Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

Великие вселенские учители и святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст молите Бога о нас грешных.

Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды». В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия. Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада. Он был моложе их на двадцать лет и своими трудами продолжил их наследие.

Иоанн также происходил из состоятельной христианской семьи, был воспитан матерью в глубоком почтении к Богу и получил лучшее по тому времени христианское и античное образование. Его учителем был знаменитый оратор Ливаний. В юности Иоанн мечтал о монашестве. После смерти матери он на два года ушёл отшельничать в горы, но из-за крайней слабости здоровья был вынужден вернуться жить в родную Антиохию.

Я всегда готов к смерти; я настолько немощен, что один удар приведет меня к смерти. Ссылка куда-либо меня не смутит, потому что везде Господня земля и исполнение ее». И так далее. И этот чиновник высокого ранга был восхищен таким мужественным ответом Василия Великого.

Чем заканчивает жизнь Иоанн Златоуст? Он обличает утехи царского двора и многих высокопоставленных лиц, за что ссылается. С него даже пытаются снять сан, но народ отстаивает его. Поняли, что это ошибка, но в конечном итоге его высылают. Святитель Иоанн Златоуст вменяет в ничто этот мир. Будучи физически слабым человеком, в Команах он предает свою жизнь Господу. До сих пор в Сухуми сохраняется первое место его погребения, гробница. Григорий Богослов тоже был человеком слабого здоровья, но здорового ума, с обширными знаниями высочайшего богословия.

Он был гоним, его не признавали: как патриарха Константинопольского его многие не приняли. Он свободно расстается с патриаршей кафедрой и умоляет царя Феодосия, чтобы тот отпустил его в глушь, в деревню. Он удаляется от этого мира и посвящает остатки своих лет молитве, не переставая трудиться над богословскими трудами. В 389 году он отошел к Богу. Всех их объединяют целомудрие и чистота, великие познания в области многих человеческих наук, монашеская аскеза. Они накладывали на себя дополнительные подвиги: спали на голой земле и так далее. Их объединяла такая любовь ко Христу, о которой говорил апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Для них смерть была приобретением, они готовы были отдать свою жизнь ради того, чтобы не помрачить образ Пресвятой Троицы и истины.

Память каждого из этих святителей по отдельности праздновалась в разное время, а именно совместное празднование появилось гораздо позднее. Знаете, было сообщество таких людей, которые принимали, допустим, святителя Иоанна Златоуста как человека милующего и широко образованного, но не принимали Василия Великого, очень строгого, у которого очень трудно было получить прощение за свои согрешения. Кто-то почитал Григория Богослова и не совсем почитал других святых. И вот однажды во времена императора Алексея Комнина некоему святому подвижнику, епископу Иоанну, явились три святители и сказали: «Мы — друзья, мы почитаем друг друга, мы единомысленны друг с другом, мы слушаем друг друга и всегда были, есть и будем вместе». С того времени утвердили совместный праздник трех святителей, который у нас празднуется 12 февраля по новому стилю. Такова история возникновения этого праздника. И все споры в отношении предпочтения того или иного святого сразу же улеглись, все умиротворились, все оказались на стороне истины, на стороне православия, на стороне любви. Сейчас возникают споры о том, когда же все-таки принимать крещение: в младенчестве или в сознательном возрасте.

Эти споры то затихают, то снова будоражат. И один из аргументов, который приводят известные богословы современности: три великих святителя, двое из которых составили Божественную литургию, крестились в зрелом возрасте.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют.

Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире. Затем объедини наши памяти в один праздник и составь для него службу, включив туда песнопения, посвященные каждому из нас, сообразно искусству и науке, которые Господь тебе дал.

Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности; сторонники Иоанна Златоуста — за наиценнейшее толкование Священного Писания и горячие проповеди.

Они дали наставление объединить их память «в один праздник», после чего возвысились на небо и обращались друг к другу по имени, показывая тем самым равенство между собой. Поскольку Иоанну доверяли, и никто не сомневался в его искренности и добром сердце, Церковь установила празднование Собора трех святителей 12 февраля. Символичным является то, что трех святителей нередко называют олицетворением Святой Троицы. Но называют их "земной троицей", которая своим учением и трудом сформировала ту основу Православной Церкви, на которой зиждется наша вера, и которые развивали догматы о Святой Троице так, что и поныне теперь мы, православные христиане, можем не сомневаться в истинности нашего учения, развитого и истолкованного "вселенскими учителями".

12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей. Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности [1]. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие.

Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях. Этим праздником мы отдаем дань почтения всей совокупности знаний, просвещенности, ума и сердца верующих, которые они получают через слово.

В итоге праздник трех святителей оказывается воспоминанием всех отцов Церкви и всех примеров евангельского совершенства, которые Святой Дух порождает во все времена и во всех местах, чтобы появлялись новые пророки и новые апостолы, проводники наших душ на Небеса, утешители народа и пламенные столпы молитвы, на которых и покоится Церковь, укрепляясь в истине. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский , адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря Примечание: [1] Память свт.

Сохранились стихи, написанные Григорием Богословом.

А слова, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, верующие и сегодня произносят во время утреннего и вечернего правила. Установление празднования трем великим святым разрешило долгий спор о том, кому из них следует отдавать предпочтение. Елена Цыганова.

Без сомнения, можно очень многое сказать о жизни трех великих иерархов Православной Церкви, но хотелось бы остановить внимание на одном моменте: пристальнее всмотреться в жизнь семей, в которых родились и воспитывались святители Василий, Григорий и Иоанн. Что мы знаем о них? Праздник трех святителей — праздник семейной святости Самое главное — семья каждого из великих святителей является в полном смысле этого слова святой семьей. Многие члены этих семей прославлены Церковью.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. С первой половины XII века в греческих богослужебных книгах появляется служба трём святителям. Самый ранний пример — Устав константинопольского монастыря Пантократора 1136 год , содержащий правила освящения храма на праздник «святых Василия, Богослова и Хризостома».

ТРИ СВЯТИТЕЛЯ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ И ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ДЕНЬ АНГЕЛА

Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста изображают вместе не просто так. Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4. В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Семейный достаток позволил будущему архиепископу Кесарии Каппадокийской получить лучшее богословское образование своего времени и дополнить его в Афинах всеми достижениями античных философов. Это позволило святому сформулировать православное учение о Святой Троице, благодаря которому были побеждены ереси Ария и Македония и прекращены тринитарные споры. Святой оставил после себя множество сочинений нравственной и догматической тематики, а также толкований на Священное Писание. Святитель Василий способствовал упорядочению жизни монашества. Он был сторонником общежительного иночества, предписывал мужчинам и женщинам создавать строго раздельные обители, а также настаивал на социальном служении монахов — создании при монастырях школ, больниц и странноприимных домов. Святителю Василию Великому принадлежит идея первого комплексного центра социальной помощи, который в честь него получил имя «Василиды».

В ораторской школе Василий познакомился и навсегда подружился с другим будущим столпом Православия — святителем Григорием Богословом, который впоследствии был поставлен им епископом города Назианз, а затем стал архиепископом в новой столице Римской империи — Константинополе. Святитель Григорий Богослов был верным помощником святителя Василия в борьбе с арианской ересью и формировании троичного богословия. Как церковный писатель, святитель Григорий был даже более плодовит, чем Василий Великий, так как был наделён Богом ещё и поэтическим даром. Он оставил нам более полутысячи стихотворений христианской тематики, а его богословские и нравственные сочинения были зафиксированы в форме речей и писем. Их известно около трёхсот.

Святитель Василий Великий не дожил трёх лет до Второго Вселенского собора, на котором окончательно были побеждены ереси, направленные против божества Господа Иисуса Христа и Духа Святого. А вот голос Константинопольского архиепископа Григория на этом соборе стал одним из самых весомых. Считая его наиболее совершенным, к богословском наследию святителя позднее обращались многие великие церковные иерархи Востока и Запада.

Сторонники Василия Великого выделяли его первым, поскольку он лучше всех смог объяснить тайну Божественной природы; сторонники Григория Богослова были за великолепное изложение им Божественного учения, чистоту языка и особое созерцание Божественности; сторонники Иоанна Златоуста — за наиценнейшее толкование Священного Писания и горячие проповеди. Они дали наставление объединить их память «в один праздник», после чего возвысились на небо и обращались друг к другу по имени, показывая тем самым равенство между собой. Поскольку Иоанну доверяли, и никто не сомневался в его искренности и добром сердце, Церковь установила празднование Собора трех святителей 12 февраля. Символичным является то, что трех святителей нередко называют олицетворением Святой Троицы.

Но называют их "земной троицей", которая своим учением и трудом сформировала ту основу Православной Церкви, на которой зиждется наша вера, и которые развивали догматы о Святой Троице так, что и поныне теперь мы, православные христиане, можем не сомневаться в истинности нашего учения, развитого и истолкованного "вселенскими учителями".

Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к. Наш сайт использует куки cookie , но это не страшно.

Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде. Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели. Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой. Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии. Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться. Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным. Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле. Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду? Вообще обижаться — это есть страшный грех. Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено. Поэтому у кого есть на кого-нибудь какая обида, бесполезно в храм ходить, бесполезно и свечи ставить, все бесполезно, все перечеркивается одной обидой. Потому что, когда человек обижается, он уже не христианин, он даже не имеет права «Отче наш» читать, так как там сказано: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — то есть, Господи, прости мне мои грехи так, как я прощаю другим. А если ты хоть что-то не прощаешь, значит, и тебе Господь не прощает. А раз тебе Господь не прощает, значит, ты не можешь быть в Царствии Небесном. Оно только для кающихся грешников, которые грехи исправили, грехи им прощены, очищены. Поэтому, когда мы плачем о чем-нибудь, горюем, надо задуматься: а не от обиды ли я плачу? Потому что, если меня по правой щеке ударят, я должен подставить левую. И чтобы избавиться от обиды, Господь дает изумительное лекарство: молись за обижающего тебя. Молись час, два, три, день, неделю, месяц, год — и увидишь, что обида твоя ушла. А может быть, и не понадобится года, достаточно, может быть, один раз перекреститься, и эта нечисть от тебя отойдет. И если каждый раз мы будем так поступать, то постепенно вообще у нас никакой ни на кого обиды не будет, никаких отношений ни с кем мы выяснять не будем, нам это просто не потребуется. И таким образом мы сделаем шаг навстречу к Богу. И если бы мы все заповеди Божии так внимательно рассматривали, в своей жизни бы использовали, исполняли, наша жизнь бы начала меняться, мы бы стали просвещаться светом Христовым. Василий, Григорий и Иоанн, они это исполнили. У них получилось. Поэтому они есть учителя, они показывают и рассказывают в своих произведениях, как это все нужно сделать. А если мы не трудимся над тем, как нам это сделать, то наша жизнь проходит бесполезно. Ну приходи, ну ставь свечки — молодец, клади деньги в кружку — тоже неплохо, записки подавай за кого-то о здравии, за упокой. Помолишься о здравии — Господь поможет. Помолишься за упокой — усопший, за которого ты молишься, почувствует твою молитву. Это дело хорошее, доброе.

Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. 12 февраля Церковь празднует Собор вселенскихъ учителей и святителей Церкви: Василiя Великаго, Григорiя Богослова и Iоанна Златоустаго. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст жили в том время, когда христианство уже становилось государственной религией в Римской империи.

СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ И СВЯТИТЕЛЕЙ

Стремясь к консолидации сил христианства, выступал против арианства, проповедовал аскетизм, поддерживал монашество. Отстаивал независимость церкви от императора. Считал возможным "полезное использование" в интересах христианства антич. Оригена , "Против Евномия" опровержение арианского учения , беседы в т. Особенно важный источник для истории церк.

Почитатели же святого Григория Богослова утверждали, что он своим искусным истолкованием Священного Писания превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. По церковному преданию, чтобы положить конец спорам, Три Святителя явились в 1084 году Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом и повелели установить общий день празднования их памяти.

После видения Владыка Иоанн Мавропод тут же примирил враждующих и установил новый праздник на 30 января - 12 февраля по новому стилю, так как все трое вспоминались именно в этом месяце. Он же составил каноны, тропари и похвалы к празднику. Так три великих столпа Церкви преподали нам необходимый урок любви и единомыслия в вере при возможном наличии у каждого из нас своих особых даров, талантов, способностей. Эти дары Божии должны сочетаться и слагаться воедино на благо Церкви, а не быть предметами абсолютизации, гордыни, разрывов и расколов.

Престольный праздник нашего храма, при котором находится мастерская «Русской Иконописной Школы».

Жизнь этих подвижников была полна трудностей, лишений и скорбей. Но они выдержали эти испытания и не утратили верность и любовь к Богу. А наоборот, сыграли огромную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни. Святители имеют большое значение как учителя для людей всех времен. Потому что именно они просвещали евангельским светом свою паству, и они оставили нам богатое богословское наследие.

В храмах служат Литургии, которые составили Василий Великий и Иоанн Златоуст, в наше утреннее и вечернее правило входят тексты молитв, которые они написали. Также мы изучаем их толкования Ветхого и Нового Завета, читаем проповеди о евангельских событиях, исповедуем православную веру, которую Святители отстояли в арианских спорах. Несмотря на то, что святые жили в IV веке, их общий праздник стали отмечать гораздо позже, только в XI столетии. Дни памяти каждого из них по отдельности праздновались и раньше: у Василия Великого — 14 января, у Григория Богослова — 7 февраля, у Иоанна Златоуста — 26 ноября. Но в XI веке при императоре Алексее I Комнине в Константинополе возник спор, кто из этих отцов Церкви должен считаться первым и главным.

Одни говорили о том, что это свт. Василий Великий, другие считали, что свт. Григорий Богослов, третьи — свт. Иоанн Златоуст. А прекращению споров и предпосылкой к появлению общего праздника всех трех святителей предшествовало чудесное событие.

По церковному преданию митрополиту Евхаитскому Иоанну явились во сне сразу три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти: «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. Ввиду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство». Димитрий Ростовский.

Итак, поговорим о каждом из них в отдельности. Святитель Василий Великий Василий Великий родился около 330 года в благочестивой семье. В семье было девять братьев и сестер, и четверо из них впоследствии были причислены к лику святых.

Дискутирующие делятся на «василианцев», «григорианцев» и «иоаннитов».

Согласно легенде, трое святых явились епископу города Евхаита — Иоанну и сказали ему, что перед Богом все трое имеют равный вклад в веру. Этот день отмечается как официальный праздник духовных семинарий и академий, а также богословских факультетов в Болгарии.

12 февраля — день памяти трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Подробности – у корреспондента агентства «Минск-Новости». tri svyatitelya. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст оставили бесценное духовное наследие: проповеди, толкования Библии, аскетические и богослужебные тексты, молитвы и даже стихи.

Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Тропарь святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, глас 4. Соборный праздник великих каппадокийцев Василия Великого, Григория Богослова и Константинопольского архиепископа Иоанна Златоуста, сыгравших огромную роль в формировании христианской догматики и богослужения, был установлен в самом конце XI века. в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 12.02.2023 Новости. Сегодня Церковь празднует память трёх великих святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Память трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Торжество совершается 30 января 12 февраля. История установления праздника относится к правлению византийского императора Алексея I Комнина , когда в Константинополе шли споры о первенстве кого-либо из этих Отцов церкви [2]. По церковному преданию, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились вместе три святителя и повелели установить общий день празднования их памяти, объявив, что они равны пред Богом : Нет между нами ни первого, ни второго.

Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, «желая снискать руководителя к познанию истины», отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам.

Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и все глубже вчитывались в Священное Писание. Ересь Ария как импульс к действию Но в царствование императора Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен сначала в диакона, затем в пресвитера.

Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию вновь приехал лишь после воцарения императора Валента, приверженца ереси Ария , когда для православия наступили тяжелые времена и «предстояла великая борьба». С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии он занимал лишь второе место.

Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером. Составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место. Но болезни, труды, воздержание, заботы и скорби рано истощили его силы: преставился святитель Василий 1 января 379 года и в скором времени был причислен к лику святых.

Ему было всего 49 лет. Григорий Богослов Однокашник императора-отступника Святитель Григорий Богослов Архиепископ Константинопольский, богослов, близкий друг и сподвижник Василия Великого, Григорий Назианзин, вошедший в историю Церкви как Григорий Богослов, родился около 329 года в городе Арианза в Каппадокии. Его отец, тоже Григорий, был богатым аристократом-язычником, но под влиянием своей жены Нонны, причисленной впоследствии к лику святых, принял крещение и со временем стал епископом в городе Назианзе.

Все детство и юность Григорий учился — сначала дома, потом в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии. Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником.

Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель.

Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.

А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок.

Новостная служба В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия, другая стояла за Григория Богослова, третья почитала святителя Иоанна Златоуста. В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение.

Любое Православное Богослужение, на котором мы молимся, во многом состоит из песнопений, сочинённых Иоанном Дамаскиным из перефразированных текстов Григория Богослова. Григорий председательствовал на Втором Вселенском Соборе, под его руководством был написан наш Символ Веры. В отличие от своих друзей святителей Григория и Василия, Златоуст не был систематическим богословом — он не разработал стройной богословской концепции. Но, невзирая на то, что Церковь в первую очередь чествует Златоуста за устный дар его проповеди, сохранившееся от него письменное наследие занимает 12 томов! Именно Златоуст написал наиболее полное изъяснение всего Нового Завета. Его толкование на Четвероевангелие, не сохранившееся во всей полноте до нас, в древности было в Церкви настолько общепринятым и авторитетным, что краткий пересказ этого толкования блаженным Феофилактом Болгарским, помнившим тексты Златоуста наизусть, стал сегодня самым большим авторитетом для человека, желающего изучить Евангелие. Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль Но самое большое значение для Церкви имеют толкования Златоуста на послания апостола Павла. Все мнения Иоанна Златоуста по самым сложным местам Павловых посланий приняты всей Церковью, таким образом, не являясь личными мнениями святителя, но именно мнением церковным, каноничным и верным, исключающим множественность иных взглядов.

Богодухновенность толкований Златоуста объясняется одним эпизодом из его жития. Монахи, жившие в соседних кельях, по ночам слышали, как Иоанн беседует с кем-то о трудных местах посланий апостола Павла. И однажды, подсмотрев, братия увидели, что человеком, тайно наставлявшим Иоанна, был сам св. Апостол Павел, истолковывающий Иоанну свои тексты, чтобы до нас было донесено верное их понимание, лишившись которого, почти все современные движения, именующиеся христианскими, на деле является лжеучениями, уводящими в погибель. Выдающиеся проповеди — малой частью записанные и дошедшие до нас, - за которые Иоанн и получил именование Златоустом, по сей день являются прекрасным путеводителем для обмирщённого христианина от соблазнов мiра сего к чистому и праведному христианскому житию. Однако вместе с утверждение недопустимости для христиан участвовать в разных мероприятиях и времяпровождениях, свойственных язычникам таких, как посещение ипподромов и кабаков , Златоусту было свойственно понимание слабости человеческой натуры и трудности христианского делания на первых порах. Его проповеди были проникнуты любовью, сочувствием и искренней заботой о своей пастве. Его трогательное внимание о своей пастве, возможно, было даже более действенным, чем безупречная логика. Однако логика и риторика, Иоанна Златоуста были столь безупречными, что до сих для всех изучающих ораторское искусство — и верующих, и неверующих — проповеди Златоуста до сего дня являются эталоном красноречия. Кроме того, Златоуст прославился и своими обличениями неправедных и развращённых властителей, подававших мирянам дурной пример.

За обличение нечестивой императрицы Златоуст был дважды отправлен в ссылку; во время второй он и преставился Богу. Прославлен Златоуст и своей добродетелью.

Три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, почему их почитают Вселенскими Учителями? Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий. 11 февраля 2016 года,накануне праздника Собора вселенских святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в нашем храме состоялось всенощное бдение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий