В России запустили массовое производство трехтонных фугасных авиационных бомб ФАБ-3000, говорится в сообщении Министерства обороны. Фугасная авиационная бомба (ФАБ) универсальный тип авиационных бомб, широко применяется для поражения различных целей. Изначально страна атаковала украинские позиции бомбами весом полтонны, но в феврале этого года было развёрнуто массовое производство трёхтонных ФАБ. |. Однако полуторатонные бомбы пока применяются не так массово, как их «младшие сёстры» из семейства ФАБ. Бомбу ФАБ-9000М-54, получившую народное название «слон», разработали, когда уже в приоритете было ядерное оружие.
10.1 Боеприпасы бомбардировочного вооружения
особенности конструкции и результаты испытаний. ФАБ-5000НГ времен войны и современные ФАБ-5000М-54 Армии и Солдаты - новости техники и вооружения. Происшествия - 22 апреля 2023 - Новости Санкт-Петербурга - В России началось массовое производство бомб ФАБ-3000.
От «Кузькина отца» не спрятаться, не скрыться
При взрыве бомба насмерть поражала ударной волной лишь в радиусе 57 метров. На расстоянии до 225 метров от эпицентра душманы получали контузии, сопровождавшиеся кровотечением из ушей и носа. В горах силу ударной волны гасили складки местности. Если же срабатывали не все три взрывателя, то тринитротолуол попросту разбрасывало по территории без ущерба для врага. Кроме того, мятежники часто меняли дислокацию, и пока советские стратеги принимали решение о бомбардировке, та или иная банда уже перемещалась в другое место. Применение ФАБ-9000 давало скорее психологический эффект. Обрушение небольших ущелий деморализовало местное население, поддерживавшее душманов. А выравнивание складок местности облегчало путь советским пехотинцам. К слову, более эффективными в Афганистане оказались бомбы ФАБ-1500-2600 ТС, которые имели меньшую массу 2600 кг , но более толстые стенки, способные пробивать бетон. При прицельной бомбардировке они успешно разрушали долговременные скальные укрепления. Хорошо показала себя и новейшая советская разработка — объёмно-детонирующие бомбы ОДАБ.
Они были наполнены жидкостью, и при взрыве огненное облако буквально сжигало живую силу противника, особенно в замкнутом пространстве. Средством доставки служил самолёт Ту-22. Учитывая, что Ирак своих военных целей не достиг, говорить об эффективности сверхтяжёлого боеприпаса также не приходится. Есть предположение, что пару раз ФАБ-9000 сбрасывали и в Чечне. О дальнейшем применении бомбы информации нет, однако ещё в 2006 году она упоминалась в числе выпускаемой продукции ГНПП «Базальт».
Ко времени этой войны на складах накопилось огромное количество невостребованных бомб ФАБ-9000.
Военные решили, что практичнее будет их растратить на операцию в Афганистане, чем отправлять на утилизацию. Использовали даже бомбы с истекшим сроком годности. Причина банальна — нежелание возиться со сложной и трудоемкой утилизацией оружия. Оружейные хранилища постепенно освобождались от залежей, а на самолетах-бомбардировщиках Ту-16 лишь в течение зимы 1988 года было сброшено почти 290 бомб ФАБ-9000М-54. Но при таком подходе к использованию оружия понятно, что эффективность бомбометания оказалась невысокой. Когда бомбы сбрасывали с высоты от 15 км, практически все они не достигали нужной точки.
И пока, что называется, последний звоночек не прозвенел, никто особо по этому поводу не переживал, надеясь, что крылатых ракет воздушного базирования и КАБов, а на крайний случай, ФАБов из советских запасов хватит , чтобы вести военные экспедиции, вроде сирийской. Но всё приняло слишком серьезный оборот, и учитывая количество средств ПВО, оказавшихся у неприятеля, влиять на ситуацию в поле можно было только придумав, как сделать старые фугасные бомбы точными, и при этом не входить в зону действия Буков, С-300 и других ЗРК среднего и дальнего радиуса действия. В общем, стряхнуть пыль со старых разработок и творчески осмыслить американский опыт.
Первой изображение российской управляемой бомбы на базе весьма массовой ФАБ-500М2 было представлено в декабре прошлого года и стало замечательным новогодним подарком для наших лётчиков-бомбардировщиков. Со временем и отечественные бомбы с УМПК стали выглядеть вполне опрятно, что свидетельствует о том, что дело поставлено на поток и их продолжают совершенствовать. Фото ТАСС.
Выглядела наша разработка несколько кустарно и вызвала у иностранных «экспертов», особенно почему-то у британцев, которые сами давно ничего не делают, какие-то нездоровые потуги на сарказм и жидкую критику. Закончилось всё буквально через месяц после первого применения. Уже в мае профильные технические американские журналы вроде «Драйва» буквально сквозь зубы писали о том, что «поумневшие русские бомбы становятся серьезной проблемой».
Видимо почувствовав хорошую отдачу и эффективность, наше Министерство Обороны не стало разводить бюрократические процедуры, а финансировало это производство из каких-нибудь секретных фондов. Полуторатонные бомбы сейчас находятся в стадии экспериментального применения, но их уже требуют как можно больше. Уже есть несколько модификаций модулей с различной компоновкой и предназначенные для всех основных калибров наших ФАБ.
Основные типы отечественных фугасных авиабомб были разработаны в НИО-67 прим. Москва в начале 1930-х годов. В 1931—1932 годы были спроектированы фугасные авиабомбы калибра 50, 100, 250, 500 и 1000 кг.
ФАБ-100 оснащались взрывателями мгновенного действия, некоторые с задержкой 0,3 секунды. Технические характеристики бомбы: длина — 964 мм; диаметр — 267 мм; масса — 100 кг; масса взрывчатого вещества — 70 кг; толщина стенок — 14 мм; радиус поражения — 18 м. А накануне Великой Отечественной войны встала двойная задача — увеличить мощность и эффективность авиабомб и при этом снизить их себестоимость.
Бомба требует профессионализма
- Устройство модуля планирования
- Главные новости
- RU165242U1 - ФУГАСНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА - Яндекс.Патенты
- Навигация по записям
- Авиабомбы ФАБ-500 считаются эксклюзивом СВО | 20.02.2023 | NVL
- ФАБ-500, ФАБ-1500: что о них известно, как применяют против ВСУ: Оружие: Наука и техника:
Взрывная паника. Что известно о ФАБ-1500
Толстостенная бомба ФАБ-1500-2500ТС имела литую боевую часть с толщиной стенок около 100 мм. “ Наиболее известной считается американская ФАБ под названием GBU-43/B MOAB, которой дали прозвище «Мать всех бомб». Военно-космические силы Российской Федерации расконсервировали для использования свободно падающие фугасные авиационные бомбы ФАБ-3000-М46. 5 сентября 2023 года в СМИ и сообщениях военкоров впервые было упомянуто применение бомбы ФАБ-1500 с комплектом планирования и коррекции УМПК с фронтового бомбардировщика Су-34.
ФАБ-9000: какой урон наносила самая мощная неядерная бомба СССР
Сюда следует отнести российские ФАБ-1500 (Фугасная Авиационная бомба) — особенно мощные авиабомбы, которые сильно влияют на очертания линии соприкосновения. Самой многочисленной группой боеприпасов бомбардировочного вооружения являются авиационные бомбы. Российские авиационные бомбы ФАБ-250 поставили на крылатую платформу и оснастили навигационной системой, что позволило сделать их высокоточными боеприпасами, сообщает ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом[1]. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение[1].
В Краснодаре заметили, как перевозят мощные авиационные бомбы ФАБ-500 - ВИДЕО
По принципу действия после попадания в цель отличия от фугаса незначительны. Ниже описанное показано наглядно. Галерея листается. Конечно, это далеко не весь список авиабомб российской авиации, однако перечисленные применяются гораздо чаще остальных.
Не забудьте заглянуть в мой Telegram-канал.
Я уверен, что это всего лишь тренировка. У нас много самолетов, и еще больше этих бомб. Когда начнется наступление Вооруженных сил Украины, мы просто увеличим количество "бомбардировщиков" в геометрической прогрессии. Я думаю, что в одной атаке будет задействовано до 30-40 самолетов. Противовоздушная оборона не поможет, так как пуски производятся с расстояния 50 км и на высоте 12-15 км. Я сомневаюсь, что они доставят хваленый "Пэтриот" на линию фронта, а если и доставят, то в тот же день он будет поражен противорадиационной ракетой, подобной Х-31. Таким образом, это наша новая тактика.
ФАБ-5000 было решено установить на Пе-8, имеющий грузоподъемность 4 тонны. Затем были проведены испытания с зарядом — боекомплект сбрасывался в лесу. Результат впечатлил всех — стометровая воронка и около 6 сотен поваленных деревьев. Боевое применение 28 апреля 1943 года фашистские войска впервые испытали на себе удар страшной сверхбомбы. Вооруженный ФАБ-5000 Пе-8 смог долететь до Кенигсберга и сбросить боеприпасы на береговые укрепления. Появление бомбардировщика не ожидалось, удар был точен, разрушения катастрофичны. Но планы советского командования, рассчитывавшего поразить важные объекты в тылу, реализовать не удалось. Bombardier значительно потерял скорость из-за перегрузок, превратился в легкую добычу штурмовиков. Массовое пенимение и полеты стратегический профайл нереализуемыми. Изменили концепцию применения — бомбу сбрасывали вблизи линии фронта в местах главных ударов, где были большие скопления техники и живой силы противника. Сверхтяжелая бомба наводила ужас на немцев, после удара железнодорожные узлы были полностью парализованы, техника разбита. В феврале 1944 года на Хельсинки были сброшены две бомбы, что, по мнению некоторых историков, ускорило капитуляцию Финляндии. При освобождении Кёнигсберга в 1945 г скрывавшиеся в крепости фашисты вновь сбросили ФАБ-5000, что вызвало панику у врагов и способствовало освобождению города. Интересно: тяжелые бомбы ФАБ-9000 М54 применялись советскими войсками в Афганистане, потом началась эра управляемых реактивных снарядов. Масса боеприпаса составляет 1525 кг, длина — 5 м, диаметр — 0,4 м, масса боевой части — 1010 кг. Бомба может сбрасываться с высоты до 15 км и преодолевать расстояние до 50 км. Отклонение от поражаемого объекта не превышает 10 м. В состав оборудования модели УПАБ-1500Б, которая будет поставляться на экспорт, входят приемник спутниковой навигации, источник электроэнергии тепловые батареи , фугасная бетонобойная боевая часть, контактное взрывное устройство с тремя видами замедления, а также система управления инерционный комплекс, рулевой газовый привод и аэростат. УПАБ-500Б представляет собой уменьшенную версию 1500-килограммового «родственника». Бомба применяется для уничтожения вооружения и военной техники противника, а также объектов армейской инфраструктуры. Масса расхода — 505 кг, длина — 2,8 м, диаметр — 0,35 м, вес боевой части — 390 кг. Бомба может быть сброшена с высоты до 14 км. Полет боеприпасов корректируется с помощью крыльев в средней части корпуса и хвостового оперения. В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев заявил, что в последние годы в России активно совершенствуются корректируемые управляемые авиабомбы, постепенно вытесняя свободнопадающие неуправляемые аналоги. Оба типа боеприпасов использовались в сирийской кампании. Корректирующие планирующие боеприпасы доказали свою высокую эффективность. Эксперт пояснил, что выброс планирующих боеприпасов, как правило, производится вне зоны действия ПВО противника.
Hовиков, главный инженер ВВС А. Репин, А. Мезинов, ведавший снабжением советской авиации, и П. Матаев, отвечавший за ее вооружение. Их глазам открылась необычайная картина: на участке в добрую сотню метров железнодорожные пути были будто срезаны ковшом гигантского экскаватора. Hасыпи больше не существовало. Пульмановские вагоны отброшены в сторону, словно спичечные коробки, и смяты. А на станции застыли десятки нагруженных военной техникой фашистских эшелонов. В тот вечер, 5 августа 1943 года, Москва салютовала доблестным воинам, освободившим Орел и Белгород. Это был первый салют в истории Великой Отечественной войны. Для коллектива молодых инженеров, создавших крупнейшую авиационную бомбу того времени ее-то и сбросили наши летчики на железнодорожный узел , тот салют означал еще и признание Родиной их вклада в дело победы. HГ - инициалы ее главного конструктора Hисона Ильича Гельперина. Химик-технолог по специальности, кадровый работник высшей школы, он до войны был одновременно главным инженером Химстроя, а затем Главазота Hаркомата тяжелой промышленности, строил наши первые химические комбинаты - Березниковский, Сталиногорский и другие. А незадолго перед войной доктору технических наук Гельперину поручили организовать конструкторское бюро по авиационным бомбам. В то время командование ВВС искало возможности для замены стальных корпусов бомб другими, из менее дефицитного материала. Молодое КБ избрало для этой цели железобетон. Такое решение было радикальным. До этого считалось, что без оболочки с высокой прочностью не будет достаточного фугасного эффекта. Корпуса делали цельноковаными с толстыми стенками. Вес взрывчатого вещества составлял лишь около трети от общего веса бомбы - остальное занимал металл. После расчетов и опытов на полигоне выяснилось; основное назначение корпуса фугасной авиабомбы сводится к тому, чтобы не допустить деформации заряда до того, как сработает взрыватель. Резкое понижение прочности наружной оболочки почти не влияет на силу взрыва. Такой вывод имел далеко идущие последствия. За короткий срок удалось разработать технологию производства железобетонных бомб весом 100, 250, 500 и 1000 кг. Вскоре появилась и опытная партия новых боеприпасов первые из них инженеры делали своими руками. И опять полигон - теперь уже государственные испытания. Экзамен был выдержан блестяще. Hовая конструкция передавалась в серийное производство, а около сокращенного наименования изделий было решено поставить буквы HГ. Это было 12 июня 1941 года. Hа руководителей оборонной промышленности слова "экономия металла" оказывали магические действие. И молодое конструкторское бюро продолжило работу по сокращению металлоемкости авиационных бомб. Снова цепь расчетов и экспериментов. Снова полигонные испытания. Шел 1942 год. Hа вооружении армии появились новые, более скоростные самолеты. Остались не у дел когда-то грозные тяжелые бомбардировщики ТБ-3. Из-за низкой скорости полета они становились легкой добычей истребителей.