Музей-заповедник «Херсонес Таврический» совместно с Новгородским музеем-заповедником представляют выставку «Золото Византии», которая познакомит посетителей с наследием великой византийской культуры. Минувшей осенью ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» поставил небывалый рекорд. Мы поговорили с директором музея-заповедника «Херсонес Таврический» Еленой Морозовой, чтобы узнать подробности о новом проекте — пишет наш информационный партнёр «Российская газета». Глава фонда «Моя история» Иван Есин рассказал о новом сезоне спектакля «Грифон» и развитии музея-заповедника «Херсонес Таврический» в Севастополе. Строительство музея-заповедника "Херсонес Таврический" ведется специалистами Минобороны России по поручению президента РФ Владимира Путина.
Нарышкин: идет работа по передаче «Каменной могилы» заповеднику «Херсонес Таврический»
Музей-заповедник "Херсонес Таврический" – это крупное научно-исследовательское и музейное учреждение, владеющее 30 земельными участками общей площадью 418,3 га. ЕЛЕНА МОРОЗОВА, директор Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Для нас построен уникальный историко-археологический парк, в который войдут различные учреждения: музей христианства. 18 марта 2023 года, в 9-ю годовщину воссоединения Крыма и Севастополя с Россией, Историко-археологический парк «Херсонес Таврический» посетил Президент России Владимир Путин. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» в сотрудничестве с Институтом классической археологии города Остин (штат Техас, США) реализовал в 2009 году масштабный проект по оцифровке хранящихся в нем документальных материалов.
Часть территории музея «Херсонес Таврический» займёт монастырь
Как уточнил митрополит Тихон, одним из ключевых пространств Музея христианства станет зал, повествующий о евангельских событиях. Сейчас прорабатывается вариант создания цифровых копий экспонатов из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. Директор Фонда «Моя история» И. Есин провел экскурсию для членов делегации и рассказал о возводимых объектах и этапах строительства. В парке создается Музей античности и Византии. Здание площадью свыше 24 тысяч квадратных метров станет новым домом для экспозиций музея-заповедника «Херсонес Таврический».
В послевоенные годы Херсонесский музей-заповедник становится одним из известнейших в Советском Союзе. Большой сенсацией в научном мире стало открытие там в 1954 году остатков единственного известного в Северном Причерноморье античного театра. Огромный вклад в развитие музея-заповедника внесла созданная усилиями уральских византинистов и антиковедов Крымская экспедиция Уральского государственного университета, которая на протяжении практически полувека вела археологические раскопки в Херсонесе. Вплоть до 2000-х годов эту экспедицию возглавляла профессор Алла Ильинична Романчук. Даже в период нахождения Херсонеса Таврического под юрисдикцией Украины, Херсонесский музей получал активнейшую поддержку российских научных структур — Государственного Эрмитажа, Государственного Исторического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и Российской Академии наук. За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане. Лишь в 2014 году с руководством музея было заключено более 40 договоров о научном и культурном сотрудничестве. Сегодня ежегодную археологическую практику в Херсонесе проходят более 200 студентов и молодых специалистов со всего мира, а количество посетителей музея превышает 450 тысяч человек в год. Большой популярностью у севастопольцев и гостей города пользуются театрализованные представления на античную и средневековую тематику, проходящие прямо в сохранившемся античном амфитеатре. Пойдя навстречу посетителям, с 2016 года музей-заповедник объявил о бесплатном проходе на свою территорию. Этому решению во многом поспособствовала благотворительная компенсация от ряда крупных российских компаний, а также государственная субсидия, которая в текущем году была увеличена почти вдвое. Не так давно музей-заповедник получил и долгожданную субсидию на проведение ремонтно-реставрационных работ, а также несколько грантов Российского гуманитарного научного фонда для проведения четырех масштабных научных проектов. Особо отметим, что в противовес деструктивной позиции украинского руководства, не желающего признавать очевидное, российские власти устойчиво демонстрируют готовность выполнять все требования ЮНЕСКО в отношении уникальных памятников древнего Херсонеса. Сегодня в руководящие органы этой международной организации регулярно направляются отчеты о состоянии памятников Херсонеса, а при разработке туристических программ по-прежнему применяются принципы, изложенные в Энамской хартии Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест. Все вышеизложенное позволяет нам надеяться на победу здравого смысла и научной беспристрастности над перегибами политической конъюнктуры и формально-попустительским отношением к международно-правовым коллизиям. Российское историческое общество вновь, как и год назад, внимательно следит за развитием событий в Херсонесе Таврическом. Комментарий директора Института Археологии РАН Николая Макарова Крымский полуостров уникален, являясь бесспорно насыщенной в историческом плане территорией, он стал свидетелем множества культур и эпох. Курганы, античные поселения, древнейшие стоянки первобытных людей. Исследования и археологические раскопки там начались еще в XIX веке, а потому саму площадку нельзя назвать лишенной научного внимания. Хотя в последние годы внимание было скорее политическим, чем научным. О том, произошли ли изменения для археологов в виду событий новейшей истории, активизировались ли археологические работы в Республике, каково состояние памятников и какие задачи в данный момент стоят перед российскими учеными доктор исторических наук, академик РАН, член Президиума Российского исторического общества и директор Института Археологии РАН Николай Андреевич Макаров.
Приглашаем вас узнавать о самых героических и трагических страницах истории Херсонеса Таврического в наших новых клипах и ждем вас на выставке «Высеченные в камне имена». Она будет открыта в малом зале Античной экспозиции с 6 мая по 28 июля 2024 года, со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:00.
Красоту объекту добавляет незастроенный ландшафт вокруг музея. Наша задача - ландшафт сохранить. Территория вся заросшая", - сказал Кованов. Выставка "Каменной могилы" в Севастополе Также в ближайшее время специалисты "Херсонеса Таврического" отправятся в Мелитополь, чтобы изучить фонды музея "Каменная могила". После этого выставку запорожского музея планируется показать в "Херсонесе Таврическом".
День археолога отметили в музее-заповеднике «Херсонес Таврический»
Музей "Каменная могила" передадут "Херсонесу Таврическому" во втором полугодии 2023 года | – Строительство первых объектов уникального музея-заповедника «Херсонес Таврический» идет по графику. |
Новости — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический | Директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова подтвердила, что новый музей значительно увеличит пространство для экспозиции. |
Новости — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический | В этом году в Севастополе откроют двери для посетителей три новых музея, которые строят в историко-археологическом парке «Херсонес Таврический». |
Сохранение объекта Всемирного наследия «Херсонес Таврический» - Российское историческое общество | Официальная группа Государственного музея-заповедника "Херсонес Таврический". |
Посещение музея-заповедника «Херсонес Таврический» | Здание площадью свыше 24 тысяч квадратных метров станет новым домом для экспозиций музея-заповедника «Херсонес Таврический». |
В Херсонесе создадут новый историко-археологический парк
РПЦ призвала передать ей заповедник "Херсонес Таврический" | В этом году в Севастополе откроют двери для посетителей три новых музея, которые строят в историко-археологическом парке «Херсонес Таврический». |
Сотни обнаруженных в Крыму предметов пополнят коллекцию музея «Херсонес» | ИА Красная Весна | Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» при поддержке Фонда «Моя история» в 2023 году традиционно примет участие во Всероссийской акции «Ночь музеев», тема которой созвучна Году педагога и наставника – «История и истории». |
В Минкультуры РФ рассказали о строительстве историко-археологического парка «Херсонес Таврический»
Также можно освоить плетение из бусин. На этот вид рукоделия выбор пал не случайно, ведь на территории древнего Херсонеса найдено множество украшений из стеклянных бусин. И конечно, не обойдется без гончарного круга. В Херсонесе были свои гончарные мастерские, археологи обнаружили их во время недавних раскопок. После того как в огромном пифосе перевозили вино, его разбивали на мелкие кусочки и закладывали в черепицу либо использовали для отсыпки улиц. Мы предлагаем гостям сделать своими руками керамическое блюдо и слепить собственную маленькую амфору. Фото: Херсонес Таврический В программе также открытие выставки "По следам Гермеса", посвященной раскопкам хоры Херсонеса, выступление виртуоза игры на бокалах, выставка фотографий, сделанных археологами на раскопках. Мероприятия проводятся совместно с фондом "Моя история".
Проблемы» издано в Тюмени в 2008 году , советского археолога Александра Формозова например, его статья « Алексей Уваров и его место в русской археологии ». В первую очередь стоит сказать о том, что обе трактовки Херсонеса — и как «русских Помпей», и как «русского Афона» — исходили не только из самоценности, но и из уединенности самого места. Афон, как известно, — символ строгого монашества, отрешенного от мирской жизни даже географическим положением. И когда основатель монастыря на территории древнего городища архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий на рубеже 1840-х — 1850-х годов мечтал о «русском Афоне», очевидно, он опирался и на вот это ощущение уединенности и отрешенности, которое давал сам Херсонес и которое чувствовалось в нем вплоть до самого последнего времени, пусть и далеко не в той степени, как это было в дореволюционное время. Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало. Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой. А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории. Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись. Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря: «Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова. Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т. Вещи из Москвы не возвратились, часть из них попала в коллекцию Исторического музея, основанного в том же 1872 году. Архимандрит Евгений жаловался в одном из писем, что музей, который посещался августейшими особами из многих стран, стоит теперь пустой». Именно в это время — 1870-е — 1880-е годы — окончательно оформляется альтернативная концепция трактовки Херсонеса: как «русских Помпей». Обращает на себя внимание и подход, выбранный центральной властью, — проводить изучение городища силами местных энтузиастов. Именно к числу таких энтузиастов и относился Карл Косцюшко-Валюжинич, начавший систематические раскопки в 1888 году и основавший в 1892 году из многочисленных находок так называемый «Склад древностей». Карл Казимирович мечтал, конечно, о музее, причем желательно двухэтажном, но сама история как будто противилась этому.
Это XX век. По этим зданиям можно будет представить и древний Херсонес, и более поздний. Там будет расположено всё, что необходимо для паломников и туристов», — сказал митрополит. По его словам, реконструкция будет меньше реального Херсонеса, но по ней можно будет составить впечатление об укладе жизни того времени. Там будут воссозданы мастерские, таверны, термы. Уже строится амфитеатр, где будут проходить современные художественные представления и реконструкции. На территории парка будет несколько музеев, в частности Новороссии и Крыма, античности и Византии.
Цель выставки — воссоздание при помощи разнообразных предметов далёкой эпохи атмосферы Херсонеса той поры. Например, денежные клады, которые были сделаны как раз в это время. То есть самые поздние монеты, которые в этих кладах присутствовали, они как раз и датируются концом Х века. То есть, скорее всего, перед «нашествием», скажем так, русского войска здесь, в Херсонесе, жители закапывали свои деньги». Кроме найденных во время раскопок спрятанных херсонеситами монет, на музейных витринах любители истории могут увидеть древнерусские кресты, паломнические реликвии, украшения, домашнюю утварь, иные предметы древнего быта периода зарождения христианской эпохи на Руси.
Нарышкин: идет работа по передаче «Каменной могилы» заповеднику «Херсонес Таврический»
Севастополю посетили музей-заповедник «Херсонес Таврический». Обращение Руси в православную веру началось в 988 году. Именно в греческом городе Херсонес в летописях Древней Руси — Корсунь , согласно «Повести временных лет», великий князь Владимир принял крещение.
За два года раскопок из земли археологами извлечено более 4 миллионов различных артефактов — украшения, драгоценности, монеты, предметы быта, оружие, посуда, каменные стелы и скульптуры. Сейчас находки изучаются, атрибутируются, проводится их реставрация и консервация для сохранения. В будущем некоторые из них станут частью экспозиции археологического парка "Херсонес Таврический". Читайте также: В Севастополе на территории Херсонесского музея открылась выставка "По следам Гермеса" Херсонес-Таврический — полис, основанный в V веке до нашей эры на берегах Гераклейского полуострова в границах нынешнего Севастополя колонистами из города Гераклеи, очень быстро затмил метрополию. Прошло буквально несколько десятков лет, и основанное у Карантинной бухты поселение стало крупнейшим греческим городом-государством в Северном Причерноморье. Херсонесская Хора включает в себя несколько тысяч объектов — остатки форпостов, укреплений, усадеб, ферм, поселений.
Все они когда-то входили в состав города-государства Херсонес.
В экспозиции представлены экспонаты, датируемые Х веком, в конце которого, а именно в 988 году, 1035 лет назад князь Владимир и крестил Русь. Цель выставки — воссоздание при помощи разнообразных предметов далёкой эпохи атмосферы Херсонеса той поры. Например, денежные клады, которые были сделаны как раз в это время. То есть самые поздние монеты, которые в этих кладах присутствовали, они как раз и датируются концом Х века. То есть, скорее всего, перед «нашествием», скажем так, русского войска здесь, в Херсонесе, жители закапывали свои деньги».
Для меня это совершенно понятно.
Но мне бы хотелось в Херсонесском музее-заповеднике больше музея… Обычному, неподготовленному человеку многое из того, что восхищает профессиональных археологов, непонятно. Многие могут сказать — это просто камни. Поэтому надо суметь правильно подать археологический материал… Музей должен работать для людей — это непреложная истина! Mottl Базилика в Херсонесе Собственно, от такого восприятия Херсонеса до заполнения его территории «интерактивом», для которого нужны соответствующие «благоустройство» и «реконструкция», оставался только шаг. И если бы его не сделал фонд «Моя история», известный организацией интерактивных выставок и пространств в разных регионах России, в том числе в Москве, этот шаг сделал бы кто-то другой. Проблемы» издано в Тюмени в 2008 году , советского археолога Александра Формозова например, его статья « Алексей Уваров и его место в русской археологии ». В первую очередь стоит сказать о том, что обе трактовки Херсонеса — и как «русских Помпей», и как «русского Афона» — исходили не только из самоценности, но и из уединенности самого места.
Афон, как известно, — символ строгого монашества, отрешенного от мирской жизни даже географическим положением. И когда основатель монастыря на территории древнего городища архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий на рубеже 1840-х — 1850-х годов мечтал о «русском Афоне», очевидно, он опирался и на вот это ощущение уединенности и отрешенности, которое давал сам Херсонес и которое чувствовалось в нем вплоть до самого последнего времени, пусть и далеко не в той степени, как это было в дореволюционное время. Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало. Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой. А сделали они многое. Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории.
Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж. Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись. Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря: «Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова. Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т.
'+obj.error+'
Сегодня в Севастополь приехал Владимир Путин, на открытие первой очереди грандиозного историко-археологического парка «Херсонес Таврический». Сотрудники Управления ознакомились с многовековой историей города Херсонес, а также посетили самые знаковые места музея под открытым небом. Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» при поддержке Фонда «Моя история» в 2023 году традиционно примет участие во Всероссийской акции «Ночь музеев», тема которой созвучна Году педагога и наставника – «История и истории». Обо всем подробно поговорили с директором Государственного музея-заповедника «Херсонес Таврический» Еленой Морозовой. Этим же документом "Херсонес Таврический" переименовывается из национального заповедника в государственный историко-археологический музей-заповедник.
Строительство первых объектов уникального музея-заповедника «Херсонес Таврический» идет по графику
За несколько лет после возвращения Крыма положение археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический» упрочнилось и в правовом, и в административно-хозяйственном плане. Для желающих посетить храм Семи священномучеников херсонесских вход в музей-заповедник открыт в соответствии с расписанием богослужений с 7:20 до 20:00. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» располагает двумя постоянными экспозициями – античной и византийской. Музей-заповедник «Херсонес Таврический» и Эрмитаж анонсировали совместный проект «Вспомни, где все начиналось». Но если «Херсонес Таврический» передать РПЦ, вся культурная и научная деятельность заповедника станет невозможной, сказала директор музея Светлана Мельникова севастопольскому телеканалу НТС. История проекта началась в 2015 году, когда музей-заповедник «Херсонес Таврический» посетил Президент Российской Федерации В.В. Путин, который и высказал идею о создании духовно-просветительского центра вблизи Древнего Херсонеса.
Фейк: музей-заповедник «Херсонес Таврический» пытались разрушить
Ранее сообщалось , что в ходе раскопок в Херсонесе был обнаружен уникальный археологический комплекс римского времени, сочетающий в одной конструкции себе два разных по назначению сооружения. Верхняя часть строения была оформлена в виде экседры — ритуальной беседки, обычно устраиваемой в местах особого общественного или культового значения, а нижняя служила семейной усыпальницей одной из знатных фамилий Херсонеса. Учитывая необычность сооружения, было принято решение о сохранении его с последующим экспонированием на территории будущего историко-археологического парка. Сейчас идет демонтаж объекта методом неразрушающей разборки, на каждом этапе которого проводится комплекс необходимой графической и фотофиксации. После разбора экседры выяснилось, что нижняя часть сооружения представляет собой многокамерный склеп с двумя саркофагами, вырубленными из цельных блоков известняка.
Тогда тоже звучало: «оттяпали у нас Херсонес», «все попам, а что народу»… Хм, а вот как раз священнослужители и народ неразделимы, дышат одним воздухом, живут по Совести.
В трудные годины для Родины такое единение только крепче. И духовность, молитва, вера всегда побеждают зло. Скептики могут сколько угодно «гуглить» и «выискивать блох» в домыслах и теориях про «конфликт музея и епархии», «перечень монастырских помещений в ведении заповедника». Правда — намного проще. Секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин в июле 2017-го : "Сама ситуация конфликта между представителями Русской православной церкви и музейным сообществом аномальна, поскольку не так давно мы говорили, откуда на Руси появились музеи… Первые музеи назывались древлехранилищами, открывались они при храмах и монастырях.
И уже это должно напоминать нам о том, что именно церковь начинала первую заботу об истории, музейных экспонатах, хрониках и летописях". В конце июня 2023 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Государственным историко-археологическим музеем-заповедником «Херсонес Таврический» и религиозной организацией «Симферопольская и Крымская епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат ». Стороны договорились о взаимопомощи в ряде вопросов, в частности, популяризации культурного и православного наследия Херсонеса. Пресс-служба Крымской митрополии в июне 2023-го : "По итогам подписания Соглашения о сотрудничестве стороны взяли на себя обязательства по приобщению граждан включая детей и молодежь к сокровищам многовековой Православной культуры посредством проведения совместных мероприятий и образовательных проектов, а также телевизионных и радиовещательных программ и осуществлению их информационного обеспечения. Важным пунктом договоренности является подготовка и проведение торжественных мероприятий, посвященных значимым датам в истории Российского государства, Русской Православной Церкви".
Главный результат Коллегии — актуализирован вопрос возрождения Свято-Владимирского монастыря на территории Херсонеса Таврического. Путь возрождения Херсонеса — един для духовности и просвещения. Митрополит Симферопольский и Крымский Тихон в феврале 2024-го : "Святейший Патриарх Кирилл, благословивший и внимательно наблюдающий за этим проектом в Херсонесе, в свое время создал Патриарший совет по культуре, в том числе, и как институт соработничества Церкви с музейным сообществом. Пример Крымской митрополии и федерального музея в Херсонесе — это явление не просто сосуществования, но и деятельного сотворчества музейных работников и духовенства… На новой территории Херсонесского заповедника, там, где идет строительство, все это можно назвать по-гречески «Неополис», Новый город. И он будет, Бог даст, удивительным, красивым, привлекать к себе людей.
И многие будут находить здесь веру. Будет и музей Христианства, и музей античности и Византии, и музей Крыма и Новороссии, и реконструированные кварталы византийского города времен князя Владимира. Для взрослых и детей будет пища для души и ума, много открытий и увлекательных приключений. А в Старом городе — благоговение, созерцание, размышление и, конечно, молитва". Ровно через 100 лет после закрытия монастыря принято историческое решение о возрождении Свято-Владимирской обители.
Ктитор Свято-Климентовского мужского монастыря в Инкермане Вадим Прокопенков в феврале 2024-го : "Для Руси Херсонес стал священным источником, купелью, в которой она родилась для новой жизни, откуда просиял для нее Свет Христов. Вновь из-под вековых пластов возникают очертания христианских храмов, свидетельствуя о непрерывности литургической жизни древней Корсуни".
Ими занялся флотский лейтенант К.
Методы «исследователей» XIX века способны вызвать у современного археолога инфаркт, но тут уж ничего не поделаешь — археология в то время еще не имела своих продуманных научных методик. Так что на протяжении XIX века в Херсонесе ковырялись как попало, перемешивали исторические слои, отрывали от комплексов отдельные фрагменты, произвольно извлекали отдельные находки. Велась на территории памятника и хозяйственная деятельность.
В 1852 г. Немало попортили памятник и войны, особенно Крымская и Великая Отечественная, когда территорию городища использовали для нужд обороны. Огромное количество и бесспорная ценность находок, даже полученных столь бессистемным, грабительским методом, впечатлила всех.
К концу XIX века образованные люди поняли, что Херсонес надо сохранять и исследовать систематично, а не кое-как. В 1888 г. Императорская археологическая комиссия учредила должность заведующего херсонесскими раскопками.
Банковский клерк К. Косцюшко-Валюжинич, занявший ее, оказался несмотря на неподходящее образование настоящим археологом. Он не только впервые попробовал вести раскопки по плану и последовательно, но и систематизировал найденное, открыв в 1892 г.
Неудачное название не портит его — это был настоящий музей с систематизированной экспозицией. Дело Карла Казимировича успешно продолжили Р. Лепер, Л.
Моисеев и К. Советская власть позаботилась о хороших условиях для ученых — после революции финансировались масштабные раскопки и в самом городе, и на хоре, издавался «Херсонесский сборник». Но пока все равно научным заведением оставался музей , а город был только исследовательской площадкой.
Так оставалось и довольно долго после войны. Музейные коллекции сохранились — Херсонесу повезло, и его музей был эвакуирован. На территории работали такие легенды крымской археологии, как О.
Домбровский, В. Гайдукевич, С. Стржелецкий и многие другие.
И только И. Антоновой в 1978 г. На его территории были посвящены в археологи тысячи студентов-историков.
В городе проводились масштабные реставрационные работы, восстанавливались поврежденные объекты и создавались условия для проведения экскурсий. В музее появился византийский отдел. В 2013 г.
Херсонес Таврический — как музей-заповедник Крыма Сегодня Херсонес Таврический фактически весь является музеем. По древнему городу можно погулять, как по-обычному. Есть в составе заповедника и обычные музеи с археологическими коллекциями.
Музей под открытым небом Стараниями археологов и реставраторов значительная часть Херсонеса сегодня поднята из земли — по улицам греческого полиса можно ходить, рассматривая его строения. Уровень их сохранности различен, однако реставрационные работы подправили, что можно. В городе можно видеть остатки мастерских ремесленников и жилых помещений, емкостей для засолки рыбы и хранения зерна, культовые и общественные здания.
Сохранилась незначительная часть городских укреплений. На территории заповедника имеются также достопримечательности с особым статусом, которые чаще других привлекают внимание посетителей. Одна из них — знаменитый колокол Херсонеса , по преданию отлитый из турецких пушек, захваченных во время войны 1768-1774 гг.
Хотя эта версия его происхождения вызывает сомнения, но роль колокола в жизни города несомненно велика — долгое время он служил звуковым маяком, спасая моряков в туманы. После Крымской войны французы вывезли его в Париж в качестве диковинного трофея, но в 1913-м вернули обратно — надо было демонстрировать дружественное расположение союзнику по Антанте. Херсонесский колокол прославился своей «ролью» в фильме «Приключения Буратино» , его часто используют в качестве рекламного или символического изображения.
Периметр Херсонеса был выбрана для его установки как наиболее удобный для размещения необычного маяка. Из фортификационных сооружений наиболее приметна башня Зенона, выстроенная предположительно в II веке до н.
Мы сейчас обращаемся в министерство для того, чтобы в оперативном скором порядке нам оказали поддержку», — рассказала директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елена Морозова. Открыточные виды «Херсонеса Таврического» любят художники. Это помогает восстановить картину произошедшего. Вот эта свежая работа 23-го года, и на ней берег выглядит уже оползневым. Если это же самое место увидеть сейчас, то видно, что под воздействием стихии он ещё сильнее разрушился. Морская граница музея-заповедника — чуть больше километра.
Как защитить его от сползания в воду, задумались ещё в 90-е годы прошлого века. Тогда и начали строить защитную стену, которая сейчас спасла руины античного полиса.
Стартовал проект к 130-летию музея-заповедника «Херсонес Таврический»
Конечно, хочется как-то перепроверить или подтвердить это археологическими находками». В экспозиции представлены экспонаты, датируемые Х веком, в конце которого, а именно в 988 году, 1035 лет назад князь Владимир и крестил Русь. Цель выставки — воссоздание при помощи разнообразных предметов далёкой эпохи атмосферы Херсонеса той поры. Например, денежные клады, которые были сделаны как раз в это время. То есть самые поздние монеты, которые в этих кладах присутствовали, они как раз и датируются концом Х века.
Из Константинополя в Херсонес» представлена миниатюрная икона Рождество Христово, вырезанная на стеатитовой пластинке. Фото: пресс-служба музея-заповедника «Херсонес Таврический» Поделиться:.
Тогда Сергий Халюта был уволен, и был назначен директором заповедника совершенно другой человек. Я думаю, что опыт Санкт-Петербурга действительно мог бы вдохновить и священнослужителей Крыма, но в то же самое время без поддержки государства «Херсонес Таврический» не может существовать», — пояснил эксперт. Поэтому, по его словам, если даже теоретически он и будет передан в ведение Крымской епархии, то все-таки государство должно спонсировать этот исторический объект. На его содержание уходят громадные деньги. Заявку с просьбой передать «Херсонес Таврический» церкви Крымская епархия уже направляла в Росимущество в ноябре 16 года, но ведомство отклонило заявку «по формальным признакам». Главный аргумент церкви заключается в том, что объекты музея ранее принадлежали Херсонесскому Владимирскому мужскому монастырю.
В этом году для гостей разработана особая программа. Благодаря ей школьники могут не только насладиться красотой древнего города, но и услышать увлекательный рассказ о том, как, будучи основанным в V в. В этом году разработали для них специальную экскурсионную программу, в дальнейшем планируем добавить к ней мастер-классы.
В Минкультуры РФ рассказали о строительстве историко-археологического парка «Херсонес Таврический»
Перемены ждут и археологический музей-заповедник «Каменная могила» в Запорожье. Отдел подводной археологии был создан в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» в 2012 году. Сотрудники Управления ознакомились с многовековой историей города Херсонес, а также посетили самые знаковые места музея под открытым небом. В ближайшие пять лет в заповеднике «Херсонес Таврический» появится международный археологический центр, а также Музей истории и христианства, который хотели создать еще 100 лет назад.