стол требует простых и питательных блюд, которые помогут подкрепить силы скорбящих. Традиционные поминальные блюда Продукты для поминального стола тщательно отбираются. Они должны быть свежими и качественными. В этом выражается любовь близких к покойному, так как все поминальные блюда — это милостыня, подаваемая о упокоении его души. Приготовление блюд должно быть необременительным, особенно при самостоятельном приготовлении трапезы. Поэтому выбирайте простые привычные рецепты. В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние.
Кутья Кутья — это блюдо, сваренное из цельных зёрен пшеницы или риса, приправленное сахаром либо мёдом, иногда смешанное с изюмом, черносливом или яблоками.
Там они прибираются, уносят мусор, поджигают лампадку. Будет не лишним, если родственники пригласят батюшку к могиле, чтобы тот провел специальную службу. Если такая возможность отсутствует, достаточно самому помолиться.
Священники не разрешают на погост приносить спиртные напитки и распивать их. Разрешается принести еду конфеты, любимую пищу умершего. В этот период душе выносят приговор о будущем странствии. В этот день близкие приходят на могилу, молятся, прощаются с усопшим.
Туда же приносят четное число цветов и свечу.
Поминки: зачем русские едят на кладбище
Кутья и дальше использовалась во время похорон, на 9-й, 40-й день смерти, а также через год после печального события. Зачем на поминках готовят кутью? Поминальное блюдо на похороны «Кутья». В этой статье мы рассмотрим, что именно символизирует кутья на похоронах, и какой научный подход может помочь нам лучше понять его значение. Компания «» обладает мощной инфраструктурой, что позволяет нам проводить до 20 траурных церемоний в день без каких-либо задержек или опозданий, строго следуя установленному графику.