Два дня спустя, 29 января (10 февраля) 1837 года, сердце раненного на дуэли поэта остановилось. 29 января (10 февраля) в 14:45 Пушкин скончался от перитонита. 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом. 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года – трагическая дата в истории русской культуры. В этот день скончался Александр Сергеевич Пушкин – величайший российский поэт, имя и творчество которого широко известны во всем мире.
10 февраля - День памяти А. С. Пушкина
Приезда Арендта он ожидал с нетерпением. Жуковский: «Я возвратился к Пушкину с утешительным ответом государя. Выслушав меня, он поднял руки к небу с каким-то судорожным движением. Эти слова говорил слабо, отрывисто, но явственно. Между тем данный ему прием опиума несколько его успокоил.
К животу вместо холодных примочек начали прикладывать мягчительные; это было приятно страждущему. И он начал послушно исполнять предписания докторов, которые прежде отвергал упрямо, будучи испуган своими муками и ожидая смерти для их прекращения. Он сделался послушным, как ребенок, сам накладывал компрессы на живот и помогал тем, кои около него суетились. Одним словом, он сделался гораздо спокойнее.
В этом состоянии нашел его доктор Даль, пришедший к нему в два часа. Жуковский: «Почти всю ночь на 29-е число; эту ночь всю просидел Даль у его постели, а я, Вяземский и Виельгорский в ближайшей горнице он продержал Даля за руку; часго брал по ложечке или по крупинке льда в рот и всегда все делал сам: брал стакан с нижней полки, тер себе виски льдом, сам накладывал на живот припарки, сам их снимал и проч. Он мучился менее от боли, нежели от чрезмерной тоски: «Ах! Или: «Постой — не надо — потяни меня только за руку — ну вот и хорошо, и прекрасно» Все это его точное выражение.
Даль: «Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться с смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час его ударил. Плетнев говорил: «Глядя на Пушкина, я в первый раз не боюсь смерти». Больной положительно отвергал утешения наши и на слова мои: «Все мы надеемся, не отчаивайся и ты! Жуковский: «Когда тоска и боль его одолевали, он делал движения руками и отрывисто кряхтел, но так, что его почти не могли слышать.
Смешно же... Спасский: «Боль в животе возросла до высочайшей степени. Это была настоящая пытка. Физиономия Пушкина изменилась; взор его сделался дик, казалось глаза готовы были выскочить из своих орбит, чело покрылось холодным потом, руки похолодели, пульса как не бывало.
Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать. Жуковский: «Что было бы с бедною женою, если бы она в течение двух часов могла слышать эти крики: я уверен, что ее рассудок не вынес бы этой душевной пытки.
Но вот что случилось: она в совершенном изнурении лежала в гостиной, головою к дверям, и они одни отделяли ее от постели мужа. При первом страшном крике его княгиня Вяземская, бывшая в той же горнице, бросилась к ней, опасаясь, чтобы с нею ничего не сделалось. Но она лежала неподвижно хотя за минуту говорила ; тяжелый летаргический сон овладел ею; и этот сон, как будто нарочно посланный свыше, миновался в ту самую минуту, когда раздалось последнее стенание за дверями». Кончина Белюкин Дмитрий Анатольевич род.
Жуковскому и гр. Виельгорскому и сказал: отходит! Пушкин открыл глаза и попросил моченой морошки. Жуковский: «Он открыл глаза и попросил моченой морошки.
Спокойное выражение лица его и твердость голоса обманули бедную жену; она вышла как просиявшая от радости лицом. А в эту минуту уже начался последний процесс жизни. Я стоял вместе с графом Виельгорским у постели его, в головах. Сбоку стоял Тургенев.
Но мысли его были светлы. Изредка только полудремное забытье их отуманивало. Спасский: «Минут за пять до смерти Пушкин просил поворотить его на правый бок. Даль, Данзас и я исполнили его волю: слегка поворотили его и подложили к спине подушку.
Не прошло нескольких мгновений, как Пушкин сказал; — Теснит дыхание. То были последние его слова. Оставаясь в том же положении на правом боку, он тихо стал кончаться, и — вдруг его не стало. Даль: «Друзья, ближние молча окружили изголовье отходящего; я, по просьбе его, взял его подмышки и приподнял повыше.
Всеместное спокойствие разлилось по всему телу; руки остыли по самые плечи, пальцы на ногах, ступни и колени также; отрывистое, частое дыхание изменялось более и более в медленное, тихое, протяжное; еще один слабый заметный вздох — и пропасть, необъятная, неизмеримая разделила живых от мертвого. Он скончался так тихо, что предстоящие не заметили смерти его. Жуковский: «Тяжело дышать, давит! В ту минуту я не сводил с него глаз и заметил, что движение груди, доселе тихое, сделалось прерывистым.
Это называется издавать; слово ясно; по крайней мере до сих пор другого не придумано", - оправдывался он в первой книге своего "Современника". Можно сказать, что подобно тому, как больше десяти лет назад, подав жалобу на перепечатку "Кавказского пленника" без его ведома, он создал прецедент в области защиты авторского права в России, сейчас он выступил новатором в том, что касается брендирования. Но выступил вообще-то не очень удачно. Не говоря уж про то, что совершенно бескорыстно! И поэтому заметка в "Современнике" заканчивается так: "Жалеем, что искреннее желание ему [переводчику] услужить могло подать повод к намекам, столь оскорбительным". В общем, если бы Хлюстин всё это знал, он бы, как благовоспитанный человек, конечно, не стал в доме у Пушкина эту тему поднимать и уж тем более пересказывать слова Сенковского об "обмане публики". Для него это была просто еще одна малозначащая светская тема. Не то для Пушкина.
Он так завелся, что Хлюстин и его спутник Григорий Небольсин сочли за лучшее немедленно откланяться. И уже в дверях хозяин заявил гостю, что так этого не оставит. Наутро Хлюстин - отставной офицер, между прочим, - послал Пушкину письмо с простым вопросом: "Ну и? Что он и сделал за три-четыре дня. Жилет, в котором Александр Сергеевич Пушкин стрелялся на дуэли, хранящийся в мемориальном музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Она-то и дает понимание о причине такой горячности 35-летнего отца троих на тот момент детей. Дело в том, что Репнин-Волконский и Уваров [Сергей Семенович, русский антиковед и государственный деятель, министр народного просвещения в 1833-1849 гг. И издевательская "Ода на выздоровление Лукулла", [написанная Пушкиным и] бьющая в Уварова, формально к нему тоже могла относиться.
Сам Николай Григорьевич, в отличие от свояка, никаких поводов заподозрить себя в неуместной спешке при дележе наследства еще не умершего богатого родственника жены не давал - но счел сатиру вмешательством в чужие семейные дела, о чем, видимо, несколько раз обмолвился при посторонних. И буквально в день объяснения с Хлюстиным, пятого февраля, Пушкин пишет Репнину-Волконскому ледяное французское письмо с просьбой объяснить яснее свои замечания - и с явным прицелом на дуэль. При этом по дошедшему до нас черновику письма видно, что Пушкина буквально захлёстывает ярость: "Говорят, что князь Репнин позволил себе оскорбительные отзывы. Оскорбленное лицо просит князя Репнина соблаговолить не вмешиваться в дело, которое его никак не касается". Но Пушкин все-таки сумел выдержать правильный тон, и 57-летний генерал, бывший посол в Испании и губернатор Малороссии, который, кстати, тоже переживал не лучший период в жизни, сумел найти в ответ такие же решительные и правильные слова. Князь уверил по-русски, что ничего подобного не говорил, и заметил: "генияльный талант ваш принесет пользу отечеству и вам славу, воспевая веру и верность русскую, а не оскорблением честных людей".
Секундант поэта Данзас позаботился предупредить Наталью Пушкину о ране мужа, правда, сообщил ей не всю правду. Он заявил, что поэт стрелялся с Дантесом, ранен, но очень легко. Поэт принялся успокаивать жену, заверил, что его рана не опасна. Его отнесли в кабинет, где раздели и положили на диван.
В скором времени прибыл врач, Пушкин попросил говорить с ним о его положении откровенно. Он боялся не успеть дать нужные распоряжения. Если так, то я должен вам сказать, что рана ваша очень опасна и что к выздоровлению вашему я почти не имею надежды, врач Николай Арендт. Поэт принял это спокойно, только попросил не сообщать жене. При прощании врач также добавил, что обязан сообщить о дуэли императору, но Пушкина это уже не волновало. После отъезда Арендта к поэту начали съезжаться его друзья: поэт Жуковский, князь Вяземский, историк Тургенев, граф Виельгорский, князь Мещерский, будущий министр внутренних дел Валуев, бывшая фрейлина Загряжская. Они не оставляли поэта до самой смерти, только редко отлучались на короткое время. Через два часа вернулся Арендт — привёз записку от Николая I, наскоро написанную карандашом: "Любезный друг Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на своё попечение". В течении всего дня Пушкина постоянно навещали доктора, но никто не мог облегчить его страданий.
Он назначил Пушкина камер-юнкером, чтобы Наталья Николаевна была обязана бывать на балах в Аничковом дворце. Но все-таки связь Гончаровой с императором — это только домыслы, и никаких фактов, подтверждающих это, нет. Но это вовсе не значит, что Наталья Николаевна не переживала за своего супруга.
Объяснить такой ответ можно тем, что Гончарова была глубоко верующей. Если бы ее муж выжил, то, согласно христианским убеждениям, она должна была оплакать его убитого противника», — объяснила Карташова. Миф 5.
Поводом для дуэли стало поведение Дантеса Конечно, развязное поведение Дантеса и его явные ухаживания за женой Пушкина, а также насмешки света над бедным «рогоносцем» были главной причиной конфликта. Но на самом деле финальным толчком к роковому поединку стало оскорбительное письмо самого Пушкина. В конце концов, взбешенный этим, Пушкин уже сам написал письмо барону Геккерну, где обращался к нему в весьма жестких и жестоких выражениях к примеру, называл его старухой-сводницей.
Ответом на такое письмо мог быть только вызов на дуэль. Таким образом, Пушкин сделал все возможное, чтобы получить этот вызов. Действительно, барон бросил ему вызов, но из-за своего статуса нидерландского посланника в Петербурге он не мог драться на дуэли, и вместо него стреляться вышел его приемный сын», — пояснила Карташова.
Миф 6. Жесткие условия дуэли установил Геккерн Жаждавший поскорее расквитаться с обидчиком, Пушкин был согласен на любые условия поединка. В итоге он фактически подписал себе смертный приговор.
В некоторых источниках можно встретить версию, согласно которой жесткие условия дуэли установил сам Геккерн. Но в музее Пушкина эту версию уверенно отвергают: «Жесткие условия поединка установил вовсе не Геккерн, а секунданты. Они и выработали условия дуэли.
Пушкин настаивал на том, чтобы поединок состоялся как можно скорее: он боялся, что друзья отговорят его и помирят с соперником или сделают так, чтобы эта дуэль не состоялась. Поэтому он до последнего не говорил Данзасу, что выбрал его своим секундантом, а попросил его об этом практически перед самой дуэлью — не дай бог, кто узнает и помешает! Все держалось в обстановке такой секретности, что даже самые близкие друзья поэта не знали о том, что происходит, пока дуэль не случилась.
Шансов выжить, а тем более остаться невредимым в таком поединке почти не было: расстояние между противниками было очень маленьким — всего 20 шагов, а барьер составлял всего 10 шагов. Причем стрелять можно было с любого расстояния на пути к барьеру, права первого выстрела не было. Первым выстрелил Дантес: он сделал четыре шага и спустил курок.
То есть даже по реалиям того времени — и европейским, и российским — правила этой дуэли были очень жестокими: практически верная смерть». Миф 7. Предотвратить дуэль было невозможно Шанс изменить трагический ход событий был, причем сделать это могла сама Гончарова.
Но ей помешало плохое зрение: «Даже в сам день дуэли Пушкина и Дантеса трагедию можно было предотвратить. Конечно, Наталья Николаевна ничего не подозревала о предстоящем поединке и, возможно, могла бы остановить Пушкина. Но, к сожалению, она была близорука и не рассмотрела мужа в санях, а Пушкин и вовсе смотрел в другую сторону.
Официальный сайт
- Основная навигация
- 10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)
- 10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
- Последние часы Пушкина: как умирал поэт
- Портал правительства Москвы
ДЕНЬ ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. 185-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА - События
Похоронен Александр Сергеевич в Святогорском монастыре. В 1925 году за Музеем-квартирой А. Пушкина был официально закреплен статус музея. С тех пор не прекращается традиция приходить на Мойку, 12 поклониться памяти поэта. Торжественное памятное собрание, посвященное годовщине гибели А. Пушкина, проводится ежегодно 10 февраля во дворе дома на Мойке, 12 при стечении общественности, с участием представителей творческой интеллигенции, Правительства России, Администрации Санкт-Петербурга, иностранных гостей.
Эта памятная дата является значительным событием в истории России, именно поэтому повсеместно проводятся мероприятия, посвящённые памяти Александра Сергеевича Пушкина.
Пушкин в жизни и творчестве Виктора Конецкого. К 95-летию писателя» 27 марта — 29 мая Выставка приурочена к 70-летию киносценариста, капитана дальнего плавания, художника, одного из самых талантливых и любимых читателями писателей.
В экспозиции будут представлены материалы из рукописно-документального фонда, фонда документальной фотографии и отдела книжных фондов Всероссийского музея А. Выставка «Заходи на юбилей» 15 марта — 23 июня Выставка объединяет сразу несколько значимых юбилейных дат и событий 2024 года:160-летие стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога», 200-летие со дня рождения А.
Дружинина, 210-летие со дня рождения Т. Шевченко, 150-летие первого благотворительного альманаха «Складчина» и 180-летие со дня рождения А. Пушкина дает возможность посетителям совершить вслед за Пушкиным путешествие по Крыму, которое поэт осуществил вместе с семьей генерала Н.
Он происходил из дворянской семьи со старинными корнями, но сильно обедневшей. В числе предков Пушкина находятся люди оставившие след в истории России и в русской культуре: Пращур по матери — небезызвестный «арап Петра Великого» — Абрам Ганнибал. Он был крестным сыном императора Петра Великого и одним из его сподвижников. Дослужился до чина генерал-аншефа инженерных войск. Родной дядя поэта — Василий Львович Пушкин, был известным модным поэтом своего времени. Получив домашнее воспитание в это время на поэта сильно повлияла его няня — Арина Родионовна, именно она привила Александру Сергеевичу любовь и уважение к русской народной культуре Александр Пушкин поступил в Царско-Сельский лицей. Сокурсниками Пушкина были ставшие потом известными политическими и культурными деятелями лицеисты. В лицее Пушкин проучился до 1817 года. Уже тогда Александр Пушкин отличался свободомыслием и бескомпромиссностью.
И вскоре был замечен властями — за свои вольнодумские стихи он был сослан сначала на южные окраины страны, а потом в провинциальное имение своих родителей. В 1826 году Пушкину разрешили вернуться в столицу, но с этого времени он до своей смерти находился под негласным надзором полиции. В конце 1828 года Пушкин познакомился с красивейшей девушкой Петербургского высшего света — Натальей Гончаровой. Через три года, в феврале 1831, они повенчались. Пушкин очень любил свою жену, стремился улучшить материальное благополучие своей семьи, но это ему не очень удавалось — они жили весьма бедно.
Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными. Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы. Поэт и царь Трагедия усугублялась тем, что дуэли в то время были под запретом. В частности, К. Данзаса, который был секундантом Пушкина, могли арестовать за участие в дуэли. Поэтому, уже находясь на смертном одре, поэт через Арендта по другим данным — через В. Жуковского передал императору прошение о помиловании для Данзаса.
10 февраля - День Памяти Александра Сергеевича Пушкина!
Прощаясь с нею, просил он перекрестить его, что она и исполнила. Данзас, желая выведать, в каких чувствах умирает он к Геккерну, спросил его: не поручит ли он ему чего-нибудь в случае смерти касательно Геккерна? Требую, отвечал он ему, чтобы ты не мстил за мою смерть, прощаю ему и хочу умереть христианином». В 1835 году, Пушкин пишет стихотворение «Родрик».
Чудный сон мне Бог послал — С длинной белой бородою В белой ризе предо мною Старец некий предстоял Он сказал мне: «Будь покоен, Скоро, скоро удостоен.
Пушкин живет в сердце каждого человека, ценящего настоящее искусство, любящего поэзию и уважающего Русский язык. Мысль о том, что « Пушкин — наше всё», была высказана в 1859 году Аполлоном Григорьевым и до сих пор остается до конца не распознанной. Аполлон Григорьев, русский писатель и оригинальный мыслитель, считал, что поэты —«глашатаи великих истин и великих тайн жизни», и видел в Пушкине воплощение всего самобытного, особенного, что есть в русском народе, что отличает его сознание и даже образ жизни от представителей других миров. В честь национального литературного гения устраиваются пушкинские чтения, проводятся литературные вечера и музыкальные гостиные. Любители и профессиональные артисты с удовольствием исполняют произведения А. В их числе Государственный академический Кубанский казачий хор и воспитанники Межшкольного эстетического центра г.
Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности.
Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь».
Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский.
Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет!
Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин. Во-первых, к 15 января 1837 года Жуковский еще не ознакомился со всеми бумагами Пушкина и не имел целостного представления о его отношениях с Николаем I.
Во-вторых, романтическая школа, к которой принадлежал Жуковский, к началу XIX века тяготела к созданию и пропаганде мифа. В-третьих, указание на тонкую душевную связь императора и поэта давало защиту семье Пушкина от светского злословия, поддержку со стороны самого царя.
В этом году исполняется 185 лет со дня его смерти. Он умер в возрасте 37 лет, но за свою недолгую жизнь Александр Сергеевич написал множество выдающихся литературных произведений, оказавших решающее влияние на русскую культуру и общество. И конечно - на наш язык.
10 февраля – День памяти А.С. Пушкина
Законопроект поддержали в Правительстве. Участникам СВО спишут проценты по кредитам 11:31 3 апреля 2024 Начисленные во время кредитных каникул проценты по кредитам и займам участников СВО будут списываться.
Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта». В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта. Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России. В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением.
Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности. Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение. Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка».
Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив.
В продолжение обеда я была не очень разговорчива; все внимание мое было устремлено на Пушкина, который сидел против меня. Он был нехорош собой: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более выразительной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов"9. Анна Керн. Видим мы Пушкина-игрока, страстно преданного карточной игре и способного в один присест проиграть 5000 рублей свое годовое жалованье историографа : "Я предпочел бы умереть, чем не играть"11.
И, разумеется, у нас есть уникальная возможность наблюдать Пушкина в роли страстного любовника. В уже упоминавшемся романе "Тысяча душ" князь Раменский рассказывает: "знал эту даму, в которую он был влюблен, - и это была прелестнейшая женщина, каких когда-либо создавал Божий мир"12. В те давно прошедшие времена существовали иные представления о приличиях, отличные от нашего времени с его публичностью всех сфер жизни медийных фигур, не исключая сферы интимной. Герой литературного произведения даже не намекает на имя той, в кого был влюблен поэт, а заинтригованные собеседники князя не считают для себя возможным переступить нравственное табу и задать нескромный вопрос, уточняющий имя пушкинской музы. Пушкин и Крылов гуляют по Невскому проспекту. Без тайны нет семейственной жизни. Я пишу тебе, не для печати; а тебе нечего публику принимать в наперсники"13.
Таково было непреложное нравственное требование эпохи: не принимать публику в наперсники своей интимной жизни. Редчайшим исключением из этого общего правила стал простодушный рассказ Анны Петровны Керн - этого "гения чистой красоты" и безусловно самой откровенной мемуаристки из числа пушкинских муз. Адресат знаменитого шедевра пушкинской любовной лирики "Я помню чудное мгновенье" со вкусом поведала о Пушкине-любовнике основателю пушкинистики Павлу Васильевичу Анненкову, и он сохранил для Истории ее рассказ. Сохранил в черновых бумагах, а не в опубликованных книгах - подчеркнем это достойное упоминания обстоятельство времени и места. Однажды в Петербурге Пушкин и Керн оказались вдвоем в одной карете, и поэт решил в полной мере насладиться благоприятным моментом: "Было 30 градусов мороза. Пушкин сказал: "Скажите мне - у нас есть минутка, чтобы достигнуть цели". И когда та отказала, то возразил: "Правда, сейчас 30 градусов, и это время не подходит для любовных утех"14.
Сказав это, Пушкин замолчал, "плотнее закутался в шубу. Так кончилась эта попытка завязать разговор и быть любезным"15. А вездесущие пушкинисты получили единственный в своем роде комментарий к откровенной пушкинской исповеди. А я, повеса вечно-праздный,.
Пушкина, которое было напечатано 30 января 1837 г. Это извещение, написанное литератором Владимиром Федоровичем Одоевским 1804—1869 , состояло из нескольких строк: «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! Известие о дуэли и кончине Пушкина вызвало сильное волнение в Петербурге. У гроба поэта побывало по разным данным от 10 до 50 тысяч человек.
День памяти А. С. Пушкина
These cookies will be stored in your browser only with your consent. You also have the option to opt-out of these cookies. But opting out of some of these cookies may affect your browsing experience. Necessary Always Enabled Necessary cookies are absolutely essential for the website to function properly.
Пушкин на основании сплетен решает, что это дело рук 24-летнего Жоржа Дантеса, и вызывает его на дуэль. При этом до сих пор не ясно, кто в реальности был автором оскорбительного пасквиля. Нарышкина, единогласно избрали г-на Пушкина коадъютором великого магистра ордена рогоносцев и историографом ордена»» Legion-Media Дантес эмигрировал в Россию после очередной Французской революции. В Петербурге он попадает под покровительство голландского дипломата Луи Геккерна, который впоследствии стал его опекуном. Причем барон Геккерн усыновил Дантеса за полгода до дуэли, хотя на тот момент Жорж уже давно был совершеннолетним, а его родной отец не лишался родительских прав.
Такой странный поступок породил множество слухов о гомосексуальной связи между 44-летним бароном Геккерном и 24-летним Дантесом. Пушкин в то время хоть и переживал трудности в карьере, но его положение в обществе было высоко — в первую очередь благодаря дружбе с императором Николаем I. Поэтому спустя неделю после вызова на дуэль Дантес делает стратегический шаг: зовет замуж Екатерину Гончарову — сестру супруги Пушкина, из-за чего поэт вынужден отказаться от дуэли. Жорж и Екатерина поженились через полтора месяца. За шесть лет брака у них родились четверо детей, после последних родов Екатерина скончалась. Пушкин с женой на балу Казалось бы, дуэль в прошлом, но 7 февраля 1837 года опекун Дантеса получает письмо от Пушкина. Поэт обвиняет Луи Геккерна в сводничестве сына с женой поэта.
Он внес неоценимый вклад в развитие русской культуры, в развитие языка. Ко дню памяти А. Пушкина в читальном зале библиотеки оформлена выставка «Нет, весь я не умру…», посвященная последним годам жизни поэта, его творчеству. Книжная выставка рассказывает о жизни и творчестве Александра Сергеевича.
Мы знали, что он живет и будет жить, и это было для нас так же ясно и просто, как то, что небо синеет и будет синеть. Когда нам говорили, что он умер, что его давно уж нет, в этих словах нам чуялось что-то нескладное, похожее на неудачную риторическую фигуру. В те годы мы читали и перечитывали «Евгения Онегина». Теперь, после стольких лет и стольких житейских впечатлений, свеявших ощущение молодости, трудно припомнить и еще труднее рассказать, чем был для нас этот роман лет 30 назад. Одно можно сказать с уверенностью, что мы отнеслись к нему, как не относились современники Пушкина и как едва ли относится к нему молодое поколение, несколько лет назад теснившееся при открытии московского памятника Пушкину. При жизни Пушкина «Евгений Онегин» был предметом критики или удивления как крупная литературная новость.
Портал правительства Москвы
Сегодня, 10 февраля, исполняется 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина. Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля мероприятия. 10 февраля – день смерти Александра Сергеевича Пушкина 8 февраля 1837 года произошла трагическая дуэль великого поэта России с кавалергард-поручиком французом Жоржем Дантесом. Последние часы — Пушкин перед смертью «Утром 29 января состояние стало критическим, предагональным.
10 февраля - день смерти Пушкина
180 лет назад, 29 января (10 февраля) 1837 года, скончался после ранения на дуэли Александр Сергеевич Пушкин, которого сегодня называют «солнцем русской поэзии». Что же привело к этой трагедии, и какими были последние дни великого поэта? По традиции 10 февраля Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина открыт для посетителей бесплатно В бывшем особняке князей Волконских – «на Мойке близ Конюшенного мосту». 10 февраля — день памяти а. 10.02.202210.02.2022. В этот день в 1837 году умер великий русский поэт после ранения на дуэли. Символично, что именно в эти дни в Музее изобразительных искусств Карелии начала работу новая выставка «Сказки а.
ДЕНЬ ПАМЯТИ А. С. ПУШКИНА. 185-Я ГОДОВЩИНА СО ДНЯ ГИБЕЛИ ПОЭТА
- День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
- Continue Reading
- День памяти А. С. Пушкина
- Смерть поэта
День памяти А.С. Пушкина – 10 февраля
По традиции 10 февраля Мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина открыт для посетителей бесплатно В бывшем особняке князей Волконских – «на Мойке близ Конюшенного мосту». Это день скорби и печали, ведь именно 10 февраля в 1837 году умер после ранения на дуэли великий русский поэт. В России 10 февраля отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. День памяти Пушкина ежегодно отмечается 10 февраля, в день кончины эпохального классика, оставившего немалое культурное наследство.