В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва. Фарисей прошел в переднюю часть храма, мытарь же стоял у входа, преклонив главу. Этому нас учит и Господь наш Иисус Христос притчею о мытаре и фарисее в сегодняшнем Евангельском чтении.
Как нас касается притча о мытаре и фарисее?
Он пришел в храм помолиться, но забыл о своем намерении. Он был настолько полон собою, собственной праведностью, что думал, будто ни в чем не нуждается, ни в благоволении Божьем, ни в Его благодати; он, кажется, считал, что об этом вовсе не стоит просить. Он уничижал других. Он высказывается неопределенно, так, как если бы был лучше любого человека. Мы можем иметь основание благодарить Бога за то, что не таковы, как некоторые, известные своими пороками и низостью, но говорить так опрометчиво, как если бы мы были единственно хорошими людьми, а все остальные распутники и негодяи, значит судить слишком обобщенно. Он знал о том, что это был мытарь, и на этом основании очень немилостиво заключил, что он был грабитель, обидчик, во всех отношениях испорченный человек. Предположим, это так и было и фарисей знал об этом, но какое ему до этого дело? Разве он не мог возносить свои молитвы это было все, что делали фарисеи без упреков в адрес своего ближнего? Или это было частью его Боже, благодарю тебя? И не доставляла ли ему греховность мытаря такое же наслаждение, как его собственная праведность? Это самое очевидное доказательство не только недостатка смирения и милосердия, но и преобладания гордости и злобы.
Обращение мытаря к Богу было совершенно противоположно обращению фарисея: оно было исполнено смирения и унижения в такой же степени, в какой обращение фарисея — гордости и надменности; исполнено покаяния в грехах и желания к Богу, тогда как фарисей был полон уверенности в себе, в собственной праведности и достаточности. Он обнаружил свое покаяние и смирение в своих действиях: его поза во время обращения к Богу выражала глубокое смирение и серьезность, одежда свидетельствовала о сокрушении, раскаянии и покорности сердца. Фарисей стоял, но забрался так высоко, как только мог, в верхний конец двора; мытарь же держался на расстоянии, сознавая себя недостойным подходить близко к Богу и, вероятно, опасаясь оскорблений от фарисея, смотревшего, как он заметил, с презрением на него, а также помех для молитвы. Этим самым он признавал, что Бог по справедливости мог смотреть на него издали и мог навеки удалить его от Себя, что это было великим благоволением Бога — допустить его до такой близости. Он вознес свое сердце к Богу на небесах, выражая святое желание, но, одолеваемый чувством стыда и сокрушения, не мог поднять глаза свои с уверенностью и святым дерзновением. Его беззакония постигли его, так что он видеть их не может, Пс 39:13. Его потупленный взор свидетельствовал об унынии его духа, вызванного сознанием греха. Сначала сердце поражает грешника своими укоризнами, 2Цар 24:10: И вздрогнуло сердце Давида... Грешник, что ты натворил? А потом он поражает свое сердце угрызениями и сожалениями: Бедный я человек!
О Ефреме сказано, что он бил себя по бедрам, Иер 31:19. Великие плакальщики описываются как ударяющие себя в грудь, Наум 2:7. Затем он выразил это и в произнесенных им словах. Молитва его была краткою. Страх и стыд не позволяли ему сказать больше, слова потонули в стенаниях и вздохах. Однако все сказанное им было сказано с определенной целью: Боже! Да будет благословенно имя Божье — молитва эта была услышана, и мы уверены, что произнесший ее человек пошел домой оправданным. И мы получим оправдание через Иисуса Христа, если будем молиться, как молился мытарь: «Боже! Если Ты не помилуешь меня, я навеки погибну, буду вечно страдать. Боже, будь милостив ко мне, ибо я был жесток к самому себе».
Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Фарисей не признает себя грешником, никто из его ближних не может его упрекнуть ни в чем, и он сам не видит причины, чтобы укорять себя, он чист, чист от греха. А мытарь не видит себя никем иным, как только грешником, виновным преступником пред судом Божьим. Фарисей опирался на заслуги своих постов и десятин, а бедный мытарь отвергает всякую мысль о своих заслугах и прибегает к милости Божьей как к своему городу убежища, хватается за роги этого жертвенника. Он приходит как нищий за милостыней, когда уже был готов умереть голодной смертью. Вероятно, он повторял эту молитву все с большим и большим чувством, возможно, он еще что-то прибавлял, исповедовался в конкретных грехах и просил о конкретных милостях, в каких он нуждался и какие ожидал от Бога. Но при этом он все повторял и повторял, как припев песни: Боже! Оправдание мытаря Богом. Мы видели, как по-разному обращались к Богу эти два человека; теперь посмотрим, чего они достигли. Некоторые, наверно, превозносили фарисея, сопровождали его одобрительными возгласами, когда он уходил домой, и с презрением смотрели на этого поникшего, стенающего мытаря.
Однако наш Господь Иисус, перед Кем открыты все сердца, Кому известны все желания, от Кого не сокрыта никакая тайна и Кто в совершенстве знает все дела небесного суда, уверяет нас в том, что этот бедный, кающийся, сокрушенный сердцем мытарь пошел в дом свой оправданным более, нежели тот. Фарисей полагал, что если один из них должен быть оправдан, то, конечно, этим одним должен быть он, но никак не мытарь. Гордый фарисей уходит отвергнутым Богом, он не оправдан, его благодарения не только не приняты Богом, но они отвратительны для Него. Он не оправдан, его грехи не прощены, он не избавлен от осуждения. Он не может быть праведным в очах Божьих, потому что праведен в своих собственных глазах. Мытарь же в ответ на свое смиренное обращение к небесам получает прощение грехов своих. Того, кого фарисей не поместил бы со псами стада своего, Господь помещает с чадами Своего дома. Причина этого в том, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Гордые люди, возвышающие сами себя, являются противниками Богу, поэтому они обязательно будут унижены. Бог, в Своем разговоре с Иовом, прибегает к следующему доводу: Он есть Бог, Который, посмотрев на все гордое, смиряет его, Иов 40:6.
Смиренные люди, унижающие сами себя, покоряются Богу, поэтому они будут возвышены. Бог возвышает того, кто принимает это возвышение как милость, а не требует его как долг. Он будет возвышен до любви Бога к нему, до общения с Ним, до состояния удовлетворения самим собой и в конце концов будет возвышен до самого неба. Обратите внимание, как наказание соответствует греху: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет. И как вознаграждение соответствует долгу: а унижающий себя возвысится. Заметьте также, как благодать Божья сильна извлечь добро из зла; мытарь был великим грешником, и этот великий грех привел его к великому покаянию, из ядущего вышло едомое. И наоборот, смотрите, как злая сила сатаны превращает добро во зло. Это было хорошо, что фарисей не был грабителем и обидчиком, но диавол через это привел его к гордости на его погибель. Этот отрывок повествования мы читали у Матфея и Марка. Он весьма уместно следует здесь за рассказом о мытаре как подтверждение истины, проиллюстрированной этой притчей, а именно: что те будут приняты Богом и возвышены Им, кто унижает себя, и что для таковых Христос сберегает благословения, отборнейшие, лучшие благословения.
Заметьте: 1. Имеющие благословение во Христе должны желать, чтобы и их дети тоже получили его, и засвидетельствовать о своем искреннем почтении к Христу, обращаясь к Нему, и об искренней любви к своим детям, заботясь об их душах. К Нему принесли младенцев, очень маленьких детей, неспособных самостоятельно ходить, то есть грудных, как некоторые понимают это слово. Нет человека, слишком маленького и слишком юного для того, чтобы принести его к Иисусу. Он знает, как проявить благость к тем, кто неспособен послужить Ему. Одно благословенное прикосновение Христа может сделать счастливыми наших детей. Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним в знак приобщения их к Его благодати и Духу см. Ис 44:3: излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. Нет ничего удивительного в том, что желающие получить благословение от Христа, для себя самих или для своих детей, встречаются с препятствиями даже со стороны тех, кто должен был бы одобрять и поддерживать их в этом стремлении: ученики же, видя то, решили, что если их допустить к Учителю, то они будут без конца тревожить Его, поэтому возбраняли им и сердились на них. Возлюбленная жаловалась на стражей, Песн 5:7.
Многих, кому ученики возбраняли, Учитель приглашал: Но Иисус подозвал их, когда, задержанные учениками, он пошли назад. Они не обращались к Учителю, но Учитель заметил, как их унизили. Воля Христа была в том, чтобы детей приводили к Нему и представляли как жертву живую для славы Его: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им; пусть ничто не препятствует им приходить ко Мне, они будут приняты так же, как и любой другой». Обетование дано нам и семени нашему, поэтому Тот, Кто раздает обещанные благословения, приглашает их прийти к Нему вместе с нами. Дети принадлежащих к Царству Божьему также принадлежат к этому Царству, как дети свободных людей являются свободными. Если родители являются членами видимой церкви, то их дети — тоже, ибо если корень свят, то и ветви святы. Дети настолько приятны Христу, что из взрослых людей Ему более всего приятны те, кто имеет в себе много от детского нрава ст. Если человек не придет к такому состоянию самоотречения, то он никоим образом не войдет в это Царство. Царствие Божье надо принимать, как дети, принимающие имение по праву наследования, а не приобретения, и называть его даром Отца. В этих стихах содержится: I.
Беседа Христа с неким начальником, у которого было благое желание, чтобы Христос указал ему путь в небеса. Можно заметить здесь следующее. Приятно видеть знатного человека, отличающегося от других людей его круга проявлением заботы о своей душе и вечной жизни. Лука отмечает, что он был из начальствующих. Немногие из начальствующих почитали Христа, но этот был из числа таковых.
Сам Господь в последних словах этой краткой притчи истолковывает ее: всякий возносящий себя смирится, и всякий смиряющий себя вознесется, будет оправдан Богом. Это побуждает нас к размышлению: а кто мы в этой притче? Какой бывает наша молитва?
Мы никогда не любим так, как любит Христос — в о п р е к и человеческой логике.
Мы всегда ищем справедливости. Но давайте, дорогие братья и сёстры, зададимся вопросом: мы согрешили, Христос на Кресте, — где справедливость? Она — на Кресте. Где правда? Не утруждай себя вопросом, человек: для чего? Лучше скажи сам себе: «Я знаю, для чего, я знаю: не за что, а именно для чего совершается надо мной это чудо, — чудо моего восстановления, чудо моего спасения». Когда в сердце оскудевает Божественная благодать, человек настолько становится подвержен власти диавола, что для него раскрываются все тайны человеческого падения. Он видит тогда своим сердцем в каждом человеке свои же недостатки и грехи. Эжен Бернанд.
Сказано: Там, где суждение, там и осуждение см. Не дерзай, христианин, оценивать жизнь другого человека, не пытайся даже и выносить суждение, ибо всякое суждение — это есть и осуждение. Так вот, фарисейство начинается тогда, когда кончается любовь. И тогда к подвигу христианскому человек начинает относиться, как к своему долгу. Поверьте, мы ничего не должны перед Богом. Если мы чтото и делаем, то мы рабы неключимые см. Я делаю не для кого-то, если я что-то и делаю доброе, я делаю для себя. Как одни мудрые старицы сказали: «Хорошо человек делает, плохо человек делает — всё делает для себя, для своих близких, нередко». Дорогие братья и сёстры, вы и я, в том числе, давайте ещё раз подумаем, в чём же корень фарисейства?
А главное, где должно начаться наше настоящее христианское отношение к жизни? Начинается оно с уважения ко всякому человеку. Ведь другой человек выше нас, лучше нас. Его Бог любит больше, — Он его спасает так же, как и меня. Но это я недостоин любви Божией и любви других людей, а не кто-то. Что для нас самое ценное и дорогое? Мы здесь собрались все христиане. Представьте себе, что нередко даже в христианской, церковной среде мы не любим друг друга. Но давайте честно скажем сами себе: «Раз я хочу быть в раю, где же моя любовь?
Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Подлинно, молитва — всегда молитва покаяния. Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя? Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже.
Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу. Чувство греха — мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» Мк. Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне! Когда апостолу Петру открылась в чудесной ловле рыб сила Божия, он припал к ногам Христа, умоляя: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный». Из-за близости ко Христу апостол Павел мог называть себя первым из грешников. Эти слова повторяет святой Иоанн Златоуст и вся Церковь до скончания века, и каждый из нас, когда мы приступаем к таинству причащения Тела и Крови Христовых.
Горе нам, если мы повторяем их одними устами. Мы живем в мире, где все меньше чувство греха.
Что хотел донести Иисус Христос в этой притче?
- Фарисеи и мытари: глубинная суть повествования - ПОПЕЧЕНИЕ
- Неделя о фарисее и мытаре: толкование притчи, кто они такие и молитва им
- Притча о мытаре и фарисее: важность смирения
- Проповедь "НЕОБХОДИМОЕ И ДОСТАТОЧНОЕ."
- Евангельская притча о мытаре и фарисее
Толкования на Лк. 18:10
В притче о мытаре и фарисее (Лк 18:9-14) Христос ставит готового к покаянию мытаря выше исполняющего все предписания Закона и высокомерного фарисея. Толкование на притчу о мытаре и фарисее. "Сказал также к некоторым, которые уверены 6ыли о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. При́тча о мы́таре и фарисе́е — одна из известных притч Иисуса Христа, записанная в Евангелии от Луки.
Первая подготовительная неделя Великого поста. Притча о мытаре и фарисее.
Он понимал всю тщетность оправдания внешними делами. Вот эти два различных состояния. С одной стороны, молитва , начинающаяся с благодарения: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Это как будто призывание Бога, а на самом деле — утверждение своего «я», ибо сердцевина гордости, по преп. Иоанну Лествичнику , есть «бесстыдное проповедание своих трудов».
Господь ведь знает душу фарисея, а он говорит: «Я не таков, как все прочие — грабители, обидчики, прелюбодеи, — я не таков, как сей мытарь». Фарисей как будто и верит, и любит Господа, как будто ищет Его помощи, а на самом деле унижает ближнего и бесстыдно превозносится, он подходит уже к величайшей степени гордости — отвержению Бога. Зачем ему Бог , когда он всё выполнил и только хвалится перед Богом своими добродетелями? Иоанн Лествичник говорит, что «страсть гордости получает пищу от благодарения». Пока еще фарисей молится, но ещё немного — и он перестанет молиться, потому что молитва есть стремление к Богу, чтобы получить от Него помощь.
Иоанн Лествичник , — устами благодаривших Бога и велихвалившихся в мыслях своих. Ясное доказательство на это представляет фарисей, описанный в Евангелии, когда он сказал: «Боже, благодарю Тебя». Самодовольный фарисей всерьез думает, что он достиг совершенства, что он знает всё. Тот, кто думает, что ему нечему больше учиться, никогда большему и не научится. Мало того, он откатывается назад.
Откатился и фарисей, и самым большим его падением оказалось, что он стал осуждать других. Самодовольный всегда замыкается в себе, отделяется от других. Тогда неизбежно иссякает в нём любовь и вместо неё появляется осуждение других, презрение к ним. Самодовольство ослепляет и понуждает довольствоваться малым, делает человека нравственно минималистом, который доволен своими легкими внешними успехами и думает о количестве, а не качестве своих добрых дел. Вот и фарисей называет цифры: два раза пощусь, отдаю десятую часть...
Эти счёты не нужны Богу.
Господь показывает ложное благочестие — то фарисейство, которое неистребимо в человечестве и живо до сих пор среди христиан. Оно — как высокое, до времени зеленое дерево, не имеющее плода и гнилое внутри. Как научиться молиться? Вот как надо молиться: мытарь, стоя вдали, не смел поднять глаз к небесам, но ударял себя в грудь, говоря: «Боже, милостив будь ко мне, грешнику». Он стоял вдали.
Бог видит его так же хорошо, когда он стоит неприметно в толпе, как если бы он стоял один в середине храма. Подлинно, молитва — всегда молитва покаяния. Он стоит вдали, он чувствует свое ничтожество перед Богом и исполняется смирения перед величием Божиим. Господь заканчивает притчу словами «Ибо всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Не за пост, не за молитву, не за добрые дела. Но кто унижает себя?
Не тот, кто старается показаться меньше, чем он есть, говорят святые отцы, но тот, кто видит свою малость из-за своих грехов. Поистине, человек, даже если он желает, не может унизить себя больше, чем грех унижает его. Для человека, который чувствует и сознает глубины, в которые опустил его грех, невозможно опуститься ниже. Грех всегда может столкнуть нас вниз, в бездну вечной погибели, ниже, чем мы можем представить. Только через смирение в познании собственной нашей греховности может открыться нам тайна смирения Христова, в котором сокрыта красота и совершенство Божественной любви. Наше чувство греха, говорят святые отцы, зависит от нашей близости к Богу.
Чувство греха — мера знания душою Бога. Святой Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, исполняется страха при приближении Христа: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» Мк. Когда пророк Исаия оказался в Божием присутствии в видении Господа, сидящего на Престоле, он осознал свою греховность: «Горе мне!
Хотя Бог всюду слышал и давал дожди в своЁ время. Как сказал Апостол Павел: Деян. Как правило, объясняют эту притчу так. Вот фарисей — это дядька плохой во всём, а мытарь — это молодец. А ведь в конце говорится не о том, что он настолько плохой, что Бог его не слышит.
Одному дали два года тюрьмы, а другому шесть лет, то говорят: «Этот более получил». Но, если тому ничего не дали, то уже так не скажешь, что «более получил». Ясно, что тот тоже что-то получил. Для чего же мы приходим в храм? Так положено. А не придешь — тебе замечание сделают, объяснительную надо писать. Но это и правильно, потому что канонические правила говорят: два-три воскресения без уважительной причины ты не был в храме, то ты теряешь уже членство в церкви, тебя исключают. Оба они поступили очень хорошо.
Я вам неоднократно говорил, что молитва разбивается на три ступени. Первая, самая широкая, самая замызганная — на ней все просители. Там и буддисты, и мусульмане, и христиане, и еретики - все кричат: «Дай и дай сегодня же! Даже ничего не знающий человек, когда ему трудно, он кричит: «Господи, помоги! Господи, помилуй! Это — прошение — первоначальная ступень обращения к Богу. Вот на этой нижней ступеньке стоял мытарь, обидчик многих. Это не бедный, как рисуют его, но даже, может быть, очень богатый человек.
Но у него не было богатства в совести и вдруг она пробудилась. Это человек собирал налоги — очень востребованная профессия; мытари учились, как правильно обманывать людей. Пётр Первый говорил, кого на эту должность ставить — самых наглых, наиподлейших и бедных — они всё равно разбогатеют. Он это прекрасно понимал. И вот этот человек не смел глаза поднять, у него внутри произошёл переворот. И с этой ступеньки ему надо подниматься на вторую. Вторая — это благодарение. На второй ступеньки уже занято, стоит в подряснике и с орарем: «Благодарю Тебя, у меня всё исполнено по канонам, всё прекрасно».
Но этим «благодарю» он начинает унижать стоящего внизу и сразу оказывается ниже его, под ним. Под этого мытаря подсматривал снизу, он следил за ними: «Я про тебя всё знаю». Да, если бы я лично не знал, о ком идёт речь. Не знаю ни одного налогового инспектора достаточно порядочного, чтобы можно было дружить с ним. Ведь раньше в России как было? Чтобы выжать налоги, всё время работала специальная коллегия, заседали люди и думали: где бы, за что бы зацепиться? С яблони, со свиного рыла, с овечьей шерстинки. Придумали с окна брать.
Люди замазали окна. С трубы брать; но без трубы нельзя. Мне отец рассказывает: сломали трубу, дыру замазали, завалили. Я говорю: «Да как же печь топили? И чем больше придумывали, как изъять налоги, тем меньше поступало в казну — люди изощрялись еще больше. Было около 120 пунктов, по которым брали налог. С бороды брали — даже не додумаешься; Пётр Первый — умница. И были люди, которые откупались.
Он говорит: «Сто рублей за бороду». А какая борода? Большая или маленькая? И тогда люди стали платить две дани; их называют староверы-двоеданцы. Вот поэтому налоговиков всегда ненавидели, их приравнивали только к грешникам; они шли в одну строку с ними. И поэтому фарисей на него смотрел естественно, как здравый гражданин должен смотреть. А вот тут-то он со своими мерками осуждения оказался вполне не прав. Ты знал его, того, который был за порогом.
Вот если бы ты там о нём говорил так, было бы всё справедливо. Но грабитель, этот народный депутат, уже перед Богом стоит, он уже не тот, какого ты знал по его досье.
В сердце мытаря живет глубокое осознание того, что он проиграл.
Это конец. Ненавидят люди. Презирают собственные дети.
Да и сам он себя ненавидит и презирает. Он никому не нужен. Он словно испорченная деталь.
Ненужный элемент. Ему нет места в этой жизни. И вся его стабильность держится лишь на милости работодателей-оккупантов, для которых он просто прихвостень и холуй и которые больше уважают тех, кто с ними сражается, чем такое ничтожества, как он.
Все идеи, как что-то изменить в своей жизни, как выйти из этой круговой поруки, давно закончились. А потому и бормочет он: «Боже! Нечем похвастаться.
Нет ни заслуг, ни добродетелей. Состояние полного фиаско. Мытарь всем своим существом перестает ощущать в себе опору.
Он словно висит в пустоте над бездной. Только одна теперь надежда — Бог. Только на Его милость осталось уповать.
И он молится с такой силой, будто только эта молитва и держит его над пропастью. Из глубины всего своего существа. А Богу, оказывается, только этого и нужно.
Молитва фарисея тоже была услышана. И он тоже ушел оправданным. Но не так, как мытарь.
Ведь фарисею еще было на что надеяться.
Неделя о мытаре и фарисее в 2024 году: когда начинается подготовка к Великому посту?
Днесь Святая Церковь начинает подготовку к Великому посту чтением Святого Евангелия притчей о мытаре и фарисее. Фарисей и мытарь обладали разными характерами, разным пониманием веры, по-разному видели себя и анализировали себя. Согласно Евангелию от Луки, притча о мытаре и фарисее, которая читается сегодня, — последняя в серии притч, произнесенных Иисусом на пути в Иерусалим.
Мытаря и Фарисея 2023. Смысл притчи, молитва, что можно есть по дням Седмицы
Разве, Иисус не хотел, чтоб простые люди поняли значение Его притч?! То есть Христос не желал, чтобы простые люди поняли Его учение?! Конечно НЕТ! На эти же слова Христа из Матф. И Вы увидите, что Иисус не уничижает, а наоборот жалеет простых людей и желает их исцелить! Он констатирует, что Его ученики уже познают тайны Царствия Божьего, а окружающие люди далеки от этого.
К сожалению Спасителя, сердца большинства людей огрубели, поэтому они слыша не слышат… Вот Христос и пытается им донести истину с помощью притч: «Потому говорю им притчами»! Чтобы слушающие лучше поняли глубинный смысл Им сказанного. Поэтому в этой же главе далее Иисус пояснил: Матф. Что такое «сокровенное»? Это тайное!
Чтобы убедиться в этом, давайте посмотрим на текст Писания, который Иисус цитируют. Притчи в Израиле — это практические занятия для учеников раввинистических школ, для усвоения ими важных знаний при изучении Торы Тора в переводе «закон». То есть притча - это инструмент процесса обучения, по типу загадки, задачки, примера, упражнения. Давайте обратим внимание на то, что Иисус был не простым странствующим мудрецом, а был больше похож на Раввина. Поэтому Иисуса не раз называют Равви, то есть Учитель Матф.
У Раввинов того времени были у каждого свои ученики, которые долгое время, годами перенимали все знания от своего Равви. То есть, говоря притчами всем людям, Иисус как бы показывает, что ВСЕ слушатели являются Его потенциальными учениками. Вспомним, что мы прочли выше. Христос не прятал правду, не распространял тайное учение в притчах, открывая их суть лишь приближенным и избранным. Наоборот, Его спасительная весть была для всех: Иоан.
Кроме простого народа и Своих учеников, Иисус с притчами обращался и к фарисеям, и к книжникам, и к первосвященникам: Лук. Иисус приглашал всех слушателей обучаться с помощью притч заповедям Торы и Царствию Небесному. Христос хотел, чтобы все люди думали над Его словами, размышляли о Его учении. А все, кто не понял суть притч, и хотел разобраться в их смысле, тот мог последовать за Иисусом и спросить пояснения у Него, став Его учеником Мар. То есть Иисус желал каждого человека видеть среди Своих последователей — сделать Своим учеником!
Итак, повторим, притча в Израиле — это инструмент практических занятий в процессе изучения Торы. При этом притчи в Израиле в то время как и сейчас существенно отличались от басен Эзопа.
А если совершает таинства Бог, то есть ли право у священника и Церкви назначать цену и требовать деньги за их совершения?
И если Христос сказал апостолам: «Туне приясте, туне и дадите», — могут ли преемники апостолов назначать цены за требы? Да, многие у нас говорят: «Само таинство у нас бесплатно, но вот сопутствующие моменты…» Вы обязаны купить столько-то свечей, пожертвовать столько-то денег на необходимые вещи и так далее…» Но чем это отличается от назначения цены? И назвать это иначе чем торговлей благодатию Святого Духа трудно.
И если в таком важном деле некоторые наши приходы позволяют себе вольности, то как мы можем говорить о соблюдении правил, о дораскольном благочестии, об истинном православии? И если мы говорим о том, что соблюдаем дораскольное православное благочестие, свято и строго храним древние уставы и правила, то чем мы отличаемся от фарисеев? Давайте вспомним, чья наша вера.
Она наша или чья-то? Апостол Павел говорит: И сие не от нас. Божии дар!
И даже если мы что-то делаем правильно, то всё равно мы рабы неключимые, ничего же более от повеленного нам сотворшии. Мы сосуды скудельныя, несущие в себе сокровище веры Божией только Божиим попущением, и нельзя это забывать, а уж тем более гордиться этим! Наша вера — не от нас!
О фарисее сказано: он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Но Богу важнее то, что сердце говорит, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Грешный человек пришел в храм, чтобы бесчестить других людей и похвалиться своими добрыми делами. Он не грабитель, не обидчик, не прелюбодей, как другие.
Мало того! Он постится два раза в неделю и десятую часть из всего, что имеет, отдает на Церковь и нищим. Запомним, братья и сестры, с самого начала нашего пути к Великому Посту: пост и молитва, и добрые наши дела, оказывается, могут не приближать нас к Богу, а наоборот, удалять от Бога и от людей. Пост и молитва, и милостыня существуют для того, чтобы мы научились смирению и любви к Богу и человеку. Фарисей постился и давал милостыню, но он презирал и ненавидел других, надмевался и превозносился перед Богом.
Как правило, это работало — если только не злоупотреблять. Что происходило по сути? Ты оказывался волей учителя как бы выведенным за рамки ситуации в классе: ведь у тебя с педагогом особая договорённость, особые, отличные от всех остальных, отношения — на этот урок! Причем здесь был очень непростой психологический момент — сообщая учителю, что ты не готов, ты обнажался перед ним, становился беззащитным — ведь он мог и специально тебя спросить и спокойно поставить двойку!
Мытарь молит Бога — понимая, что в его ситуации всё целиком будет зависеть только от решения Самого Господа Бога: ведь мытарь пришёл к Нему с пустыми руками! Вывод притчи, который делает Сам Иисус, был для слушателей шокирующим: из храма мытарь выходит более оправданным, чем фарисей. То есть, никакие подвиги сами по себе не значат ровным счётом ничего — если через них не происходит прорыва к качественно новым отношениям с Богом. Более того: чем выше напряжённость подвигов — тем выше риск накачать своё «эго» до фантастических размеров «подвижника» — по мнению которого, уже Сам Бог должен ощущать Себя в какой-то мере «должником».
Помоги же нам, Господи, не слишком высоко думать о значимости наших трудов — и не боятся открыть перед Тобой ту боль, которая кричит в нашей душе!
Молитва, которая держит тебя над пропастью. Как понимать притчу о мытаре и фарисее
Притча о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14) также раскрывает, какой должна быть молитва. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). Притча о фарисее и мытаре, призывающая нас молиться со смирением и сокрушением о грехе, ст. 9−14. Неделя о Мытаре и Фарисее: содержание притчи, экскурс в историю, толкование, духовный смысл, значение и особенности этого периода. Однажды, повествует притча, некий фарисей пришел в Храм и заметил там мытаря, человека презренной профессии. Фарисей тешит самолюбие, а мытарь в покаянии наоборот испытывает к себе неприязнь.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
И начинают они с прочтения притчи о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее записана в 18-ой главе Евангелия от Луки. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях. Смысл притчи о мытаре и фарисее. При толковании притчи о мытаре и фарисее следует внимательно присмотреться к ее главным персонажам. В этой притче — о мытаре и фарисее — рассказывается о двух людях.
Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о мытаре и фарисее
Поскольку она более всех страстей смущает умы людей, постольку Господь и учит о ней часто и много. Так и теперь Он врачует худший вид ее. Ибо много отраслей самолюбия. От него рождаются: самомнение, хвастовство, тщеславие и пагубнейшее всех высокомерие. Высокомерие есть отвержение Бога.
Ибо когда кто совершенства приписывает не Богу, а себе, тот что иное делает, как не отрицает Бога и восстает против Него? Сию-то богопротивную страсть, против которой Господь вооружается, как неприятель против неприятеля, Господь обещает уврачевать настоящей притчей. Ибо Он говорит ее к тем, кои уверены были о себе и не приписывали всего Богу, а поэтому и других уничижали, и показывает, что праведность, хотя бы она заслуживала удивления в прочих отношениях и приближала человека к Самому Богу, но если допустит до себя высокомерие, низвергает человека на самую низшую степень и уподобляет его бесу, иногда принимающему на себя вид равного Богу. Начальные слова фарисея похожи на слова человека признательного; ибо он говорит: благодарю Тебя, Боже!
Но последующая его речь исполнена решительного безумия. Ибо он не сказал: благодарю Тебя, что Ты удалил меня от неправды, от грабительства, но как? Совершенство приписал себе и собственной своей силе. А осуждать других, как это свойственно человеку, знающему, что все, что ни есть, он имеет от Бога?
Ибо если бы он был уверен, что он по благодати имеет чужие блага, то без сомнения не стал бы уничижать других, представляя себе в уме, что и он, по отношению к собственной его силе, равно наг, а по милости облечен даром. Поэтому фарисей, как приписывающий совершенные дела собственной силе, высокомерен, а отсюда дошел и до осуждения других. Господь обозначает высокомерие и отсутствие смиренномудрия в фарисее и словом: "став".
Становится ли он праведником, когда презрительно осудил мытаря. Он не возносится над другими людьми, но старается себя обелить.
Сборщик унизительных податей не мог глаз поднять. Он считал себя великим грешником и просил только о милости Божьей, так как продался тиранам и служит им. Он не исполняет рьяно законы, но бьет себя в грудь и просит милости Господа. Он унижал себя, открывая пространство для роста. Поэтому уйдет домой оправданным Богом.
Смирение и покаяние — главное условие добродетели Христианское учение утверждает, что любой православный приближается к Господу тогда, когда делает шаг навстречу любому человеку. Любить ближнего как самого себя — это увидеть в нем не отдельную личность, а единое целое с ним. Это как пальцы рук одной ладони. Любовь к Господу и ближнему — основные христианские заповеди. Евангельская притча о мытаре и фарисее говорит о двух состояниях человеческой души: один молился с благодарностью, что не такой, как все и восхвалением своих дел; второй раскаивается и страдает, от того, что он грешник.
Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник. Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов.
Религиозность напоказ, конечно, может достигать цели формирования правильного, нужного человеку имиджа. Но имидж, как известно, ничто, тем более перед Богом. Показуха — неестественное для человека состояние. Изображая праведность, нельзя стать праведником. Как Правда — одно из имен Бога, так и ложь, лицемерие — Его полные антагонисты.
Люди вынужден существовать в тотально несовершенном обществе, где постоянно приходится делать нелегкий выбор в пользу или высоких нравственных принципов, или решения тактических сиюминутных задач. Но Бог — не карающий меч правосудия. Он все понимает. А потому дает человеку время обдумать свою жизнь, изменить образ мыслей, принять для себя новые ценности и убеждения, противоречащие принципам «человек человеку волк» и им подобным. Именно поэтому в христианстве существует важный принцип покаяния. Человек после долгих лет жизни за гранью христианской морали имеет возможность не просто вступить в ряды членов Церкви, но и получить прощение от Бога. Михаил Нестеров. Великий постриг. Мытарь — тот самый чистый лист.
Бог простил ему поборы и жестокость по отношению к налогоплательщикам, общение с язычниками и предательство своего народа. Господь увидел раскаяние и искреннее желание сборщика податей начать жить иначе. Мытарь понял, что был не прав и в ужасе увидел себя настоящего. В храме на молитве стоял уже не дерзкий, надменный и злой вымогатель, а увидевший себя настоящего несчастный человек. Опустив глаза в пол, нанося себе удары, мытарь, видимо, пытался освободить грудную клетку от тяжелого стеснения, вызванного систематическим совершением несправедливости в отношении других людей. И мытарь ушел прощенным. Возможно, он оставил свое непопулярное среди иудеев, но очень прибыльное ремесло.
Евангелие от Луки, Глава 18, стихи 10-14
Фарисей должен был сочувствовать мытарю, сострадать, сожалеть о том, что мытарь такой павший. Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Но одному, видно, этот мытарь научился в той страшной, жестокой жизни, которую он вел среди себе подобных и среди жертв ожесточения людского. Притча о мытаре и фарисее – это призыв Христа подумать и искоренить фарисейство, живущее в каждом из нас. Свое название Неделя о мытаре и фарисее получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.