Музей-заповедник «Херсонес Таврический» впервые вывез золотые артефакты Византии на выставку в Великий Новгород.
Правила комментирования
- Ночь музеев-2023: Херсонес Таврический в исторический круиз - МК Крым
- Исаакий по-крымски: музейщики Севастополя против возвращения РПЦ «Херсонеса Таврического»
- Митрополит Тихон показал Путину строящийся музей христианства в Крыму
- В музее-заповеднике «Херсонес Таврический» идет масштабная реставрация
- Исаакий по-крымски: музейщики Севастополя против возвращения РПЦ «Херсонеса Таврического»
Музей-заповедник "Херсонес Таврический"
В этом году в Севастополе откроют двери для посетителей три новых музея, которые строят в историко-археологическом парке «Херсонес Таврический». Об этом сообщает пресс-служба государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический». Музей-заповедник «Херсонес Таврический» анонсировал две капсульные выставки в преддверии новогодних праздников. С 3 по 7 августа 2022 года Музей-заповедник херсонес Таврический г. Севастополь. В ближайшие пять лет в заповеднике «Херсонес Таврический» появится международный археологический центр, а также Музей истории и христианства, который хотели создать еще 100 лет назад.
Похожие публикации
- Херсонес Таврический – Telegram
- О выставке
- Митрополит Тихон показал Путину строящийся музей христианства в Крыму
- VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ОПЕРЫ И БАЛЕТА «ХЕРСОНЕС»
- Где находится Херсонес Таврический на карте Крыма
'+obj.error+'
Затем работы, выполненные на три четверти, были заторможены. Сегодня они возобновляются, и объект должен быть сдан в четвертом квартале 2022 года. Херсонес Таврический - единственная дорийская колония, выведенная выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской в 424-421 годах до нашей эры. Музей на территории древнего полиса, так называемый «Склад местных древностей», в концепции которого были заложены принципы экспонирования археологических находок, появился в 1892 году. Его расцвет пришелся на время работы здесь с 1955 по 1985 годы искусствоведа Ирины Антоновой. Именно под ее руководством Херсонес получил статус заповедника.
Многие изделия также закупались в Нижегородской губернии. Значительная часть монахов и послушников состояла из людей высокообразованных: офицеров, интеллигенции, детей купцов, священно- и церковнослужителей. Обитель неоднократно посещал император Николай II с членами царской семьи. В Свято-Владимирском соборе молились и осматривали раскопки Херсонеса великие князья. В 1888 году в Херсонесской обители проходили торжества по случаю 900-летия Крещения Руси. Во время Первой мировой войны в соборном храме совершались молебны о даровании победы над врагами. В 1919 году состав монастырского штата был следующим: архимандрит в роли настоятеля, наместник, игумен, восемь иеромонахов, четыре иеродьякона, протодиакон, трое монахов, девять послушников и епископ Иннокентий Солодчин , который находился в отставке. Общее число составляло более 40 человек. Территорию музея-заповедника будет по-прежнему открыта для севастопольцев и гостей города. Фото: Юлия Блоцкая Гражданская война Осенью 1920 года в Севастополе развернулся один из последних этапов Гражданской войны. Взятием Севастополя и Феодосии 15 ноября Красная армия сумела прорвать укрепления на Перекопском перешейке, в результате чего началась Крымская эвакуация. Более 146 тысяч человек были вынуждены покинуть Севастополь и другие города Крыма на 126 кораблях и судах. Эти события получили название «Русский исход». В начале 1921 года на территории монастыря создали временный концентрационный лагерь ОГПУ, просуществовавший около 7 месяцев. Весь сельскохозяйственный инвентарь монастыря, включая скотину, реквизировали. На территории разместили дом инвалидов, городскую богадельню и стрелковый полк. Сад вырубили, беседки и купальню сожгли, монастырские постройки разобрали. Большинство монахов и священнослужителей выселили из монастыря, последним настоятелем Херсонесской обители был архимандрит Дионисий Чудновец , управлявший ею до июля 1923 года. В начале 1924 года решением Крымского Центрального исполнительного комитета монастырь упразднили. Последняя Божественная литургия в храме во имя Семи священномучеников прошла 28 июля 1925 года. Собор был закрыт, его преобразовали в лапидарий.
Первая выставка знакомит посетителей с гончарным ремеслом и национальными узорами. На выставке «Рождество в Византии. Из Константинополя в Херсонес» представлена миниатюрная икона Рождество Христово, вырезанная на стеатитовой пластинке.
Постановку, премьера которой ранее состоялась на сцене СевТЮЗа, под открытым небом покажут впервые. Замысел воплощает в жизнь заслуженная артистка России, режиссер Ольга Панкратова. Новая сцена диктует свои условия. Большого количества спецэффектов и световых решений, как в ТЮЗе, разумеется, не покажут. Декораций тоже будет меньше. Некоторые из них, к примеру, белые паруса, предоставленные музеем-заповедником, зрители прежде не видели. Но стоит им лишь появиться на сцене, публику охватит восторг, уверены создатели спектакля. Ольга Панкратова, режиссер-постановщик спектакля «Алые паруса»: «Так сложилось после Ночи музеев, что никто, во-первых, не предполагал, что мы спектакль перенесем в Античный театр. И когда я делала Ночь музеев, у нас задача была и такая идея, чтобы было три корабля. И вот белый и красный парус, они как раз вот перетекли, собственно говоря, с Ночи музеев сюда, в наш спектакль.
Музей-заповедник «Херсонес Таврический» удостоен премии «Подводный мир»
Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» является крупнейшим археологическим музеем-заповедником Российской Федерации, одним из немногих в мире. Свято-Владимирский мужской монастырь может открыться на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» уже летом 2024 года. Музей-заповедник Херсонес Таврический. Около 300 найденных и отреставрированных археологами при строительстве автодороги «Таврида» в Крыму предметов будут переданы в фонды музея-заповедника «Херсонес Таврический». Археологические предметы античного времени из собрания Азовского музея-заповедника заинтересовали участников конференции, были высказаны предложения о выставочном сотрудничестве в рамках нового туристического маршрута «Золотое кольцо Боспорского. «Также откроется уникальный Музей истории Херсонеса с экспозицией от эллинистического периода до наших дней.
"Херсонес Таврический" стал федеральным музеем-заповедником
Новое современное здание музея-заповедника "Херсонес Таврический" возводят на территории историко-археологического парка рядом с древним городищем. ЕЛЕНА МОРОЗОВА, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Для нас построен уникальный историко-археологический парк, в который войдут различные учреждения: музей христианства. В этом году в Севастополе откроют двери для посетителей три новых музея, которые строят в историко-археологическом парке «Херсонес Таврический». В севастопольском музее-заповеднике «Херсонес Таврический» приступили к реконструкции здания Византийской истории (бывшего настоятельного корпуса Херсонесского монастыря).
Лента новостей
- Археологи из Петербурга нашли уникальное сооружение в Севастополе
- E-mail рассылка
- О выставке
- Херсонес – последние новости
- История Херсонеса Таврического в деталях
- Официальные сетевые ресурсы
Ночные экскурсии по музею-заповеднику «Херсонес Таврический» продолжатся в июле
Каждый этап проходит графическую и фотофиксацию. Ранее 78.
В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского , XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия , а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота Classis Flavia Moesica. В городе находилась ставка военного трибуна , командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.
Уже в I веке в Херсонесе появляются первые последователи христианства. Здесь оканчивает свою жизнь римский папа Климент I. К IV веку относится время жития Херсонесских святых. В 381 году херсонесский епископ Эферий принимал участие во Втором Вселенском Соборе [20].
С утверждением христианства как государственной религии в империи безжалостно разрушаются памятники античного искусства, театры, храмы, их заменяют христианские церкви и часовни. В составе Римской державы в IV—V веках город ведёт изнурительную борьбу за выживание, сдерживая сильнейший натиск варваров , среди которых особой свирепостью отличались гунны. В связи с угрозой нападения кочевников, в последней четверти IV века в Таврику переводится легион Balistarii Seniores, входивший в подчинение военного магистра Востока, и впоследствии составивший основу херсонесского гарнизона [21] [22]. Херсонес, защищённый мощными оборонительными стенами и башнями [23] , продолжает жить ещё тысячелетие, но уже в условиях нового, феодального строя.
В V веке Херсонес вошёл в состав Византийской империи , а в IX веке стал одной из её военно-административных областей — фемой. К этому времени изменился не только внешний облик средневекового города, но и его имя: византийцы называли его Херсоном, славяне — Корсунем. В это полутысячелетие своей истории Херсон оказывался в перекрестии военно-политических интересов Хазарского каганата см. Хазарский протекторат над Херсоном , Киевской Руси , печенегов и половцев , но врагу лишь однажды удалось вступить в городские пределы.
Раннее упоминание Корсуня — на первых страницах « Повести временных лет », где говорится о посещении этого города апостолом Андреем [1] [2]. В 988 году киевский князь Владимир после нескольких месяцев осады захватил город. Взятие Корсуни позволило Владимиру диктовать свои условия императору Василию II и жениться на византийской царевне Анне. В Херсонесе на стену цистерны для воды, которая перестала использоваться по своему прямому назначению во второй половине X или в начале XI века и до рубежа XI—XII веков действовала как тюрьма, был нанесён знак-граффито Владимира Святославича с необычно массивной, широкой ножкой [24].
Успех в 1204 году 4-го крестового похода привёл к развалу Византийской империи на ряд мелких государств и резкой активизации мусульманских и кочевых народов. Контроль над черноморскими владениями в Халдии , Пафлагонии и Херсоне захватила Трапезундская империя. Всё это имело самые печальные последствия для Херсонеса. В первой половине XIII века хозяевами южного Причерноморья стали турки-сельджуки , подчинившие себе всю транзитную торговлю, и в 1220-х годах южный берег Крыма подвергся их нападениям.
В 1223 году свой первый набег на Крым совершили монгольские орды Чингисхана. В 1299 году южную и юго-западную Таврику разорила орда татарского хана Ногая. Не смог устоять и Херсонес. Во второй половине XIII века главные торговые пути переместились в восточную часть Таврики, где генуэзцы основали свои торговые фактории Кафу современная Феодосия , Солдайю современный Судак , а вблизи Херсона возникает Чембало современная Балаклава.
В середине XIV века контроль над городом осуществляли генуэзцы, но вернуть ему былое могущество не удалось. В 1363 году Великий князь Литовский Ольгерд разбил крымскотатарское войско близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошёл до Кафы и снова разрушил Херсонес. Напротив, ремонтировались городские стены и башни, в храмах совершалась служба, мостились улицы, работали мастерские, не пустовали постоялые дворы.
Жилые дома украшались орнаментальной резьбой, росписью, фигурными карнизами. Но в 1399 году темник Едигей предаёт город огню и мечу. После этого сокрушительного удара Херсонесу подняться было не суждено. Херсонес в первую очередь был торговым городом, который исчез, потому что не выдержал конкуренции с генуэзскими колониями: Кафой, Чембало и другими, забравшими в свои руки торговлю в бассейне Чёрного моря.
Учитывая нравы генуэзских купцов, можно представить, что не все методы борьбы с Херсонесом были честными. В первой половине XV века ещё теплилась жизнь небольшого рыбацкого посёлка, но вскоре население покинуло и его. В XVI веке польский посол Мартин Броневский пишет о Херсонесе: Достойные удивления развалины очень явно свидетельствуют, что это был некогда великолепный, богатый и славный город греков, многолюдный и славный своею гаванью.
При раскопках используются современные приборы, к работе привлекается широкий круг специалистов. И от того, насколько профессионально, насколько добросовестно археолог читает книгу древности, а раскопки — это чтение книги, он слой за слоем переворачивает страницы, воссоздаёт картину прошлой жизни. И если он ошибётся, что-то не увидит, что-то пропустит, то картина будет неправильная». В праздничный для археологов день юные и взрослые посетители Херсонеса имели возможность побывать на уникальных экскурсиях, во время которых узнали в чём заключается суть удивительной профессии тех, кто читает книгу древности, делая новые открытия и исследуя особенности жизни, которая была на земле множество лет назад. Жителям и гостям Севастополя предложили целую серию мастер-классов в Итальянском дворике. Вы увидите сегодня самый сложный процесс — не просто извлечь предмет, а ещё его очистить.
Это очень трудно.
А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории. Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись. Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря: «Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова.
Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т. Вещи из Москвы не возвратились, часть из них попала в коллекцию Исторического музея, основанного в том же 1872 году. Архимандрит Евгений жаловался в одном из писем, что музей, который посещался августейшими особами из многих стран, стоит теперь пустой». Именно в это время — 1870-е — 1880-е годы — окончательно оформляется альтернативная концепция трактовки Херсонеса: как «русских Помпей». Обращает на себя внимание и подход, выбранный центральной властью, — проводить изучение городища силами местных энтузиастов. Именно к числу таких энтузиастов и относился Карл Косцюшко-Валюжинич, начавший систематические раскопки в 1888 году и основавший в 1892 году из многочисленных находок так называемый «Склад древностей». Карл Казимирович мечтал, конечно, о музее, причем желательно двухэтажном, но сама история как будто противилась этому.
Только в годы Гражданской войны, спустя 11 лет после смерти Косцюшко-Валюжинича «Склад древностей» превратился в «музей», а «заведующий раскопками» — в его директора. Сама идея «Склада древностей» — а не музея — кажется не случайной. В том, что делал на протяжении почти 20 лет Косцюшко-Валюжинич, будто бы отражалась всё та же суть Херсонеса, которую увидел в свое время архиепископ Иннокентий. Да, сам основатель «Склада древностей» находился в очень напряженных отношениях с монастырем, но важно то, что и для светских археологов-ученых либо энтузиастов, и для священнослужителей общим было восприятие Херсонеса как места уединенного, требующего к себе трепетного отношения, не принимающего по сути своей суеты и кардинального преобразования собственного пространства. Думается, что такое отношение во многом передалось и советским археологам, не случайно Алла Романчук, сделавшая многое для открытия Херсонеса различных эпох в последней трети ХХ века, в 2015 году говорила автору этих строк, что давно пора на время оставить городище в покое, не повреждая его даже дальнейшими раскопками — пока не придуманы новые технологии, позволяющие в большей степени сохранять древность, чем умеют археологи сегодня. Такие слова профессионального археолога, всю жизнь отдавшего раскопкам Херсонеса, дорогого стоят. Косцюшко-Валюжинич 1847-1907 И в этом — тоже характерная особенность этого места, которое вот уже почти два века провоцирует людей на подвижничество.