18 января 1654 года Переяславская рада провозгласила переход населения польской Украины в подданство московского царя. Переяславская рада Фото: еяславская рада. Для России это было крайне невыгодно. В этот день состоялась Переяславская Рада, на которой казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким решила перейти в подданство России. Созыв Переяславской рады участники. Богдан Хмельницкий Переяславская рада 1654. Так люди, собравшиеся на Переяславской раде, реагировали на грамоту царя Алексея Михайловича, подтвердившую, что русский государь «велел принять их под свою высокую руку».
Участники Переяславской рады называли себя русскими, а не украинцами - Аксёнов
Азаров: Переяславская Рада - событие, определившее цивилизационный выбор Украины и России - ТАСС | Вслед за Переяславской радой присягу перед лицом русского посольства принесли и в ряде других украинских городов. |
Миф Переяславской рады: правда ли Украина воссоединилась с Россией в XVII веке? - | Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. |
Г.А. Зюганов: Переяславская рада – великий факт единения наших народов | 18 января 2022 года состоялись мероприятия, приуроченные к 368-й годовщине Переяславской рады, в которых приняли участие Глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин и Председатель Народного Совета Луганской Народной Республики Денис Мирошниченко. |
Переяславская рада | Одним из серьезных последствий Переяславской Рады явился запуск развала Речи Посполитой, который завершился ликвидацией ее в 1795 году. |
Переяславская рада. Что это было?
Напомним, что в г. Переяславе-Русском ныне г. Переяслав-Хмельницкий Киевской области казацкая старшина Гетманщины «Войска Запорожского» под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого по собственной многократно высказанной просьбе приняла присягу Царю Московскому Алексею Михайловичу Тишайшему, и малороссийский народ Левого берега и большей части Правого берега Днепра воссоединился с русским народом Российского царства. Принявшие присягу в Переяславе говорили на малороссийском наречии, но считали себя и называли русскими этот аспект, кстати, внятно отражен Гоголем в «Тарасе Бульбе» , писали и общались на общерусском официальном языке, а Запорожская Сечь никогда не называлась Украиной. В 1654 г.
Малая Русь воссоединилась с Великой Русью. Переяславская Рада изменила судьбы Восточной Европы, русской и восточноевропейской славянской цивилизации. Дальнейшая история показала, что Русское царство обладает настоящей геополитической самостоятельностью и цивилизационной оригинальностью, соответствующей истории и духу славянских и восточноевропейских народов. Любому непредвзятому наблюдателю очевидно: при отказе от соединения c Россией Украину неминуемо ждет Руина.
Страшная Руина периода 1658—1687 гг. Сегодня на Украине тоже наличествуют все признаки наступления «новой Руины»: идет гражданская война, растут обнищание, цены и тарифы, сокращается производство, наступило «всевластие алчных чужеземцев», чрезвычайно высоки эмиграция и вымирание населения. Важным уроком для руководства современной России должен являться тот факт, что верхушка Русского царства первоначально противилась возвращению Малой Руси, опираясь на текущие интересы государства и опасения конфликта с западными соседями, однако под давлением разделенного народа пришлось прошение принять. Политолог С.
Баранов настаивает: «С учетом требований исторической политики необходим пересмотр трактовки Переяславской Рады. Ее необходимо рассматривать как акт воссоединения русского народа, в котором меньшинство, — русский народ исторической Малой Руси, — присоединилось к большинству, — русскому народу Российского царства, причем, по собственному волеизъявлению и по многократным просьбам своих предводителей — казацкой старшины. Трактовка Переяславской Рады как воссоединения Украины и России, принятая ранее в советской историографии, устарела и не соответствует историческим фактам: никакой Украины и украинцев в 1654 году не было, Гетманщина или Войско Запорожское составляло меньшую часть территории современной Украины, в нее не вошли Слобожанщина к тому времени уже в составе России , Запорожская Сечь и большая часть Правобережных территорий и, конечно, будущий Юго-Восток». Красиво было бы замкнуть многовековой исторический круг содержательно и территориально: новое неизбежное воссоединение Малой Руси с Великой следует провозгласить именно в древнем Переяславе.
Крым прошёл по этому пути первым, за нами последовали народные республики Донбасса, Херсонская и Запорожская области. Сенатор Совета Федерации, председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков выразил уверенность, что сегодня происходит «второе воссоединение Руси». Это было первое воссоединение Руси, сейчас происходит второе воссоединение», — заявил политик. По мнению сенатора, восстановление единства Руси — это важнейшая задача современной России.
Участники Переяславской рады стремились к единству, — Аксёнов Переяславская рада, годовщина которой отмечается сегодня, стала символом единства народов исторической Руси. Переяславская рада, годовщина которой отмечается сегодня, стала символом единства народов исторической Руси. Наш Президент назвал целью России объединение русского народа. К единству стремились и участники Переяславской рады, которые, кстати, называли себя русскими, а не украинцами.
Санкции: сообщение сразу удаляется, пользователь предупреждается. В случае повторения деяния, а также в случае агрессивного несогласия наказуемого, применяется бан на один час, после применяется бан на одни сутки. Если и это не помогло, то появляется основание для вечного бана. В случае взаимного нарушения санкции накладываются только на первого нарушившего. Очередность нарушения определяется по времени.
"ВМЕСТЕ - НАВЕКИ" - так поклялись 350 лет тому назад на Переяславской Раде
Переяславская Рада: исторические предпосылки и последствия - Вернуться в Россию | «Ваша конференция посвящена важному событию в российско-украинских отношениях – Переяславской раде 1654 года. |
Переяславская Рада: исторические предпосылки и последствия | 18 января состоялся Переяславский собор украинцев, призванный выступить в роли высшего казацкого совета и продемонстрировать единство и целеустремленность "русского народа". |
Русское единство: Переяславская Рада вчера и сегодня | Камертон | В январе следующего года участники Переяславской Рады принесли присягу на верность царю Алексею Михайловичу. |
Переяславская рада — Википедия | Так Земский собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью. |
Переяславская Рада: как украинцы просились под руку русского государя, а в Москве долго думали
Переяславская рада (укр. Переяславська рада) — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. Брошюра посвящена анализу исторических фактов, связанных с одним из важнейших событий в истории нашей страны – объединения Украины и России («Переяславской радой») в январе 1654 года. По словам Владимира Константинова, Переяславская рада была важным этапом становления Российского государства.
Заявка на вступление
- В России отмечают 370-летие Переяславской рады
- 370-летие Переяславской рады отмечают в России – СампоТВ 360°
- Предыстория
- Историк Дмитрий Степанов рассказал в интервью RT о Переяславской раде
- ПЕРЕЯСЛА́ВСКАЯ РА́ДА 1654
Второе воссоединение Руси: в Крыму отметили годовщину Переяславской рады
Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией. Переясла́вская ра́да — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 года в Переяславе. В результате антипольского восстания под проводом Богдана Хмельницкого она будто бы и стала независимой, но была не настолько сильной, чтобы добиться междуна. После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю.
Газета «Суть времени»
- "ВМЕСТЕ - НАВЕКИ" - так поклялись 350 лет тому назад на Переяславской Раде
- E-mail рассылка
- Выступления на конференции "Переяславская Рада - воссоединение русского народа"
- Участники Переяславской рады называли себя русскими, а не украинцами - Аксёнов
- Переяславська рада 2.0
Г.А. Зюганов: Переяславская рада – великий факт единения наших народов
И не только тем, что каждый год день Переяславской Рады отмечается нами как символ русско-украинского единства, но и своей каждодневной работой по его восстановлению и укреплению. Праздничный митинг в честь 369-й годовщины Переяславской рады, на которой было принято историческое решение об объединении Малороссии с Россией, прошел в Симферополе, передает корреспондент РИА Новости Крым. Поднимая на щит образ Переяславской рады, сталинские идеологи забывали упомянуть, что заключенный тогда союз России и Гетманщины не протянул и пяти лет.
Крым отпраздновал годовщину Переяславской рады
Какое значение имеет Переяславская Рада в свете нынешних событий и какова роль Богдана Хмельницкого? Переяславская рада Теория: Богдан Хмельницкий попросил русского царя Алексея Михайловича взять под свою руку земли Войска Запорожского. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. Меморандум участников дискуссии, посвященной 365-летию Переяславской рады В тревожные дни, когда решается судьба не только России и Украины, но и Православной веры, и всей нашей Восточнославянской цивилизации. В статье дается современная интерпретация решений Переяславской Рады 1654 года. Переяславская Рада приняла решение о воссоединении Украины с Россией.
Переяславская Рада | Список Стенякиной | Расширение НАТО
Польским правителям постоянно приходилось подавлять казачьи бунты и договариваться с гетманами о сотрудничестве. В январе 1648 года вспыхнуло мощное повстанческое движение под руководством Богдана Хмельницкого. Сведения об этой легендарной исторической личности сохранились самые противоречивые. Предположительно, по отцу он был благородного шляхетского происхождения, мать была казачкой. В его борьбе против поляков смешивались патриотические и личные мотивы. Заместитель чигиринского старосты Даниэль Чаплинский разграбил хутор, принадлежавший Хмельницкому, увез его жену и до смерти запорол десятилетнего сына Остапа. После этого оскорбленный гетман собирает вокруг себя казаков и начинает боевые действия против Речи Посполитой. Целью повстанцев было освобождение от гнета со стороны польско-литовских феодалов. Эти идеи нашли отклик со стороны широких народных масс. В кратчайшие сроки восстанием были охвачены значительные территории современной Украины и Беларуси. До 1651 года союзником Хмельницкого был крымский хан, предоставивший ему значительную военную помощь.
После ряда поражений и предательства со стороны крымских татар запорожские казаки вынуждены были обратиться за помощью к России. Богдан Хмельницкий не исключал возможности союза с Алексеем Михайловичем еще в начале восстания. Первое письмо русскому царю было написано в январе 1648. Дата и место проведения Переяславская рада Подготовка к подписанию соглашения между запорожскими казаками и Россией велась в течение длительного времени. Алексей Михайлович справедливо опасался, что присоединение значительной части украинских земель приведет к неизбежному военному столкновению с Польшей. Чтобы заручиться общественной поддержкой, по приказу царя осенью 1653 года состоялось заседание Земского собора. Его участники одобрили вхождение запорожских земель в состав России. Для заключения соглашения с казаками отправили большое посольство, в состав которого включили самых искусных дипломатов. Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева. Сейчас это Бориспольский район Украины.
В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название. Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654.
Тогда же впервые появилась идея многовекторности Украины, которую пытались реализовать многие гетманы, маневрируя между интересами России, Турции и Речи Посполитой.
А Иван Мазепа — это вообще классический пример предателя, который при Петре I жил как вареник в сметане, но ради личных интересов собрался отдать Украину шведам», — напомнил Скачко. Политолог убежден, что нынешняя генерация украинской политики идет по стопам Мазепы, желая «максимально использовать страну» и «за счет жертв народа купить безбедную жизнь на Западе». С другой стороны, России заранее стоит присматриваться к генералам и даже офицерам ВСУ, которые постепенно проявляют политические амбиции и готовы повторить урок Переяславской рады. Он и Владимир Зеленский спорят между собой, как два паука в банке, но они оба поддерживают войну как источник политического и материального благосостояния.
А вот с кем-то другим можно работать. Тут многое зависит и от усилий самих украинцев», — предположил собеседник. Корнилов также отмечает политические амбиции Залужного, «но у него за спиной стоит статуя Степана Бандеры». Украина и раздрай — понятия неразделимые.
Мы — единая славянская сторона с единой Православной Верой. Как только ослабевает наше единство, сталкиваются народы. Нам предлагают быть населением, а не славянскими народами. Когда мы обращаемся к своей совести, то понимаем, что она не допускает разделения, ибо всякое разделение есть грех перед Богом. А за каждый грех потребуется держать ответ. Активность диалога между странами построена на наших общих исторических победах. Когда мы вместе радуемся, когда мы вспоминаем погибших или обращаемся к историческим событиям, происходит примирение памяти, стираются те противоречия, которые обнажились в последней трети ХХ века. Размышляя над общей историей восточнославянских народов, мы понимаем, что является для нас значимым. Приведет ли это разделение к укреплению и развитию самобытности, или наоборот, только единение принесет развитие и расцвет самобытности? Слово «страна» происходит от церковнославянского слова «сторона».
Мы находимся в стороне восточнославянской. Это общее пространство для нас. Мы три различных государства, но у нас единая сторона. Нам нельзя стать в одночасье новым народом, новым образованием без общей истории. Участие в таком трепетном событии, когда встречаются ветераны, когда проходит общение через общую культуру, это импульс, толчок, чтобы мы правильно оценили происходящее, видя общее будущее. Металургия-2004», Запорожский промышленный гигант «Мотор-Сич» — одно из крупнейших в мире предприятий по выпуску авиационных двигателей. Одним из ярких впечатлений в Запорожье осталось посещение 50-ой заводской спортивной олимпиады «Мотор-Сич», в которой приняли участие несколько тысяч спортсменов знаменитого завода и острова Хортица, на котором в течение нескольких веков находилась столица Запорожского войска. Делегация посетила кафедральный Храм Запорожской епархии святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, возложила цветы к памятнику апостола Андрея Первозванного на площади его имени. Встречи, посвященные 350-летию Переяславской Рады, в Симферополе, Севастополе, Одессе, Запорожье с администрацией, военными, жителями городов, участниками Собора Белоруссии, России, Украины еще раз зримо подтвердили, что народы в России, Украине и Белоруссии едины в своем стремлении к дружбе, сотрудничеству.
Вслед за ним начался процесс распада Речи Посполитой, затянувшийся на 150 лет, и затем ведущая роль в Восточной Европе прочно закрепилась за Российской империей. Процедура входа Гетманщины в состав Руси была простой: через присягу русскому царю. Когда казацкие старшины пытались внести в объединение договорные принципы, они были резонно отвергнуты представителями царя. Они заметили, что царь просто принимает в подданство, а не торгуется. Местные жители именно этого и хотели — стать частью уже созданного огромного русского государства. Поэтому правильно будет считать ВР соединением ветвей русского народа, которые использовали письменный и устный русский язык, хотя, конечно, могли говорить на разных наречиях. Главный вывод такой — нам важно говорить о части Украины, которая должна вместе с проживающим там русским народом объединиться с остальной Россией. А вовсе не о том, что мы опять должны восстановить какие-то договорные отношения в рамках союза независимых образований. История уже показала, что в дальнейшем второй вариант приведет лишь к очередному распаду и разделу. И теперь Новороссия — нынешний Юго-Восток Украины — как раз та часть, которую можно соотнести с той Гетманщиной. Нам важно понять, что именно руководство царской России долгое время отказывало в воссоединении народов Южной Руси, ориентируясь на сиюминутные геополитические интересы. Поначалу оно боялось вступить в конфликт с Западом, с Речью Посполитой. Позже, под давлением внешнеполитических обстоятельств, в мышлении царя Алексея Михайловича и его бояр произошли «русофильские» изменения, и он пошел навстречу чаяниям малороссийского народа. В дальнейшем это во многом переменило идеологию Москвы. Так и наше нынешнее руководство находится сейчас в непростом положении. Но оно должно осознать: воссоединение с Украиной — не какая-то помеха, а необходимый акт, на который рано или поздно придется решиться. И чтобы понимание этого для российской власти пришло быстрее, необходимо воздействие на сознание чиновников самими русскими на Украине», — отметил историк и политолог Сергей Баранов.
Переяславская Рада
Алексей Михайлович справедливо опасался, что присоединение значительной части украинских земель приведет к неизбежному военному столкновению с Польшей. Чтобы заручиться общественной поддержкой, по приказу царя осенью 1653 года состоялось заседание Земского собора. Его участники одобрили вхождение запорожских земель в состав России. Для заключения соглашения с казаками отправили большое посольство, в состав которого включили самых искусных дипломатов. Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева. Сейчас это Бориспольский район Украины. В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название.
Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654. Представители Запорожской Сечи приехали 6 16 января 1654. Главные события, завершившиеся принятием присяги русскому царю, происходили 8 18 января 1654. Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник. Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким; Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа.
Двоюродный дядя Евдохии Лопухиной — будущей супруги Петра I; Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины; представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов; выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Российское посольство прибыло на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. Переговоры начались.
Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича.
Это произойдет, потому что это наиболее естественное состояние для этих территорий: ментально, экономически и так далее» — сказал он. При этом попытки нынешнего киевского руководства сделать Украину частью Европы «глупы, совершенно авантюрны и уже привели страну на край катастрофы», убежден Константинов.
Поэтому «естественное воссоединение русских земель неизбежно произойдет». Сенатор Совета Федерации Сергей Цеков, проводя исторические параллели между событиями XVII века и современностью, выразил убеждение, что сегодня происходит «второе воссоединение Руси». Это было первое воссоединение Руси, сейчас происходит второе воссоединение.
Переяславский договор Основная статья: Мартовские статьи После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий, на каких они хотели бы перейти в подданство русского царя. В форме прошения «челобития» царю написали список из 11 пунктов, называемый Мартовскими статьями , который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами [8]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи. Присяга на верность русскому царю [ править править код ] Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси Запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю.
Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля была насильно принуждена к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь [9]. Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян женщины и холопы к присяге не приводились [ источник не указан 398 дней ]. Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша , назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Жёлтыми Водами [10] , у которого Хмельницкому удалось ранее хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша, а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков — блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того, что Барабаш рассчитывал в обмен на использование казаков в войне с Османской империей в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша.
Как поступил Хмельницкий с несогласными, доподлинно не известно, так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно, кроме того, что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже в 1655 году — через три месяца после отказа его руководства — Полтавский полк упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой, Великое княжество Русское , однако в 1659 году практически в полном составе, за исключением старшин, на битву при Конотопе не объявился. В остальных полках также наблюдался недокомплект, что привело к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков», католиков и униатов по вероисповеданию, а также к тому, что основную нагрузку и потери в данной битве понесли королевские войска. В том числе элитные Краковские гусары потеряли, как следует из количества назначенных пенсионов, 268 человека. По одной из неакадемических легенд, ими командовал полковник Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого, вместе с которым они учились в иезуитской коллегии.
К тому же реальное объединение и так сильно затянулось: решение о принятии Украинского гетманства в русское подданство Земский Собор в Москве принял еще в октябре 1653 года, а казаки присягнули царю лишь в феврале-марте 1654 года. Миссия Паисия Почему в середине XVII века Москва вдруг озаботилась защитой православных единоверцев Великого княжества Литовского, если раньше она относилась к ним с недоверием? Действительно, в это время политика Москвы резко изменилась. Царь Алексей Михайлович был очень верующим человеком, поэтому для него религиозные мотивы имели существенное значение. Колоссальное впечатление на него произвел в 1649 году приезд в Москву иерусалимского патриарха Паисия, увлекшего молодого русского государя идеей спасения православного мира вплоть до Константинополя. Именно Паисий способствовал возвышению Никона, который через три года стал патриархом и во время Земского Собора 1653 года лично уговаривал царя согласиться с присоединением Украины. Разве царь этого не хотел? Богдан Хмельницкий обращался в Москву с просьбой предоставить ему русское подданство в 1648-м и в 1649 году, но тогда ему неизменно отказывали. Все изменило мнение Никона, который в своих планах церковной реформы опирался на интеллектуальный багаж украинского православия прежде всего специалистов Киево-Могилянской академии. Присоединение Украины для него было важным шагом в будущей религиозной войне. И, конечно, этому способствовал визит в Москву иерусалимского патриарха Паисия. Паисий в 1649 году приехал в Москву через Киев, в самый разгар восстания Хмельницкого. Вы пишете, что именно патриарх при встрече с гетманом натолкнул его на идею украинской государственности. Да, сейчас практически все ведущие историки — как российские, так и украинские — сходятся в том, что переговоры гетмана Хмельницкого с патриархом Паисием в Киеве стали толчком, превратившим обычный казацкий бунт в национально-освободительное движение, создавшее первую государственность в рамках Украинского гетманства. Кадр из фильма «Огнем и мечом» Получается, иерусалимский патриарх оказался фигурой, способствующей сближению Украины и Москвы? Да, его роль в этом деле была огромной. Почему Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю, хотя до этого вел переговоры с крымским ханом, турецким султаном и даже пытался примириться с польским королем? На самом деле еще с 1648 года украинские казаки неоднократно просили о помощи у Москвы. Хмельницкий рассматривал союз с московским царем как наиболее перспективный, тем более что это был альянс с единоверцами, поскольку на Украине никогда не было негативного отношения к московскому православию. Что касается крымских татар, то коалиция с ними для украинцев была ситуативной и поначалу успешной, но уже к 1653 году Хмельницкий убедился, насколько этот союз опасен и ненадежен. Когда крымский хан договорился с польским королем, положение Украинского гетманства стало просто катастрофичным. Почему украинцы так часто меняли союзников? Они вступали в сношения то с русскими, то с крымскими татарами, то с шведами и периодически пытались помириться с поляками. Это было вызвано геополитическим положением Украины, находившейся между тремя мощными соседями — Османской империей и вассальным ей Крымским ханством, Речью Посполитой и Московским государством. Ей приходилось постоянно балансировать между ними, чтобы хоть как-то выжить. Михаил Горелик «Набег крымских татар на Украину» «Казако-руський народ» В своей книге вы пишете, что «мы сразу должны отбросить миф о "братских народах", не имевший ничего общего с менталитетом человека XVII века, который не предусматривал этнического, а тем более национального самосознания». Во времена Переяславской рады можно говорить лишь об этноконфессиональном самосознании, и то оно было характерно для узкой прослойки элиты. Например, польские шляхтичи считали себя сарматами, поэтому не воспринимали собственных крестьян как соотечественников. А на Украине сначала была популярна идея «роксоланского народа», но уже в XVII веке среди казацкой старшины появилось понятие «казако-руський народ», ставшее их попыткой вести свое происхождение от хазар. То есть о какой-то общей национальной идентичности применительно к тому историческому периоду говорить нельзя. Но разве украинское православное население Великого княжества Литовского в середине XVII века не считало себя русскими людьми? Вы пишете, что после визита в Киев патриарха Паисия Богдан Хмельницкий в феврале 1649 года впервые назвал себя «единовладцем и самодержцем руським». Да, термин «руський» как отсылка к Киевской Руси активно использовался в Речи Посполитой — там существовало даже Руськое воеводство. Это территория современной Украины? Западной ее части — воеводство было образовано на землях бывшего Галицко-Волынского княжества. Но православное население Речи Посполитой не считали «руськими» жителей Московского государства — их именовали «московитами». Поэтому понятия единого народа не существовало, было лишь понимание общего православного пространства. Материалы по теме: 3 июля 2016 К примеру, термин «Малая Россия» Малороссия имеет церковное происхождение. Первоначально под ним подразумевалась территория, подчиненная киевскому митрополиту. Неслучайно после присоединения Украины царь Алексей Михайлович изменил свой титул на «Всея Великия и Малыя Росии» — это было сделано явно с подсказки богословов из Киева. Но когда спустя полтора года в царскую титулатуру добавили «и Белыя Росии», для украинцев это стало неприятным сюрпризом. В их понимании Белая Русь Белоруссия была составной частью Малой России — как единого пространства, подчиненного киевскому митрополиту. Первые конфликты между украинцами и Москвой возникли в том числе из-за белорусских земель? Этот конфликт связан еще и с тем обстоятельством, что стороны очень спешили с присоединением, но по-разному трактовали подписанные соглашения. Присоединение Украины к Московскому государству означало для царя войну с Речью Посполитой, у которой царь Алексей Михайлович и патриарх Никон надеялись отвоевать Смоленск и белорусские земли с православным населением.
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Собор завершил свою работу 1 11 октября, а уже 23 октября 2 ноября была объявлена война Речи Посполитой. Через шесть дней туда прибыл Хмельницкий в сопровождении старшины — генерального судьи, писаря, полковников и есаулов представлявших подавляющее большинство полков войска. Утром 8 18 января старшина совещалась в своем узком кругу, а затем состоялась собственно войсковая рада, на которой, как известно, Хмельницкий констатировал необходимость в условиях затяжной войны с польским королем найти себе нового монарха и предложил собравшимся на выбор четыре кандидатуры: все того же короля, крымского хана, турецкого султана либо московского царя. В пользу последнего было единство вероисповедания, а равно и то, что уже шесть лет именно его казаки «беспрестанным моленьями себе просят».
Выбор был очевиден, и подтвержден всеобщими выкриками собравшихся казаков и переяславских горожан: «Волим под царя восточного, православного! В этот момент произошел инцидент, который принято трактовать как столкновение двух абсолютно различных политических культур. Через несколько дней ему исполнится 53 года - преклонный по тем временам возраст Казаки пожелали, чтобы присягали не только они на верность царю, но и посол Бутурлин от имени царя на кресте и евангелии поклялся в соблюдении всех прав и вольностей Войска Запорожского.
Однако боярин отверг это требование — русский царь не присягает своим подданным, но царское слово и не нуждается в дополнительном подтверждении, и он лично гарантирует, что казаки получат от царя даже больше того, на что рассчитывают. В итоге казаки вынуждены были согласиться на такую процедуру. Однако масштаб этого инцидента не стоит переоценивать.
Дипломатическая практика той эпохи предполагала на любых переговорах такого рода озвучивать максимально завышенные требования, а потом долго дискутировать вокруг каждого из них по по принципу «проси больше, дадут меньше». При этом для московских послов всегда первостепенным был именно статус их государя, а казакам главное было получить подтверждение их прав. В результате обе стороны получили желаемое.
На этом события собственно Переяславской рады завершаются. Затем посольство двинулось по городам и местечкам, контролируемым Войском Запорожским, и там процедура присяги повторялась. Вероятно, царские представители понимали, что репрезентативность собрания в Переяславле была для такого серьезного дела недостаточна.
На знаменитой картине советского художника Михаила Хмелько, написанной к 300-летнему юбилею Переяславской рады, один из центральных персонажей вероятно, генеральный писарь Выговский держит длинный свиток — договор. Даже в научных публикациях нередко можно встретить упоминание «переяславского договора» или «соглашения». Состоялась лишь присяга представителей Войска и города Переяславля, и была дана устная гарантия со стороны Бутурлина в том, что царь удовлетворит все пожелания казаков, и они получат даже сверх того, что имеют на сегодняшний день.
Эти пожелания были оформлены в специальном документе — челобитной, которую ответное казацкое посольство привезло в Москву в марте того же года. Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого». На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому.
Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю. Его размер устанавливался в 60 тысяч человек.
При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном. Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание. Таким образом, посол Василий Бутурлин не обманул казаков.
Царь действительно сохранил им все сословные и имущественные права, на которые они претендовали. При этом переход в подданство православного царя устранял религиозные притеснения — одну из главных проблем в жизни южнорусских земель. Невиданных ранее размеров достиг казачий реестр.
А ведь именно его численность была главным камнем преткновения в отношениях казаков и властей Речи Посполитой. Наконец, царь обращал всю свою военную мощь для защиты своих новых подданных. Таковы непосредственные результаты Переяславской рады.
Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый? В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой».
Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства?
В рамках мероприятия студенты ЛНУ провели историко-информационный экскурс с показом художественных роликов, посвященных освободительной войне 1648-1654 годов, а также Переяславской Раде, по итогам которой гетман запорожского казачества Богдан Хмельницкий подписал исторический документ о переходе Украины под покровительство царя всея Руси Алексея Михайловича. Программа продолжилось тематическими поэтическими декламациями, мелодекламциями, танцевальными и вокальными номерами, демонстрацией коллекций стилизованного женского и мужского казачьего костюма. В завершении форума его участники выступили с предложениями придать празднованию годовщины Переяславской Рады статус ежегодного республиканского мероприятия; содействовать изучению историко-культурных казацких традиций, популяризации среди молодежи проблематики, связанной с историей казачества; способствовать воспитанию у детей и молодежи важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития отечественного общества, единой исторической судьбы восточнославянских народов; продолжить международное культурное сотрудничество с образовательными и научными организациями Российской Федерации и Донецкой Народной Республики. Но, наверное, нужно сделать совсем немного - нужно просто посмотреть историю своего народа".
В Москву от восставших вновь прибыло посольство. Священник Филипп из Посольского приказа писал о просьбе послов к царю принять жителей Украины в свое подданство «[Чтобы царь] пожаловал их всех, велел им помочь учинить своими государевыми людьми на поляков. И оне де, козаки, станут служить тебе, государю, и городы литовские станут очищать в твое государево имя». Марк Жмайла Такие же просьбы поступали от представителей православного духовенства. Так, в том же 1625 году посланец киевского митрополита Иова Борецкого луцкий епископ Исаакий Борискович просил: «Мы все царской милости рады, и под государевою рукою быть хотим… Если митрополит, епископы и Войско Запорожское прибегнут к царской милости и пойдут на государево имя, то государь их пожаловал бы, отринуть не велел, а им, кроме государя, деться негде». В 1630 году Иов Борецкий в письмах, переданных его сыном Андреем и племянником Павлом Путивльским русским воеводам, просил от имени народа о принятии в подданство: «Будет… их де мочи не будет против поляков стоять, и оне де хотят бить челом… государю царю… всеа Русии, чтобы… пожаловал их велел им быть в своем государове повеленье». Народные восстания следовали одно за другим. Следующее состоялось в 1631 году. И вновь казаки просили московского царя взять их под свою защиту. Об этом русскому самодержцу доносили воеводы города Севск: «А буде де, государь, их сила не возьмет против ляхов стоять, и козаки… хотят… посылати к Москве бити челом. Как сегодня Россия не оставляет население Донбасса в беде, помогая гуманитарной помощью, так и тогда Русское царство помогало населению Украины. Подавив это последнее восстание, поляки приступили к ликвидации казачества. Простых казаков разжаловали в крестьяне, а реестровых служивших в польском войске , сократив их численность, поставили под контроль польских комиссаров и полковников. Казацкая старшина была лишена части привилегий и земель. Это привело, наконец, казацкую верхушку к осознанию необходимости борьбы с поляками. Через десять лет, в 1648 году, борьбу за освобождение от поляков возглавил сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий. Западная Русь В борьбе за национально-народное дело. Санкт-Петербург, 1910 Боярин Бутурлин принимает присягу от гетмана Хмельницкого на подданство России На самом деле этот «простой холоп» был храбрым воином, пользовавшимся большим уважением, чьи заслуги признавались не только казаками. В одной из битв Хмельницкий спас польского короля Владислава IV, подарившего ему в награду золотую саблю. Однако память короля была короткой. И когда в 1647 году поляки напали на хутор Хмельницкого и похитили его жену, король отказал казаку в просьбе о помощи. Потоцкий докладывал королю Владиславу IV о невероятной мощи восстания, разгоревшегося под предводительством Хмельницкого: «Хмельницкий не смягчает кротостию: несмотря на то, что не один уже раз посылал я к нему, предлагая выйти из Запорожья, обещая ему помилование и прощение его проступков, это его нисколько не трогает, — задержал моих послов. Наконец из войска я посылал к нему пана Хмелецкого, ротмистра … человека … очень хорошо знающего казацкие нравы, убеждая отстать от мятежей и уверяя словом своим, что и волос с головы его не спадет. Раздраженный этою снисходительностью, Хмельницкий отослал моих посланцев ко мне со следующими требованиями: во-первых, чтобы я с войском ушел из Украины; во-вторых, чтобы полковников и всех их подчиненных удалил из полков; в-третьих, чтобы уничтожил управление Речи Посполитой [на Украине]… Если я раньше не подумал о том, как должен был вспыхнуть этот бунт, и как его расценивать, то благоволите… учесть число людей его в то время — 3000. Но упаси боже, чтоб он вошел с ними в Украину. Тогда бы эти три тысячи быстро возрасли бы до ста тысяч…». Последняя фраза позволяет оценить масштаб народного гнева, результаты которого не заставили себя долго ждать. В середине 1648 года казаки под предводительством Богдана Хмельницкого одержали значительные победы над поляками. К казацкому войску присоединялись крестьяне, также начинавшие именовать себя «казаками». Восставшие одерживали всё новые победы: «Куда не приступает неприятель, везде города и замки сдаются без всякого сопротивления», — писал в письме 10 июня 1648 года уже упоминавшийся нами брацлавский воевода Адам Кисель. На Корсунской раде, состоявшейся в мае 1648 года, казаки приняли решение обратиться к московскому царю Алексею Михайловичу с прошением о принятии их в подданство. А уже 18 июня Богдан Хмельницкий опять обратился с письмом к царю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии в подданство: «Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от Христа Бога нашего исполнилось, что всё в руках его святой милости». На ней присутствовали и московские послы. Как отмечал в своем донесении посланник Адама Киселя П. Ласка: «В тот же день на эту же раду прибыли бояре из Москвы… он не мог узнать, с чем именно, однако понял, что это какая-то дружественная церемония…». Почтовая марка СССР. ЦФА 1761 Сообщения о желании казаков быть в царском подданстве поступали в Москву беспрерывно. Так, 26 июня более 50 казаков, прибывших из Новгорода-Северского в деревню Рошковичи, говорили о том, что «от Запорожского… Войска приказ им учинен такой, что с… государевыми людьми не велено задиратца ни за што; и все де… оне войском запорожские козаки… государю, служить рады…». А 6 июля яблоновский воевода А. Буйносов-Ростовский докладывал о просьбе Богдана Хмельницкого к царю о военной помощи и о желании казаков служить царю: «Как даст бог помощи им ляхов побить, и они де б по Киев отложились к твоей государеве стороне, чтоб де их ведал ты, государь». Просьбу казаков о русском подданстве 24 июля 1648 года передавал в Разрядный приказ и хотмыжский воевода С. Казаки просили: «Хотим быть под однем християнским, под тобою благочестивым государем царем Алексеем Михайловичем всеа Русии…». Борьба населения Украины за освобождение не прекратилась и после заключенного с поляками перемирия. Волна восстания охватила Левобережную Украину. Множество городов, включая Киев, было освобождено. Ответные репрессии со стороны поляков не заставили себя ждать. На восставшие территории был направлен шеститысячный карательный отряд под руководством князя Иеремии Вишневецкого. Вишневецкий расправлялся со всеми, включая женщин, стариков и детей. Богдан Хмельницкий отправил навстречу Вишневецкому 16-тысячный отряд казаков под руководством Максима Кривоноса. Не дожидаясь окончания политических раздоров в Речи Посполитой, связанных со спором о престолонаследии последовавших за смертью 20 мая Владислава IV , польские магнаты решили действовать своими силами. Собрав 30-тысячный отряд, они двинули его против Хмельницкого. Сентябрь 1648 года ознаменовался очередной победой казаков над отрядом польских магнатов под Пилявцами. Одержав победу, казацкое войско отправилось на запад, миновало откупившийся за крупную сумму Львов и осадило Замостье. Дальше казаки не продвинулись. Однако мир этот был непрочным. И казаки не оставляли надежд на принятие под руку московского царя. Так, 29 октября 1648 года севские воеводы З. Леонтьев и И. Кобыльский отчитывались в Разрядный приказ: «Запорожского гетмана Хмельницкого племянник Прокоп Бережицкий, говорит во многие люди: всем де, государь, Запорожским Войском оне бога молят о том, чтоб им быть под твоею царскою высокою рукою». К донесению севских воевод стоит добавить рассказ брянского воеводы Н. Мещерского от 9 ноября того же года: «Слышали они от литовских ото многих жилецких людей и от черкас: говорят и богу молят, чтобы им быть в одной православной вере под твоею государевою высокою рукою; будет де пан Хмельницкий осилеет ляхов, и он де хочет потдатца одному государю крестьянскому». Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год 22 ноября 1648 года всё те же севские воеводы Леонтьев и Кобыльский сообщали, что в православных церквях на Украине на богослужениях молятся о том, чтобы царь согласился принять малороссов в подданство: «А в польской де стороне, в манастырех, в церквах, на октеньях и на многолетьи бога молят за тебя, благочестивого великаго государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Руси. А запороские де, государь, казаки и белорусцы черные люди во всех городех все бога молят о твоем царском многолетнем здоровье и хотят тово, чтоб им всем быть под твоею царскою высокою рукою, и чтоб им всю Польшу и Литву подвести под твою царскую высокую руку». Уже 8 февраля 1649 года в Москву вновь прибыли послы от Богдана Хмельницкого. Один из них, иерусалимский патриарх Паисий, говорил в Посольском приказе: «А ныне они, гетман и всё войско Запорожское, велели ему, патриарху, бить челом царскому величеству, чтоб он, великий государь, изволил войско Запорожское держать под своею государскою рукою, а они, черкасы, ему, государю, будут как есть каменная стена». Таким образом, Богдан Хмельницкий неустанно выражал стремление к принятию малороссов в русское подданство.
Под её защиту со всей Украины бежал разоряемый люд. Надежды на освобождение от польско-шляхетского владычества украинский народ связывал с Россией. Ещё во время восстания Косинского казаки обратились к Москве с просьбой о принятии в подданство. В последующие годы такие посольства стали регулярными. Сторонниками воссоединения с Россией были влиятельный гетман Пётр Сагайдачный, киевские митрополиты и активные противники насаждения католицизма Исайя Копинский и Иов Борецкий — не говоря уже о массах простого населения. Однако Московское государство, ослабленное Смутой и войнами с Польшей, ещё не было готово к новому конфликту. А он был неизбежен в случае принятия украинских земель под покровительство российского царя. Усиление политики социальной и национально-религиозной нетерпимости по отношению к украинскому населению встречало нарастающий отпор со стороны крестьян, горожан, казаков. В 1648 году на Украине вспыхнула национально-освободительная война. Она носила по-настоящему всенародный характер. Причём с самого начала оны была ещё и движением за воссоединение с Россией. В борьбе за социальное и национальное освобождение участвовали крестьяне и ремесленно-торговое население городов, казачество, рядовое православное духовенство и многие мелкие феодалы. Во главе восстания встал казацкий старшина Богдан Хмельницкий. Хотя он отличился в войнах против Османской империи, ему пришлось столкнуться с произволом польских властей. Имение Хмельницкого было разорено, а его младший сын — избит до полусмерти. Начатое отрядом из 300 человек, выступление быстро охватило всю Украину. В битвах под Жёлтыми Водами, при Зборове и под Пилявцами польские войска были наголову разбиты. Богдан Хмельницкий, провозглашённый гетманом Войска Запорожского, с триумфом вступил в Киев. Так он фактически состоялся как политический лидер украинского народа. Но восставшие понимали, что в одиночку выстоять против Речи Посполитой будет трудно. В июне 1648 года Богдан Хмельницкий писал в послании к русскому царю Алексею Михайловичу о желании иметь «самодержца господаря такого в своей земли, яко ваша царская велможность православный христианский царь». Именно тогда в Москву было отправлено первое посольство с просьбой о помощи и принятии Украины в российское подданство. Аналогичная миссия состоялась в начале следующего года. Такие настроения встречали в Москве горячее одобрение. Но из-за сложной международной обстановки правительство не могло сразу удовлетворить просьбу о воссоединении. Откладывая решение вопроса, оно стало оказывать помощь продовольствием, деньгами, оружием. Летом 1652 года польский сейм, стремясь в короткие сроки победоносно завершить затянувшуюся войну по «возврату» Украины, принял решение о формировании мощной многотысячной армии с включением в её состав наёмников-ландскнехтов из Германии и других стран Европы. В таких условиях обеспечить дальнейшее экономическое и культурное развитие народ Малороссии мог только соединившись с русским народом, близким по языку и культуре, по общим историческим традициям и давним экономическим связям. Только Русское государство могло гарантировать украинцам военную безопасность и сохранение их культурной идентичности. Перед лицом грозящей опасности в Москве осенью 1653 года был созван Земский собор. Судьбоносное решение он принял 1 октября. Собор одобрил воссоединение Украины с Россией и объявил войну Польше. В его решение от имени царя было записано: «Гетмана Богдана Хмельницкого и всё Войско Запорожское с городами и с землями принять под свою государскую высокую руку». Во владения Хмельницкого отправилось «большое посольство» во главе с боярином Василием Бутурлиным. В начале 1654 года оно прибыло в город Переяслав. После её вердикта была созвана открытая Рада с участием тысяч казаков, горожан и крестьян. Это был кульминационный момент в процессе воссоединения двух братских народов. В «явной всему народу» Раде приняло участие большое число делегаций со всех концов Украины — «великое множество всяких чинов людей». По сути, Переяславская Рада оказалась первым масштабным украинским всенародным референдумом. На него был вынесен единственный вопрос — о воссоединении с Россией. В случае положительного решения это приводило к созданию объединённого восточнославянского государства. При большом стечении народа Хмельницкий выступил с речью. Он предложил выбрать одного из четырёх государей, в подданство которого пойдёт Украина — польского короля, турецкого султана, крымского хана или московского царя. В своём выступлении гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович, которого «мы уже шесть лет беспрестанными молениями нашими себе просим», прислал к украинскому народу посольство и призвал к единению с братским русским народом. Участники Рады встретили эту весть возгласами одобрения. Решение было единодушным: «Волим под царя московского, православного» - так свидетельствуют документы эпохи. Этот торжественный момент изображён на картине украинского художника Михаила Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом». В современной Украине творчество этого талантливого живописца предано забвению… После решения Рады боярин Бутурлин вручил Хмельницкому царскую грамоту, в которой говорилось о согласии Москвы принять в подданство «всё Войско Запорожское з городами и з землями», а также держать Украину «в оборони и в защищенье». Участники Рады принесли присягу на верность, а Богдан Хмельницкий получил от лица царя Алексея Михайловича знаки гетманской власти — булаву и знамя. Современники отмечали, что историческое решение Переяславской Рады встретило всеобщую поддержку Малороссии. В последующие месяцы русское посольство побывало почти в двухстах украинских городах и сёлах и приняло присягу от 127 тысяч казаков, мещан и вольных селян мужского пола. Таким образом, волеизъявление было по-настоящему всенародным. Уже в марте 1654 года в Москве был подписан акт, закрепивший статус украинских земель в составе русского государства. По сравнению с эпохой польского господства их права существенно расширились. В частности, здесь сохранились выборное гетманское управление и военно-административная система во главе с казачьими полковниками. В судьбе украинского народа Переяславская рада и воссоединение с Россией имели огромное прогрессивное значение. Она освободила значительную часть страны от национального и религиозного гнёта польской знати, воссоединила два братских народа в одном государстве. Положение украинских крестьян и ремесленников значительно облегчилось. Были созданы более благоприятные условия для социально-экономического и культурного развития украинского народа, обеспечена интеграция Украины в складывавшийся общероссийский рынок. Она избавилась от участи стать сельскохозяйственной колонией Европы. Расширилось культурное общение братских народов. Отныне русские и украинцы совместными усилиями боролись против внешних врагов. Исчезла угроза турецких набегов. Украинский народ был избавлен от порабощения со стороны иностранных государств. Воссоединение способствовало укреплению Российского государства и подъёму его авторитета на международной арене. Конечно, впереди было ещё немало трудностей. Больше десяти лет продолжалась русско-польская война. Это подтвердил договор 1686 года о «Вечном мире». Однако Правобережная Украина ещё долго оставалась под чужеземным господством. Но завет Переяславской рады был выполнен. Веками русские и украинцы шли вместе, сообща переживая потери и приобретения, победы и поражения.
Осколки Древней Руси
- Переяславская Рада | Список Стенякиной | Расширение НАТО
- Лента новостей
- 370-летие Переяславской рады отмечают в России – СампоТВ 360°
- Переяславская рада 1654 года: причины, итоги, последствия
- О Переяславской Раде - День Переяславской Рады
- Из Википедии — свободной энциклопедии
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Причин для этого было немало. К тому же ни один другой союз не давал Украине гарантий сохранения религии и языка, равноправной культурной жизни. Но в основе переяславского выбора находилось не одно лишь чувство исторической и духовной общности, хотя его роль и была исключительно велика. Здесь был и абсолютно трезвый учет экономических, международных и внутриукраинских реалий того времени. Путь к воссоединению был непрост и для России. Принятие Украины грозило новой войной с сильным западным соседом ведь в Смутное время, всего за несколько десятилетий до этого, польский гарнизон стоял в российской столице. Непростым был и сам механизм воссоединения — ждать от XVII века развитых дипломатических или парламентских традиций было бы наивным… Однако даже тогда все возможные процедуры были проведены. Для обсуждения этого вопроса в Москве дважды собирались Земские соборы — представительные органы той эпохи. И на соборе 1653 года был дан четкий ответ на обращение Богдана Хмельницкого и Запорожского войска. Ответ — основанный на ясном понимании всей цены и последствий такого шага. Именно он предопределил дальнейшее развитие событий.
Это один исторический фейк, как и Переяславская рада Хмельницкого», — сказал Дроздов. Напомним, что Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 18 января 1654 года в Переяславе, где было принародно принято решение об объединении территории Войска Запорожского с Русским царством, закреплённое присягой на верность царю. Также напомним, что на Украине давно предпринимают попытки переписать историю , чтобы перекодировать жителей этой страны и настроить их против России.
Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В. В составе московского посольства также были окольничий И. Алферьев, дьяк Л. Лопухин и представители духовенства. Утром 8 18 января состоялся старшинский совет запорожского казачества. В нём приняли участие представители казацких полков и жители Переяславля, которые по окончании совета единогласно высказались за воссоединение Украины с Россией.
Сейчас на наших глазах завершается очередной исторический цикл, мы опять наблюдаем объединение русских земель. Крым прошёл по этому пути первым, за нами последовали народные республики Донбасса, Херсонская и Запорожская области. Уверен, что скоро этот список пополнится новыми территориями, такое состояние для них наиболее логичное ментально», — убежден глава крымского парламента. Спикер также подчеркнул: «Сейчас мы молимся за жителей Донбасса, за наших воинов, участвующих в спецоперации.
Была ли Переяславская рада воссоединением Украины с Россией
После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю. Переяславская рада Теория: Богдан Хмельницкий попросил русского царя Алексея Михайловича взять под свою руку земли Войска Запорожского. Главная/Новости/Участники форума в Луганске предложили ежегодно праздновать годовщину Переяславской Рады (ФОТО). История России вообще и Переяславская рада в частности якобы являются исторической ложью, распространённой Москвой. по решению Переяславской Рады, после длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, Запорожское войско вместе со значительной частью Малой Руси официально вошло в состав Московского Царства. воссоединение русского народа" По мнению его участников тогда состоялось не "воссоединение земель", а принятие в подданство путём присяги тех подданных Польского Короля.
Переяславская рада или День воссоединения Руси: почему укронацисты пытаются переписать историю
Please wait while your request is being verified... | Переяславская рада тоже не закрепила всю территорию, которая позже стала называться украинской в составе единого Русского государства. |
В Крыму отметили 369 годовщину Переяславской рады | подчеркнул Азаров, - стала тем самым великим событием, которое на века определила духовное, культурное, цивилизационное развитие Украины, России и Белоруссии. |
Переяславская Рада: как принималось решение о присоединении Украины к России | это Таможенный союз сегодня!" у памятника Богдану Хмельницкому в Киеве соединяют флаги Украины и России. |
ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА / ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗБОР ФЁДОРА ГАЙДЫ - Телеканал «СПАС» | Переяславская рада тоже не закрепила всю территорию, которая позже стала называться украинской в составе единого Русского государства. |