Леонид Гайдай был рожден 30 января 1923 года в провинциальном поселке Свободный, что расположен на территории Амурской области. / Фотография Леонид Гайдай (photo Leonid Gaiday). К своему вековому юбилею Леонид Иович Гайдай подошел в вот уже несколько десятилетий неколебимом статусе «самого успешного из непонятых» и «самого непонятого из успешных» советских режиссеров.
Леониду Гайдаю — 100!
На роль жены главного героя Гайдай утвердил свою , изначально Леонид Иович хотел экранизировать "12 стульев", но ему не разрешили, так как только что вышел "Золотой телёнок" Михаила Швейцера. Сегодня, 30 января, исполнился 101 год со дня рождения легендарного режиссера Леонида Гайдая. На фильмах легендарного режиссёра Леонида Гайдая выросло не одно поколение. 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. Леонид Гайдай – классик советского кинематографа – снял всего 20 фильмов, но каких!
Гайдай Леонид Иович
Советский кинорежиссер, сценарист, актер. Свой путь в кино Леонид Иович начинал как актер, но, даже став режиссером, Гайдай продолжал сниматься. Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. / Фотография Леонид Гайдай (photo Leonid Gaiday).
Новые страницы в биографии Леонида Гайдая обнаружили амурские архивисты
Зрители с удовольствием пересматривают его фильмы, хотя с момента их создания прошло больше полувека. Леонид Иович редко говорил о себе, предпочитая оставаться в тени своих творений. Вспоминаем факты из биографии легендарного режиссера, жизнь которого была окутана тайнами. Король комедии почти никогда не смеялся Гайдай умел снимать фильмы, заставляющие зрителей смеяться до болей в животе. Многие фразы персонажей были настолько остроумными, что мигом становились крылатыми и уходили в народ. В умении рассмешить ему не было равных, однако сам Гайдай, по воспоминаниям современников, часто ходил с насупленным лицом и почти никогда не улыбался. Был и актером, и режиссером Разумеется, это были не главные роли. Гайдай появлялся исключительно в эпизодах: в «Иване Васильевиче» он сыграл прохожего, в «Операции «Ы» его можно увидеть в самом начале картины, в «Бриллиантовой руке» режиссер был задействован в массовке. Самое долгое появление в кадре произошло на съемках «12 стульев».
Слыл суеверным человеком Была у Гайдая необычная традиция: перед тем, как приступить к съемкам, он разбивал тарелку. Как-то раз работу над фильмом пришлось отложить, потому что тарелка осталась целой, когда с размаху ударилась об пол. Своим тотемным животным Гайдай считал черных котов. Он приписывал им мистические свойства. Черных кошек можно увидеть во многих его картинах.
Вот его слова: «Это не Леонид Гайдай сделал эту картину. Ее сделал величайший кинорежиссер Иван Александрович Пырьев… Он посмотрел отснятый материал и сказал: «Ленечка, милый мой, хороший, будущий комедийный режиссер!
Для того чтоб снимать комедию, надо иметь чувство меры. У тебя его, к сожалению, нет. Давай весь материал на монтажный стол, я тебе склею из него фильм». И Пырьев выкинул пять частей в корзину — все наши усилия, все наши страдания, муки, переживания — всю эту беготню. Вот как был создан «Пес Барбос». Между тем на волне успеха от этой картины Гайдай вскоре снял ее продолжение — «Самогонщики». Идею этого фильма ему подбросил Ю.
Никулин, который в цирке играл подобную интермедию вместе с М. И хотя этот фильм в СССР имел меньший успех, чем «Пес Барбос», но его закупили 68 стран, что принесло государству около 70 миллионов рублей. Правда, режиссер с актерами с этого ничего, кроме популярности, так и не поимели. В 1963 году на экраны страны вышел новый фильм Гайдая «Деловые люди» по рассказам О. Третья новелла фильма «Вождь краснокожих» стала настоящим шедевром советского комедийного кино. В роли «вождя» снялся начинающий актер Сережа Тихонов, судьба которого, к сожалению, сложилась трагически: в начале 70-х годов он погиб в автокатастрофе. В прокате 1963 года «Деловые люди» посмотрели 23,1 млн.
Однако через два года на экранах страны появился очередной фильм Гайдая — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», который мгновенно стал лидером проката — 1-е место, 69,6 млн. С этого момента и начался отсчет «золотого десятилетия Гайдая», когда каждый его новый фильм занимал первые строчки в списке самых кассовых картин года. В последней новелле «Операции «Ы» вновь появилась знаменитая тройка, однако сам Гайдай после съемок внезапно заявил: «Больше отдельных фильмов с этой тройкой снимать не буду. Тройка себя изживает». Но это заявление не оправдалось. Через год Гайдай приступил к съемкам «Кавказской пленницы» и вновь задействовал тройку. Хотя, например, Никулин сниматься в этом фильме не хотел и в успех его не верил.
Но фильм получился отменный. Однако именно он поставил крест на судьбе тройки. По словам самого режиссера, виной всему был Моргунов, с которым у него не заладились отношения еще с «Самогонщиков». Моргунов тогда вообще отказался сниматься, но Пырьев его уговорил вернуться. А на «пленнице» эта неприязнь между режиссером и актером еще более усугубилась. Как-то Моргунов привел с собой на съемочную площадку знакомую девицу, но Гайдай потребовал убрать со съемочной площадки посторонних, в результате чего дело едва не дошло до драки. После этого Гайдай вычеркнул из сценария все эпизоды с участием Моргунова и тот уехал в Москву.
Тройка распалась. А вот что по этому поводу говорит сам Е. Моргунов: «Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. И дает ему трюки. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне.
Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим». Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти — «уходи. Я найду другого». Другого он не нашел… Но наши дружеские отношения от этого не пострадали. Мы с ним очень хорошо дружили. Он был очень смирный человек, в полном смысле слова. Покладистый и очень симпатичный.
Но так уж получилось — я человек принципиальный, и для меня не существует никаких авторитетов. Когда мы делали «Пес Барбос» или «Кавказскую пленницу», мы ведь все придумывали сами. Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все. Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны».
До этого ни одному советскому режиссеру не удавалось привлечь в кинотеатры столько народа. Тем временем после «Кавказской пленницы» Гайдай внезапно решил «изменить» комедии и захотел экранизировать «Бег» М. Но эта идея была встречена в Госкино прохладно, и тогда режиссер обратил свой взор к другой книге — «Двенадцать стульев». Однако и эта задумка тогда не осуществилась — на экраны страны только что вышел «Золотой теленок» М. Швейцера, и киношное начальство с интересом ожидало первых откликов на него в прокате. И тогда, чтобы не простаивать, Гайдай снял «Бриллиантовую руку». Этот фильм принес режиссеру новый триумф: 1-е место в прокате и 76,7 млн.
По опросу журнала «Советский экран» фильм «Бриллиантовая рука» опередил такие картины, как «Новые приключения неуловимых» и «Угрюм-река». Рассказывает Н. Гребешкова: «Леня был большим ребенком. Ему нравилось, когда его хвалили, но чтобы он когда-нибудь пальцем о палец ударил, чтобы как-то организовать почести, — никогда… Леня был профессионалом до мозга костей. Он прекрасно чувствовал ритм картины, знал, где нужно сократить, а где чуть-чуть затянуть. Он говорил: «Здесь будут смеяться, надо прибавить пятнадцать кадров, а то зрители не услышат реплики». Сцены проходил с хронометром.
Уже второй режиссер его торопит — давайте снимать! Леня говорит: «Как? Вы все знаете.
Свободный установлен памятник Гайдаю скульпторы В. Разгоняев и Н.
В 2012 г. Миронов, Л. Сериков, архитектор С. В том же году иркутские кинематографисты создали интернет-проект «ГайдайЦентр». В 2013 г.
Черняховского, дом 5, корп. Щербаков, архитектор В. В 2015 г. В 2016 г.
С самого утра идут «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»… Но у культурной элиты свои звезды и вершины. Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию! Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф? Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой? И никаких призов у него не было.
Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство. Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал? Леонид Иович был малообщительным человеком. Ну что в очередной раз рассказывать о том, что в жизни он не был похож на режиссера? Гайдай был высоким, сутулым, с седым хохолком, не мрачным, но и не улыбчивым. Он совершенно не был похож не то что на режиссера, а вообще на кинематографиста. Особенно по сравнению с ярким, буйным, фонтанирующим Эликом Рязановым.
Мы жили рядом, и можно было видеть, как Гайдай шел с маленькой собачкой на рынок. Он ничем не отличался от прочих покупателей. Его жена Нина Павловна Гребешкова посылала его покупать мясо и рыбу. Лучше Гайдая в семье никто этого сделать не мог. Но забить гвоздь, ввинтить лампочку — это не по его части, это все Нина. Она вообще боевая, была даже председателем того кооператива, где они жили. У нее и сейчас ясный ум, прекрасная речь. Когда я ей позвонил и сказал: «Готовься, будет юбилейный вечер в честь 100-летия Леонида Иовича в Доме кино», она очень смешно ответила: «А зачем? Лени же уже нет». Они любили друг друга.
Это была чудная пара… — Больше сорока лет вместе? Когда мы втроем сочиняли сценарий, наш одесский кавээнщик Юра Волович начинал дремать в кресле, но в нужный момент просыпался и выдавал гениальную репризу. Для этого мы его и взяли, потому что сами этого делать не умели. Я сидел записывал. Гайдай руководил процессом. Вот мы обо всем договоримся, разойдемся по домам, а на следующий день приходит Гайдай — не каждый раз, но бывало, — и говорит: «Нинок сказала, что здесь мы неправильно сделали». Он ее Нинок называл. То есть Леонид Иович приходил домой и все, что мы придумали, выкладывал. Если Нинок сказала, что это не так, то мы все начинали придумывать заново. Не подумайте, что Гайдай был подкаблучник.
Нина была творческим мотором, руководила семьей. Может быть, ездил отдыхать в недоступные обычным людям места? Иногда они с Ниной Павловной выезжали за границу в составе киноделегаций. За пять лет нашего тесного общения не помню, чтобы он куда-то поехал с семьей, дочкой, внучкой. У них была дача — советские шесть соток, щитовой домик, который потом сгорел, и уже Нина занималась его обустройством. Дачу Леонид Иович любил. Драматическое воспоминание связано с тем, как он лежал в клинике с воспалением легких. Нина его постоянно опекала. Как-то она сидела у его кровати. Они листали журнал «Шесть соток», увлеченно обсуждали дачные дела — и вдруг Леонид Иович откинулся на подушку и умер… Наталья Варлей и Леонид Гайдай на съемках «Кавказской пленницы.
Он их вообще не рассказывал.
Леонид Гайдай: смех сквозь слёзы
95 лет назад, 30 января 1923 года, родился гений комедии — знаменитый советский режиссер, актер и сценарист Леонид Гайдай. Гайдай Леонид Иович. Смеющийся над собой, над врагом, над болью Всего за неделю до начала войны ещё неизвестный гений советской кинокомедии получил диплом об окончании одной из средних школ Иркутска. Старт режиссерской биографии Гайдая дала Москва, куда он отправился дополнять образование.
Леонид ГАЙДАЙ
Затем театр уехал работать в провинцию, а в Иркутск эвакуировали Московский театр Сатиры. Леонид стал работать там, познакомился с именитыми московскими актёрами, для некоторых из них даже бегал за водкой. Гайдай считал постыдным отсиживаться в тылу, когда идёт война. Однажды приехал военком в очередной раз отбирать пополнение, и на каждые его вопрос Леонид стал говорить "Я". В результате в тот раз Гайдая в армию так и не взяли. Много лет спустя он вспомнил этот случай из своей биографии и использовал в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".
Так продолжалось, пока в феврале 1942 года его не призвали в армию. Сразу на фронт Гайдай не попал — сначала его отправили в Монголию объезжать низкорослых монгольских лошадок для отправки на фронт. Затем он отучился в полковой школе сержантов, и в декабре 1942 года попал на фронт во взвод пешей разведки. Брату он писал: "я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды".
Поставленный голос у Гайдая был со школы — он там активно занимался в самодеятельности, и охотно продолжал тоже самое в армии. В приказе было указано: "…в боях за деревню Енкино 14. Долго повоевать не довелось — 20 марта 1943 года, возвращаясь с задания, Гайдай подорвался на мине, серьёзно повредил стопу. В госпитале её хотели отнять, но он категорически отказался: "Одноногих актёров не бывает", а он очень хотел стать актёром. В результате ногу ему спасли, но воевать он уже больше не мог, и его с инвалидностью отправили домой.
В Иркутске к 1947 году Леонид окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре. Одновременно с учёбой он играл в театре и работал осветителем. Гайдай стал местной знаменитостью, о его роли в спектакле "Молодая гвардия" написали в центральной областной газете, но особенно зрителям нравились его комические роли. В детстве Гайдай очень любил фильмы с Чарли Чаплиным, нередко после окончания сеанса прятался под сиденьями, чтобы в очередной раз посмотреть на игру любимого актёра. Мог так пропадать в кинотеатре целыми днями.
Теперь он сам радовал зрителей актёрской игрой, нередко используя подсмотренные в кино игровые приёмы. И тут в его жизнь вмешалась судьба — оказалось, что актёров с наработанной актёрской школой в ГИТИС не берут, а из театра он уже уволился. Леонид решил, была не была, подал документы во ВГИК… и поступил. На первом же курсе его отчислили за плохое поведение — Гадай слишком много подшучивал на занятиях над своими одногруппниками и преподавателями. Правда, в том же году он смог восстановиться и попасть в мастерскую к именитому режиссёру Григорию Александрову.
Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они поженились. Первый опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился — подрабатывал ассистентом режиссёра. В 1955 году у создателя легендарного фильма "Подвиг разведчика" 1947 Бориса Барнета он снялся в фильме "Ляна". Через год вышла первая режиссёрская работа Гайдая — драма "Долгий путь", которую он снял совместно с Валентином Невзоровым. Особым успехом она у зрителя не пользовалась, но её увидел один из именитейших режиссёров того времени Михаил Ромм.
Он пригласил молодого коллегу поработать у него в мастерской, которую ему разрешили открыть при "Мосфильме". По его же совету в 1958 году Леонид Иович снял свою первую комедию "Жених с того света" с Ростиславом Пляттом и Георгием Вициным в главных ролях. Однако Гайдай перестарался. Он настолько удачно высмеял советских бюрократов, что те же самые бюрократы, но от кино, вырезали из полуторачасовой картины половину, оставив всего 47 минут. Гайдай с досады поехал на минеральные воды.
Перед отъездом он заявил друзьям: "За комедию больше не возьмусь! Критики упражнялись в язвительных выпадах, а Гайдай рисковал лишиться профессии. В расстроенных чувствах Леонид Иович на несколько месяцев поехал к родителям в Иркутск.
Хенкин, П. Коль, Н.
Слонова, А. Любезнов, Е. Милютина и др. Некоторым из них бегал за водкой... Запомнился эпизод: нас уже погрузили в теплушки, вечер...
Как она меня нашла - уму непостижимо. Принесла свежеиспеченных пирожков". Первоначально его служба проходила в Монголии, где он объезжал лошадей, предназначенных для фронта. Высокий и худой Гайдай на приземистых монгольских лошадях смотрелся комично, но со своей работой справлялся успешно. Новобранцев часто забывали накормить, и они сильно голодали.
Еще один отрывок из письма брату: "Я был на хорошем счету. Начальству нравилось, как я "поставленным голосом" подавал команды. Бывало, устраивался такой спектакль. В выходной день, когда все отдыхали в казарме а казарма была огромная, вмещала два эскадрона - целый дивизион , а я был дежурным по дивизиону, мне один из дневальных сообщает, что идет командир полка. Я специально уходил подальше от входных дверей и ждал.
Вскоре раздавался крик дневального: "Дежурный к выходу! Увидев командира, я на всю казарму орал: "Дивизио-он, встать! Строевым подхожу к командиру и четко докладываю. Командир не торопится отдавать команду "вольно", медленно идет по проходу, образованному двухэтажными нарами, вглядывается в стоящих по стойке смирно красноармейцев... Только наши шаги.
Пройдет командир этак метров 30, а потом тихо скажет мне: "Вольно". Тут я благим матом хотя тишина орал: "Вольно-о-о! Начальству нравилось. Активно участвовал в самодеятельности". Гайдай, как и другие его сверстники, хотел попасть на фронт.
И когда приехал военком отбирать пополнение в действующую армию, на каждый вопрос офицера, Гайдай отвечал "Я". Этим он вызвал недовольство начальника. Дайте огласить весь список". Позднее данный эпизод вошел в комедию "Операция "Ы". Гайдая направили на Калининский фронт: "Когда я услышал о Калининском фронте, я подумал, что нас обязательно провезут через Москву.
Я думал, что в Москве живут только красивые люди, и очень хотел ее увидеть. Нас действительно провезли через Москву, но пересекли ее ночью под землей, в метро. Поезд с солдатами шел, не останавливаясь, ни на одной станции, и я Москвы так и не увидел". Гайдай попал во взвод пешей разведки, неоднократно ходил во вражеский тыл, брал языка, и был награжден несколькими медалями. В 1943 году, возвращаясь с задания, Леонид Гайдай подорвался на противопехотной мине, и был тяжело ранен в ногу.
Он провел в госпитале около года и перенес пять операций. Врачи хотели ему ампутировать ногу, но он от категорически отказался, ссылаясь на то, что "одноногих актеров не бывает". Последствия ранения преследовали его всю жизнь. Время от времени рана открывалась, из нее выходили осколки, воспалялась кость и начинались сильные боли. Он был инвалидом, хотя никогда не говорил об этом.
Посторонние об этом не только не знали, но и не догадывались. Гайдай не мог показывать свои болезни или недомогания. Выписавшись из госпиталя, Леонид Гайдай пришел в Иркутский областной драмтеатр, и поступил при нем в студию, которую окончил в 1947 году, несмотря на то, что с детства не выговаривал буквы "р" и "л". В течение двух лет он играл в спектаклях, был хорошим актером и пользовался успехом у публики. О его работе в спектакле по роману Александра Фадеева "Молодая гвардия" написали в газете.
Но Леонид достаточно трезво оценивал потенциал своей специфической внешности. И он начал присматриваться к работе режиссеров. Вопрос об отъезде младшего члена семьи в Москву решался на семейном совете. Иов Исидорович пообещал сыну регулярную материальную помощь от себя.
Сложнее всего оказалось найти мальчика на роль Джонни: от правильного выбора зависел успех последней части фильма. Поначалу Гайдай думал пригласить 31-летнюю Надежду Румянцеву. Она тогда была самой известной актрисой-травести и успешно играла мальчишек в московском ТЮЗе. Но от этой идеи все же отказались, и роль досталась обычному школьнику Сереже Тихонову. С ней он справился блестяще. До него в советском кино безоговорочно положительных персонажей-студентов просто не было. Простоватый и очень правильный Шурик сразу покорил зрителя: картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия "Кавказская пленница". Шурик — ярый борец за справедливость. Он попадает в комедийные переделки, собранные в трилогию. Случайно срывает спланированную злоумышленниками операцию. Работая на стройке, умудряется научить уму-разуму заядлого тунеядца Федю. Готовясь к экзаменам, знакомится с девушкой Лидой при смешных обстоятельствах. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, будущий мастер советской комедии вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком осадил его: "Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список". Многие юмористические сцены рождались на съемках случайно. Так, трагическую нотку в эпизоде с фехтованием придумал сам режиссер: драка выглядела уж очень академично, поэтому было решено изобразить кроваво-винную рану, когда Шурик проткнул Балбеса шпагой. А вот эпизод со скелетом — чистая импровизация. На восьмом дубле Юрий Никулин решил засунуть палец между приоткрытыми челюстями скелета, и те внезапно захлопнулись. Получилось настолько смешно, что эпизод сохранили в ленте. Для советской актрисы такая раскрепощенность была делом неслыханным. Сама Наталья потом удивлялась: дескать, что в этом такого смелого, ведь купальник практически то же самое, что и привычная для нее цирковая форма. Наталья была профессиональной акробаткой и выступала в цирке на Цветном бульваре. Между цирком и "Кавказской пленницей" Варлей успела сняться лишь в одном фильме. Интересно, что голос Варлей в ленте не слышен: роль переозвучивала Надежда Румянцева, знаменитая киноактриса и ведущая телепрограммы "Будильник". Популярную песенку про медведей исполняет тоже не Наталья Варлей, а певица Аида Ведищева. В народе она известна песней про лесного оленя и монументальным шлягером "Помоги мне!
Как-то прорвало трубу с горячей водой, поток хлещет в ванную, вся квартира паром заполнена словно баня. Вернулся в родной Иркутск, окончил театральную студию при областном театре драмы, работал актером и осветителем. За каждую свою картину он бился насмерть. Советская власть видела в смешных комедиях Гайдая антисоветчину и жуткую крамолу. Знаменитый эпизод с красивой Светланой Светличной в фильме «Бриллиантовая рука» киношное начальство требовало вырезать. Как так, советская женщина и раздевается в кадре?! Кричали, что это самый настоящий разврат, от которого полшага до проституции. Гайдай сражался за этот эпизод как на фронтовой передовой. Два черных обелиска Фото: Яндекс. Карты …На Кунцевском кладбище столицы Леонид Иович обрел свой вечный покой. На его могиле два черных обелиска с плавными линиями. Их соединяет импровизированная кинопленка. На одном из могильных камней размашистым и твердым почерком режиссера выгравировано: «Л. Это я так задумала, хочу лежать рядом с Лёней. Дочка пыталась возражать моей задумке, но я на нее так посмотрела, что она осеклась, — призналась Нина Гребешкова. На ней поджарый очкарик с неизменной сигаретой в руке. И строгая строчка говорит о том, что в этом доме с 1959 по 1993 год жил народный артист СССР кинорежиссер Леонид Гайдай. Жизнь которого ровно век назад началась на другом конце страны — в городе Свободном. Леонид Иович, спасибо за подаренные радость, надежду и хорошее настроение!
Новые страницы в биографии Леонида Гайдая обнаружили амурские архивисты
А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущенный тем, что его «лишили голоса» несмотря на то, что актер хорошо говорил по-русски, вся роль была переозвучена Юрием Саранским. Несколько лет они не общались, но в самом начале 1977 года Гайдай неожиданно позвонил Гомиашвили: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. К телеверсии романа Ильфа и Петрова, снятой худруком «Ленкома», где главные роли исполнили отвергнутые в свое время Гайдаем Анатолий Папанов и Андрей Миронов, Леонид Иович явно испытывал большую ревность. Скульптурная композиция в память о пребывании в городе Чебоксары Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова Впрочем, и его собственные «12 стульев», обожаемые миллионами зрителей, не у всех вызывали восторг. Например, классик советского кино Григорий Козинцев, увидев их, в ужасе записал в дневнике: «Хам, прочитавший сочинение двух интеллигентных писателей. Хамский гогот». Интерес к «серьезным», отнюдь не комедийным картинам сохранялся у него до конца жизни. В одном из последних интервью он говорил: «Мне очень давно хотелось сменить жанр, сделать что-то другое, мелодраму, драму, киноповесть и даже трагедию, но как-то все не получалось.
Вот Юрий Никулин может подтвердить, я все время говорил — вот это моя последняя комедия, больше не буду…» Кстати, сам Никулин, познакомившись с Гайдаем на «Псе Барбосе и необыкновенном кроссе», был сначала поражен его абсолютной серьезностью, даже мрачностью: ему-то тогда казалось, что автор эксцентрической комедии сам должен быть эксцентриком и весельчаком. Как Гайдай — так непременно с кого-то штаны спадают. А как хотелось бы снять тонкую психологическую драму. Что-нибудь, знаешь, такое в духе Антониони…» Соловьев добавляет: «Я уполз от него на карачках. От хохота». Но Гайдай, кажется, не очень-то и шутил. Под конец жизни он мечтал экранизировать «Идиота» Достоевского и в этом оказался неожиданно схож со своим, казалось бы, антиподом во многих отношениях — Андреем Тарковским, который годами обдумывал экранизацию этого романа, и у которого тоже ничего не получилось. Кстати, когда Иван Пырьев в конце 50-х снимал свою версию «Идиота», всерьез рассматривал Гайдая как одного из главных претендентов на роль князя Мышкина.
Помешала его близорукость: оператор фильма Валентин Павлов сказал: «Гайдай не годится на эту роль. У него же без очков глаза слепые. Мышкин очков не носил, и у него должны быть ясные, чистые глаза». В результате роль досталась Юрию Яковлеву. Но даже если бы Гайдай прожил еще несколько лет, следующим его проектом после «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» стал бы не «Идиот», а еще одна комедия по сценарию Аркадия Инина и Юрия Воловича, действие которой разворачивалось на подводной лодке.
Он был третьим ребёнком в семье. После окончания школы в 1941-м будущий режиссёр пошёл в армию и почти сразу попал на Калининский фронт. Казалось, что молодой человек сможет сделать отличную военную карьеру — он знал немецкий. Гайдай стал разведчиком, но ему не повезло: во время одной из вылазок он подорвался на мине и продолжить службу уже не смог. Из армии — в кино В режиссуру Гайдай пошёл не сразу. Сначала он решил стать артистом и был принят в театральную студию в Иркутске. После её окончания в 1947 году он довольно успешно выступал на сцене, но молодому артисту захотелось большего. И тогда он поступил на режиссёрский факультет ВГИКа. Однокурсникам Гайдай запомнился как весёлый молодой человек. Не все его шутки были удачными — за некоторые из них пришлось расстаться с институтом. К счастью, Гайдаю удалось добиться восстановления, чем он немало всех поразил. Леонид Гайдай в молодости.
В этом браке у них появились на свет трое детей, и последним ребенком и как показало будущее, самым талантливым оказался наш герой — Леонид. Хотя поначалу его биография складывалась вполне обычно. В 1941 году он пошел служить в армию и попал в Монголию. Но вскоре началась война и его отправили на Калининский фронт. Так как в школе он учил немецкий язык, его определили в разведку. Совершив несколько рейдов по фашистским тылам, сержант Леонид Гайдай во время одного из них подорвался на мине. Ему дали вторую группу инвалидности и комиссовали подчистую. Так завершилась, едва начавшись, военная карьера будущего комедиографа. После войны Гайдай решил пойти в артисты, хотя с детства не выговаривал буквы «р» и «л». Однако его приняли в театральную студию при Иркутском областном драмтеатре, которую он в 1947 году благополучно закончил. Затем в течение нескольких лет он играл в местном театре, причем роли ему доверяли отнюдь не эпизодические. Но Иркутск, видимо, был слишком мал для таланта Гайдая, и в 1949 году он приехал в Москву и поступил во ВГИК на режиссерский факультет. По словам его бывших сокурсников, Гайдай уже тогда выделялся своими хохмами. Однажды они с приятелем возвращались в Останкино и шли по территории нынешнего ВВЦ. Места там были глухие, а с ними за компанию увязалась молодая сотрудница ВГИКа. И когда они прошли половину пути, Гайдай вдруг остановился и, обращаясь к девице, глухим голосом произнес: «А ну-ка, снимай шубу! Может быть, тебе помочь? Однако приколы Гайдая не очень нравились его преподавателям, и уже после первого полугодия будущий классик кинокомедии был отчислен из института за профнепригодность. Другой бы в такой ситуации опустил руки, но Гайдай был не таким человеком. Он стал ходить по высоким кабинетам и доказывать, что его отчислили несправедливо. В конце концов ему поверили и приняли вновь с испытательным сроком. На одном курсе с Гайдаем училась молодая студентка Нина Гребешкова. Вот что она вспоминает о своих отношениях с нашим героем: «Леня меня очень долго провожал из института. Мне с ним было безумно интересно, потому что он много знал. И однажды он мне говорит: «Ну что, давай поженимся? Да ты такой длинный, я такая маленькая. Мы с тобой вообще не пара». Однако Гайдай оказался настойчивым и 1 ноября 1953 года они поженились. Еще будучи студентом, Гайдай приглянулся тогдашнему мэтру советского кино И. Пырьеву жена Гайдая снялась у него в своей первой картине «Испытание верности» , поэтому, когда учеба во ВГИКе закончилась, мэтр предложил молодому режиссеру два варианта: пойти помощником к Э. Рязанову тот готовился снимать «Карнавальную ночь» или к театральному режиссеру А. И Гайдай выбрал второго. С ним они приступили к съемкам фильма по драме Короленко «Долгий путь». Однако во время работы режиссеры вдруг начали конфликтовать, и эта ссора приобрела такие масштабы, что съемки остановились. И тогда в дело вмешалось руководство студии. В итоге Гончарова со съемочной площадки убрали и фильм доснимал Гайдай в паре с другим режиссером — В. Таким образом, Гайдай стал первым из выпускников своего курса, кто получил самостоятельную работу, да еще на «Мосфильме»! Правда, это была не комедия. Между тем первый блин молодого режиссера не вышел комом, и Гайдая заметили. Более того, его взял под свое крыло еще один мэтр — «Михаил Ромм. Именно он разглядел в начинающем режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в веселом жанре. В те годы Ромму разрешили создать на «Мосфильме» собственную мастерскую, и именно в ней мэтр советской режиссуры и предложил Гайдаю снять свою первую комедию. Называлась она «Жених с того света», и в главных ролях в ней снялись Р. Плятт и Г. Однако несмотря на то что фильм появился в так называемые оттепельные времена в 1957 году , судьба его оказалась печальной. Фильм был сатирическим, едко и зло высмеивал бюрократов. Именно эта сатира и не понравилась министру культуры Михайлову. Вызвав к себе Ромма, он с нескрываемым раздражением заявил: «Теперь-то мы знаем, чем вы занимаетесь в своей мастерской! Мастерскую М. Ромма закрыли, и он какое-то время перестал вообще приходить на «Мосфильм». Фильм «Жених с того света» на экраны страны все-таки вышел, однако начальство распорядилось сделать всего 20 копий картины, поэтому видели ее ограниченное число зрителей. Все это не могло не сказаться на здоровье самого режиссера. По словам И. Фролова: «Я тогда встретил Леню совершенно измотанного и больного. И без того длинный и тощий, он высох еще больше. Одежда болталась как на жерди. Жаловался на приступы боли в желудке. Открылась язва. Надо было лечиться. И Гайдай решил поехать на минеральные воды. На прощание заявил: «За комедию больше не возьмусь». И действительно, в 1959 году он поставил фильм «Трижды воскресший», который рассказывал… о судьбе волжского буксира «Орленок». Фильм с треском провалился, несмотря на то что в главной роли в нем снялась первая красавица экрана тех лет Алла Ларионова. Этот провал удручил Гайдая, но не настолько, чтобы из-за него бросить кинематограф. И тут в его судьбу вновь вмешался И. В 1960 году он прочитал в «Правде» стихотворный фельетон С. Олейника «Пес Барбос» и тут же предложил Гайдаю снять по нему короткометражный фильм. Клички своим героям Гайдай придумал сам: в фельетоне действовали безликие два Николы и Гаврила.
Но вот имя отца — «подозрительное». И сегодня можно встретить предположения, что оно указывает на семитские корни. В действительности, если немного углубиться в родословную семьи, то выясняется, что Иов Исидорович был украинцем, батраком из села Полтавской губернии, а о происхождении своего необычного имени, полученного по имени библейского праведника и мученика, отец Гайдая рассказывал любопытную историю. При крещении любящий мзду поп заявил его родителям: «Дадите поросенка — запишу Гришкой, а нет, так пеняйте на себя, будет Иовом. Всю жизнь промучается!
Леонид ГАЙДАЙ
Шурика сыграл Александр Демьяненко, которого выбрали после того, как прошли пробы более сотни актёров, в том числе таких впоследствии именитых, как Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Евгений Петросян, Валерий Носик. На роль хулигана 15-суточника сначала прочили Пуговкина, а на роль Прораба — Владимира Высоцкого. Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдай хотел, чтобы главный герой был блондином. Краски тогда были ужасные, и гримёры сжигали актёру кожу на голове до волдырей. К счастью, его густая шевелюра перенесла эти "пытки" без потерь, он не облысел. Натурные съёмки первых двух новелл сняли в Одессе, квартиру Лиды — в павильоне "Мосфильма". Для съёмок третьей новеллы группа поехала в Ленинград, но там как назло, началась оттепель, весь снег растаял — пришлось его делать из подручных средств, ваты и нафталина. Именно тогда Иван Пырьев предложил заменить рабочее название "Смешные истории" на "Операцию "Ы" и другие приключения Шурика".
Гайдай на это согласился. Худсовет хотел ещё вырезать спящую возле главных героев последней новеллы мышку — но Гайдай грудью встал на защиту грызуна и отстоял его. Съёмки продолжились. Одной из последних снятых сцен, стала сцена ограбления склада. В поединке Балбеса и Шурика на рапирах актёры, после занятий с преподавателем сценического фехтования, сражались, как заправские дуэлянты. Но Гайдая это не устраивало, ему нужна была не дуэль, а буффонада. Тогда-то он и придумал сценку с разбитой на груди Балбеса бутылкой вина.
Сцену со скелетом снимали раз десять, но она никак не выходила. И тут Никулин в перерыве просто шутки ради сунул скелету палец между челюстей, а те возьми да и сомкнись. Эта импровизированная шутка и вошла в фильм. Из-за боданий с худсоветом фильму присвоили 2-ю категорию, что означало меньшее количество залов и копий при прокате и меньше сеансов в "прайм-тайм". На защиту "Операции" встали режиссёр Пырьев и генеральный директор "Мосфильма" Сурин. В результате фильм вышел в августе 1965 года в прокат по 1-й категории… и собрал 69,6 млн. Успех был ошеломительный.
Гайдай, подобно настоящему западному продюсеру, решил использовать популярность своих героев дальше, и приступил к съёмкам "Кавказской пленницы", в которой опять главным героем был Шурик, а главными героями второго плана — известная троица. Он снова хотел снять новеллы, на этот раз две, происходящие на Кавказе: первую о том, как влюблённый парень выкрал девушку, а вторую о том, как экспедиция отправилась в горы на поиски снежного человека. Но худсовет заинтересовала только первая новелла. Наталью Варлей выбрали на главную роль после отсмотра 400 претенденток. Она подкупила Гайдая тем, что сама предложила раздеться для проб для купальника. Проблема возникла с Юрием Никулиным и Евгением Моргуновым — они отказались сниматься, так как считали эпизоды с их участием неправдоподобными. Гайдай предложил им переработать сценарий.
Стимулом был приз — бутылка шампанского за каждую шутку в кадре. Говорят, Никулин их тогда заработал сразу 24, Моргунов — 18, а Вицин — одну, и ту отдал, потому что совершенно не пил. Начались съёмки. Основную часть натурных сцен сняли не на Кавказе, а в Крыму — Кавказ в картине можно увидеть только в сценах у горной реки, роль которой играет Мзымта. Павильонные съёмки проводились в Москве. Когда материал был уже смонтирован, и показан худсовету, тот картину забраковал — как может член партии, глава района, "ах какой человек", воровать девушку. Дело шло к тому, что картину вообще могут закрыть, но тут выручил случай.
Руководитель страны Леонид Ильич Брежнев скучал на даче и попросил привезти ему какую-то комедию из новых. Привезли "Кавказскую пленницу". Она ему так понравилась, что не присвоить после этого фильму 1-ю категорию никто уже не посмел.
Картины Леонида Гайдая считаются классикой советского кинематографа. Зрители с удовольствием пересматривают его фильмы, хотя с момента их создания прошло больше полувека. Леонид Иович редко говорил о себе, предпочитая оставаться в тени своих творений. Вспоминаем факты из биографии легендарного режиссера, жизнь которого была окутана тайнами. Король комедии почти никогда не смеялся Гайдай умел снимать фильмы, заставляющие зрителей смеяться до болей в животе. Многие фразы персонажей были настолько остроумными, что мигом становились крылатыми и уходили в народ.
В умении рассмешить ему не было равных, однако сам Гайдай, по воспоминаниям современников, часто ходил с насупленным лицом и почти никогда не улыбался. Был и актером, и режиссером Разумеется, это были не главные роли. Гайдай появлялся исключительно в эпизодах: в «Иване Васильевиче» он сыграл прохожего, в «Операции «Ы» его можно увидеть в самом начале картины, в «Бриллиантовой руке» режиссер был задействован в массовке. Самое долгое появление в кадре произошло на съемках «12 стульев». Слыл суеверным человеком Была у Гайдая необычная традиция: перед тем, как приступить к съемкам, он разбивал тарелку. Как-то раз работу над фильмом пришлось отложить, потому что тарелка осталась целой, когда с размаху ударилась об пол. Своим тотемным животным Гайдай считал черных котов. Он приписывал им мистические свойства.
Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот! Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю. Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах. О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны. В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой. Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет. Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко , перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей. Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, "Иван Васильевич" стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше его играет Юрий Яковлев , вору Жоржу Милославскому в исполнении Леонида Куравлева и их приключениям при дворе Ивана Грозного. Полноправной героиней фильма стала Москва. Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате тогда — проспект Калинина. В сцене, где Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой, видна панорама Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, видны знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву снимали в Ростовском кремле. Известно, что цензура потребовала переозвучить некоторые эпизоды. В сцене застолья ответ на вопрос: "А кто платить будет? Бунша в образе царя в оригинале говорил шведскому послу "Мир, дружба", а после переозвучки — "Гитлер капут". Сильно сократили пребывание царя в квартире Тимофеева: по непонятной причине потребовали убрать эпизод, где царь жарит на кухне котлеты, и вырезали линию Жоржа Милославского. И еще один любопытный факт: песня "А не сильная туча затучилася…", которую в фильме поют гусляры, — исторический памятник русской литературы. Фильм был заказной: популярность гослотереи "Спортлото" после Олимпиады-80 пошла на спад, и с этим надо было срочно что-то делать.
С 1955 года Гайдай - режиссер киностудии "Мосфильм". Первый фильм "Долгий путь" он поставил в пятьдесят шестом с Валентином Невзоровым кстати, он уроженец Иркутской губернии, с Ленских приисков, начинал свою творческую биографию в иркутском театре, воевал на фронте. Каким-то образом Михаил Ромм разглядел в молодом режиссере талант комедиографа и посоветовал ему работать в этом направлении. Именно в мастерской Ромма в 1958 году появилась первая комедия Гайдая "Жених с того света" с Георгием Вициным и Ростиславом Пляттом в главных ролях. Картина была встречена чиновниками в штыки, фильм обругали, сократили и пустили вторым экраном. Гайдай переживал. Его второй фильм "Трижды воскресший" вышел через два года. Картина с треском провалилась, и Леонид решил вернутьмся в Иркутск, где проживали родители. На чердаке деревянного дома он обнаружил номер "Правды" с фельетоном в стихах "Пес Барбос" Степана Олейника. Фельетон необычайно увлек его. Он тут же рассказал сюжет жене: "Нинок, ты послушай, как это смешно! Бежит Пес - два метра пленки, за ним Бывалый - 3триметра, оглядывается - 1,5 метра. Общий план - бегут все". Родные только плечами пожали: "Три дурака бегают от собаки со взрывчаткой, которую сами же и бросили. Что ж тут смешного? Гребешкова, знающая характер мужа, вздохнув, сказала: "Потрясающе! Не надо никаких проб". Что касается грима, то Гайдай сказал: "Гримироваться вам ни к чему. У вас лицо и так глупое, моргайте только почаще". Многие придумки Гайдая были выброшены в корзину по цензурным соображениям. Трус быстренько дописывает мелкими буквами "дожественный фильм", и тройка срывается с места. Был также выброшен эпизод, когда, убегая от собаки с динамитом, тройка несется мимо бабушки, которая сидит на опушке и держит корзину яиц. Все трое перескакивают через эту корзину, а затем Никулин, как бы одумавшись, возвращается и, подпрыгнув, попадает точнехонько в корзину. Гайдай чуть ли не помешался на звуках: ходил, стучал по всяким предметам и прислушивался. Когда похищенного парня трясут за ноги, раздается металлический звон. На вопрос, зачем он это сделал, Гайдай пожимал плечами: - Не знаю. Нравится, и все... А зачем - критики что-нибудь придумают... Тем временем девятиминутный фильм "Пес Барбос и необычайный кросс" имел огромный успех. Незатейливая короткометражка породила уникальный феномен трех суперпопулярных героев-масок советского кинематографа - Балбеса, Труса и Бывалого, которые потом были задействованы в короткометражке "Самогонщики", снятой в 1962 году, в третьей новелле комедии "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" 1965 и "Кавказской пленнице" в 1966-м. Нужно было как-то добиться того, чтобы в новелле "Наваждение", где они с Шуриком готовятся к экзамену по физике, она естественно и без стеснения разделась перед камерой до купальника. Нужно отметить, что в то время подобные сцены для режиссеров и актрис были весьма проблематичны. Леонид Гайдай нашел ловкий ход. Он сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться... После этого актрисе было уже гораздо проще и легче сниматься в этом эпизоде. Фильмы за 15 месяцев проката посмотрели 222 млн зрителей, то есть практически все население страны. Во избежание критики Гайдай часто шел на разнообразные ухищрения. В 1971 году на экраны вышла комедия "12 стульев". Гайдай не раз признавался, что это одна из его самых любимых картин. Самой большой трудностью стали поиски актера на роль Остапа. Сам Гайдай сыграл в этом фильме эпизодическую роль Коробейникова. В семидесятые годы Гайдай поставил еще две комедии, вошедшие в золотой фонд отечественного кино — "Иван Васильевич меняет профессию" 1973 и "Не может быть! Песня "Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь" стала визитной карточкой всех ресторанов страны 70-80-х годов, а "Иван Васильевич" одним из лидеров проката. Он был верен своим пристрастиям. У Гайдая был дар работы со словом. Таких фраз десяток в каждом фильме. В начале 80-х на экраны вышли комедии "За спичками" и "Спортлото-82". Эти картины были последними, которые имели большой успех у зрителей. Поздние работы "Опасно для жизни! Прожив с Ниной Гребешковой сорок лет, Гайдай признался: "Мне с тобой очень повезло. Что бы я ни делал, тебе все нравится".
Гайдай кратко – биография Великого киногения
Леонид Гайдай 🤵 Биография, мнения, цитаты ✔ | Всенародно любимому режиссеру Леониду Гайдаю сегодня исполнилось бы 100 лет. |
Леонид Гайдай - режиссер, сценарист и актер - биография | Последние новости жизни звезд 7Дней.ру | Пройдет он в музыкальном сопровождении оркестра композитора Александра Зацепина, поскольку Леонид Гайдай навеки породнен с музыкой, прозвучавшей в его фильмах. |
«Я слишком мало воевал, чтобы о подвигах рассказывать»: солдатское мужество Леонида Гайдая
Необычное отчество Леонида Гайдая | 19 ноября 1993) - советский и российский комедийный режиссер, сценарист и актер, пользовавшийся огромной популярностью и широким общественным признанием в бывшем Советском Союзе. |
Леонид ГАЙДАЙ | статья о Великом гении советского кинематографа Леониде Иовиче Гайдае. |