Выборы в России – это действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти, предусмотренных Конституцией РФ. В РФ выборы главы государства состоятся 17 марта. Первые выборы президента в России — факты о событии: основные политические силы и кандидаты на пост главы РСФСР, ход голосования, результаты и итоги. Парадокс в том, что выборы в этот период активно проводились: день волеизъявления народа объявлялся не рабочим, на выборных пунктах организовывали ярмарки с дефицитными товарами и концерты, для привлечения электората. В условиях усиливающегося давления на Россию со стороны Запада, постоянных попы-ток вмешательства во внутренние дела, в том числе в выборы с целью дискредитации выборов.
Выборы Президента России: 1991—2018
Первый русский император, кстати, был последним русским царем выбранным земским собором. Следующие выборы состоялись в России только при Александре I. При нем была проведена земская реформа и были созданы выборные органы местной власти - земства. Создание земств решало сразу две задачи: компенсировало потерю власти дворянству и перекладывало решение местных проблем и задач благоустройства на плечи представителей всех сословий. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях России. Упразднены земства были в 1919 году. С 1905 года и до Октябрьской революции их успели провести 4 раза. Право голоса не имели женщины, мужчины моложе 25 лет, учащиеся, преступники, глухонемые, душевнобольные, расточители и лишенные духовного сана за пороки.
Голос одного помещика равнялся трем голосам буржуазии, 15 голосам крестьян, 45 голосам рабочих. Именно тогда жители России впервые увидели, что такое предвыборная кампания. С тех пор эти данные повторяли после всех советских выборов. Первый референдум Первые альтернативные и конкурентные выборы были проведены в 1989 году. Президент тогда избирался на 5 лет, потом по конституции 1993 срок сократили до 4-х лет. Выборы в современной России Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. На федеральном уровне избираются президент России и депутаты нижней палаты парламента Федерального Собрания — Государственной думы.
На региональном уровне избираются законодательные органы субъектов федерации, и проводятся прямые выборы глав регионов. Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы — муниципальные советы, вопрос же о системе выборов глав местных администраций отдан в ведение соответствующих муниципальных образований. Устав муниципального образования может предусматривать один из двух вариантов: как прямые выборы главы муниципального образования, так и выборы главы депутатами представительного органа из своего состава, с последующим замещением должности главы местной администрации на конкурсной контрактной основе. Организацию и проведение выборов осуществляют независимые коллегиальные органы — избирательные комиссии. Выборы Президента России пройдут 18 марта 2018 года. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, глава государства будет избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения.
Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила.
Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить. К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным.
В 2000-е гг. В 2003 году были внедрены комплексы обработки избирательных бюллетеней КОИБ , предназначенные для автоматизированного подсчета голосов избирателей. Для голосования при помощи КОИБ используются бумажные бюллетени, которые сканируются и распознаются прибором, производящим подсчет голосов.
Его применение привело к сокращению времени установления итогов голосования и минимизации влияния человеческого фактора при подсчете голосов. В 2006 году стали применятся комплексы электронного голосования КЭГ. Они были предназначены для проведения электронного голосования, автоматизированного подсчета голосов избирателей, участников референдума, установления итогов голосования и составления протокола участковой комиссии об итогах голосования. Данное электронное устройство активизируется избирателем при помощи одноразовой карты со штрих-кодом. Председатель ЦИК РФ Элла Александровна Памфилова Третий этап развития современной российской избирательной системы начался в 2012 году и продолжается в настоящее время. Медведев предложил «перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов». Была возвращена смешанная избирательная система при выборах депутатов Государственной Думы вместе с 5-процентным избирательным барьером. Были смягчены требования к кандидатам на президентских выборах от непарламентских партий и самовыдвиженцам.
Регионы РФ получали право самостоятельно выбирать вариант избирательной системы при выборах в органы власти субъектов. Единый день голосования с 2016 года проводится в третье воскресенье сентября — в год выборов в Госдуму, а в промежутке между парламентскими кампаниями — во второе воскресенье сентября. Она провела реформы в избирательной системе. В 2017 году на выборах федерального и регионального уровней были отменены открепительные удостоверения.
К выборам на участки привозили свежую выпечку. А кроме неё ещё и дефицитные товары, как бы сказали сейчас, запрещёнку. Опустив бюллетень в урну, можно было купить колбасы или пару бутылок свежего отечественного или даже невиданного доселе импортного пива.
Мотивация советского человека позднего брежневского образца была понятна. А агитация отработала не только методом кнута, но и пряника. Отточенная механика всеобщего одобрения закончилась в 1989 году. Когда состоялись первые свободные выборы в Верховный Совет. Чувство контраста лучше всего передают сюжеты советского телевидения. Если посмотреть друг за другом три отрывка. Первые два — 1937 и 1958 годов — почти идентичны, как будто сняты в один день.
Выборы 1989 года, как считают политтехнологи, стали небывалым проявлением активности гражданского общества. Поэтому агитировать прийти на выборы не было нужды. Люди спорили, искали своих кандидатов и хотели активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В те годы было популярно выражение "ты что, "Огонька" начитался? Он определял судьбу Советского Союза. Быть или не быть СССР — решение находилось в руках народа. Ну так, по крайней мере, убеждали агитационные материалы.
После этого в декабре 1991 года Союз спокойно развалили. Старт новой демократии получился так себе. По сути, изменилась лишь форма мотивации населения — вместо кнута и пряника начались уговоры. А начинка осталась неизменной. Всё решали наверху. Призвать избирателей на выборы в середине 90-х старались разными способами: знаменитостями, роликами, стихами, народными гуляньями и подарками. Из-за обилия различных политтехнологий выборы в Госдуму 1995 года стали напоминать цирк.
Чего стоит одна только Партия любителей пива. Тогда и наступило похмелье после долгого демократического подъёма. На потухшем народном энтузиазме выборы было уже не легализовать.
Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности: — пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения. Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии. Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. В политической практике - это прямое, непосредственное обращение к избирателям для окончательного решения какого-либо законодательного или иного вопроса. Особенно широкое распространение местные референдумы получили в США и Швейцарии. Принятым на референдуме считается то решение, за которое проголосовало большинство участвовавших в нем граждан. Особенности избирательного процесса в России В соответствии с п. Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. Многие позитивные перемены в нашей стране произошли именно потому, что качественное и регулярное проведение выборов становится одним из базисных условий обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации. Вопрос об отношении к выборам является также вопросом об отношении к демократии. Как показывает политическая практика, в условиях политических кризисов, противостояния в обществе выборы являются важнейшим инструментом восстановления гражданского мира. Только они позволяют установить истинную расстановку политических сил, их фактическое, а не декларируемое влияние на общественные процессы. Отступление от этой демократической формулы, пренебрежение ею порождает кризисные процессы. Выборы обходятся государству довольно дорого, но конфронтация и монополия на власть обходятся народу еще дороже. По мнению председателя Центризбиркома России А. Вешнякова, «демократическое развитие обрывается тогда, когда место гражданина с бюллетенем занимает человек с ружьем». К этому времени в России уже имелся многолетний опыт выборов в земские и городские представительные учреждения, хотя ростки демократической культуры были еще очень слабы. Во исполнение октябрьского Манифеста царским указом от 11 декабря 1905 г. В выборах имели право участвовать лица не моложе 25 лет такой же возрастной ценз применялся в Германской империи, Бельгии, Нидерландах, Норвегии и Испании. Избирательного права были лишены женщины так же, как и во всех европейских странах, за исключением Норвегии. Кроме того, не участвовали в выборах учащиеся, включая студентов, военнослужащие, кочевые народности и иностранные подданные, а также лица, подвергшиеся уголовному наказанию или состоящие под следствием либо судом. Дополнительно действовали еще и имущественные цензы. В общей сумме избирательным правом было наделено до 15 миллионов подданных Российской Империи, или более трети численности всего мужского населения от 25 лет и старше. Результаты тех выборов не удалось использовать для формирования реального демократического механизма работы власти и предотвращения гражданской войны. Спустя 70 лет возможность проведения альтернативных выборов появилась в избирательных законах СССР. В 1989-1990 гг. В 1993 г. Россия пережила острый политический кризис, обусловленный жестким противостоянием властей. Конфронтация между несколькими крупными политическими силами, и, в конечном счете, между ветвями власти до предела обострила социально-политическую ситуацию в государстве и обществе, подвела его к опасной черте. В условиях тех драматических событий выборы парламента и всенародное голосование по проекту новой Конституции Российской Федерации стали единственным средством выхода из кризиса, еще раз доказав действенность демократических инструментов разрешения кризисных ситуаций. Новая российская Конституция 1993 г. В 1995-1996 гг. Однако, определенное время проведение этих выборов было под вопросом. В политической жизни России столкнулись два подхода: один, нацеленный на развитие демократических начал, укрепление выборной демократии и другой, связанный с привычным использованием административных рычагов, «указного права». Все же призывы высоких должностных лиц отложить проведение выборов, продлить полномочия — сначала депутатов, а потом и Президента, которые ставили под угрозу соблюдение норм Конституции, были отвергнуты. В конечном итоге возобладал правовой подход и верность демократическим принципам формирования власти. В ходе парламентской избирательной кампании 1995 г. Центральная избирательная комиссия России зарегистрировала федеральные списки 43 избирательных объединений и блоков против 13 в 1993 г.
Портал правительства Москвы
Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века). Новейшая история России демонстрирует неоспоримые свидетельства ключевой роли института свободных выборов. В том или ином виде выборы в России проводились и раньше.
2.3. История президентских выборов
Периодический характер выборов означает тот временной интервал между проведением предыдущих и очередных выборов, а так же его продолжительность, которая составляет в среднем четыре-пять лет. Днями голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления в нашей стране являются второе воскресенье марта или второе воскресенье октября. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем.
Альтернативность выборов нацелена на обеспечение реальной состязательности претендентов на выборные должности и призвана исключить из избирательной кампании практики «Выборы без выбора». Избирательно право и избирательная система являются необходимыми элементами осуществления народовластия — исходного начала функционирования российской государственности. Избирательное право — это подотрасль конституционного права, представляющая собой самостоятельную систему правовых норм, регулирующий право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права.
Избирательный процесс представляет собой технологию и форму реализации принципов избирательного права, обеспечения избирательных прав граждан в рамках предусмотренного законом последовательного совершения комплекса избирательных действий, избирательных процедур. Основными стадиями избирательного процесса являются: назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, установление итогов голосования на избирательных участках и определение результатов выборов в избирательном округе, их официальное опубликование. История организации избирательного процесса в нашей стране уходит далеко в глубь веков.
Она тесно связана с историей государства Российского. Цель моего реферата — показать историю выборов в Росси, проследить процесс становления избирательного права. В своем реферате я использовала статьи из журналов «Закон и право» и «Государство и право».
Из учебника «Право и политика» А. Никитина и учебного пособия «Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации» В. Журавлева мной были взяты основные понятия и определения по избирательному праву.
О месте предвыборной агитации в современной избирательной системе я узнала из научного издания «Правовое регулирование предвыборной агитации» В. Основная часть II. Вечевой строй и выборы в Киевской Руси Медленно, шаг за шагом вырастали на Руси государственные отношения из родовых обычаев.
На Руси длительное время сохранялись политические черты общинного строя, оказавшие глубокое влияние на формирование институтов политической власти Киевского Древнерусского государства, где сочетались разные начала: княжеское, боярское, городское вечевое. Народное собрание — Вече — уходит корнями в родоплеменную эпоху. Вече собиралось в крупных городах, которые располагали определенной властью над сельской округой и пригородами.
Занималось вопросами войны и мира, взаимоотношениями с соседями, распоряжалось княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательные акты. Но в первую очередь вече избирало администрацию: князя, посадника, тысяцкого, главу местной церковной организации [1]. По летописным свидетельствам из пятидесяти киевских князей четырнадцать были приглашены по решению веча 1113,1132,1146,1154гг.
Характерны обстоятельства избрания на киевский престол в 1113г. В большинстве русских городов князя выбирали из местной династии, т. Но это не делало процедуру его избрания формальностью.
Вече могло избрать наиболее подходящего для города представителя династии. Столицы русских земель имели свои атрибуты вечевой деятельности: особый колокол и специальную трибуну, которая возвышалась над площадью. К участию в вече допускались все свободные горожане.
Возглавляя собрание, они не могли противостоять его воле. В спокойное время на таких собраниях соблюдался определенный порядок. Инициатива созыва вече принадлежала князю или главе городского самоуправления.
Возможно, существовала предварительная заспись для выступавших и протокольное оформление принятых решений. Но в переломные моменты истории, в годы стихийных бедствий и народных волнений собрание являло собой неуправляемую толпу, доходившую до кровопролития. На ранних этапах истории Киевской Руси институты вечевой демократии играли важную роль в жизни многих земель.
Однако с установлением татаро-монгольского ига на Руси роль веча в избирании на княжеский престол была заменена системой выдачи ярлыков на княжение ханами Золотой Орды. Выборные начала общинной демократии были разрушены. Особенности вечевого строя и избирательного процесса в Новгородской республике Обычаи самоуправления в вольном Новгороде были очень давними.
Он не заводил здесь владений, зная, что рано или поздно перейдет на отцовский престол. По этому в Новгороде не сложилось прочной основы для княжеской власти. Это был центр ремесла и торговли между Европой и Востоком, крупнейший землевладелец.
Этим определялась роль городской общины в политической жизни, значение развитых институтов городского самоуправления. Таких сотен в городе было десять. Кроме этого, город был разделен на пять концов — самостоятельных административных районов, которые выросли из самостоятельных в прошлом поселений.
Первоначально здесь проживали бояре с зависимыми от них людьми. Управление концами осуществлялось выбранным из боярства посадником. Постепенно произошло совмещение сотской и кончанской систем.
Город делился на улицы, сотни и концы. Во главе их стояли избираемые уличанские и сотские страросты. В каждом новгородском районе собиралось кончанское вече.
На нем обсуждались вопросы повседневной жизни и позиция жителей по общегородским проблемам, формировалось местное ополчение, избирались старосты и кончанская управа помощники старосты. По принципу выборности формировалась вся городская и земельная администрация: сотские, уличанские и кончанские страросты, посадник, тысяцкий, владыка и князь. В 1136г.
Город приобрел независимость от Киева, а местная княжеская династия была изгнана. В 1157 г. XII в - тысяцкого, т.
К XIII в. В состав совета входило от 50 до 300 человек. При согласии веча за новым князем отправлялась представительная делегация горожан.
Ожесточенной борьбой в Новгороде обычно сопровождалось избрание посадника. Это должность была ключевой в решении торговых, финансовых и земельных вопросов. Посадник председательствовал на вече, контролировал деятельность князя и делил с ним функции судебной власти.
Он участвовал в военных походах, вел дипломатические переговоры, следил за правильностью взыскания податей. К началу XIV в. Из них вече ежегодно выбирало главного — степенного посадника.
При этом смена степенного посадника происходила каждые полгода. Вече избирало также тысяцкого. В его функции входило руководство новгородским ополчением, контроль над правильностью мер и весов на новгородском торжище, управление сотенной организацией.
Из их числа избирался степенный тысяцкий. Особой сложностью отличалась в Новгороде процедура избрания владыки архиепископа. Он возглавлял одну из самых крупных и богатых епархий на Руси.
Владыка распоряжался не только богатой церковной казной, но и был хранителем городской казны. Он был единственный, чей двор размещался в Новгородском кремле. С 1156 г.
До 1193г. Но на выборах 1193г возник острый спор между новгородцами. Вече стало избирать трех кандидатов на пост владыки.
Их имена записывались на трех грамотках, которые помещались в Софийском соборе. В течение всей ночи отправлялась молитва, и после окончания службы посылали за первым встречным слепцом или ребенком, который выбирал одну из грамот. Так новгородцы узнавали имя очередного владыки.
Процедура общегородского веча начиналась с ударов специального вечевого колокола, звук которого отличался от церковных колоколов. Услышав его, участники собрания сходились на Торговую сторону к Ярославову дворищу. Для избрания владыки собирались у стен Софийского собора.
Правомочность веча определялась присутствием на нем должностных лиц Новгорода, представителей всех частей во главе со своими выборными лицами, представителей всех сословных групп городского населения. Затем начинались прения. По их окончании от имени правителей города предлагалось решение.
Участники веча посредством криков должны были его принять или отвергнуть. В случае острых разногласий споры на вече могли перерасти в рукопашный бой на мосту через реку Волхов. Исход выяснения мнения новгородцев таким способом воспринимался как воля проведения и считался окончательным итогом голосования по спорному вопросу: большинство в буквальном смысле слова побеждало меньшинство.
Четверо кандидатов являлись членами КПСС. Как и предполагалось, ни один из претендентов на высший государственный пост не смог составить серьезной конкуренции Борису Ельцину. Популярность первого лидера новой России была тогда очень велика, высказываемые им идеи находили поддержку у большинства россиян.
Настоящим открытием первых президентских выборов стал 27-летний Владимир Жириновский. Избрание президента России ускорило обособление крупнейшей республики СССР от союзного центра и создало политический фундамент для дальнейших преобразований. Голосуй, или проиграешь Следующие президентские выборы состоялись 6 июня — 3 июля 1996 года — единственные в новейшей истории страны, которые прошли в два тура.
Избирательная кампания шла на фоне сложной социально-экономической и внутриполитической ситуации в стране. Запущенные в 1992 году радикальные экономические реформы привели к существенному падению уровня жизни населения, поставили в тяжелое положение целые отрасли промышленности, научную, образовательную, медицинскую сферы. Серьезно вырос уровень преступности.
Положение осложнялось идущей войной в Чечне. Президента и его команду критиковали как "слева", так и "справа". До этого коммунисты получили большинство на думских выборах, что серьезно укрепило притязания их кандидата на президентский пост.
Многие делали ставку на кандидата от коммунистов. Своей активностью Зюганов резко выделялся на фоне заметно уставшего Ельцина, который, к тому же, перенес незадолго до выборов инсульт. Тем не менее, президент смог мобилизовать свои силы и провести масштабную избирательную кампанию, главным лозунгом которой стало известное "Голосой, или проиграешь".
Геннадий Зюганов. Результаты остальных были в пределах статистической погрешности.
Была также отменена обязанность уходить в отпуск во время предвыборной кампании для кандидатов, замещающих государственные должности категории «А» президент, председатель правительства, председатели палат Федерального собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры и другие. В 2006 году поправками в избирательное законодательство были отменены порог явки и графа «против всех» в избирательном бюллетене.
Изменения в законодательстве в 2010-е годы 2 мая 2012 года, согласно очередным поправкам в федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата-самовыдвиженца, было снижено до 300 тыс. Для кандидатов, выдвигавшихся от непарламентских партий, установлен порог в 100 тыс. Также 2 мая 2012 года в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми пассивного избирательного права т. Претендентов на высший пост в стране также обязали сообщать сведения о заграничной недвижимости и обязательствах имущественного характера.
В 2014 году, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 10 октября 2013 года, было отменено положение о пожизненном лишении пассивного избирательного права лиц, осужденных когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и или особо тяжких преступлений. Взамен установлено, что такое ограничение перестает действовать через 10 лет со дня снятия или погашения судимости для совершивших тяжкие преступления, через 15 лет для совершивших особо тяжкие преступления. Кроме того, в закон о выборах главы государства была внесена поправка, позволяющая перенести дату выборов на неделю вперед. В результате появилась возможность назначить выборы президента 2018 года на 18 марта — день, когда в 2014 году был подписан договор о воссоединении Крыма с Россией.
Изменения в законодательстве в 2020-е годы 14 марта 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о внесении в Конституцию РФ изменений, одобренных впоследствии в ходе общероссийского голосования 1 июля. В результате были ужесточены требования к кандидатам на пост президента РФ. Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее.
При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, глава государства будет избран на шестилетний срок путём равного и прямого всеобщего тайного голосования. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической.
Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить. К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи. Земские Соборы Грозный, конечно же, созывал, но этот орган был совещательным. Другими словами, царь послушает, послушает, а сделает все равно по-своему.
А иной раз особо говорливых и усердно советующих на кол отправит. Впрочем, попытки местного самоуправления то там то здесь, периодически предпринимались. Но все эти реформы имели недолгий срок, да и заканчивались зачастую трагически. Большого влияния на ход истории они не оказали, то сегодня о них помнят разве что студенты, зубрящие экзамен по истории. Победил Борис Ельцин, он руководил новым государством два срока. Вообще, решение о введении поста Президента, избираемого народом сроком на 5 лет, было принято в том же 91 году и внесено в свежепринятую Конституцию. О последствиях народного выбора писать много не будем. Дела это не столь давно минувших лет и память о них еще жива в каждом.
Но всякий раз самодержавие воздерживалось от решающего шага по пути демократизации. Земские соборы просуществовали менее 150 лет; первый был создан Иваном Грозным в 1549, последний — в 1683-1684гг. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации боярами, дворецкими, воеводами,, княжатами , то в 1653 г. Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования парламентских традиций. Возрождению в России центра демократии способствовали казаки. Казачье самоуправление, как уникальный элемент казачьей общины, и, прежде всего, в строгом и неукоснительном соблюдении неписанных норм казачьей жизни. Высший законодательный орган - войсковой круг — общее собрание казаков-воинов, получивший название от обычая становиться для решения важнейших вопросов по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины.
Круг решал вопросы войны и мира, внешних отношений, приема в казаки, наказания за провинность. Первая Государственная дума Однако первый российский парламент был учрежден последним российским императором Николаем II под давлением демократической революции. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста.
Преемственность высшей власти. История выборов Президента СССР, РСФСР, РФ
Президентские выборы в России в 2024 году пройдут в течение трех дней — 15, 16 и 17 марта. Голосование откроется в 8:00 в пятницу, 15 марта. Граждане России могут отдать голос за того или иного кандидата вплоть до 20:00 воскресенья, 17 марта. Заполнить избирательный бюллетень можно не только привычным способом, лично придя на избирательный участок, но и онлайн. Граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании ДЭГ , должны заранее подать заявление на портале госуслуг до 11 марта.
Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки. Государственная Дума первого созыва, 1993-1995 гг. В их числе 225 по общефедеральному избирательному округу и 219 по одномандатным избирательным округам. В пяти округах выборы не состоялись, в одном выборы не проводились Чеченская Республика.
В состав Думы вошли представители 32 национальностей. На момент избрания насчитывалось 58 женщин-депутатов чуть более 13 процентов от общего числа депутатов. В начале работы Думы первого созыва представительская функция доминировала над законодательной. За два года работы Дума первого созыва приняла 461 закон.
Согласно мнению специалистов, дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту; структурированному по партийному признаку. Государственная Дума второго созыва, 1995-1999 гг. Выборы прошли 17 декабря 1995 года. Выборы состоялись во всех избирательных округах.
В Думу второго созыва были избраны 46 женщин.
Как это было: первые выборы президента России 12 июня 2016 г. Евгений Волк 12 июня 1991 года состоялись первые в истории России президентские выборы — на основе принципов всеобщего, прямого и тайного голосования. Его победа была более чем убедительна. Он набрал 57,3 процента голосов, намного опередив занявшего второе место Николая Рыжкова 16,85 процентов. К 25 годовщине первых президентских выборов в России в Ельцин Центре в Екатеринбурге подготовлена специальная программа : конференции, дискуссия, музейное занятие для школьников, кинопоказ. Вспомним о том, как зарождался институт президентства в России четверть века назад.
Ельцин олицетворял демократическое движение, силы, выступавшие за радикальные политические и экономические реформы в стране. Однако их поддержка еще не гарантировала победы. Российскому лидеру приходилось считаться с сильным влиянием коммунистической идеологии, стереотипов прошлого в общественном сознании. Сложным был выбор такой кандидатуры на пост вице-президента, которая не просто бы вписывалась в политическую линию Ельцина, но и помогла бы получить дополнительные голоса электората, прежде всего левого. Разумеется, в окружении Ельцина были исключительно способные, преданные ему люди. Назовем в первую очередь Геннадия Бурбулиса, ученого-философа, блестящего стратега и глубокого аналитика.
Допускалось голосование по доверенности. Избранными считались кандидаты, получившие на выборах более половины голосов. При этом число избирателей присутствующих на собрании, должно было превышать число избранных гласных. В начале XX в.
Революционные события 1905 — 1907 гг. Впервые в истории России был создан общегосударственный правительственный орган — Государственная Дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве: сложилась система избирательного законодательства, определившая порядок формирования Государственной Думы и Государственного Совета. Вслед за Манифестом были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности государственной Думы: Указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу" 11 октября 1905 г. Избирательная система, устанавливаемая Указом от 11 декабря 1905 г. Но все же она была ограниченной. В российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию к выборам допускались мужчины, достигшие 25 летнего возраста.
Женщины права голоса не получили, как и военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни. Не допускались к выборам и осужденные за преступления и находящиеся под следствием и т. Не могли в них участвовать должностные лица — губернаторы и вице-губернаторы и другие, а также служащие полиции. Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, не допускавший к ним значительные слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия. В крупнейших городах страны выборы были двухступенчатыми, в губерниях трехступенчатыми. Для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Разное качество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики из курий представляли различное число избирателей. Так в землевладельческой курии помещики один выборщик представлял 2 тысячи избирателей, в городской — 7 тысяч, в крестьянской — 30 тысяч, в рабочей — 90 тысяч. Оно лишало избирательных прав жителей окраин страны, сокращалось представительство от городов.
История президентских выборов в России в ХХI веке
Выборы в России имеют свою уникальную и многовековую историю. Выборы президента России состоялись 12 июня 1991 года. Выборы в России делятся на федеральные, региональные и муниципальные. Коллекция включает следующие разделы: история избирательной системы в России, избирательная система в современной России и учебно-методические ресурсы.
Выборы в России: история и современность
Если не считать Земские соборы XVI–XVII вв., то история регулярных выборов в России насчитывает всего около 150 лет. Министерство культуры РФ. Его Либерально-демократическая партия, образовавшаяся незадолго до выборов, не имела прецедентов в современной истории России, представлялась всем «темной лошадкой». Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской республики (период XII-XV века). Первые конкурентные выборы общенационального масштаба состоялись в России в 1989 г. Это были выборы народных депутатов СССР.
Выборы Президента России: 1991—2018
На одной стороне было демократическое движение во главе с Борисом Ельциным — молодым и перспективным политиком, которого перед началом перестройки в 1985 году пригласили в Москву из родного Свердловска сейчас — Екатеринбург , где он долгое время занимал различные партийные посты. А на другой — коммунистическая партия, которая сделала ставку на Николая Рыжкова — бывшего главу союзного правительства и так называемого плачущего большевика такое прозвище ему дал Анатолий Собчак за неумение вести публичную дискуссию. В паре с президентом в предвыборной гонке участвовал и вице-президент. Последний избирался как единая кандидатура с главой государства на пятилетний срок сейчас его увеличили до шести лет. К слову, это был первый и последний раз, когда в России была должность вице-президента — ее упразднили в 1993 году вместе с вступлением в силу Конституции Российской Федерации. Кадр из специального выпуска киножурнала «Хроника наших дней». Выборы были назначены на 12 июня 1991 года, а в бюллетене были шесть пар кандидатов.
В день выборов на участки пришли три четверти всех имеющих голос граждан республики.
А если нет, то почему и когда пойдёте. За день контролёры могли посетить одну квартиру несколько раз и изрядно надоесть жильцам. Однако тем, кто знал все предвыборные секреты и приходил на участок ранним утром, мог достаться бонус. К выборам на участки привозили свежую выпечку. А кроме неё ещё и дефицитные товары, как бы сказали сейчас, запрещёнку. Опустив бюллетень в урну, можно было купить колбасы или пару бутылок свежего отечественного или даже невиданного доселе импортного пива. Мотивация советского человека позднего брежневского образца была понятна.
А агитация отработала не только методом кнута, но и пряника. Отточенная механика всеобщего одобрения закончилась в 1989 году. Когда состоялись первые свободные выборы в Верховный Совет. Чувство контраста лучше всего передают сюжеты советского телевидения. Если посмотреть друг за другом три отрывка. Первые два — 1937 и 1958 годов — почти идентичны, как будто сняты в один день. Выборы 1989 года, как считают политтехнологи, стали небывалым проявлением активности гражданского общества. Поэтому агитировать прийти на выборы не было нужды.
Люди спорили, искали своих кандидатов и хотели активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В те годы было популярно выражение "ты что, "Огонька" начитался? Он определял судьбу Советского Союза. Быть или не быть СССР — решение находилось в руках народа. Ну так, по крайней мере, убеждали агитационные материалы. После этого в декабре 1991 года Союз спокойно развалили. Старт новой демократии получился так себе. По сути, изменилась лишь форма мотивации населения — вместо кнута и пряника начались уговоры.
А начинка осталась неизменной. Всё решали наверху. Призвать избирателей на выборы в середине 90-х старались разными способами: знаменитостями, роликами, стихами, народными гуляньями и подарками. Из-за обилия различных политтехнологий выборы в Госдуму 1995 года стали напоминать цирк.
Хоть бы и без паспорта, лишь бы подальше от мобилизации. И на Майдане, что в Киеве, как-то не наблюдаются ни митинги, ни палатки, ни даже одиночные пикеты. Вся воля и свобода куда-то делись, а имеется на Украине самая что ни на есть диктатура, хотя и не слишком пока явная. И тут самое время сравнить, что же происходит в «рабской» и «жуткой» России». Об этом он рассказал журналистам.
Здесь правит не простой люд, выходя на вече, а «300 золотых поясов» — как сказали бы сейчас, городская элита. Право быть «золотым» переходило по наследству в знатных родах, так что простолюдину нечего было и мечтать о таком звании. В итоге, отдельные боярские семьи стали властвовать над отдельными частями Новгорода. Куда уж тут до нужд народа и государства! Простое население все больше увязало в бесчисленных податях, процветали коррупция и беззаконие 3 Отсутствие выбора Хотя в упомянутые ранее эпохи все и было не благополучно, но неблагополучие это было самолично избранное. Но вот пришел на Русь монгольский воин и сам стал принимать решения. Татаро-монгольское иго консолидировало и централизировало русские земли. Вече кануло в прошлое — выбирать было некому и не из кого. Русские князья были подданными монгольских ханов и получали от них ярлыки на управление своими собственными землями. Власть Золотой Орды над Русью продолжалась два с половиной века. В итоге мы отстали во всех отраслях — технологической, экономической, культурной, политической. Ну, зато духом окрепли! Возросла вера, из великих притеснений выросла великая сила. Разразилась Куликовская битва, затем освобождение земель русских — в общем, полный катарсис и перезагрузка, как сейчас модно говорить. К середине XVI века в России окончательно сформировалась модель самодержавия. Первым принял титул царя Иван Грозный. Правило он неограниченно, самодержавно, впрочем, как и все русские монархи.
Бюджет, возраст кандидатов и голоса граждан: выборы президента РФ в цифрах
Развитие избирательного права в России с Х по ХХ век. Первый период развития вече совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому. В 9-10 веках для решения дел в "старший" город сходились "лучшие люди всей земли" и обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании вече во всех древнерусских землях. Широкое распространений этого института объясняется тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали. Второй период развития вече 11-13 века - народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный город представлял как бы всю землю, а его вече становилось верховной властью волости. В таком вече могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом вече главного города.
Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти. Князь, если вече собиралось не для его смещения, присутствовал на вече, обычно он и собирал его. В принципе при принятии решений требовалось единогласие. Предметом обсуждения мог стать любой вопрос государственной жизни. В большинстве земель в 13 веке вечевые собрания прекратились. Однако в северо-западных землях Новгород, Псков, Смоленск , где вече имели особое влияние на общественную жизнь вечевые собрания, оно существовало до конца 15 - начала 16 веков. В Новгородской земле сформировалась особая форма правления - феодальная республика.
Отчасти это объяснялось тем, что основным занятием населения в этих землях была торговля, которая способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины. Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода. Сигналом к общегородскому вече в Новгороде был звон специального колокола. Правомочность вече в принятии решений определялись присутствием на нем: Высших должностных лиц республики - посадников и тысяцких представители княжеской власти ; Представителей всех пяти городских концов по-современному - районов ; Представителей всех сословных групп от боярства до черных людей. Посадник второе лицо объявлял "повестку дня" собрания. Затем начинались прения. По их окончании предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой.
Участники вече громкими криками отвергали или поддерживали проект. Исход такого голосования определялся "на слух". Иногда меньшинство не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений. Вечевые избирательные процедуры завершались заключением договора с избранным новым должностным лицом, скрепляемым присягой - целованием креста. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями. Решения вече оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов.
В Великом Новгороде использовалась вся палитра "средств агитации". Подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооруженные столкновения сторон - все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики. Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г. Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое признавали и сами князья и их дружины. Средневековые демократические процедуры были во многом схожи у разных народов. В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении. В результате в XVI в.
В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая решения, члены собора были ответственными и за исполнение данного решения. В состав собора вели три пути - по общественно-политическому положению, по назначению, по выбору. Значение и характер земских соборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило совещательный и осведомительный характер: выборные люди излагали правительству свои "нужды и всякие недостатки" и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введение новых налогов. Избирательные соборы 1598 и 1613 гг.
В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой "великого российского царствия" и была их крупной исторической заслугой. С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. Результатом Земского собора 1648-1649 гг. XX веках Из Манифеста об учреждении Государственной думы 6 августа 1905 г. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу" 3 Сам выбор названия "Государственная дума" для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции. Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни - "бродячие инородцы", должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции. В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело. Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок бюллетеней.
Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке. Подсчет голосов проводился на следующий день.
По их окончании предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой. Участники вече громкими криками отвергали или поддерживали проект.
Исход такого голосования определялся "на слух". Иногда меньшинство не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений. Вечевые избирательные процедуры завершались заключением договора с избранным новым должностным лицом, скрепляемым присягой - целованием креста.
С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями. Решения вече оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов. В Великом Новгороде использовалась вся палитра "средств агитации". Подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооруженные столкновения сторон - все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики.
Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г. Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое признавали и сами князья и их дружины. Средневековые демократические процедуры были во многом схожи у разных народов. В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении.
В результате в XVI в. В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая решения, члены собора были ответственными и за исполнение данного решения. В состав собора вели три пути - по общественно-политическому положению, по назначению, по выбору.
Значение и характер земских соборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило совещательный и осведомительный характер: выборные люди излагали правительству свои "нужды и всякие недостатки" и затем предоставляли решение вопроса царю. Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введение новых налогов. Избирательные соборы 1598 и 1613 гг.
В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой "великого российского царствия" и была их крупной исторической заслугой. С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. Результатом Земского собора 1648-1649 гг. XX веках Из Манифеста об учреждении Государственной думы 6 августа 1905 г.
В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу" 3 Сам выбор названия "Государственная дума" для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции. Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста.
Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни - "бродячие инородцы", должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции. В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело. Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов.
Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок бюллетеней. Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке. Подсчет голосов проводился на следующий день.
Несмотря на неравный и цензовый характер, а также ограничения, вносившиеся правительством в избирательное законодательство, выборы органов земского и городского самоуправления сыграли огромную роль в общественно-политической жизни России. Изменения, произошедшие в стране в результате реформ 60-70-х гг. XIX века способствовали зарождению в России элементов гражданского общества и складыванию правового самосознания. Участие в выборах значительной части населения страны способствовало его приобщению к общественной деятельности, участию в местном управлении.
Сама избирательная практика, атмосфера вокруг выборов свидетельствовали о глубоких сдвигах в сознании и социальной психологии российского обывателя. Земские и городские выборы, деятельность гласных - все это в немалой степени подготовило население России к последующему участию в думских выборах. Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г. Избирательный закон не только соответствовал уровню передовых избирательных законов того времени, но и по некоторым положениям превосходил их.
Выборы должны были проходить на основе принципов всеобщности, равенства и быть прямыми. Законом отменялись цензы: имущественный, грамотности, оседлости, устранялись ограничения по национальному признаку. Россия одной из первых стран мира предоставляла право голоса женщинам. Для проведения выборов территория России делилась на округа, повсеместно создавались избирательные участки.
Голосование производилось подачей избирательной записки бюллетеня , форма которой устанавливалась окружной комиссией. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии.
Избиратель голосовал лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, и удалялся в кабину. Там он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал конверт и передавал председателю участковой комиссии. Последний в присутствии членов комиссии опускал конверт в специальный ящик.
Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами.
С другой стороны, специально для агитации против Зюганова журналистами «Коммерсанта» была создана газета «Не дай Бог! Главными тезисами материалов газеты были неизбежность начала гражданской войны в случае победы Зюганова, начало массовых арестов и расстрелов, наступление голода. Незадолго до дня голосования, 13 июня, свою кандидатуру с выборов снял А. Инциденты в ходе предвыборной кампании и выборов В ходе подготовки к выборам возникали инциденты, как минимум два из которых могли привести к отмене выборов.
Первый имел место после того, как 15 марта 1996 г. В ответ Б. Ельцин велел помощникам подготовить указы о роспуске Государственной думы, запрете КПРФ и переносе президентских выборов на более поздние сроки 17 марта. Однако эти намерения встретили сопротивление как помощников президента В. Илюшин, Г.
Сатаров , Ю. Батурин , М. Краснов, Л. Пихоя, С. Шахрай , так и министра внутренних дел А.
Куликова, генерального прокурора Ю. Скуратова и председателя Конституционного суда В. В результате Б. Ельцин отказался от своего намерения 18 марта. Второй произошёл в промежутке между первым и вторым туром 19 июня , когда организатор кампании «Голосуй или проиграешь!
Лисовский, и член аналитической группы А. Чубайса А. Евстафьев были задержаны на выходе из Дома правительства с коробкой из-под бумаги с 500 тыс. Деньги были выданы заместителем министра финансов Г. Кузнецовым на заказ печатной продукции, фотографий и плакатов.
Коржаков обвинил Лисовского и Евстафьева в расхищении средств; в их отношении было возбуждено уголовное дело. Однако после вмешательства А. Чубайса, обвинившего А. Коржакова и О. Сосковца в стремлении сорвать проведение выборов, конфликт закончился увольнением последних со своих должностей и исключением их из избирательного штаба Ельцина.
Социологические опросы накануне выборов Согласно опросам фонда «Общественное мнение», в декабре 1995 г.
Избранный на второй срок Путин повторно вступил в должность 7 мая, ровно в четвёртую годовщину первого вступления в должность. Путин Владимир Владимирович 49 565 238 71,31 2.
Харитонов Николай Михайлович 9 513 313 13,69 3. Глазьев Сергей Юрьевич 2 850 063 4,10 4. Хакамада Ирина Муцуовна 2 671 313 3,84 5.
Малышкин Олег Александрович 1 405 315 2,02 6. Миронов Сергей Михайлович 524 324 0,75 Против всех 2 396 219 3,45 Миссия наблюдателей ОБСЕ в своём итоговом отчёте сочла, что «В то время, как в техническом плане выборы были организованы весьма компетентно, в особенности со стороны ЦИК России, в целом принципы, необходимые для проведения нормальных демократических выборов, не были адекватно отражены в избирательном процессе. В ходе избирательного процесса не были соблюдены важные обязательства, касающиеся недискриминационного отношения государственных СМИ к кандидатам и принципа тайного голосования»14.
Зафиксированные некоторые упущения и недостатки в ходе подготовки к выборам, при организации предвыборной агитации и проведении голосования не повлияли на свободное волеизъявление избирателей и на итоги голосования. Президентские выборы в России 2008 Выборы Президента России в 2008 году состоялись 2 марта, как и было определено Советом Федерации. Медведев, от Коммунистической партии Российской Федерации — Г.
Зюганов, от Либерально-демократической партии России — В. Жириновский, лидер Демократической партии России А. Последний был зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, то есть после сбора 2 миллионов подписей, так как он не был выдвинут партией, имеющей представительство в Государственной Думе пп.
Зарегистрированные кандидаты: 1. Богданов А. Андрей Богданов заявил, что лейтмотивом его кампании станет тема семьи, в том числе, как модели идеальных отношений между гражданином и государством.
Жириновский В. Заместитель Председателя Государственной думы с 2000 , основатель и председатель Либерально-демократической партии России, член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Баллотировался в президенты в 1991, 1996 и 2000 годах, на первых занимал 3 место, на остальных двух 5 место.
Зюганов Г. Баллотировался в президенты в 1996 и 2000 годах; оба раза занял второе место. Медведев Д.
Курирует реализацию национальных проектов. По мнению наблюдателей Парламентской Ассамблеи Совета Европы19, результат выборов действительно отражает волю народа. Наблюдатели ПАСЕ указали на ряд нарушений в ходе выборов: вопросы у наблюдателей вызвала регистрация кандидатов; обращалось внимание на то, что кандидаты не имели равного доступа к СМИ; обращалось внимание на применение административного ресурса для обеспечения более высокой явки избирателей.
По мнению наблюдателей, всё это ставит под сомнение справедливость выборов. Однако, делают вывод наблюдатели, даже если бы указанные недостатки были устранены, результаты голосования бы не изменились. Наблюдатели ПАСЕ констатировали: Народ России проголосовал за стабильность и преемственность, которая ассоциируется с действующим президентом и с поддерживаемым им кандидатом.
Избранный президент будет иметь солидный мандат большинства россиян. Руководитель Центра сравнительных избирательных исследований в Париже, профессор Парижского университета Бернар Оуэн сказал: Россия обрела экономическую и политическую самостоятельность, это сильная демократическая страна, темпы развития которой опережают западные страны, и она может участвовать в формировании критериев оценки выборов международных организаций, в том числе и ОБСЕ. Ни в одной стране мира сегодня не существует абсолютно свободных и прозрачных выборов.
Поэтому мы взамен старой формулировки «открытые и справедливые выборы» используем новую формулировку — «в основном открытые и справедливые». Насколько я могу свидетельствовать, выборы в России соответствовали этому критерию20.