это народ, проживающий на северо-востоке Российской Федерации. Чукчи составляют около четверти, русские – половину, еще по нескольку процентов приходится на другие северные народности: эскимосов, чуванцев, эвенов.
Сайт Владимира Кудрявцева
Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Где-то читал, что последняя война чукчей с коряками была в 1953-1957 годах. Правда наивный чукча, герой анекдотов, который говорит «однако» и живет в чуме, не имеет ничего общего с настоящими людьми.
Чукотка: очарование Севера, которое влюбляет навсегда
Национальность "чукча", а также "лыгъоравэтлъан" или "чаучу" в анкетах указали 13 292 опрошенных. На третьем месте представители украинского народа. К соответствующей национальности причисляют себя 1 526 жителей самого восточного региона России. Среди коренных жителей Чукотки один из самых многочисленных народов — эскимосы.
Его представителями считают себя 1 460 человек, еще 1 285 относят себя к эвенам, а 742 человека — к чуванцам. Шесть человек представляют один из самых малочисленных народов мира — кереки.
На северо-западе округ граничит с Якутией , на юго-западе — с Магаданской областью , на юге — с Камчатским краем. Входит в Дальневосточный федеральный округ и Дальневосточный экономический район. Площадь — 737,7 тысячи квадратных километров. Население — 47,5 тысячи человек. Административный центр — Анадырь. Официальные языки — русский, чукотский.
Губернатор — Роман Копин.
Они называют себя луораветлан или лыгъоравэтлъан, что означает "настоящие люди". Традиции чукчей связаны с охотой на морских животных, таких как киты, тюлени, моржи и др. Кроме того, они владеют уникальными навыками выживания в суровых условиях Арктики. Жилье чукчей - это большие хижины, называемые йаранами или палатками лавву. Традиционная одежда включает в себя кожаные шубы, шапки и перчатки.
Несмотря на бурные изменения в мире, чукчи сохраняют свою уникальную культуру и традиции, передавая их из поколения в поколение.
Особой категорией считаются чукчи-собаководы, что разводят собак для упряжек, на которых народ путешествует по снежным просторам. Что же значит название чукчей? Как складывалась их история? И что может рассказать культура этого народа? Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Именно так называли себя оленеводы.
Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать. Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей» Особенности языка Культуру этого народа относят к смешанному типу, а именно азиатско-американскому. Ряд преданий и поверий подтверждает родственные связи и схожесть обычаев чукчей и индейцев Северной Америки. Кстати, старинный тип собачьей упряжки приморских племён принадлежит к американскому типу по своей конструкции. А вот в языковом плане чукчи родственны ительменам, корякам и эскимосам. Чукотский язык является одним из наречий камчатской языковой семьи, принадлежит к палеоазиатской группе.
Где живут чукчи и эскимосы?
Чукотский язык является одним из наречий камчатской языковой семьи, принадлежит к палеоазиатской группе. До появления русских на Чукотке история чукчей напоминает ряд преданий и легенд, но подтверждённых фактов сохранилось совсем немного. Логгин Андреевич Хорис «Чукотская семья перед своим домом», 1816 год Причиной тому является отсутствие письменности. Интересно, что в первой половине прошлого века чукотский пастух Теневиль сумел создать оригинальную идеографическую письменность.
Такая самобытная разновидность письменного языка, к сожалению, не приобрела широкого распространения, однако используется и сегодня. Большинство же чукчей предпочитают применять для письма буквы кириллицы. Занятия чукчей Незадолго до появления русских чукчи смогли освоить оленеводство, что в дальнейшем стало источником торговли.
Но вы спросите: как же народ известных оленеводов жил прежде? Всё просто — с давних времён традиционным занятием людей на Чукотке была охота на оленей. Совсем иным был промысел приморских чукчей.
Они жили за счёт ловли морского зверя: тюленей, нерп, моржей и китов. Такая деятельность требовала серьёзной подготовки и немалых физических сил. Кроме того, у чукчей существовали особые приёмы охоты.
И что может рассказать культура этого народа? Так несколько веков тому назад русские и якуты стали называть основное население Чукотки. Именно так называли себя оленеводы. Но, как я сказала, у чукчей существует несколько групп, различающихся по месту расселения и виду деятельности. А вот самоназвание чукчей вам вряд ли приходилось слышать.
Чукчи воины из книги Александра Нефёдкина «Военное дело чукчей» Особенности языка Культуру этого народа относят к смешанному типу, а именно азиатско-американскому. Ряд преданий и поверий подтверждает родственные связи и схожесть обычаев чукчей и индейцев Северной Америки. Кстати, старинный тип собачьей упряжки приморских племён принадлежит к американскому типу по своей конструкции. А вот в языковом плане чукчи родственны ительменам, корякам и эскимосам. Чукотский язык является одним из наречий камчатской языковой семьи, принадлежит к палеоазиатской группе.
До появления русских на Чукотке история чукчей напоминает ряд преданий и легенд, но подтверждённых фактов сохранилось совсем немного. Логгин Андреевич Хорис «Чукотская семья перед своим домом», 1816 год Причиной тому является отсутствие письменности. Интересно, что в первой половине прошлого века чукотский пастух Теневиль сумел создать оригинальную идеографическую письменность.
Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны. Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау. В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке.
Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов. Водоплавающую дичь убивали метательным орудием болой и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем — огнестрельное китобойное оружие. Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег. Про виноград я вообще молчу», — добавляет Кайпанау. Цены отражают печальное социально-экономическое положение в Лорино. Мест, где можно показать профессионализм и университетские навыки, в поселении мало.
Кайпанау вспоминает, как его знакомые китобои «приехали, бесплатно забрали у губернатора моторные лодки для промысла и уехали». Федеральные власти, по его словам, тоже помогают чукчам, но не очень активно. У Кайпанау есть мечта. Он хочет создавать на Чукотке образовательные этнические центры, где коренные народы смогли бы заново узнавать свою культуру: строить байдарки и яранги, вышивать, петь, танцевать. Мне даже иногда заявляют, что я не настоящий чукча. А ведь мы — настоящие люди». Каждое утро 45-летняя жительница села Сиреники Наталья попросила не указывать её фамилию просыпается в 8 утра, чтобы пойти на работу в местную школу. Она — вахтер и технический работник. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря.
Первое эскимосское поселение здесь появилось примерно три тысячи лет назад, и в окрестностях села до сих пор находят остатки жилищ древних людей. В 60-е годы прошлого века к коренным жителям присоединились чукчи. Поэтому названия у села существует два: с экимосского оно переводится как «Долина солнца», а с чукотского — «Каменистая местность». Сиреники окружены сопками, и добраться сюда сложно, особенно зимой — только снегоходом либо вертолетом. С весны по осень сюда заходят морские суда. Сверху село выглядит, как коробка с разноцветными конфетами: зеленые, синие и красные коттеджи, здание администрации, почта, детский сад и амбулатория. Раньше в Сирениках было много ветхих деревянных домов, но многое изменилось, рассказывает Наталья, с приходом Абрамовича. Потом Валера заболел туберкулезом, и его лечащий врач посодействовал, чтобы нам по болезни выделили новый коттедж. Теперь у нас евроремонт».
Одежда и пища Чукчи мужчины носили кухлянки из двойной оленьей шкуры и такие же брюки. Торбазу из камуса с подошвами из нерпичьей кожи они натягивали на чижи — чулки из собачьей шкуры. Шапку из двойного пыжика окаймляли спереди длинношерстным мехом росомахи, не смерзающимся от дыхания человека ни при каком морозе, а меховые рукавицы носили на сыромятных ремешках, которые втягивались в рукава. Пастух был словно в скафандре. Одежда на женщинах облегала тело, ниже колен она завязывалась, образуя что-то вроде штанов. Надевали её через голову. Поверх женщины носили широкую меховую рубаху с капюшоном, которую надевали её по особым случаям вроде праздников или перекочевок. Пастуху всегда приходилось беречь поголовье оленей, поэтому животноводы и семьи питались летом как вегетарианцы, а если и ели оленя, то полностью, вплоть до рогов и копыт. Мясо предпочитали вареное, но часто ели и сырое: у пастухов в табуне попросту не было времени на готовку.
Оседлые же чукчи питались мясом моржей, которых раньше убивали в огромных количествах. Как живут в Сирениках? По уверениям Натальи — нормально. Безработных в селе сейчас около 30 человек.
Правила применения тарифа отображаются на странице заказа в том виде и на том языке, в котором их предоставляет система глобальной дистрибуции GDS и Поставщик услуги Авиакомпания. Поскольку мы не имеем права вносить любые изменения в исходный текст этих правил даже перевод на другой язык , - поскольку это может исказить их содержание, — в случае не понимания Вами определенных пунктов этих правил по любым причинам как-то - не знание языка, не ясности трактовки определенных фраз в тексте Правил тарифа и пр.
Вы обязуетесь задать уточняющие вопросы Нам, путем направления электронного письма на почту support biletik. В случае не поступления Нам подобного письма до создания брони и выписки билета, Вы соглашаетесь с тем, что правила Вам понятны и Вы согласны на условия указанные в их тексте. Вы соглашаетесь соблюдать правила, условия и ограничения налагаемые Поставщиком продукта или услуги которую вы приобретаете. Вы понимаете, что любое нарушение правил Поставщика может привести к аннулированию брони и отказ в предоставлении товара или услуги без возврата оплаченной ранее стоимости. Факт осуществления Вами бронирования и оплаты заказа - означает Ваше согласие со всеми соответствующими условиями, правилами и ограничениями в т. При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные.
Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа. Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата. Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете. Неявка на один из сегментов полета является основанием для аннуляции авиакомпанией всех последующих сегментов перелета. Во избежание двойного бронирования, мы рекомендуем Вам перед бронированием отменить все существующие дублирующие брони и после оформления заказа не инициировать дублирующие брони и заказы.
При полном или частичном возврате билета, сервисный сбор возврату не подлежит. В случае отличий в данных между заказом, созданным Вами и маршрутной квитанцией пересланной нами после выписки билета - верными считаются данные в заказе. Обмен и возврат билетов производится согласно правилам выбранного тарифа, по которому был оформлен заказ и выписаны билеты. В случае вынужденного возврата отмена рейса, болезнь или смерть пассажира сервисный сбор за оформление возврата не взимается. В любом случае не возвратны все сборы biletik. Отменить билет возможно только в случае разрешения от авиакомпании.
На странице результата оформления заказа, рядом с номерами билетов, в случае наличия такой возможности появляется кнопка «Отменить». Обычно билет можно отменить в течение 30 минут после оформления, но не позднее 48 часов до вылета. Билет с датой вылета менее двух суток от даты выписки отмене не подлежит. Мы вправе снимать дополнительный сбор за услугу оформления отмены в размере 2000 рублей или эквивалент в местной валюте за билет. Пассажир должен самостоятельно отслеживать такие изменения перенос или отмена рейса любым возможным способом. Дополнительные услуги Помимо бронирования авиабилетов на сайте - biletik.
Как живут Люди Чукотки. Что Вы о них знаете?
Затем в процессе жизни у чукчи возникали новые мелодии, связанные с событиями из его жизни: выздоровление, прощание с другом или возлюбленной. Например, известно, что чукчи издавна жили на территории Чукотского автономного округа. Именно здесь сотни лет эвены и чукчи, занимались оленеводством, выращивая свои многочисленные стада домашнего оленя, перегоняя его от зимних пастбищ на летние и обратно. В социальных сетях жители Чукотки жалуются на проблемы буквально во всех важных сферах жизни, начиная от нехватки лекарств и кончая авиасообщением и пьянством. Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Коренные жители чукчи, эскимосы и другие северные народы составляют лишь четверть населения полуострова.
Чукчи — хранители вековых традиций
Термометра может опускается до минус 50 градусов, и тем не менее чукчи, живут в этих условиях, уютно обживают свои юрты, словно они не замечают холода. Как же живут сейчас чукчи? Большая часть живёт в посёлках, а современных домах. Но оленеводы живут традиционно, в ярангах, это сооружение купольной формы до 4,5 метров в высоту, из направляющих деревянных шестов и шкур оленя. В селе Канчалан живут 500 человек. Почти все — представители коренного народа Чукотки. С раннего детства они приучены к оленеводству и рыбалке и работают в тундре даже в метель и сильный мороз. Рядом с Мысом Шмидта находится национальный поселок Рыркайпий, где живут чукчи-китобои. Фотограф и путешественник Тимур Ахметов с детства живет на Чукотке и не устает исследовать край, в котором вырос. Огромная снежная пустошь на Крайнем Севере, практически безлюдная, где живет немногим больше 50 тысяч а чаще всего ассоциируется с анекдотами про аборигенов.
Первая кровь: как живут чукотские китобои
Полчаса в воздухе, придавленный многочисленным багажом, которого больше, чем людей, — и ты в Анадыре. Если повезет с погодой. А если нет?.. Винтокрылая машина летает лишь в пределах прямой видимости. Иной раз можно застрять в районе аэропорта на несколько суток. И что делать? Имеет смысл побродить по Угольным Копям — их часть представляет своего рода призрак на месте заброшенных военных городков, где когда-то базировались части, призванные захватить Аляску в случае конфликта. С окончанием «холодной войны» городки эти опустели: внутри безжизненных домов с пустыми оконными глазницами гуляет ледяной ветер.
Но если похолодание в международных отношениях продолжится, здесь снова затеплится жизнь — отсель грозить мы будем янки. Пока же среди брошенных домов в здании бывшего военторга оборудована твердыня духа — храм Почаевской иконы Божией Матери. Его настоятель отец Василий происходит из закарпатского села, откуда вышло 300 священников и 50 православных архиереев. Оказываешься как бы одновременно и на дальнем северо-востоке, и на дальнем юго-западе русской земли. Но Чукотка — не «далекая окраина», а передовой форпост России, ближе всего примкнутый к Америке и частично выдвинутый в Западное полушарие. Полуостров, давший название региону с его поселками Провидения и Лаврентия, мысом Дежнёва и островом Ратманова, расположен по ту сторону 180-го меридиана — в одном полушарии с Нью-Йорком и Рио-де-Жанейро. Впрочем, реальные географические границы не совпадают с условностями сетки координат.
Подчиняясь «суровому закону», о котором писал еще Киплинг, даже линия перемены дат огибает Чукотку справа, и редкий картограф, рисуя Западное и Восточное полушария, решится отрезать от последнего Чукотский полуостров. Чукотка все-таки не самый запад Запада, а самый восток Востока — место, где рождается день и начинается Россия. Не случайно Ново-Мариинск так назывался до 1924 года Анадырь возник в качестве форпоста. Военврач Леонид Францевич Гриневецкий — ему стоит в городе красивый обледенелый памятник — видел в нем приморский перевалочный пункт между морем и поселком Марково, основанного еще Семеном Дежнёвым первого русского поселения Чукотки. Развивался Ново-Мариинск на деньги с продажи таможенного конфиската — бдительные «Верещагины» перехватывали огненную воду, которую везли чукчам, вопреки прямому запрету русского правительства, защищавшему здоровье коренного населения, американские и канадские контрабандисты. Впервые положение форпоста сказалось на судьбе Ново-Мариинска в 1914 году. Немцы прервали связь России с союзниками — Британией и Францией, перерубив подводные телеграфные кабели.
И тогда царское правительство распорядилось построить по всей стране цепь длинноволновых радиостанций, ставших надежным средством связи с заграницей. Одна из таких башен, нацеленная прямо на Америку, появилась и здесь. Функцию центра дальней связи сохраняет город и по сей день — антенны высятся совсем недалеко от ТЭЦ — своеобразной крепости цивилизации в здешнем суровом климате: ее трубы — настоящий знак независимости человека от холода. На улице при малейшем ветерке превращаешься в ледышку за полминуты, в помещении холодно не бывает нигде. Дежнёв и его внучата История современного Анадыря делится на «до» и «после» Абрамовича. Пусть олигарх и занимался здешним благоустройством «на сдачу» с «Челси», но хороший асфальт, окрашенные в яркие краски дома, современные больницы, школы со спортивными залами и современными кабинетами — все осталось от него. Поэтому не слишком удивляешься резьбе по моржовому клыку «Чукотка встречает Абрамовича», выставленной в музее.
При советской власти экономика была живее, но качество жизни — все-таки заметно хуже. Впрочем, остались от олигархической эпохи и реальные проблемы. Тут и какой-то холодок местных образовательных и культурных властей к Православной церкви, что особенно опасно в пограничном регионе, где пустили корни американские протестантские секты. Они напористо ведут вербовку среди чукотского и русского населения, не стесняются подкупать, улещивать, развращают некоторых коренных всевозможными «подарками» при вступлении в секту и тем самым поддерживают известную степень духовной оторванности региона от России. Православие здесь — арена постоянной борьбы... В советскую эпоху церквей тут не было, а в нулевые обстановка накалилась так, что однажды храм в Марково сгорел на следующий день после прибытия в поселок иностранного миссионера. Не прибавил «очков» православию и диомидовский раскол — местный епископ пропитался сектантской атмосферой и в 2008 году, по сути, увел за собой часть прихожан.
К отверстию мешка пристегнут клапан, из которого ежедневно вынимали такую пеленку и меняли на чистую. Характер Чукчи являются эмоциональными и психологически очень легковозбудимыми людьми, что часто приводит к исступлению, склонности к самоубийствам и убийствам, даже при малейшем поводе. Этот народ очень любит независимость и настойчив в борьбе. Но вместе с тем чукчи очень гостеприимные и добродушные, всегда готовы прийти на помощь соседям. Во времена голодовок они помогали даже русским, приносили им еду.
Религия Чукчи по своему верованию являются анимистами. Они обоготворяют и персонифицируют явления природы и ее области, воду, огонь, лес, животных: оленя, медведя и ворону, небесные тела: луну, солнце и звезды. Верят чукчи и в злых духов, считают, что они насылают на Землю бедствия, смерть и болезни. Чукчи носят амулеты и верят в их силу. Создателем мира они считали Ворона по имени Куркыль, который сотворил все на Земле и научил всему людей.
Все, что есть в космосе сотворили северные животные. У каждой семьи есть свои семейные святыни: наследственный снаряд для добычи священного огня методом трения и используемый по праздникам. У каждого члена семьи свой снаряд, и на нижней дощечке каждого была высечена фигура с головой хозяина огня; семейный бубен; связки деревянных сучков «отстранителей несчастий»; деревяшки с изображениями предков. К началу 20 века многие чукчи были крещены в Русской православной церкви, но среди кочующих до сих пор есть люди с традиционными верованиями. Традиции У чукчей есть регулярные праздники, которые проводятся в зависимости от времени года: осенью — день убоя оленей; весной — день рогов; зимой — жертвоприношение звезде Альтаир.
Также много нерегулярных праздников, например, кормление огня, поминки по умерших, обетные служения и жертвоприношения после охоты, праздник кита, праздник байдарки. Чукчи верили, что у них 5 жизней, и не боялись смерти. После смерти многие хотели попасть в Мир предков. Для этого нужно было умереть в бою от руки врага или от руки друга. Поэтому, когда один чукча просил другого убить его, тот сразу соглашался.
Ведь это была своего рода помощь. Умерших обряжали, кормили и гадали над ними, заставляя отвечать на вопросы. Потом сжигали, либо относили в поле, прорезали горло и грудь, вытаскивали наружу часть печени и сердца, оборачивали тело в тонкие пласты оленьего мяса и оставляли. Старики часто убивали себя сами заранее или просили об этом близких родственников. К добровольной смерти чукчи приходили не только из-за старости.
Нередко причиной были тяжелые условия жизни, недостаток пищи и тяжелая, неизлечимая болезнь. Что касается брака, он преимущественно эндогамный, в семье у мужчины могло быть 2 или 3 жены.
Однако, чукчей можно встретить и в других регионах страны, в том числе и на севере Камчатского края 1,4 тыс.
Это традиционное жилище чукчей, мобильное или неподвижное, которое также встречается у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски например, у эскимосов. Как уже было отмечено выше, в Якутии основным районом расселения чукчей является Нижнеколымский район. Здесь жители национальности Чукотский наслег проживают в компактных поселениях на территории Халарчинского чукотского национального наслега, центром которого является село Колымское.
Важно отметить, что чукчи и эскимосы не являются одним и тем же народом. Гражданством они также могут отличаться — на Чукотке, например, проживают и чукчи, и эскимосы.
Лорино известно морзверобойным промыслом. Охота на морского зверя для местных жителей по-прежнему важное занятие. Китобои не только кормят семью или зарабатывают деньги, сдавая мясо в местную общину зверобоев, — они еще и чтут традиции предков. С детства Кайпанау знал, как правильно забивать моржей, ловить рыбу и кита, ходить в тундру. Но после школы он уехал в Анадырь учиться сначала на художника, а затем на хореографа. До 2005 года он, живя в Лорино, часто ездил на гастроли в Анадырь или Москву — выступать с национальными ансамблями.
Из-за постоянных разъездов, перемены климата и перелетов Кайпанау решил окончательно перебраться в Москву. Там он женился, его дочери — девять месяцев. Я и дочке прививаю традиции и обычаи, например, показываю национальную одежду. Хочу, чтобы она знала, что она потомственная чукча». Евгений теперь редко появляется на Чукотке: гастролирует и представляет культуру чукчей по всему миру вместе со своим ансамблем «Кочевник». В одноименном подмосковном этнопарке «Кочевник», где работает Кайпанау, он проводит тематические экскурсии и показывает документальные фильмы о Чукотке, в том числе Владимира Пуи. Но жизнь вдалеке от родины не мешает ему знать о многих вещах, происходящих в Лорино: там осталась его мать, она работает в городской администрации. Так, он уверен, что молодежь тянется к тем традициям, которые теряют в остальных регионах страны.
Молодежь на Чукотке, включая молодежь и из нашего поселка, учится добывать китов. У нас люди живут этим постоянно», — говорит Кайпанау. В летний сезон чукчи охотились на китов и моржей, в зимний — на тюленей. Охотились с помощью гарпунов, ножей и копий. Китов и моржей добывали все вместе, а тюленей — поодиночке. Чукчи ловили рыбу сетями из китовых и оленьих сухожилий или из кожаных ремней, сачками и удилами. Зимой — в проруби, летом — с берега или с байдарок. Кроме того, до начала XIX века с помощью лука, копий и ловушек охотились на медведей и волков, баранов и лосей, росомах, лисиц и песцов.
Водоплавающую дичь убивали метательным орудием болой и дротиками с метательной дощечкой. Со второй половины XIX века начали использовать ружья, а затем — огнестрельное китобойное оружие. Продукты, которые завозят с материка, стоят в селе огромных денег. Про виноград я вообще молчу», — добавляет Кайпанау. Цены отражают печальное социально-экономическое положение в Лорино. Мест, где можно показать профессионализм и университетские навыки, в поселении мало. Кайпанау вспоминает, как его знакомые китобои «приехали, бесплатно забрали у губернатора моторные лодки для промысла и уехали». Федеральные власти, по его словам, тоже помогают чукчам, но не очень активно.
У Кайпанау есть мечта. Он хочет создавать на Чукотке образовательные этнические центры, где коренные народы смогли бы заново узнавать свою культуру: строить байдарки и яранги, вышивать, петь, танцевать. Мне даже иногда заявляют, что я не настоящий чукча. А ведь мы — настоящие люди». Каждое утро 45-летняя жительница села Сиреники Наталья попросила не указывать её фамилию просыпается в 8 утра, чтобы пойти на работу в местную школу. Она — вахтер и технический работник. Сиреники, где уже 28 лет живет Наталья, расположены в Провиденском городском округе Чукотки, на берегу Берингова моря. Первое эскимосское поселение здесь появилось примерно три тысячи лет назад, и в окрестностях села до сих пор находят остатки жилищ древних людей.
В 60-е годы прошлого века к коренным жителям присоединились чукчи. Поэтому названия у села существует два: с экимосского оно переводится как «Долина солнца», а с чукотского — «Каменистая местность». Сиреники окружены сопками, и добраться сюда сложно, особенно зимой — только снегоходом либо вертолетом. С весны по осень сюда заходят морские суда. Сверху село выглядит, как коробка с разноцветными конфетами: зеленые, синие и красные коттеджи, здание администрации, почта, детский сад и амбулатория. Раньше в Сирениках было много ветхих деревянных домов, но многое изменилось, рассказывает Наталья, с приходом Абрамовича. Потом Валера заболел туберкулезом, и его лечащий врач посодействовал, чтобы нам по болезни выделили новый коттедж. Теперь у нас евроремонт».