отказался поминать предстоятеля Русской православной церкви, патриарха Кирилла. С этой целью Александрийский патриархат решил информировать Фанар и Предстоятелей Поместных Церквей о «болезненном замешательстве, происходящем среди "детей.
В РПЦ ответили на обвинения Константинополя в нарушении канонов
22 ноября 2022 года Священный Синод Александрийского патриархата принял решение о приостановлении поминания имени Предстоятеля РПЦ Патриарха Кирилла во время. Феодор призвал духовенство Александрийского патриархата «оставаться верным нашему Патриархату, который проповедовал вам Евангелие Христово и дал вам Святое Крещение. Африканскую политику Александрийского патриархата активно поддерживал и кипрский архиепископ Макарий III, бывший по совместительству президентом Кипра. Свое решение архиереи Александрийской церкви объяснили тем, что «Московский патриархат незаконно вторгся на Африканский континент». Александри́йская правосла́вная це́рковь, или Александри́йский патриарха́т, официально: патриарха́т Александри́и и всей А́фрики (греч. Πατριαρχεῖον Ἀλεξανδρείας καὶ πάσης Ἀφρικῆς). Священный Синод РПЦ принял заявление, в котором ответил на возмущение Александрийского патриархата по поводу создания Патриаршего экзархата в Африке.
Более 100 священников Александрийской церкви перешли в РПЦ с приходами и паствой
Некоторые клирики Константинопольского Патриархата указывают, что Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II уже анонсировал полный разрыв отношений с. Напомним, что прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей. В Русскую Православную Церковь перешел клирик Александрийского Патриархата диакон Олег Иссака.
Александрийский патриархат пошёл на обострение отношений с Русской церковью
О том, как Александрийский Патриархат «отлучает от Церкви» русского епископа и африканского экзарха, о том, как православная Африка связана с событиями на Украине, и почему дело уже практически дошло до еще одного церковного раскола, выяснял корреспондент «Сенсаций. Нет», историк Александр Чаусов. Помимо прочих решений, Синод АПЦ постановил , во-первых, «после многомесячного молчания Патриарха Московского кириоса господина Кирилла на письменные протесты Блаженнейшего Патриарха Александрийского к нему по поводу отзыва его северных «экзархических» органов из Африки, поминовение его имени прерывается навеки». А во-вторых, все тот же Синод, «изверг из сана» африканского экзарха Русской Православной Церкви, митрополита Леонида. Тут сейчас прозвучало много страшных непонятных слов. Но на самом деле все достаточно просто.
Начать объяснять, что тут вообще происходит, стоит с Украины. Дело в том, что, когда так называемая «Православная Церковь Украины» получила от Константинопольского Патриархата «томос об автокефалии», то есть, фактически была признана Вселенским Патриархатом как легитимная и каноничная Церковь, то другие Поместные Церкви не торопились этих бодрых раскольников признавать, особенно в контексте того, что украинские власти устраивают систематические гонения на УПЦ, которая, невзирая на все нюансы последнего времени, считается на Украине канонической Церковью. И не стоит забывать про то, что половина епископата ПЦУ вообще в строгом смысле не являются священнослужителями, поскольку предшественники этой категории «епископов» и «священников» ПЦУ в буквальном смысле рукополагали себя сами. А вторая половина этого «достойного собрания» отлучены от Церкви уже Московским Патриархатом. Понятно, что с таким контингентом, как бы ни хотел обратного Константинопольский патриарх Варфоломей, который и подписывал томос для ПЦУ, никто из мирового православного сообщества особо связываться не хотел.
А потом, буквально через полтора года, в ноябре 2019 все тот же Феодор II заявил уже нечто диаметрально противоположное : «Поместная Православная Церковь Александрии, Александрийский Патриархат, в присутствии святых архиереев и посла Греции с сегодняшнего дня записала «ПЦУ» и «блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины» Епифания в диптихи Патриархии». В их числе и «давление Вашингтона», и «финансовая зависимость от Греции». Но это всё досужая конспирология. А по факту, последствия такой «догматической гибкости» принесли самому Феодору II и Александрийской Церкви самые неожиданные и далеко не самые приятные последствия. И дело даже не в том, что РПЦ прервала с Александрийским патриархом молитвенное общение.
Это было максимально мягкое решение потому, что общение прекратилось именно с патриархом, как отдельным епископом, а не со всей Александрийской Церковью. Куда интереснее было то, что с этим же самым Александрийским патриархом прервало общение огромное количество священников Александрийской Церкви.
В связи с этим Синод Александрийского патриархата выразил «большое неудовольствие» Патриарху Кириллу и «окружающему его Синоду Русской Церкви». И мы заявляем, что мы никогда не вторгались в границы какой-либо Поместной сестринской Церкви, тем более Русской Церкви. Мы удивляемся этому не только потому, что таким образом искажается послание евангельской любви, но и потому, что, веками борясь и сотрудничая с различными деноминациями и религиями в духе взаимного уважения и понимания, мы получаем отвратительный удар от российских единоверцев», — сказано в документе. Александрийская Церковь утверждает, что «этими методами грубо нарушается суть нашей православной веры, особенно в такой чувствительной сфере, как миссия в Африке, которую мы "кормим", по выражению Павла, "как младенца молоком, а не твердой богословской пищей", что является для нас руководящим принципом и мерилом, определяющим нашу апостольскую работу». С этой целью Александрийский патриархат решил информировать Фанар и Предстоятелей Поместных Церквей о «болезненном замешательстве, происходящем среди "детей, рожденных от нас во Христе", верных африканцев, в результате видимых и невидимых действий уполномоченных лиц Русской Церкви».
Вместе с тем решено сохранить церковное общение с архиереями Александрийской Православной Церкви, кроме тех, которые поддержали или в будущем поддержат легализацию украинского раскола. Решением Синода приостановлена деятельность представительства Александрийского Патриархата при Московском Патриаршем престоле. Приходы Русской Православной Церкви, находящиеся на Африканском континенте, выведены из юрисдикции Александрийского Патриархата и получили ставропигиальный статус. На заседании также было заслушано сообщение о торжествах восстановления единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью.
Ему присвоили титул «Клинского». В сферу пастырской ответственности Северо-Африканской епархии вошли ставропигиальные приходы Московского патриархата в Египте, Тунисе и Марокко. В неё включены больше трёх десятков африканских стран. За Южно-Африканской епархией закреплены почти двадцать пять стран континента.
Африка переходит в РПЦ
Сообщается, что Александрийский патриархат, раздосадованный переходом приходов в РПЦ, и прежде оказывал давление на священников и общины, выбравшие Московский патриархат. Вы находитесь здесь События Факты Митрополит: в РПЦ не могут отказывать в окормлении православным Александрийского и Константинопольского патриархата. В Александрийском Патриархате подчеркнули, что Московский Патриархат фактически «приобрел» духовенство Александрийского Патриархата в отместку и, следовательно. Собравшиеся, в том числе, обсудили последствия признания Предстоятелем Александрийского Патриархата раскольнической структуры, действующей на Украине (журнал № 151). После того как в ноябре 2019 года Александрийский патриарх Феодор признал неканоническую церковь Украины (ПЦУ), созданную Константинопольским патриархатом, многие.
Александрийский патриархат признал украинских раскольников
Наследие Алексей Савватеев: «Мудрость - это ты берешь на себя ровно те проблемы, которые ты можешь решить» Жизнь —— это не разум, жизнь — это иррациональная, совершенно хаотическая штука, и, если эти заразы когда-нибудь сделают человека разумного, то есть превратят его в робота, — это будет конец истории. Патриарх Сила России - в том, что она не дает окончательно размыть границы добра и зла Патриарх Кирилл отвел России особую роль в современной истории, поскольку, по его словам, она не дает окончательно размыть границу между добром и злом. Наследие Нет отчетности, зарплата учителям и моя программа по математике, — три решения математика Алексея Савватеева, если бы он стал Министром просвещения Почему математика — язык Бога и какие чудеса бывают в жизни ученого? Почему доказательство ненаучности гомеопатии — ненаучно, а не прощать — смертельно опасно? Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет.
Источник фото: Фото редакции Отметим, что Константин Зарайский был назначен исполняющим обязанности экзарха Африки 11 октября 2023 года, после чего был отстранен от должности в связи с вышеуказанными нарушениями.
Разве патриарх Кирилл или экзарх Африки Леонид Горбачёв хоть словом обмолвились, что африканцам нести они намерены «свет русской веры», а не свет православия? Тогда, кстати, как Феодор записал в греческие отцы православной Африки даже еврея Марка Евангелиста. Далее Александрийский синод заявляет, что в решении РПЦ учредить Африканский экзархат «не обошлось и без мирского духа». И здесь уже намёк не только на некий экспансионизм каковым как раз страдают греки с его восточным папизмом, поддерживаемым и Александрией , но и на зависимость РПЦ от российской власти с её «неоколониальными амбициями».
Оставим в стороне затёртые нарративы разнообразных псак тоже, кстати, дочь грека и психотерапевта. Но вот уж кто бы вякал о зависимости от власти, как не «александрийцы»! Если Фанар напрямую управляется Госдепом, если Элладская церковь зависит как от Фанара , так и от собственного правительства, то Александрийское священноначалие всецело зависит от Элладской церкви, которая зависит как от греческой власти, так и от стамбульской церкви, которая кормится с руки госсекретаря США. На что последний заверил и в дальнейшем «стремлении удовлетворять великие потребности Александрийского патриархата». Георгий Максимов.
Верующие массово уходят, священники уходят, многие приходы закрываются, а те, что есть, зачастую влачат жалкое существование. Православие угасает в Африке… Особенно ситуация ухудшилась при патриархе Феодоре… Эта потемкинская деревня выстроена прежде всего для греков из Греции и Кипра, чтобы собирать с них пожертвования "на африканскую миссию"». Поэтому в деле признания СЦУ на Феодора, как подтверждали источники, «оказывалось давление, прежде всего со стороны МИД Греции через это ведомство проходит финансирование греческим государством Александрийского Патриархата. Данная структура угрожала прекратить финансирование, если Феодор не признает "ПЦУ"… Показательно, что в Каире объявление о признании "ПЦУ" состоялось в присутствии греческого посла в Египте. И сам патриарх Феодор в своей короткой речи перед объявлением официального сообщения особо упомянул посла».
О пагубности ассиметричных ответов и насущности ассиметричных С чем частично можно согласиться в заявлении Александрийского синода - это с тем, что способ захода РПЦ в Африку «идёт вразрез с церковной практикой и традицией». Но достойно ли святой Русской церкви руководствоваться детским принципом «он первый начал? Что также теперь имеем право нарушать каноны. Только анафема Александрийскому патриарху и его последователям тому же синоду , как и его покровителям Варфоломею и Иринею, то есть констатация того факта, что они более не считаются честью Церкви, является каноническим основанием для захода в Африку равно как в Турцию, в Грецию, на Кипр. А до этого, сколько бы РПЦ ни приостанавливала с АП молитвенное общение, это чужая каноническая территория для нас.
Такая каноническая неопределённость мягко говоря лишает РПЦ поддержки прежде всего внутри самой Африки. Есть сведения о том, что целых шесть епископов готовы были перейти в РПЦ один из них не участвовал в описываемом синоде. Конечно, нельзя оставлять без церковных таинств православных Африки. Но для этого им следует со всей чёткостью сказать, что в их прежней церкви таинств уже нет.
И вдруг неблагодарные советские войска вероломно перевалили через Карпаты и отвесили нам совсем небратских люлей». Заодно РПЦ обвинили в «подкупе местных клириков», которые в итоге перешли в Московский патриархат. Ну не понять меряющим по себе грекам вспомним о взятке в 25 млн долл. К примеру, Александрийский патриархат АП предусматривался не только как церковь греков, традиционно проживавших в Александрии, но всех православных жителей римской провинции Африка. Также и Русская церковь - это не церковь русских, а церковь всех народов, которая осуществляет своё служение по месту их проживания на территории Русского мира «и всех северных территорий», которые также вверялись мировым православием в попечение Русского патриарха. Поэтому сегодняшнее александрийское обвинение русской церкви в этнофилетизме, да ещё и на Африканском континенте, это вообще шедевр инфантильного искусства - знаете, когда провинившаяся недоросль изобретает хитропопую отмазку, вызывающую лишь гомерический хохот взрослых. Более того, начиная с позапрошлого века и вплоть до наших дней именно греческие иерархи не все, конечно, но виднейшие стали не просто выразителями «православного национализма», но даже «греко-православного» шовинизма, вплоть до элементов фашизма. Во многом именно своим греческим происхождением стамбульский ныне патриарх оправдывал свои исключительные права вмешиваться в дела веры «неразумных славян». АП, пусть не словами, но делами, подтвердила свою веру в ересь грекофилетизма: Александрийский патриарх поддержал чуть ли не первое антиканоническое деяние Варфоломея в качестве стамбульского патриарха. Тот вторгся в дела Иерусалимской церкви, поскольку древнейшая христианская кафедра возглавлялась тогда убеждённым антиэкуменистом патриархом Диодором. Чтобы «сбить» его Варфоломей созвал собор с участием патриарха Александрийского, архиепископа Элладского, представителей Кипрской церкви и греческой диаспоры со всего мира. А вот негреческие церкви не пригласили. По мнению профессора церковного права Салоникского университета Кириакоса Кириазопулоса, отказ пригласить в Стамбул представителей негреческих церквей был обусловлен именно этнофилетизмом. В 2006 году патриарх Феодор в числе исключительно греческих патриархов поддержал вторжение Варфоломея в Сурожскую епархию Московского патриархата когда предстоятель этой английской части РПЦ решил самовольно перейти в стамбульский патриархат. Причём абсолютно голословно. Разве патриарх Кирилл или экзарх Африки Леонид Горбачёв хоть словом обмолвились, что африканцам нести они намерены «свет русской веры», а не свет православия? Тогда, кстати, как Феодор записал в греческие отцы православной Африки даже еврея Марка Евангелиста. Далее Александрийский синод заявляет, что в решении РПЦ учредить Африканский экзархат «не обошлось и без мирского духа». И здесь уже намёк не только на некий экспансионизм каковым как раз страдают греки с его восточным папизмом, поддерживаемым и Александрией , но и на зависимость РПЦ от российской власти с её «неоколониальными амбициями». Оставим в стороне затёртые нарративы разнообразных псак тоже, кстати, дочь грека и психотерапевта. Но вот уж кто бы вякал о зависимости от власти, как не «александрийцы»! Если Фанар напрямую управляется Госдепом, если Элладская церковь зависит как от Фанара , так и от собственного правительства, то Александрийское священноначалие всецело зависит от Элладской церкви, которая зависит как от греческой власти, так и от стамбульской церкви, которая кормится с руки госсекретаря США. На что последний заверил и в дальнейшем «стремлении удовлетворять великие потребности Александрийского патриархата».
Александрийский Патриархат на грани разрыва отношений с Коптской Церковью...
Одно направление, главное — это множество перешедших к нам священников: их больше двухсот, и все они на месте. Более того, буквально на днях я проводил собеседование еще с рядом священников из Африки, которые желают перейти в Русскую Православную Церковь. Пятерых мы готовы принять. Поэтому в этом плане динамика весьма позитивная. Вторая сторона — окормление наших русскоязычных братьев и сестер, которые живут в разных странах Африки.
В первую очередь это требует контакта с посольствами, местными русскими общинами и устроения «выездного» окормления. В тех случаях, где это возможно, — строительства постоянных храмов или аренда помещений. И в этом контексте направление священников русских возможно, но это будет решаться в каждом конкретном случае. Сейчас мы вникаем в ситуацию.
Предстоит мой объезд всех этих стран, совершение богослужений на местах. А дальше надо смотреть реалистично на вещи: где-то просто нужно срочно приобрести тент, где-то возникают земельные вопросы, где-то идет речь о помещении, а может быть, даже и о храме. Конечно, одна из ближайших задач экзархата — оценка этой ситуации, понимание, что можно сделать, и поиск средств и людей. Мы не хотим ничего сочинять: рассматривается каждая конкретная община, каждый конкретный случай.
Есть общая наша позиция: она мирная, добрая, церковная. Трагедия, которая произошла, уже произошла, и она колоссальна: Константинопольский Патриарх, а вслед за ним греческий церковный мир, признали раскол на Украине. Это боль и трагедия, но не нужно усиливать эту ситуацию еще и руганью. Да, мы приняли этих священников, они стали священниками Русской Православной Церкви.
Теперь мы налаживаем мирную церковную жизнь. Как сейчас воспринимают местные жители его присутствие? Наоборот, мы видим положительную ситуацию и большие возможности для христианской проповеди и добрых дел. Признает ли их правомерность и силу Русская Церковь?
Есть ли сведения о том, что в Александрийской Церкви могут предпринять аналогичные меры и в Вашем отношении? Как вы можете охарактеризовать эти слова? Этично ли с его стороны отзываться так о собственных бывших священниках? Я могу сказать вам, что люди, которые перешли от греков, конечно, имеют гораздо большую мотивацию, и речь идет не о финансах, потому что в противном случае они бы так и бегали туда-сюда.
Но люди никуда не бегают — они на месте, хотя они действительно испытывают притеснения от греков, многие из них лишились своих храмов. Продолжаются ли такие действия сейчас, и удается ли Русской Церкви справиться с ними? И мы их решаем по мере возможности, мы помогаем нашим священникам и при этом сохраняем мирный дух. Я еще раз хотел бы подчеркнуть, что моя задача — не усиливать вражду, не разжигать ее, а наоборот, по возможности умиротворять страсти.
Кстати, и сам ваш вопрос показывает, что если бы это был переход за деньги — то, скорее всего, священники после такого сразу бы возвращались обратно. Но речь идет не о деньгах. Задача состоит не в том, чтобы количественно насыщать статистику. Ведь если человек, бывший в неканонической структуре священником или архиереем, согласен перейти мирянином — это один разговор, а если человек хочет получить священный сан или власть — совершенно другой.
Такие диалоги мы продолжаем вести. Есть ли сейчас перспективы того, что в Африке могут быть открыты монастыри Русской Православной Церкви с монашествующими из коренных жителей? Действительно, монашествующие из Африки приезжали и приезжают в Россию, буквально сейчас приезжали несколько сестер, проходили практику в русских монастырях. Это будет продолжаться, и сейчас идет разговор о посылке еще нескольких монашествующих на практику.
Здесь важно быть очень внимательным и деликатным: конечно, всегда очень хочется сделать все быстро, сразу отчитаться, но нужно действовать шаг за шагом.
В заявлении Александрийского синода отмечено: «…за последние два года, в связи с признанием патриархом Александрийским Феодором автокефалии Православной церкви Украины, мы внезапно столкнулись с безнравственным посягательством и вторжением Русской церкви через неканонические и непристойные к церковной практике и традиции методы, которые уважали все предшественники патриарха Кирилла». Синод считает, что Русская православная церковь «купила» духовенство Александрийской православной церкви в отместку за признание украинских раскольников. По мнению Александрийской православной церкви, «предпринимается попытка изменить православную экклезиологию по многим ее отдельным параметрам, но главным образом в вопросе о пределах административного устройства структур Церкви Христовой, исходя из далеких от православного предания мотивов». В заявлении Александрийской православной церкви, чьё духовенство состоит из греков, среди прочего было отмечено: «Александрийский патриархат будет продолжать исполнять свой пастырский долг перед своей паствой, вверенной ему Господом, подчиняясь духовному наследию великих греческих отцов Церкви». Синод решил через патриаршие письма проинформировать Константинопольский патриархат и другие поместные православные Церкви, в которых изложит свою точку зрения на конфликт с Московским патриархатом, а также наказать священнослужителей, перешедших в Русскую православную церковь.
Не высокопарных слов и каких-то заявлений, но если вы что-то обещали — делайте, потому что за вами стоят миллионы, миллионы людей», — подчеркнул архиепископ Леонид. Как сообщалось, прошлой осенью Александрийский патриарх признал ПЦУ, созданную в конце 2018 года Константинопольским патриархатом при поддержке тогдашних украинских властей.
После этого Патриарх Кирилл прекратил поминовение патриарха Феодора.
Также собеседник напомнил, что Патриарх Феодор поддерживает женское священство и очень мягко отозвался о легализации гей-"браков" в Греции, отметив, что Александрийская Церковь "никого не осуждает, всех любит". То есть эта Церковь потихоньку начинает отказываться от христианских норм. Мнение "изверженного из сана" По сути дела, я - епископ Русской Православной Церкви, подчиняюсь Патриарху Московскому и всея Руси как его викарий и её Священному синоду как любой из её епископов. Александрийской Церкви не впервой принимать решения, которые придётся отменять ей же в будущем :- И это она тогда ещё не была в расколе и принимала решения о собственных клириках, над которыми действительно имела власть. А то, что происходит сейчас, иначе, чем фарсом не назовёшь, - привёл слова епископа Константина председатель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки Георгий Максимов в своём телеграм-канале. Так, на днях одному африканскому клирику Русской Православной Церкви, перешедшему из Александрийского Патриархата, позвонил его глава Феодор и предложил вернуться назад. И не просто вернуться, а сохранив свой сан, полученный в Русской Церкви. Рукополагал же его предыдущий глава Африканской миссии - митрополит Леонид, также "изверженный из сана" Африканской Александрийской церковью в 2022 году.
Получается, что она признаёт хиротонию рукоположение в священники - Царьград "лишённого сана" владыки Леонида. Клирик, кстати, от рукоположения отказался. Во время моих поездок мне неоднократно доводилось неофициально встречаться или переписываться со священниками Африканской Александрийской церкови и даже с одним епископом. Они все называют меня отцом и признают мой сан :- Никто из них не считает меня лишённым сана.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Вот взамен ссылка на аудио Епископы Александрийского патриархата рассылают письма по епархиям, перешедшим в Русскую православную церковь. В них они просят священников отозвать свою подпись под присягой, знаменующей их переход в РПЦ. Об этом в своем «фейсбуке» пишет священник Андрей Новиков, передает корреспондент «ПолитНавигатора». Для подписки на уведомления в баузере нажмите здесь.
В интервью «КП» глава Отдела внешних церковных связей митрополит Иларион отмечал, что Иероним пошел на это под «беспрецедентным давлением» со стороны Константинопольского патриархата и посольства США в Афинах.
Патриаршим Экзархом Африки был назначен митрополит Леонид. Также Синод постановил принять в юрисдикцию РПЦ 102 священнослужителя Александрийского патриархата из восьми стран Африки, подавших соответствующие прошения. Поводом для решений Синода РПЦ стало то, что патриарх Александрийский и всея Африки Феодор признал раскольническую Православную церковь Украины ПЦУ и внес имя ее главы Епифания Думенко в диптих - перечень поминаемых за богослужением предстоятелей поместных церквей. Александрийский патриархат выразил "глубочайшую скорбь" этим решением РПЦ, заявив, что оно будет обсуждаться на предстоящем заседании Синода.
На приложенной к сообщению фотографии не все священнослужители одеты в подрясники. Поэтому они его берегут, так как в случае повреждения рассчитывать на замену не приходится. Те отцы, которые приехали издалека на мотоцикле а это несколько часов , просто не решились взять с собой подрясник, чтобы случайно не повредить его в дороге. Ничего, с Божией помощью решим и этот вопрос».
Все материалы с ключевыми словами
- Патриарх Александрийский призвал главу Киевского патриархата покаяться | Аргументы и Факты
- Александрийская Церковь вошла в раж: Почему она "лишает сана" епископов Русской Православной Церкви
- Раскол продолжается: Александрийский патриархат пошёл на обострение отношений с Русской церковью
- Александрийский патриархат о создании Экзархата РПЦ: Это неожиданная месть
- Мы в соцсетях:
- Читайте также
Курсы валюты:
- Большинство православных церквей подписали коммюнике о первенстве Рима : Новости
- Александрийский патриархат запретил меня в служении? Комментарий - YouTube
- Добро пожаловать!
- Об Александрийском Патриархате - «Остаётся только молиться о прекращении безумия»
- В РПЦ перешли священники Александрийской церкви с приходами - МК