Одна из главных ролей сатирического произведения — «срывание всех и всяческих масок» и обнажение сути явлений, которые можно увидеть если вы решили купить картину на холсте передающую всю тонкость идеи. Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий.
Сатира это в литературе кратко
Сатира – жанр поэтического либо прозаического произведения, в котором автор изобличает пороки и слабости. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта. Что такое сатирическое произведение в литературе.
В чем разница между Сатирой и Фарсом
В этом произведении Салтыков-Щедрин высмеивает лень людей, разучившихся трудиться, умеющих лишь «сидеть на шее». Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры – художественные (лирические, прозаические, драматические) и публицистические (памфлет, фельетон). Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. В первую очередь сатирическое произведение связано с современностью. Сатирическое произведение тем более бессмертно, чем более универсален и всенароден идеал, утверждаемый автором.
Что такое сатирический рассказ?
Лафонтена, И. В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н.
Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А.
Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т. Кантемир более тяготеет к рассуждению о пороке как таковом.
Своего расцвета русская сатира достигла в 19 веке.
Раскрывать дикость и абсурдность некоторых принципов и ценностей в обществе. Основная задача сатирического произведения — высмеивание, но не оскорбление.
Автор старается использовать деликатные методы для вызова смеха и критики, при этом не переходя границу добросовестности и не унижая достоинство другого человека или группы людей. Сатирическое произведение создает атмосферу шутки и развлечения, но при этом оно может иметь глубокий подтекст и передавать серьезные идеи. Оно способно оказывать влияние на общественное мнение и вызывать реакцию у читателей или зрителей.
Таким образом, целью сатирического произведения является вызов положительных изменений в обществе и повышение осведомленности людей о некоторых проблемах через использование комических приемов и критического мышления. Сатира в литературе Сатира — это литературный жанр, основной целью которого является высмеивание недостатков и пороков общества, политики, религии и других сфер жизни. В сатирических произведениях используется остроумие, ирония, гротеск и сарказм для передачи критической мысли и того или иного вида юмора.
Сатира в литературе имеет давнюю историю. Уже в древнегреческой комедии и драме можно найти элементы сатиры. Однако, особенно популярным жанром сатира стала в средние века, когда не только писатели, но и художники использовали сатирическую форму для критики социальных и политических процессов.
Известными примерами такой сатиры являются гравюры Лукаса ван Лейдена и живописные произведения Питера Брейгеля. В классической литературе сатира имеет несколько разновидностей. В первую очередь, это сатира как жанр в целом, представленная произведениями Ювенала, Горация и Джонатана Свифта.
Они используют сатиру для разоблачения горестей и пороков своего времени. Сатирик в таких произведениях занимается непосредственным высмеиванием и критикой, часто используя образы сатирических персонажей. Другая разновидность — это сатира в виде басни, в которой животные или другие неодушевленные предметы выступают в роли персонажей.
Федр, Лафонтен и Иван Крылов являются известными представителями этого вида сатиры. В современной литературе и эпоху Интернета сатира также широко используется. Сатирические статьи и рассказы часто публикуются на сайтах и блогах, а видео- и аудиоматериалы посвящены критике и пародии на различные явления и личности.
Сатира в литературе является важным инструментом критики и выражения негативного отношения к действительности. Она способна воздействовать на публичное мнение и вызывать у читателей или зрителей эмоциональную реакцию. Страсть к сатире продолжает сохраняться и в современном мире, где это жанр активно используется в разных формах и сферах искусства.
Сатира в журналистике Журналистика и сатира — два разных жанра, но они могут сосуществовать вместе, создавая особое своеобразное сочетание. Сатирические произведения в журналистике отличаются от классической сатиры своей целью и формой представления. В отличие от художественной сатиры, сатира в журналистике чаще всего преследует цель информировать читателя о каких-то проблематичных явлениях в обществе и критиковать их.
Журналистская сатира акцентирует внимание на реальных событиях и проблемах современности, при этом используя сатирические приемы и методы.
На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события. Его уход смерть воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно. Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей. Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Грибоедов, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский и др. Юмор — это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей.
Юмор — это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора — через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В.
Сатира определение в литературе
Сатирическое произведение в литературе это произведение, которое использует сатиру, особый стиль или жанр, чтобы иронично или смешно высмеять недостатки, отрицательные черты или глупости людей, персонажей, общественных явлений или событий. Сатирическое произведение – это литературное или художественное произведение, которое с помощью шуток, иронии и сатиры изображает недостатки, ошибки или противоречия в обществе, политике, культуре и других сферах жизни. это: 1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде. Сатирическое начало характерно для многих жанров: басни, эпиграммы, памфлета, сатирического романа/рассказа, фельетона, комедии. Хорошее сатирическое произведение легко отличить от скандальных воплей безграмотных бездарей, плохо владеющих литературным языком, поскольку сатира не использует слова ненормативной лексики и не унижает человеческое достоинство субъекта.
Сатира как жанр
Изобличение стало основным признаком сатиры. Основой сатиры является обличение и смех, с помощью смех автор обличает недостатки, человеческие пороки. Характерная особенность сатиры — отрицательное отношение к объекту изображения и, одновременно, наличие положительного идеала, на фоне которого выявляются отрицательные черты изображаемого. Автор сатирического произведения, создавая объект "высокой степени условности", использует гиперболу и гротеск. В гротескные формы могут воплощаться фантастический сюжет "Путешествия Гулливера" Дж.
Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена, И. В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века.
Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н. Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А.
Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д.
Эти литературоведческие понятия плотно обосновались в современной жизни — правда, не всегда в первоначальном своем значении. Тем не менее, сатира, юмор, ирония и сарказм — важные понятия при анализе произведений.
Все перечисленные понятия — это разные степени и формы проявления комического. Рассмотрим каждое из них. Сатира характеризуется резко выраженной негативной оценкой пороков общественного значения подвергнутого осмеянию объекта.
Активно высмеивая все отрицательное, сатира тем самым защищает все положительное, подлинно живое. Образы-объекты сатиры строятся на принципе доведения до нелепости какой-либо черты, поступка и др. Несмотря на видимую «жесткость» сатиры, в ней есть место и смеху — иного рода.
Смех в сатире заставляет обратить внимание на мельчайшие, но не менее важные детали, это смех не ради развлечения.
Свифта, "История одного города" М. Салтыкова-Щедрина , аллегория басни Эзопа, Ж. Лафонтена, И.
Сатира в русской литературе В русской литературе сатира впервые появилась в сатирической повести конца 17 века. Жанр сатиры развивали А. Сумароков, Д. Фонвизин, Н.
Особое роль в развитии сатиры 18 века сыграло творчество А. Кантемир основывался на европейской литературной традиции и своими предшественниками считал Д. Ювенала, Н. Сатиры А.
Кантемира делились на философические и живописные. Жуковский в статье "О сатире и сатирах Кантемира" писал о том, что сатиры А. Кантемира четко делятся на русские и заграничные: русские — "живописные", т.
Среди приёмов, к которым прибегает сатира: гротеск , ирония , гипербола , сарказм , пародия , аллегория ; её характерной чертой часто становится публицистичность. Сатира присуща произведениям как фольклора, так и литературы, где может охватывать разные жанры — художественные лирические, прозаические, драматические и публицистические памфлет , фельетон. У истоков сатиры — древнейшие формы народно-праздничного смеха, первоначально имевшие ритуально-магическое значение. В античной литературе сатирическое начало наиболее отчётливо проявилось в жанрах мима и комедии, в жанре стихотворной и менипповой сатиры. Традиции античной сатиры в сочетании с влиянием местного фольклора нашли продолжение в сатирической литературе Средневековья , отразившись в поэзии вагантов , в получивших широкое распространение жанрах фабльо , фацеции , фарса , соти , шванка , фастнахтшпиля его вершина — творчество Г.
Яркий образец позднесредневековой сатиры — «Корабль дураков» С. Расцвет сатиры связан с эпохой Возрождения : «Корбаччо» Дж. Аретино , романы Ф. Рабле , М. В литературе классицизма , наряду с обращением к римскому стихотворному жанру сатиры , сатирическое начало находит воплощение в комедиях Мольера , в романах Ш. Сореля и П. Сатира эпохи Просвещения представлена прежде всего творчеством Д.
Что такое сатирический рассказ?
Только язвительная и беспощадная сатира «на лицо», по утверждению Новикова, может стать типической. И лишь тогда она со временем может приобрести также общечеловеческое значение. На телевидении она приобрела немного иную форму, нынче это не совсем журналистика, а телевизионные развлекательные передачи и шоу, вроде Comedy Club и StandUp.
Горацианская сатира — это форма нежной, юмористической и забавной сатиры, которая высмеивает глупости и нелепости людей. Ювеналианская Сатира, с другой стороны, является формальной сатирой, которая с презрением и негодованием нападает на порок и заблуждение в обществе. Ювеналийская сатира более резкая и жетская, чем хоратская сатира. Менипейская сатира высмеивает индивидуальный недостаток характера или особую черту личности. Она менее агрессивна, чем ювенальная сатира, но более осуждающая, чем горатская сатира.
Что такое Фарс? Фарс — это легкая комедия, которая развлекает аудиторию в экстравагантных и преувеличенных ситуациях. Фарс предполагает намеренное использование физического юмора, непристойных шуток и преднамеренного абсурда.
Сатирические произведения часто стремятся вызвать у читателя размышления и осознание социальных проблем. Характеристики Сатирические произведения часто характеризуются использованием искажений и преувеличений, гротеска и маскировки. Авторы сатирических текстов также часто используют иронию, сарказм, юмор и комические ситуации для достижения своих целей.
Искажения и преувеличения: Сатира может представлять реальные людей и события в карикатурной форме, чтобы показать их недостатки и ошибки. Гротеск: Прием гротеска заключается в преувеличении некоторых аспектов, делая их экстремальными или комичными — это позволяет автору сатирического произведения вызвать у читателей смех и недоверие. Маскировка: Авторы сатирических текстов могут использовать вымышленные или аллегорические персонажи и события для передачи своих сообщений. Это позволяет им критиковать реальных людей и явления без прямой конфронтации. Примеры В русской литературе существует множество известных сатирических произведений. Одним из наиболее известных примеров является «Мертвые души» Николая Гоголя.
Меткие и острые, такого рода пословицы и поговорки были одним из способов выразить протест против все усиливавшейся феодальной эксплуатации. Сатирическая пословица не только прямо обличает, но она и высмеивает: тунеядцев, живущих чужим трудом, — «Мяхки руки чужие труды поедают». Сатирическая пословица не щадит и отрицательные явления семейного быта: «Мачеха пасынку надвое волю дала: наг ходи либо без рубашки», «Горе мачехино, что пасынок сметаны не ест, а временем и сыворотке рад», «Свекровь снохе говорила: невестушка, полно молоть, отдохни — потолки», и т. В богатом сказочном репертуаре XVII в. Адрианова - Перетц. Социально-бытовая народная поэзия XVII и.
Эти художественные средства служат выявлению смешных сторон жизненных фактов, осуждаемых сатирой. В былинном героическом эпосе выработался в XVII в. Сказание о киевских богатырях по списку XVII в. Богатырское слово в списке начала XVII века. ГИМ, собр. Повести о Мамаевом побоище.
Именно эта особенность народной поэзии XVII в. Эти указы имели целью искоренить «бесчинства», мирские забавы», т. Социальная острота, антикрепостническая направленпость народной сатиры XVII в. В начале XVII в. Самый дух «подметных писем» и патриотических воззваний этого времени с наибольшей ясностью усвоен литературной «Новой повестью о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», а сатирическая направленность обличений господствующего класса в народной публицистике отражена в осудительных характеристиках феодалов, которым уделил много места неизвестный автор «Сказания кних ради грех попусти господь бог праведное свое наказание и от конец до конец всея Росия, и како весь словенский язык возмутися и вся места по Росии огнем и мечем поядены быша». Автор «Новой повести» не случайно тщательно скрыл свое имя, как скрывали его и составители «подметных писем», не случайно придал своему памфлету против правительства «семибоярщины» форму этого вида подпольной народной литературы.
Сатирическая острота этого памфлета сосредоточена в едких характеристиках предателей и изменников из господствующего класса, в язвительных насмешках по адресу короля Сигизмунда и польской шляхты, хозяйничавшей в Москве. Каламбур — одно из излюбленных средств автора, когда он выражает свое презрение, негодование, описывая поведение пособников оккупантов. В его изображении московские власти «славою мира сего прелстилися, просто рещи подавилися и к тем врагом приклонилися и творят их волю. А сами наши земледержьцы, яко же и преже рех — землесъедцы... XIII, вып. Л, 1925, стлб.
В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках. Автор иронически изображает состояние Сигизмунда, нетерпеливо ожидающего осуществления своих замыслов: «... Он, как жених, которому невеста не дает согласия, стремится подкупить «сродников и доброхотов невестиных», т. Однако современникам и не было необходимости называть их имена: предателей-«земледержцев» знали хорошо. Есть основание предполагать, что Сигизмунд, против замыслов которого направлена «Новая повесть», знал ее и пытался оправдаться в тех обвинениях, которые здесь были высказаны против него. Отвечая боярам на известия о том, что в Москве много толков против поляков, Сигизмунд упоминал не только об устных толках, но и о том, что «о нас пишут», и утверждал, что «то все за злосердие и неправду делают» Собрание Государственных грамот договоров, т.
Следовательно, с воздействием на читателя таких произведений нельзя было не считаться. Ценность такого рода обличений не только в том, что они раскрывали предательство представителей господствующего класса — «начального губителя» М. Салтыкова и Ф. Андронова, но прежде всего в том, что они на путь открытой борьбы с врагами, «здешними и тамошними», требовали «единодушия» против врагов, будили национальное самосознание. Из «Новой повести» видно, что изменники боялись народного мнения: поссорившись с Гермогеном, Салтыков «побояся множественного християнского народа: такое слово об этой ссоре, — В. Такая же ирония, издевка над богатыми, которые своим поведением довели народ до восстания, над «перелетами», пытавшимися сохранить связи и с московским правительством, и с тушинским лагерем, окрашивает их характеристики в «Сказании киих ради грех попусти...
В дальнейшем столбцы указываются в тексте в скобках Презрительной иронией проникнуты в этом «Сказании» описания жадности, лицемерия, корыстолюбия «имущих», т. Ни в малой мере не сочувствуя антифеодальному движению, автор возлагает вину за него на богатых, которые гонят от своих дверей бедных, отказывают в «судилищах», в «правосудии». Мастерски описаны, например, различные оттенки внимания к гостям, определяемые ценностью подарков, которые эти гости несут хозяину, степенью знатности и влиятельности гостя. Им же входящим в домы, давно уже стрегомым и изо окон назиряемым почасту, от коих стогн кто придет и кто что несет, и иже мало вечного томления приносящаго — худейшими рыбы стретают, а иже болши — того первыми, иного же и сынове. Внове же кто в честь вшед, или в судии, или в болярство и хотяще в мире сем добрым имянем ославитися и дабы честну были от всех, паче же бы наполнити лицемерным обычаем дом всякаго блага тленнаго, и той и сам наскачет яко орел лехко... С такой же осуждающей иронией раскрывает автор психологию «перелетов», которые из «царских палат» в «Тушинские таборы прескакаху».
Эти люди «мысляще лукавые о себе: аще убо взята будет мати градов Москва, то тамо отци наши и братия, и род и друзи, тии нас соблюдут. Аще ли мы соодолеем, то такожде им заступницы будем» 402. Преследования властей не дали возможности такой литературе получить широкое распространение, она осталась чем-то вроде «тайных сказов», какие слагал народ и какие он хранил лишь в памяти, передавая тем, кому доверял. Не случайно «Новая повесть» сохранилась лишь в одном списке, «Сказание киих грех ради... В конце того же второго десятилетия XVII в. Авраамий Палицин, перерабатывая текст «Сказания» для своего повествования о «смуте», исключил или сгладил самые острые обличительные эпизоды, направленные против господствующего класса.
Блестящий сатирический талант угадывается в литературной манере протопопа Аввакума Цит. I, вып. Русская историческая библиотека, т. K, 1927. Этот талант развертывается во всю мощь, когда Аввакум рисует ненавистное ему никонианское духовенство. Говоря о самом патриархе Никоне, Аввакум лишь иронизирует над поведением его в Москве перед избранием, когда он старался угодить всем — «яко лис: челом да здорово».
Но давая сатирические портреты никониан духовного звания, которых Аввакум называет «губителями, а не целителями душам нашим» 311 , «ворами, пьяницами, блудниками», — он применяет разнообразные художественные средства: черты, выхваченные прямо из жизни, заостряются с помощью постоянного сравнения даже высших церковных чинов то с «чреватой женкой», то с «девкой», их пышных одежд — с «подклейками женскими»; гиперболически, с явной издевкой Аввакум описывает толщину своих врагов, которые «вид весь имеют от главы и до yог корпуса своего насыщенной, и дебелой, и упитанной в толстоте плоти их сыростной... Обличая никонианское духовенство за новшества, Аввакум рисует никонианина, переменившего «ризы священные и простые» а «камилавки-подклейки женские и клобуки рогатые»: «Богом преданное скидали з голов, и волосы расчесали, чтобы бабы блудницы любили их; выставя рожу свою да подпояшется по титкам, воздевши на себя широкий жюпан!... Всегда пиян и блуден, прости, не то тебе на ум идет, как душу спасти... На женскую подклейку платишко наложил, да и я-де-су инок, Христовым страстем сообщник!... Чему быть! И в твоем брюхе том не меньше робенка бабья накладено беды тоя — ягод миндалных, и ренсково, и романеи, и водок различных с вином процеженным налил: как и подпоясать.
Невозможное дело: ядаемое извредит в нем! Никонианское духовенство, в изображении Аввакума, предано мирским делам, а не церковным: «... Посмотри-тко на рожу-то, на брюхо-то, никониян окоянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь! Аввакум напоминает архиепископу рязанскому, что библейский Мельхиседек «прямой был священник: не искал ренских, и романиеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном, и медов малиновых и вишневых, и белых всяких крепких... На вороных и в каретах не тешился ездя.
Да еще был и царские породы! А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиннянки любили» 303. А вот митрополит Павел еще попенком «по боярским дворам научился блюды лизать» 304. Язвительной иронией проникнуты эти характеристики представителей высшей церковной власти.
Вместе с антиклерикальными сатирами второй половины XVII в. В ином тоне иронизирует Аввакум, описывая свою горестную судьбу. То он горько вспоминает, как его «жаловали-подчивали» никониане 41 , то — как в Москве — «зело употшивали палками по бокам и кнутом по спине 72 удара» 248 ; то иронически наставляет сам себя: «Любил протопоп со славными знатца: люби же и терпеть, горемыка, до конца» 28 ; то подсмеивается над тем, как он в Андроньевом монастыре, в «темной палатке» сидя «на чепи», «во тме», «кланялся» — «не знаю на восток, не знаю — на запад» 16. В этих сценках Аввакум особенно близко подходит к свойственной народной поэзии иронии бедняка над своей судьбой. В другом направлении развивались сатирические элементы литературы «европеизирующегося» дворянства второй половины XVII в. Абстрактная морализирующая критика в сочинениях, например, одного из крупнейших представителей этой литературы Симеона Полоцкого обращена на осуждение пороков «вообще».
Если подобная литература попутно и затрагивает господствующий класс, то делает она это, стремясь «исправлением» недостатков укрепить его положение, а не расшатать, что открыто преследует антифеодальная демократическая сатира. Сатирическое направление в литературе XVII в. Уже в первой половине века сатирическая тенденция в демократической, преимущественно посадской, писательской среде стала определяющей в целой группе произведений, которые и своими темами, и художественным их выражением особенно сблизились с народной сатирой. Появление в литературе демократических слоев посада антифеодальной в своем основном направлении сатиры именно в XVII в. Восстания в Москве в 1584 и 1587 гг. Политическая активность его еще резче обнаружилась в годы первой крестьянской войны и борьбы с польско-шведской интервенцией, когда именно города взяли на себя инициативу объединить и организовать народные силы для защиты независимости Родины.
С середины XVII в. Вместе с тем внутри самого посадского населения в течение всего XVII в. В обстановке резкого обострения классовой борьбы посада, то принимавшей форму открытых восстаний, то выражавшейся в подаче коллективных челобитных жалоб правительству, в выступлениях на земских соборах, слагались навыки своеобразных приемов описания тех «неустройств» феодально-крепостнического строя, против которых были направлены все виды народного протеста. Во время восстаний распространялись «воровские письма» — агитационные воззвания, которые называли главных виновников, описывали их злоупотребления или прямые измены. Челобитные, пытавшиеся мирным путем отстоять права жалобщиков, с большой выразительностью, с характерными подробностями быта изображали тяжелое положение челобитчиков. Изложенные ярким живым языком, соблюдавшие обязательные нормы деловой документальной речи, эти челобитные нередко обнаруживают незаурядное литературное мастерство их составителей.
Документы XVII в. Здесь были группы профессионалов, которые получали от властей разрешение «кормиться письмом». Есть все основания полагать, что именно эта профессиональная среда и выдвинула новый тип писателей, создателей своеобразной демократической светской литературы XVII в. Демократическая сатира XVII в. Демократическая, по преимуществу посадская, сатира XVII в. Порожденная самой жизнью, назначенная воздействовать на нее в определенном направлении, эта демократическая посадская сатира представляется качественно новым явлением, подготовленным и традициями сатирического изображения, складывавшимися в русской литературе всего предшествующего периода, и бурным расцветом сатирической поэзии в тех слоях трудового народа, которые активно участвовали в антифеодальных движениях XVII в.
Демократическая часть посадского населения в этих движениях была на стороне противоправительственной; народная сатира, сопровождавшая восстания, была особенно близка этой части населения по самому своему духу, поэтому закономерно, что и литературная сатира начала формироваться именно здесь, в непосредственном соседстве и органическом родстве с сатирической народной поэзией. Однако у творцов посадской сатиры были и свои, нередко профессиональные навыки, которые определяли особые, отличные от народно-поэтических, способы художественного воплощения сатирических тем. Юмор и сатира в народном творчестве и в старинной литературе представляют их своеобразные национальные черты, порожденные исторической действительностью и сформировавшимся в ее условиях русским народным характером. Во второй половине XVII в. Поэтому историю русской сатиры как особого вида литературы есть все основания начинать именно с той группы произведений, которые созданы преимущественно посадской, демократически настроенной средой в XVII — начале XVIII в. Разумеется, в литературе XVII в.
И в том и в другом случае авторская оценка передается читателю с помощью настолько яркого изображения определенных сторон действительности, что объекты сатиры узнаются без труда; сквозь своеобразную форму сатиры, закономерно нарушающую иногда обычные реальные свойства явлений, суровая действительность XVII в. Вот почему так тесно сближаются факты исторической жизни, документально отраженные в целых группах «деловой» письменности, с художественным воплощением их в сюжетах сатир. Сопоставление сатирических произведений с этой документальной письменностью подтверждает и то, что сатира XVII в. Темы наиболее значительных сатир XVII в. Пристрастность судопроизводства, находившегося в руках взяточников-судей, тяжбы феодалов, насильственно захватывавших крестьянские земли, обращали на себя внимание публицистики уже в XVI в. Остроту этой борьбы отлично характеризует самая лексика челобитных, в которых притесняемые духовными феодалами крестьяне и посадские именуют поступки своих обидчиков, не считаясь с высотой их духовного сана, «озорничеством», «насильством», «грабежом», жалуются, что их «разоряют», «морят голодом», «оболгав ложным челобитьем», «стакався воровски» со светскими властями и т.
Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века, т. В условиях этой борьбы вырастали ненависть и презрение к духовенству и равнодушие к церковной обрядности, поддерживавшиеся пренебрежительным отношением самого духовенства к религии. Обе эти антеклерикальные темы были подхвачены сатирой. То, что Белинский в письме к Гоголю назвал «образцовым индифферентизмом в деле веры», свойственным русскому духовенству «Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством» В.
Сатира это в литературе кратко
Сатирическая повесть — произведение, в котором изображаемые герои или события представляются через их осмеяние. Определение ее как жанра можно лучше понять, обратившись к произведениям Персия, Горация и особенно Ювенала, в которых римская сатира дала самые высокие образцы. В итоге, сатирическое произведение имеет значительное значение в современном обществе, помогая осмысливать проблемы, отвергать властные структуры и обеиховывать насмешкой несправедливость, но имея в виду пределы разума и толерантности.