Подборка наиболее важных документов по вопросу Углеродный налог нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Чем грозит России новый углеродный налог ЕС на импортную продукцию
Углеродное регулирование будет осуществляться путем систематизации сведений об объемах выбросов парниковых газов и стимулирования компаний к внедрению низкоуглеродной политики. С фундаментальной точки зрения углеродная единица — это товар, который долгосрочно может только дорожать. По его словам, новый налог — единственный способ нейтрализовать негативные эффекты от планируемого в ЕС «углеродного налога». Тег: «углеродный налог». Нет постов для отображения.
Налог на «углеродный след» — борьба за экологию или за передел рынка?
Хотя в самом ЕС звучат зачастую полярные мнения относительно углеродного налога и «зеленого» курса. Многие убеждены, что даже развитая экономика Западной Европы не готова полностью отказаться от ископаемых энергоносителей. Эти противоречия внутри ЕС Россия может использовать в своих интересах, резюмирует Портанский. Вводить углеродный налог Евросоюз планирует не одномоментно, а постепенно, и российское Минэнерго предпринимает различные усилия, чтобы снизить последствия для нефтяной отрасли, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. По его словам, в стране вводятся отечественные нормы по выбросам, предприятия постепенно внедряют технологии, которые сокращают такие выбросы. Соответственно, через несколько лет в атмосферу будет попадать меньше углекислого газа, что снизит нагрузку на бизнес при углеродном налоге. Так что у России есть время и технологии, чтобы минимизировать для себя последствия ужесточения экологических норм в ЕС, полагает наш собеседник.
С октября 2023-го до конца 2025 года предусмотрен переходный период, во время которого ЕС будет требовать от компаний лишь предоставления отчетности. В расчете налога будут учитываться прямые выбросы при производстве промежуточной продукции. При этом помимо стран ЕС, российская торговля с которыми снижается на фоне санкций и ограничений в логистике, подобные механизмы могут ввести и другие страны — например, Китай. Отмечается, что даже если страна не будет вводить подобный налог самостоятельно, Китай и другие импортеры могут учитывать нормы европейского регулирования при дальнейшем экспорте готовой продукции в ЕС.
Если они превышены, экспортеру придется платить налог. Развитие «зеленой» экономики не должно сопровождаться созданием антиконкурентных условий, заметил Антон Силуанов. Министр финансов сослался на то, что Евросоюз давно проводит политику декарбонизации, а Россия «только сейчас начала этот процесс, и нужно определенное время для подготовки — двигаться нужно, но соразмерно возможностям и временным лагам». В свою очередь, в Аналитическом центре при правительстве РФ указали на одно важное обстоятельство, которое фактически развязывает европейцам руки. Дело в том, что в России несмотря на все ее попытки не отставать от общемировой повестки низкоуглеродного развития отсутствуют внятные стандарты учета выбросов парниковых газов. Это позволяет Брюсселю оценивать «углеродный след» российской экспортной продукции по верхней планке, в максимально возможном размере. В вопросе углеродного налога отечественное экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одна часть стоит на позиции президента РСПП Александра Шохина, другая поддерживает Анатолия Чубайса, экс-гендиректора «Российской корпорации нанотехнологий», ныне спецпредставителя президента, рассказывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский. Шохин — убежденный противник этого налога, Чубайс же настаивает на его неизбежности, напоминая о проблеме глобального потепления и парниковых выбросах, о необходимости сокращать добычу и использование сжигаемого сырья, наконец, об обязательствах Москвы в рамках Парижского соглашения по климату.
При этом министр экономического развития Максим Решетников не видит прямой взаимосвязи между новым европейским налогом и борьбой с глобальным потеплением. Но, как верно отметил посол России в ЕС, под ударом окажутся и сами европейские компании, и не только те, которые вывели свои производственные мощности в страны третьего мира и Китай. Сегодня европейские компании получают бесплатные квоты на выбросы, однако по мере введения трансграничного углеродного регулирования ТУР эти льготы будут отменены. Речь идет, в частности, о европейской сталелитейной промышленности. Декларируемая цель трансграничного налога — защита планеты от глобального потепления. Однако, как сказал Владимир Чижов, «это могут быть добрые намерения, которые прокладывают дорогу в ад». Результатом введения углеродных поборов может стать очередное перекраивание экономики, перераспределение капитала в пользу нескольких десятков финансовых корпораций, и, как следствие, очередная волна кризиса, еще более затяжного и глубокого.
Мировые объемы выброса углерода
- Переход России к углеродной нейтральности, зеленой энергетике / Хабр
- Аналитики раскритиковали «углеродный налог» Чубайса
- Минпромторг оценил в полмиллиарда евро потери отечественных нефтехимиков от углеродного налога
- Что еще почитать
- Что такое углеродный налог и с какой целью он вводится
Новости партнеров
- Читайте также
- Мировые объемы выброса углерода
- Углерод на весах экономики
- РБК: российским экспортерам придется платить ЕС 1,1 млрд евро углеродного налога в год
- Мировые объемы выброса углерода
- Комментарии
Трансграничный углеродный налог в ЕАЭС «больнее» всего ударит по России
Исследование налога на выбросы углерода Британской Колумбии в 2017 году показало, что отрасли в целом выиграли от этого налога и «небольшого, но статистически значимого ежегодного увеличения занятости на 0,74 процента», но что углеродоемкие и чувствительные к торговле отрасли были негативно затронуты [39]. Исследование углеродных налогов и экономического роста 2020 года в богатых демократиях показали, что существующие налоги на углерод не вредят и не ограничивают экономический рост [40]. Ряд исследований показал, что в отсутствие увеличения социальных льгот и налоговых льгот налог на выбросы углерода ударит по бедным домохозяйствам сильнее, чем по богатым [41] [42] [43] [44]. Экономист Университета Тафтса Гилберт Э. Меткалф оспаривал, что налоги на углерод будут регрессивными в контексте США [45]. Налоги на выбросы углерода по сравнению с торговлей выбросами углерода[ править править код ] Альтернативной государственной политике по отношению к налогу на выбросы углерода является ограничение выбросов парниковых газов ПГ. Уровни выбросов парниковых газов ограничиваются, а разрешения на загрязнение называемые «дедушкиными» свободно распределяются или выставляются на аукцион загрязнителям. Аукционные разрешения имеют значительные экономические преимущества перед «дедушкиными». В частности, аукционирование повышает доходы, которые могут быть использованы для снижения искажающих налогов и повышения общей эффективности [46].
Для этих разрешений на выбросы может быть разрешен рынок, с тем чтобы загрязнители могли торговать некоторыми или всеми своими разрешениями с другими cap-and-trade. Гибридный инструмент ограничения выбросов и налога на выбросы углерода может быть создан путем создания ценового минимума и ценового потолка для разрешений на выбросы. Налог на углерод также может быть введен одновременно с ограничением выбросов [28]. В отличие от системы cap с «дедушкиными» разрешениями, налог на углерод повышает доходы. Если доходы используются для уменьшения других искажающих налогов, это может повысить эффективность налога. С другой стороны, колпачок с «дедушкиными» разрешениями может иметь преимущество эффективности, применяясь ко всем отраслям промышленности. Это обеспечивает равный стимул для всех загрязнителей сократить свои выбросы. Это преимущество по сравнению с налогом, который освобождает или имеет пониженные ставки для определенных секторов.
Однако нет ничего, что требовало бы освобождения от налога или предоставления пониженных ставок отдельным секторам, как это было продемонстрировано в налоге на углерод Британской Колумбии. Как налоги на выбросы углерода, так и разрешительные системы иногда называемые «Cap and Trade» направлены на сокращение общего количества выбросов углерода путем установления цены за выбросы CO2, но они достигают этой цели совершенно разными путями. В то время как налоги на углерод диктуют цену, которая будет уплачена за каждую единицу загрязнения, разрешительные системы устанавливают определенное количество CO2 так, что все применимые субъекты будут удерживаться и делит эту общую сумму на торгуемые разрешения. В отсутствие неопределенности эти две системы достигнут одинакового эффекта и приведут к эффективному рыночному количеству CO2 и цена за единицу CO2 опускается. В случае экологической неопределенности, то есть когда экологический ущерб каждой единицы CO2 не может быть точно рассчитано, разрешительная система может быть более выгодной для ограничения общего количества и, следовательно, потенциального ущерба. В случае неопределенности относительно затрат на CO2 снижения выбросов для фирмы, налоговый предпочтительнее [47] [48] [49]. Проблема неопределенности в области борьбы с выбросами была проиллюстрирована в 2005 году на первом этапе функционирования системы торговли выбросами Европейского Союза cap and trade [50]. В этой программе первоначальное распределение разрешений было слишком велико, поскольку ЕС не давал точной оценки CO2 сокращение возможностей различных фирм, которые она регулировала, и таким образом фирмы просто сократили свои выбросы до отведенного им количества без покупки каких-либо дополнительных разрешений.
Фото: iStock Депутаты Европарламента одобрили изменения 413 голосами против 167 при 57 воздержавшихся, сообщает Reuters. Одна из ключевых мер — ускоренный отказ на предоставление квот на выбросы, которые предприятия должны приобретать на специальном рынке. Это должно поднять цену на загрязнение и заставить компании инвестировать в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии. Кроме того, реформы предусматривают постепенную отмену бесплатных разрешений для промышленности, которая подвержена риску переноса производства в страны с более слабыми экологическими нормами. Вместо этого ЕС планирует ввести механизм углеродной границы, который будет облагать импортные товары в зависимости от их углеродного следа.
Опубликовано 10 ноября 2021, 21:24 2 мин. A Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами Углеродный налог — это система налогообложения, которую Евросоюз собирается внедрить, чтобы уравнять продукцию, произведённую в ЕС с минимальными выбросами углекислого газа, и продукцию других стран, где используются технологии с высокими выбросами. Обсудить Углеродным налогом упрощённо называют проект там называемого трансграничного корректирующего углеродного механизма CBAM Еврокомиссии. Он предполагает, что производители из стран, у которых нет собственных внутренних механизмов углеродного регулирования в том числе Россия , при ввозе в Евросоюз цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия будут обязаны покупать специальные сертификаты.
Проще говоря, углеродный налог — это плата за выбросы углеводорода парниковых газов в атмосферу.
Исследование Дата публикации: 30. В мире активно развиваются инструменты по контролю уровня выбросов парниковых газов: они уже внедрены или планируются к вводу в 46 странах. В России к настоящему моменту не внедрен ни один из подобных инструментов, несмотря на успешно проведенную в 2011 году сделку по продаже квот на выбросы CO2-эквивалента и активное обсуждение углеродного налога в государственных органах.
Каждая страна выбирает свой путь в рамках выполнения задачи по сокращению выбросов. Наиболее эффективными инструментами контроля выбросов являются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы СТВ. В 25 странах введен углеродный налог, в 38 — СТВ, при этом некоторые из этих стран, например Великобритания и Канада, используют оба механизма одновременно. Риск углеродного протекционизма растет, что потенциально грозит российским производителям-экспортерам крупными потерями: они будут вынуждены уплачивать дополнительные сборы при поставках в Европу и другие юрисдикции, где действует высокий углеродный налог.
К примеру, уровень налоговой ставки в Финляндии, Лихтенштейне, Норвегии, Швеции и Швейцарии превышает 50 долл. США за тонну CO2-эквивалента. Благодаря сбалансированному подходу к внедрению инструментов контроля выбросов российские экспортеры смогут избежать потерь при поставках своей продукции. Реализация программ энергоэффективности и налоговые льготы, в свою очередь, позволят компенсировать бизнесу дополнительную фискальную нагрузку.
После разрешения ситуации с коронавирусом вопросы регулирования выбросов парниковых газов в РФ, в частности введение углеродного налога для крупных предприятий-загрязнителей, вновь станут актуальными. АКРА предлагает сценарий поэтапного введения углеродного налога, который позволит в течение первых трех лет его действия принести в бюджет дополнительно до 900 млрд руб. Эти средства могут быть направлены на решение экологических проблем в наиболее загрязненных российских регионах, в частности в рамках федерального проекта «Чистый воздух». Инструменты контроля выбросов Глобальное изменение климата и связанные с этим риски вызывают все большую обеспокоенность у экономистов.
В связи с потенциальными экономическими рисками многие страны создают рыночные механизмы, которые позволяют стимулировать снижение выбросов парниковых газов и, таким образом, выполнять взятые на себя в рамках Парижского соглашения2 обязательства3. Помимо этого, в мире начинают фиксироваться случаи углеродного протекционизма в отношении стран, не регулирующих свои выбросы4, поэтому рыночные механизмы контроля выбросов предоставляют государствам возможность избежать санкций. В настоящий момент в качестве основных инструментов по контролю уровня выбросов CO2 используются СТВ и налог на выбросы парниковых газов углеродный налог. По данным Всемирного банка, в мире были разработаны 58 инструментов по контролю выбросов 29 углеродных налогов и 29 СТВ , которые уже внедрены или планируются к вводу в 46 странах см.
Выбор инструмента по контролю выбросов государством в значительной степени обусловлен структурой его национальной экономики и ее текущими возможностями. В России к настоящему моменту не внедрен ни один из указанных инструментов, несмотря на успешно проведенную в 2011 году сделку по продаже квот на выбросы CO2-эквивалента5 и активное обсуждение углеродного налога в государственных органах6. В проекте Стратегии долгосрочного развития Российской Федерации до 2050 года с низким уровнем выбросов парниковых газов, опубликованном Минэкономразвития в марте этого года, нет четких указаний на то, что в России в ближайшее время планируется создание СТВ или введение углеродного налога7. Системы торговли квотами на выбросы СТВ работает по принципу cap-and-trade ограничение и торговля : для отдельного сектора экономики страны либо для всей национальной экономики устанавливается максимально допустимый объем выбросов.
Каждая компания, относящаяся к регулируемым СТВ отраслям, обязана ограничить объем выбрасываемых парниковых газов в соответствии с установленным лимитом. Если компания перевыполняет план по ограничению выбросов, у нее образуются свободные объемы выбросов так называемые квоты , которыми она вправе распоряжаться по своему усмотрению: заморозить и использовать для собственных нужд в последующие годы или продать другим участникам рынка. При превышении лимита на выбросы парниковых газов компания может докупать квоты на сверхнормативные выбросы у регулятора или других компаний на аукционе. Некоторые компании покупают квоты на добровольной основе даже без превышения лимита по выбросам с целью снижения углеродного следа своего производства.
ЕС вводит углеродный налог
После этого реформы вступят в силу. Ранее Plus-one. Компаниям, импортирующим указанную продукцию в ЕС, придется покупать лицензии, покрывающие вред экологии от выбросов углерода. В первую очередь углеродный налог ударит по производителям железа и стали, а также удобрений.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram Автор.
Под последним законодатель понимает нефть, газовый конденсат, попутный и природный газы 7. В тему Как снизить углеродный след: полезные факты и примеры бизнес-инициатив Неналоговые сборы Кроме того, в РФ организации, предприниматели и даже граждане должны уплачивать соответствующие сборы в бюджет при условии предоставления им права пользования природными объектами. К ним относятся следующие. Сбор за пользование объектами животного мира Уплачивается организациями, ИП и физическими лицами, которые получают лицензию на пользование объектами животного мира — другими словами, разрешение на добычу. Это как рядовые охотники, так и представители бизнеса. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов Его, в отличие от водного налога, государство взыскивает не за использование воды из рек, озер и каналов, а за вылов рыбы и других биологических ресурсов.
К ним, например, могут относиться водоросли. Регулярные платежи за пользование недрами Уплачиваются в случае поиска и оценки месторождений полезных ископаемых, геологическое изучение, строительство и эксплуатацию подземных сооружений. Отзыв эксперта об углеродном налоге — Это плата, которая взимается с компаний, сжигающих при производстве углеродное топливо: уголь, нефть или природный газ, — рассказывает соучредитель автономной некоммерческой организации «Центр просветительской и экологической деятельности «Экология жизни», юрист Татьяна Проничева. Углеродный налог — это способ вынудить потребителей ископаемого сырья платить за климатический ущерб, наносимый сжиганием такого топлива. Введение углеродного налога преследует ряд целей: стимулирование развития «зеленой» энергетики на основе возобновляемых источников энергии, получение денежных средств для компенсации вреда за причиненный вред природе. Сейчас Минэкологии в рамках Парижского климатического соглашения разрабатывает проект по введению углеродного налога, ведутся активные обсуждения относительно его целесообразности.
Особенно сильное влияние новый налог окажет на сталелитейную промышленность. Европейским производителям стали все это может обойтись в дополнительные 11 млрд евро в год, начиная с 2026 по 2030 год если цена выбросов на рынке к этому времени приблизится к 100 евро. Импортная сталь в Европе также очевидно станет дороже, в зависимости от углеродоемкости конкретных производств. Цены на импортную сталь в Европе с учетом трансграничного налога. Оптимисты из Евросоюза, вероятно, предполагают, что компании будут модернизировать производства с учетом климатической повестки, тщательно выбирать поставщиков сырья и товаров с минимальным углеродным следом. В реальности почти наверняка увеличение цен просто переложат на конечного потребителя. Европейский налог на выбросы и экспортеры РФ Россия замыкает пятерку главных торговых партнеров Евросоюза. Российские компании планы по введению трансграничного налога восприняли на свой счет на ЕС приходится почти половина нашего экспорта, в основном сырье. Эксперты подсчитали , что данная инициатива обойдется бизнесу РФ в 3-5 млрд долларов в год. Это при расчетной цене 30 долларов за тонну выбросов. То есть итоговую сумму уже смело можно умножать в 2-2,5 раза. Структура импорта и экспорта стран ЕС. Потери производителей удобрений, согласно анализу Минпромторга, могут составить до полумиллиарда евро. Появилось даже мнение , что налог станет для российских экспортеров не просто ограничительным и приведет к снижению конкурентоспособности на рынке ЕС, но в какой-то мере и запретительным.
Это было бы и честнее и продемонстрировало бы, что страны реально объединяют усилия в борьбе с изменениями климата", - сказал Грушко. Он подчеркнул, что Россия в этих вопросах намерена действовать последовательно, отстаивать свои интересы на основе международного права. Одним из ключевых пунктов реформы является введение механизма трансграничного углеродного регулирования ставший известным как углеродный налог ЕС , предусматривающего взимание сборов с импортируемых ЕС товаров в зависимости от их углеродного следа. В рамках первого трехлетнего этапа реализации механизма, который стартует в 2023 году, сборами будет облагаться импорт стали, цемента, удобрений и алюминия.
Углеродный налог ЕС для России: проще будет откупиться?
– Введение углеродного налога – это простой и надежный инструмент, администрировать налоги в России научились хорошо. С предложением о введении углеродного налога выступил на встрече с РСПП первый вице-премьер Андрей Белоусов. Российским компаниям придется платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей. Углеродный налог введут с 2023 года, а в 2026 году он заработает в полную силу.
Что такое углеродный налог. Объясняем простыми словами
Минимальным будет и углеродный налог Запада. отметили в РСПП, к которому Mashnews обратился за комментарием. Наиболее эффективными инструментами контроля выбросов являются углеродный налог и системы торговли квотами на выбросы (СТВ).
Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство?
Основные цели, которые преследует введение углеродного налога: Снижение экономической выгоды от производства с использованием энергии от сжигания углеродного топлива. Стимулирование развития «зеленой» энергетики на основе ВИЭ. Формирование фондов на борьбу с глобальным потеплением и его последствиями. Помимо углеродного налога, существуют и другие механизмы, преследующие те же цели, например, системы торговли квотами ETS - emissions trading system с установлением границы выбросов. Углеродный налог в России В России углеродный налог на данный момент отсутствует, но Министерство природных ресурсов и экологии в рамках Парижского климатического соглашения разрабатывает проект по его введению и ведутся дискуссии по его целесообразности.
Дело в том, что введение налога существенно скажется на ценах на электроэнергию и тепло, что приведет к росту тарифов для конечных потребителей. Также увеличатся цены на товары металлургических компаний. В конечном итоге все приведет к увеличению инфляции. В 2020 году Минэкономразвития представило Стратегию долгосрочного развития России до 2050 года с учетом Парижского соглашения.
Ведется обсуждение законопроекта об углеродном регулировании, субсидировании использования низкоуглеродных технологий, а также ведение углеродной отчетности компаниями. А в 2019 году была представлена стратегия EU Green Deal. К 2050 году ЕС планирует добиться нулевых чистых выбросов и стать углеродно-нейтральной в рамках своей климатической политики.
Министр финансов сослался на то, что Евросоюз давно проводит политику декарбонизации, а Россия «только сейчас начала этот процесс, и нужно определенное время для подготовки — двигаться нужно, но соразмерно возможностям и временным лагам». В свою очередь, в Аналитическом центре при правительстве РФ указали на одно важное обстоятельство, которое фактически развязывает европейцам руки. Дело в том, что в России несмотря на все ее попытки не отставать от общемировой повестки низкоуглеродного развития отсутствуют внятные стандарты учета выбросов парниковых газов. Это позволяет Брюсселю оценивать «углеродный след» российской экспортной продукции по верхней планке, в максимально возможном размере. В вопросе углеродного налога отечественное экспертное сообщество разделилось на два лагеря: одна часть стоит на позиции президента РСПП Александра Шохина, другая поддерживает Анатолия Чубайса, экс-гендиректора «Российской корпорации нанотехнологий», ныне спецпредставителя президента, рассказывает профессор НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Шохин — убежденный противник этого налога, Чубайс же настаивает на его неизбежности, напоминая о проблеме глобального потепления и парниковых выбросах, о необходимости сокращать добычу и использование сжигаемого сырья, наконец, об обязательствах Москвы в рамках Парижского соглашения по климату. Сейчас процесс идет, но не за счет доброй воли нашей стороны, а за счет падения экономических показателей в результате коронакризиса. Все упирается в устаревшее оборудование, в технологическую и техническую отсталость отечественных предприятий, в острую необходимость их модернизации, рассказывает Портанский.
Поэтапное внедрение СВАМ предоставит возможность доработать неполностью готовую нормативную базу и поможет рынку пройти постепенную адаптацию. Далее представлены ключевые моменты для каждого периода: Переходный период: Обязательства импортера ограничиваются отчетностью.
Каждый импортер должен представлять отчеты CBAM ежеквартально. В отчете должны содержаться: количество импортированных товаров CBAM; прямые и косвенные выбросы CO2е в импортированных товарах первоначально косвенные выбросы только для цемента, электроэнергия и удобрения ; цены на углеродные единицы, уже уплаченные в стране производства. Первый квартальный отчет должен был быть представлен до 31 января 2024 г. Вступление в силу финансовых обязательств с 1 января 2026 г.
Если Россия добьется, что при расчете суммы налога будет учитываться поглощающий углерод потенциал российских лесов, то это сможет снизить его суммарную тяжесть на 30 млрд евро до 2030 года. Но, по мнению участников обсуждения, остается проблема открытости данных по инвентаризации российских лесов, которые пока не доступны не только иностранным экспертам, но и российским заинтересованным пользователям. Ранее глава Минэкономразвития Максим Решетников заявлял, что Россия считает углеродный сбор противоречащим нормам Всемирной торговой организации ВТО , а в Минэнерго подчеркивали, что при расчете углеродного налога ЕС никак не учитывает площадь лесов в нашей стране и их вклад в поглощение углекислого газа. С другой стороны, углеродный налог изначально не был направлен против России, скорее под ударом оказывалась продукция, производимая в Китае. Но эта страна успела принять меры и изменить структуру своего экспорта в ЕС.
Углеродный налог ЕС для России: проще будет откупиться?
При подготовке законопроекта Евросоюз провел общественные консультации с представителями стран-импортеров, консультантами и международными организациями, результаты которых вместе с предварительным вариантом законопроекта будут опубликованы в первой половине 2021 г. Распространение коронавирусной инфекции никак не поменяло планы Евросоюза по введению углеродного налога на импорт — при восстановлении после кризиса ожидается рост спроса на энергопотребление и углеродоемкие продукты, — соответственно, для предотвращения экстенсивного выхода из кризиса с использованием привычных технологий необходимы внешние стимулы, одним из которых станет углеродный налог. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья производственно-сбытовых цепочек — их ощутят компании из разных секторов экономики как в ЕС, так и за его пределами. Вместе с тем внутри ЕС инициатива пользуется высоким уровнем поддержки среди товаропроизводителей, многие из которых несут схожие расходы уже с 2005 г. Данная система установила серьезные ограничения главным образом на предприятия, производящие сталь и химическую продукцию, поставив их в невыгодное положение по сравнению с дешевыми импортными производителями, которые все это время не соблюдали столь высокие экологические стандарты. Налог может быть расценен как протекционистский инструмент: если, как предполагается, он будет рассчитываться исходя из углеродоемкости товара, он будет дискриминировать иностранных товаропроизводителей с большей углеродоемкостью производства, что не соответствует принципам ВТО в частности, принципу наибольшего благоприятствования, предусматривающему равное отношение к одинаковым товарам внешних и отечественных производителей: сравнение по принципу углеродоемкости принципами ВТО не предусматривается. Кроме того, европейское регулирование предполагает бесплатное распределение квот на выбросы для целого ряда товаров, произведенных в ЕС, в том числе стали и цемента, — при сохранении этого принципа введение углеродного налога на импорт будет явным протекционизмом. В результате можно ожидать начала тарифных войн и возникновения противоречий с международным торговым законодательством.
Учитывая размер европейского рынка, введение налога усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая все больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. Позиция Евросоюза по данному вопросу такова, что компании-импортеры из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие. Чтобы определить, на каких отраслях дополнительное налоговое бремя скажется наиболее сильно, можно обратиться к существующей в Европе системе торговли квотами. Наиболее углеродоемкими являются горнодобывающие и нефтегазовые отрасли, а также металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Они имеют наибольший углеродный след и по итогам 2019 г. Изменение структуры европейского рынка перераспределение долей нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, имеющим большую долю экспорта углеродных товаров в Европу. Влияние на российский экспорт Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта.
Россия стала второй после Китая по объему углеродоемких товаров. Но при этом в Китае существуют внутренние механизмы по ограничению выбросов, аналогичные EU ETS, что дает стране конкурентное преимущество перед Россией, которая только разрабатывает углеродное законодательство: на текущий момент соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения в правительстве. Стратегия сокращения выбросов в России В 2020 г. Минэкономразвития разработало Стратегию долгосрочного развития России до 2050 г. Стратегия имеет два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный. Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга. Кроме того, в правительстве обсуждается законопроект об углеродном регулировании, который предполагает в том числе субсидирование внедрения низкоуглеродных технологий, введение мониторинга выбросов парниковых газов и верифицируемой углеродной отчетности для компаний.
Трансграничный углеродный налог ЕС станет серьезным вызовом для российских экспортеров, поскольку налоговый сбор затронет в первую очередь нефть, газ, уголь и металлы — ключевые экспортные товары страны, на которые, по данным ФТС России, в 2019 г. Аналитики KPMG считают, что при пессимистичном сценарии и введении углеродного сбора с 2022 г. Далее налоговый сбор будет ежегодно увеличиваться и в 2030 г. Снижение рентабельности продаж и обострение конкурентной борьбы на европейском рынке изменят конъюнктуру европейского рынка сбыта и могут негативно повлиять на российский экспорт в Европу. В зависимости от отрасли структура импорта в ЕС может измениться совершенно по-разному. Так, с одной стороны, при использовании текущих технологий добычи нефть из Саудовской Аравии, имеющая более низкий углеродный след, может потеснить российское сырье.
США за тонну. После проведенного референдума по вопросу Брекзита и на фоне известий о возможной продаже квот Великобритании цена снова упала до 6 долл. США за тонну в 2016 году. С 2017 по 2019 год рост цен связан с ужесточением законодательства европейских стран в отношении контроля выбросов и со значительным уменьшением количества квот см. В марте этого года ЕС СТВ снова подтвердила свою нестабильность: вследствие распространения коронавируса и введения карантина в ряде европейских стран на рынке квот ЕС СТВ наступил резкий дефицит спроса, что привело к обвалу цен до 17,5 долл. США за тонну CO2-эквивалента что примерно соответствует уровню цен на начало 2018 года 15. Рисунок 3. Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл. США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий. Штрафы за сверхнормативные выбросы приносят в бюджет стран — участниц ЕС СТВ значительные суммы: в 2018-м этот показатель составил 14,5 млрд евро. Доход европейских стран от штрафов за превышение лимитов на выбросы с большой долей вероятности будет увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозу аналитической компании JATO, уже с 2021 года одни только автопроизводители, продающие свои машины на территории Европы, будут выплачивать по 33,6 млрд евро в виде штрафов за сверхнормативные выбросы16. СТВ на базе RGGI на начальных этапах работала неидеально: в первые три года функционирования она предусматривала чрезвычайно высокие ограничения на выбросы 170,5 млн тонн СО2-эквивалента в год вследствие ошибок в расчетах. Впоследствии лимит был снижен более чем в три раза и в 2019 году был равен 53 млн тонн СО2—эквивалента в год, благодаря чему стоимость квот немного выросла см. Объем торгов в данной системе в 2019 году составил 259 млн долл. Была основана в феврале 2007 года губернаторами пяти американских штатов Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон. Однако в конце 2011 года шесть штатов вышли из состава организации и перестали выполнять взятые на себя обязательства. К выполнению данной цели в 2014 году присоединился Квебек. Ограничения на выбросы в данной СТВ установлены для предприятий, объем выбросов которых превышает 25 млн тонн СО2—эквивалента в год.
Это тоже не налог, а платеж в пользу государства, который обязаны перечислять производители и импортеры в качестве альтернативы утилизации остатков, нереализованных товаров и упаковки. Узнать больше Водный налог Взимается с организаций и ИП, которые на основе лицензии пользуются в своем производстве водными ресурсами. Например, при при сплаве древесины, в целях получения энергии. Налог на добычу полезных ископаемых Платят компании и частные предприниматели, которые добывают сырье на основании соответствующей лицензии. Здесь имеется в виду продукция горнодобывающей промышленности, в том числе драгоценные камни и соль. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья Сумма рассчитывается с разницы между выручкой и фактическими расходами, которые понесла компания при добыче углеводородного сырья. Под последним законодатель понимает нефть, газовый конденсат, попутный и природный газы 7. В тему Как снизить углеродный след: полезные факты и примеры бизнес-инициатив Неналоговые сборы Кроме того, в РФ организации, предприниматели и даже граждане должны уплачивать соответствующие сборы в бюджет при условии предоставления им права пользования природными объектами. К ним относятся следующие. Сбор за пользование объектами животного мира Уплачивается организациями, ИП и физическими лицами, которые получают лицензию на пользование объектами животного мира — другими словами, разрешение на добычу. Это как рядовые охотники, так и представители бизнеса. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов Его, в отличие от водного налога, государство взыскивает не за использование воды из рек, озер и каналов, а за вылов рыбы и других биологических ресурсов.
Губернаторам регионов тоже хорошо. Они скажут «дайте государственных денег на эти проекты, и мы сделаем». Если уж делать, то в Крыму, чтобы получит идеологические дивиденды: Украина не смогла сделать Крым «зеленым», а Россия смогла. Пока решили иначе. Везде, где Чубайс чувствует возможность «сесть» на деньги, старается быть ближе к этому процессу. Читайте также Наших олигархов надо «раскулачивать» в России, а не в Англии Сергей Удальцов: Необходимость полноценного прогрессивного налога на доходы все более очевидна «СП»: — И кто в конечном итоге заплатит за его «новаторские идеи»? Под идеологию, что спасаем планету. Где-то будут государственные субсидии, но они ведь то же не из воздуха берутся. Чубайс говорит, что зато можно будет не платить углеродный налог при пересечении российскими товарами границ с Европейским союзом. Но это вопрос того, как с ЕС договориться, он может отказаться договариваться в таком ключе как нужно нам. Пока Чубайс не привез после переговоров с ЕС документ, где написано, что Евросоюз готов признавать поглощающие способности наших лесов или нашу атомную и гидроэнергетику. Евросоюз всегда может сказать, что мы неправильно собираем этот налог или его «пилят», или подделывают документы. С частью критики можно будет согласиться, часть — надуманная история. Был бы успех, если бы эти люди не просто рассуждали о введении налога в России, а привезли из Европы конкретную договоренность, где России, например, гарантируется отсутствие сборов с наших компаний.
Углеродный налог
Вводить углеродный налог Евросоюз планирует не одномоментно, а постепенно, и российское Минэнерго предпринимает различные усилия, чтобы снизить последствия для нефтяной. придуманная глобалистами форма дани, которую предполагается выплачивать в пользу «развитых» государств. В первую очередь углеродный налог ударит по производителям железа и стали, а также удобрений. Усилия ЕС по достижению климатической нейтральности набирают обороты – с 1 октября пограничный налог на выбросы углерода вступил в испытательный период. Углеродный налог является способом заставить потребителей углеродного топлива платить за климатический ущерб.