В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать.
Суть и причины синдрома отличника
- Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим | Аргументы и Факты
- Что такое синдром отличника
- Здравствуйте, родитель!
- Как стремление к идеалу влияет на жизнь
Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться
Такие люди при общении с врачом часто с гордостью называют себя «перфекционистами», не понимая, что именно такое отношение к результатам своей деятельности и привело их в кабинет врача. Наиболее важными для них являются не истинные результаты деятельности, а их оценка окружающими, количество заслуженной похвалы, наград и званий. Как стремление к идеалу влияет на жизнь При этом самооценка таких «отличников» часто оказывается сниженной. Постоянное стремление к восхищению окружающими приводит к большому количеству негативных последствий как для физического, так и для психического здоровья человека. Яркие последствия синдрома отличника: Постоянный сверхконтроль за своим поведением приводит к нарастанию уровня тревожности из-за, возможно, некачественно выполненной работы.
Из-за гиперответственности человек стремится контролировать даже то, за что не отвечает. Планирование своей деятельности носит чрезмерный характер. В жизни отличника нет места спонтанности, а каждый шаг в учебе и на работе продуман до мелочей. Гибкость в изменившейся ситуации переход на другую работу, неприятие со стороны нового начальника, отсутствие похвалы в семье становится невозможной и ввергает в отчаяние.
Даже самый малый неуспех в работе становится причиной выраженного снижения самооценки.
Вы попытались и не получилось? Сделайте выводы, и в следующий раз получится лучше.
Или ещё через пару попыток, но рано или поздно это случится. А вы тем временем станете лучше. Записывайте свои достижения — и большие, и маленькие Это поможет бороться с одним из последствий синдрома отличницы — обесцениванием своих заслуг.
Заведите дневник. Лучше, если это будет тетрадь, куда вы будете писать ручкой, а не заметки в телефоне. Заносите туда все победы, даже если речь о хорошей тренировке или прочитанной книге.
А когда почувствуете себя недостаточно успешным, загляните в дневник. Так вы сможете напоминать себе, что уже многого достигли. Найдите то, что будет делать вас счастливым Речь про увлечение — дело, которым вы будете гореть от любви, а не от тревоги.
Они с трудом справляются с заданиями, где необходимо проявить свое воображение и творческое начало. Общение с другими детьми им тоже дается с трудом. Синдром отличника у взрослых может создавать проблемы в трудовой деятельности, в быту и семейной жизни. Характерные признаки: подход к их решению с максимальными усилиями; ожидание одобрения, высокой оценки; пренебрежение своими предпочтениями и желаниями. Если не работать с психологами, то синдром с годами прогрессирует. Его осложнениями становятся заболевания психики и психосоматика: неврозы, депрессии, астма, гипертония. Демо-уроки по программе «Коучинг» Получить доступ Синдром отличника или отличницы у мальчиков и девочек Девочки с синдромом отличницы сталкиваются чаще. Это связано с их большей аккуратностью, скрупулезностью, послушанием, внимательностью и чуткостью к наставлениям родителей.
Они эмоциональнее реагируют на критику и похвалу. Иногда желание победить так велико, что средства при этом не выбирают. В ход идут ложь, шантаж, манипуляции. Синдром отличницы у взрослой женщины мешает ей в карьере и личной жизни. В семье он может вылиться в изматывающую борьбу за чистоту дома. Причина в том, что свою значимость она измеряет похвалой мужа, и убеждена, что его любовь будет зависеть от ее усердия и степени блеска пола.
Если проблему не убрать, в будущем она может перерасти в позицию «Либо идеально, либо никак». Как помочь ребёнку избавиться от синдрома отличника Учиться на отлично, везде успевать, быть примером для подражания — это нормальные стремления и желания не только родителей, но и детей. Однако, когда чужое мнение становится самым главным критерием оценивания — пора бить тревогу. Мы подготовили несколько советов о том, как родители могут помочь ребёнку справиться с синдромом отличника: Трезво оценивайте возможности ребёнка — не требуйте от него сверх сил.
Определитесь, кому нужны пятёрки — вам или ребёнку. Оценка субъективна и не всегда является показателем реальных знаний. Не перехваливайте и не занижайте заслуги школьника. Похвала и конструктивная критика должны быть в меру. Не связывайте успеваемость в школе с личностью ребёнка. На оценку может влиять всё, что угодно — усталость школьника, плохое настроение учителя. Хвалите знания, а не оценки. Вместо того, чтобы интересоваться, какие оценки ребёнок сегодня принёс — спросите, что нового он узнал, какие открытия сделал. Любая ошибка — опыт. Неудачи не должны стать чем-то негативным.
Наоборот, именно благодаря ошибкам мы получаем новый опыт и знания.
Что такое синдром отличника и его признаки
- Дети ведут себя как дети
- Из-за чего возникает синдром отличника
- Портрет ребёнка с синдромом отличника
- Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
- Проблемы, к которым может привести синдром отличника
- Синдром отличника: почему возникает и как помочь ребенку
Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться
Синдром отличника практически всегда приводит к проблемам с самооценкой — с детства у ребенка вырабатывается неуверенность в себе и нездоровый перфекционизм, который мешает в принципе что-то начинать. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред. Статья расскажет о таком явлении, как синдром отличника (отличницы) у детей и взрослых. О причинах возникновения, плюсах и минусах, а также о том, как бороться с постоянным стремлением к «пятёркам». Например, у того, кто стремится всё и всегда довести до совершенства, может развиться синдром отличника. В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы.
Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться. На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям.
И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников особенно младшеклассников важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos.
Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно. Оковы иллюзий Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом.
Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток.
А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно. А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет.
А ведь юности свойственна гибкость ума, которая помогает найти не один вариант нестандартных решений жизненных ситуаций. Ребенок как будто запрограммирован: он должен хорошо учиться, каждое дело выполнять на отлично, не тратить время на всякую ерунду. Да, упорство и стремление к цели необходимо воспитывать у детей, но не однобоко. Ребенок должен и наиграться с друзьями на которых нужно время в разные игры «дочки-матери», «казаки-разбойники» и «побить баклуши», «повалять дурака». Слабеньким и эмоциональным детям полезно в начальной школе делать выходной среди недели например, в среду , предупредив учителя. Иначе у детей, которые утром идут в школу, после школы — в разные кружки и секции, от и до делают все домашние задания, накапливается нервное напряжение.
Родителям надо самим учиться и учить детей отделять главное от второстепенного. Например, если предстоит контрольная по математике, основной упор сделать на подготовку по этому предмету, а остальные задания делать не так тщательно. В противном случае, второстепенными окажутся проблемы окружающих людей. Например, загруженный учебой юный интеллектуал сможет спокойно пройти мимо заболевшей матери, не предложив своей помощи, а в отце его будут интересовать только карьера и зарплата. Такой ребенок эмоционально недоразвит, не чувствует и не понимает людей и не интересуется ими. Ведь если цель мамы — интеллектуальное развитие ребенка, то возможны, такие ситуации, когда он, не справившись с заданиями, выслушивает от нее нелестные сравнения с другими ребятами. В дальнейшем он не сможет нормально социализироваться, работать с людьми или руководить ими.
Что было интересно для него, а что скучно? Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие. Не сравнивайте его с одноклассниками и не ругайте за ошибки. Отмечайте сильные стороны ребенка, его интересы в учебе и предпочтения. Делайте упор на них. Если синдром отличника — у взрослого Чтобы справиться с этим синдромом, важно найти корень проблемы, понять, что послужило причиной такого поведения. Например, это может быть желание «купить» любовь и признание окружающих в обмен на идеально выполненную работу. Научитесь быть самому себе принимающим, любящим и заботливым родителем. Научитесь управлять болезненными реакциями на ошибки, неудачи, критику и чужие оценки. Старайтесь вырастить опору в самом себе, не бойтесь рисковать и пробовать делать что-либо новое и непривычное. На самом деле, синдром отличника — не такое уж и плохое качество.
Как формируется синдром отличника в семье Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов. Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах. Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально.
«Синдром отличника», или Почему «одни пятерки» — это не всегда хорошо
Согласно последним данным, дети, имеющие синдром отличника, подвержены страху совершить ошибку. В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника? Со стороны кажется, что ребенок с синдромом отличника — это просто сплошные плюсы: исполнительный, ответственный, всегда с хорошими оценками, не подведет, слушается родителей, принимает авторитет без скандалов. Дети с синдромом отличника считают, что все зависит только от них, поэтому они не могут не выполнить обещание, даже если это может причинить им вред.
Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»
Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. Нередко синдром отличника у ребенка проходит незамеченным до тех пор, пока не начнут проявляться серьезные проблемы с нервами или социализацией. В статье вы узнаете, как не перепутать синдром отличника с другими расстройствами и чем помочь ребёнку, когда он чересчур увлёкся перфекционизмом.
Что такое синдром отличника
Однако, как показывает практика, последствия всегда хорошей учебы и стремление не совершать ошибок имеют много побочных эффектов. Прежде всего, они плохо отражаются на детской психике и судьбе ребёнка. Синдром отличника — один из «побочных эффектов» отличной учебы.
Такое лечение должно быть постоянным. Категорически запрещается: Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад. Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
Бояться совершения ошибки. Ошибка — это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе. Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка — это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними.
Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше. Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок — не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности.
Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться. Синдром отличника у ребенка может появиться из-за: низкой самооценки или комплекса неполноценности. Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой; природной потребности в признании и одобрении. Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать; желания заслужить любовь родителей; страха быть наказанными. Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей. Синдром отличника у ребенка Как бороться с синдромом отличника Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей — это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью. Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
Но истина такова, что превращать своего ребенка в отличника сегодня — это не только не модно, но и сомнительно для его будущего", — говорит детский психолог. Как выявить синдром отличника у своего ребенка? Помимо хорошей учебы, которая вряд ли заставит задуматься родителей ведь что же в этом плохого? Он плохо реагирует на критику и хочет постоянного одобрения. Если ребенок начинает серьезно переживать по поводу того, что оценка оказалась не такой высокой, как он ожидал, — это первый сигнал. Если у вашего ребенка начинает формироваться синдром отличника, снизьте планку важности оценки. Покажите ему, что оценки — это не главное", — говорит Галина Швец. Оценка — не показатель знаний Как же не задавить ребенка своими амбициями и не реализовывать свои несбывшиеся ожидания за его счет? Достаточно понять, что оценкам не стоит предавать чрезмерную ценность: это не критерий, определяющий успех вашего ребенка.
Дети с синдромом отличника: чего бояться родителям
Но зато бдительно следят за дисциплиной и отчитывают за малейшее нарушение правил. Отличников это демотивирует и выбивает из колеи. Они считают, что результат экзамена определяет всю их жизнь И это неудивительно, ведь с момента перехода в среднюю школу педагоги часто пугают учеников неудачами на ЕГЭ. Им говорят, что от результата экзамена зависит буквально все: в какой вуз они поступят, на какую работу устроятся и какую жизнь проживут. Отличники, которые и так считают оценку ниже пятерки трагедией, еще больше боятся ошибиться и, конечно, допускают их.
Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Они боятся не оправдать ожидания Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют.
Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи.
По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Depositphotos Как поддержать отличника Конечно, мы не сможем переделать ребенка за один день или изменить его отношение к себе. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями.
Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн.
Характерны постоянное чувство усталости, вины, неудовлетворенности собой и своей жизнью. Критика и совершенные ошибки могут спровоцировать развитие депрессии. Отсутствие возможности получить удовольствие от процесса, потому что слишком высока зацикленность на результате. Серьезное эмоциональное, профессиональное истощение и выгорание.
Наиболее тяжелым последствием постоянной тревоги за результаты своей деятельности являются так называемые панические атаки, сопровождающиеся сильным страхом и вегетативным симптомокомплексом, включающим приступы учащенного сердцебиения, колебания артериального давления, нарушения дыхания, дереализацию и деперсонализацию, мышечную слабость, озноб. Возможно развитие психосоматических заболеваний гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, синдром раздраженного кишечника, и др. Невозможность получать удовольствие от человеческих взаимоотношений, общения с семьей, отдыха, так как нет готовности уделять время личной жизни. Таким образом, налицо отрицательное влияние «синдрома отличника» на качество жизни. Может быть, лучше пустить свою жизнь на самотек? Конечно, это не повод безответственно относиться к своей деятельности.
Ищем тесты, гуглим игры, выказываем безусловную любовь, записываемся в театральный кружок, заводим копилку достижений, пишем дневники успеха. Поднимаем, как можем. Что еще: Устраиваем ребенку прогул — школы, кружка, садика. Прям сбегаем в рабочий день — хрумкать мороженое в парке. Пусть узнает, как это здорово и весело — иногда нарушать правила. Ставим эксперимент: сознательно допускаем ошибку, «забываем» сделать домашнее задание. Пусть посмотрит, что это не смертельно. Учим ребенка таймингу, делегированию и планированию. Могу посоветовать для этого очень простое и сложное одновременно упражнение — делать одно дело в один момент времени. Есть — и не читать учебник.
Чистить зубы — и не мыть раковину. Пусть попробует быть здесь и сейчас, а не везде и одновременно. Учим ребенка распределять свои ресурсы на все сферы жизни, а не только на учебу, например. Для этого рисуем круг и делим его на сектора: учеба, дружба, спорт, хобби и прочее. Так вот, время и силы нужно распределять равномерно. Пусть вообще подумает, что там у него кроме уроков есть в расписании.
Откуда появляется синдром отличника? Причины появления у человека синдрома отличника. Нередко причиной такого образа мышления являются попытки родителей компенсировать собственные неудачи за счёт детей. В таких случаях родственники не считаются с интересами ребёнка, а через него пытаются реализовать свои амбиции. Успехи школьников в разных сферах деятельности помогают родителям поднять собственный социальный статус. Отсюда же вытекает и следующая причина — завышенные ожидания. Когда семья требует материального подтверждения достижений своего чада: высокие оценки, медали, грамоты и подобное. Иногда поведением "отличника" ребёнок стремится привлечь внимание отца или матери. Похвала воспринимается как проявление любви. А успех в том или ином деле — условием внимания и получения желаемого от родителей. Заниженная самооценка тоже является причиной синдрома отличника. Из-за неё ребёнок компенсирует уже не родительскую любовь, а собственную неуверенность. Официальное общественное признание заслуг школьника повышает его самооценку, но только на время. Как же побороть синдром отличника, мешающий нормальной жизни? Вот несколько советов. Поработайте над самооценкой Да, бывает очень сложно принять себя со всеми недостатками. Но вы имеете на них полное право, как и на неудачи. Нет тех, кто никогда не ошибается. Разве от этого происходят катастрофы? Многие зависят от мнения окружающих людей, но не надо ставить его на первое место. Не другие определяют вашу жизнь, а вы сами. Расставьте приоритеты правильно Какими способами можно преодолеть синдром отличника? То, что не приносит удовольствия, возможно, вам и не нужно.
Синдром отличницы – что это
- Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить
- Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
- Супер Логопед | Синдром отличника – как помочь ребенку от него избавиться
- Синдром отличника - что делать
- Синдром отличника - что делать
Как избавиться от синдрома отличницы — советы и рекомендации
Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей. Рассказываем, как родителям обнаружить синдром отличника у своего ребенка, откуда он берется и как от него избавиться. "Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов.
Синдром отличника у ребенка
Психолог о причинах и последствиях синдрома отличника Психолог о причинах и последствиях синдрома отличника Синдром отличника закладывается еще в детстве. На это могут влиять разные факторы: изначально это может быть давление извне, которое постепенно перерастает во внутреннее, которое сопровождается страхом неудачи или осуждения. Нас учат стремиться быть лучшими, заслуживать одобрение и уважение", — говорит клинический психолог, учитель английского языка и автор проекта "STEGMAX" Евгений Стеганцов. Из-за такого давления у ребенка создается мнение, что успехи в учебе — это единственное, что важно в этой жизни. Он гонится за отличными оценками, тратит все время на уроки, на выполнение домашнего задания и игнорирует отдых, встречи с друзьями и другие развлекательные мероприятия.
Со временем такой образ жизни, постоянное давление со стороны родителей и учителей приводит к самокритике. Человек начинает чувствовать вину за все, что, по его мнению, не вписывается в сформировавшийся образ "успешной учебы". Он начинает критично к себе относиться, наказывать себя за недостаточно высокий балл и больше времени проводить за учебой, что только усугубляет положение. Ребенок так не учится, а лишь издевается над своей нервной системой, постоянно пребывая в стрессе.
Многие думают, что заслуживают любви и уважения, только когда они безупречны. Конечно, внутри многих таится страх перед неудачей, и он зачастую становится мощным мотиватором. Мы начинаем опасаться сделать ошибку, потому что это делает нас уязвимыми. Ошибки могут привести к насмешкам и критике от других.
Но еще хуже, когда мы критикуем сами себя. Евгений Стеганцов Многие отличники действительно считают, что неудача станет катастрофой в их жизни. Для них получить низкий балл равносильно трагедии. Они уверены, что если получат плохую оценку, непременно разочаруют окружающих.
Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого». Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам.
От отличника ждут чего-то нового. Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1. Человеческие возможности имеют ограничения.
Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2. Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений.
Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих. Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов. Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.
Отличник в жизни Комплекс отличника взрослого сказывается на всех сферах жизни, вызывая целый ряд проблем: В личной жизни.
Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку.
Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями.
Один ученик легко справляется, а другой с большими затруднениями учится перебирать клавиши на пианино или забивать мяч в баскетбольную сетку. Если второй ребенок будет измерять свои достижения только дипломами, кубками и преподавательскими похвалами, то он не сможет видеть пробелы, над которыми нужно работать. Ребенок просто не понимает, что его 2-е или 3-е место стоит гораздо больше, чем 1-е место другого участника, поскольку он приложил больше стараний и усилий. Диагностика синдрома отличника Сам по себе ученический перфекционизм не вызывает у родителей беспокойства. Тревожиться они начинают после того, как у ребенка на фоне синдрома разовьются неврологические и психологические расстройства. Постановкой диагноза занимается психолог, потому что перфекционизм необходимо отличить от схожего по проявлениям желания самореализоваться. Поскольку синдром отличника не является официальным диагнозом в психологии, проверенных диагностических стандартов не существует. Диагностика строится на том, что патологический перфекционист концентрируется на внешних отражениях своей работы, на разных формах признания и похвалы, на получении преимущества и высокой оценки, а здоровый человек, стремящийся реализоваться, делает упор на качество своей деятельности, адекватно оценивает возможности. Для установления диагноза применяются такие методы исследования: Сбор анамнеза психологом. Доктор беседует с пациентом, выясняет, как часто отмечаются симптомы, насколько интенсивны патологические проявления.
Пациент описывает свое психоэмоциональное состояние в разных жизненных ситуациях, связанных с удачами и неудачами.
Я понимала, что только так заслужу ее любовь. Отличницей была и в школе, и в университете, все старалась довести до совершенства. У меня появилось ощущение, будто за мной постоянно кто-то наблюдает — вроде внутреннего надзирателя. Впрочем, даже это не помогало сбросить постоянное напряжение».
Как победить «синдром отличника» Лучше не побеждать, а предупредить его. Это задача родителей. Нужно соблюдать всего два простых правила. Любить своего ребенка и давать ему это чувствовать. Лучшее лекарство от синдрома отличника — это безусловная любовь и ласка родителей.
Для детей крайне важно знать, что мама и папа дорожат ими такими, какие они есть.