Новости человеческий капитал страны

В статье рассмотрены теории человеческого капитала, их реализация в странах третьего мира и выявлены направления развития человеческого капитала в этих странах. Ключевые слова: человеческий капитал, санкции, контрсанкции, перераспределение. Начиная с 2020 года вклад человеческого капитала в ВВП России стал отрицательным. В тот период он составил минус 0,4 процентных пункта, в 2021-м показатель опустился до минус 0,6 процентных пункта. Человеческий капитал в Азиатской России: особенности воспроизводства и динамики.

HR-саммит «Человеческий капитал страны: стратегии лидеров» прошел в Нижнем Новгороде

Среди экономистов есть согласие по поводу того, что развитый человеческий капитал является необходимым ингредиентом экономического благополучия страны. Кроме того, это Министерство, как считает Селезнев, могло бы сыграть не последнюю роль в формировании «человеческого капитала» для взрывного роста технологий в России. «И этот капитал обязательно должен быть учтен в работе этого отдельного министерства как ключевой. На Петербургском международном экономическом форуме роль человеческого капитала в национальном развитии страны — одна из главных тем.

Где человеческий капитал в России?

Формирование человеческого капитала – знания, навыки и здоровье, которые люди накапливают в течение всей жизни –имеет решающее значение для шести стран-участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Об этом в четверг, 25 апреля, заявил президент страны Владимир Путин в ходе своего выступления на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В статье рассмотрено – понятие человеческого капитала, значение человеческого капитала для экономики, а также проблемы его развития в России: состояние образования, здравоохранения, российской науки.

Инвестировать в человеческий капитал и инфраструктуру

В оффлайн- и онлайн-формате представители государственного сектора, крупных предприятий и организаций федерального и международного уровня смогут изучить глобальные HR-тенденции, найти полезные для работы продукты и сервисы, ознакомиться с лучшими практиками, заявить о своих достижениях в масштабах страны, найти будущих партнеров, побороться за звание «Лучший Гос-HR». Ключевые темы события: «Кадровая политика регионов», «Стратегия и тренды в HR», «Цифровая среда рынка труда», «Инвестиции в человеческий капитал», «Образ будущего России» и другие.

Однако мы видим ровно противоположную тенденцию. После «отъема» территории Новой Москвы население Московской области значительно сократилось, но прибавляя ежегодно по 1,2- 1,3 процента численности, уже через два года компенсировало эту потерю.

Также интересно посмотреть на динамику численности населения в регионах, непосредственно прилегающих к Московской области. Несмотря на недостаточную развитость экономики этих регионов по сравнению с Москвой, природные условия и экология являются для них важным козырем в борьбе за население. В Калужской области мы видим наименьший по сравнению с другими похожими регионами темп падения численности.

За почти шесть лет Калужская область в целом потеряла чуть менее одного процента населения, несмотря на улучшение транспортного сообщения возможность добраться на поезде до Москвы за два часа, скоростное Киевское шоссе. Все эти регионы находятся примерно в равной удаленности от Москвы, и на все эти территории распространяется одинаковая сила притяжения столицы. Но влияние этого притяжения довольно разное и никак не связано с удаленностью или транспортным сообщением.

Роль образования, и особенно высшего образования, играет очень важную роль в удержании молодежи в регионе. Университеты, расположенные на территории Калужской области, существенно увеличили количество специальностей и в несколько раз увеличили приём студентов. Это позволило привлечь молодых людей из других регионов, значительная часть из которых после получения диплома остается жить и работать в Калужской области.

Пятилетний срок планирования не позволяет ставить цели, достижение которых займет гораздо больше времени. Так как срок, на который избирается губернатор, равен пяти годам, а максимальный период пребывания на посту может быть не более двух сроков подряд, то максимальный горизонт планирования региональных правительств равен десяти годам, а реальный — пяти. Целеполагание, связанное с умножением человеческого капитала, имеет долгосрочный характер и никак не укладывается в пятилетний срок.

Кроме того, оценка деятельности региональных правительств происходит на ежегодной основе, а существующие популярные рейтинги регионов заточены в первую очередь на экономические показатели. Единственный рейтинг, который в некоторой степени может считаться человекоцентричным, — это рейтинг по качеству жизни РИА-Рейтинг. Однако среди 11 показателей, по которым он рассчитывается, лишь три демография, уровень здоровья и образования непосредственно связаны с людьми, и, следовательно, их влияние на итоговый результат региона растворяется в экономических и инфраструктурных показателях.

Таким образом, разрабатывая стратегические планы развития регионов, региональные правительства отдают предпочтение так называемым быстрым победам, которые могут быть позитивно отражены в официальной отчетности и повлиять на восхождение региона в рейтингах. При этом цель устойчивого умножения человеческого капитала, не являясь предметом фокусного внимания федерального Центра, требует комплексного системного подхода и не может быть достигнута за пять лет, а потому является крайне невыгодной для губернаторов. В качестве иллюстрации приведем цитату из письма, полученного нами из одного региона от местного Агентства по развитию человеческого капитала: «Человеческий капитал — не цель, а одно из средств решения задач стратегии социально-экономического развития области до 2030 года».

Потребительское отношение к гражданам, как к средствам достижения и обслуживания экономических показателей, к сожалению, слишком укоренилось в сознании многих руководителей, что приводит к принятию решений, последствия которых негативно влияют на жизнь людей и способствуют опустошению территорий нашей огромной страны. Эта философия, принесенная из бизнеса, не может и не должна главенствовать в государственном управлении, если цель государства — это благополучие его граждан. На примере Дальнего Востока и Сахалинской области, в частности, хорошо видно, что развитие экономики, рост валового регионального продукта не ведет за собой автоматического увеличения численности населения.

Расширение производств требует рабочих рук, а привлечение инвестиций сдерживается в условиях нехватки квалифицированного персонала в регионе график 2.

Иными словами, чем больше образованных людей, тем выше производительность труда и тем больше здесь создаётся добавленной стоимости и, в конечном счёте, становится богаче национальная экономика. В данном случае, я рассуждаю как профессор мировой экономики. Образование обязательно должно транслироваться в производительность труда. В противном случае, зачем оно тогда? Если нет трансляции образования в производительность труда, то государство и общество тратят деньги на ветер. Или, что ещё хуже, кормят своих оппонентов по экономической гонке — соревновании экономик. Проблема разбазаривания впустую человеческого капитала не второстепенная и не незначительная для государственного строительства и стратегии национального развития.

Посудите сами. Человеческий капитал не даёт роста экономике, а даже наоборот.

Возникает вопрос, где взять научных сотрудников?

Тем более в таких условиях, когда студентов не привлекает аспирантура, когда научная деятельность проигрывает перед работой — иногда не совсем интеллектуальной, но хорошо оплачиваемой. Эти «развилки», эти слабые места в системе образования, на самом деле начинаются не в вузе, а еще в школе. Слова, некогда сказанные премьер-министром Великобритании, подразумевают, что, готовясь к будущим военным конфликтам, военачальники обращаются к своему прошлому опыту, учитывают предыдущие ошибки, чтобы не допустить их снова.

Фразу, ставшую крылатой, можно воспринимать и наоборот: в этом случае она приобретает негативный оттенок и говорит уже о генералах-ретроградах, которые, в отличие от молодых продвинутых умов, не могут идти в ногу со временем. Новая «война» предстоит и в образовании. И будет лучше, если мы пойдем по пути генералов-стратегов, которые просчитывают каждый шаг, анализируя прошлое и смотря в будущее.

Нам нужно, как отметил Владимир Иванов, понимать, какие сейчас происходят глобальные процессы и как перестроить систему образования, чтобы вступить в это «сражение» подготовленными. Необходимо иметь представление, какой будет наша страна через 10-15 лет, в которой будут жить люди, которые сегодня пошли в первый класс или поступили на первый курс. Сейчас человек создает новое — технологическое — пространство, в котором большую роль играют продукты и услуги, в котором движущая сила — цифровые технологии.

Вопрос в том, как именно мы будем пользоваться этими технологиями. И кто будет ими пользоваться. Майский указ президента России, стратегические документы, национальные проекты — все они говорят о необходимости преодолевать технологическое отставание, внедрить цифровые технологии в экономику.

Однако, как сказал Владимир Иванов, у нас часто получается так, что наука — отдельно, образование — отдельно, национальные проекты — отдельно. Чтобы преодолеть эту разобщенность, нужно решить несколько ключевых проблем — в том числе в сфере политики. Государство должно ответить себе, к примеру, на вопрос, какого человека оно хочет развивать в условиях нового пространства, новой среды обитания: квалифицированного потребителя или человека-творца.

Образование — это то же самое, что и национальная безопасность: кого мы подготовим, того и получим. Если мы получаем потребителя с инженерным дипломом, то технологии мы будем брать из-за рубежа. В таком случае наша страна попадет в технологическую зависимость.

Где человеческий капитал в России?

Во-первых, человеческий капитал – всегда один из ключевых вопросов в России. Сейчас у нашей страны есть три актива мирового значения, если не говорить про недра: военный, территориальный и человеческий потенциал. «Человеческий капитал России сегодня не конкурентное преимущество, а конкурентный недостаток. Человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Рост капиталовложений в сектора, формирующие человеческий капитал, повышение фондовооруженности медицинских работников и увеличение расходов на НИОКР по направлению медицинских наук до уровня, соответствующего уровню развитых стран. Развитие человеческого капитала в интересах регионов, отраслей и сектора исследований и разработок.

Прорывные технологии и человеческий капитал в ТЭК: ключевые вызовы

Если же посмотреть на другой показатель — возраст исследователей, — мы увидим, что в нашей науке существует некий «провал» в количестве ученых в возрасте от 50 до 60 лет. Это как раз те люди, которые пошли в науку в 90-х тогда им было около 25. Сейчас их мало. Наоборот, достаточно много тех, кому за 60: их научная карьера началась еще в СССР. Через 10 лет мы лишимся этого «золотого фонда». Или вот другая статистика: на 10 тысяч активно работающего населения приходится чуть больше 50 научных сотрудников. Если посмотреть на страны, с которыми мы соперничаем, то мы увидим, что у них это число на отметке 85-100 человек. А у тех стран, которые на первом месте в экономическом развитии, и вовсе 150.

Мы отстаем от последних на три крупных шага. Возникает вопрос, где взять научных сотрудников? Тем более в таких условиях, когда студентов не привлекает аспирантура, когда научная деятельность проигрывает перед работой — иногда не совсем интеллектуальной, но хорошо оплачиваемой. Эти «развилки», эти слабые места в системе образования, на самом деле начинаются не в вузе, а еще в школе. Слова, некогда сказанные премьер-министром Великобритании, подразумевают, что, готовясь к будущим военным конфликтам, военачальники обращаются к своему прошлому опыту, учитывают предыдущие ошибки, чтобы не допустить их снова. Фразу, ставшую крылатой, можно воспринимать и наоборот: в этом случае она приобретает негативный оттенок и говорит уже о генералах-ретроградах, которые, в отличие от молодых продвинутых умов, не могут идти в ногу со временем. Новая «война» предстоит и в образовании.

И будет лучше, если мы пойдем по пути генералов-стратегов, которые просчитывают каждый шаг, анализируя прошлое и смотря в будущее. Нам нужно, как отметил Владимир Иванов, понимать, какие сейчас происходят глобальные процессы и как перестроить систему образования, чтобы вступить в это «сражение» подготовленными. Необходимо иметь представление, какой будет наша страна через 10-15 лет, в которой будут жить люди, которые сегодня пошли в первый класс или поступили на первый курс. Сейчас человек создает новое — технологическое — пространство, в котором большую роль играют продукты и услуги, в котором движущая сила — цифровые технологии.

За этим должны стоять активы: например, в виде активной поддержки со стороны населения. Наверное, этого актива пока недостаточно. Потому что власть совершенно не обязана любить как бизнес, так и гражданское общество просто так. Это скорее отношения по расчету, а не по любви. В одной из своих лекций вы рассказываете, что Россия — биполярная страна, которая одновременно имеет черты индивидуализма И-Россия и коллективизма К-Россия. Нет, так нельзя сказать. Потому что гражданская деятельность существует как в И-России, так и в К-России. Я бы сказал, что это бывшие территории освоения, куда люди приходили, оторвавшись от привычных сообществ. Поэтому они научились вести себя, не спрашивая разрешения. К-Россия — это остальные регионы. Индивидуалисты действуют, не спрашивая разрешения. Коллективисты спрашивают разрешение и советуются с семьей, начальником, духовным авторитетом… Но у них есть другое преимущество. Юрий Лотман назвал это «архетипом отдания себя». Коллективисты склонны к самопожертвованию, к уважению общей идеи. И в И-России, и в К-России возникают гражданские организации. Но есть отличие. В К-России люди легче объединяются, но там чаще встречается проблема «свои против чужих». В И-России присутствует стремление действовать без разрешения. И это прекрасно, потому что позволяет реализовать совершенно новые и смелые идеи. Но при этом — очень низкая договороспособность. Двум умным людям сложно договориться, потому что каждый из них считает, что его идея, несомненно, правильная, и никаких поправок не терпит. И что компромисс — это гадость и слабость. Хотя, знаете, мой папа говорил: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько может отдать добровольно». Это очень, мне кажется, правильная установка. Поэтому в крупных городах мы нередко видим организации, которые очень персонализированы. Лицо организации — конкретный человек, который продвигает интересы своей организации. Поэтому я бы не сказал, что гражданские объединения — это явление одной части страны. Они присущи и К-России, и И-России; везде есть свои плюсы и минусы. Вы упомянули договороспособность. Вернусь к вашим лекциям, в которых вы как-то сказали: «Россия — страна умных людей, но не договороспособных». Можно ли это отнести к третьему сектору, где многие проблемы приходится решать в постоянной коммуникации с властью и обществом? Если мы говорим о договороспособности между властью и гражданскими организациями, то тут две напасти. Первая связана с представлениями, что с властью разговаривать не надо, нельзя этого делать. Потому что мы сами с усами и все сами решим. Как правило, такое невозможно. В России присутствие государства велико во всех сферах, и получить позитивный эффект от своей работы не получится, если оградиться от этой власти. Это не означает, что нужно всегда соглашаться. Но в диалоге нужно находиться. А другая напасть в том, что власть часто не воспринимает гражданские организации как тех, с кем надо договариваться. Чего это она будет договариваться, когда она законная власть, а там какие-то пришли и хотят, чтобы их принимали за равных? И это тоже крайность.

В КемГУ представили разработки специалистов Института цифры, готовые к внедрению в реальный сектор экономики В КемГУ представили разработки специалистов Института цифры, готовые к внедрению в реальный сектор экономики 26. Глава региона поручил производственникам и руководству НОЦ определить на территории региона отработанный горный карьер, который приспособят под испытательный полигон разработанных кузбасскими учеными и инженерами технологий для их оперативного внедрения в экономику. В рамках реализации проектов комплексной научно-технической программы КНТП «Чистый уголь — зеленый Кузбасс» в Институте цифры Кемеровского госуниверситета разработали веб-приложение для мониторинга состояния региональных и муниципальных дорог.

Адрес для корреспонденции и посетителей: 127018, Россия, г. Москва, ул. Полковая, д.

Человеческий капитал набирает вес

Он посвящен теме развития человеческого капитала. Это главная задача и государства, и работодателя. Это инвестиции в человека». За несколько дней работы саммита эксперты отрасли и представители федеральных органов исполнительной власти, государственного сектора, а также крупных предприятий обсудят многие актуальные вопросы в сфере управления персоналом.

В настоящее время одной из важнейших задач государства является развитие человеческого капитала, поскольку именно вокруг ресурсов человеческого капитала сегодня все чаще выстраиваются глобальные мировые тренды.

Развитие человеческого капитала — необходимое и обязательное условие развития инновационной экономики, экономики знаний, глобальных информационных систем, новейших технологий и новых форм бизнеса. В современном мире на передовых позициях оказываются уже даже не те, кто встраивается в перспективные тренды, а те, кто их формирует. Именно Москва как одна из крупнейших агломераций мира имеет не только потенциал, но еще и подготовленную базу для участия в этих процессах.

Многие наши гости и участники сессий сошлись во мнении, что Нижний Новгород из год в год подтверждает статус HR-столицы России с уникальными кадровыми проектами, достойными тиражирования по всей стране», - рассказала генеральный советник «Областного кадрового агентства» Мария Устинова. Завершился саммит вручением премии «Работодатель года» министром кадровой политики Нижегородской области Екатериной Лебедевой. Всего на премию в этом году было подано 58 заявок. Не успело закончиться это мероприятие, как некоторые делегации приступили к обсуждению повестки следующей встречи. Это говорит о важности и нужности нашей площадки, которая объединяет людей, проекты и государства», - рассказал исполнительный директор КУПНО Роман Марков.

Пятница, 15 мая 2015 02:27 Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования Россия оказалась на 26-м месте среди 124 мировых экономик по качеству и использованию человеческого капитала, обогнав другие страны БРИКС. К такому выводу пришли исследователи из Всемирного экономического форума в Давосе, опубликовавшие вчера свежие оценки Индекса развития человеческого капитала 2015 года. Столь высокое место РФ в рейтинге напрямую связано с высокой доступностью образования, которое, впрочем, не соответствует современным требованиям экономики и остается на низком уровне. Результаты исследования качества человеческого капитала в мире Индекса развития человеческого капитала — 2015, Human Capital Index 2015 , которые второй раз спустя два года опубликовала аналитическая группа Всемирного экономического форума ВЭФ , для России оказались впечатляющими. В текущем рейтинге из 124 мировых экономик страна поднялась сразу на 26-е место, получив 78 баллов и обогнав все страны БРИКС, но уступив прибалтийским государствам.

Вклад человеческого капитала в ВВП страны стал отрицательным

Майский указ президента России, стратегические документы, национальные проекты — все они говорят о необходимости преодолевать технологическое отставание, внедрить цифровые технологии в экономику. Однако, как сказал Владимир Иванов, у нас часто получается так, что наука — отдельно, образование — отдельно, национальные проекты — отдельно. Чтобы преодолеть эту разобщенность, нужно решить несколько ключевых проблем — в том числе в сфере политики. Государство должно ответить себе, к примеру, на вопрос, какого человека оно хочет развивать в условиях нового пространства, новой среды обитания: квалифицированного потребителя или человека-творца. Образование — это то же самое, что и национальная безопасность: кого мы подготовим, того и получим. Если мы получаем потребителя с инженерным дипломом, то технологии мы будем брать из-за рубежа. В таком случае наша страна попадет в технологическую зависимость. Это — частный вопрос. Если говорить шире, то самое главное для страны — найти свой путь в образовании, а не копировать траектории других государств. Век живи — век учись Путь этот должен начинаться еще со школы.

И здесь уже на лицо целый ряд проблем, которые поспешили обозначить участники дискуссии. Одна из них — статус педагога и института образования, отношение к нему. Сегодня сферу образования — даже школьного — часто воспринимают как сферу услуг. Это неверный стереотип, который воспроизводится в СМИ, отметила Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка с августа 2013 по 2016 год занимала должность первого заместителя министра образования РФ. Образование призвано обучить человека и воспитать, передать знания, умения, навыки и развить личность. Требуется подход и с другой стороны. По словам Юрия Громыко, директора Института опережающих исследований имени Шифферса, «чтобы структурировать образование, нужно выстроить структуру ценностей, систему непротиворечивой этики», чтобы образование могло выполнять функцию воспитания. К проблеме воспитания обратилась и Ирина Донник, вице-президент РАН, ректор Уральского государственного аграрного университета: «Для кого мы готовим специалиста? Мы забыли такую вещь, как патриотизм.

Обучение в вузе может приносить и потребительскую выгоду удовольствие от процесса обучения и инвестиционную выгоду доступ к лучшим рабочим местам. Отдача от образования может быть как внутренней, связанной с личными выгодами, так и внешней, когда общество в целом получает выгоды от накопления человеческого капитала. Например, образованные люди могут быть более благотворительными и менее склонными к преступлениям, что положительно сказывается на обществе в целом.

Если мы детей будем воспитывать так, что они будут работать на благо своей страны, то у них и не будет мысли потом уезжать за границу». Нужны и компетентные кадры — педагоги, которые смотрят в будущее. Которые способны быстро адаптироваться к изменениям, которые смогут грамотно внедрять новые технологии в образовательный процесс.

И эти кадры требуются не только в столичных учебных заведениях, но и в региональных. Как исправить этот «перекос» — еще один нерешенный вопрос. Одна из ключевых проблем для современной молодежи: проблема самореализации. У школьников нет понимания, какую профессию выбрать, чем заниматься, что изучать дальше в вузе, к чему готовиться. Отчасти это связано с тем, что сегодня в школах нет занятий по профориентации, отчасти вызвано совершенно посторонними моментами. Так, выпускники охотнее сдают обществознание, чем, скажем, физику, потому что сдать проще.

Часто это подначивается самой школой, которая не хочет испортить себе средний показатель баллов за экзамены из-за того, что ученик взялся за трудный предмет и не смог — по разным причинам — набрать высокий балл. И все же есть несколько инструментов, которые открывают детям новые возможности. Например, в некоторых школах формируются волонтерские отряды, благодаря которым дети могут ближе познакомиться с некоторыми профессиями, побывать на «кухне» некоторых специальностей: пожарных, врачей. Кому-то это помогает определиться с областью, в которой хочется развиваться. Нельзя забывать и о дополнительном образовании. Школа сосредоточена на фундаментальных вещах, а допобразование дает выбор, считает ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев.

Знания очень быстро обновляются, мы должны учиться буквально всю жизнь. И менеджеры должны учиться, подчеркнул Александр Стуглев, председатель правления, директор Фонда Росконгресс. И системе образования никогда не поздно учиться на своих ошибках. Заседание, организованное Фондом Росконгресс и РАН, — это уже начало ее «учебы» или продолжение, но с новой главы.

Индекс включает три компонента: Выживаемость. Этот компонент отражает тот факт, что ребёнку, родившемуся сегодня, необходимо дожить до момента начала накопления человеческого капитала в системе официального образования. Уровень выживаемости измеряется по данным о смертности детей в возрасте до 5 лет. Ожидаемая продолжительность обучения в школе, скорректированная на результаты обучения. Информация об объёме образования, которое ребёнок может рассчитывать получить к 18-летнему возрасту, используется в сочетании с данными о качестве, то есть, о том, чему ребёнок может научиться в школе, судя по показателям страны в международных тестированиях учебных достижений школьников. Эти данные в сочетании позволяют рассчитать ожидаемую продолжительность обучения в годах с поправкой на его качество. Благодаря корректировке на качество обучения этот компонент отражает тот факт, что дети в одних странах получают гораздо меньше знаний, чем дети в других странах, хотя и обучаются в школах в течение примерно одинакового времени. Состояние здоровья. Для оценки общей ситуации с состоянием здоровья жителей страны этот компонент использует два показателя: 1 распространённость низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет; 2 показатель выживаемости взрослых, определяемый как доля 15-летних , которые доживут до своего 60-летия. Первый показатель отражает состояние здоровья ребёнка младшего дошкольного возраста; второй показатель используется в качестве измерителя состояния здоровья, которое ребёнок, родившийся сегодня, может иметь во взрослом возрасте.

Оценка человеческого капитала

  • Эксперты ВШЭ проанализировали вклад человеческого капитала в экономику России
  • Газеты пишут о снижении уровня человеческого капитала в России
  • человеческий капитал — публикации с ключевым словом — Издательство «Креативная экономика»
  • Иллюстрации
  • Человеческий капитал - журнал
  • Факторы человеческого капитала

Курсы валюты:

  • Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования
  • В ВШЭ заявили, что развитие России тормозится снижением качества "человеческого капитала"
  • Спецоперация на человеческом капитале | VPost media
  • Исследование
  • В ВШЭ заявили, что развитие России тормозится снижением качества "человеческого капитала" | РВС
  • Россия повысила рейтинг человеческого капитала за счёт образования

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий