395 слов из 5 букв, которые совпадают с маской ***А*.
Результаты значения Поиск: Шалаш поиндейски
- Решения для Шалаш якутов, обтянутый берестой
- Жилище древних якутов - балаган (юрта), фото и описание
- Подобранные слова
- Report Page
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 20656
В чем живут якуты. Как живут якуты: традиционное жилище и образ жизни | Ураса (якут. ураһа) является типом старинного летнего жилища якутов, представляющий собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. |
Ответы на сканворд 20656 "Одноклассники" | Ниже представлены все слова с определением «берестяной шалаш якутов 5 букв», которые найдены в нашей базе. |
Праздник солнца Ысыах
- Подобранные слова
- Report Page
- Берестяной шалаш якутов
- Традиции и кухня
Жилище якутов 5 букв
У бир или убир – так называется берестяной шалаш якутского народа. ураса — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Старинное летнее жилище якутов, представляющее собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой.
Макет жилища якутов — балаган
Сканворд. Легкий дом якута - 5 букв, какой ответ? | Урасá — летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. |
Легкая постройка - 10 слов длинной от 5 до 8 букв | • Шалаш якутов, обтянутый берестой. • Юрта — у казахов, а что у якутов. |
в прошлом — легкий тип жилища у саха 5 букв Сканворд.Гуру | Домашнее задание: нарисовать одно из традиционных построек якутов. |
Ответы на кроссворд дня № 15556 из "Одноклассников" | Шалаш у якутов 5 букв. Орочский конический чум с жердевым каркасом, покрытый еловой корой или берестой 4 буквы. |
Летний шалаш якута
берестяной шалаш якута — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 5 (пяти) букв. Старинное летнее жилище якутов, представляющее собой конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. В ответе на кроссворд 5 букв. Ножны для Якута из бересты. Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Берестяной шалаш якутов, 5 букв, первая буква У. Найдено альтернативных вопросов для кроссворда — 11 вариантов. Одежда якутов изготовлялась из кожи и меха, с конца XIX в. из покупных тканей.
Алтай туристский
2. Основа глазури (загаданное слово из 5 букв). ураса — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой. Подробная информация о фильме Шалаш на сайте Кинопоиск.
Кроссворд Эксперт
Шалаш якутов - пять букв сканворд | 3. Введите буквы, если они известны. |
Старинное летнее жилище у якутов | Одаг шалаш шорцев. Шалаш молодоженов Томская писаница. Шалаш якутов обтянутый берестой 5 букв. Чум яранга юрта. Чум Ханты и манси. |
Ысыах – праздник солнца в Якутии
Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа». Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда. Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу.
Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал. Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль.
От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы]. Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск. Он был очень богат и обладал огромной силой.
В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить. Долго за сыном ухаживала мать и в конце решила напоить его кровью.
Считается, что ураса это самая древняя форма якутских жилищ. Устройство урасы несложно: длинные, наклонно поставленные жерди опираются на круглый остов — обруч. В землю по кругу диаметр около 5 м вкапывалось 10—12 столбов высотой около 2 м. По верхним концам столбов накладывался деревянный многометровый обруч, к которому на расстоянии около 0,25 м друг к другу прислонялись высокие шесты длиной до 8 м. Прикрывалась ураса кусками берёсты. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч богато украшались резным орнаментом.
Изнутри их окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами.
Река течет прямо сквозь дебри тайги: места очень умиротворяющие и живописные. Летом здесь можно искупаться и просто выдохнуть, а зимой в эти края едут на фотосессии — так красиво всё замерзает.
Водопад Кулуруур Ленские столбы и петроглифы Многокилометровую высокую стену из кембрийского известняка, тянущуюся вдоль берега Лены, ветер и время превратили в своеобразный частокол из скал. В некоторых местах высота столбов превосходит 200 метров над уровнем реки. Национальный парк «Ленские столбы» находится примерно в 200 км к юго-западу от Якутска. По европейским меркам расстояние приличное, а для бескрайней Якутии — рукой подать.
На территории национального парка есть ещё одна достопримечательность — Шишкинские писаницы — наскальные рисунки. Петроглифов, изображающих животных и мифических существ, а также сцены путешествий, охоты и в военных походов больше трех тысяч. А здешний «Всадник» даже перекочевал на герб республики Саха. Чем больше колец, тем почётнее гость, пьющий из чорона.
Не более 3000 баллов за одно бронирование. Баллы не являются денежными средствами.
Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних.
Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту. Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости.
Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур. Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места.
Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью. Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло.
Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди.
Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек. Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур. На один рэтэм уходит от 40 до 50 оленьих шкур.
С летними покрышками возможны варианты. Раньше на летнюю покрышку шли старые рэтэмы, шитые перешитые, с облезлой шерстью. Чукотское лето хотя и суровое, но многое прощает. В том числе и несовершенную покрышку для яранги. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб. В советское время нижнюю часть покрышки, наиболее подверженную влаге начали заменять полосами брезента. Потом появились и другие материалы, поэтому сегодняшние летние яранги больше напоминают пёстрое бабушкино одеяло.
Подобранные слова
- Cловарь кроссвордов
- Содержание
- Жилища народов Севера
- Берестяной чум якута 5 букв - фото сборник
- Примитивные типы жилищ
- Дух охоты - Байанай
Берестяной шалаш якутов
Макет жилища якутов — балаган, автор -., коллекция - Сеймчанский краеведческий музей, Выставка - История, культура и быт народов Севера. Шалаш обтянутый берестой 5 букв. Конический шалаш покрытый шкурами. Шалаш якута 5 букв сканворд. Яранга жилище народов севера. Ураса́ (якут. ураһа) — тип старинного летнего жилища якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берёстой.
Шалаш обтянутый берестой 5 букв
Шалаш в виде навеса с односкатной крышей. Для создания шалаша с односкатной крышей вырезаются 2 кола, длина которых составляет 1,5 метра, а диаметр - не менее 5 сантиметров. Колы вбиваются на расстоянии нескольких метров друг от друга. Крайне желательно, чтобы в верхней части колов были разветвления. Это поможет как можно лучше закрепить верхнюю перекладину. Далее ставят вертикально ещё несколько жердей более маленького размера, на которые впоследствии крепятся продольные и поперечные горизонтальные жерди. После окончания постройки каркаса, крышу навеса можно накрыть любым имеющимся материалом. Также можно построить и двускатный шалаш. Он делается по такому же принципу. Постройка круглого зимнего шалаша. Для зимнего шалаша понадобится несколько десятков палок, толщина которых будет не менее 7 сантиметров, а длина - от 4 метров.
Из них строится остов шалаша. При постройке остова нужно помнить, что расстояние между теми концами палок, которые будут стоять на земле, должно быть не менее 50 сантиметров. После того, как остов установлен, можно вплести между частями каркаса обрешетку, сделанную из коротких сучьев.
Заметив это, он рассудил, что она будет плодовитой. Запомнил, и когда Омогой и его жена повторили своё предложение, он сказал им: «Я беру в жёны Эбэлэй Чымаа». Тогда Омогой с женой, не одобряя его, в приданое дали коней и рогатый скот некрасивой масти, затем, говоря: «В чьей обширной поляне-усадьбе больше скота соберётся, тем, мол, и будет владеть каждый из нас, пусть, мол, скажет своё слово наша судьба», — отделили от себя Эллэя с женой, прогнав их из своей усадьбы в сторону юга. После этого любимая дочь Омогоя, считая: «Не суждено мне стать человеком, потому что Эллэй выбрал себе в жёны не меня, а некрасивую, нелюбимую сестру», — повесилась. Эллэй в южной стороне на небольшой чистой поляне построил для себя жилище, изготовил орудия труда.
Он поставил себе юрту, воткнул на середине поляны берёзки, сшил берестяную посуду для молочных продуктов, развёл дымокур для спасения скота от гнуса. Жена Эбэлэй Чымаа, сшив из бересты пластины, соорудила самую лучшую урасу. Её она назвала Могол ураса. А сам Эллэй смастерил чорон [2] , деревянную посуду, кожаный мех, мутовку. Настало время щедрого угощения в честь поселения в большую урасу. Здесь на лавку, расположенную против входа в урасу, накинули подстилку, сшитую из конской шкуры, назвав её «белая подстилка с чёрными пятнами». Затем к семье Омогоя Баая отправили гонца передать приглашение. Вместе с первым гонцом приехала жена Омогоя, и, хоть долго противился, по третьему приглашению и Омогой приехал.
Сошлось довольно много людей. Эллэй всех собрал в одном месте, поил-потчевал их кумысом и кушаньями. Затем Эллэй впервые в этом краю, подняв чорон с кумысом вверх, став на одно колено, стал говорить якутское молитвенное восхваление в честь богинь Иэйэхсит и Айыысыт [3] , кропя кумысом Духу-хозяину своего очага, благословлял их и просил счастья. С тех пор и поныне этот самый главный праздник белого изобилия для якутов — Ысыах — отмечают в день летнего солнцестояния. Сыновей звали: Лабынгха Сююрюк стал шаманом, а затем улетел в безвестную даль. От него пошли родоначальники отдельных наслегов кангаласцев. Был сын по имени Дьуон Дьаабы, от него произошёл Ботурусский род, ныне Таттинский. От других сыновей произошли другие улусы [4] , которые назывались их именами Намцы, Борогонцы, Мегинцы].
Он был хорошим кузнецом, шаманом, охотником, лучшим из работников. Сам всем сыновьям назвал, указал самые лучшие земли-угодья, в которые они отправились и обжили их. По книге Г. Ксенофонтова «Эллэйада» 1977 и сборнику «Предания, легенды и мифы саха якутов » 1995 Бэрт Хара и быстроногая Тыасааны Тыгын, потомок Эллэя, был правителем якутского народа и жил в долине Туймада в местности, где теперь расположен город Якутск. Он был очень богат и обладал огромной силой. В это же время на севере, за рекой Леной, в местности Кыыс Ханга жила бедная старушка Эбирикян. Была она неимоверной силы, легко могла поднимать туши больших животных и разделывать их. Единственный сын её Майа-гатта до девяти лет не мог ходить.
В разных ее уголках живут совершенно не похожие друг на друга люди. У всех у них разные условия жизни, привычки, желания, но их объединяет один фактор, у всех возникает потребность в жилье. Даже дома и те, у всех разные. Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера. Чум — жилище северных оленеводов. Согласно легендам северных народов, чум играет важную роль в жизни человека, так как их появление является одновременным.
Еще с древнейших времен охотники Сибири создавали себе укрытие в виде легких конических шалашей. Все путешественники и исследователи отмечают, что чум является жилищем, хорошо приспособленным к условиям кочевой жизни в тундре. Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством. К ним относятся коми, ненцы, ханты, энцы. Чум — это переносная, разборная постройка, которая представляет собой конусовидную платку из жердей, крытую сшитыми из оленьих шкур или бересты полотнищами. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах, осадки в виде дождя и снега скатывается с крутых боков. Остов чума состоит из 25-40 шестов, в зависимости от площади жилища, которая, в свою очередь, зависит от размера семьи и времени года так, летние чумы чаще всего меньше по размерам зимних.
Шесты заготавливаются обычно в зимний период, когда оленеводы подходят к лесам. Их делают из стволов ели длиной около 5 метров, с круглым сечением. Два основных шеста — прямоугольного сечения. В верхней части каждого из них делается по сквозному отверстию — для веревочной петли, скрепляющей другие, продеваемые через нее, жерди. Зимние покрышки шьются из шкур взрослого оленя: две нижние мехом внутрь и две наружные мехом наружу. В верхних углах каждой покрышки имеются специальные «кармашки», в которые вставляют шесты и поднимают их, закрепляя на остове чума. На изготовления мехового покрытия чума требуется около 60 шкур оленей, что в пересчете на количество оленей заставляет относиться людей к жилищу как к весьма ценному материальному объекту.
Вследствие этого покрышки никогда не меняют целиком, а только заменяют протершиеся местами шкуры по необходимости. Шкура оленя обладает тепло — сберегающим свойством, благодаря которому в чуме сохраняется тепло. Традиционное летнее покрытие чума изготавливалось из полос вываренной бересты. На чум уходило четыре — пять сшитых полотнищ: два покрывали, как правило, верхнюю часть чума, два-три - нижнюю. Бересту вываривали в кипятке до эластичного состояния и, складывая ее в несколько слоев для прочности, сшивали сухожильными нитками в полотнища. Вываренная береста обладает значительной эластичностью и прочностью, не пересыхает в течение долгого времени. Наряду с берестяными покрышками в летний период шили покрышки из брезента или сукна на них требуются не менее 80 м , использовались также старые чаще всего внутренние зимние покрышки из оленьих шкур.
Традиционно установка чума предполагает строго определенный порядок. В прошлом, все шесты, в соответствии с их обозначением, устанавливались на раз и навсегда отводимые им по периметру окружности места. Площадка для устройства жилища определяется заранее, либо используется старая, ставшая привычной; ее, как правило, расчищают, в зимние месяцы — утрамбовывают снег. Вход в чум ориентирован, чаще всего, по направлению кочевания; при сильном ветре дверное отверстие переносят в противоположную, заднюю сторону жилища. Установкой чума в основном занимаются женщины, однако при необходимости им оказывают также помощь мужчины. В целом процедура установки чума занимает около часа, то есть быстрое построение этого жилища является особым преимуществом для кочующих народов. Человек не навредит без надобности природе, возьмёт ровно столько, сколько понадобится для того, чтобы прокормить, обогреть свою семью.
Первоначально на место, где намечается середина чума, выкладывается железный лист, используемый для обустройства очага,- разведения костра или установки железной печки, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы, а также не дает осадкам проникать внутрь: они испаряются от большой температуры. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Вопреки расхожему мнению, чукчи не живут в чумах, а строят яранги. Яранга — национальное жилище народов Чукотки Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах.
Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые. Берёзы на Чукотке, как ни странным это может показаться некоторым, растут. В континентальной части по берегам рек.
Ограниченный ареал их распространения явился причиной появления такого понятия как "дефицит". Жерди берегли, их передавали и до сих пор передают по наследству. Некоторым яранговым жердям в чукотской тундре больше ста лет. Зимние покрышки шьются из шкур.
В любом в мужском дохристианском якутском погребении среди сопроводительных предметов археологи всегда фиксируют наличие батыйа, что указывает на бытовое назначение. Ее брали на охоту, часто использовали как топор и даже как косу. В заключении еще раз отметим разницы между якутскими пальмами. Якутская пальма батас — вид вооружения в прошлом , а с XIX в. Якутская пальма батыйа — это повседневное походно-бытовое орудие труда, выполняло функции копья, ножа, топора, со средней длины рукоятью и с ножевидной формой клинка. Прибылых, Якутского музея им.