Новости что такое вотчина кратко

Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). это особый вид земельного владения, который существовал в России в разные исторические периоды. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов. Что такое вотчина? Как она управлялась?

Вотчинный уклад Московского государства

Типы феодальной собственности вотчины. Вотчина это кратко. Боярская вотчина быстро стала одной из крупнейших на Руси – земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. Новости Новости. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий.

Вотчина - это что означало на Руси?

Вотчина — наследственное земельное владение. Владели и управляли вотчинами бояре, монастыри, церковные иерархи, но в то же время они считались всего лишь наследственными держателями земли (а не собственниками, как в Западной Европе). земельные богатства бояр прибывали за счет расширения территорий государства, а также путем распределения конфискованного имущества опальных бояр. ср.: "отчий дом"). Вотчина – это «отцовская собственность», т.е. передаваемый по наследству комплекс собственности (родовой земельный участок и право на заселенные зависимыми людьми). Значение слова вотчина в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка.

Что такое вотчина — определение и отличие от поместья

Административная служба Феодал, владеющий вотчиной, выполнял административные функции, которые включали сбор налогов, поддержание порядка и правопорядка на своей территории, управление владениями и т. Экономическое производство Владельцы вотчины занимались сельскохозяйственным производством, разведением скота, рыболовством и другими видами деятельности, обеспечивая себя и своих подданных продовольствием и товарами первой необходимости. Управление правосудием Феодалы, контролирующие вотчину, имели право назначать и судить своих подданных, разрешая различные споры и вынося судебные решения. Таким образом, вотчина играла важную роль в средневековом обществе, обеспечивая военную защиту, административное управление, экономическое производство и правосудие. Она являлась основной единицей феодальной системы и формировала основу социально-экономических отношений того времени. История развития вотчины в России Вотчина в России представляла собой форму собственности на землю, которая была предоставлена каким-либо лицом в виде Боярской вотчины. Начавшись с малочисленных вотчин, владельцы получали все новые и новые льготы и привилегии, благодаря связям с различными князьями и великими князьями.

Это позволяло им расширять свое влияние и размер вотчины. В XVII веке вотчина стала массовым явлением, когда все новые и новые благородные роды получали свои земли от власти. Они использовали влияние на различных князей и царей, чтобы получить свои вотчины в качестве награды.

Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т. Вотчина в Древней Руси Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества.

Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои. В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне — люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей — поместья.

Лествичное право. В великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель попала под власть Литвы и Польши, вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних малорусских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой наделил короля правом раздавать так называемые «пустыни» за Белой Церковью. Это были земли с малорусским населением, на которых затем сформировалось вотчинное по своей сути землевладение магнатских родов Вишневецких, Потоцких, Конецпольских и других. Крупное землевладение на территории современной Украины было практически ликвидировано в ходе национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого в 1648—1657 годах. Однако затем крупное землевладение было возобновлено на Правобережье, которое осталось под властью Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины. В Московском государстве В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси, где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и сепаратистскими устремлениями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву.

XV-XVI вв. Некоторое количество вотчин ликвидировано во 2-й пол. XVI в. В XVII в.

что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко

Главная» Новости» Что такое вотчина кратко. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Что такое вотчина, исторический факт, ЕГЭ история. Значение слова вотчина кратко | Образовательные документы для учителей. Новости Новости.

Что такое вотчина?

Уроки начинаются с описания роли и значения истории в нашей жизни. Обучающимися также изучаются основные методы изучения истории, включая использование архивных документов, карт, археологических находок и других ресурсов. Уроки включают в себя изучение различных древних цивилизаций, включая древний Египет, Месопотамию, Грецию и Римскую империю. Ученики узнают о политической, социальной и экономической системах этих древних цивилизаций, а также о их влиянии на современность. Затем ученики изучают Средневековье и его особенности, включая феодализм, рыцарей, церковь и крестовые походы. Они также узнают о Великом переселении народов, возникновении и распространении христианства и ислама. Уроки продолжаются с изучением новой истории, включая период Возрождения, Великих географических открытий и индустриальной революции. Ученики также знакомятся с великими открытиями и изобретениями этого времени, а также их влиянием на общество. Изучение завершается с разделом о современной истории, включая Первую и Вторую мировые войны, Холодную войну и современные конфликты.

Ученики также узнают о глобальных проблемах и вызовах, с которыми сталкивается наше современное общество. Оцените статью.

Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел.

Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного.

Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения.

Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г.

Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А.

Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа?

На этот вопрос можно отвечать только догадками. На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу.

Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению. Оно не старее 1550 г. До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины.

Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г. Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконивает только существующую практику. Эта практика, по словам приговора, восходит к XV в. Дальнейший шаг к обособлению родовых имуществ сделан указами 1679 г.

В этих указах дело идет не об одних только родовых, но и о выслуженных вотчинах. Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин.

Особенности вотчины в средние века В средние века, вотчина была одной из основных форм собственности.

В основном, это были земли и владения, которые передавались по наследству от отца к сыну. Особенности вотчины в средние века: Привилегии и признаки деревни: Вотчинные владения включали в себя не только землю, но и целые деревни, которые принадлежали владельцу вотчины. Владельцы вотчин имели особые привилегии и права, например, на сбор налогов с крестьян или на проведение суда в своей деревне.

Система крепостного права: Владельцы вотчины имели власть над крестьянами, которые проживали на их земле. Крестьяне были принуждены работать на владельцев вотчины и платить им долю продукции в обмен на защиту и право использования земли. Феодальные обязанности: Владельцы вотчины были обязаны выполнять определенные обязанности перед своим верховным сюзереном.

В частности, они должны были предоставлять военную помощь верховному сюзерену и выполнять другие феодальные обязанности. Наследственность: Вотчина передавалась по наследству от отца к сыну в линейке крови. Это означало, что не всегда старший сын наследовал вотчину, а именно тот, кто был непосредственным потомком владельца вотчины.

Иерархическая структура: Владельцы вотчин входили в иерархическую структуру общества средних веков. Они были подчинены верховным сюзеренам, которые в свою очередь подчинялись королю или другому высшему владетелю. Таким образом, вотчина в средние века представляла собой особый вид собственности, который имел свои специфические особенности.

Влияние вотчины на хозяйственную деятельность Вотчина — это форма владения землей, характерная для феодального строя. В рамках вотчины земля принадлежала феодалу, но носила исключительное территориальное, а также экономическое значение, влияя на хозяйственную деятельность. Вотчина играла важную роль в организации земледелия и развитии сельскохозяйственного производства.

Она обеспечивала феодала и его семью необходимыми продуктами питания, материалами для производства и торговли. Власть феодала над вотчиной позволяла ему контролировать процессы выращивания сельскохозяйственных культур, животноводства и ремесленного производства. Владение вотчиной предполагало пользование всеми её ресурсами: землей, водой, лесами и животными.

Один из основных аспектов владения — это сбор ренты, или пожизненного дарения, за пользование землей. Рента включала в себя продукцию, выпускаемую крестьянами, работавшими на вотчине. Основным видом хозяйственной деятельности на вотчине было земледелие.

Феодалы вкладывали средства и труд в обработку земли, обеспечивая таким образом производство сельскохозяйственных товаров, необходимых для поддержания жизни на вотчине. В рамках хозяйственной деятельности на вотчине развивались различные отрасли производства.

Наши вотчинники свободны были писать в акты распоряжения своим имуществом какие угодно условия. Этот порядок продолжает действовать и после издания Царского Судебника, и понятно почему: новые законы не скоро делались известными публике в XVI в. Боярин И. Шереметев в 1554 г. Веденный Боярин И. Большой Шереметев, конечно, знал содержание нового Судебника, а потому для ограждения своих прав он испросил на такую покупку особую жалованную грамоту Рум.

Люди, не столь близкие к престолу московских государей, писали купчие с такими же условиями просто по незнанию новых законов. В купчей 1568 г. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. Не стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.

Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене прямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел права на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; а по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения.

Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон.

Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками.

На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению. Оно не старее 1550 г.

Значение слова вотчина кратко

Платила только земля, а службу несли только люди. Феодальная вотчина это четкое правовое разделение сделала настолько распространенным, что бояре и вольные слуги при ненадлежащем уходе за землей теряли на нее право, и угодья возвращались крестьянам. Постепенно вотчинное землевладение стало привилегией служивых лиц, находящихся в подчинении у самого царя. Так формировалась феодальная вотчина. Это землевладение было наиболее распространенным видом земельной собственности, государственные и церковные земли начали наращивать свои территории гораздо позднее. Возникновение поместий В 15 веке появилась новая форма владения земельными участками , которая постепенно меняла устаревшие принципы владения землей, такие как вотчина. Это изменение в первую очередь касалось землевладельцев. Отныне их право владеть и управлять вотчинами было стеснено - унаследовать землю и распоряжаться ею позволялось лишь узкому кругу лиц. В Московии XVI века в гражданской переписке практически не встречается слово «вотчина». Оно исчезло из словоупотребления, а лица, которые не состояли на государственной службе, перестали называться вотчинниками. Те же люди, которые отслужили государству, имели право на земельный надел, называющийся поместьем.

Служивых людей «помещали» на земли ради охраны или в качестве оплаты за службу государству. С прекращением срока службы земля возвращалась в царскую собственность, и позднее эта территория могла быть передана другому лицу за заслуги перед царем. Наследники первого владельца прав на поместную землю не имели. Две формы землевладения Вотчина и поместье - это две формы владения землей в Московии 14-16 веков. И приобретенные, и переданные по наследству земли постепенно теряли свои различия - ведь на землевладельцев и той, и другой формы собственности налагались одинаковые обязанности. Крупные землевладельцы, получившие угодья как награду за службу, постепенно добились права передавать поместья по наследству. В сознании многих владельцев земли права вотчинников и служилых людей нередко переплетались, известны случаи, когда поместные земли пытались передать по наследству. Данные судебные казусы привели к тому, что государство всерьез озаботилось проблемой землевладения. Правовая путаница с порядком наследования поместья и вотчины вынудила царскую власть принять законы, уравнивающие оба этих вида землевладения. Земельные законы середины XVI века Наиболее полно новые правила землевладения были изложены в царских указах 1562 и 1572 годов.

Оба данных закона ограничивали права владельцев княжеских и боярских вотчин. Частным образом допускались случаи продажи вотчинных участков, однако количеством не больше половины и то - только кровным родственникам. Это правило было прописано уже в Судебнике царя Ивана и подкреплено многочисленными указами, вышедшими позднее. Вотчинник мог завещать часть своих земель собственной жене, но только во временное владение - «на прожиток». Распоряжаться отданной землей женщина не могла. После прекращения владения такая вотчинная земля передавалась государю. Для крестьян оба вида собственности были равнозначно тяжелыми - и владельцы вотчины, и собственники поместий имели право взыскивать подати, вершить суд, забирать людей в армию. Итоги поместной реформы Эти и другие изложенные ограничения преследовали две основные цели: поддерживать «свои» служивые фамилии и стимулировать их готовность к государственной службе ; не допустить переход «служебных» земель в частные руки. Таким образом, поместная реформа практически упразднила юридический смысл вотчинного землевладения. Вотчина сравнялась с поместьем - из законного и безусловного владения обладание земельной собственностью превратилось в собственность условную, напрямую связанную с законом и желанием царской власти.

Трансформировалось и понятие "вотчина". Это слово постепенно исчезло из деловых документов и разговорной речи. Развитие частного землевладения Поместье стало искусственным стимулом развития землевладения в Московской Руси. Огромные территории были розданы государевым людям благодаря поместному праву. В настоящее время невозможно определить точное взаимоотношение поместных и вотчинных земель - точной статистики земельных угодий не велось. Приращение новых земель затрудняло учет существующих владений, которыми на тот момент обладали частные лица и государство.

На смену вотчинам постепенно стало приходить поместье. В 17 веке дворяне за верную службу даже награждались землями старых вотчин. Наконец, в 1714 году указом Петра 1 вотчина и поместье юридически сравнялись и слились в такой вид собственности, как имение. Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.

Им предоставлено только право отказывать женам своим некоторую часть вотчины, небольшую. Если бы князь отказал жене всю свою вотчину и вотчина будет большая, такое завещание идет на усмотрение Государя; а если откажет часть, жена владеет ею до живота без особого утверждения Государя. В законном порядке исстаринные княжеские вотчины наследуются только сыновьями; при отсутствии сыновей вотчина берется на Государя. Из изложенного ясно, что постановления указа 1562 г. Что же касается княжеских купель, то эти ограничения на них вовсе не распространяются.

Обладатели вотчин в уездах особо перечисленных городов сохраняют за собой все права распоряжения, за одним исключением: они не могут отчуждать их — иногородцам. Эти вотчины, следовательно, переходят в женские руки и подлежат дроблению. Наконец, общее постановление, относящееся ко всяким вотчинам, определяет только признак их выморочности. Они становятся выморочными, если о них не написано завещания и законных наследников не осталось. Законные же наследники ограничены ближним родом.

Право распоряжения этими вотчинами ни в каком отношении не ограничено. Их можно продавать, дарить, закладывать, менять, завещать без всяких ограничений. К этому же вопросу относится и приговор 1572 г. Здесь речь идет о вотчинах, которые, в силу прежних указов, не подлежат свободному распоряжению владельцев. До сих мест приговор только повторяет прежние указы.

Какие же это вотчины не давались в продажу? Это старинные княжеские, о которых речь шла в указе 1562 г. Какие же это боярские вотчины не давались в продажу, то есть не подлежали отчуждению? А у котораго в грамоте будет ему одному вотчина написана, и после его та вотчина на государя. Итак, здесь речь идет не о родовых вотчинах, а о вотчинах государского данья, то есть о жалованных.

Жалованные вотчины, действительно, не всегда давались в продажу, мену и т. Распоряжение ими допускается в пределах прав, предоставленных жалованной грамотой. Были пожалования и с предоставлением полных прав распоряжения; но к таким вотчинам приговор 1572 г. Он относится только к таким боярам-вотчинникам, которым не было предоставлено право распоряжаться. Ввиду же разнообразия предоставляемых жалованными грамотами прав и самого способа пожалования, которое иногда происходило и без грамоты, приговор и нашел нужным разъяснить, когда вотчина, пожалованная без права распоряжения, возвращается к Государю.

Итак, в приговоре 1572 г. Но приговор 1572 г. О каких вотчинах идет здесь речь? Конечно, о тех же, о которых говорилось перед тем. А перед тем речь шла о жалованных вотчинах, по отношению к которым остался не разрешенным такой случай: вотчина дана известному лицу, его жене, детям и роду; у пожалованного не осталось ни жены, ни детей, остались только родичи.

Как же они наследуют — без конца или до известной степени? Это не было еще определено, а потому и поставлен приведенный вопрос в довольно курьезной, но понятной форме: вотчинники вымерли, а между тем спрашивается, по которое колено отдавать вотчинникам? В первом случае вотчинниками названы те лица, права которых совершенно ясны из жалованной грамоты: сам пожалованный, его жена и дети; они перемерли. Во втором — дальнейшие члены рода. Они тоже вотчинники и наследуют после смерти первых, к ним приведенный вопрос и относится.

Там выкуп применялся к так называемым наследственным имуществам Erbgut. Владельцы не могли свободно распоряжаться своими наследственными имуществами; они должны были переходить в порядке законного наследования. У наследника было уже право на такое имущество. Право продажи принадлежало владельцу только в крайних случаях, но и в таких случаях владелец должен был предложить, прежде всего, предполагаемому наследнику купить имение. Из этого права первой покупки в Германии и выработалось потом право выкупа в течение одного года со днем.

В немецком праве этот институт стоит в связи с ограниченным правом распоряжения наследственными имуществами. Против такого объяснения выступил очень основательно Неволин. Так как собственником родовых имуществ был род, — говорит Неволин, — то отдельные лица вовсе не имели права отчуждать их, вотчины могли отчуждаться только родом в целом своем составе. А если имущество продавалось родом, то у отдельных членов рода не могло остаться права выкупа. Ill Неволин развивает свои предположения о происхождении выкупа.

Вотчина древнейший вид феодальной земельной собственности в России. Наследственное семейное или корпоративное владение. Возникла в X-XI вв. С конца XV в. XVIII в. В отличие от поместья, В. Владелец В. Выделялись родовые, купленные и пожалованные В. Источник: Словарь-справочник по истории отечественного государства и права. Поскольку наравне с родовыми существовали и жалованные, выслуженные и купленные вотчины, важнее не способ приобретения, а возможность передачи вотчины по наследству.

В 15 веке появилась форма поместья, но в 18 в. Филологически форма вотчина более поздняя, производна от отчина этимологически связана с родством, отечеством - ср. Источник: Исторический словарь по нотариату, проект mirnot. В дальнейшем В. Делилась на господское хозяйство домен и крестьянские держания. В пределах В. Синонимы В. Источник: Большой юридический словарь Вотчина 1 в европе комплекс феодальной земельной собственности земля, постройки, живой и мёртвый инвентарь и связанных с нею прав на феодально-зависимых крестьян.

Понятие вотчина

Так, согласно 32 статье предусматривался суровый штраф за сожжение княжеских бортнических угодий, и за запашку княжеской земли. Впоследствии Псковская, Новгородская судная грамоты предполагали более детальные и серьезные санкции в отношении нарушителей прав земельной собственности. В частности, подвергались штрафам такие деяния как «наезд» на землю другого, нарушение межей межевых границ , грабеж и пр. Наказание зависело от социального положения человека Эх…, ничто на Руси не меняется! Князь тем отличался от всех остальных землевладельцев вотчинников , что, во-первых, был верховным собственником — то есть мог отобрать вотчину в наказание, как это было при Иване Третьем. А, во-вторых, имел право раздавать присоединенные, захваченные земли как вотчины. Сама княжеская вотчина состояла из трех составляющих: дворцовые, черные и боярские земли. Дворцовые — это такие, подати с которых поступали на содержание князя, его дворца. Такая земля возделывалась преимущественно холопами, страдниками. Страда — это работа на земле за то, чтобы поставлять князю натурой разные продукты. Черные земли никому не принадлежали — не входили ни в чьи вотчины.

Они обычно сдавались в аренду разным общинам. Боярские вотчины обязаны были поставлять князю ратных людей: каждый боярин приводил с собой воинов, полностью вооруженных и укомплектованных. Как-то так! Первая была представлена местной родовой знатью, торговцами. Вторые — княжьими мужами, которым князь дал земли в вотчины. Кстати, в отличие от Западной Европы, дача князем вотчины дружиннику не означало теперь, что тот ему что-то должен. Более того, многие дружинники, ставшие боярами, легко могли «отъехать» из похода и все считали это вполне нормальным. Князь был среди них primus inter pares лат.

По этой причине безусловной собственностью вотчинное землевладение назвать нельзя. Большими земельными наделами владели не только бояре и князья, но и высшее духовенство, крупные монастыри, члены дружин. После создания церковно-вотчинного землевладения появилась церковная иерархия, то есть епископы, митрополиты и т. Вотчина — это постройки, пашни, леса, луга, животные, инвентарь, а также крестьяне, проживающие на территории землевладения вотчинника. В то время крестьяне не были крепостными, они могли свободно переходить с земель одного вотчинника на территорию другого. Но все же землевладельцы обладали некими привилегиями, особенно это касалось сферы судопроизводства. Они формировали административно-хозяйственный аппарат для организации повседневной жизни крестьян. Владельцы земель имели право собирать подати, обладали судебной и административной властью над проживавшими на их территории людьми.

Объем прав древнейшего вотчинника представляется чрезвычайно обширным; в своей вотчине он был почти тем же, чем князь был в своем княжении, — был не только собственником земли, но и лицом, имевшим административную и судебную власть над населением, жившим на его земле; такой вотчинник сам подсуден был только князю. Однако население крестьянское , жившее на его земле, отнюдь не было крепостным, а вполне свободным, имевшим право переходить с земли одного вотчинника на землю другого. Такое понятие о вотчиннике древнейшей Руси мы получаем из жалованных грамот на вотчины, которых за XV и XVI века дошло до нас достаточно. Эти грамоты рисуют не новый порядок вещей, а служат отголоском старины, начинающей исчезать в Московском великом княжении, где указанный объем вотчинных прав значительно суживается и право собственности на землю сопровождается судебной и административной властью вотчинника лишь как исключение, да и то с отнятием душегубства, разбоя и татьбы с поличным; они являются новостью только в том отношении, что обычный прежде порядок низводят на степень исключения. Это — первая крупная перемена, которую потерпело вотчинное право, — перемена, хронологически совпадавшая до известной степени с изменениями государственного строя и областной администрации смена вотчинного суда судом кормленщика. Вторая перемена, которую пришлось испытать древнерусскому вотчинному праву, совпадает с усиленным развитием поместного землевладения, пошедшим быстрыми шагами вперед, особенно со времени царя Ивана Грозного. Если начало землевладения вотчинного не без основания приурочивается к элементу дружинному военно-служилому , то нет никаких трудностей наметить возникновение поместья среди не военно-служилого элемента, среди полусвободного класса так называемых слуг "под дворским", которым князья на известных условиях платеж оброка натурой и натуральные повинности давали земли в условное, временное и личное владение. Первый след подобной дачи земли обыкновенно ищут в духовной грамоте московского великого князя Ивана Калиты начало XIV в. Впервые термин "поместье" в русских актах мы встречаем в одном документе, писанном между 1466—1478 годами в актах литовско-русских — несколько ранее. Когда старые писатели по истории русского права приписывали возникновение поместья времени Ивана III, они ошибались только наполовину: поместье возникло гораздо ранее Ивана III, но, как поместье служилое в классе военно-служилом , оно возникает лишь во второй половине XV века и развивается под влиянием ряда политических и финансовых причин. С середины XVI века класс помещиков быстро растет, поместье делается весьма обычным вознаграждением за тягости военной службы, между тем как кормление мало-помалу отступает на задний план: ибо кормление, с одной стороны, с успехом заменяется поместьем, а с другой стороны — населению предоставлена возможность двойной уплатой податей правительству откупаться от кормленщиков, которые в таких случаях заменялись выборными земскими властями. Старые писатели смутно чувствовали какую-то связь между поместьем и кормлением, когда делали крупную юридическую ошибку, смешивая и то и другое: и существо, и объект власти кормленщика и помещика покоятся на совершенно различных основаниях. Так, со второй половины XV в. Превращение Московского великого княжения в Московское царство, растворение кормленщика в помещике и замена его выборной земской властью, и быстрое развитие поместной системы заметно отражаются на вотчинном праве. Именно в Москве слагается понятие о служилой земле и появляется ряд правительственных мероприятий, вся цель которых сводится к тому, чтобы "в службе убытка не было и земля бы из службы не выходила". Здесь под словом "земля" равно разумеется и поместье, и В. Правительство предпринимает перетасовку во владении землями, ибо оказались служилые люди, завладевшие многими землями и оскудевшие службою, — "не против государева жалованья т. Здесь подчеркивается не только одинаковая обязанность военной службы и с поместья, и с вотчины, но и высказывается, по-видимому, намек на желательность, в интересах службы, известного соотношения во владении одним лицом поместной и вотчинной землей. Уже одна возможность держания в одних и тех же руках поместья и вотчины, соединенного с обязательной службой с того и с другого, давала повод к фактическому и, может быть, теоретическому сближению между ними; установилась даже система пожалований из поместья в вотчину, одинаково применимая и к служившим по московскому списку, и к служившим с городов. Оставляя в стороне подробности вопроса о сближении поместья и вотчины, закончившемся указом 23 марта 1714 года, по которому "впредь. Существенная разница между этими тремя типами заключается в правах распоряжения. Права распоряжения вотчинами родовыми ограничивались и государством, и вотчичами особенно сильны были ограничения, налагавшиеся государством, относительно княжеских вотчин.

Да, она прекрасная». Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни. Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его. Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно. Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой. Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, — кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами. После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны. Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее. Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч. Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск. Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, — насколько то было в его власти, — не останавливать этого гибельного для французов движения как хотели в Петербурге и в армии русские генералы , а содействовать ему и облегчить движение своих войск. В X столетии на территории Киевской Руси появились первые феодалы, которым принадлежали большие земельные наделы. Тогда же в русских документах появляется слово вотчина.

Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи

  • Вотчина — краткое описание и особенности
  • Что такое вотчина на древней руси. Вотчина – это форма землевладения
  • ВОТЧИНА | Энциклопедия Кругосвет
  • «Вотчина» — что это в истории

Вотчина — краткое описание и особенности

Кроме того, господин имел право продавать и покупать крестьян, передавать в наследство своих детей и использовать их в качестве залога при заключении сделок. Система вотчины носила феодальный характер и сохранялась в Русском государстве до середины XIX века, когда была отменена в результате Реформы 1861 года. Внешний вид вотчины характеризовался сосредоточенностью поселений, огороженных заборами. На территории вотчины, помимо поселений крестьян, находились также помещичьи усадьбы, церкви, амбары и другие сооружения. Вотчина играла значительную роль в экономической и социальной жизни средневековой Руси, определяя статус крестьян и взаимоотношения между верховными и низовыми слоями общества. История возникновения вотчины Вотчина — это форма землевладения в средние века, когда земля была передаваема от отца к сыну, и семья имела право на владение и использование этой земли. Вотчина появилась в Европе во время феодального строя. В этом строе государство было организовано на основе вассальных зависимостей.

Феодалы, которые обладали владениями, передавали их своим вассалам в обмен на личную верность и поддержку в военных операциях. Одной из форм такой зависимости стала вотчина. Феодал передавал своей семье земельные владения, и эти владения были связаны с обязанностями своего вассала перед феодалом. Вотчина не могла быть продана или отчуждена, она передавалась только между мужчинами из одной семьи. При смерти владельца, земля передавалась его наследникам. Это позволяло семьям сохранять свои владения и передавать их от поколения к поколению. Вотчина имела несколько важных особенностей: Только мужчины могли быть владельцами вотчины.

Владельцы вотчины обязаны были служить военной службой своему феодалу. Вотчина не могла быть разделена между наследниками, она передавалась целиком. Владельцы вотчины имели полное право на землю и все ее ресурсы. Вотчина существовала до XVIII века, когда было объявлено о прекращении феодального строя в Европе и осуществлена реформа власти. Именно вотчина стала основой для развития феодализма и земельных отношений в средние века. Она играла важную роль в формировании социальной и политической структуры общества того времени. Особенности вотчины в средние века В средние века, вотчина была одной из основных форм собственности.

В основном, это были земли и владения, которые передавались по наследству от отца к сыну. Особенности вотчины в средние века: Привилегии и признаки деревни: Вотчинные владения включали в себя не только землю, но и целые деревни, которые принадлежали владельцу вотчины.

В простейшем понимании, вотчиной называлась земля, на которой помещик владел и на которой жили его крестьяне. Однако, вотчина это не только земля, но и предназначенные для эксплуатации на ней крестьяне. В России вотчина начала формироваться в X — XI веках, когда состоялся разгром племен Рюрика над финно-угорскими племенами. Поместное землевладение начали получать не только князья, но и другие лица высокого происхождения. Крестьянство при этом было направлено на выполнение боевых функций или на обслуживание имущества землевладельцев. Однако, со временем крестьяне стали работать на земле постоянно и превратились в землевладельцев на правах заселения. Это привело к тому, что земля попала в частную собственность, то есть стала вотчиной. Вотчина была личной, неотъемлемой и непродаваемой собственностью помещика.

Владелец вотчины не мог распорядиться ее как обычной землей — продать или передать ее наследникам любым другим способом. Вотчина передавалась по наследству сынам и женам, поэтому она не делилась между наследниками. Вместе со владельцем вотчины переходили и его крестьяне, которые были обязаны работать на земле владельца, выплачивать ему деньги за право пользования землей и собирать налоги с своих земель.

Вотчина и поместье общее и различия таблица.

Виды ветчины. Виды вотчин в древней Руси. Вотчина 15 век Русь. Земельные отношения в древней Руси.

Основные понятия древней Руси. Термины по древней Руси. Центр вотчины. Вотчины распространившиеся в древней.

Феодальная вотчина в древней Руси. Княжеская вотчина на Руси. Основные формы землевладения. Указ о единонаследии 1714 г.

Указ Петра 1 1714 года о единонаследии. Указ о единонаследии Петра 1. Поместье от вотчины. Аллод бенефиций Феод.

Эволюция форм земельной собственности. Усадьба феодала в средневековой деревне. План феодального поместья средневековья. Поместье феодальное план феодального поместья.

Реформы Петра 1 1714 год указ о единонаследии. Вотчина и поместье при Петре 1. Указ Петра 1 о единонаследии 1714. Структура феодальной вотчины.

Вотчина и ее социальная структура. Состав вотчины. Структура каролингской вотчины. Вотчина это земельное владение.

Древнерусская вотчина. Вотчинная усадьба. Княжеское хозяйство. Княжеское хозяйство кратко.

Княжеское хозяйство в древней Руси. Сословие князей. Бояре дворяне духовенство это.

Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов.

Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности земли, построек и инвентаря и прав на зависимых крестьян.

Во времена Киевской Руси вотчина являлась одной из форм феодальной земельной собственности. Владелец вотчины имел право передать её по наследству отсюда и происхождение названия от древнерусского слова «отчина», то есть отцовская собственность , продать, обменять или, например, поделить между родственниками. Вотчины как явление возникли в процессе формирования частной феодальной собственности на землю. Как правило, их собственниками в IX—XI веках были князья, а также княжеские дружинники и земские бояре — наследники прежней родоплеменной верхушки.

После принятия христианства сформировалось и церковное вотчинное землевладение, собственниками которого являлись представители церковной иерархии митрополиты, епископы и большие монастыри. Существовали различные категории вотчины: родовые, купленные, дарованные князем или другими, что частично влияло на возможность собственников свободно распоряжаться вотчиной. Так, владение родовыми вотчинами ограничивалось государством и родственниками. Собственник такой вотчины был обязан служить тому князю, на землях которого она находилась, а без согласия членов своего рода вотчинник не мог её продать или обменять.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий