В Германии отношение к еврейскому населению изменилось после поражения страны в Первой мировой войне. Министерство финансов Германии «пыталось максимально сократить» сумму, которая будет перечислена в следующем году выжившим жертвам Холокоста, утверждая, что запрашиваемая сумма была «чрезмерной», а число выживших жертв Холокоста, представленное в ходе.
В Германии пенсионерка, отрицавшая Холокост, приговорена к тюремному заключению
СМИ Германии на более чем 70% левые, поэтому они будут беззастенчиво связывать теракт в Галле с партией АдГ — факты для доказательства им не требуются — им более чем достаточно «хайли лайкли». Самые известные музеи находятся в России, Германии, Израиле, США и Бельгии. В Москве можно посетить научно-просветительный центр "Холокост" и Музей еврейского наследия и Холокоста в Мемориальной синагоге на Поклонной горе. Они испортили шесть изображений, показанных на выставке в Лейпциге. Ущерб оценивается в 1,5 тысячи евро. 78 жителей Украины, переживших холокост, были эвакуированы в Германию в связи с продолжающейся российской спецоперацией. германия, польша, холокост, в мире – радио sputnik.
Жертвы холокоста получат от Германии беспрецедентную компенсацию - около миллиарда долларов
В прошлом для дня памяти было характерно избегать упоминаний преследования сексуальных меньшинств, что было неправильно, потому что если жертвы не равны, если определенные группы из них менее ценны, чем другие, то «национал-социалистическая идеология живет и продолжает давать о себе знать», — сказала Розетт Кац и, правда, дальше в своей речи отметила, что она не принадлежит ни к одному сексуальному меньшинству. Председатель Бундестага Бербель Бас отметила, что при нацистском режиме постоянный страх и неуверенность были общими для всех, кто не оправдывал ожиданий национал-социалистов. По ее словам, судьбы тысяч людей были предопределены тем фактом, что их сексуальная ориентация или гендерная идентичность отклонялись от нацистской нормы, и после падения диктатуры представителям сексуальных меньшинств пришлось десятилетиями ждать признания своих страданий и преследований. Об этом же говорил специально приглашенный артист-трансвестит на мемориальной встрече с представителями Бундестага, главой государства, канцлером, председателем Конституционного суда и председателем Бундесрата, которая состоялась в Палате Бундесрата.
Исполнительный вице-президента организации Грег Шнайдер рассказал, что с каждым годом последнее поколение переживших холокост стареет и их потребности возрастают.
Именно поэтому важно, чтобы они получили «какую-то часть справедливости и шанс сохранить достоинство, которое у них отняли в юности». Как пишет издание, правительство Германии наделает индивидуальные выплаты пострадавшим ещё с 1952 года.
Эксперт также считает, что из-за некачественного исторического образования на Западе часто верят ассоциациям и ложным стереотипам. Как сообщало ИА Регнум, замдиректора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов уверен, есть очень логичная и глубинная связь между тем, что 78 лет назад Россия покончила с фашизмом и в том числе — с концлагерями и другими бесчеловечными нацистскими изобретениями , и тем, что происходит сейчас, когда Москва снова выступает как самый убеждённый противник нацизма.
Жертвы холокоста получат от Германии беспрецедентную компенсацию - около миллиарда долларов Жертвы холокоста получат большую компенсацию Власти Германии выплатят около миллиарда долларов евреям, пережившим холокост, сообщает сайт организации Claims Conference Комиссия по еврейским материальным искам. Выплаты будут происходить в течение четырех лет - с 2014 по 2017 годы. Деньги пойдут на удовлетворение социальных нужд и содержание 56 тысяч пожилых людей, переживших трагедию. В 2014 году правительство Германии переведет в их пользу 185 миллионов долларов около 142 миллионов евро. В дальнейшем размер выплат будет увеличиваться. В 2015 году они составят 266 миллионов долларов 205 миллионов евро , в 2016 году - 273 миллиона долларов 210 миллионов евро , в 2017-м - 280 миллионов долларов 215 миллионов евро. Таким образом, в целом в течение четырех лет будет выплачена беспрецедентная сумма - около миллиарда долларов 772 миллиона евро.
Холокост в Германии
Национал-социализм и большевизм», в которой отстаивает тезис о неизбежной победе Гитлера из-за страха немецкого населения перед «большевистской угрозой». К середине восьмидесятых у Нольте сложилась блестящая академическая карьера: учеба у Мартина Хайдеггера, защита диссертации о немецком идеализме и Марксе под руководством Ойгена Финка, международная известность за опубликованную в 60-е работу «Фашизм в его эпохе», место профессора в ведущем университете Западной Германии. Нольте никогда не скрывал своих консервативных взглядов, более того — в немецкой академической среде они всегда считались нормой. Историк решает включиться в газетную дискуссию о новом патриотизме, инициированную Михаэлем Штюрмером. И не в последнюю очередь, чтобы популяризировать свою новую книгу. Однако попытка Нольте легитимизировать через историю собственную политическую позицию станет той самой искрой, из которой разгорится пламя, разрушившее его карьеру и радикально изменившее дискурс о Холокосте. Спор историков Эрнст Нольте публикует в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung статью «Прошлое, которое не уходит», в которой пересказывает основные тезисы своей новой книги. Он подчеркивал, что немцам не стоит преувеличивать значение геноцида евреев, поскольку преступления национал-социализма меркнут в сравнении с другими преступлениями XX века: красным террором, коллективизацией в Советской России, ГУЛАГом.
Расовой войне предшествовала классовая война. А единственная инновация нацистов — газовые камеры и использование «Циклона Б». Нольте заключал, что Гитлер прибегнул к «азиатским злодеяниям», только потому что немцы ощущали себя потенциальными жертвами «азиатских злодеяний» из классовых соображений. Тоталитаризм появился в Советской России, а национал-социализм стал лишь ответом на вызовы времени. Андреас Хилльгрубер, известный историк и профессор Кельнского университета, писал в своих статьях о том же: в серии статей для Die Welt, которые вскоре вышли в виде книги «Двойной закат: Крах германского рейха и конец европейского еврейства», историк отмечал бесстрашие немецкой армии перед лицом «большевистской угрозы». Хилльгрубер был уверен, что Третий рейх имел верное представление о враге и представлял общеевропейские интересы, в отличие от стран, сотрудничавших с Советским Союзом. Другой историк, профессор Мюнхенского университета Кристиан Мейер, тоже откликнулся на статью Нольте с одобрением: да, геноцид евреев — уникальное злодеяние, но в те годы концлагеря считались вещью заурядной.
Важно отметить, что Хабермас — непрофессиональный историк, и научная истина в этом споре интересовала его в последнюю очередь. Как публичный интеллектуал Хабермас стремится делегитимизировать проект нового патриотизма, символом которого стал Коль. Философ уверен, что история не должна служить фундаментом для коллективной самоидентификации в руках правительственных историков, отчуждающей немцев от Запада. Банализация Холокоста недопустима — она снимает проблему коллективной ответственности за систематическое истребление определенной группы людей при молчаливом одобрении большинства. Это травма, которая должна стать в Западной Германии системообразующей при разговоре о прошлом. Публикация Хабермаса запустила серию статей леволиберальных историков, которые били в ту же цель: консерваторы оправдывают геноцид ради комфортного восприятия истории большинством, в то время как национализм должен оставаться центром немецкого исторического сознания. Холокост — это уникальное явление в мировой истории, поставившее убийство людей на основе тоталитарной идеологии и расовых теорий на индустриальный конвейер.
Геноцид евреев, как бы этого ни хотели оппоненты, нельзя считать реакцией на красный террор — еще задолго до ГУЛАГа немецкая колониальная политика в Юго-Западной Африке в начале XX века обрекла на смерть народ гереро, выселенный в безводную пустыню. В ответ на левую критику Нольте, Хильгрубер и Штюрмер занимают оборонительную позицию и еще сильнее радикализируют прежние аргументы — Хабермас и его сторонники плохо знакомы с историей, а идея геноцида изначально отсутствовала в национал-социалистической идеологии. Оппоненты, которые настаивают на коллективной вине немцев, не отдают себе отчета, что их аргументы напоминают заявления Гитлера о коллективной вине евреев. Обвиняя в политической ангажированности леволибералов, историки-консерваторы, конечно, лукавили — историческая наука в Западной Германии долгое время оставалась во власти консервативной повестки, которая вместо политической позиции считалась естественным порядком вещей. Впрочем, на стороне консерваторов неожиданно выступает известный историк, влиятельный интеллектуал и автор одной из лучших биографий Гитлера — Иоахим Фест. Он согласен, что споры о частностях не снимают вопроса об уникальности Холокоста, но и у обвиняющей стороны есть очевидные проблемы с банализацией преступлений коммунизма. Почему левые осуждают войну во Вьетнаме и режим Пиночета, но как будто не замечают Пол Пота.
Насколько изменится суть преступлений, если «расу» заменить на «класс», а «евреев» на «буржуазию»? Фест заключает, что моральный импульс левых интеллектуалов следует за их убеждениями, а не реальностью, и призывает сообщество историков не вмешиваться в спор. Тем не менее в споре активно участвует несколько десятков ведущих историков Западной Германии. По ходу развития дискуссия дробится на множество подтем и перемещает в академический фокус такие явления, как авторитарные тенденции в Веймарской республике, преступления Вермахта, повседневность Третьего рейха и сравнительные исследования геноцидов — все те темы, которые прежде практически не развивались в исторических исследованиях Западной Германии. Большинство участников, такие как Генрих Август Винклер, Хорст Меллер, Альф Людтке, Михаэль Вильдт и Петер Шеттлер, сперва участвовали в газетных спорах, а затем опубликовали научные исследования, которые сегодня признаны классическими. Конституционный патриотизм Тем не менее движущей силой спора историков оставалась политика, а именно вопрос о возможности «здорового» патриотизма в Западной Германии. Юрген Хабермас предложил немецкому обществу проект постнационального «конституционного патриотизма», связанного с приверженностью универсальным ценностям прав человека, демократии и либеральной свободе.
Философ подчеркивал, что ключевое достижение поколения 1968 года — полная открытость политической культуры Запада, которая смогла преодолеть идеологию «особого пути». Только «конституционный патриотизм» не отчуждает немцев от западной культуры и является единственной альтернативой ревизионизму, возвеличивающему немцев в ущерб другим странам. Развивая идеи Ясперса, Хабермас делает важнейший для современной политической культуры Германии вывод: европейцы навсегда связаны с тем контекстом, при котором стал возможен Освенцим. Ответственность за Холокост передается следующим поколениям через семейные и географические связи, политические и интеллектуальные традиции.
Они собираются где-то в подвалах, вешают портреты Гитлера и занимаются всем этим бредом. Это просто какие-то маргиналы», - рассказал Рар НСН.
По словам политолога, такие объединения пытаются доносить свои идеи до общественности посредством раздачи самиздата, например, листовок, но такая деятельность сразу пресекается полицией, а их члены задерживаются. Но вот есть такие отдельные личности, подпольные клубы, которые этим занимаются. Но это нетипично для Германии», - заявил Рар.
Сюжет Мусульмане Как известно, сразу после начала новой израильско-палестинской войны, и особенно после ответа Израиля на зверские акции ХАМАСа по всему миру прошли митинги поддержки обеих сторон конфликта. При этом антиизраильские акции были куда многочисленнее произраильских.
Но дело даже не в численности, а в том, что в них приняли активное участие не только поднятые своими властями жители исламских государств, которые всегда рады заклеймить евреев, но и западные интеллектуалы левого толка, студенты университетов, преподаватели, политики, ученые… Среди которых, что самое удивительное, было много евреев. Скоро евреев снова заставят нашивать желтую звезду на одежду? Однако самое пугающее событие в этом смысле произошло в Германии, которая до сих пор изживает свою страшную вину перед евреями за Холокост. Там в столице этой страны — Берлине на стенах домов, где живут евреи, неизвестные начали рисовать звезды Давида. Напомним, что подобные случаи уже случались ранее в истории, когда нацисты принуждали евреев носить отличительные знаки для их изоляции.
А подобные отметки во многих странах использовали для еврейских погромов. Влиятельная американская газета The Wall Street Journal перечисляет и другие подобные события, указывая, что после нападения ХАМАС на Израиль еврейские общины по всему миру находятся в напряжении, сталкиваясь с растущей яростью, угрозами и насилием. В Великобритании участились случаи антисемитизма, а в минувшую пятницу детям из нескольких еврейских школ Лондона было приказано остаться дома. Австралийские власти принесли извинения еврейской общине после того, как в минувшие выходные на акции протеста в поддержку палестинцев раздались крики «Газ — евреям». В пятницу же, как уже сообщили «Новые Известия», в Китае на одной из улиц Пекина средь бела дня был зарезан 50-летний сотрудник посольства Израиля.
Так, артист рассказал, что репрессивные законы, введенные нацистами, оставались в силе десятилетиями, поэтому после войны, например, Карл Горат, медбрат из Бремерхафена, провел несколько лет в тюрьме за гомосксуализм. При этом, якобы, его в 1947 году осудил тот же самый судья, который отправил его в концентрационный лагерь в 1938 году. Было отмечено, что освобождение Германии от гитлеризма не закончило дискриминацию немецких сексуальных меньшинств. И сейчас в Германии это пытаются представить как одну из проблем Холокоста.
В Германии вновь осуждена женщина, отрицающая Холокост - СМИ
Экс-премьер Израиля обвинил Польшу в фальсификации истории холокоста Стороны договорились об экскурсиях израильских старшеклассников по местам холокоста в Польше. Холокост начался как «очищение» немецкой нации от евреев на территории самой Германии. Но холокост коснулся не только евреев фашистской Германии и Европы. Хронология событий Холокоста. Назначение Гитлера рейхсканцлером Германии в 1933 году положило начало преследованиям евреев. Всего через два месяца после этого события был построен первый концентрационный лагерь в Дахау, под Мюнхеном. День памяти в немецком футболе связан с Международным днем памяти жертв Холокоста, который отмечается 27 января. В 2021 году в центре внимания кампании!NieWieder («Никогда больше!») будет однополая любовь.
Шольц и Холокост. Европа переписала собственную историю
Главная» Новости» Холокост афиша. © РИА Новости Холокост құрбандары. Стоит подчеркнуть, что дискуссия вокруг Холокоста в Германии и по сей день продолжает будоражить немецкое общество. В Германии, недалеко от Потсдама, на месте могилы еврейского профессора Макса Фридлендера, останки которого перенесли в 1980 году, похоронили отрицателя Холокоста Генри Хафенмайера.
Forbes: Германия выплатит дополнительные $1,4 млрд жертвам холокоста
За это время более шести миллионов евреев были стерты с лица земли. Начало преследования евреев В конце XIX века в Германии стала набирать популярность идея расового антисемитизма. По мнению ее сторонников, евреи были низшей расой и представляли угрозу существованию германской нации. Придя к власти в 1933 году, Адольф Гитлер сделал антисемитизм основой своей идеологии. Так, евреев стали воспринимать как людей второго сорта и начали преследовать. В 1935 году появились два "Нюрнбергских закона", согласно которым гражданином рейха мог быть только человек с "германской кровью". С того момента евреи и цыгане, проживающие в Германии, были лишены гражданства, имущества и всех прав. Охваченные ненавистью немцы безжалостно разрушали дома и магазины, которыми владели евреи. Это событие вошло в историю как Хрустальная ночь. Поводом для антиеврейской истерии стало убийство немецкого дипломата Эрнста фом Рата польским евреем.
Трагедия сыграла нацистам на руку — под звучным девизом "Месть за убийство фом Рата" они начали громить еврейские общины. В 1939 году Гитлер приказал выдворить всех евреев из Германии — на осуществление плана было отведено четыре года. Однако ехать им было некуда. Большинство стран отказывались принимать беженцев: мир разделился на те места, где евреи могли жить, и те, куда въезд им был запрещен. Изоляция евреев Важно понимать, что антиеврейская истерия не накрыла Европу стихийно. Нацисты внушали ненависть к евреям долго и планомерно, и спустя годы машина Холокоста заработала. Многие успели сбежать в Прибалтику, Польшу, Украину или Белоруссию, но после того, как армия Гитлера захватила эти земли, евреев начали безжалостно истреблять и там. Эти территории огораживали, а охранники не позволяли узникам покидать гетто без разрешения. Лишенные человеческого достоинства, узники гетто переставали жить и начинали существовать.
У них отобрали свободу, семью, дом и даже имя взамен выдавали номер , а потом забирали и жизнь. Люди занимались изнурительным трудом, сотнями умирали от голода и свирепствующих болезней. Самая страшная участь ждала тех, кто попадал в концлагеря , лагеря смерти. В таких местах был построен отлаженный конвейер, который превращал в пепел по нескольку тысяч человек в сутки. Узников жестоко истязали, травили угарным газом в специальных камерах, расстреливали и сжигали заживо.
Спустя много десятилетий события того времени остаются в Польше болезненной темой: жители страны могут одновременно считаться и жертвами, и помощниками оккупантов. В попытках примириться с травматичным прошлым власти жестко реагируют на обвинения польского народа в антисемитизме и коллаборационизме и даже инициируют расследования против историков, исследующих участие поляков в холокосте. Поделиться Репостнуть Твитнуть «В понедельник вечером, 23 июня 1941 года, немцы вошли в город. А уже 25-го бандиты из поляков начали еврейский погром. Двое из этих бандитов, Боровский Боровюк Вацек со своим братом Метеком, врываясь в еврейские квартиры вместе с другими бандитами, играли на гармони и кларнете, чтобы заглушить крики женщин и детей.
Я собственными глазами видел, как нижеперечисленные убийцы убили: Хайку Васерштайн 53 лет; Якуба Каца 73 лет и Кравецкого Элиаша. Якуба Каца они забили кирпичами, а Кравецкого закололи ножами, потом выкололи ему глаза и отрезали язык. Он терпел нечеловеческие муки в течение 12 часов, пока не испустил дух. В тот же самый день я наблюдал страшную картину: Кубжанская Хая 28 лет и Бинштайн Бася 26 лет, обе с младенцами на руках, видя, что творится, пошли к пруду, предпочитая утопиться вместе с детьми, чем попасть в руки бандитов. Они бросили детей в воду и собственными руками утопили, потом прыгнула Бася Бинштайн, которая сразу пошла на дно, в то время как Хая Кубжанская мучилась несколько часов. Собравшиеся погромщики устроили из этого посмешище, они советовали ей, чтобы легла лицом на воду, тогда ей скорее удастся утопиться, а она, видя, что дети уже утонули, энергичнее бросилась в воду и там нашла свою смерть». Так описывал происходящее в городе Едвабне в конце июня и начале июля 1941 года Шмуль Васерштайн, один из семи евреев, переживших учиненную местными жителями резню. Немцы вошли в Едвабне, где на момент начала Второй мировой войны проживали 1600 евреев, вечером 23 июня. Погромы начались меньше чем через три дня. Долгое время считалось, что массовое убийство совершили нацисты, однако в начале 2000-х историк и социолог Ян Томаш Гросс нашел подтверждения того, что почти всё насилие в небольшом городке осуществили сами местные жители, хоть оккупанты и выступили организаторами.
Представители гестапо даже предложили полякам оставить в живых по одной еврейской семье из представителей каждой профессии, но те ответили, что у них «достаточно своих мастеров», поэтому «в живых не должно остаться ни одного еврея». Мэр Едвабне одобрил резню, а жители соседних поселков и деревень приходили посмотреть на происходящее как на праздник. В пытках и преследованиях участвовали примерно 800 мужчин — половина представителей католической общины, которые до войны кое-как уживались с соседями-евреями. Местный плотник по фамилии Слезинский предложил собрать всех «вредителей» у него в амбаре и сжечь. Когда собрание, на котором старейшины города обсуждали с нацистами предстоящую расправу, закончилось, поляки вооружились топорами и палками с примотанными лезвиями и начали выгонять евреев из домов. Весь городок был окружен охраной, чтобы никто не мог убежать, затем всех евреев поставили по четыре человека в ряд, а раввина, девяностолетнего еврея, и резника поставили во главе, дали им в руки красное знамя и погнали их, заставляя петь, к овину. По дороге погромщики зверски избивали их. У ворот стояли несколько погромщиков, которые, играя на разных инструментах, пытались заглушить крики несчастных жертв. Некоторые пробовали обороняться, но они были безоружны. Окровавленных, искалеченных, их впихнули в овин.
Потом овин облили бензином и подожгли». Обнаруженные Гроссом свидетельства вызвали бурные обсуждения. Критики настаивали на том, что его подход нельзя было считать научным из-за эмоциональности, морализаторства и попытки сместить ответственность за случившееся с оккупантов на местных жителей. Наиболее оживленные дискуссии велись именно относительно степени участия поляков в массовом убийстве: ученые пытались разобраться, действовали ли они самостоятельно, выполняли приказ немцев или вовсе оказывали лишь незначительное содействие, а основными участниками «акции» всё-таки были нацисты. Гросс — не первый автор, затронувший тему соучастия поляков в холокосте. Режиссера документального фильма «Шоа» Клода Ланцмана и автора эссе «Бедные поляки смотрят на гетто» Яна Блонского еще в 1980-х критиковали за то, что поляки в их произведениях предстают либо равнодушными свидетелями, либо соучастниками преступлений против евреев. Споры об антисемитизме в Польше велись и раньше, но именно в 2000-х достигли пика — во многом благодаря работам Гросса, который с горечью обличал предрассудки, алчность и жестокость соотечественников. Его расследования вызвали такой резонанс еще и потому, что противоречили официальной позиции властей, которая в последние годы сводится к практически полному замалчиванию коллаборационизма. Однако рефлексия самых выдающихся интеллектуалов за много лет так и не приблизила их к четкому пониманию того, кем же следует считать поляков в первую очередь: жертвами Второй мировой или соучастниками холокоста. Как сами поляки страдали в нацистской оккупации Поляки в оккупации подвергались унизительным переселениям — как минимум полтора миллиона человек депортировали в Германию для принудительных работ на военном производстве.
Католических священников, интеллектуалов, преподавателей и политических лидеров преследовали, арестовывали и казнили — за время войны погибло больше двух миллионов гражданских и военных поляков нееврейского происхождения. Местным жителям нацисты отводили роль рабочих и обслуги. Осенью 1939-го, через несколько недель после вторжения вермахта в Польшу, когда победа Германии уже не вызывала сомнений, руководитель Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих сосредоточился на организации айнзатцгрупп — военизированных образований из полиции и Службы безопасности, которым предстояло уничтожать «враждебные элементы» на присоединенных восточных территориях. В рамках этого приказа нацисты убили около 16 тысяч человек, которых посчитали агентами влияния, представлявшими потенциальную угрозу. Среди них оказались как евреи, так и поляки нееврейского происхождения — например, аристократы. В начале ноября нацисты собрали в одной аудитории преподавателей Ягеллонского университета в Кракове. Их избили прикладами, а затем отправили в концлагерь Дахау. Костелы тоже закрыли. Поляки не имели права ездить на автобусах вместе с немцами. К нам относились как к животным.
Во всяком случае, за людей нас не считали». Чтобы освободить место для этнических немцев, прибывавших из стран Прибалтики и с других советских территорий, Польшу поделили на две части. Одну, к которой относились рейхсгау Данциг — Западная Пруссия и рейхсгау Вартеланд с центром в городе Познань, предполагалось германизировать и включить в состав рейха. Другой предстояло стать «мусорным ящиком» Германии, куда отправляли бы всех нежелательных элементов и граждан второго сорта. Эту территорию, которая граничила с частью Польши, оккупированной Советским Союзом, назвали генерал-губернаторством.
Подопечный фрау Меркель — последователь идей гитлеровского национал-социализма.
Среди его сторонников множество неонацистов и поклонников Третьего рейха. В середине 2000-х Навальный входил в оргкомитет «Русских маршей». Во время грузино-осетинского конфликта в 2008 году призывал «выдворить за пределы РФ всех находящихся на нашей территории граждан Грузии», а также писал, что ему «очень хочется запулить крылатой ракетой по генштабу грызунов». Будучи одним из лидеров движения «Народ», Навальный сравнивал мигрантов с тараканами и мухами. При этом блогер презрительно относится и к славянам.
Этот город был освобождён 30 декабря 1941 года в результате контрнаступления Красной Армии под Москвой. Через четыре недели наступление советских войск спасло 200 узников гетто села Ильино нынешней Тверской области , которых нацисты уже успели вывести на расстрел. Три тысячи горских евреев спасены Красной Армией в Нальчике в январе 1943 года. В марте 1944 года в ходе освобождения Украины десятки тысяч евреев были освобождены в румынской зоне оккупации — Транснистрии. Военные врачи выхаживают оставшихся в живых узников, а польские и советские фронтовые кинооператоры впервые фиксируют беспрецедентные преступления нацизма: Майданек представлял собой не только концлагерь, но и лагерь смерти, где уничтожение людей было организовано как эффективное «поточное производство» — с использованием газовых камер и крематориев. Более 94 тысяч узников Будапештского гетто уцелели не только благодаря помощи шведского дипломата Рауля Валленберга, но и — прежде всего — в результате освобождения гетто 18 января 1945 года в ходе боев за Будапешт. Следующий тематический акцент выставки — освобождение Красной Армией концентрационного лагеря и лагеря смерти Аушвиц 27 января 1945 года. Одно из центральных событий в истории Холокоста произошло ровно через один год после полного освобождения Ленинграда от блокады. Связь между окончанием блокады и освобождением Аушвица прослеживается в боевом пути солдат, офицеров и частей Красной Армии, дошедших до этой «фабрики смерти» от стен северной столицы. А главное — спасение 7 тысяч полуживых узников которых сами нацисты считали «безнадёжными» стало возможным благодаря блокадному опыту советских медиков. Возвращённые к жизни — в их числе Отто Франк отец Анны Франк и его приёмная дочь Ева Шлосс, писатель Примо Леви — расскажут всему миру об увиденном и пережитом. Стоит отметить, что общность трагедий Холокоста и блокады проявляется и в казни 800 евреев города Пушкин, который официально был частью Ленинграда и считается самой северной «точкой Холокоста». В отличие от прошлых выставок — рассказ о спасении евреев Европы завершается не 27 января ныне — Международный день памяти жертв Холокоста , а в мае 1945 года.