Оглядываясь на семь прожитых в деревне лет, Женя признает, что в деревенской жизни немало минусов. Идея переезда из мегаполиса в деревню назревала в головах долго и настойчиво.
«Едим мясо раз в месяц»: переехавшая в деревню семья рассказала, как выживает на 5 тысяч
В течение последних лет мигранты переместились в деревню Вырубово Ленинского района Московской области, тем самым став полноценной угрозой для местных жителей. Специально для АЧБД Анна Поваго поговорила с бывшими жителями мегаполисов — энтузиастами, меценатами, сегодняшними людьми «из деревни». Два года назад семья сменила дом и переехала в деревню Ошмянского района, где всего два дома, их и соседский, который находится на достаточном удалении. Услышав рассказ Андрея о новых переселенцах в деревни, трудностях, с которыми они сталкиваются (совсем не только в Псковской области), мы обратились за комментариями к депутату местного законодательного собрания Льву Шлосбергу.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
Между собой нашу деревню мы называем краем земли – настолько контрастен переход из многолюдного города с развитой инфраструктурой в место, где за деревней лес, а дальше горы, горы, горы и парочка аулов. Мегаполисы растут, деревни пустеют, и связь между ними постепенно утрачивается. Движение "из города в деревню" и рост экопоселений в России это не просто мода на здоровый образ жизни. После того, как в деревне прошли первые соревнования памяти погибшего на СВО, награжденного орденом Мужества земляка Евгения Петрова. Я не верю, что деревню можно спасти без участия государства, по крайней мере, организовать для переселенцев рабочие места.
«Цель — чтобы люди могли посмотреть то, что у нас есть на Родине»
- Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне - Новости
- Назад в деревню!
- Как я переехала в деревню, научилась топить печь и доить козу
- «Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела
- "Увидела этот дом и заплакала"
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
Его соседи разъехались после того, как колхозы объединились, фермы закрылись и люди остались без работы. С возрастом жить вдали от цивилизации мужчине становится все сложнее. Но, к счастью, Нурулле помогают его друзья из Кукмора, которым он сам когда-то помогал. Например, его друг Рафинад привозит еду каждую неделю по списку, который дает ему Нурулла.
В ту ночь был сильный ветер, я был в отчаянии, но я увидел домик, в котором горел свет. Так мы с ним и познакомились, теперь мы друзья», — рассказал Рафинад Хузин. Единственный житель деревни сам обеспечивает себя всем необходимым.
В грядках растет все, от морковки-картошки до цветов. Много цветов, овощей стараемся выращивать ровно столько, сколько нужно, плюс маленький запас. За три-четыре года, путем последовательных приближений определилось их количество. В целом огород — этакий симбиоз нескольких природосообразных систем с хрестоматийной. Недавно у нас появилась интересная теплица. Она сильно помогает весной — выращивание рассады перестало быть мучительным процессом, и осенью. Помидоры, сладкий перец, некоторые теплолюбивые овощи и травки растим в ней. Сад подрастает, это не конкретное место, а разбросанные по участку деревья. В основном это яблони, орехи, ягодные кустарники. Сажаем не только плодовые, есть и клены, дубы, сосны, можжевельники, рябины, береза.
Ребенок ходит в школу в соседнем селе. Вместе с деревенскими ребятишками ее возит школьный автобус собирающий малышню по окрестностям. После уроков таким же образом назад. Первые годы приходилось заниматься сугубо практическими вещами — стройка, обустройство пространства вокруг. Хотелось сделать чрезвычайно много. Прошло время, изменились мы снаружи, изменились внутри. Свои запросы по обустройству сократили до минимума — надоела дурная тяжелая работа. Все больше времени стараемся посвящать творчеству, его сторонам интересным для нас. Наташа, как только приехали в Пермский край, получила второе образование по специальности «Декоративно-прикладное искусство». Она рисует, делает картины и украшения из цветной шерсти, ведет кружок ИЗО в соседнем селе.
Некоторое время назад у нас появилась отапливаемая мастерская. Самодельный токарный станок по дереву позволил заниматься не только утилитарной деревообработкой, но и декоративными вещицами. Немного занимался радиолюбительством. Последнее время у нас появилось общее увлечение — декоративное стекло. Это и витраж, и фьюзинг, и стеклодувное дело. Здесь теперь в основном и сосредоточены наши стремления в этом смысле. Заключение Трудно сказать — «В деревне лучше, чем в городе! Для того чтобы это было так, требуются довольно много совпадающих обстоятельств — особенный, направленный внутрь, склад ума, семья, имеющая общие вкусы, интересы, пусть очень маленький, но постоянный доход жить в деревне не дорого, мы сдаем маленькую квартиру в городе.
На своей странице в социальной сети Наталья продает: одно перепелиное яйцо за 4 рубля; тушку перепела за 500 рублей; козленока за 2000 рублей; петушка за 500 рублей. Наталья любит животных. Вместе с ней в доме еще живут два кота и две кошки. За скотиной она ухаживает с удовольствием. Ей нравится то, что она сейчас делает. По словам женщины, сейчас она живет свободной жизнью. Я люблю приходить к животным, они ласкаются со мной, проявляют свою любовь. О переезде обратно в город Наталья не думает. Ей очень нравится деревенская жизнь. Помимо разведения перепелов, в планах у женщины разводить клубнику для продажи и готовка домашнего сыра.
Эта деревенька на берегу Щары в Липичанской пуще постепенно вымирала, пока к родным корням не вернулась наша героиня. Во время коронавируса Вероника Сурмач оставила Минск и приехала в Лупачи, чтобы восстановить хату дедушки и бабушки. Ее семья стала третьей в деревне, кто живет здесь круглый год. Мечтает собрать всю деревню Мы идем по деревне. Напротив дома Вероники строят огромную беседку. В семье она младшая внучка, но лучше всех знает историю Лупачей и стремится ее сохранить. Раньше эти деревни жили обособлено, женились и выходили замуж за жителей соседних сел. Женщина рассказывает, что в деревню начали заезжать люди, которые тут раньше жили. Они удивлялись, что в Лупачах еще есть живая душа, и охотно делились с Вероникой семейными историями. А потом начали безвозмездно отдавать ей документы на дома. Люди верят, что Вероника сохранит родное местечко. Сейчас у нее документы на восемь домов. Одной из проблем Лупачей остается электричество. На всю деревню дают пять киловатт, а этого катастрофически не хватает. Нет здесь стабильной сотовой связи, потому что вышки далеко. Но, может, это и преимущество для гостей — полное погружение в природу без гаджетов.
Новости из деревни
Несмотря на то, что хозяйство Йорга «более демократично» — в Давыдкове запрещают мат, пьянство и блуд, а швейцарец к этому более лоялен, — тут все по расписанию. В семь часов — завтрак, в одиннадцать — чаепитие, в час — обед, в пять — чай, в семь — ужин. А меж тем много разной работы: и стройка идет, и лес валится на дрова, и полоть надо, и косить сено, и варить сыр — здесь есть место более чем для сорока разных профессий. Сарафанное радио для результата «Этот проект имеет отсроченный результат: не может быть такого, чтобы рассказал и все сразу дружными толпами побежали в деревню. Даже если мы просто показали это место людям и как-то вдохновили, даже если они пока никуда не поехали, все равно это уже результат», — рассказывает исполнительный директор «Ремесла добра». Шестеро подопечных фонда уже начали работать на ферме Йорга Дусса, еще столько же задумались, не поменять ли им место жительства на деревню. Это указывает на отсроченный эффект от поездок и рассказов. Не факт, что это сработает именно на том человеке, которому ты рассказал и показал. Может, он расскажет своему знакомому или приятелю и тот вдохновится, позвонит нам и спросит, как туда попасть», — говорит Дина.
Свозить всех людей в трудной жизненной ситуации посмотреть на сельские хозяйства «Ремесло добра» не может, поэтому записало несколько видеороликов, которые теперь показывает в приютах и хостелах. В фонде также составляют психологические портреты подопечных. Людям предлагается пройти несколько опросов. Понять особенности, иметь представление о том, с кем мы работаем», — объясняет Анишина. К октябрю-ноябрю выйдет полноценное исследование. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы. Поддержите работу АСИ!
Первая трудность, с которой мы столкнулись, — получение земли. Она есть, ее много, но ее не торопятся отдавать просто по причине чиновничьей лени: надо ведь оформлять документы, а чиновникам некогда — у них хватает своих дел. Приходилось обивать пороги, чтобы нам выделили землю, которая положена по закону. Чтобы что-то сделать в чистом поле, нужно много денег Дальше начались финансовые трудности — чтобы что-то сделать в чистом поле, нужно много денег. Еще одна трудность — нехватка рабочих рук.
И физически тяжело, и по времени мы едва успевали. Но если готовишься к этой жизни, ожидаешь ее — это совсем другое переживание, чем когда она внезапно тебе на голову свалилась. К тому же мы пока не в Царствии Небесном. В обычной жизни без преодоления препятствий никак не обойтись. С момента возникновения замысла до момента переезда прошло два года.
Год мы оформляли землю, год строились. Продали трехэтажный коттедж в пригороде Челябинска и все деньги полностью вложили в строительство. Нам не хватило. Я размахнулся слишком широко, и в нулевом цикле мы сделали очень много, закончить смогли не всё. Нам пришлось на первом этапе привлекать дополнительных людей, скотину покупать перед переездом, чтобы к началу жизни в деревне уже появился какой-то финансовый ручеек.
Корову не просто так называют «кормилицей». Корова позволяет кормить семью, производить минимальные оплаты — за бензин, за электричество. Поэтому без скотины нам было нельзя. В какой-то момент мы дошли до нижней точки финансового кризиса, оттолкнулись от нее и сейчас потихоньку поднимаемся вверх. Заказали сыроварню, будем ставить под нее помещение.
У нас три дойных коровы, следующим летом будет уже пять — коровы ведь размножаются. Мы дошли до нижней точки финансового кризиса, оттолкнулись от нее и потихоньку поднимаемся вверх За городом выжить гораздо проще. Можно скотину держать, на огороде что-то интересное выращивать, в лес ходить, собирательством заниматься, делать заготовки. Всё это востребовано, всё продается. Если есть желание, силы, не лень, прокормиться можно.
Дело не столько в доходе, сколько в потребностях. Сейчас потребности человека искусственно раздуты. У каждого в гардеробе одежды — на три жизни хватит, и продуктов в холодильнике столько, что выбрасывать приходится. По две-три машины на семью. Если стремиться не к увеличению доходов, а к уменьшению потребностей, у человека остается гораздо больше времени собственно для жизни.
Мы сейчас чувствуем себя ничуть не хуже, не ущербней, а намного лучше, чем в городе. Екатерина Олеговна: — Нельзя воспринимать деревню как навоз, грязь, немытые руки и ноги. У меня каждый день спа-процедуры: я мою руки и ноги в чистейшей молочной сыворотке. В городе вы такую роскошь даже за больше деньги вряд ли найдете. Руки у меня сейчас более ухоженные, чем в мою бытность стоматологом.
Можно ходить босиком по земле, что я очень люблю; потом на пять минут опустить ноги в сыворотку — и они идеальные. Человек сам себе создает условия: можно и в городе развести свинарник, и в деревне можно быть аккуратной. У нас есть горячая вода, канализация, посудомойка, пылесос — все условия. Здесь гораздо более спокойная и благоприятная для здоровья обстановка. Ты не должен каждое утро подскакивать в шесть утра и мчаться на работу, испытывая стресс.
В городе я была начальником.
Единственный житель деревни сам обеспечивает себя всем необходимым. Он колет дрова на зиму, топит печь, ходит на родник за водой, летом выращивает овощи и занимается пчеловодством. В доме у него все обустроено, есть телевизор, телефон и интернет. Я очень им благодарен», — делится Нурулла Гайфутдинов. Жена Нуруллы звонит ему каждый день, беспокоясь о его здоровье. А за продовольствие она не переживает, так как все продукты заготавливаются заранее, чтобы ему хватило на всю зиму. Говорит, что, пока есть силы и позволяет здоровье, будет жить в деревне, потому что там воздух свежий», — объяснила его жена Роза Гайфутдинова.
Как и многие, сначала мы посмеялись обещаниям долгого кризиса, но картошку посадили. Карантин отрезал путь к поставщику запчастей для телефонов. Делать нечего — остановили аренду и ушли на каникулы. Но, оказалось, в деревне хорошо развит бартерный обмен товарами и услугами. Почти у каждого дома — свой семейный бизнес. Есть здесь домашняя сыроварня, мыловарня, пасека, гончарная мастерская, живут в нашем хуторе швеи, пряхи и даже профессиональные музыканты.
Можно починить кому-то телефон в обмен на килограмм свежего козьего сыра или баночку меда. Можно обмениваться одеждой, давать в прокат технику и инструменты. Фото: Фото: из личного архива Ассортимент товаров и услуг большой — пригождаются буквально все навыки и умения. Я как-то написала рекламку за баночку натурального скраба для тела. Расценки условные — скорее, мы дарим друг другу подарки, чем торгуемся: и приятно, и с пользой. Иногда кажется, что деньги вообще не нужны, если бы не строительство дома — доски по бартеру не дают почему-то.
Мы вместе готовим сценарии праздников, помогаем друг другу на субботниках. Родители по очереди проводят занятия для всех детей — так мы получили кучу бесплатных и популярных кружков и секций: рисование, йога, ткачество, английский язык, футбол. Фактически мы живем в хуторе мастеров. И сами этими мастерами являемся. Фото: Фото: из личного архива Все больше жителей больших городов проявляют интерес к переезду на землю. И на этом хуторяне тоже стараются зарабатывать.
Проводят туры выходного дня, организовывают фестивали, детские лагеря.
Ни туалета, ни перспектив: нужно ли спасать российскую деревню
Деревня Зехнова входит в ассоциацию самых красивых деревень и городков России. Корреспондент АСИ отправился в поездку вместе с фондом и подопечными «Дома друзей», чтобы понять, как все-таки выбрать деревню на жительство. Кроме того, на улицах деревни после многолетней пустоты можно снова увидеть гусей и куриц. Оглядываясь на семь прожитых в деревне лет, Женя признает, что в деревенской жизни немало минусов.
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
В 2012 году она вернулась вместе с мужем в Чебоксары. Женщина устроилась продавцом в магазин и проработала там пять лет. Платили ей порядка 18-20 тысяч рублей. Наталья устала от жизни в городе и решила вернуться обратно в родительский дом. К тому же, все мое время уходило на работу и из-за этого не было никакой личной жизни. Я начала чувствовать себя роботом. В выходные дни я отсыпалась. Мне захотелось вольной, свободной жизни. Муж Натальи остался жить и работать в Чебоксарах.
У них там есть квартира, куда она периодически приезжает.
Но лично мне так не кажется. А я считаю, что безопасность начинается с неравнодушия. Мы можем оставить дверь и ворота открытыми и никто не залезет, не возьмет ничего. Здесь соседи тщательно контролируют не только свою территорию, но и все, что находится в поле зрения. Комар не проскочит! Мария ЗоринаИсточник: Migration Воровство жестко карается общественным мнением.
Поэтому местные не рискуют. Если что-то и случается, то это что-то исключительно на бытовом уровне, правда, за эти пару лет, что мы здесь, мы пока не слышали ни одного «громкого дела». К тому же мы наездились на работу в Москве, и ежедневных 3-4 часов жизни в дороге хватило, чтобы осознать, что нам нужно. Поэтому мы думаем о том, как заработать в деревне. На таких, как мы, смотрят слегка подозрительно: сумасшедшие же. Но варианты развития есть. Особенно для жителя с городским менталитетом и опытом.
Удаленную работу тоже никто не отменял — с интернетом тут все в порядке. Заодно, если не заниматься самостоятельным выращиванием и производством, можно дать работу местным жителям, которые все равно этим занимаются. Собираем фрукты и ягоды в наших горах, сами варим, придумываем новые рецепты и продаем всем желающим. Так мы собираем средства на мастерскую, где местные дети смогут заниматься творчеством. По-моему, неплохое решение. Мария ЗоринаИсточник: Migration Мы не хотим быть просто потребителями — нам интересно делать лучше то место, где мы живем.
Я бы тут на лыжах и за месяц не добрался. Или волки съели. Наш "уазик", который рыл снег с ревом бизона, услышали издалека.
Пират и Чайка закружились от предвкушения новых запахов, а сам хозяин вышел на крыльцо. Вот он, пенсионер Геннадий Никифоров, - скромный, улыбчивый. Только нос наперекосяк: говорят, в молодости сильно дрался. После того как собаки отлаялись, мы пробрались в горницу. У пенсионера оказалось аж три печи: русская, голландская и длинная, как труба. В двух горел огонь. В русской греются коты, а потом все в саже приходят в постель к Викторычу. Вот он и не топит ее из гигиены. Зато в двух других весело потрескивали головешки.
В "зале" стоял велосипед - как средство коммуникации с внешним миром. Но только в летнее время. Чего тут: до продмага 12 километров. А возле телевизора под елкой коробки с лекарствами. Я грешным делом подумал, что неплохо бы отшельнику поллитровочку прихватить. Он не пьет! У него давление! Я бы принял. Ты услышал меня, Хамзя?
Тут и глухослепонемой услышит. Но я доволен. Встаю рано. Курочки вот в морозы перестали нестись. А барашки нормально холодрыгу переносят. Топлю сразу две печки. Да газ ребята в баллонах привозят. Еда есть. Вот с водой беда.
Из речки черпаю.
Кушкуль г. Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ.
«Кризис заставил». Семья из Москвы выбрала жизнь в деревне и не пожалела
Из мегаполиса – в деревню: я бросила всё и нашла себя | где Калужская область(моя деревня там, кто не знает) и где остров Сахалин. |
Из Деревни в Деревню - YouTube | Недавно интернет облетела новость, что лежачего больного доставили к скорой помощи в ковше трактора "Скорая" просто не смогла пробиться через сугробы и заметенную дорогу. В деревне до наших дней сохранилось около 40 домов. |
Россияне активно переезжают в деревню. Приведет ли это к возрождению села? | Ещё одним толчком к переезду в деревню стала поездка в Крым на мыс Меганом, где семья прожила месяц дикарем в палатке. |
Один в деревне: интервью с барышцем, который не покинул Языковку | Антон признался, решение о переезде в деревню было не из легких, супруга долго сомневалась. |
Жизнь после надежды: репортажи из российской деревни
- Бизнесмен восстанавливает родную деревню в Челябинской области // Новости НТВ
- Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село | Газета «Заря»
- Долгий переезд
- Чистоозерье
- Все больше молодых людей из города возвращаются в родное село | Газета «Заря»
- Чего не хватает для комфортной жизни в селе
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне
Вдали от цивилизации: татарстанец семнадцать лет живет совершенно один в деревне - Новости | Они полюбили деревню, а деревня приняла их. |
Женщина бросила работу в городе и вернулась жить в деревню: “Построю перепелиную мини-ферму” | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Три деревни Тюменской области эвакуируют из-за опасности затопления В российских селах заявили о нехватке медработников в ФАП. |
В некогда цветущей деревне Языковка остался всего один житель. Как он живет?
Россияне массово начнут переезжать в села | Как начиналась деревня данные Народной энциклопедии деревень Юсьвинского района, сайт |
Семья уехала в деревню из двух домов. Чем они там занялись? | Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне. |
Переехали из большого города в деревню и остались там жить — личные истории
Антон признался, решение о переезде в деревню было не из легких, супруга долго сомневалась. Когда Михаил заявил, что переезжает жить в деревню, знакомые покрутили пальцем у виска, мать расплакалась, а отец сурово промолчал. Причин, по которым молодые горожане переезжают в деревню, очень много. Деревья с дачных участков в районе деревни Тарусичи гродненец воровал с 2016 года. По словам супругов, в деревне им нравится, говорят, здесь ритм более размеренный, что дает определенный плюс, особенно когда ты делаешь акцент на воспитании детей. Деревня без прикрас и Огород мечты 2023.
О нас, переезд из города в деревню
Я много раз повторял, что не хочу становиться ни начальником, ни руководителем совхоза. И даже быть собственником всего этого — не моя цель. Всё, что я хочу, — это помочь своей деревне встать на ноги. По возможности я с удовольствием передам, продам, отдам дома и земли в аренду. Это должна быть такая модель, когда будет множество владельцев и множество хозяев. Я считаю, что, когда в деревне будет 20 успешных хозяев, тогда она будет устойчива. И особенно хорошо, если это будут разноплановые хозяйства. Не знаю, удастся ли организовать кооператив, посмотрим... Это ваш бизнес? Сейчас эта сыроварня моя.
Открыли её потому, что молочное животноводство наиболее привычно моим односельчанам. И, создавая сыроварню, я стремился к тому, чтобы им было куда сбывать молоко. Мы сегодня собираем молоко у населения. И сейчас на повестке следующий вопрос, которым мы плотно занимаемся, — сбыт продукции. На этом этапе только я могу быть владельцем. Это сложный процесс. Но я буду счастлив, если со временем, через год-два удастся так выстроить бизнес, что я его продам или сдам в аренду, и владельцем станет кто-то из местных жителей. Это моё искреннее желание. Это немного.
Даже по 10 литров с каждой — это всего лишь 400 литров. Это же не бизнес! Предположим, 20 тысяч. Это не бизнес. В совхозе у нас было 370 дойных коров. Территория нашего совхоза позволяла прокормить их. Значит, к этому поголовью и надо стремиться. Это ближайшие планы. Стоит на берегу озера...
Карта нашей области напоминает карту Финляндии. Там 10 тысяч озер. Красиво — леса, берёзы...
Мы окна открыли, а из них на улицу дым повалил. Чуть не угорели! Дом хоть и был в неплохом состоянии, но явно требовал ремонта. И здесь кстати пришелся строительный опыт главы семьи. Витя с помощью тестя переложил старую печку, разобрал внутренние стены в доме, залил полы бетоном, постелил ламинат, побелил фундамент, провел в дом коммуникации для душа и туалета. Позже купили для обогрева котел, а полтора года назад закончили работу над пристройкой.
За семь лет хозяйство семьи Лях заметно разрослось, и даже по деревенским меркам оно уже немаленькое. Одних только коров у Даши и Вити 14! В хлеву сыто хрюкают упитанные вьетнамские поросята, а из курятника важно выходят несушки пушкинской породы. Были еще и овцы, но держать их оказалось невыгодно. А вот буренки исправно дают столько молока, что не только семье хватает, но и на продажу остается. Сейчас у нас шесть дойных коров, поэтому доход получается в принципе неплохой. Пару лет назад мы и в Минск пробовали свою продукцию возить, но очень быстро от этого отказались. Во-первых, путь далекий, а пока по столице развезешь все заказы, целый день проходит. Во-вторых, много трат на бензин.
Это нерентабельно. Потом начали сдавать молоко на молокозавод. В плане денег это, конечно, еще менее выгодно, но и совершенно незатратно: машина приезжала прямо к дому. Наше дело было надоить молока и остудить его. Больше совершенно никаких забот. Но Воложин, как нам кажется, самый оптимальный вариант, - говорит Даша. Делать творог, масло, сметану и сыры она научилась благодаря интернету. Витя уверяет, что и все их остальные знания, полезные в сельской жизни, - оттуда же. Ведь в деревне, где и соседей-то нет, самому приходится быть и агрономом, и животноводом, и ветврачом.
После появления у нас третьей коровы стало ясно, что вручную доить всех сложно, да и времени много занимает. Купили доильный аппарат, он с шестью буренками за полтора часа легко справляется. Что касается огорода, то за эти годы поняли, что не хотим его делать большим. Выращиваем только для себя огурцы, помидоры, свеклу, морковку, зелень. Самый крупный участок земли отдали под тыкву, потому что она идет зимой на корм коровам, - объясняет Даша и признается: до сих пор не может поверить, что стала хозяйкой десятка буренок. Даша и Витя уверяют, что их такое положение дел более чем устраивает. От недостатка общения не страдают. Во-первых, они друг другу - лучшие собеседники.
Артем: Заработок в деревне — вопрос очень серьезный, поскольку на нашем канале , где мы показываем нашу жизнь в деревне, чуть ли не каждый десятый человек пишет: мол, тоже хотим переехать, но первый вопрос — заработок. Все прекрасно понимают, что Союз развалился, совхозов-колхозов как таковых нет, и многих это останавливает. Наталья: На самом деле заработать в деревне непросто, и если бы я была одна, то не знаю, как бы я это делала. Как говорит Артем, я хороший исполнитель, но не умею организовывать свое производство. Конкурировать с «Пятерочками» и «Магнитами» достаточно сложно Натальяо попытках зарабатывать на сельском хозяйстве Артем: Большинство людей при переезде в деревню почему-то первым делом хотят завести живность и на ней зарабатывать. Они, знаете, как при Советском Союзе ассоциируют: «Говорим — Ленин, подразумеваем — партия», деревня — значит, скотину разводить. На самом деле, на мой взгляд, это ошибка, потому что содержание живности — очень дорогое удовольствие. С каждым годом корма дорожают, сено дорожает, а цены на то же самое мясо, по крайней мере в магазинах, падают. Конечно, кто-то может поспорить со мной на эту тему, это мое личное, субъективное мнение. Но в деревне есть виды заработка, при которых вы будете меньше работать, но больше зарабатывать, и даже если взять опыт людей, которые здесь родились и выросли, то большинство, к сожалению, скотину не держат, держат только для пропитания своей семьи. Большинство занимается каким-то мелким бизнесом: у кого-то — пилорама, у кого-то — тротуарная плитка, и тому подобное. Что касается нас, я очень долго мыкался из угла в угол, на чем зарабатывать, изучал спрос и предложение. В результате мы приобрели фрезерный ЧПУ-станок, который изготавливает всевозможные деревяшки, начиная от, допустим, упаковки и заканчивая иконами в 3D. Спрос на это есть, но не сказать, что большой: на жизнь здесь хватает, мы не жалуемся. У нас были планы зарабатывать на курах, яйце, меде. Начали строительство большого птичника, но впоследствии заморозили, потому что, подержав кур, поняли, что конкурировать с «Пятерочкой» и «Магнитом» достаточно сложно. Корма дорожают — соответственно, от идеи зарабатывать на сельском хозяйстве мы отошли. Артем: Если все-таки кто-то захочет зарабатывать на сельском хозяйстве, то, исходя из нашего опыта, я бы выделил две сферы заработка, которые будут приносить доход: это мед и баранина. Остальное, на наш взгляд, не особо выгодно. Досуг — один из самых популярных вопросов о жизни в деревне, потому что очень многие интересуются досугом. Отвечу так: мы всю свою сознательную жизнь работали в авиации, и в нашей жизни было очень много досуга. Когда были на «эстафетах» — ждали обратного рейса, наотдыхались в своей жизни вдоволь. Если быть объективным, то досуга как такового в деревне нет. Наталья: Здесь важно понимать, что считать досугом, ведь почитать книжку — это тоже досуг, и здесь гораздо больше времени, чтобы этим заняться. Очень много времени и на то, чтобы освоить какое-то хобби, которое, например, вы давно хотели, но у вас не было времени из-за работы. Я, например, не умею ничего делать руками, и здесь я пытаюсь научиться вязать, шить, делать посуду из глины. Это тоже досуг, на мой личный взгляд. Я не понимаю, когда люди говорят: «Вы себя закрыли, похоронили в деревне, там же нет кинотеатров, театров и всего остального». Простите, мы же можем сесть в машину, поехать в город, пойти в кинотеатр, ресторан, кафе. Все ограничено только временем и деньгами. У нас, в принципе, и то, и другое можно найти. И я сомневаюсь, что те, кто живет в городах, каждый день ходят в кафе, кинотеатры и театры. Выбираются, когда есть время и деньги, но так же и мы делаем. Артем: Если учесть, что кинотеатр находится в городе в 40 минутах езды от нас, я думаю, городские жители примерно такое же время тратят в пробках, в метро, чтобы доехать до того же самого досуга. Отношения с соседями — на мой взгляд, самый любопытный вопрос, он достаточно коварный. Когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны Артемоб отношениях с соседями-горожанами Наталья: В городе мы зачастую не знаем, кто живет по соседству, не знаем друг друга. А здесь большая деревня, дома вроде бы друг от друга далеко, но все друг друга знают. Здесь все люди находятся в более тесном контакте, чем в городе. Артем: В нашей деревне у большинства земель статус личного подсобного хозяйства. Сложилось так, что когда Союз развалился, много деревенских уехали жить и работать в город, и в этот же период времени многие городские жители здесь купили либо построили дома. Из-за этого возникают иногда конфликты по поводу той же живности: когда люди приезжают отдыхать, они сталкиваются с тем, что петух или курица начинают орать в пять утра, и очень сильно этим недовольны. Когда начинается сенокос, ты заводишь трактор в четыре-пять утра, и из-за этого тоже начинается недовольство. Объяснять это людям тяжело. Мы стараемся объяснять, что для отдыха есть СНТ садоводческое некоммерческое товарищество , но при этом возникает недопонимание. К счастью, процент таких людей невелик, большинство, наоборот, относятся лояльно и все понимают. Более того, мы держим лошадей, коз, баранов, держали гусей, поросят, и многие родители с детьми приходят к нам как в контактный зоопарк — погладить, посмотреть. С большинством соседей вопросов не возникает. Местные жители, которые в деревне доживают свой век, разделяют нашу точку зрения, что приезжие, городские оказались не в той среде. Наталья: Здесь осталось очень мало коренных деревенских жителей, но когда мы приехали, они приняли нас очень хорошо. Наверное, из-за того, что у меня отсюда бабушка, и половина деревни наши родственники — дальние и не очень. Нам помогали с пчелами, давали советы, прибегали, когда у нас что-то не получалось. Артем тоже, если кто-то где-то застрял, без проблем ехал вытаскивать. Взаимопомощь в деревне очень сильно развита, отношения со всеми хорошие, но возникает недопонимание, когда приезжают городские: им не хватает зелени, они сажают деревья-цветочки даже за пределами своего участка, а мне нужно пройти с козами на выпас, а козы не понимают, что это цветочки, для них все это трава, и они считают, что могут это съесть. У нас по этому поводу было много споров, но сейчас, спустя четыре года, люди все поняли, и когда сажают что-то за пределами своего участка, огораживают это сеткой. Сейчас проблем никаких не возникает ни с кем, очень хорошие отношения со всеми. Артем: Мы с многими дачниками дружим, многие нам оставляют ключи от своих домов, мало ли что случится зимой, чтобы оперативно среагировать. Когда все приезжают весной, первый и единственный вопрос: «Ну, как вы тут? А теперь мы даже не понимаем этого [вопроса], потому что отопление свое — я сколько захотел, столько и сделал, а в городе ты мерзнешь и прибавить не можешь. Если взять наш дом — это двухуровневая квартира, полностью автономная, автоматизированная, все замечательно. Однако у большинства людей это все-таки вызывает непонимание, потому что отсутствие цивилизации, я так понимаю, все-таки давит на мозг людям. Наталья: Мне сложно судить, что думают о нас городские, но, судя по репликам, которые они отпускают в нашу сторону, некоторые считают, что мы себя в деревне похоронили: «Не рано ли вам себя хоронить в деревне? Допустим, мы заработали квартиру в городе, она у нас есть, ее никто не продал. Мы построили дом. Взять нашу младшую дочь — ей уже пять лет, и вы не поверите, мы за нашу Дашку просто радуемся. Ребенок не болеет, нет никаких аллергий, пьет с детства козье молоко, постоянно на свежем воздухе, очень много движения и саморазвивающих игр. Не хочу обидеть городских детей, но когда приезжают дачники, уже видна разница в развитии пятилетнего ребенка городского и нашего. Согласитесь, большинство детей сейчас играют в планшете, смотрят какие-то непонятные мультфильмы в YouTube, а здесь ребенок саморазвивается, и логика у него работает лучше. Наталья: Я бы сказала, что разница не столько в интеллектуальном развитии ребенка, сколько в его самостоятельности. Здесь ребенок более самостоятелен: она знает, что сделать, как сделать, куда пойти, зачем пойти. Она недавно сама ходила в магазин за хлебом, изъявила желание. Сама может покормить коз, кур и прекрасно знает, кого чем кормить, с трех лет. Артем: В конце года обстоятельства сложились так, что жена должна была уехать на неделю в город по делам, взяла с собой Дашу, и наш ребенок долго не понимал, почему она не может открыть дверь и пойти гулять. Наталья: Такой был случай — она оделась и сказала: «Мама, я пошла гулять».
Реалии» Кавказ. Реалии Крым. НЕТ» Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей» Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.
Россияне активно переезжают в деревню. Приведет ли это к возрождению села?
Что такое Мувыр? Деревня Мувыр расположена в Игринском районе Удмуртии, в двух часах езды от столицы региона — Ижевска. Всего несколько лет назад Мувыра не было на карте: в 1960-х деревню признали неперспективной, лишили статуса населенного пункта, жителей расселили по окрестностям, а на месте их домов осталось пустое поле. Когда уроженец Мувыра Александр Корепанов вернулся со службы в армии и увидел, что случилось с его родными местами, он пообещал возродить любимую деревню. Соседи не верили, что это возможно, но Корепанову удалось достичь цели. Первым делом Александр построил дом для своей семьи и перебрался в Мувыр из соседнего населенного пункта. Умение аккумулировать окружающих помогло ему в возрождении деревни.
Постепенно на помощь Корепанову стали приезжать все новые люди, и развитие хозяйства пошло в гору. Мувыр сегодня Так в деревне появилась ферма и цех по переработке молока, была построена часовня и музей. Вместе с помощниками Корепанов восстановил 11 жилых домов, в которых проживает 39 человек — 30 взрослых и 9 детей. Обновленная деревня Мувыр была образована 16 декабря 2009 года — в этот день местные жители ежегодно отмечают День деревни. Сегодня в Мувыре активно развивается агротуризм, кемпинг, отдыхающие могут поплавать в лодках и заняться сапсерфингом. Как добраться до Мувыра?
Ижевск — столица Удмуртской республики и ближайший к Мувыру крупный город. Доехать до деревни из местного аэропорта проще всего на такси. Стоимость поездки составит около 3500 рублей. Более дешевый вариант — автобус «Ижевск — Кез» за 350 рублей, который отправляется с Центрального автовокзала и едет до остановки «Зура». От нее до деревни Мувыр нужно идти 3 км. Кто живет в Мувыре?
Кроме Александра Корепанова и его семьи в деревню Мувыр вернулись ранее расселенные жители, а также переехали люди из соседних деревень.
А те никуда не съезжают, поскольку ситуация у них поменялась. Что по автопрому и покупке там авто? Часто без документов, особенно у молодёжи. Те вообще за 20-30 умудряются купить тачку. В деревне как и прежде процветает воровство, занимаются этим местные бомжи, которые только откинулись из тюрьмы и местные менты отправляют их в эту деревню, лишь бы не в город. У нас они воруют и бухают некоторое время, живя в чужих заброшенных домах, потом те же менты их опять ловят и отправляют обратно сидеть. Один из таких к примеру купил с рук обрез без документов и с затёртым номером. Им он бухой похвастался перед бывшей, а та вызвала ментов. Хз зачем ему нужен был обрез с пятью патронами, но уехал он на долго.
Часто люди не работают оффициально, а перебиваются шабашками. Баню построить, огород вспахать. Много у кого свои куры, у некоторых даже коровы.
А в Свердловской области полынь — повсюду». Поиски нового места привели в Ленобласть. Здесь дочери стало намного лучше. Анастасия с мужем долго не думали — собрали вещи и переехали.
Анастасия Грозная Деревня ГорчаковоЛенинградская область «Мы хотели купить дом в деревне, но первое время жили в поселке городского типа, снимали жилье, — вспоминает Анастасия. Она-то родилась и выросла в городе, а муж — родом из деревни. Если она и не представляла каких-то тонкостей сельского быта, то он знал об этом все. Пробовали и по деревням ездить, с местными разговаривать. Но часто натыкались на запертые двери и глухие заборы. Нашли в итоге в интернете» Дом требовал ремонта, но Анастасию с мужем пугало другое — весь участок рядом был захвачен борщевиком. Бой с ним продолжается до сих пор, но от былых зарослей осталось процентов десять.
А вообще все решило место. Высокий берег реки, до воды — 50 метров, рядом — лес, кругом — свежий воздух. Так мы всю пандемию здесь и пересидели. Никто в нашем доме ни разу не заболел» Сразу после переезда семья завела пару коз, после чего хозяйство только расширялось. Стала больше и сама семья. Пока шел ремонт, на свет появился четвертый ребенок, а через некоторое время — и пятый. Тимирязева и президента Ассоциации «Самые красивые деревни и городки России» Александра Мерзлова, большинство уехавших можно разделить на три категории: идейные люди, поклонники эстетики и прагматики.
Они хотят быть частью всего этого. Поклонники эстетики скорее ценят рекреационные потенциалы сельских территорий, близость города, транспортную доступность. Им важно иметь возможность быстро перемещаться между городом и деревней. Прагматики видят в сельских поселениях возможности для бизнеса или просто осознают, что в деревне стоимость жизни значительно ниже». При этом Александр подчеркивает: эти причины чаще всего взаимосвязаны, каждая в той или иной степени влияет на решение переехать в свой домик в деревне. Друзья говорили: «Ты чего, бабка что ли? Ее мечта сбылась — она поступила в один из петербургских университетов.
Хочешь танцевать? Хочешь выпить в баре? Что тебя останавливает? Вокруг — куча людей. Я была голодной до всего этого. Казалось: наконец-то дорвалась, зажила» Лет десять Надежда практически не выезжала из Санкт-Петербурга: «А потом будто что-то перещелкнуло в голове. Стало интересно, а что же сейчас там, за городом?
Как там живут люди? Начала публиковать в соцсетях фотографии с коровами, сельскими домиками и огородами — скорее шутки ради. Бабка, что ли? К земле тянет? И народ стал подписываться. Тема пошла» Несколько лет назад Надежда переехала жить за город. К тому моменту она четко понимала: это именно то, что ей нужно.
При этом дважды ей удалось организовать флешмоб по уборке леса рядом с деревней. Говорит, сама предположить не могла настоящих масштабов бедствия: «Откликнулись многие мои городские друзья, творческие люди, модные ребята, а нам там подгузники пятилетней давности собирать пришлось. Некоторых людей прямо на месте выворачивало. Я думала, во второй раз не то что никто не приедет, а общаться со мной после такого не будут. Но вышло наоборот. Более того, знаю, что после субботников многие пересмотрели свое отношение к мусору». Надежда приглашала преподавателей из города, чтобы проводить мастер-классы для деревенских детей, помогла местным жителям собрать средства для перезапуска существовавшего здесь раньше ягодного производства.
А сама работала в консалтинговой сфере — помогала принимать решения о благоустройстве маленьких городов. Но длилось все это недолго: дом, который Надежде не принадлежал, пришлось оставить, а потом пришел ковид, и работа закончилась. Пришлось возвращаться на работу по найму — Надежда заняла пост директора по развитию образовательного направления в одной из крупнейших IT-компаний России. Но деревни не оставила. Два года назад она приехала на Валдай и поняла: вот оно, ее место. Взяла ипотеку и купила наконец свой собственный дом на берегу озера Боровно в Валдайском национальном парке. Сколько людей живет в деревне По данным Росстата , на начало февраля 2023 года в российских сельских поселениях проживало 36 789 914 человек.
Для сравнения: городское население — 109,6 млн человек. При этом дачники, имеющие постоянную прописку в городе, но фактически живущие за городом, не учитываются. В период пандемии неоднократно появлялись сообщения об увеличении потока людей, покидающих большие города. Тимирязева Александр Мерзлов. Я сам рурбанизировался на фоне ковида и теперь живу в подмосковной деревне под названием Чепчиха». По словам Мерзлова, ковид обнажил множество рисков, связанных с плотностью городского населения, что поспособствовало увеличению потока переселенцев в несколько раз. Если сельские жители исчезнут, большие территории фактически окажутся ничейными.
Это особенно опасно в приграничных районах, а граница у нас очень длинная». Приезжайте, Я построил вам дом Камиль Хайруллин, миллионер и в недавнем прошлом владелец преуспевающей телекоммуникационной компании, вырос в маленькой деревне Султаново в Челябинской области. Получать высшее образование он поехал в Санкт-Петербург, где и остался. Но пять лет назад Камиль решил: нужно помочь родной деревне, иначе она окажется одной из тысяч и тысяч, исчезнувших с карты России. У нас вообще в год умирает по тысяче деревень. Можете себе представить? И я решил: приеду, соберу народ, помогу.
Но оказалось, что желающих участвовать в возрождении не так много, как я надеялся» В Султаново Камиля Хайруллина встретили жители примерно его возраста — около и старше 60 лет. Молодежи и детей практически не было. Все молодые, активные и дееспособные уехали туда на заработки. Я понял: привлечения фермеров со стороны не избежать. И нужны были семьи с детьми. Чтобы деревня была живой, в ней нужно, во-первых, организовать рабочие места, а во-вторых, должны работать детский сад и школа, должно быть поставлено на хороший уровень медицинское обслуживание. А фельдшера было не найти!
Искал долго. Сейчас ездит из райцентра очень профессиональная женщина. Кстати, недавно вышла замуж за нашего односельчанина» Хайруллин решил построить несколько домов для новых жителей деревни, а также создать сыроварню. Он искал многодетные семьи и обращался к ним с одной просьбой: приезжайте и оставайтесь. Дома передавались в руки новых хозяев бесплатно. Я не жду каких-то прибылей. Я потратил немало денег и сил на объявления, но не зря: люди приехали» На сегодняшний день Камиль Хайруллин вложил в родное село более миллиона долларов.
По главной улице Султаново прошел водопровод, но вот с газом все оказалось намного сложнее. Если повезет, проведем через год» В планах еще ремонт школы, создание детской площадки, дороги и множество других дел.
Нурулла Гайфутдинов из деревни Тямле Чишма Кукморского района республики уже 17 лет живет один в деревне. Его соседи разъехались после того, как колхозы объединились, фермы закрылись и люди остались без работы.
С возрастом жить вдали от цивилизации мужчине становится все сложнее. Но, к счастью, Нурулле помогают его друзья из Кукмора, которым он сам когда-то помогал. Например, его друг Рафинад привозит еду каждую неделю по списку, который дает ему Нурулла. В ту ночь был сильный ветер, я был в отчаянии, но я увидел домик, в котором горел свет.
Так мы с ним и познакомились, теперь мы друзья», — рассказал Рафинад Хузин.