Пьесу «Бесприданница» Островский начал еще в 1874 году, закончил же только в 1878-м. Социально – философская драма «Бесприданница» раскрывает нравственные проблемы купеческого сословия. 28 октября «Бесприданница» была одобрена к постановке Театрально-литературным комитетом. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актеров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная.
Краткое содержание пьесы "Бесприданница"
Читать книгу онлайн в электронной библиотеке Данинград пьеса Бесприданница произведение Александра Островского. Эльдар Рязанов задумал экранизацию пьесы Островского «Бесприданница» после того, как его сценарная заявка драмы «Дорогая Елена Сергеевна» отправилась на полку. История создания Бесприданницы Островского, задумка пьесы появилась в ноябре 1874 года и стала одним из лучших творений Александра Николаевича. Бесприданница (аудиокнига) – 39 просмотров, продолжительность: 3:59:53 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Старочкина в социальной сети Мой Мир. «Бесприданница», которая стала одной из самых известных пьес драматурга, создавалась с той же целью.
Краткое содержание Бесприданница Островского
«Бесприданница» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Александр Островский. Предположительно, сюжет «Бесприданницы» был основан на реальной истории, потрясшей весь Кинешемский уезд, когда местный житель Иван Коновалов убил свою молодую красавицу-жену. История создания Бесприданницы Островского, задумка пьесы появилась в ноябре 1874 года и стала одним из лучших творений Александра Николаевича. Островский А.Н. Пьеса о конфликте между материальным миром, миром денег и духовным, миром любви. Островский Александр Николаевич Бесприданница.
Бесприданница
Кто написал бесприданница | Бесприданницы-то и находят женихов тов. |
Анализ пьесы «Бесприданница» | — молодая девушка, бесприданница, привлекательная, чувствительная, играет на музыкальных инструментах, хорошо поёт, приятна в общении. |
Бесприданница - Александр Островский
Брак с Ларисой для него — способ хвастовства перед окружающими. Его не уважают герой пьесы и презирает сам автор. Вера Комиссаржевская в роли Ларисы Огудаловой Реальная история в основе сюжета Идею пьесы автору подсказала сама жизнь. Островский в тот период работал уездным судьей и разбирал дело мужчины, мелкого чиновника Ивана Коновалова, который убил свою молодую жену. Считается, что трагический случай и лег в основу «Бесприданницы». Неизвестно, есть ли прототипы у героев пьесы. Скорее всего, это собирательные образы, «герои своего времени». Островский всегда писал, что называется, на злобу дня. Предприимчивые купцы, бессильный мелкий чиновник, которому постоянно указывают на его место, мать, выставляющая дочь перед женихами словно на торгах, и сама героиня — молодая девушка, которая хочет и обеспеченной жизни, и большой любви. Персонажи существуют в ярко и достоверно изображенной автором обстановке мещанского быта со своими житейскими проблемами.
Плакат кино-картины «Бесприданница» Однако и на этой «бытовой» теме Островский не остановился.
Кнуров «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке и Вожеватов «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец , заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение «блестящим барином» Паратовым, который вскружил ей голову, отбил всех женихов и внезапно уехал...
Как только Лариса дала согласие на брак, Карандышев стал гордо ходить, тем самым вызывая насмешки жителей города. В кофейне мужчина пристаёт к ней, ревнуя к Паратову.
Очень эмоционально девушка сообщает избраннику, что его нельзя даже сравнивать с гордым и отважным Паратовым. Карандышев и Огудаловы покидают заведение. Следом за ними туда приходит Паратов, который только приплыл на своём корабле. Информация, о том, что Лариса станет замужней дамой заставила его поразмышлять и взволноваться. Но он справился со своими эмоциями и сообщил Вожеватову с Кнуровым, что сам скоро возьмёт в жены богатую женщину, у которой большое приданое.
В то время как его материальное положение в плачевном состоянии. Действие 2 После женитьбы Карандышев планирует уехать в далёкий уезд, так как там проще выстроить карьеру чиновника. Девушку не пугают такие планы жениха, ведь она поскорее хочет покинуть город, чтобы забыть обо всех происходящих событиях. К дому Ларисы и её матери подъезжает Паратов, который отсутствовал целый год. Разговаривая с Ларисой, он её необоснованно упрекает в том, что она быстро его забыла, и насмехается над её будущим мужем.
Лариса говорит Паратову, что она до сих пор влюблена в него. Паратов разговаривает с Карандышевым свысока, насмехается над ним. Тот побаивается его, поэтому терпит все издёвки и по настоянию Огудаловых, приглашает Паратова на обед в честь предстоящей свадьбы. Паратов решил высмеять Карандышева при помощи вечно пьяного шутника — Робинзона. Кнуров, Паратов, Вожеватов вечером планируют посетить гулянья на Волге, поэтому нанимают цыганский хор и катер.
Действие 3 Созвав на торжество городских богачей, Карандышев угощает их очень скудно. На праздничном столе были лишь самые дешёвые продукты. Присутствующие высмеяли такое явление в своём кругу. Робинзон, которого подговорил Паратов, всячески содействовал, чтобы Карандышев напился.
Ее детство прошло в провинции в глубоко религиозной семье с деспотичным отцом, слепо следующим законам Корана. Не выдержав диктата отца, Лейла убегает из дому в Стамбул, где оказывается втянутой в секс-индустрию. Несмотря на жестокость, царящую в мире торговли женским телом, Лейле придется через многое пройти и многое вынести, но ей удастся сохранить….
Александр Островский — «Бесприданница»
Средняя дочь уезжает с князем, который оказался мошенником, и теперь ее дочери, как и ее мужу, грозит долговая тюрьма. Остается одна надежда на Ларису, которая была хороша собой и привлекала в дом богатых людей не только своей изящностью, но и исполнением красивых романсов. В доме часто бывают состоятельные господа, типа Васи Вожеватова, у которого была богатая торговая фирма, и Кнуров, самый зажиточный человек в городе, постоянно помогавший небольшими суммами для ведения хозяйства этому семейству. Но и хотя они приезжали к ним на вечеринки, оказывая материальную помощь, то у них в отношении к Ларисе совсем были несерьезные отношения. Она для них была как девушка для развлечения, и каждый из них готов был сделать ее своей содержанкой, но не более того. Лариса, понимая, что без приданого, она никому не нужна, влюбляется в хозяина теплохода «Ласточки» Паратова. Она принимает его все ухаживания и подарки, а мать подыгрывает всему происходящему. Но, у богатых людей свои дела и причуды. Не попрощавшись с Ларисой, Сергей Сергеевич уезжает срочно, чтобы спасти свое имение. Прошло практически полгода, а от возлюбленного девушка не получает ни весточки.
Да и мать начала приглашать в дом каких-то сомнительных господ, одним из которых оказался проворовавшийся кассир. Это казус повлиял на их семейство и к ним перестали приезжать достойные господа.
Участие в земских делах развитие образования, медицинского обслуживания жителей уезда, строительство школ, дороги и т. Судейские впечатления, интересные сведения о крестьянском и купеческом быте, описание вечеров и собраний кинешемского купечества легли в основу большинства произведений Островского. Кинешма незримо присутствует в пьесах «Горячее сердце» и «Бесприданница».
Для сюжета последней Александр Николаевич взял реальный случай убийства молодой девушки на почве ревности, дело которой рассматривалось в кинешемском мировом суде. Известно, что творчески переработанные и обобщенные материалы суда явились сюжетной основой пьес «Волки и овцы», «На бойком месте», «Гроза».
Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с огромным состоянием», как сказано о нем в ремарке и Вожеватов «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец , заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева.
Пьеса, начавшаяся со сделки - покупки парохода, - сделкой же и заканчивается, когда Кнуров предлагает Ларисе продать ему себя. Разумеется, это чудовищное унижение человеческого достоинства. Тема унижения последовательно пронизывает пьесу. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески», - говорит Харита Игнатьевна, думая, что последующее богатство и приобретённый статус покроют былой позор. Наиболее ярко и последовательно тема унижения проявляется через образ Карандышева. И, конечно, особое значение приобретает тема любви, которой не существует в подобной системе отношений.
Желание обладать есть. У Кнурова, Вожеватова, Паратова, Карандышева. Но у них нет ни понимания, ни уважения, ни ответственности за другого. Кажется, и материнской любви здесь места не находится. Жанр и Художественные особенности Масштаб проблемы здесь вполне типичен для драмы: столкновение героя с жизненными обстоятельствами, с обществом, с ближним окружением. При таком конфликте финал может стать не менее горьким, чем трагический.
Именно так здесь и происходит. Итак, перед нами психологическая драма, раскрывающая катастрофу человеческой натуры. Исключительную роль для понимания пьесы играют говорящие имена. Имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Образ птицы ассоциируется с красотой, простором, свободой и уязвимостью. Фамилия Огудалова, применительно к матери Ларисы, намекает на расчётливость и цинизм Хариты Игнатьевны: в диалектах среднерусских губерний глагол «огудать» означал «обольстить, обмануть, облапошить, обвести вокруг пальца».
Ещё один существенный приём - лейтмотивы. Например, всю пьесу пронизывает мотив денег. Вспомним про небольшую деталь - монетку: в экспозиции рассказывается, как Паратов стреляет в Ларису, которая держит в руке монетку, а в завершении пьесы разыгрывают в монетку, как вещь, саму Ларису. Важное место занимает в драме мотив блеска. В начале пьесы встречаем эпитет «блестящий барин » - это характеристика Паратова в списке действующих лиц.
Бесприданница - краткое содержание
Входят Огудаловы и Карандышев. Явление 3 Лариса все время молчит и смотрит на Волгу. Вожеватов разговаривает с Карандышевым с иронией, а тот этого не замечает. Он увлечен приготовлениями к свадьбе, приглашает всех на обед. Кнуров, читая газету, всем своим видом показывает пренебрежение к Карандышеву. Вожеватов с Кнуровым собираются уходить — встречать «Ласточку». Харита Игнатьевна отходит в сторону с Кнуровым, рассказывает о больших расходах, намекает, что не откажется от денежной помощи.
Тот обещает зайти. Явление 4 Лариса просит Карандышева быстрее увезти ее в деревню. Карандышев тем временем допытывается об ее разговоре с Вожеватовым. Он ревнует и запрещает называть его Васей. Лариса объясняет, что она «с Васей с малолетства знакома». Карандышев припоминает ее дом, похожий на цыганский табор.
Лариса Дмитриевна со слезами на глазах довольно резко говорит ему, что там ей было веселее, чем сейчас, и что она уже сыта по горло его упреками. Тот просит прощенья. Но когда Лариса упоминает Паратова, он вновь впадает в негодование. Начинает сравнивать его с собой: «Ну, чем я хуже Паратова? Сами по себе вы что-нибудь значите; вы хороший, честный человек, но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все». Карандышев вне себя и требует доказательств.
Лариса рассказывает о том, как Паратов упражнялся в стрельбе. Он попросил одного своего знакомого, кавказского офицера, хорошего стрелка, выстрелить в стакан, стоявший на голове у Паратова. Тот выстрелил, разбил стакан, но побледнел. Паратов сказал ему: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека, вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дал монету Ларисе и выстрелил, ловко сбив монету.
Карандышев спрашивает, как она могла ему это позволить? Лариса, не скрывая своего восхищения Паратовым, говорит: «Да разве можно его не послушать? Лариса вздрагивает. Говорит рассеянно, что стала нервной, что у нее закружилась голова, когда она смотрела вниз. Обрыв будто притягивает ее, она подходит к решетке, заглядывает вниз и чуть не падает. Карандышев удерживает ее: «Пойдемте, что за ребячество!
Входят «блестящий барин» Паратов, Робинзон, Кнуров, Вожеватов. Явление 6 Паратов знакомит всех с Робинзоном и рассказывает его историю: это спившийся «актеришка» Аркадий Счастливцев. Его с другом, «купеческим сыном Непутевым» высадили на пустой остров за «драматическое представление» на корабле: они «разделись, разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких... Одна неприятность - много пьет. Он даже предлагает одолжить Робинзона Вожеватову. Кнуров удивляется, как Паратову не жаль расставаться с «Ласточкой».
Тот отвечает: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня... Вожеватов и Кнуров обещают помочь. Явление 7 Те же. Вожеватов договаривается с Гаврилой о празднике в честь приезда Паратова. Сергей Сергеич приглашает всех к себе.
Вожеватов и Кнуров отказываются: они уже приглашены на обед к жениху Ларисы Дмитриевны. Паратов, узнав об этом, задумывается, а потом говорит, что так даже лучше: «Я немного виноват перед ней, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать... Все договариваются встретиться на обеде у Огудаловых. Действие 2 Явление 2 Харита Игнатьевна очень почтительно встречает Кнурова. Разговор идет о будущем Ларисы. Огудалова слушает Кнурова, во всем с ним соглашаясь.
Он заводит разговор издалека: о нищенском положении Карандышева, который не сможет дать достойной жизни жене. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни... Что ж остается ей? Предполагает, что, не выдержав, она покинет мужа. И намекает на то, что надо ей найти «доброго друга, солидного, прочного». В этой роли, конечно, он видит себя.
Потом переходит к главному: «Вам нужно сделать для Ларисы Дмитриевны хороший гардероб, то есть мало сказать хороший — очень хороший. Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как». Обещает все оплатить. Огудалова благодарит. Кнуров уходит, входит Лариса. Девушка рассказывает, что Карандышев баллотируется в мировые судьи в Заболотье.
Огудалова удивляется, почему в такой дали? Лариса, наоборот, быстрее хочет в деревню: «Я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы» — подальше от суеты городской жизни, от воспоминаний. Явление 4 С улицы кричат, что приехал барин. Огудалова интересуется, что за барин. Илья отвечает: «Такой барин, ждем, не дождемся: год ждали — вот какой барин». Явление 5 Огудалова обеспокоена, кто же приехал: «Должно быть, богатый и, вероятно, холостой, коли цыгане ему так обрадовались.
Ах, Лариса, не прозевали ли мы жениха? Харита Игнатьевна обрывает ее: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь, так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Входит Карандышев. Явление 6 Лариса просит Карандышева быстрее уехать. А он и не намерен, говорит: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». Карандышев находится в эйфории, думает только, как отомстить за униженное самолюбие тем, кому почти открыто завидует: «Вон посмотрите, что в городе делается, какая радость на лицах, все повеселели, скачут по улицам, кричат друг другу: «Барин приехал, барин приехал!
Лариса встает в испуге, просит забрать ее в деревню, пока дело до беды не дошло. Около двери появляется Паратов. Лариса уходит с Карандышевым в комнату матери: «Мама, пожалуйста, отделайся от его визитов! Спрашивает о причине его прошлого исчезновения, тот оправдывается, говорит, что спасал свое движимое и недвижимое имущество. Харита Игнатьевна допытывается, собирается ли он скоро прощаться с холостяцкой жизнью? Тот уклоняется от ответа, хочет видеть Ларису, мать зовет ее.
Явление 8 Лариса говорит с Паратовым кротко и старается не показать, что рада его видеть. Самого же Паратова волнует, любит ли еще она его? И он начинает обвинять ее: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц... Он понимает, что она его все еще любит, и это греет его самолюбие. Он просит прощения. Лариса спрашивает, что же дальше, а он: «Теперь я во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся как лучшие друзья».
Лариса спрашивает: «Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас? В любви приходится иногда и плакать». Лариса пожалела о своем признании, сказав, что надеется, что он не употребит во зло ее откровенность. Паратов заявляет, что чтит брак, и спрашивает, что же в ее женихе хорошего? Лариса Дмитриевна приводит веское доказательство: «Он любит меня». Явление 9 Входят Огудалова и Карандышев.
Юлий Капитоныч знакомится с Сергеем Сергеичем довольно сдержанно. Паратов понимает, с кем он имеет дело, и сразу начинает подтрунивать над ним: «Вы не ревнивы. Ревнивые люди ревнуют без всякого повода». Карандышев, чтобы не упасть в грязь лицом, тоже в ответ хамит. Паратов, добившись своего, начинает требовать, чтобы тот просил прощения: «Кажется, пора меня знать. Если я кого хочу поучить, так за неделю дома запираюсь да казнь придумываю».
Харита Игнатьевна и Лариса успокаивают их и убеждают Карандышева, чтобы тот попросил прощения. Приносят шампанское, Карандышев приглашает Паратова на обед. Действие 3 Явление 1 Лариса жалуется матери на Карандышева, который ничего за своей гордыней не видит, а тем временем его специально подпаивают, потешаются над ним: «Стыдно, стыдно, так бы и убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего. Да ведь они меня терзают! Лариса говорит, не слушая их: «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят».
Явление 4 Паратов, Кнуров и Вожеватов смеются над пьяным Карандышевым: «Вот, господа, для таких случаев Робинзоны-то и дороги». Собираются в ресторан: «Приглашает обедать известных людей, а есть нечего...
Оглавление Читать книгу онлайн Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге — Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре.
Постановщик спектакля Евгений Марчелли — опытный и глубокий режиссер, умеющий проникнуть в психологию героев и придать классическому тексту современное звучание. Островский, 200-летие которого отмечается в 2023 году, — один из важнейших авторов для Марчелли, режиссер неоднократно обращался к его произведениям. Для Евгения Марчелли история гибели Ларисы Огудаловой — трагедия, порожденная разным пониманием любви мужчиной и женщиной.
Даже для краткого пересказа важны второстепенные действующие лица. Они больше всего переживают о престиже, стараются придерживаться этикета, негласно установленного в городе: Мокий Парменыч Кнуров — пожилой, состоятельный мужчина, имеет жену, но желает стать покровителем Ларисы.
Василий Данилыч Вожеватов — молодой мужчина, представитель торговой фирмы, с детства знаком с Ларисой. Харита Игнатьевна Огудалова — вдова, мать Ларисы, любит устраивать торжества, деньги на которые выпрашивает у поклонников дочери. Гаврило — владелец кофейни. Робинзон — наёмный актёр. Иван — работник в кофейне. Герои пьесы — жители России в один из переломных моментов культурной и общественной жизни. Новое время требует изменение былых установок, что приводит к обострению личностной культуры. Автор стремится показать эти перемены с христианской стороны, становясь на защиту любви, красоты, нравственности. Действие 1 Вся история происходит в городе Бряхимов.
В начале первой главы в небольшой кофейне, расположенной на берегу Волги, ведут беседу богачи — юный Вожеватов и престарелый Кнуров. Они разговаривают о самой громкой за последнее время новости: юная красавица Огудалова выходит замуж за простого чиновника Карандышева, который славится дурным нравом. Лариса — это дворянка, у которой нет средств, поэтому именуют её бесприданницей. Харита Игнатьевна, мать главной героини, пытаясь поскорее выдать дочь за богача, организовывала вечера, на которые приглашала только состоятельных мужчин. Но никто из них не брал Ларису в жены. В городе ещё помнят подробности её отношений с дерзким и привлекательным судовладельцем Сергеем Паратовым. Сергей часто приходил в дом к девушке, разогнал всех её поклонников, а сам спустя время уехал, так и не сделав предложение. Огудалова безумно любила молодого человека и бросилась за ним, но Харита Игнатьевна вернула её. Вожеватов сообщает Кнурову, что в город возвращается Паратов с единственной целью — продать какое-то своё судно.
Карандышев, его будущая супруга с мамой входят в кофейню.
Аудиокниги слушать онлайн
«Бесприданница» же была написана в 1878, так что её действие никак не могло происходить позже этого года. Если задуматься, «Бесприданница» — это русский вариант знаменитой книги Гюстава Флобера «Мадам Бовари», героиня которой тоже оказалась слишком страстной, слишком романтичной и импульсивной для этого мира. Пьеса Островского «Бесприданница» была написана в 1874 – 1878 годах. Пьеса «Бесприданница» А. Н. Островского — это пример психологического реализма в литературе. Драма написана в 1874—1878 годах. Радиоспектакль "Бесприданница" — по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского (1823 — 1886).