Новости исторические фильмы лучшие российские

Сегодня поговорим о самых новых русских исторических сериалах 2023 года!Приятного Вам просмотра! Исторические фильмы на портале «». В данном случае, деньги на кино продюсеры выбили под 850-летие Москвы, однако очень повезло, что за фильм взялся Сергей Тарасов, набивший руку на историческом жанре. ЛУЧШИЕ советские и русские (российские) фильмы, односерийные и сериалы, коллекция кино 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 года, отечественные новинки, новые и старые ссср в хорошем качестве во весь экран, скачать бесплатно на компьютер, планшет, телефон андроид и айфон. Перед вами самые новые и лучшие российские исторические фильмы 2022 года — наш топ список по рейтингу зрителей.

25 российских исторических фильмов

Смотреть онлайн русские исторические фильмы и сериалы бесплатно в хорошем качестве. Эксперт собрала подборку лучших российских исторических фильмов, которые стоит посмотреть в День народного единства. Безусловно, интересных документальных фильмов об истории России гораздо больше, чем те, что перечислены в нашем списке. Подборка самых лучших русских исторических фильмов, основанная на рейтингах любителей жанра, с кратким описанием сюжета и трейлерами, что позволит выбрать подходящий сериал/фильм на свой вкус. Смотрите онлайн российские исторические фильмы на НТВ-ПЛЮС ТВ. Сервис подбора фильмов поможет подобрать Самые новые русские исторические фильмы на ваш вкус и подскажет где их можно посмотреть ка содержит более 570 интересных русских исторических фильмов.

Документальные фильмы по истории

Фильм создали компании Star Media и Бабич Дизайн при участии Российского военно-исторического общества и финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Уровень безработицы в РФ достиг 2,7%, обновив исторический минимум. Исторические фильмы на портале «». Лучший Исторический Фильм – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Петр Петров.

Фильмы: История, Россия смотреть онлайн

7, сохранений - 7. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! россия, фильмы, фестиваль, ленинград, блокада ленинграда, кино, история, война, аудио. Почему современному зрителю нужны военно-исторические фильмы, объяснила актриса. Россия. Эта историческая телекартина создана на основе одноименного фундаментального 12-томного труда знаменитого русского историка Николая Карамзина. Редакция «Канобу» подготовила список лучших российских фильмов 2022-го года с высокими рейтингом и пользовательскими оценками. Российские исторические фильмы – о сильных и смелых личностях, которые побеждают везде – и на поле боя, и в космосе. Поэтому исторические фильмы лучше воспринимать скорее как увлекательную картину (порой ее даже можно назвать художественной), нежели как пособие для подготовки к ЕГЭ.

Лучшие исторические фильмы. ТОП 100

Лучший Исторический Фильм – смотреть видео онлайн в Моем Мире | Петр Петров. Настоящий рекордсмен 2023-го и самый кассовый фильм в истории российского кинопроката. стопроцентная выдумка авторов, в лучшем случае не имеющая с историей ничего общего, а в худшем - полностью её искажающая. В рейтинге участвуют лучшие российские исторические фильмы по мнению российских критиков. Смотреть Исторические онлайн в подборке на KION.

Российские фильмы и сериалы

В фильме сравнительно мало показана Москва XIV века, зато очень ярко и убедительно показана Орда: декорация золотоордынской столицы Сарай , включая ханский дворец и узкие извилистые улочки города, была построена в Астраханской области близ села Селитренное, где данный город действительно находился в древности. На базе декорации создан туристический центр «Сарай-Бату — столица Золотой Орды». Фильмы 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 — киноповесть мини-сериал в 8 фильмах о событиях 1724—1736 гг. Является экранизацией одноимённого романа Бориса Акунина и по сути представляет собой расширенную режиссёрскую версию фильма «Турецкий гамбит» 2005 года.

Этот процесс приводит его к столкновению со своей негласной родиной во всех подробностях — от «правильной» солянки и ламповых бесед в общежитии до НКВДшников и «стукачей» в комнате за стеной. Красивый, глубокий, а главное — совершенно не ощущающий себя старым фильм классика нашего кино Андрея Смирнова. Историческая драма с различными знаменитостями, которых играют тоже не абы кто от Ирины Горбачёвой до всё того же Андрея Смирнова , рассказывает о том, как несправедливый суд над человеком способен изменить историю.

Эта история перекликается с судьбой еврейской девушки, живущей в США… «Кадиш» — вторая полнометражная работа режиссёра Константина Фама, до этого снявшего короткометражки о Холокосте, одна из которых, «Скрипка», вошла в лонг-лист премии «Оскар». В этой картине он исследует влияние страшной памяти на жизнь человека, который вынужден существовать с ней вечно. Это история о процессе над так называемыми «младшими» палачами, один из которых вдруг решает во всём признаться и изобличить идеологию, по которой работали его «коллеги».

Другими важными произведениями данного жанра в русской литературе являются «Тарас Бульба» Н.

Гоголя и «Война и мир» Л. Историческое кино - именно тот жанр киноиндустрии, который никогда не утратит своей актуальности. Лучшие исторические фильмы повествуют о наиболее ярких событиях из истории человечества. Современные технологии позволяют снимать самые захватывающие картины войн, показывать знаменитых царей и средневековые замки, воспроизвести в фильме все исторически значимые события в подробностях.

Два рыцаря, Жан де Карруж и Жак ле Гри, соглашаются на дуэль, которая определит, кто из них прав: второй изнасиловал жену первого, когда тот был в походе. Впрочем, на самом деле, не прав ни один из них, а у Маргариты — своя правда. Даже жаль, что фильм провалился в прокате — с другой стороны, Скотт, по крайней мере, перестал гнаться за количеством и теперь старательно ваяет ещё два эпика — о Наполеоне и сиквел «Гладиатора». Одна из лучших ролей Криса Пайна в карьере, пожалуй, просто лучшая — в карьере Аарона Тейлора-Джонсона, и просто дико красивое кино из нетфликсовской линейки, своего рода проект мечты шотландца Дэвида Маккензи «Любой ценой». Первого играет Тимоти Шаламе, и это очень убедительная демонстрация брутальности и харизмы главного любимчика твоих подруг, второго — неповторимый Роберт Паттинсон, а ассистируют им Джоэл Эдгертон, Бен Мендельсон и Лили Роуз-Депп. Выходит здорово.

От городской комедии до панк-сказки: лучшие российские фильмы 2023 года

Они изготовили 9 тысяч аутентичных костюмов, а также точные копии оружия и наград эпохи наполеоновских войн. Кроме того, было построено 50 масштабных декораций и 8 мостов. В масштабных сражениях под Аустерлицем и при Бородино задействовали 15 тысяч солдат Советской Армии, израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, а также 1500 снарядов. Специально для съемок был сформирован 11-й отдельный кавалерийский полк в 950 сабель. Поработав еще на десятках различных картин, он был расформирован в 2002 году. Заговорщики, ставшие позже известными как декабристы, ставили себе целью не только не допустить восшествия на престол Великого князя Николая, родного брата умершего императора Александра I, но и в принципе ликвидировать самодержавие, утвердить Конституцию и отменить крепостное право. После подавления восстания и казни нескольких лидеров декабристов остальные 120 человек были сосланы на каторгу или на поселение в Сибирь. Вслед за многими из них туда добровольно направились их жены. Обо всех этих событиях и рассказывает «Звезда пленительного счастья». Ведь при венчании они давали обет быть рядом с мужем в горе и радости.

Наверное, чувство ответственности за судьбы страны начинается с ответственности к одному-единственному человеку…» 4.

Создатели говорят, что в основе сюжета лежат многочисленные документы, некоторые из которых до сих пор не были обнародованы. Главная героиня — верная делу партии сталинистка, ветеран войны, чья дочь оказалась среди демонстрантов, от этого вынужденная пересмотреть свои взгляды. Лаконичная, намеренно лишённая полутонов чёрно-белая картинка, плюс экспрессивная актёрская работа Юлии Высоцкой — всё это делает «Дорогие товарищи! Этот процесс приводит его к столкновению со своей негласной родиной во всех подробностях — от «правильной» солянки и ламповых бесед в общежитии до НКВДшников и «стукачей» в комнате за стеной. Красивый, глубокий, а главное — совершенно не ощущающий себя старым фильм классика нашего кино Андрея Смирнова. Историческая драма с различными знаменитостями, которых играют тоже не абы кто от Ирины Горбачёвой до всё того же Андрея Смирнова , рассказывает о том, как несправедливый суд над человеком способен изменить историю.

А еще — разговаривать со своими близкими и родными: рецепт актуальный во все времена. Хотя, конечно, «Чебурашка» — проект ностальгический. Для тех, кто помнит кукольные мультфильмы из золотой коллекции «Союзмультфильма», а потом показывал их своим детям, внукам и даже правнукам. Пожалуй, поэтому зрители разных возрастов так искренне полюбили и новые приключения умильного зверька в компании Сергея Гармаша, Елены Яковлевой, Полины Максимовой, Сергея Лавыгина и Дмитрия Лысенкова. Просмотр этой драмы Наталии Мещаниновой — навсегда меняющий зрителя опыт. После него хочется обнять его главную героиню, пообещав невыполнимое «Все будет хорошо», и саму режиссера — фильм основан на ее личной истории. Мира — обычный подросток четырнадцати лет. У нее есть мама, отчим и младшая сестра. Ей многое разрешают — даже отпускают на Новый год на вечеринку к подруге.

Снятый 17 лет спустя «Снегирь» — то, что могло бы там случиться с мечтательным кудрявым юношей, решившим так «провести этим летом». За эти годы подрос сын Хлебникова Макар «Пингвины моей мамы» , он и играет одну из главных ролей. Современного подростка, который вместе с другом Олег Савостюк устраивается на практику на рыболовецкий траулер «Снегирь». Но поколение отцов их играют Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый и другие не готово принимать поколение детей такими, какие они есть. Особенно, когда надвигается шторм, в том числе буквально. Безработный мечтатель и урбанист Филипп Эльдар Калимулин фанатеет от распавшейся в 1990-х панк-группы «Яичный свет» — настолько, что превратил свою квартиру в ее музей. Среди дальнейших планов — устроить в родном Металлогорске музыкальный опен-эйр, на котором будет и покойный солист «Света» Юра Борисов — в виде голограммы. Когда более прагматичная девушка Филиппа Марина Анастасия Талызина беременеет, им приходится обоим вырасти. Пусть и самым фантастичным образом.

Да, это все еще и про магический реализм. Анна Анна Михалкова работает на конфетной фабрике в Перми. Однажды женщина начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, которые предупреждают ее об опасности, грозящей человечеству. Но у него еще есть шанс одуматься и понять, что главное в мире — любовь. Музыку для картины написала группа Shortparis. Лента получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Выборге в этом году. Кире блистательная Дарья Савельева скоро 40 лет, она живет с младшей сестрой Верой Аглая Тарасова и двумя племянницами в хрущевке в районе Малой Охты в Петербурге. Их мама несколько лет назад пропала без вести, но Кира продолжает надеяться, что все еще наладится само собой, и не пытается что-то менять в жизни.

За эти годы подрос сын Хлебникова Макар «Пингвины моей мамы» , он и играет одну из главных ролей. Современного подростка, который вместе с другом Олег Савостюк устраивается на практику на рыболовецкий траулер «Снегирь». Но поколение отцов их играют Александр Робак, Тимофей Трибунцев, Евгений Сытый и другие не готово принимать поколение детей такими, какие они есть. Особенно, когда надвигается шторм, в том числе буквально. Безработный мечтатель и урбанист Филипп Эльдар Калимулин фанатеет от распавшейся в 1990-х панк-группы «Яичный свет» — настолько, что превратил свою квартиру в ее музей. Среди дальнейших планов — устроить в родном Металлогорске музыкальный опен-эйр, на котором будет и покойный солист «Света» Юра Борисов — в виде голограммы. Когда более прагматичная девушка Филиппа Марина Анастасия Талызина беременеет, им приходится обоим вырасти. Пусть и самым фантастичным образом. Да, это все еще и про магический реализм. Анна Анна Михалкова работает на конфетной фабрике в Перми. Однажды женщина начинает слышать голоса внеземных цивилизаций, которые предупреждают ее об опасности, грозящей человечеству. Но у него еще есть шанс одуматься и понять, что главное в мире — любовь. Музыку для картины написала группа Shortparis. Лента получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале в Выборге в этом году. Кире блистательная Дарья Савельева скоро 40 лет, она живет с младшей сестрой Верой Аглая Тарасова и двумя племянницами в хрущевке в районе Малой Охты в Петербурге. Их мама несколько лет назад пропала без вести, но Кира продолжает надеяться, что все еще наладится само собой, и не пытается что-то менять в жизни. Например, признать в суде факт смерти, вступить в права наследства и наконец разъехаться с сестрой. Оказавшись вместе на затопленной старой семейной даче, символизирующей состояние их отношений, они погружаются в омут из непроговоренных страхов, обид и взаимных претензий. И уж тем более вернуться во времена своей юности, даже если приехать на родину. Так поступает неудачник Вася — главный герой картины Альберт Алексеев. Он возвращается в село, в котором вырос. Вот только у друзей его молодости теперь семьи, дети и совсем другие заботы. Фильм снят в клиповой манере вы точно оцените остроумный кадр с тенями! Работающая по ночам Лиза просит водителя такси Сашу подвезти ее в несколько мест, чтобы сэкономить время на вызове новых машин. Вскоре между ними начинается психологическая игра-противостояние. Режиссером проекта стал Кирилл Кемниц «Блэкаут».

От городской комедии до панк-сказки: лучшие российские фильмы 2023 года

И всё это онлайн в стандартном хорошем качестве. Читать дальше.

А вот успех большого числа отечественных прокатных киноновинок киновед объясняет следующим образом: "Народ устал без общения после нескольких лет ковида, и сегодня люди идут в кинотеатры, театры. Желание выходить в мир способствует улучшению ситуации в кинематографе". Проблемы российского кино Тем не менее, в отрасли, по его мнению, все еще существует множество проблем. Например, недостаточное число кинозалов — актуальная проблема для многих городов России. Есть еще кинозал в ДК "Корабел", но там периодически проходят показы только фестивального кино", — приводит пример Беланов. Еще одна проблема, подчеркивает эксперт — низкое качество преподавания актерской, режиссерской и других "киношных" профессий: число коммерческих предложений растет, подготовка при этом стала хуже.

А большинство мужчин выделили детективы, исторические, военные, фэнтези, научную фантастику и комедии. Кроме того, респонденты назвали жанры, которые в России получаются лучше всего.

В ТОП попали детективы, военные, исторические. А вот рейтинг худших возглавили ужасы, фэнтези и мистика. Сочетает классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставит людей — с их уникальными взглядами и противоречиями.

Своей цели восстание не достигло, зато определило направление общественно-политической жизни как минимум на полвека вперед. Победу приходится оплатить дорогой ценой. Почти детективная история неравного поединка заканчивается и оптимистически, и трагически.

Мария. Спасти Москву (2022)

  • российские фильмы и сериалы >>
  • ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМЫ О РОССИИ XVIII ВЕКА: geokhar — LiveJournal
  • 7 российских исторических сериалов, которые стоит посмотреть: список лучших (видео)
  • Рекомендуемые видео

Славные страницы прошлого: 22 российских исторических фильма

Специально для съемок был сформирован 11-й отдельный кавалерийский полк в 950 сабель. Поработав еще на десятках различных картин, он был расформирован в 2002 году. Заговорщики, ставшие позже известными как декабристы, ставили себе целью не только не допустить восшествия на престол Великого князя Николая, родного брата умершего императора Александра I, но и в принципе ликвидировать самодержавие, утвердить Конституцию и отменить крепостное право. После подавления восстания и казни нескольких лидеров декабристов остальные 120 человек были сосланы на каторгу или на поселение в Сибирь. Вслед за многими из них туда добровольно направились их жены. Обо всех этих событиях и рассказывает «Звезда пленительного счастья». Ведь при венчании они давали обет быть рядом с мужем в горе и радости. Наверное, чувство ответственности за судьбы страны начинается с ответственности к одному-единственному человеку…» 4. Горького, 1957 г. Трехсерийный фильм-эпопея был снят по роману советского писателя Михаила Шолохова, получившего за него в 1965 году Нобелевскую премию по литературе. Он повествует трагическую историю донского казачества, оказавшегося в самом эпицентре кровопролитной Гражданской войны на осколках Российской империи.

Создателем первых настоящих исторических романов и основоположником жанра считается всемирно известный британский писатель Вальтер Скотт. Влияние Вальтера Скотта в первую очередь отразилось на произведениях А. Пушкина «Арап Петра Великого» 1827 и «Капитанская дочка» 1836. Другими важными произведениями данного жанра в русской литературе являются «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Война и мир» Л.

Она должна обаять сурового генерала Радлова, ведь именно от его решения зависит будущее всего проекта. Немолодой военнослужащий покорен красавицей и даже собирается сделать ей предложение о браке. Но сердце героини уже занято юнкером Толстым, с которым она случайно столкнулась сразу после приезда. Понравилась статья?

Поделиться с друзьями: Похожие статьи:.

Уголовники и охранники в своей неограниченной власти над основной массой заключенных особенно быстро теряли человеческий облик. И показательно то, что система, создававшая такого рода отношения в местах заключения, по существу культивировала их и вне лагерей. Действительно, человек имевший власть, мог расправиться с тем, кто был ему подчинен, без всякого основания — просто потому, что ему не понравилось лицо этого человека. И в этом заключается страшная правда любого деспотизма. Жизнь в колымских лагерях действительно обрекала заключенных на быстрое умирание. Трудно было прожить в этих лагерях несколько лет, оставаясь на тяжелых физических работах.

И следующий эпизод данного фильма показывает нам страшную картину гибели заключенных, которые погибли в лагерях не только в голодные военные годы, но и в предвоенные и в послевоенные периоды, и неслучайно вот эта огромная смертность заключенных в лагерях — не только в колымских, но прежде всего в них, дала основание Солженицыну назвать эти исправительно-трудовые лагеря «истребительно-трудовыми» лагерями. Лагерями, где человек истреблялся и трудом, и совершенно недостаточным для его выживания питанием, и самое главное террором — как охранников, так и уголовников. Очередная утренняя проверка выявила, что только в одном бараке за ночь скончалось пять человек. И такова картина смертности в колымских лагерях на протяжении многих лет. Но в этом эпизоде впервые перед нами явственно проступает майор Пугачев, как человек, не смирившийся со своей обреченностью на гибель в колымском лагере, но как человек, готовящий побег. Побег должен стать для него и для тех, кто поддержит его в этом начинании, ибо одному бежать из колымских лагерей практически невозможно, — по существу средством сохранения своего права быть человеком, своего права быть свободным человеком. Следует подчеркнуть, что в основу рассказа «Последний бой майора Пугачева», повествующего о бегстве из колымского лагеря группы заключенных, был положен реальный исторический эпизод.

Действительно, беспрецедентный случай побега из колымских лагерей группы власовцев этот термин, кстати, уже прозвучал в сегодняшнем фильме , которыми командовал капитан Тонконогов, офицер власовской армии. Тема власовцев является достаточно сложной, это лишь вершина того айсберга, который связан с тем поразительным обстоятельством, что в годы войны более миллиона советских граждан воевало на стороне Германии против Красной Армии. Понять значение и смысл этого феномена не просто, и фильм режиссера Фатьянова не ставит перед собой такую задачу. Но то, что беспрецедентный побег из колымских лагерей осуществили именно власовцы, и это событие запечатлелось в сознании В. Шаламова как удивительный факт, символизировало лишь то обстоятельство, что очень немногие, наиболее отчаянные, наиболее последовательно ненавидевшие коммунизм люди, видевшие в системе лагерного заключения суть всего коммунистического тоталитаризма, могли найти в себе силы бросить вызов страшным обстоятельствам лагерной жизни, как они нашли в себе силы бросить вызов тяжелым обстоятельствам войны, в которой они принимали столь трагическое участие. Но в рамках данного фильма тема подготовки побега майора Пугачёва и его товарищей неожиданно переплетается с еще одной темой. Об этой теме некогда писал бывший заключённый, действительно бежавший из карельских лагерей, Иван Солоневич.

Писал он об этом весьма выразительно. Но еще более отвратительно и страшно, когда снимая с тебя последнюю одежду, он заставляет тебя улыбаться и радоваться тому, что происходит». Действительно, ужас советской жизни часто усугублялся тем, что лишенные каких бы то ни было прав, лишенные всякого человеческих условий существования, обреченные быть рабами в лагерях люди должны были славить ту жизнь, которая их окружала, прославлять тот режим, который сделал их рабами. И вот такого рода коллизия возникает в фильме «Последний бой майора Пугачёва», когда лагерному начальству приходит в голову организация самодеятельности из числа заключенных. И именно этой, столь же бессмысленной, сколь и кощунственной в отношении заключенных идеей, и решает воспользоваться майор Пугачев, чтобы осуществить свой замысел. Майор Пугачев подбирает себе группу товарищей, с которыми проводит время на репетициях. Они получают дополнительный паек, чтобы быть в лучшей форме для концерта, но на самом деле обретают силы, необходимые им для побега.

Того самого побега, который еще не имел место в истории колымских лагерей. Но при этом им приходится делать вид, что они готовят праздничный концерт. И вот следующий фрагмент этого фильма, когда превращенные сталинским режимом в полуживых существ заключённые призваны петь радостную песню о счастливой советской стране и мудром сталинском руководстве, очень выразительно показывает не только абсурд жизни советского времени, но и то, что эти заключённые, изображающие из себя певческий хор благодарных товарищу Сталину зэков, на самом деле люди, которые готовы бросить вызов страшной системе, превративший всю нашу страну и весь наш народ в покорное рабское стадо. Бегство из колымского лагеря могло показаться авантюрой, и, хотя будучи профессиональным военным, майор Пугачев разрабатывает, казалось бы, достаточно четкий план, шансы на успех практически ничтожны. Но велико стремление этих людей ощутить себя свободными. Свободными в условиях, когда человек готов поплатиться своей свободой, и вообще любыми проявлениями человеческого достоинства для того, чтобы продлить свою жизнь хотя бы на несколько дней. И вот это их желание вырваться из колымского лагеря становится невольным желанием вырваться из страны, превращенной сталинским режимом в один огромный концлагерь.

Сами того, может быть, не сознавая, в тот момент они бросают вызов всей тоталитарной сталинской системе, всей этой стране, в которой превращенные в рабов люди призваны изображать из себя самых счастливых и самых свободных людей в мире. Именно этой системе насилия и лжи противостоят герои произведения Шаламова — та группа заключенных, которая решается рискнуть всем, чтобы испытать свободу, чтобы вырваться из того мира несвободы, тотального рабства, в которой обречены жить поколения их современников. И это уже не просто бегство группы заключенных — это протест искренних и свободных людей против того рабства, в котором многие современники живут, даже не сознавая того, что происходит в их жизни. Конечно, этот побег обрекает их и на конфликт с теми, кто стоит на защите системы подавления страны. И вот, смотря последующие кадры, мы будем задаваться естественным вопросом: а на чьей стороне наша душа наше сердце? На стороне этих беглых заключенных, или на стороне тех служителей так называемого сталинского закона, которые пытаются пресечь этот побег и вернуть свободных людей в рабское состояние? Побег из лагеря группы заключенных не только открыл им путь к свободе — пусть и кратковременной, пусть и недолговечной, Но этот же побег обнаружил подлинную суть их палачей.

Мы видим, как на наших глазах еще недавно самодовольные начальники превращаются в людей, способных предавать друг друга, уничтожать друг друга, дабы выжить самому. И вот в этой ситуации для нас проступает одна очевидная особенность советской жизни. И жизнь жертв, и даже жизнь палачей была построена по одному принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Человеку для того, чтобы быть палачом, нужно было иметь свои жертвы, но в жертву мог превратиться любой человек, даже вчерашний палач. И вот в этом страшном парадоксе советской действительности сформировались целые поколения людей. Но очень немногие из них были способны на то, чтобы сознательно отказаться от роли палача, и тем самым чаще всего сознательно обречь себя на положении жертвы. И вот, сравнивая убегающих из лагеря заключенных власовцев с этими так называемыми советскими офицерами, несущими службу по охране страны от «врагов народа», а на самом деле изолирующими жизнь страны от многих достойных и выдающихся представителей русского народа и обрекающих их на муки и смерть, — вот в этом сопоставлении мы видим то, насколько же перманентной, непрекращающейся была в течение всего советского периода та гражданская война между лучшими и худшими русскими людьми, которые в условиях советской действительности, по существу, делали свой нравственный выбор.

Выбор между палачом и жертвой оказался очень трудным. Но выбор между свободой и рабством оказался еще труднее. И вот сделавшие свой выбор в пользу свободы бежавшие заключенные предстают перед нами буквально в последние дни и часы своей жизни как люди, безусловно являющие нам то, что стало большой редкостью в условиях советской действительности — чувство человеческой свободы. Попытка поймать заключенных, или хотя бы уничтожить их во время этого бегства, открывает перед нами новые эпизоды. Эпизоды, связанные и с боем, происходящим между беглыми заключенными и охранниками, и эпизодом, который сопровождает происходящие события. Это беседа генерала госбезопасности с главным хирургом лагерного госпиталя, куда привозят в огромном количестве убитых и раненых вохровцев. Сменяющиеся в фильме постоянно сцена боя и сцена беседы двух, надо сказать, мыслящих палачей, позволяет нам еще в большей степени проникнуться не только трагизмом происходящей на наших глазах ситуации, но и пониманием того, насколько же обречённые на смерть заключенные оказываются внутренне свободнее, и в каком-то смысле слова счастливее своих палачей.

Посмотрим следующий, довольно пространный фрагмент фильма. Действительно, и реально бежавшая из колымского лагеря группа заключенных во главе с капитаном Тонконоговым, и герои рассказа Шаламова «Последний бой майора Пугачёва» не смогли в полной мере оказаться на свободе. Несколько человек из группы капитана Тонконогова ранеными были возвращены в лагерь и погибли, как погибают и герои данного фильма, и рассказа Шаламова. Но даже в сцене боя, который проходит на наших глазах, мы не можем не ощутить несоизмеримость двух сражающихся сторон. Казалось бы, и вохровцы, и бежавшие из лагеря заключенные одеты в одну и ту же форму. Но что-то разделяет их по существу. Это не только то, что одни являются палачами, а другие жертвами, восставшими против своих палачей, но прежде всего что одни хотят быть людьми свободными, а другие даже не осознают того, что служат системе тотальной несвободы.

Показательно, что вот в этих очень выразительных эпизодах перестрелки мы видим лица той и другой стороны. И мы не можем не заметить личностные несопоставимости сбежавших заключенных и преследующих их охранников. Перед нами русские люди, советские люди, но сколь не похожи они друг на друга, сколь очевидно в одних проявление и человеческой личности, и человеческого достоинства, и человеческой правды, и сколь одинаковы в своей бесчеловечности и жестокости в своей недоразвитости и готовности творить любое зло, которое только прикажет творить начальство, преследователи бежавших заключенных. Кажущийся весьма интеллектуальным для высокопоставленных советских палачей разговор генерала и хирурга лишь обнаруживает то сущностное различие, которое существует между этими людьми. Действительно, ни генерал, ни хирург, не могли оказаться на месте этих сбежавших заключённых. Они могли бы оказаться заключенными, но никогда бы не предприняли побег, ибо они уже давно смирились с тем, что свобода — этот великий дар, данный человеку Богом, может быть принесена в жертву выживанию спокойной, благополучной, пусть и эфемерной по сути своей жизни здесь, на земле, в тех призрачных материальных благах, благах власти, которыми пользуются палачи в советской стране. И вот в этой несопоставимости одних и других, вступающих в схватку на заснеженном поле, проступает очень важная проблема.

Проблема, которой мы до сего времени не уделяли должного внимания в наших размышлениях о судьбе нашей страны. Проблема того, что начавшаяся в ней в 1917 году гражданская война не прекращалась в ней на протяжении десятилетий. Многие люди вовлекались в эту войну, которая происходила в разных формах различными путями — большая часть, возможно, даже неосознанно. Но тот, кто осознанно делал свой выбор в условиях этой перманентной войны нашего народа с самим собой, в конечном итоге в этом выборе проявлялся каждый человек, проявлялся делавший выбор в добре и выбор в зле. Логика истории была такова, что подавляющее большинство тех, кто делал свой выбор в пользу свободы и добра, был обречен потерпеть поражение. Может быть, именно поэтому наша страна сейчас с таким трудом прокладывает себе путь к свободе, все время мечтая о вчерашнем рабстве. Может быть, поэтому столь много лжи и неправды продолжает звучать в нашей стране сейчас, даже о нашем недавнем прошлом.

Но фильм режиссера Фатьянова «Последний бой майора Пугачёва», заканчивающийся также трагично, сколь заканчивается рассказ Шаламова «Последний бой майора Пугачёва», одновременно открывает для наших современных зрителей, как исповедующих веру во Христа, так и не знающих веры и Церкви, одну подлинно христианскую истину, заключающуюся в том, что в условиях, когда человек жертвует величайшим Божественным даром свободы, он становится рабом — но уже не рабом Божьим, но рабом человеческим. Ну нет для созданного Богом человека более унизительного и губительного для его души рабства, чем рабство по отношению к себе подобным! Прошли годы, и действительно, в нашей стране произошел своеобразный противоестественный отбор. Люди свободные и честные погибали из десятилетия в десятилетие, а выживали те, кто не испытывал уже потребности ни в свободе, ни в чести. И вот последний эпизод фильма «Последний бой майора Пугачева» вновь очень остро ставит перед нами эту, может быть, очень страшную, но очень необходимую всему нашему обществу истину. Истину о том, что за десятилетия советского периода нашей истории мы поплатились жизнями не просто многих, но именно лучших представителей нашего народа, самых свободных и самых честных. Посмотрим последний фрагмент фильма.

Фильм заканчивается картиной кладбища с безымянными могилами многих тысяч заключенных. Не все они погибали так, как погибали герои фильма. Большинство из них погибало, даже не попытавшись восстать против того целенаправленно обрушившегося на них рабского труда, который истреблял их в лагерях. Но надпись, которая высвечивается на экране в конце фильма: «Безвестным героям Великой Отечественной, уничтоженным режимом, посвящается» приобретает очень глубокий смысл. Мы немало говорим о героях Второй мировой войны — и известных, и неизвестных, которые покоятся в известных или безымянных могилах, а иногда и просто без могил, на огромных пространствах Восточной и Центральной Европы. Но между тем героям той войны, которая продолжалась в нашей стране — иногда силой оружия, как это было в годы гражданской войны, коллективизации, или в годы Второй мировой войны, а иногда силой духа, как это происходило в другие периоды войны, которую вели те представители русского народа, которые хотели оставаться в самой несвободной стране людьми свободными и честными, жить не по лжи следовать традициям своей веры, своей культуры, своих предков, эта война продолжалась десятилетиями. И большая часть героев этой войны остается безвестными, и гибель их была различной.

Тем поразительнее то, что увиденная нами в конце фильма «Последний бой майора Пугачёва» надпись, посвящение, в контексте увиденного нами фильма заставляет всех нас серьезно задуматься о тех, действительно безвестных героях, которые на протяжении 70-тилетнего периода коммунистического рабства в нашей стране олицетворяли собой то, что уже сейчас крайне редко можно встретить в наших современниках — чувство подлинного русского патриотизма, подлинного христианского достоинства в сочетании со способностью сопротивляться злу, в том числе и внешней силою, если для этого складывались обстоятельства. Это тема — тема безвестных героев духовного сопротивления богоборческому большевизму в России, я думаю, еще будет темой многих художественных фильмов и художественных произведений, которые будут создаваться в нашей стране со временем, когда мы, наконец, в полной мере осознаем, как это осознали писатели Солженицын и Шаламов, режиссер Панфилов и Фатьянов, кто же были подлинными героями в нашей стране в страшномХХ веке. Русь святых в поисках Царствия Божия Эпоха средневековья в истории христианства запечатлелась многочисленными, а чаще всего неудавшимися попытками созидания Царства Божия на земле. Попытками создать такую власть Церкви, государства, которая бы смогла реализовать перед своими подданными, перед своими пасомыми всю полноту христианского идеала. Но многочисленные неудачи в этих попытках, о которых мы говорили в прошлых наших передачах, не отменяли самого главного назначения христианства в истории человечества. Царство Божие созидалось в душах самих христиан, и наш сегодняшний разговор будет посвящен истории тех членов христианской Церкви, которые вошли в историю, как канонизованные святые. Века, когда в истории Русской Православной Церкви было более всего подвижников благочестия, которые впоследствии оказались канонизованными как преподобные, то есть святые монахи.

Именно монашество в эту эпоху вбирало в себя лучшую часть общества, в монахи шли все те, кто особенно остро чувствовал несовершенство жизни в называвшемся христианским, но остававшемся языческом, обществе. Шли все те, кто был интеллектуально развит, кто был исполнен подлинного творческого дерзания. Наш сегодняшний разговор будет посвящен одному из таких святых Русской Православной Церкви — преподобному Андрею Рублёву. Впрочем, говорить об этом святом монахе мы будем, опираясь на фрагменты из фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Этот фильм, снятый на рубеже 60-х-70-х годов, когда сам режиссер еще только начинал задумываться о христианстве, конечно же, не может претендовать на то, что он дает подлинную картину развития духовной жизни средневекового русского монаха. В фильме доминирует иная тема. Тема художника, обреченного в несовершенном мире, в период страшных исторических катаклизмов, утверждать идеал прекрасного.

Но вместе с тем этот, на мой взгляд, один из самых лучших фильмов великого российского режиссера, дает нам возможность, как никакой другой фильм в отечественном кинематографе, задуматься о религиозной теме на экране. Фильм состоит из ряда новелл, в которых отражаются разные стороны жизни русского средневековья. И вот сегодня мы поговорим как раз о тех важных проблемах — проблемах религиозных и исторических, которые находят свое отражение в этом очень глубоком, очень одухотворенном, хотя и, конечно же, не во всём приемлемом с церковной точки зрения, фильме. Одной из главных тем этого фильма является то, как ищущий религиозной истины, не перестающий сомневаться, и в то же время благодаря этому способный поразительным духовным прозрением монах, живет в Руси XV века, в которой удивительным образом сочетается глубокая христианская вера и одновременно глубокая приверженность древнему язычеству. Тема соотношения язычества и христианства является одной из важнейших тем этого фильма, но одновременно и всей русской религиозной истории. Сейчас нередко приходится слышать о том, что распространение христианства на Руси уничтожило, подавило некогда замечательную языческую культуру. Ничего подобного не было, на самом деле.

И попытки представить язычество древней Руси как равноценную альтернативу христианству не выдерживают никакой исторической критики. И вместе с тем приходится констатировать, что являвшаяся к XV веку уже более 300 лет формально христианской, Русь, особенно в народной среде продолжала сохранять глубокую приверженность язычеству. В церкви присутствовало двоеверие — когда поколения христиан пытались сочетать в своей жизни веру во Христа и традиции древнего язычества. Любой мыслящий религиозно неравнодушный человек той эпохи не мог не видеть этого, не мог не отзываться на это противоречие. И вот в фильме «Андрей Рублев» мы видим очень яркий эпизод, когда группа путешествующих монахов — монахов-иконописцев, монахов не только благочестивых, но и одухотворенных, творчески относящихся к окружающей действительности, оказываются волею обстоятельств на ночлеге, который попадает на время одного из языческих праздников. И отправившийся в лес Андрей Рублев сталкивается с этим языческим ночным праздником, который представлен в этом фильме достаточно реалистично, который открывает нам во всей, по сути дела, духовной неприглядности природу древнерусского язычества. Посмотрим этот очень содержательный фрагмент.

Начало XV века было одним из самых страшных периодов в истории Руси. Уже полтора века страна опустошалась регулярными набегами монгольских завоевателей, потеряв присущий ей в первые века после принятия христианства очень быстрый темп социального, экономического, духовного развития. И вот то, скрывавшееся в лесных чащах язычество, все явственнее проступало в душах людей. Монах Андрей Рублев видит перед собой языческий праздник. Он отнюдь не напоминает те стилизованные, псевдоязыческие мистерии, которыми развлекаются наши соотечественники подчас сегодня. Перед нами тот самый языческий праздник, который предполагает и собирание трав для осуществления колдовства, и свальный грех, позволяющий в ночь праздника снять с себя все нравственные запреты, и, подобно животным, совокупляться людям здесь же, на глазах друг у друга. Впрочем, жуткие черты этого праздника и нередко можно наблюдать и в нашем современном обществе, тоже пытающемся освободиться от многих вековых нравственных запретов, без которых человек перестает быть человеком.

Не могущий игнорировать той реальной жизни, которая окружает его, преподобный Андрей смотрит пристально на происходящее вокруг него. Он понимает греховность происходящего, но пытается понять суть того, что происходит на его глазах. Показательная деталь: на нем загорается ряса от костра, рядом с которым он оказывается. Это как бы знак ему свыше: знак тех адских мук, на которые обрекает христианина участие в языческих игрищах. А далее мы видим очень страшный эпизод. Монах, попавший в руки язычников — вернее не язычников, а формальных христиан, которые в эту ночь превращаются в язычников, монах, попавший к ним в руки, в этот момент обречен. Для них и так не очень уж значимы предписания Церкви, но сейчас, в эту ночь, когда можно всё, он должен погибнуть.

И вот мы видим не просто попытку связать его, убить его — мы видим глумление этих, в общем-то, русских православных христиан, в глубине своих душ остающихся язычниками, над монахом. Привязывая его к дереву, как ко кресту, его не только мучают — над ним глумятся — глумятся над его верой, и вот эта сцена как будто прообразует страшные сцены ХХ века, когда в гонениях на Церковь священнослужителей, монахов будут только убивать, но и глумиться над ними те, кто как будто являются их пасомыми. Неожиданно преподобный Андрей получает освобождение. Одна из язычниц, пытающаяся соблазнить его, освобождает его от пут, но в тех, вроде бы безыскусных ясных словах, которыми преподобный Андрей пытается усовестить язычницу, перед нами открывается несопоставимость тех двух путей развития Руси — христианского и языческого. Тех путей, выбирать между которыми наша страна будет еще многие века, выбирает, наверно, и сегодня. Увидев в этом ночном языческом празднике всю жуткую суть язычества, глумящегося и над Богом и над человеком, преподобный Андрей приходит в эту деревню вновь утром. Она кажется опустошенной.

Опустошенной таким образом, каким бывает опустошенной душа и тело человека, предающегося греху. А далее возвратившийся к своим спутникам-монахам, к своему наставнику Даниилу Черному, тоже иконописцу, преподобный Андрей приносит свое покаяние. Он немного говорит об этом, но мы чувствуем, что и он ощутил в своей душе страшную, соблазнительную силу язычества. А далее происходит нечто, что не менее способно повергнуть в ужас, чем языческий праздник. Пришедшие в эту деревню монахи вместе со служивыми людьми князя преследуют участвовавших в языческих обрядах крестьян. К сожалению, в средние века христианство очень часто утверждало себя внешней силой — силой меча, силой огня. И хотя на Руси конфликт между христианством и язычеством не приобретал таких уж масштабных и кровопролитных форм, что подчас было в Западной Европе, конфликт язычества и христианства сохранялся.

Сохранялся, может быть, подспудно, ибо многие христиане в душах своих оставались язычниками. Для преподобного Андрея невыносимо видеть расправу христиан над язычеством. Он только что проповедовал этой язычнице-крестьянке о том, что христианство есть религия любви. Он не помогает монахам, которые преследуют язычников, поймать эту женщину. Не только потому, что он обязан ей своим спасением — и именно и прежде всего потому, что для преподобного Андрея христианство есть религия любви. И он искренне не верит в то, что Церковь тут может утвердить истину Христову с помощью грубой внешней силы. Более того — мы чувствуем, что он сострадателен по отношению к этой заблудшей, но в то же время глубоко несчастной женщине, живущей в христианской стране, но остающейся язычницей, может быть, еще и потому, что христиане в ней так мало напоминают Христа.

После этого становится понятно, почему столь много выдающихся людей той эпохи уходили из мира, столь жестокого, столь противоречивого, и пытались обрести цельность своей духовной жизни — то самое целомудрие, которое является основополагающим в призвании не только монаха, но и христианина. Действительно, внутри монастырской ограды уже не один век формировалась иная жизнь. Люди не только иначе относились друг другу, нежели это имело место в миру, но и обращали свою духовную жизнь к созерцанию Божественной истины, Божественной красоты. Собственно монахи на Руси и были теми, кто впервые стал призывать человечество не только выживать в этом мире, не только заботиться о хлебе насущном, но и созидать ценности духовного порядка. И вот в жестокой эпохе монгольского завоевания рассвет русского монашества, который имел место в XV веке, который сопровождался поразительным расцветом церковной иконописи, церковный музыки, по сути дела открывается перед нами в следующем эпизоде. Перед нами не просто монахи, пытающиеся строить свои отношения по-христиански — перед нами подлинные художники, переживающие уже искушения иного рода, чем те, которые переживают обычные люди. Это искушение своим талантом, искушение своим творчеством — искушения, нередко сопровождающие художественное творчество личной гордыни художника.

Вот эта обращенность к глубоким, подлинно духовным проблемам и выделяло монахов наряду с их особой жизнью в монастырях из всего русского общества той эпохи. Именно эта обращенность к духовным проблемам, преодоление глубоких духовных искушений, позволяет через монахов многим русским православным христианам открывать для себя полноту духовной жизни. Итак, следующий эпизод возвращает нас к очень серьезной проблеме — проблеме, которая всегда сопровождает творчество любого художника. Это проблема выбора между самоутверждением себя в искусстве, или же наоборот — утверждением искусства в себе — искусства, славящего Бога. Уже ставший известным иконописцем преподобный Андрей Рублев считает себя скромным учеником Даниила Черного, и даже не мечтает о том, что ему удастся пройти еще одну школу иконописи у самого знаменитого тогда на Руси иконописца Феофана Грека, и вместе с тем Феофан Грек знает преподобного Андрея Рублева, и призывает его к себе. В только что показанном эпизоде мы действительно можем воочию увидеть то, насколько же преображало христианство русскую жизнь. Ведь в ту страшную эпоху, о которой мы говорим, когда, казалось бы, люди должны быть только выживать любой ценой, давя друг друга — как впрочем, и поступали многие из людей; в монастырях мы видим совершенно преображенную жизнь.

Здесь люди озабочены творчеством, здесь люди сочетают свои творческие искания с высокими требованиями друг к другу к самим себе — то, чего так часто недостает современным художникам, для монахов — иконописцев было очевидно. А именно: необходимость художественного творчества, нравственного творчества как нераздельных начал духовной жизни. Не может художник быть подлинным творцом, если он безнравственен, и не то творчество ценно, которое выражает художника, но ценно лишь то творчество, которое выражает Божественную истину, Божественную красоту, невместимую в личность одного человека — даже если он наделен художественным талантом. Мы видим, как стремление преподобного Андрея устремиться к своему новому наставнику заставляют его пренебречь своим первым учителем — это его грех, но грех Даниила Черного в том, что он поддался чувству обиды и отвернулся от своего ученика. И вот эти два великие художника, переживающие, увы, очень часто встречающийся у творческих личностей конфликт художественных честолюбий, в монастырской келье приходят к взаимному покаянию и взаимному прощению. Хочется обратить внимание, что в ту эпоху — и это в фильме показано очень выразительно, монахи могли принимать исповедь и друг у друга, и у мирян. Покаяние происходило не только на исповеди священника.

Перед нами два художника, которые не только пишут иконы, пытаясь иконографическими образами выразить высоту Божественного первообраза, но это те люди, которые преображают души друг друга. И вот этот синтез красоты и нравственности навсегда вошел в историю мировой культуры как великое открытие христианского монашества.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий