Добыча угля в России в январе-мае выросла на 2%, до 162 млн тонн. Обзоры включают в себя последние новости мировой угольной промышленности и международного рынка угля, содержат аналитический и справочный материал по состоянию дел в угольной промышленности отдельных стран. Утроение добычи угля к 2028 году под землей поможет компенсировать истощение запасов в открытых карьерах и поэтапно отказаться от импорта, сказал он. Рост мировой добычи угля достигнет пика в 2023 году, лишь немного превысив уровень 2022 года. Согласно самым последним данным, ожидается, что мировая добыча угля вырастет на 5,4% и достигнет 8318 метрических тонн в 2022 году.
Прирост добычи угля стал рекордным за более чем 40 лет
Парадокс в том, что для энергетических проектов он есть и на Черноморско-Азовском направлении, и даже на Балтийском. Последнее особенно важно, если учесть, что под санкции попала Беларусь ранее отправляла часть экспортируемых нефтепродуктов через Прибалтику , и это тоже стало зоной нашей ответственности. При этом эксперт весьма скептически смотрит на перспективы расширения производства СПГ в России. По его мнению, здесь нужно было начинать заниматься импортозамещением значительно раньше. Сейчас на это уйдет слишком много времени и средств.
Иная точка зрения у Масакова. Здесь доступна профицитная электроэнергия от Кольской АЭС, функционирует глубоководный незамерзающий порт, и нет необходимости использовать суда ледового класса для экспорта, поясняет эксперт. По его мнению, также стратегически важно поддержание суверенитета российских технологий для производства СПГ и нефтесервисов. Это критически необходимо для сохранения объемов добычи и расширения экспортных возможностей.
Сюда можно отнести разработку собственных технологий сжижения газа, технологий гидроразрыва пласта используется при добыче трудноизвлекаемых запасов , расширение бурового парка и наличие танкеров. В краткосрочной перспективе 1-2 года нам придется бороться за сохранение объемов экспорта и доходов от него, максимально завися от капризной ценовой конъюнктуры и геополитики. Поставки газа из России за границу будут расти, но только за счет постепенного выхода на полную мощность работающей с конца 2019 года "Силы Сибири". А строительство новых газопроводов или СПГ заводов - дело не быстрое.
Ключевые импортеры отечественного сырья, в частности угля для энергетического сектора, заняли лидирующие позиции в этой области. Международные аналитические агентства ранее прогнозировали закрытие угольных электростанций общей мощностью 275 ГВт 75 ГВт в Европе к 2025 году. Однако весной 2022 года ситуация изменилась. Стремительный рост цен на нефть и газ вызвал настоящий ренессанс мировой угольной промышленности. Эта тенденция началась в прошлом году, ознаменовав первый год восстановления экономики после пандемии. Введение санкций лишь ускорило этот процесс, временно отвлекая внимание от принципов устойчивого развития. По прогнозам ACRA, такая ситуация сохранится в течение следующих 5-10 лет. Однако последние геополитические события и изменение экономических условий позволили российским экспортерам, активно осваивающим новые рынки, сосредоточиться на удовлетворении растущего спроса без опасений массового закрытия угольных ТЭС. Логистика также создает проблемы для отрасли: рост затрат на доставку угля на азиатские рынки негативно сказывается на экспорте и вызывает перегруженность маршрутов экспортных перевозок, что напрямую влияет на цены на продукцию. Тем не менее, несмотря на эти препятствия, они не являются непреодолимыми.
Россия намерена развивать угольную промышленность и постепенно устранять вышеупомянутые препятствия. Этот процесс требует времени и тщательного планирования каждого решения.
Климатическая политика продолжает оказывать существенное давление», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин. По металлургии — не такое драматическое падение ожидаемого импорта. Но все равно это существенно. То есть ниша и возможности, в которые можем поставлять, будут очень сильно сужаться.
Китай будет поддерживать локальных производителей», — руководитель по консалтингу Аналитического центра ТЭК Денис Дерюшкин. Мы были ориентированы на западные рынки по приобретению техники, машин, механизмов, горно-шахтного оборудования», — генеральный директор АО «СУЭК» Александр Редькин.
В 2022 году этот показатель составил 20 млн т, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу холдинга. К настоящему времени на Эльгинском угольном проекте введено 7 обогатительных фабрик. В 2024 году планируется запустить еще 4 фабрики.
Добыча угля в мире скоро достигнет рекордных уровней
Летняя погода на архипелаге Шпицберген позволила отгрузить на очередное судно более 35 тыс. т угля, добытого на руднике Баренцбург. уголь хакасии С целью увеличения объемов экспортирования угля на внешние рынки Хакасия постепенно наращивает темпы добычи этого природного ресурса. Индия не отказывается от добычи угля, отодвинув экологические соображения в сторону ради энергобезопасности. Новости угольной промышленности, добывающих, перерабатывающих компаний и поставщиков.
Инфраструктурный оптимизм для экспорта российского угля
То есть, три года назад Китай не смог решить проблему зависимости от угля. И хотят жить так, как жили раньше. Они также решили поиграть с англосаксами в игру: "умри сегодня ты а я завтра" надеясь пересидеть обвал западных стран и поживиться на остатках. Но сдается мне что им не хватит этих трофеев даже в случае успеха. И горизонт планирования до гарантированного прохождения пика не более 10-15 лет это в оптимистичном сценарии. Многие читатели планируют дожить до этого срока. Дети то уж точно. Не слишком позитивный сценарий. За эти годы нереально создать где - то еще промышленность аналогичную китайской.
Хуже для всех нас то, что Китай слишком большой для того, чтобы падать. От него зависит все мировое потребление. И обвал промышленности Китая будет сопровождаться катастрофическими процессами в мире. Так что давайте констатируем, что в Китае с углем огромная проблема. Проблема для всей планеты! Честно сказать, до сегодняшнего разбора сам не понимал, насколько все плохо в Китае с углем. Поэтому нам надо дальше импортозамещаться и как можно быстрее закрывать свои пробелы в промышленности. В первую очередь в микроэлектронике и станкостроении.
Проблема угля в Китае - это общая проблема всей планеты. Что прекрасно видео на графике прогноза добычи угля по странам до 2010 года. Только у нас и газа больше всех и атом лучший.
Стоимость энергетического угля, на который приходится 85 процентов российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. При этом для угольной отрасли с 1 марта возобновила действие курсовая экспортная пошлина, отнимающая часть прибыли. Источники издания в угольных компаниях указывают, что их доход теперь остается в логистических компаниях, а для производителей остро стоит вопрос не прибыльности, а выживания. Отдельной проблемой стала высокая зависимость от импортной техники — из-за отсутствия доходов они не могут обновлять парк техники. В отрасли надеются на отмену курсовых пошлин как можно скорее, но решение пока не принято, а Минфин согласия не дает.
Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 16 декабря 2022, 08:05 Добыча угля в мире по итогам 2022 года может достигнуть рекордных 8,3 млрд тонн Согласно отчету, ситуация на Украине и резкий рост цен на энергоресурсы привели к увеличению спроса на уголь ПАРИЖ, 16 декабря. Добыча угля может достигнуть по итогам этого года 8,3 млрд тонн, что станет самым высоким показателем за всю историю ведения статистики. Об этом в пятницу сообщило Международное энергетическое агентство МЭА. Согласно отчету, ситуация на Украине и резкий рост цен на энергоресурсы привели к увеличению спроса на уголь. Наблюдается устойчивый рост угольной энергетики в Евросоюзе, в Индии и Китае.
Летом 2022 года в отдельных регионах КНР установилась рекордно жаркая и засушливая погода. Это привело к существенному снижению гидрогенерации.
Жара также вызвала краткосрочный, но ощутимый скачок потребления электричества для кондиционирования воздуха. В 2023 году Китай планирует почти удвоить темп запуска угольных и газовых ТЭС. Ожидается, что в эксплуатацию будут введены энергогенерирующие мощности на ископаемом топливе в объеме 70 ГВт-часов. В 2022 году этот показатель составил 40 ГВт. По прогнозам, совокупный объем мощности угольной энергогенерации в Китае увеличится с 1100 ГВт-часов в 2022 году до уровня в 1330 ГВт к 2025 году. К 2030 году мощность установленной угольной энергогенерации Китая прогнозируется на уровне в 1400 ГВт-часов. Пекин стремится избежать повторения ошибок Европы, когда трансформация энергетики и промышленности проводится за счет энергетической безопасности.
Председатель КНР Си Цзиньпин отмечал, что стратегия Китая по сокращению Россия Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак в феврале 2023 года отметил, что угольная промышленность «одной из первых столкнулась с ограничениями западных стран на поставки». Запрет ЕС на наш уголь вступил в силу в августе 2022 года. Россия Российские компании смогли переориентировать существенную часть своих экспортных потоков в Азию. В первую очередь — в Китай и Индию. Крупнейшим покупателем российского угля в 2022 году стал Китай, импортировавший 67,3 млн тонн. Объем экспорта угля из России в Индию в 2022 году, по предварительным оценкам, вырос до 20,1 млн тонн. Общий объем добычи угля в 2022 году в России составил 443,6 млн тонн.
Добыча СУЭК за последние годы в среднем превышает 100 млн тонн в год, на долю компании приходится около четверти всего угольного производства в России. Второе место занимает «Кузбассразрезуголь», в 2021 году объем добычи компании составил 45,3 млн тонн. На третьем месте — УК «Элси», компания была создана в 2022 году на основе слияния «Эльгауголь» и «Сибантрацит». Совокупный объем добычи угля активами, вошедшими в состав «Элси», в 2021 году составил 37,3 млн тонн. Среди ведущих игроков угольной отрасли РФ также такие компании как «Распадская» с объемом добычи угля в 22,8 млн тонн в 2021 году, «СДС-Уголь» с показателем добычи в 19,2 млн тонн в 2021 году, «Стройсервис» 16,7 млн тонн , «Русский уголь» 14,7 млн тонн , «Востсибуголь» 13,7 млн тонн и КТК — «Кузбасская топливная компания» 12,8 млн тонн. Но в целом российские игроки не получили прибылей, сопоставимых с результатами иностранных компаний в 2022 году. Одним из факторов, замедливших рост прибылей российских компаний угольного сектора, стало укрепление рубля в первой половине 2022 года после первоначального ослабления на фоне начала СВО.
Существенная часть прибыли была также недополучена из-за того, что российские игроки были вынуждены реализовывать свою продукцию с существенными скидками. Санкции и необходимость предоставления скидок в целом привели к определенному нарушению ценообразования на российский уголь при экспортных поставках. Привязка цены к основным бенчмаркам, в том числе к австралийским и европейским, стала эфемерной. Ценообразование на российский уголь при экспорте приняло спорадический характер. В целом, несмотря на повышение затрат и вынужденные скидки при экспортных продажах, российские компании смогли заметно увеличить налоговые выплаты в бюджет. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов в своем выступлении в Думе в середине марта 2023 года заявил о том, что налоговые поступления от угольных компаний в 2022 году выросли более чем в 2 раза — до 360 млрд рублей по сравнению с показателем в 175 млрд рублей в 2021 году. Он также отметил, что власти не будут повышать налоги в отрасли в связи с вынужденной продажей угля с дисконтом и ростом логистических затрат бизнеса.
По его словам, от компаний угольного сектора также не будут требовать участия в единовременном взносе с бюджет в 2023 году. Николай Шульгинов также заявил о том, что объем добычи угля в России в 2023 году сохранится на уровне 2022 года. При этом в правительстве России рассчитывают на рост экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 1,5—2 раза к 2030 году. Активное развитие логистической инфраструктуры России необходимо как для повышения объемов поставок угля на мировые рынки, так и снижения издержек компаний. Российские компании столкнулись с повышенными затратами из-за роста тарифов РЖД и увеличения фрахтовых ставок для сухогрузов.
Тренды в мировом спросе на уголь: поясняет трейдер Станислав Кондрашов из Telf AG
Рост за счет инфраструктуры По оценкам экспертов, в 2024 году в условиях низких цен и возвращенных экспортных пошлин объемы добычи и экспорта угля могут немного снизиться либо сохраниться на уровне 2023 года. В то же время Минэнерго России рассчитывает, что по итогам 2024 года объемы добычи и экспорта угля будут как минимум сохранены на уровне 2023 года, а после ожидается рост поставок до 485-500 млн тонн по базовому сценарию к 2030 году. По оценкам Института проблем естественных монополий ИПЕМ , добыча угля в России может вырасти к 2030 году до 525-526 млн тонн. При этом эксперты сходятся во мнении, что рост показателей возможен лишь при условии модернизации и роста провозной способности Восточного полигона, отмечая при этом, что портовая инфраструктура с доступом к железным дорогам составляет более 360 млн тонн, а профицит угольных портовых мощнос-тей оценивается в 64,3 млн тонн. Таким образом, именно железнодорожный транспорт остается узким местом для вывоза угля. Напомним, что на Восточном полигоне реализуется масштабная программа модернизации для расшивки инфраструктуры и увеличения провозной способности. В текущем году должен быть завершен второй этап развития полигона, в результате чего провозные способности БАМа и Транссиба в направлении портов Дальнего Востока вырастут в 1,5 раза — до 180 млн тонн в год. Ведется проработка третьего этапа, который позволит обеспечить грузопоток в объеме 210 млн тонн к 2030 году. Кроме того, одним из способов разгрузки Восточного полигона и альтернативным маршрутом для экспорта угля в страны АТР может стать Северный морской путь СМП.
По мнению экспертов, такой маршрут поможет расширить географию поставок угля, однако его использование осложняется короткими сроками навигации, экологическими факторами, нехваткой портовых мощностей. Впрочем, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Активно идет строительство нового опорного пункта СМП — морского терминала «Енисей» в порту Диксон по отгрузке угля с Сырадасайского месторождения, через который ежегодно будет проходить свыше 5 млн тонн продукции, а в дальнейшем его мощность предполагается увеличить примерно в два раза. В прошлом году было получено разрешение на проведение дноуглубительных работ в прилегающей акватории, что позволит заходить в порт судам грузоподъемностью 100 тыс. Весомый вклад в рост показателей отрасли должны внести новые инфраструктурные проекты — строительство порта Эльга мощностью 30 млн тонн и Тихоокеанской железной дороги, которая соединит порт с Эльгинским месторождением. Принять первый балкер в порту в тестовом режиме планируется уже в 2024 году.
Это самая северная в мире угольная шахта. На вагонетке можно опуститься вниз на глубину 260 м. Изнутри управлять составом нельзя. Можно только подать сигнал в диспетчерскую. Мы называем ходки. Спуск, выезд — это как бы одна ходка идет», — рассказал машинист подъемной установки Виктор Незнанов, который отвечает за доставку шахтеров уже не первый год. Вагонетка — это первая часть пути.
Восточные направления становятся все более значимыми, и повышение доступности и пропускной способности железных дорог может сыграть решающую роль в развитии угольной промышленности. Одним из потенциальных частичных решений проблем, связанных с ограничениями, накладываемыми БАМом, может стать увеличение перевалочных мощностей на реке Амур. Этот проект может быть совмещен со строительством терминала в порту Николаевска-на-Амуре, что позволит перегружать уголь с барж на балкеры для последующей морской транспортировки. Однако необходимо признать, что проекты строительства таких терминалов займут немало времени. Между тем, перевозчики других стран также столкнутся с последствиями продолжающегося кризиса, усиливая конкуренцию на рынке. Более того, в прошлом году иностранные страховые компании объявили все российские воды "зоной повышенного риска", что привело к значительному повышению страховых тарифов лондонскими компаниями. В ответ на это судовладельцы повысили цены в несколько раз. В совокупности вышеперечисленные проблемы не приведут к полной остановке экспорта угля, но они, несомненно, создадут значительные трудности в достижении существенного увеличения экспорта угля. Единственным приемлемым решением может стать реализация комплексных мер государственной поддержки. Еще один вопрос возникает в связи с платежами. В условиях ограниченного доступа России к основным финансовым рынкам экспортеры вынуждены искать альтернативные способы оплаты. Традиционные долларовые операции через транснациональные структуры стали недоступны, что вынуждает их искать возможности для проведения операций в национальных валютах. В целом, можно сделать вывод, что проблема платежей, на которой акцентируют внимание сторонники санкций, вряд ли окажет существенное влияние на российский экспорт.
В отрасли надеются на отмену курсовых пошлин как можно скорее, но решение пока не принято, а Минфин согласия не дает. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ожидает, что к концу года в совокупности вся российская угольная отрасль станет убыточной. Эксперт по энергетике Кирилл Родионов напоминает, что из-за дефицита кадров компании вынуждены существенно повышать зарплаты, а издержки на добычу угля растут на десятки процентов. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что правительство готово отменить курсовую пошлину для угольных компаний уже с 1 мая. Вместе с тем вероятно, что мера вновь станет временной, если Минфин не сможет найти выпадающие из бюджета доходы.
Уголь — есть ли перспективы?
113,9 млн тонн – объем добычи угля в 2022 году 17,6 ГВт установленная электрическая мощность 26 500 Гкал/час установленная тепловая мощность Выработка тепловой энергии — 48. Добыча угля в Туве достигла исторических показателей: более 1,5 млн т в 2023 году. В РФ добыча угля в I квартале сохранилась на уровне 2023 года. 113,9 млн тонн – объем добычи угля в 2022 году 17,6 ГВт установленная электрическая мощность 26 500 Гкал/час установленная тепловая мощность Выработка тепловой энергии — 48. Добыча угля в мире, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), вскоре достигнет рекордного уровня. Мировая добыча угля в 2023 году увеличится на 1,8% и составит 8,7 миллиарда тонн, что станет рекордным показателем, прогнозирует Международное энергетическое агентство (МЭА)."Прогнозируется, что в 2023 году мировая добыча угля вырастет на 1,8.
Потребление угля в мире в 2023 году достигнет нового рекорда
Стоимость энергетического угля, на который приходится 85 процентов российского экспорта, в начале апреля упала до минимума с 2021 года из-за низкого спроса. Другой актуальной проблемой является снижение объемов добычи угля в России, о чем сообщает Росстат. За рубежом: реальный мир / Угольная промышленность: развитие и проблемы.
Новости по теме: добыча угля
Но условные китайцы в трусах за миску риса в день уже не сможет его добывать. Добывать надо с больших глубин задорого. И чем дальше, тем дороже. При дальнейшем форсировании добычи угля в Китае Пик просто придет раньше.
Это не больше 10-15 лет. Что потом делать? Не знаю.
Потом все. Не удивительно, что Китай импортирует рекордные объемы угля. Китай в 2023 году увеличил добычу угля до рекорда.
Это также является максимальным объемом за время ведения расчетов. Это очень много! Понятно, что Китай будет наращивать поставки из других стран.
Но это уже не тот дешевый уголь в разрезах, который добывали китайцы в сланцах за чашку риса. Себестоимость совсем другая. И другая эффективность экономики.
Если инопланетяне с планеты Нубира не дадут новых технологий, каких то реальных вариантов Китаю заместить такие объемы просто нереально. Если еще и англосаксы начнут со своими союзниками гадит на морских путях, то в экономике Китая наступит быстро коллапс. Даже Россия не сможет сильно по суше нарастить поставки.
На мой взгляд, китаю нужно договариваться с Россией и строить ЖД пути к Кузбассу.
С ними во многом согласны аналитики. По оценкам специалистов компании Aurora, расширение карьера Гарцвайлер приведёт к тому, что страна превысит свои обязательства по влиянию на изменение климата. Вечерний 3DNews Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.
Транш из федерального бюджета размером в 2,7 млрд рублей был перечислен в середине мая и покрывал период в четыре месяца. Но если частники не возьмут государственные шахты ДНР под свое управление уже в июле—августе, то выдавать зарплату вновь придётся из федерального бюджета в счет погашения уже нового долга. А частнику необходимо рассчитывать на стабильный сбыт, которого по-прежнему нет.
С 2017 по 2022 год донецкий уголь хоть как-то экспортировался на Украину, в ЕС, а также понемногу в Турцию и страны Ближнего Востока. Здесь мог бы помочь мариупольский порт, однако прямого железнодорожного сообщения между Мариуполем и Донецком нет. В районе Еленовки полотно простреливается ВСУ еще с 2014 года.
И до тех пор, пока линию фронта не отодвинут, наладить экспорт угля по кратчайшему пути через порты северного Приазовья не получится. Как следствие, на экспорт с начала 2023 года было отгружено 8,6 тыс. А в условиях затянувшихся боевых действий особых надежд на рост внутреннего потребления угля нет.
Ведь потребление электроэнергии жителями и предприятиями явно сократилось. Луганская ТЭС с середины прошлого года работает на природном газе. Маломощная и старая Мироновская ТЭС в последние годы производила тепловую энергию без выработки электричества, а Углегорская сильно пострадала при освобождении ЛНР, и перезапустят её, в лучшем случае, в конце текущего года.
Возможно, ситуация изменится после освобождения всей территории ДНР, но каких-либо сроков по понятным причинам здесь устанавливать не получается. Инфраструктура и безопасность Вопрос о будущем шахт ожидаемо встал ребром сразу после присоединения республик. Глава ЛНР Леонид Пасечник во время встречи с президентом Владимиром Путиным в конце декабря ходатайствовал о сохранении шахт в госсобственности.
Несмотря на отсутствие в России государственных угольных предприятий, президент не возражал. Но в качестве встречного условия он поставил обеспечение безубыточной работы. В ДНР же решили пойти по более простому и проверенному пути — приватизировав государственные шахты.
К моменту включения ДНР в состав России там было пять государственных унитарных предприятий с 16 шахтами, из которых работали девять. Плюс 46 частных шахт, из которых на 18 велась добыча. С инфраструктурой и оборудованием на госпредприятиях просто беда.
Формального запрета на их транспортировку из РФ нет, однако из-за необходимости "обхода" ценового потолка 60 долларов за баррель российские нефтяники вынуждены использовать танкеры, зарегистрированные вне стран "Большой семерки" и ЕС, а также Австралии, Швейцарии и Норвегии. А танкеры из этих стран, как правило, отличаются более высоким сроком эксплуатации. С углем другая история. Китай добывает его больше всех в мире, но ему все равно не хватает, он также и крупнейший импортер угля, а нам наиболее удобен географически. Но поставить больше, чем можно провести по железной дороге, не получается. А издержки российских угольных компаний и без этого возросли. А ведь есть еще Индия, Вьетнам, Пакистан и другие страны - импортеры нашего угля, куда доставка обходится "в копеечку", а объемы поставок опять же ограничены возможностями инфраструктуры. Чтобы у России была возможность наращивать экспортные поставки угля и сохранить долю на мировом рынке, требуется своевременная и масштабная модернизация железнодорожной инфраструктуры.
Как отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, вопросы с внутренней инфраструктурой могут быть решены собственными силами. Необходимо только расставить приоритеты. И это станет хорошим противодействием санкциям, а мы сейчас больше сосредоточены на том, как их обойти. Но также есть вопросы с вывозом нефти трубопроводным транспортом. В контексте борьбы с нашим танкерным флотом эта тема обязательно будет выплывать.
Четыре проблемы мешают Донбассу «дать стране угля»
Более того, она и на сегодняшний день оставляет за собой колоссальное влияние. Причина — каменный уголь до сих пор является главными источниками энергии во всем мире.
США и ЕС не смогли остановить рост добычи угля: мир поставит новый рекорд 15 декабря 2023 Иллюстрация: mining-technology. Таким образом, 2023 год станет еще одним рекордным показателем мировой добычи угля, составившей 8 741 миллиона тонн», — говорится в докладе Coal 2023, опубликованном Международным энергетическим агентством МЭА.
В качестве основных поставщиков металлургического угля Индия рассматривает помимо России Австралию и Индонезию. Красноярский край. Добыча угля на Бородинском разрезе имени М. Это прямая альтернатива морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал В поисках оптимального маршрута Но возникает вопрос: как успеть укрепить свои позиции в странах АТР, то есть какой путь наиболее короткий? Ответ, казалось бы, очевиден: порты Дальнего Востока, которые традиционно аккумулировали основные транспортные потоки в страны Азии. Но все не так просто. С ограничением в прошлом году поставок товаров в Европу экспортеры почти всех отраслей были вынуждены искать новые рынки сбыта и находят их в основном в Азии. Эти и другие угольные потоки устремились по БАМу и Транссибу к портам Дальнего Востока, равно как и эшелоны с другими экспортными товарами. Поэтому в прошлом году на дальневосточных железнодорожных направлениях периодически возникал коллапс, и это на фоне изначально присущего Восточному железнодорожному полигону дефицита пропускной способности. Тем не менее это 107 млн тонн угля — почти половина российского экспорта.
По ППС страна уже является третьей в мире. Будучи при этом крайне бедной страной, не имеющей существенных запасов энергетических ресурсов кроме угля, Индия имеет колоссальный потенциал наращивания его потребления, особенно если станет новой «фабрикой мира», обладая самой большой и дешевой в мире рабочей силой. Отдельно стоит отметить потребление угля в Индонезии. Будучи динамично растущей экономикой с огромным и увеличивающимся населением, эта страна быстрыми темпами наращивает потребление энергии, одним из источников которой является уголь. За десять лет его потребление выросло в два раза. Потребление угля растет и на многих других азиатских рынках. Торговля углем На карте торговля углем выглядит следующим образом. Светлые страны — нетто-экспортеры. Темные — нетто-импортеры. Не далеко расположилась Индия и, неожиданно, Япония. При этом потребление угля в Японии не является временным следствием роста цен на энергоносители. Уровень потребления достаточно стабильный на протяжении многих лет. Угольную отрасль можно смело назвать экспортно-ориентированной. При этом дальнейший рост экспорта сдерживается удаленностью угольных бассейнов от крупных перевалочных портов и необходимостью строить инфраструктуру, прежде всего железнодорожную и портовую, для вывоза. Основными потребителями российского угля являются страны АТР: на Китай среди них пришлось в 2021 году 52 млн тонн. Почти столько же, к слову, ушли в Европу.