Татары и башкиры различия. Башкирский и татарский различия. Необходимо доказать, что хозяева этой земли – башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать. Между башкирами и татарами существуют значительные культурные и религиозные различия, которые могут повлиять на взаимоотношения между этими этническими группами. Между татарским и башкирским гораздо меньше различий, чем, например, между русским и белорусским, британским и американским английским, чешским и словацким. Главная» Новости» Различия и сходства русских и татар.
В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение
В течение своей истории, башкиры были подвержены влиянию различных народов и культур, включая тюрки, монголов, татар и других. Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ ЭтноФан Дзен башкиры татар? «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно».
Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными. А вы знаете отличие менталитета башкир и татар? Татары и башкиры — в чем заключается разница внешности между этническими группами? башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках.
Курсы валюты:
- Антропологические различия
- Татары и Башкиры. Сходства и Различия. Татарстан. Башкортостан. Уфа. Казань.
- «Турция на Волге», или советский Идель-Урал
- Татары и башкиры: чем похожи и отличаются
Кто такие татары? Мнение башкирских историков.
Татары же не так любят гостей — у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей — любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак — отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый — в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Языком, обычаями. До Революции - отношением к земельной собственности.
Песни обоих народов похожи тем, что строятся на пятизвучии, но в татарских преобладают восточные мотивы. Национальные костюмы тоже похожи: халаты с шалевым воротником и тюбетейки у мужчин, брюки ыштан и туники кулмэк у женщин. Головной убор кыекча, похожий на чалму, считается предметом башкирской национальной одежды. Немного отличается цветовая гамма. У татар преобладают яркие глубокие оттенки зеленого, красного, синего. В одежде башкир главенствуют мягкие желтые, розовые и голубые тона. Особенности языка Оба народа использовали арабскую письменность, но перешли на кириллицу, оставив несколько специальных букв. Башкирский язык звучит мягче, чем татарский, так как некоторые звуки произносятся иначе, например, «г» и «к». В татарском языке некоторые слова имеют другое окончание и значение. Оба языка принадлежат к кипчакской подгруппе тюркских наречий. Несмотря на фонетические различия, башкиры и татары понимают речь друг друга.
Традиционный головной убор башкиров — это «телпеш». Праздники и традиционные мероприятия — у башкиров много национальных праздников и традиций. Например, каждый год весной они отмечают праздник «Сабантуй», который является символом обновления и восстановления жизненных сил. Национальная кухня — башкирская кухня — это уникальное сочетание многих вкусов и традиций. Она включает в себя множество блюд из мяса, рыбы, овощей, молочных продуктов и десертов. К ним относятся, например, «беляш», «этлек куре», «чак-чак» и другие. Народные промыслы — башкиры знамениты своими народными промыслами, такими как ковровое производство, шитье и вышивание, гончарное дело, ткачество и многое другое. Они используют местные материалы и ремесленные традиции для создания уникальных изделий. Национальная одежда Традиционная национальная одежда башкир включает в себя широкие брюки, пеструю рубашку, которую скрепляют белым поясом, а также длинные кожаные сапоги. Для защиты от холода народ использует шубы из овчины, меховые жилеты и шапки. Традиционный женский костюм башкир включает в себя разноцветную набедренную юбку, тунику, которую скрепляют плетеным поясом, а также головной убор в виде шапки или платка. В современной жизни национальная одежда используется главным образом на праздничные и торжественные мероприятия. Традиционная кухня и еда Башкирская кухня отражает историю и традиции этого народа. Она основана на мясе, молочных продуктах, овощах, фруктах и злаках. Некоторые из наиболее известных башкирских блюд включают: Шиш кебаб: кусочки мяса на шпажках, приготовленные на гриле или в печи. Вместе с мясом обычно используются лук, перец и специи. Этле пельмени: это башкирская версия русских пельменей, которые обычно наполнены картофелем, мясом или тыквой. Подаются со сметаной или топленым маслом. Бешбармак: это традиционное блюдо, которое известно по всей Центральной Азии. Оно приготавливается из тонких лепешек, которые обычно подаются с говядиной или бараниной в сочетании с луком и зеленью. Кумыс: это национальный напиток башкиров, который изготавливается из кобыльего молока, брожения и богатый микробами.
В XIX в. Однако, для наступившей эпохи национализма он плохо подходил из-за своей неопределенности. В это время среди мусульман Казани становятся популярными идеи историка и богослова Шихаб ад-дина Марджани о создании единого «мусульманского миллета», взятые из административной практики Османской империи. В качестве названия для новой этнополитической общности по его предложению был взят псевдоисторический термин «татары», как претензия на великодержавность периода Золотой Орды, хотя прямыми потомками улуса ханов Джучи и Батыя могут считаться, в первую очередь, казахи, ногайцы и крымские татары, в меньшей степени - узбеки, каракалпаки и башкиры. Говоря об идее «мусульманского миллета», казанский исследователь А. Хабутдинов пишет: «вплоть до начала XX века «татары» как самоназвание не было общепринятым для предков большинства будущих членов татарской нации», так как «члены нации чаще всего называли себя «мусульманами» в противовес христианам ». При выборе этнонима казанские интеллектуалы сделали ставку на подмену понятий и стереотипные представления, существовавшие в обыденном сознании русского населения. Как пишут современные исследователи, «Марджани стремился объединить в единый татарский миллет всех мусульман округа Оренбургского духовного собрания, независимо от их племенных названий: булгар, татар, мишар, башкир, казахов, ногайцев, сибирских татар, а также по возможности исламизировать кряшен, чувашей и угро-финские народы края». Таким образом, «татаризм» изначально представлял собой модернистский политический проект, не имевший опоры в истории и культуре. Именно поэтому он не нашел поддержки у башкир, казахов и ногайцев. Риза ад-дин Фахр ад-дин писал: «В XIX веке наши ученые начинают общаться с востоковедами и изучать русские источники. Взяв безо всякой критики и проверки в качестве самоназвания, упоминаемых в русской исторической литературе татар, обесчестили себя». Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. Для сравнения: татар тогда было 107 025, тептярей - 14 875. В Вятской губернии Менделеевский и Агрызский районы РТ проживало 13 909 башкир, их которых 8 779 человек проживали в Елабужском уезде, а остальные в Сарапульском; в Бугульминском уезде Самарской губернии Азнакаевский, Бавлинский, Ютазинский, Альметьевский, Лениногорский, Бугульминский районы РТ было 29 647 башкир. По подворной переписи крестьянского хозяйства 1912-1913 гг. Из них: башкир - 154 324 чел. Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. Однако в дальнейшем произошло резкое сокращение удельного веса последних: если перепись 1920 г. Очевидно, что кривая падения не могла быть обусловлена естественными причинами. Так, например, на территории соседней Башкирской АССР той же самой переписью было зафиксировано 135 960 мишарей и 23 290 тептярей. Поэтому в катастрофическом снижении численности башкирского и полном исчезновении тептярско-мишарского населения на территории ТАССР нужно видеть результат административного давления республиканских властей, проводивших политику тотальной татаризации населения. Тем не менее, материалы фольклорно-этнографических экспедиций 60-х гг. В силу различных причин местное башкирское население, начиная с конца XIX века, стало утрачивать свою национальную идентичность. Часть из них в этническом отношении были смешанными - башкиро-тептярскими, башкиро-тептяро-мишарскими, однако, вплоть до XX века в этом регионе численно преобладали башкиры. Это подтверждают не только письменные документы, но и опубликованные в разные годы этнографические карты. Они неизвестны в других регионах России, так как данный социальный институт породила башкирская вотчина. Сам факт существования где-либо представителей этой сословной группы априори указывает на принадлежность территории их проживания к категории башкирских земель. Историк А. Асфандияров в ряде своих работ объясняет возникновение этой группы населения внутренним развитием башкирского общества. По его мнению, первые тептяри представляли собой башкир, потерявших право на владение землей. В таком случае они переставали быть башкирами-вотчинниками и превращались в башкир-припущенников, которые жили в качестве арендаторов на земле своих соплеменников, то есть их «припускали» в свои владения другие башкиры-вотчинники. При этом они часто продолжали оставаться собственниками земли в родной волости. Со временем некоторые из них теряли связь со своей общиной или выталкивались из нее насильно. Отсюда - социальный термин «тептяр» от башкирского глагола тибелеу - «быть выпинутым». Для них было обременительным выполнение повинностей, возложенных на башкирское сословие, как то выплата ясака и, главное, несение военной службы «на своем коште». По словам И. Кирилова, первоначально они «в казну ясаку ничего не плачивали». В то же время любой экономически окрепший тептяр мог обратно перейти в свое «башкирское звание». Таким образом, первоначально тептярское сословие не имело непроходимых юридических границ с башкирами-вотчинниками. Лишь в 1631-1632 гг. Процесс тептяризации больше всего коснулся западных башкир, в частности, Юрмийской волости, отсюда и более ранняя по сравнению, скажем, с башкирами Мензелинского уезда жители многих сел сохраняли башкирское самосознание даже в ТАССР , утрата ими своей национальной идентичности. Например, деревня Сары-Биккул ныне в Лениногорском районе Татарстана , основанная юрмийцами, целиком состояла из башкир-тептярей. Важно отметить также то, что башкир можно было встретить и среди ясачных татар-припущенников. Были башкиры и среди мещан городов губернии. В последующий период истории, когда тептярские повинности стали более обременительными, нежели башкирские, башкиры-припущенники перестали переходить в тептярское сословие, оставаясь в своем собственном. Но зато среди тептярей резко возрастает численность переселенцев из числа «татар», мари, удмуртов, чувашей, вышедших из своих общин и порвавших связь со своим сословием ясачным, служилым , что существенно изменяет этнический облик тептярей в XIX веке. Таким образом, утверждения некоторых авторов о том, что данная группа состояло исключительно из «татар» не соответствуют действительности. Последние в большинстве своем относились к категориям ясачных, служилых, торговых, чемоданных татар, которые превосходили по численности тептярей. После упразднения в 1865 году Башкирского войска тептяри прекратили свое существование в качестве сословия, однако, еще долго сохраняли свое прежнее самосознание. Что касается башкир-тептярей, то за столетия «тептярства» произошел следующий социальный сдвиг: значительная их часть в силу долговременной оторванности от своего этноса стали культурно тяготеть к «татарам», увлекая за собой башкир-вотчинников Мензелинского, Бугульминского, Елабужского и Сарапульского уездов. Пожалуй одним из главных факторов, способствовавших утрате национальной идентичности у западных башкир, был лингвистический вопрос. На протяжении веков литературным языком башкир был поволжский тюрки, основанный на чагатайской письменной традиции. Он в равной степени был распространен среди башкир и «татар». Однако, нужно отметить, что для первых он был естественным продолжением на родной речи , а у вторых он стал доминировать в довольно позднее время XV-XVI вв. До этого, как уже говорилось выше, мусульманское население Казанского края говорило на диалекте, носившем на себе печать палеотюркского булгаро-чувашского наречия. Башкиры же пользовались z-языком общетюркского типа, о чем красноречиво свидетельствует тюркский филолог XI в. Махмуд Кашгари: «У племен кыргыз, кипчак, огуз, тухси, ягма, чигиль, уграк, чарук чистый единый тюркский язык. К ним близок язык йемеков и башгиртов». Причем, нет уверенности в том, что их язык изначально имел фонетические особенности, характерные для современного башкирского литературного языка, как, например, последовательная замена тюркского -s- звуком -h-. По всей вероятности, эта черта сформировалась под влиянием иранской сарматской этнической стихии. Современный татарский язык сформировался в результате языковой экспансии, шедшей в Среднее Поволжье из тюркской степи, в том числе, из Башкирии. Поэтому расхожее мнение, бытующее в широких слоях народа, о том, что северо-западные башкиры разговаривают на татарском языке, которого, как было показано выше не существовало до начала XX в. Во-вторых, для северо-западных башкир «татарский язык» был исконным, тогда как предки казанских татар - чуваши - восприняли его на рубеже XV-XVI вв. В 20-е годы XX века были разработаны нормы современного литературного башкирского языка, которые основывались на юго-восточных диалектах народной речи. В в то же время говоры северных и западных башкир, фонетика которых была близка к современному татарскому языку, были проигнорированы. Результаты этого ошибочного решения не замедлили сказаться при проведении советской перепии 1926 года, когда понятия об этнической национальной идентичности и родном языке были разведены в разные категории. Восторжествовал принцип лингвистического национализма, господствовавший в Европе XIX века: «я являюсь представителем той национальности, на чьем языке разговариваю». Если в 1897 году большая часть тюркского населения западной и северной части исторического Башкортостана южные уезды Пермской и Вятской губерний, Бугульминский, Бугурусланский и Мензелинский уезды считали своим родным языком башкирский язык, то в 1926 г. Таким образом, этническая ассимиляция северо-западных башкир, в том числе значительной части рода Гирей, стала следствием ряда объективно сложившихся причин, о которых было рассказано выше. Однако, этот процесс в ряде случаев подстегивался сознательно уже начиная с конца XIX века. Одной из целей политического проекта «татарского миллета», как более высокой, по мысли его авторов, стадии развития локальных идентичностей, были поглощение и полная ассимиляция башкир, тептярей, мишарей, кряшен и др. Определенные круги научного сообщества Татарстана и сегодня прилагают усилия по демонтажу башкирской этничности. К примеру, в некоторых публикациях отрицается факт существования башкирского этноса, мол, это было всего лишь сословие, хотя оснований сомневаться в историчности татарской идентичности неизмеримо больше. Говоря о проблемах этнической идентичности тех гирейцев, которые ошибочно считают себя татарами, нужно отметить, что данное явление во многом стало следствием слабого знания собственной истории. Люди руководствовались не доводами разума, основанными на исторической памяти и знании архивных документов, а эмоциями. Созданный многими поколениями казанских деятелей миф о великих булгарских и татарских «предках», рисует им сказочный образ прошлого, имеющий мало общего с исторической действительностью. Их выбор является скорее предметом веры, чем разума. Поэтому, хочется заострить внимание читателей на приведенных в данном томе материалах и документах, которые являются не результатом чьей-то прихоти, а артефактами истории. Из них следует, что башкирский период их истории насчитывает несколько сотен лет, тогда как татарский проект представляет собой недавнее явление, насчитывающее несколько десятилетий. На кладбищах гирейских аулов покоятся десятки поколений их предков, считавших себя не чувашами, и, тем белее, не татарами, которых до XX в. Необходимо отметить, что сегодня ассимиляционный процесс, затронувший башкирский народ, в значительной степени остановлен. Благодаря открывшемуся доступу к архивным документам и распространению исторических знаний все большее число этнических башкир, считавшихся до недавнего времени татарами, узнает правду о своем происхождении, узнает о своей подлинной истории. В то же время язык перестает быть главным маркером национальной идентичности, то есть татароязычность уже не является препятствием для башкирской самоидентификации. Можно разговаривать на татарском языке или северо-западном диалекте, можно быть абсолютно русско- или англоязычным, но при этом быть башкиром. Иноязычность не мешает чувствовать принадлежность к прошлому своего рода, без которого нет народа. Фрагмент публикуется с разрешения авторов монографии: История башкирских родов. Хамидуллин, Ю. Юсупов, Р. Асылгужин, Р. Шахеев, Р. Рыскулов, А. Гумерова, Г. Галеева, Г. Подобные публикации преследуют конкретную цель — реанимацию провалившегося в 1918 году проекта «Идель-Урал» и создание «Великой Татарии». Радикальные формы татаризма, начиная с 90-х гг. XX века, дестабилизируют ситуацию в нашей республике. Вспомнить, хотя бы акцию Татарского общественного центра «Река Ик — Берлинская стена» и недавние заявления Союза татарской молодежи об инициации референдума об отделении от Башкортостана его западных районов и присоединении их к Татарстану. Один из нынешних его татарских идеологов Д. Психоисторическая война, развернутая сторонниками агрессивного татаристского дискурса, направлена на демонтаж башкирской идентичности, в первую очередь, у жителей северо-западной части Башкортостана. В связи с этим необходимо сделать экскурс в прошлое, чтобы проследить историю этнонима «башкорт», его соотношение с терминами «тептяр», «мишар» и «татар», а также рассмотреть лингвистическую ситуацию в Урало-Поволжье с эпохи средневековья до XX века. Этноним башкорт среди других тюркских имен, имеющих живых носителей, на сегодняшний день является одним из самых древних наряду с названиями уйгур, кыргыз, дубо тува и др. Исчезли кёк-тюрки, огузы, тюргеши, кимаки, хазары, волжские булгары, печенеги и многие другие известные тюркские народы, а их современники башкиры сохранились до сего дня. Самое раннее упоминание о них находится в китайской хронике «Суй-шу», составленной в 643 году: в составе конфедерации огузских племен теле тегрег , населявших территорию Западнотюркского каганата, названо племя ба-шу-ки-ли. Ныне башкиры относятся к тюркским народам кыпчакской группы, однако, в их языке сохранились рефлексы огузского наречия. Не случайно, ведущий российский лингвист-тюрколог А. Дыбо пишет: «Башкирский язык, скорее всего огузский в своей основе, подвергался неоднократной кыпчакизации: в домонгольскую эпоху, в золотоордынский период и, наконец, в относительно позднее время со стороны татарского и казахского языков». В целом соглашаясь с выводом названного ученого, нельзя принять пункт о влиянии на башкир татарской языковой стихии, поскольку, как мы покажем ниже, предки современных казанских татар перешли на свой теперешний язык лишь в XV-XVI вв. Напротив, процесс языковой экспансии шел в обратном направлении — из Башкирии, Крыма и Мангытского юрта Ногайской Орды в Среднее Поволжье. В арабской литературе страну Башкирию билад Басджурт впервые отмечает арабский путешественник середины IX в. Салам Тарджуман. Секретарь багдадского посольства в Волжскую Болгарию Ахмед Ибн Фадлан писал в 922 году, что перейдя через реки Яик, Самара, Сок и Кондурча, они «прибыли в страну народа турок, называемого аль-Башгирд». Как видим, в X веке просторы нынешней Самарской области и юго-востока современного Татарстана были населены башкирами, потомки которых проживают там и поныне. Авторы X в. На его карте город Карукия, находившийся на территории так называемой «Внешней Башкирии» Басджурт аль-хариджа , помещен у места впадения в реку Итиль Агидель некой реки, текущей с севера, вероятно, Уфимки. Персидский историк и географ XIV в. Хамдуллах Казвини пишет о городе Башкорт: «М. Если первый сопоставляется с золотоордынским городом Мокша ныне с. Наровчат Пензенской области , то второй, судя по западноевропейским картам, отождествляется с Уфой. Авраам Крескес, а также Герард Меркатор 1512-1594 гг. После присоединения к Русскому государству понятие «Башкирия» в качестве хоронима и этнической территории башкир начинает фигурировать в официальных русских документах. Иван Грозный в духовном завещании 1572 г. Рычкова используется термин «Башкирия», В. Татищев в своих указах пишет «Башкирь» , в «Реестре башкирских волостей» от 1730 г. Русские писатели XIX в. Не секрет, что журналисты центральных СМИ предпочитают использовать преимущественно это название вместо официального «Башкортостан». Причина проста: оно укоренено в русской литературной традиции, а потому естественно вытекает из русской же лексики. Этого нельзя сказать о таких названиях, как Татария Татарстан , Чувашия, Марий Эл, Удмуртия, являющихся неологизмами периода национально-государственного строительства 20-30-х гг. XX века. Однако, и между последними имеется коренное различие. Если представления о землях марийцев, удмуртов и чувашей существуют, как минимум, с X в. Не случайно, упомянутый выше Д. Другой казанский исследователь И. Гилязов приводит причину острого внимания на проблему татарской идентичности, которая проявляется в последнее время в научном сообществе: «Поскольку термин «татары» изначально не был нашим самоназванием, внимание историков все больше привлекали моменты, как этот этноним был привнесен в среду предков современных татар, как татар называли их соседи. Эта проблема волновала многие поколения исследователей. Дело в том, что в немногочисленных источниках, написанных самими жителями Казанского ханства, термин «татары» не упоминается ни разу. В последних обычно видят мишарей, а в тарханах — феодальную верхушку башкирского народа. По поводу остальных этнических групп — чувашей, мордвы и марийцев черемисов — до недавнего времени вопросов не возникало. Но где же здесь татары, коль скоро документ написан самими казанцами? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно учесть, что нет ни одного источника «татарского» или, лучше сказать, туземного происхождения, в котором какая-нибудь этническая группа Золотой Орды именовала бы себя татарами. Для более широких объединений обычно использовались имена выдающихся монгольских ханов, ставших эпонимами соответствующих межплеменных политических группировок: хан Чагатай — чагатаи, хан Ногай — ногайцы, хан Шибан — шибанцы шибанлыг , хан Узбек — узбеки, но опять же никак не татары. Упомянутый выше И. Вначале оно было названием и, по-видимому, самоназванием одного из монгольских племен Центральной Азии, затем оно перешло в другое качество, и в XIV-XV вв. Беда только в том, что татарами оно именовалось опять же лишь со стороны соседей. Сами себя ордынцы так никогда не манифестировали. Поэтому И. Гилязов пишет: «К сожалению, исторических источников, которые непосредственно отражали бы этническое сознание населения Золотой Орды, почти нет». Проще было бы признать, что документов, доказывающих их татарскую идентичность, попросту не существует. Если население Золотой Орды именовалось татарами лишь на страницах внешних источников — русских, арабских, персидских, армянских, европейских, а сами себя ордынцы так не называли никогда, следовательно, термин «татары» - это лишь экзоним или аллоэтноним, такой же как «немцы». В обыденном сознании русского народа этногеография мира была довольно проста: на западе живут немцы, а на востоке — татары. Например, еще в официальных документах XVIII века англичане именовались аглицкими, шведы — свейскими, испанцы — шпанскими немцами. Аналогичным образом, появились такие искусственные конструкции, как узбекские, ногайские, кавказские, азербайджанские, в том числе, и казанские татары, хотя на территории Евразии, начиная с XIII века, не было ни одного народа, использовавшего данный этноним в качестве самоназвания автонима. Как известно, в 1202 г. Чингиз-хан и правитель кереитов Тогрул Ван-хан разбили татар и подвергли их поголовному уничтожению. Известный синолог Е. Кычанов писал: «Так погибло племя татар, еще до возвышения монголов давшее свое имя в качестве нарицательного всем татаро-монгольским племенам. И когда в далеких аулах и селениях на западе через двадцать-тридцать лет после той резни раздавались тревожные крики: «Татары! Таким образом, несмотря на то, что татары подверглись физическому уничтожению, их имя продолжало жить собственной жизнью. Именно поэтому такие понятия, нередко встречающиеся в литературе, как «татарский хан», «татарское ханство», «татарский эпос» о Едигее или Чура-батыре или «татарский язык» применительно к эпохе средневековья, не могут использоваться в качестве научных терминов, поскольку термин «татары» является не более чем историографическим, литературным и фольклорным штампом. Фигура умолчания относительно татар в источниках, касающихся Казанского ханства, была главной загадкой для историков, которая получила свое окончательное решение недавно. Так как же называло себя коренное население Казанского ханства и Казанского края до и после вхождения в состав Русского государства? Данное положение стало результатом исследований многих ученых. Другой пример, касающийся башкирского восстания 1681-1684 гг. В 1682 году казанский воевода Петр Шереметев докладывал: «в нынешнем же де во 190 году…Аюкай и Солом Серет и иные тайши, собрався с своими ратными людми, пошли под Казанские и Уфинские уезды войною по присылке воровских башкирцев и казанских татар…». Однако, параллельные показания ногайского мурзы Алабека Асанова рисуют несколько иную картину: «…в нынешнем де в 190 году…по присылке изменников башкирцев и чюваш, пришел к ним башкирцам Аюка тайша с калмыки и ногайцы и с едисаны и ныне стоит в башкирской деревне Карабаш». Речь идет об одних и тех же событиях с той лишь разницей, что русский воевода в качестве союзников башкир упоминает казанских татар, а мурза — чувашей. Следовательно, эти два термина тождественны друг другу. Разница состоит лишь в том, что первое название является сословным названием населения Казанского уезда, применяемым со стороны русской администрации. Второе название — это их самоназвание и туземное название, используемое представителями тюркских, монгольских и финно-угорских народов. Этноним «чуваши», применительно к татарам, пережиточно сохранился у марийцев, которые до сих пор именуют их словом «суас». Казанский историк Д. Таким образом, в приводившихся выше документах — челобитной «всей Казанской земли», духовной грамоте Ивана Грозного, актах Московского царства — предки казанских татар были зашифрованы под именем чувашей. В этой связи становится понятной характеристика австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, данная Казанскому ханству: «Царь этой земли может выставить войско в тридцать тысяч человек, преимущественно пехотинцев, среди которых черемисы и чуваши — весьма искусные стрелки. Чуваши отличаются также и знанием судоходства…Эти татары — культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Накануне падения Казани, когда там боролись друг с другом две партии аристократов — казанская промосковская и крымская антимосковская , чуваши-мусульмане на правах коренного населения активно вмешивались в феодальные усобицы: «и начаша рознити Казанцы с Крымцы, и приходили Чаваша Арская з боем на Крымцов: «о чем де не бьете челом государю? Понятно, что и здесь имеются в виду не чуваши-язычники правобережья Волги, которые вряд ли могли врываться в ханскую резиденцию мусульманской Казани и требовать изменения внешнеполитического курса страны. Чуваши-мусульмане также жили в районе Закамской засечной линии, состоявшей из таких крепостей, как Ерыклинск, Тиинск, Билярск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск. В 7159 1651 году «приходили на государеву вотчину на Закамской уезд ногайские мурзы с воинскими людьми и взяли многие деревни и чуваской многой полон». Их случайно встретили башкиры во главе с тарханом Тоимбетом Янбаевым, ехавшие «по своей вере Богу молится». Тогда вместо молений они вступили в бой и «и с теми ногайскими воинскими людьми бились, и многих людей побили, и чуваский многой полон отбили…». Понятно, что чуваши Закамья опять же не могли соответствовать современным чувашам, а только предкам нынешних казанских татар. Таким образом, чуваши-мусульмане населяли все три географических региона современного Татарстана — Заказанье, Закамье и Горную сторону. Как следует из анализа источников, население Казанского ханства состояло из двух страт, во-первых, оседлых земледельцев-мусульман, составлявших большинство и именовавшихся чувашами и, во-вторых, тонкого господствующего слоя тюрко-монгольские племена Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак, Мангыт и др. Не случайно, Л. Гумилев писал: «потомков этих болгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называют именем «татары», а их язык — татарским». Хотя это не больше чем камуфляж! Каково в таком случае соотношение чувашей-мусульман Казанского ханства с современными чувашами? Выйдя из повиновения булгарскому царю, они переправились на правый берег Волги и положили начало народности современных чувашей. Абу Хамид аль-Гарнати, побывавший в Саксине , пишет, что там живут выходцы из Волжской Болгарии — булгары и сувары. Основным населением вновь образованного Казанского ханства становятся чуваши-мусульмане, что и нашло отражения в источниках. В самом деле, надгробные эпитафии эпохи Булгарского царства и раннего периода Казанского ханства написаны на палеотюркском диалекте R-язык , ближайшим родственником которого является чувашский язык. Каким же образом и когда предки казанских татар перешли на современный Z-язык общетюркского типа? Если говорить о времени смены языка, то произошло это не ранее XV века. Тюрколог-лингвист А. Дыбо пишет: «Окончательное формирование татарского языка происходило после образования Казанского ханства в середине XV века». Правда, он тогда татарским еще не именовался. Примерно тогда же финноязычная мещера Касимовского ханства, находившаяся под культурным влиянием крымско-ногайско-башкирской знати, которая выезжала на службу в Мещерский юрт, перешла на тюркский язык и превратилась в известных всем мишарей мещеряков. Проводниками этих процессов были род Барын, который имеется в составе современных башкир и крымских татар, род Аргын, имеющийся у казахов, Мангыт — у ногайцев, Кыпчак — в составе большинства тюркских народов, кроме казанских татар, и другие. Что касается Мещерского юрта, то наличие там Иректинского и Каршинского беляков , а также «татар из числа тарханов и башкирцев», позволяет говорить о значительной роли башкирской знати в тюркизации тамошнего мещерско-мордовского населения. Мишари в отличие от последних двух сословных групп, были этносом и сословием одновременно. Этнический состав служилых татар был довольно пестрым. В их числе были ногайцы, крымцы, башкиры и др. Можно с уверенностью сказать, что данный этноним имел положительную коннотацию, о чем говорят данные ономастики. Таким образом, решающую роль в образовании современных татар сыграло само Русское государство, которое создало сословия служилых и ясачных татар, ставшие теми формами, в которых на протяжении XVI-XX вв. Как показывают современные исследования, принятие нового имени произошло не ранее конца XIX — начала XX вв. Причем, этот процесс поначалу охватил только казанских мусульман и лишь позднее мишарей, тептярей и часть северо-западных башкир. Академик Иоганн Эбергард Фишер в 1755 году писал, что «те, кого сейчас зовут татарами, имя это не принимают, считают поношением». Таким образом, этнофолизм «татары» прижился в качестве самоназвания казанских мусульман, однако, произошло это не сразу, так как еще в XVIII в. Интересно, что служилая татарская знать также именовалась чувашами.
Чем отличаются татары и башкиры? Рассказываю подробно
Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2—3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной. Башкирский мед — бренд Башкирии.
Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт.
Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак. Внешность Одежда Особенностью одежды башкир является использование различного вида ткацких искусств. Например, применение аппликаций, вязание, вышивка узоров, украшение монетами и кораллами, нанесение орнамента на кожу. Часто созданием одного костюма занималось несколько мастеров. Их задачей было получить слаженный ансамбль, объединенный единым художественным замыслом.
Непременно в составлении костюма требовалось соблюдение традиций. Формирование костюма происходило под влиянием скотоводческого ремесла. Для утепления люди пользовались тулупами, шубами из овечьей шерсти. Домашнее сукно было довольно толстым, а праздничное, наоборот, тонким. Чтобы сделать материл максимально плотным, его сваливали и поливали горячей водой.
Сапоги делали из кожи. Кожу могли сочетать с сукном или войлоком. Чтобы утеплить одежду, пользовались мехом дикого зверя. Особенно была востребована белка, заяц, волк и рысь. Для праздничных шуб и головных уборов использовали бобра и выдру.
Значительную роль играли конопляные нити, обладающие повышенной прочностью. Рубахи делали из полотна, украшая геометрическим узором. Дизайн костюма различался в зависимости от региона проживания. Например, в юго-восточных районах предпочитали красный, синий и зеленый цвета. Северо-восточные, челябинские и курганские башкирки носили платья с окаймляющей вышивкой.
Подол платья украшали орнаментом, как и рукава. В 13 веке стали появляться новые материалы для изготовления одежды, в том числе сукно фламандского, голландского и английского производства. Башкиры стали ценить тонкую шерсть, бархат и атлас. Общей чертой женского и мужского костюма оставались штаны и рубаха женщины носили платья. Нередко башкирам приходилось надевать целый комплект верхней одежды.
Каждый был свободнее предыдущего, что позволяло передвигаться с удобством и спасаться от холода. Эту же особенность сохранили и для праздничных нарядов. Например, башкиры могли носить одновременно несколько халатов, причем уже независимо от погодных условий. В горной Башкирии мужчины надевали ситцевую рубаху, холщовые штаны, легкий халат. Зимой наступало время холодов, и тканевая одежда сменялась суконной.
Ее изготавливали из шерсти верблюда. Рубаху не опоясывали, но для фиксации халата использовали пояс с ножом. Дополнительным оружием для охоты или похода в лес служил топор. Халаты сами по себе служили повседневной одеждой. Множество экземпляров можно видеть в музеях, расположенных на территории Башкирии.
Ярким примером красоты женской одежды у башкир служит бешмет и елян. Они наглядно показывают способности мастеров использовать вышивку, кораллы, бисер и монеты для декорирования тканей. Чтобы сделать наряды максимально красочными, мастера использовали сукно разных цветов. В совокупности с золотым и серебряным позументом получали неповторимую гамму. В качестве орнамента использовали солнце, звезды, животных и антропоморфные узоры.
Кораллы позволяли выкладывать треугольники и красивые ромбы. Бахрома использовалась для нашивки, которую делали у талии.
Да и в культуре народов много общего — от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры — сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей. Конечно же у этих народов больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Показать больше.
Башкиры в основном живут в Башкортостане. Татары — вторая по численности народность в России - внешне татары ближе к европейцам, в то время как башкиры больше похожи на монголов - самое большое отличие — в исторически сложившемся характере. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые - башкиры дружелюбный и гостеприимный народ, потому что еще с древних времен на территории проживания было много переселенцев.
Если вы придете в гости к башкирам, то для вас накроют богатый стол. Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости.
Татарстан хочет быть лидером в регионе — должен довольствоваться равноправием. Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета.
Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским. Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию.
Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет. Справедливость живёт в аду, а в раю — только любовь Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем.
С одной стороны, татары должны понимать, что мир — залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками. А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.
Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит — ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.
Теперь о русских, коих большинство Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико. Видео: Урок казахской истории Владимиру Путину.
Чему научили тюрки русских В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими национальным языком республик.
Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" — в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.
Благие подвижки Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта. Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик.
Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия.
Кто вбивает клин между татарами и башкирами?
Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? башкиры, казахи и кавказские тюрки. большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин. В нашей статье мы рассмотрим отличия между татарским и русским характером. Чем татары от башкир отличаются и почему это не один народ ЭтноФан Дзен башкиры татар?
Татароязычные башкиры. Кто они?
И еще татары и башкиры придерживаются одной веры - Ислама! Раис Башкир сперва есть мясо,потом суп из лапши. Татарин есть сперва суп,а потом мясо.. В этом и различие. Шутка конечно. За столетия уже давно и они смешались. Больше всего Башкиров живёт в Челябинской области.
Ляля Гарайханова-Гибадуллина Уф, никому не дает покоя татарский вопрос. Все такие умные, в истории всех народов были и будут войны, что ворошить. Теперь то живем вместе, а все пытаетесь унижать других. Забудьте, обьединяйтесь, над нами угроза сегодня. Не будут смотреть татарин ты или русский.
Башкиры в основном живут в Башкортостане. Татары — вторая по численности народность в России любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак В башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Разница в характере. Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в алфавите А ещё известно, что татары раньше башкир «осели» на земле, то есть перестали кочевать. В то время, как башкиры до 19 века вели кочевой образ жизни.
Внешне они более смуглые, чем татары, лица уплощенные, как у представителей монголоидной расы. Эпикантус складка верхнего века есть практически у каждого.
Периодически отдельные деятели вбрасывают версию, что татары — это не национальность, а некая сборная из мишар, тептяр, кряшен, сибирских татар, башкир и ногаев, либо башкиры — это не народ, а сословие. Возникают споры и вокруг национального происхождения известных ученых, писателей, политиков, музыкантов прошлого и настоящего. По первой версии, инициаторы такого противостояния находятся не в Уфе или в Казани, а, например, в Москве. Такой точки зрения придерживается политик и журналист Максим Шевченко. Ни в какой пантюркизм и пантуранизм я не верю, как и в панславизм. По мнению Шевченко, политтехнологи, сталкивающие лбами два народа, считают, что консолидация тюрков — это слишком большая угроза. Выгодоприобретателем могут быть те, кто привык громко выступать от имени своего народа. И для них это вопрос воспроизводства как особого сообщества, которое должно постоянно находиться в состоянии мобилизации против кого-то, — комментирует Кагарлицкий. По его словам, сейчас их время уходит. И политика, которая на определенном этапе казалась вполне себе закономерной и даже немного полезной, пережила себя. Но сейчас ситуация иная: экономика намного важнее. И такие вещи катастрофического результата не дадут, как давали бы в 1990-е годы, — считает социолог. Когда выгодно подчеркивать "башкирскость" и "татарскость" Уфимский политолог Дмитрий Михайличенко обращает внимание на то, что такие информационные баталии между татарами и башкирами усиливаются именно в преддверии Всероссийской переписи населения, когда национальный вопрос начинает активно политизироваться. Эта борьба не очень приятная, но вполне понятная. Особенно она актуализируется в преддверии Всероссийской переписи населения. Некоторые эксперты говорят, что эти трения носят системный характер, — говорит он нашему корреспонденту. Что касается Башкирии, по словам Михайличенко, здесь добавляется эксцесс исполнителей, озабоченных национальной тематикой, которые не умеют работать деликатно, но умеют создавать конфликты. Характерна реакция федеральных структур: месседж о недопустимости попыток сеять межнациональную рознь некоторые маргиналы от науки получили четкий. Сложившаяся ситуация ему напоминает 1990-е, когда тема татаро-башкирских отношений была очень актуальной.
Новости партнеров
- Башкиры и татары: отличия во внешности и характере
- «У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»
- Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов
- #народымира
Башкиры между Лениным, Эльциным и Колчаком
- Кто такие татары? Мнение башкирских историков.: mumis34 — LiveJournal
- Татарский и башкирский языки: отличия
- Татары и башкиры. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Кто такие татары? Мнение башкирских историков. | большей вариативностью, так как нация сложилась не так давно на стыке финно-угров и кипчаков. |
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия у народов. Разница между башкирами и татарами | Потом пришли татары, и татары отчасти ассимилировали башкир и из-за этого возникла такая ситуация, когда тамошние башкиры стали татароязычными. |
В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение
Башкиры — происхождение народа, где и как живут, традиции, одежда, кухня | В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение. |
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. Разница между башкирами и татарами | Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. |
Чем отличаются башкиры от татар? Рассказываю просто об истории двух народов | | «По генетическим характеристикам особых отличий татар от башкир, чувашей, удмуртов и коми не видно». |
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются | В чем отличия между башкирами и татарами, есть ли разница – сравнение. |
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов | У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. |
Чем отличаются татары от башкир - 83 фото
Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов. В отличие от татар, у башкир внешний облик имеет следующие отличительные черты. Множество татар живут в Башкирии, а множество башкир говорят на татарском языке, а не на башкирском. В башкирском обществе очень сильны этномобилизационные аспекты, солидарность и взаимовыручка, особенно на востоке и юге, где компактно проживают башкиры, поэтому происходящее там неудивительно, считает Айсин.
Почему татары появились в 15-м веке, а башкиры – один из самых древних народов России?
Согласно этой идеологии, западные башкиры, чтобы стать «настоящими», должны восстановить свой родной язык, якобы забытый ими под давлением татарской экспансии. Здесь суть состоит в механизме формирования этнического самосознания. Субъективно осознаваемая этничность имеет своим источником реальные этнодифференцирующие признаки, а процесс формирования этнического самосознания связан с межэтническим сопоставлением «мы — они». Этническое самосознание — это не только самоидентификация отнесение человеком к тому или иному этносу , но и его представление о своем народе, его культуре, языке, историческом прошлом и т. Исследования многих ученых, в частности, моего учителя академика Р. Кузеева, свидетельствуют о том, что Белебеевско-Бугульминская возвышенность, т. В дальнейшем башкиры с этой земли никуда не уходили, а их язык и культура всегда были почти идентичны с татарским языком и культурой. По исследованиям видного языковеда Р. Сибагатова, язык тюркского населения западных и северо-западных районов Башкирии и 100, и 200, и даже 300 лет назад имел татарское звучание, т.
Еще в 50-е годы прошлого века крупный башкирский лингвист Дж. Киекбаев, изучая внутреннее строение башкирского языка, пришел к однозначному выводу о том, что «нельзя разделять мнение тех, кто считает разговорный язык западных башкир башкирским диалектом, потому что башкиры, проживающие в западной и северо-западной Башкирии, разговаривают на татарском языке среднем диалекте татарского языка ». Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский южный и куваканский восточный.
Во время Золотой Орды, а после ее развала - во время Казанского ханства, башкиры платили татарам дань и выполняли все приказы ханов и наместников. По сути, татары создали государство и цивилизацию, в которую вошли древние племена башкир вместе с их Родиной.
Но после штурма Казани Иваном Грозным и падения Казанского ханства, роли двух народов поменялись - теперь татары побежали на земли башкиров, спасаясь от русской власти. Дело в том, что умный русский царь даровал башкирам автономию и свободу от налогов. И татары ринулись к ним, чтобы воспользоваться этими благами. Именно поэтому до сих пор в Башкирии живет так много казанских татар. Большое число прибывших в Уфу татар и привело к тому, что северо-запад Башкорстана говорит на ином, татарском языке. Любопытно, что татары до сих пор относятся к башкирам как к младшим братьям, ревнуют их к успехам и достижениям, помогают в проблемах.
Видимо это отголоски времен Золотой Орды, когда татаро - монголы правили Евразией и заботились о башкирах в составе своей великой, кочевой страны. А что думаете Вы?
Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала.
Их этноним образовался примерно в 9-10 веке. У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию.
Кроме того, волосы декорируются различными узорами из лент, бисера, металлических элементов и цветов.
Украшения, которыми дополняется традиционная прическа татар и башкир, также являются важным элементом национального костюма этих народов. Они включают в себя разнообразные серьги, броши, заколки, ободки и другие украшения. Особенностью этих деталей является преобладание золотого и серебряного цветов, а также использование ярких камней и перламутра. Традиционные прически и украшения татар и башкир являются важной частью их культурного наследия.
Они демонстрируют не только прекрасный внешний облик этих народов, но и погружают нас в их богатую и уникальную традицию и историю. Наследие и происхождение внешнего облика Одним из важных факторов, определяющих внешний облик татар и башкир, является место проживания. Обитатели горных районов имеют свои особенности во внешности, такие как светлая кожа, светлые глаза и волосы. Люди, проживающие в более плоских и теплых местностях, имеют более темный тон кожи и волос.
Татары и башкиры имеют множество общих признаков внешности. Это прежде всего темный волос и черные глаза. Часто у них можно наблюдать кофейно-каштановый цвет волос и глаз. У некоторых представителей этих народов бывает светлый оттенок кожи.
Внешний облик народа также зависит от генетического полиморфизма. В татарской и башкирской этногруппах существуют различные гены, влияющие на внешний облик. Например, гены, ответственные за цвет кожи и волос, могут отличаться у разных представителей этих народов. Татары и башкиры имеют богатую историю и культуру.
Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов
Башкиры — славный и мудрый народ | Чем отличаются татары от башкир: основные отличия народов. |
Башкиры и татары: отличия во внешности и характере | Как видим, татары, тептяри и кряшены лишь вместе взятые были сопоставимы по численности с башкирами. |
Велика ли разница между итогами переписи-2021 для татар и башкир? | Башкиры прямолинейные и скромные, татары более гибкие и бережливые. отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый язык схож, несмотря на то, что отличается алфавит. |