Религия народов России Виды религий России Россия — светское государство, но население страны имеет конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания. Карта религий России по субъектам. Карта РФ С народами и религии. Главная» Новости» Религии народов россии на 2023 год.
Религиозная карта регионов России. Статистика и краткие замечания.
Пучкова, в самой столице картина более пестрая, потому что именно в Москву стремятся миссионеры.
Весной готовые вышитые фрагменты карты вернулись в Чувашию, затем мастерицы местной фабрики «Паха тере» соединили их в единое полотно. Геннадий Семигин отметил, что инициатива Чувашии по созданию «Вышитой карты России» тронула всех до глубины души. Думаю, что это только начало. Будем развивать эту традицию и идею в разном плане», — сказал он. Он также добавил, что сила и богатство России — в многонациональном народе, многообразии культур и языков, религий, традиций и обычаев.
Граждане сами решают, во что им верить и какие храмы посещать. Верующие соблюдают права и свободы друг друга, не посягая на чужие религиозные традиции. При рассмотрении религий, которые преобладают на территории России, и их духовных ценностей можно сделать вывод, что данные религии несут общие духовные ценности.
Пучкова, в самой столице картина более пестрая, потому что именно в Москву стремятся миссионеры.
России религия карте
- Атлас религий: во что и как верят россияне (инфографика) | Правмир
- Мультимедийная Карта Распространения Основных РЕЛИГИЙ на Земле
- Религия в России — 2050 — Вестник Европы
- Ученые обозначили границы веры | Статьи | Известия
- Составлена карта религий Подмосковья // — Глобальный еврейский онлайн центр
Традиционные религии России
Важную роль играют национальные религии иудаизм и традиционные верования шаманизм, родовые культы. Религия от лат. На его территории сохранился Суздальский кремль, ансамбли пяти монастырей, церкви. В суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре в родовой усыпальнице покоится прах руководителя народного ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов, — Дмитрия Пожарского.
Трудно сказать, какое будущее ждет эти, пока совсем небольшие национальные церкви, но они совершенно точно будут протестантскими. Если православие для коренных народов России выглядит «русской верой», то протестантизм по своим культурным формам оказывается безусловно западным и более конкретно — американским. В том и в другом случае собственно веру оказывается трудно отделить от культуры, а порой и от политики.
Сейчас, конечно, такое афишировать не принято, но это не значит, что эти настроения исчезли и никогда больше не проявятся. В случае разворота государственной политики и общественного интереса к западным ценностям следует ожидать и массового интереса к западным конфессиям, прежде всего протестантским католицизм в России немногочислен и скорее востребован интеллигенцией с соответствующими этническими корнями или культурными привязанностями. При этом русские католики и протестанты совершенно лишены той рыхлости и неопределенности, которая свойственна православию больших соборов: они обычно точно знают, по какой причине выбрали свою конфессию и что отличает ее от прочих.
Нередки среди них и антиправославные настроения: они предъявляют «господствующему вероисповеданию» счет за все, что происходит в стране дурного, зачастую прямо по его благословению. По-видимому, в России 2050 года мы увидим регионы, где протестантов будет больше, чем православных, и этого никто не будет скрывать. Впрочем, будет и не слишком многочисленное обратное течение разочаровавшихся в протестантизме и возвращающихся к вере предков, как это уже было в девяностые.
Поверх и помимо конфессий В отличие от атомизированных девяностых, сегодняшнее российское общество эффективно выстраивает горизонтальные связи и размывает формальные границы. Кроме того, за прошедшие десятилетия многие верующие с удивлением открыли, что у них порой намного больше общего с единомышленниками из других конфессий, чем со своими формальными единоверцами. К примеру, православные креационисты при всей своей нелюбви к Америке охотно пользуются аргументацией американских фундаменталистов-протестантов, и так во многих частных вопросах.
Стоит полагать, что к середине века межконфессиональные границы будут значить куда меньше, чем сегодня. Можно сравнить их с государственными границами в нынешнем мире: нет, они никуда не делись, но они становятся все более проницаемыми хотя возможны краткие периоды карантинов , любые серьезные бизнесы или культурные процессы трансграничны. Уже сейчас мы видим немало интересных проектов, особенно в области благотворительности и просветительства, в которых христиане разных конфессий, да и не только христиане, сотрудничают ради общей цели, их явно будет становиться все больше.
Я не вижу большого будущего у официального экуменизма: так недавняя встреча римского папы и московского патриарха скорее удовлетворила пиар-амбиции последнего, нежели решила хоть одну реальную проблему. Но низовой экуменизм, то есть опыт совместной молитвы и совместного действия, будет процветать, к негодованию реконструкторов они любят чистые, беспримесные традиции , причем он постепенно будет вовлекать и представителей иных религий, прежде всего авраамических: иудаизма и ислама. Интеллектуальное пространство становится все больше похожим на супермаркет, в котором потребитель выбирает себе идеи и практики в соответствии со своими вкусами и не заботится о том, насколько они совместимы друг с другом.
Интересный пример — йога. Ее появление в нашем обществе в конце прошлого века было теснейшим образом связано с индуизмом, вопрос о возможности для практикующего христианина посещать курсы йоги выглядел полной нелепостью, причем такое отношение было характерно как для христианских проповедников, так и для самих йогов. Сегодня занятия йогой воспринимаются большинством но не всеми как полезные телесные упражнения, в отрыве от конкретной религии и философии.
Мне довелось услышать о том, как практикующий йог получил приглашение провести семинар для… монахов в православном монастыре с условием, что он не будет упоминать слово «йога». Он отказался принять такое условие, семинар не состоялся, но сама идея показательна. Полумесяц при солнечном свете Кстати, об исламе.
Сегодня неисламской частью нашего общества он обычно воспринимается как что-то малопонятное и потенциально опасное, связанное с отсталостью, фанатизмом, угнетением женщин. Мало кто задумывается, что ислам не менее разнообразен, чем христианство или иудаизм, и что его радикальные, экстремистские формы — тоже разновидность религиозного реконструкторства. В ближайшие десятилетия российский ислам во всем своем многообразии будет выходить из тени и одновременно будет находить разные формы и способы своего существования в современном мире.
Этому будут способствовать два процесса, один из которых уже вовсю идет, а второй отложен на пару десятилетий. Первый — это окончательный распад традиционных обществ в республиках Северного Кавказа, связанный с глобализацией и информационной революцией. Радикальный ислам, кстати — это один из возможных ответов на вопрос «как теперь жить, когда молодежь уже не слушает старших».
Но он далеко не единственный, и мы, вероятно, увидим в ближайшее время разные иные версии встраивания традиционных исламских ценностей в современный мир. Разнообразию будет способствовать и принципиальная антиклерикальность ислама: в нем нет, как в старых христианских конфессиях, особо рукоположенного священства, ведь мулла как, кстати, и раввин — это не священный сан, а скорее функция, которую может исполнять любой сведущий мужчина. Один из прогнозов, которые можно услышать, или, вернее, одна из страшилок — доминирующее исламское население в крупных городах России к середине века, ислам как первенствующая религия.
В общем и целом, это прогноз реалистичный, но его реализация зависит прежде всего от миграционной политики государства, от привлекательности российского рынка труда для выходцев из Средней Азии. Но надо понимать, что даже в случае реализации этого прогноза ислам этих людей не будет точной копией ислама постсоветских жителей нынешних аулов и кишлаков, он явно претерпит свои изменения, хотя трудно сейчас предсказать, какие именно. Второй процесс нам только предстоит увидеть, когда вырастут, получат образование и сделают достойную карьеру дети нынешних дворников и консьержек в больших городах.
Тогда они со всей неизбежностью предъявят нашим детям претензии: почему наших родителей так жестоко эксплуатировали, почему в нас с раннего детства видели людей второго сорта? У нынешних дворников и консьержей нет ресурсов, чтобы во весь голос задать эти вопросы, но у их детей они появятся. В США главным признаком, отличающим потомков рабов от потомков рабовладельцев, стал цвет кожи, в нашем случае признаком «наследственной угнетенности» станет, скорее всего, исламское вероисповедание.
Насколько убедительно удастся ответить на эти вопросы нашим детям, зависит во многом от того, как будем взаимодействовать с исламскими общинами и как будем их описывать мы сегодня. Сексуальность, семейность, психология В завершение поговорим немного о тех смысловых вызовах, которые стоят сегодня перед «думающими верующими» всех религий и конфессий в нашей стране. Их много, но я бы выделил три из них, перечисленные в подзаголовке, причем именно в таком порядке.
Сексуальность — мощная сила, неудивительно, что религии стараются ввести ее в некоторое русло и поставить под контроль, иногда мелочный, придирчивый и жестокий. В притчу вошел образ молодого иеромонаха, допрашивающего на исповеди замужних женщин о подробностях супружеского секса, но в реальности такие пылкие юноши уже почти не встречаются в девяностые они были нередки. Однако проблема не ограничивается подобными перегибами.
С точки зрения традиционных религий, секс допустим между одним мужчиной и одной женщиной, состоящими в законном браке в исламе жен у мужчины может быть до четырех , а все остальное расценивается как тяжкий грех. С точки зрения этих религий, некоторые важнейшие духовные роли и практики допустимы только для мужчин. А вот с точки зрения светского права и современной глобальной морали, взрослые дееспособные люди могут по взаимному непринужденному согласию вступать друг с другом в любые отношения, а мужчины во всем равны с женщинами.
Это противоречие неустранимо. Можно настаивать на истинности древнего Откровения, можно приводить практику жизни в соответствие с новыми нормами, но невозможно делать вид, что они говорят одно и то же.
Еще 235 организаций — христианские, но связаны с различными протестантскими деноминациями, сообщает Интерфакс. По словам П.
Письмо послужило информационным поводом для широкого обсуждения вопросов, связанных со взаимоотношениями церкви и общества [100] [101] [102] [103]. Религиозные объединения в местах лишения свободы[ править править код ] Для окормления лиц, содержащихся в местах лишения свободы в России их около 550 тыс. Согласно данным ФСИН в России по состоянию на 1 января 2011 года в системе ФСИН действовали по официальным данным [104] : 471 православный храм и 466 молитвенных комнат для православных; 40 мечетей и 115 мусульманских молитвенных комнат; 9 буддистских дуганов и 6 молитвенных комнат для буддистов; 3 католических храма и 2 католические молитвенные комнаты; 64 баптистские молитвенные комнаты; 1 иудейская молитвенная комната; 2 молитвенные комнаты для верующих иных исповеданий. Из этих данных видно, что большинство культовых зданий и молитвенных комнат в системе ФСИН в 2011 году было у православных. Межрелигиозные отношения[ править править код ] В 1998 г. Межрелигиозные отношения в России осложняются вооружёнными конфликтами на Северном Кавказе [105]. Существующие в России межнациональные противоречия [106] между славянами и представителями народов, традиционно исповедующих ислам чеченцы , азербайджанцы ,… , осложняются межрелигиозными противоречиями. Ряд муфтиев выразил несогласие с такими высказываниями, отметив, что они подрывают основы межрелигиозного диалога [108].
Ликвидация и запрет деятельности религиозных организаций в постсоветской России[ править править код ] В 1996 году в России возбуждено 11 уголовных дел по статье 239 [109] УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан», в 1997 и 1998 годах — 2 и 5 дел соответственно [110].
Религиозный состав населения России
Помимо этого, нельзя не учитывать, что любая попытка анализа духовного и ценностного измерений жизни людей в условиях современного научного знания является экспериментом. По этой причине, несмотря на то, что при разработке проекта учитывался опыт ведущих мировых исследовательских проектов в области прикладной аксиометрии, — методика исследования и используемая анкета открыты для обсуждения и комментариев экспертным сообществом. Одновременно, ведется работа по наполнению Атласа новыми данным: не только социологическими, но и этнографическими, историческими, культурными. Будем рады любой обратной связи, особеннобудемрадысовместнойработе. Интернет-визуализация проекта АРЕНА использует online карты, включающие быструю и наглядную навигацию по всем разделам исследования. Помимо результатов проведенного опроса, для удобства пользователей АРЕНА предполагает интеграцию баз данных, находящихся в открытом доступе.
Например, включена база данных по численности религиозных организаций Министерство Юстиции РФ , данные переписи населения 2010 г.
Где, например, искать толстовцев или юсмалиан? Пришлось задействовать все возможные личные связи, просить о помощи Московский патриархат.
Корреспондент «КП» поинтересовался у академика: «Были ли сделаны открытия во время работы над картой? Этот район издавна назывался Гуслицами и там исторически всегда было много старообрядцев. А вообще в Московской области 26 старообрядческих общин.
По данным на 1 января 2002 года, из религиозных 1267 организаций Московской области, если не считать столицы, 889 организаций так или иначе связаны с Русской православной церковью.
Уже во времена перестройки маятник качнулся в другую сторону, что стало особенно ясно видно на торжествах в честь тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Исстрадавшийся по единственно верной идеологии, уже разочаровавшийся в парторгах, но все еще глубоко советский человек обратился за поиском такой идеологии к проповедникам, и тут в полной мере сбылись пророческие слова матери Марии Скобцовой о том, что после краха коммунизма проповедовать православие да и любые другие религии, как традиционные, так и новые будут именно большевистскими методами за незнанием никаких иных. В срединном положении маятник оставался совсем недолго, уже к концу 90-х ясно наметился курс на сближение церкви с государством и на клерикализацию общественного пространства. Некоторые называют это «духовным возрождением», но сегодня все чаще мы оказываемся свидетелями утраты доверия общества к традиционным религиозным структурам что не означает утраты интереса к обсуждаемым ими вопросам, но об этом ниже. Если говорить об РПЦ МП, то былой «победный натиск» на общественное пространство явно ослабевает: Исаакиевский собор остался в собственности государства, так и не введены, вопреки ясно выраженному совету патриарха, уроки религии в школе, помимо четвертого класса, и это только отдельные примеры. Внутрицерковная статистика нам принципиально недоступна, но, по косвенным данным, снижаются и пожертвования причем быстрее, чем падают реальные доходы населения , и приток абитуриентов в семинарии. Церковные структуры, еще десять лет назад планировавшие широкую компанию по «воцерковлению общества», явно переходят к обороне в надежде сохранить завоеванные позиции, только вряд ли им удастся сделать это.
Социологические опросы показывали последние годы медленное, но неуклонное снижение доли тех, кто считает себя православным, но дело даже не в количестве. В годы перестройки стремительно входила в интеллектуальную моду религиозность, сегодня, пусть и не так стремительно, в неё входят антиклерикализм непризнание за церковными структурами неких особых прав и атеизм отрицание любой религиозности , причем зачастую довольно крайнего толка. Уже становятся общим местом рассуждения о том, что Россия по меньшей мере «приняла не ту религию», или о том, что любая религия несовместима с современностью, рациональным мышлением и прогрессом. Официальная пропаганда твердит о «духовных ценностях» и «генетических кодах» как же она любит генетику! По-видимому, они станут через какое-то время доминирующими, маятник качнется в противоположную сторону. Можно ли надеяться, что его колебания затухают и в обозримом будущем мы увидим достаточно взвешенное и спокойное отношение общества к вопросам религии и подлинную терпимость, при которой ничто никому не навязывается и никто не дискриминируется? Ответ на этот вопрос зависит от других, более частных вопросов, которые мы разберем дальше. Замечу пока только одно: «оправдание религии», по-видимому, может быть построено не на вульгарной риторике «генетического кода», а на описании ее роли в становлении, с одной стороны, национальной культуры, а с другой — тех глобальных ценностей, которые критики религии считают наивысшими достижениями человечества.
Например, в ответ на тезис о том, что христианство насаждает рабский менталитет, можно напомнить, что рабство возникло задолго до христианства, а вот его отмена произошла именно в христианских странах и именно по христианским принципам. Иными словами, если вынуть религию из современной культуры, не будет понятно, на чем вообще она может быть основана и почему нам, собственно, нельзя убивать неприятных людей — история XX века дала немало примеров тому, как это происходило в реальности. Если клерикализм и атеизм — две крайности, то между ними располагаются разные промежуточные идеологические конструкты и формы общественного устройства. Они не обязательно выстроены на прямой линии от одной крайности к другой, смена настроений не обязательно означает продвижение к одной из этих крайностей. Полагаю, что традиционная бытовая религиозность в ближайшие десятилетия в России будет сокращать поле своего влияния хотя в отдельных группах может, напротив, усиливаться именно как реакция на повальное «отступничество». Но это совсем не значит, что общество в целом обречено на повальный атеизм, к тому же советского образца. По-видимому, будут возникать и распространяться иные формы религиозности, нетрадиционные и связанные в большей степени с культурной идентичностью и личной философией, нежели с обрядовыми практиками. Но прежде, чем поговорить об этом, нужно хотя бы вкратце обсудить самую очевидную российскую проблему: сращивание государства и церкви.
Избавление от сергианства Сергианством в узком смысле называлась политика митрополита и затем патриарха Сергия Страгородского, который уже в конце 1920-х годов выбрал ради сохранения православных церковных структур путь радикальных компромиссов с советской властью. Об этой политике было сказано достаточно, оценки ей были даны, притом разные, и в девяностые годы казалось, что это вопрос давнего прошлого, а в новой, демократической России ничего подобного сергианству не появится и появиться не может. Однако сегодня мы видим особенно отчетливо в Беларуси , по сути, продолжение той же линии: РПЦ ни в коем случае не спорит с государством и поддерживает все, что только может поддержать. Сотрудничество с государством граничит уже со слиянием, притом понятно, кто играет в этой паре ведущую роль. Как ни странно, но за таким сергианством я не вижу большого будущего вне зависимости от того, как будет выглядеть политическая история страны в ближайшие пару десятилетий. Государству оно нужно в гораздо меньшей степени, чем сто лет назад: нынешнее общество гораздо менее патриархально, а каналов для пропаганды неизмеримо больше. А для РПЦ это сотрудничество чем дальше, тем более будет затратно с репутационной точки зрения, и это уже начинают понимать многие церковные функционеры. Другое дело, что церковные функционеры слабо представляют себе, как можно от столь тесного сотрудничества отказаться.
По-видимому, дистанция будет медленно увеличиваться скорее по инициативе государства мы сейчас даже не учитываем его возможную трансформацию и это уже происходит: возникает новый гражданский культ Победы, который может пользоваться православными формами, но не более того. Характерно, что Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата в информационном пространстве постепенно занимает то место, которое еще несколько лет занимал пасхальный Благодатный огонь из Иерусалима. Это связано, конечно, и с нарастающим разрывом между русским и греческим православием, который при сохранении нынешних тенденций кажется непреодолимым. Проект «русского мира» от Одессы до Бишкека, некогда бывший любимой темой патриарха Кирилла, судя по всему, сдан в архив, и в ближайшей перспективе руководство РПЦ видит ее скорее хранительницей «традиционных ценностей», и, если можно так сказать, «государствообразующей церковью» а для этого русское православие должно заявить о своей полной самодостаточности и перестать оглядываться на греческие образцы. Но у государства явно нет серьезной потребности в такой структуре, и трудно себе представить сценарий, при котором она появится, так что и руководству РПЦ, каким бы оно ни было, придется искать новые способы объяснять обществу свою значимость и необходимость. Попытки создания самостоятельных политических партий с христианской составляющей, по образцу Германии, не привели к сколь-нибудь заметному результату в девяностые РХДД под руководством В. Аксючица , вряд ли они будут заново предприняты в обозримом будущем. Это, разумеется, никак не исключает возможности участия христиан в разных политических партиях и движениях: политику, основанную на христианских ценностях, можно проводить и без особой вывески.
Реконструкторы и деконструкторы Проект «религиозного возрождения» был открыт в поздние восьмидесятые и продолжался, по моим оценкам, до 2012-14 гг. Это возрождение разные его участники представляли себе по-разному, но, в общем и целом, проект был реконструкторским. Люди, выросшие в модернистской советской среде, пытались восстановить среду досоветскую, традиционную, архаичную. Как именно ее конструировать, мнения расходились, но в любом случае она конструировалась по книгам и собственным фантазиям: одни строили ее по «Домострою» и преданиям старцев, другие — по эмигрантскому «Парижскому богословию» и опыту общинной жизни о. Отдельная группа — старообрядцы из интеллигенции, пришедшие в эту церковь в поисках подлинно русской и независимой от государства православной традиции. Церковь Святой Троицы. Остров Кинг Джордж. Антарктика 2020.
Фото: Григорий Ярошенко Многие нашли, чего искали. Но стало ясно, что такая реконструкция требует огромных усилий и не воспроизводит себя сама: дети, выросшие в реконструкторских семьях, редко пытаются воспроизводить эти модели в собственной жизни. К тому же оказалось, что реконструкторство лишено механизмов сдерживания агрессии и неадеквата: поднимается волна историй о насилии в монастырях и церковных приютах, и можно быть уверенным, что мы их еще услышим много.
Официальная же численность намного меньше. Коренные жители Сибири и Дальнего Востока кроме православия придерживаются и традиционных верований. Их называют язычеством или народным православием.
Некоторые народы Сибири сохранили шаманизм. В России возникают новые движения религиозного характера.
Религии в России
7, сохранений - 4. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Религия в России — совокупность религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации. Иногда проще один раз взглянуть на карту, чем потратить десятки минут на чтение текста и разбор таблиц – Самые лучшие и интересные новости по теме: Карты, распространение религий, религии на развлекательном портале
Атлас религий и национальностей РФ: инфографика
Пучкова, в самой столице картина более пестрая, потому что именно в Москву стремятся миссионеры.
Доступ к карте возможен только через главную страницу портала «Интерфакс-Религия». Для ее использования необходимы последние версии интернет-браузеров, в частности, Internet Explorer 7-й или 8-й версии. Как сообщил в ходе пресс-конференции эксперт-картограф, коммерческий директор проекта «HitRoad» Евгений Филатов, интерфейс карты позволяет «производить любые сортировки» религиозных организаций по нескольким типам, к примеру, карту только православных монастырей или только мусульманских учебных заведений.
Таким образом, интерактивная карта позволяет построить оптимальный автомобильный маршрут до любого из храмов. В перспективе возможна интеграция карты в персональные навигационные устройства.
Карта из атласа Андриса Алгемайнера. При печати атласа использовалась хромолитография.
С 1937 г ода уже применялась офсетная печать.
Дмитрий Киселев, заместитель главного редактора медиахолдинга «Вести Подмосковья», руководитель Департамента по коммуникациям медиахолдинга «Регионы России», член Координационного совета при Доме народов России сообщил об особой важности межнационального единения в этот решающий и тревожный для нашей Родины исторический момент. Из Республики Бурятия прибыл настоятель буддийского дацана «Амарлин», лама Баясхалан Бальжинимаев, рассказав о важности ещё большего взаимодействия между традиционными религиями Российской Федерации.
Карта религий россии по субъектам
Карта вероисповеданий Европейской России (1). Издание (для иллюстраций). Ильин А. А. Опыт статистического атласа Российской империи. Современная карта религий России повторяет карту народов. Основные вероисповедания и приверженцы отражены в таблице, которая поможет при подготовке доклада или сообщения по географии для 8 класса. Религии народов России карта крупные религиозные центры. Главная» Новости» Религиозный состав рф 2023 год.
Карта религий россии
Все религии в России равноправны, а исповедующие их люди должны показывать пример взаимного уважения обычаев и традиций. Но все-таки, по всей видимости первая в Сети порайонная карта религий России. Портал "Интерфакс-Религия" и Московский государственный лингвистический университет совместно запускают первую интерактивную карту всех религиозных общин России.
Сети богословия
- Карта религий Российской Федерации
- Религии на территории российской федерации
- Карта религий россии по субъектам
- Религии России
Карта россии с религиями
первая из Национального атласа. Современная карта религий России повторяет карту народов. Член Российской академии естественных наук Павел Пучков составил уникальную карту религий Московской собирал информацию с шестидесятых годов, обращаясь за помощью к традиционным религиям России и используя неформальные связи для получения. Предлагаем Вашему вниманию проект АРЕНА: Атлас Религий и Национальностей Российской Федерации. Основные центры религий России на карте. Современная карта религий России повторяет карту народов. Основные вероисповедания и приверженцы отражены в таблице, которая поможет при подготовке доклада или сообщения по географии для 8 класса.