Праздники Башкортостана — официально установленные в Башкортостане нерабочие праздничные дни, национальные праздники и памятные даты. башкирские народные праздники. Праздничные и бытовые обряды. У башкир существует четкое разграничение праздников и повседневности. День национального костюма народов Республики Башкортостан отмечают дважды в год — в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Национальный праздник башкир Сабантуй. Праздники Башкиров Сабантуй.
На портале «Объясняем.Башкортостан» рассказали о праздниках, посвященных национальному костюму.
- Численность
- На портале «Объясняем.Башкортостан» рассказали о праздниках, посвященных национальному костюму.
- В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
- В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
- Национальный башкирские праздники: история, описание и традиции
В Башкортостане отметят День национального костюма народов республики
Башкирские народные праздники. Праздник по-башкирски называется байрам. Национальный праздник башкир Каргатуй. Башкирские народные праздники. В Башкортостане стало доброй традицией отмечать День национального костюма всех народов, проживающих на территории региона. Праздник проходит согласно Указу Главы республики Радия Хабирова два раза в год: в третью пятницу апреля и вторую пятницу сентября. Традиционно башкиры украшают в этот день деревья лентами, серебром, бусами, платками.
Библиотека
- Сегодня в Башкортостане отмечается яркий праздник - День национального костюма
- Оценка качества услуг
- Тяга к еде – первые 2-3 дня
- Содержание
В Кумертау прошел XIII Курултай башкир по выборам делегатов VI Всемирного курултая башкир
К вечеру вся эта суматоха стихает и на следующий день начинаются обычные занятия. Кочевые башкиры с этого времени начинают перебираться на кочевку». Несмотря на факт фиксации праздника «сабантуй» у башкир уже в 17-18 вв. Современные формы праздника возникли на основе более древней традиции народных собраний буквально с башк. Исследователями фиксировались схожие праздники у башкир и родственных им тюркоязычных народов с развитой кочевой культурой, которые проводились в день откочевки на летние пастбища. Есть все основания полагать, что башкирский сабантуй сформировался на основе древних представлений и верований башкир, а не был привнесен из других культур и не появился с массовым земледелием. Последние исследования ученых четко доказали, что древние башкиры и существовавшие до них народы и культуры саки и скифы занимались земледелием, что выразилось в наличии культа плуга, поклонении ему.
Виды и формы состязаний также не случайны, а служат сакральным целям; обязательное наличие высокого шеста в центре площадки для сабантуя, например, символизирует мировое дерево, древний архетип народного сознания. Борьба на кушаках куреш символизирует борьбу двух начал, светлого и темного, добра и зла, зимы и весны. Например, еще в XX веке у якутов борьба открывалась схваткой специально одетых людей, и победить должен был именно представитель светлых сил. У башкир до принятия ислама было так же. Большинство праздников у башкир приходится на весенне-летнее время. В прошлом самым большим праздником у башкир был Йыйын перевод с баш.
От православных устоев у башкиров сложилась традиция моногамной семьи, но при этом двоеженство полностью не отрицалось. В прошлом полигамность была характерна для баев и представителей духовенства. Могли жениться второй раз и богатые мужчины, но только в том случае, если первая жена была больна или не могла иметь детей.
Вдовцам новую супругу подыскивал отец покойной при условии, что за нее ранее был полностью выплачен калым. Если вдовой оставалась женщина, то она могла выйти замуж за родственника почившего супруга. По традиции, у башкиров Урала действует патриархат.
Главным в семье считается отец. Его слово определяет не только финансово-имущественные расходы, но и судьбу детей. Права женщин в башкирских семьях меняются в зависимости от возраста.
Мать всегда в почете, она отвечает за все домашние дела и имеет право голоса по отношению к будущему детей наравне с отцом. Если в одном доме живут несколько поколений, то тяготы домашнего хозяйства всегда ложатся на плечи невестки: она убирает, стирает, готовит на всю большую семью, а также ухаживает за скотом. Башкиры очень ценят свои традиции, и именно поэтому процент разводов, по сравнению с другими регионами, у них на низком уровне.
Ранее чтобы разорвать отношения с супругом, женщина должна была доказать, что с ней плохо обращаются. Это был крайний шаг, так как после развода повторное замужество было под запретом. Свадьба По традиции, башкирская свадьба — это обряд, который остается неизменным на протяжении многих веков и подчиняется законам шариата.
Даже сегодня невесту жениху присматривают родители, но в отличие от суровых реалий прошлого, в приоритете остается симпатия молодых друг к другу. Сватал девушку отец парня. Он должен был получить согласие не только родителей невесты, но и ее самой, в противном случае о свадьбе не договаривались.
Обряд сватовства у башкир завершался отпитием родителями из одной емкости кумыса и меда. После этого расторгнуть помолвку было нельзя. По народной традиции, у башкир действует правило выплаты калыма за молодую.
Его размер определяется финансовым положением обеих семей и оговаривается сразу после сватовства. Обычно калым составлял: лошадь для отца; лошадь для приготовления свадебного угощения; платья для снох; водка для братьев невесты. В наши дни из всего перечня сохранилась традиция отдавать за невесту спиртное, несколько ящиков водки.
Это получают родственники девушки, а вот ей самой от жениха полагается махр. По национальной традиции, у башкиров это золотые и серебряные украшения кольца, серьги , которые с момента получения подарка считаются исключительно собственностью девушки, а не частью семейного капитала.
Айлинские башкиры. Башкиры коренной народ Республики Башкортостан. Всемирный Курултай башкир.
Всемирный Курултай башкир эмблема. Третий Всемирный Курултай башкир. Мухаметьянов Курултай. Национальный праздник народов Башкирии Сабантуй. Праздник Сабантуй в Башкортостане.
Шихан Торатау Башкирия. Торатау Уфа гора. Шихан Торатау озеро. Башкирия Шиханы туризм. Река Юрюзань Салаватский район.
Малояз река Юрюзань. Река ай Салаватский район. Салаватский район Республики Башкортостан. Стерлитамакский лесхоз официальный сайт. Стерлитамакское лесничество официальный сайт.
Сообщение о Республике Башкортостан. Республика Башкортостан презентация. Презентация на тему Республика Башкортостан. Доклад о Республике Башкортостан. Бурзянский район река Агидель.
Река Агидель Уфа. Бурзянский район Республики Башкортостан природа. Республика Башкортостан река белая. Южный Урал гора Ямантау. Гора малый Ямантау Башкортостан.
Гора большой Ямантау Башкирия. Гора Иремель в Башкирии. Молодежь Башкортостана. Башкиры молодежь. Йыйын молодежи.
Молодежная группа Башкортостан. Традиция Башкиров Национальная Башкиров. Национальные праздники башкирского народа Йыйын. Уральские горы гора Ямантау. Гора Ямантау Башкортостан.
Урал гора Ямантау. Ямантау Южный Урал. Конные походы конные Башкирия. Конный туризм Башкирия. Конный тур Белорецкий район Арский.
Башкирия конный маршрут Арский камень. Башкирский национальный инструмент курай. Курай национальный инструмент Башкиров. Курай национальный музыкальный инструмент башкир. Башкирский народный инструмент курай.
Тенгри турбаза Белорецкий район. Конная прогулка Белорецкий район Кага. Конные походы в Башкирии. Урал Башкирия походы. Зианчуринский район Республики Башкортостан природа.
Национальный парк Башкирия Нугуш. Природа Башкирии курай. Природа Зианчуринского района Башкортостана. Мишкинский район Республики Башкортостан. Население Мишкинского района Республики Башкортостан.
С культурой и традициями проживающих в Бардымском районе башкир и татар познакомились и представители делегации из нашей республики. Открылось мероприятие с возложения цветов бюсту башкирскому старшине Гайнинской волости Туктамышу Ишбулатову. Далее гостей праздника ждала насыщенная программа, состоявшая из обрядов, ярмарки мастеров, выставки, игр для детей и взрослых. Ключевым элементом «Барда-Йыйына» стали конные скачки и национальная борьба куреш.
Традиции и культура Башкир
Таким образом в 2024 году нерабочими праздничными днями будут 10 апреля, когда отмечается Ураза-байрам, а также 16 июня – праздник Курбан-байрам. Напомним, что в этом году Курбан-байрам будет праздноваться в среду, 28 июня. Зимний праздник народа башкиры. Народные зимние праздники башкир. Башкиры очень любят свою национальную кухню и поэтому даже в такие светские, гражданские праздники ставят на стол свои излюбленные народные блюда: казы (колбаса), губадия, баурсак, бэлиш с мясом. Илимбетова - Самарский научный вестник как выглядит.
В Екатеринбурге прошёл фестиваль башкирской культуры
Во время праздников башкиры исполняют народные танцы Запреты в традициях башкир Богатая многовековая башкирская культура сложилась на основе древних верований и ислама, что в наши дни является господствующей религией. День Республики Башкортостан — государственный праздник, который отмечается ежегодно в одну и ту же дату, 11 октября. Национальный праздник в Набережных Челнах состоится 17 июня под девизом "Сабантуй — праздник дружбы и труда".
В Екатеринбурге прошёл фестиваль башкирской культуры
Рецепты национальных блюд передают из поколения в поколение, а потому не теряют свою неповторимость. И самое любимое — это тыква, это у нас считается национальное блюдо. Когда в гости приходили самые уважаемые гости, на стол готовили большой бэлиш с тыквой, с рисом», — рассказала представитель «Курултай башкир» Режевского городского округа Назифа Сабитова. Большой праздник башкирской культуры знакомит екатеринбуржцев с традициями народа. И проводится в рамках празднования 300-летия Екатеринбурга, ведь история башкир непосредственно связана и с историей города на Исети. Башкиры здесь помогали искать руду, строить заводы, естественно, платины.
Национальный парк Башкирия. Природа Башкирии Нугуш.
Медвежья Поляна Башкирия. Национальный парк Нугуш. Игры кочевников Башкортостан. Башкирские спортивные игры. Спорт Башкортостана национальные. Башкирские соревнования. Йыйын Башкирский праздник.
Сабантуй Салаватский район. Малояз Салаватский район. Йыйын Башкиров картина. Священные Рощи Марий Эл. Священные Рощи Марий Эл кусото. Агавайрем Марийский национальный праздник. Религия марийцев Ош-Кугу-юмо.
Мобилизация Уфа. Жители Уфы. Добровольцы на Украину из Башкирии. Сегодня г. Канаш проводы мобилизованные. Урал Республика Башкортостан. Уральские горы в Башкирии.
Башкиры природа Башкортостан. Газета Республика Башкортостан. Газета Башкортостан на башкирском языке. Известия Башкортостана газета. Гора Янгантау в Башкирии. Башкирия Янгантау река. Янгантау гора достопримечательности Башкортостана.
Горящая гора Янгантау в Башкирии. ДТП В Башкирии за 27 декабря 2020. ДТП Аургазинский район. Уфа достопримечательности города. Экскурсия по Уфе. Исторические места Башкортостана. Уфа экскурсии.
Река белая Шульган Таш. Сплав Бурзянский район. Бурзянский район Республики Башкортостан. Природа Республики Башкортостан. Стерлитамакские Шиханы Куштау. Гора Шихан в Башкирии. Гора Куштау Стерлитамак.
Гора в Башкирии Куштау. Ассамблея народов Республики Башкортостан. Ассамблея народов Евразии Башкортостан. Республика Башкортостан башкиры. Айлинские башкиры. Башкиры коренной народ Республики Башкортостан. Всемирный Курултай башкир.
Всемирный Курултай башкир эмблема. Третий Всемирный Курултай башкир. Мухаметьянов Курултай. Национальный праздник народов Башкирии Сабантуй. Праздник Сабантуй в Башкортостане. Шихан Торатау Башкирия. Торатау Уфа гора.
Так вёлся счет победам. Старики в день праздника ходили молиться в мечеть, прося у Бога богатого урожая. На сабантуе не было строгих правил, старики обыкновенно садились пить кумыс, а остальные веселились — каждый по своему возрасту. Первый весенний праздник справлялся ранней весной, за день-два до откочёвки на летние пастбища. Назывался он вороний праздник или воронья каша. Этот праздник посвящался пробуждению природы, наступлению нового года.
В нём участвовали только женщины и дети мальчики до 12 лет.
Рубаха женская из кумача, свободного покроя, расширяющаяся книзу, без швов в плечах, с ластовицами из белого в голубую полоску коленкора. Воротник маленький отложной. Грудной разрез посередине. Рукава длинные, широкие, прямые. Вокруг грудного разреза - широкая закруглённая снизу полоса, сшитая из узкой полоски золотистого позумента и красной и розовой лент. Вокруг всего подола двумя волнистыми линиями нашита шёлковая лента синего цвета.
Российский этнографический музей сер. XIX в. Вверху, у шеи, пришита металлическая цепочка, состоящая из резаных листочков и косичек. Российский этнографический музей первая половина XIX века. Наспинник сшит из двух полос материала шерстяного домотканого сукна Наспинник. Этим многообразие женских головных уборов не ограничивалось. Та, в свою очередь, шилась из холста, узорной домотканины или из покупных тканей.
Ее украшали вышивкой или аппликацией. Способ кроя - распашной, прямоспинный, расширенный к низу. Богато декорирован, в качестве декора использован позумент, металлические бляшки, подвески, бисер, ручная вышивка, сердолик, монеты. Подклад из пестрого ситца. Государственное автономное учреждение культуры "Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей" Женщины не были бы женщинами без украшений. Женские костюмы украшались кораллами, серебряными монетами. В украшениях часто использовались монеты, кораллы, сердолик, бирюза, горный хрусталь, перламутр, раковина каури, иногда рыбьи позвонки, плоды гвоздики.
Изготавливали такую обувь из телячьей, бычьей и лошадиной кожи и сукна. Также в северных районах носили лапти, а на северо-востоке короткую меховую обувь. Национальные башкирские праздники Башкиры — один из тех народов, которые в силу определенных исторических условий сохранили в большей мере,-чем ряд других народов, свою празднично-обрядовую культуру, различные жанры устно-поэтического творчества, музыкально-хореографического фольклора и декоративно-прикладного искусства. Праздник по-башкирски называется байрам. Более древнее, доисламское название праздника — туй. Обряд обозначается термином йола. Многие обрядовые действия, ритуалы башкирских народных праздников совершались для того, чтобы содействовать труду скотовода, обеспечить благополучие в природе, вызвать рост трав, хороший приплод скота.
Кроме того, различные обряды башкирских праздников йыйын, майдан, сабантуй служили средством передачи от старших молодым поколениям нужных, правильных, с точки зрения башкирского общества, духовных, физических и нравственных качеств. Праздники джиин, сабантуй, майзан в главных чертах исполнялись одинаково. Обязательный их ритуал — выявление ловких, сильных, смелых джигитов: батыров, наездников, метких стрелков и т. Особенности жизни способствовали, очевидно, возникновению своеобразных форм праздников-соревнований. Это военизированные состязания в стрельбе из лука в цель, в борьбе, беге, скачках. Из музыкальных инструментов на праздниках часто звучит башкирский курай — башкиская флейта, которой очень гордятся. Башкиры добились того, чтобы курай стал называться исключительно башкирским инструментом.
Джиин йыйын Джиин, как летний праздник, был известен всем этнографическим группам башкир. Празднество джиин было распространено на более значительной территории, чем сабантуй и майзан. Джиины собирались не только межродовые, но и более мелкие, локальные. Например, по случаю приезда гостя. Такой джиин являлся поводом для общения, обмена информацией отдельного родового подразделения или рода. В древности джиины собирались во время поминок влиятельного при жизни члена рода. Так, например, юго-восточный джиин проводился на летней кочевке в начале июня.
А северо-восточный проводился непосредственно после сева. Во всех вариантах праздника неизменными являлись: 1 подготовка к празднику сбор средств, для проведения праздника, украшение площадки ; 2 проведение соревнований, награждение победителей, 3 вечерние молодежные игрища. На джиинах в прошлом решались и брачные вопросы. Не случайно свадьба у юго-восточных башкир называлась туй йыйьмы или баллы йыйын. Праздник майзан был известен в некоторых селениях северо-восточной Башкирии, а также в Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области. Следует отметить, что в северо-восточной Башкирии был известен и праздник джиин, но в селениях, где он праздновался, не проводился праздник майзан. В группу «приглашающих» входили обычно самые лучшие танцоры аула, так как они должны были встречать гостей азартной пляской.
Они же оповещали соседние деревни о дне празднества. Обычно гости приезжали непосредственно в день празднования майзана. Многие шли пешком.
Башкирские народные праздники.
Праздники Башкортостана Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2016 года; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 21 сентября 2016 года; проверки требуют 16 правок.
Этот праздник наполнен патриотизмом и призван напомнить всем гражданам о целостности, суверенитете Республики и собственной причастности к этому дню. Эта дата также имеет историческое значение для граждан Республики, поскольку принятие Основного Закона означает регулирование прав и свобод человека согласно международным нормам, принятие курса в развитии Башкортостана, а также сохранение этнического своеобразия этой земли — ее хозяйственного потенциала, интересов многонационального населения. К самым важным религиозным праздникам мусульман, которые возведены в ранг государственных и являются также выходными, относятся Ураза-байрам и Курбан-байрам. Ураза-байрам — день, которым заканчивается великий мусульманского пост в месяц Рамадан. Его дата вычисляется по лунному календарю ежегодно. В 2023 начало его приходится на 21 апреля. Этот праздник отмечается на протяжении трех дней и для приверженцев ислама означает право разговляться после продолжительного поста. Жители Башкортостана знают, что в этот день принято дарить добрые дела, заботиться о близких и нуждающихся, которым преподносят милостыню, проводить время в молитвах, начиная с утреннего ид-намаза, готовить национальные блюда и общаться с родными. Предшествующее празднику очищение физического и духовного в человеке позволяет верующему понять того, кто нуждается в пище и заботе, поэтому Ураза-байрам можно считать днем благодарности и воздаяния.
Еще один важнейший религиозный праздник, который станет нерабочим для Республики, есть Курбан-байрам, — праздник жертвоприношения у мусульман. Эта величайшая дата в исламе означает окончание паломничества, или хаджа, к священным местам. Его дата, как и Ураза-байрам, назначается согласно лунному календарю, и в 2023 году это станет 28 июня. Ему предшествует День Арафат 27 июня в 2023 г.
В случае если женщина становится вдовой, то для сохранения её честного имени она может выйти за родственника покойного мужа младший брат, племянник или сын брата.
Если же мужчина становится вдовцом, то тогда отец покойной обязан сватать ему её сестру. Данное условие сохраняется если за жену до её смерти мужем был полностью уплачен выкуп калым. Юноши и девушки, достигшие половозрелого возраста, как правило, должны знать свой род вплоть до седьмого колена, чтобы избежать брака с родственниками. Существует ещё одно правило, которого должны придерживаться в каждой семье. Молодожены должны избегать встречи с родителями жены, при этом учитывалось оплачен калым или нет.
Женщины соблюдали и жили как положено по мусульманским традициям. С малых лет девочек учат скромности, терпению и умению контролировать свои эмоции быть доброжелательной и учтивой. Измена мужу считалась очень страшным грехом. Замужнюю молодую женщину можно было определить по платку, так как после свадьбы он совершенно отличается от того, который был ранее. Разговоры с незнакомыми мужчинами строго воспрещены, также нельзя было настойчиво интересоваться делами мужа.
Почитание старших в семье тоже было обязательным правилом. Старейшины разрешали семейные конфликты, а также давали свое благословение молодым на удачный исход дела. Порядок передачи наследования был определенный. После смерти родителей, все их имущество переходило во владение старшей дочери или сына. Традиции, связанные с запретом Существует ряд обязательных правил, которые данному народу следует соблюдать — это обусловлено исторически.
Самые распатроненные и главные из них: зимой категорически запрещается работать на земле, ибо этот период считается временем покоя; любое занятие, в том числе приготовление пищи и подача угощений на стол совершается только правой рукой, так как она является «чистой»; подобное правило касается и при входе в мечеть — только правой ногой, а на выходе можно переступать левой и не разрешается приводить с собой маленьких детей на молитву; женщинам не рекомендуется находиться в мечетях и даже молиться дома, приходить на кладбище тоже строго воспрещается; в еде не должно быть ни грамма спиртного, также запрет накладывается на свинину; важный и испытательный период для каждого башкира — это пост, в течении которого весь световой день запрещено поглощение пищи и питье. Исключение касается людей, находящихся в болезненном состоянии в данный период, и детей. Свадебный обычай На данную тематику у башкир есть следующие пословицы: «Мужчина, пока не женится, добропорядочность не обретет», «У того, кто не женится, дома нет, у того, кто дом не имеет, родины нет» и другие. К свадьбе родители готовят своих детей ещё в раннем возрасте, начиная с 5 лет до достижения подросткового периода. Между будущими сужеными проводится обряд помолвки именуемый как «сыргатуй».
Тканые и вышитые полотенца ценились очень высоко и были самыми дорогими дарами наравне с барашком, которого выделяли богатые члены общины. Сбор подарков мог сопровождать гармонист с гармонью и тогда о переходе «сборщиков» подарков из дома в дом слышно было и на соседних улицах, звучали пожелания богатого урожая и удачного проведения Сабантуя в этом году. Во время обхода собирали сырые куриные яйца, которыми угощали во время Сабантуя участников состязаний. Основную часть праздника составляли состязания на майдане. Главными из состязаний были скачки на лошадях, борьба на полотенцах, бег. В каждой деревне варьировались соревнования, в некоторых из соревнований могли принимать участие и женщины, и дети: это бег в мешках, разбивание кувшина палкой вслепую, бой мешками лазание на столб, перетягивание каната, бег с коромыслом с полными ведрами воды.
Трудным соревнованием, требующим большой ловкости и силы, было влезание на гладкое бревно, установленное вертикально. Наградой за удачный исход состязания часто были новые кожаные, украшенные кусочками цветной кожи, мягкие сапожки-ичиги, прикрепленные к самому верху. Это был желанный для многих и очень дорогой подарок, только самый ловкий из мужчин мог взобраться на самый верх. Национальная борьба «куреш» проходила очень ритуально, по своим правилам. Борьбу на кушаках начинали дети, малыши 6-7 лет.